Научная статья на тему 'Современные подходы к оценке инновационного потенциала угледобывающего предприятия'

Современные подходы к оценке инновационного потенциала угледобывающего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баташова А. Ф., Жукова И. Б.

Рассматриваются подходы к оценке инновационного потенциала компании, в частности, ресурсный, функциональный и продуктовый подход. Предлагается использование показателя инновационного потенциала при разработке стратегии развития угледобывающего предприятия и угольной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оценке инновационного потенциала угледобывающего предприятия»

_________________________________ © А.Ф. Баташова, И.Б. Жукова,

2010

А. Ф. Баташова, И.Б. Жукова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются подходы к оценке инновационного потенциала компании, в частности, ресурсный, функциональный и продуктовый подход. Предлагается использование показателя инновационного потенциала при разработке стратегии развития угледобывающего предприятия и угольной отрасли.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, угледобывающее предприятие.

Ж~/есмотря на некоторый подъем экономической активности,

-^^наблюдавшийся в 2000-2008 гг., далеко не все предприятия топливно-энергетического комплекса показали способность эффективного использования технических, технологических, рыночных и финансовых возможностей, что привело к торможению их развития и послужило сдерживающим фактором роста российской экономики в целом.

Не был также реализован инновационный потенциал (предпосылки инновационного развития) угольной отрасли, заключающиеся в переходе к использованию супердинамичных технологий «шахта-лава», применении технологий глубоко обогащения и термохимической переработки углей, экологически чистого транспортирования к крупным потребителям, создания локальных энергоустановок непосредственно при угольных шахтах.

Необходимость интенсификации развития угольной отрасли является очевидным фактом по ряду причин, среди которых:

- наличие в недрах огромных высокорентабельных запасов энергетических углей;

- существенно более низкие по сравнению с газовой промышленностью удельные капиталовложения на создание новых производственных мощностей;

- экономическая целесообразность поставок природного газа в химическую промышленность, на экспорт, с соответствующим сокращением использования природного газа энергетике и замещения его угольным топливом.

Анализ итогов работы отрасли за 2008 и 2009 год [1] показывает: темпы роста добычи невелики, в общем объеме угольной продукции по-прежнему присутствует около 8% импортного угля. В отрасли доминирует четвертый технологический уклад, характеризующийся малой долей продукции низкой степени технологической готовности [2]. В связи с вышесказанным теоретические и практические задачи, связанные с оценкой и повышением инновационного потенциала предприятий угольной отрасли являются актуальными.

Понятие инвестиционного потенциала предприятия точно не определено и трактуется по-разному. Большинство российских авторов работ по инновационному менеджменту дают определение инновационного потенциала, как «совокупности различных видов ресурсов (включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические), используемых для осуществления инновационной деятельности» [3]. Подобные походы к определению инновационного потенциала можно отнести к «ресурсным».

Другая трактовка инвестиционного потенциала (ИП) заключается в том, что ИП рассматривается как степень готовности организации выполнить задачи по достижению поставленной инновационной цели. Причем в качестве инновационной цели, как правило, рассматривается конкретный инновационный проект, или совокупность инновационных проектов, или программа инновационных преобразований. В этом случае оценка инновационного потенциала осуществляется по схеме «Ресурсы - Функции - Проект», где под функциями понимаются производственные и управленческие функции. Интегральный инновационный потенциал предприятия определяется как совокупность потенциалов проектов. Функциональный подход к оценке инновационного потенциала, в частности, описан в работе [4]. Оценка ИП производится через анализ элементов внутренней среды. По нашему мнению, данный подход можно также назвать «блочным», так как анализ внутренней среды производится по блокам: продуктовому, функциональному, ресурсному, организационному и управленческому. Оценка иннова-

ционного потенциала может проводиться как в детальном, так и в диагностическом варианте.

Существует и другая трактовка инновационного потенциала, приведенная в [1]. Количественно инновационный потенциал автор предлагает оценивать как максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном использовании имеющихся инновационных ресурсов. По-нашему мнению, совокупность похожих подходов можно назвать «продуктовыми» или «ресурсно-продуктовыми». При этом в понятие инновационных ресурсов предлагается включать не только внутренние, но и внешние факторы, такие, как: инновационная инфраструктура; инновационный климат; законодательство; бюджетно-налоговая и кредитная политика государства.

Близкими к понятию инновационного потенциала являются понятия инновативности и инновационной активности. Как правило, два последних используются как синонимы и обозначают интенсивность осуществления инноваций организацией. Для измерения интенсивности могут быть использованы различные показатели, такие как число инноваций, осуществляемых за определенный период времени (количество реализуемых или планируемых инновационных проектов, или выпуск инновационной продукции в процентах от общего выпуска продукции на предприятии). Об интенсивности инноваций (и инновативности предприятия) может свидетельствовать скорость осуществления инноваций как время, необходимое организации для внедрения инновации, после того, как она была внедрена в другом месте.

Основное отличие понятий инновативности и инновационного потенциала, по нашему мнению, заключается в следующем. Инно-вативность, или характеристика инновационной активности, проявляется в реализации внутренних инновационных возможностей в настоящий момент; инновационный потенциал характеризует способность увеличения инновационной активности в перспективе.

Инновационный потенциал, вернее его оценка и мониторинг, могут служить эффективным инструментом реализации инновационной стратегии. Для этого он должен объективно отражать:

1) наличие предпосылок осуществления инновационной деятельности во внутренней среде предприятия;

Факторы внутренней сре- Механизмы доступа к Факторы внешней

ды внешним факторам, среды

1. Продуктовый блок

2. Функциональный блок

3. Ресурсный блок

4. Организационный блок

5. Управленческий блок

присутствующие во внутренней среде

1. Выход на рынок инноваций

2. Уровень использования инновационной инфраструктуры

3. Доступ к внешним источникам финансирования

4. Степень лоббирования интересов компании на региональном и федеральном уровнях, наличие налоговых льгот.

1. Внутренний и внешний рынок инноваций

2. Инновационная инфраструктура

3. Финансирование инноваций

4. Организационная, законодательная и административная поддержка инноваций

Рис. 1. Модель инновационного потенциала (предложена автором)

2) возможности, предоставляемые внешней средой;

3) наличие у предприятия доступа к этим возможностям.

Таким образом, в понятие инновационного потенциала обязательно должна быть включена внешняя составляющая, так как, как убедительно доказано в статье [5], «эпоха закрытых инноваций», когда компании вовлекаясь в инновационный процесс, исключительно ориентируются на свои возможности, сменяется «эпохой открытых инноваций», когда источники инновационного потенциала компании находятся за их пределами».

Структурная модель инновационного потенциала угледобывающего предприятия, включающая факторы внешней среды, представлена на рис. 1.

Основную цель осуществления инновационной стратегии на предприятии можно сформулировать как повышение инновационной активности при постоянном или возрастающем уровне инновационного потенциала.

Оценка инновационного потенциала в угледобывающей отрасли может быть использована:

1. В масштабах предприятия при выборе стратегии развития предприятия. Повышение интегрального показателя инновационного потенциала может использоваться как критерий отбора стратегических альтернатив;

2. В масштабах отрасли уровень инновационного потенциала отдельных предприятий может служить критерием выбора объекта инвестиций для институциональных и индивидуальных инвесторов, отраслевых или региональных инновационных фондов.

------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Итоги работы угольной промышленности России в 2008 году. Составитель И. Таразанов // Уголь. - 2009 г. - №3.

2. Цукерман В.А., Носкова Е.С. Анализ зарубежного опыта становления технологических укладов в горно-металлургическом комплексе // ГИАБ. - 2009. -№9.

3. Инновационный менеджмент. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева. - М., 2008.

4. Фатхутднинов Р.А. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2008.

5. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Солахов П.А. Внешние и внутренние условия формирования российской национальной инновационной системы // Финансы и кредит. - 2009. - №38. ШИН

— Коротко об авторах ------------------------------------------------

Баташова А. Ф. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и право» Шахтинского института (филиала) ГОУ ВПО «ЮжноРоссийский государственный технический университет», E-mail: Rus-Batashova@yandex.ru

Жукова И.Б. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и право» Шахтинского института (филиала) ГОУ ВПО «ЮжноРоссийский государственный технический университет», E-mail: Rus-Batashova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.