Научная статья на тему 'Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития'

Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1195
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HILDREN WITH LEARNING DELAY / EVALUATION OF ACHIEVEMENTS / SPECIALIZED INSTRUMENTS / CERTIFICATION / LIFE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабкина Наталия Викторовна

В статье изложены подходы к оценке академических знаний и жизненной компетенции детей с задержкой психического развития. Описывается специализированный инструментарий оценки учебных достижений и трудностей, приводятся специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения образовательной программы начального общего образования) аттестации. Для оценки продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции предлагается использовать метод экспертной группы. Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, оценка достижений, специализированный инструментарий оценки учебных достижений и трудностей, аттестация, жизненная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабкина Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to evaluation of achievements and difficulties in junior pupils with learning delay

The article presents approaches for evaluation of academic knowledge and life competences of children with learning delay. Specialized instruments for evaluation of educational achievements and difficulties are described, special conditions for providing current, intermediate and final (according to the results of mastery of the elementary mainstream education) certification are presented. Method of expert group is proposed to evaluate child's progress in the development of life competences.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития»

-\

56

Коррекционная педагогика

Н.В. Бабкина

Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития1

В статье изложены подходы к оценке академических знаний и жизненной компетенции детей с задержкой психического развития. Описывается специализированный инструментарий оценки учебных достижений и трудностей, приводятся специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения образовательной программы начального общего образования) аттестации. Для оценки продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции предлагается использовать метод экспертной группы. Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, оценка достижений, специализированный инструментарий оценки учебных достижений и трудностей, аттестация, жизненная компетенция.

В настоящее время больше половины детей с задержкой психического развития (ЗПР) обучаются в массовых классах общеобразовательных школ. Обучение в условиях инклюзии предполагает получение школьниками с ЗПР образования, сопоставимого по задаваемому Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) конечному уровню с образованием здоровых сверстников, при нахождении в их среде и в те же календарные сроки. Однако все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания № 2016/Р12 Минобрнауки РФ.

способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации

о ^ ¡5

деятельности и/или поведения. Общими для всех детей с ЗПР являют- 5 ™

ш

ся в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной регуляции [1; 2; 5; 7]. |

Все это требует как создания специальных условий воспитания и обучения детей с ЗПР, так и разработки специальных инструментов оценки их учебных достижений, а также личностных качеств, необходимых для успешной школьной адаптации и социализации. Система оценки результатов освоения образовательной программы должна строиться с учетом особых образовательных потребностей школьников с ЗПР и быть ориентированной на мониторинг индивидуальных достижений ребенка в освоении академических знаний и формировании жизненной компетенции.

В качестве подхода к оценке академических достижений ребенка с ЗПР может быть применен разработанный в Институте коррекцион-ной педагогики РАО специализированный инструментарий, существенно отличающийся от традиционно применяемых на практике контрольных заданий. Инструментарий построен по принципу шкалы заданий с последовательным и контролируемым снижением уровня трудности по одному параметру [4, с. 183-185], при этом каждое умение ребенка проверяется с помощью трех последовательно предъявляемых ему заданий (три примера, три задачи, три уравнения и т.д.).

Проиллюстрируем это на примере проверки того, насколько хорошо ребенок с ЗПР научился решать простые задачи с прямой формулировкой условия, т.е. понимает ли он условие задачи и умеет ли найти ее правильное решение (выбрать соответствующее математическое действие). Для этого специализированный инструментарий содержит три задачи одного и того же типа.

Задача № 1. С одной яблони упали 12 яблок, а со второй яблони упали 8 яблок. Сколько яблок упало с двух яблонь?

Задача № 2. Мама раздала детям 8 желтых яблок и 6 красных яблок. Сколько всего яблок раздала мама детям?

Задача № 3. На одной тарелке лежат 10 яблок, а на второй тарелке лежат 7 яблок. Сколько всего яблок на двух тарелках?

и а сс

Все три задачи являются простыми задачами с прямой формулировкой условия, и все они решаются при помощи сложения, однако с точки

*

ее го

| 1 зрения анализа условия они являются задачами разной сложности. ° 2 Понять условие задачи № 1 ребенку с ЗПР труднее всего, т.к. форму* ш лировка вопроса не содержит прямых указаний на действие сложения & (Сколько всего ...?), а склонность к формальной ориентировке в усло-^ вии задачи, стремление принимать любой признак ситуации за существенный для математического анализа (с яблони упали ...) могут привести к ошибочному выбору математического действия (вычитания вместо сложения). Понять условие задачи № 2 ребенку несколько легче. Хотя и в ее условии содержится фраза, способная сбить ребенка с толку (мама раздала), вопрос к задаче (Сколько всего ...?) указывает на необходимость сложения. Понять условие задачи № 3 легче всего, т.к. оно ничем не осложнено.

Задачи предъявляются ребенку последовательно, начиная с наиболее трудной (№ 1). Сопоставляя результаты выполнения трех заданий, учитель может определить, что уже умеет и чего еще не умеет ребенок, удалось ли в процессе обучения преодолеть характерное для детей с ЗПР стремление к формальной ориентировке в условии задачи. Если ребенок самостоятельно и правильно решает только самую простую задачу (№ 3), следует, с одной стороны, положительно оценить выявленные умения ребенка и затраченные усилия учителя, но, с другой стороны, обязательно продолжить учить его решать задачи данного типа, последовательно и планомерно усложняя их условия.

Специализированный инструментарий целесообразно использовать в конце изучения каждой темы, выбирая соответствующие ей задания, в конце каждой четверти, в конце каждого учебного года, по завершении цикла начального школьного обучения. Такая система оценки достижений ребенка с ЗПР, построенная с учетом особенностей усвоения определенной предметной области детьми данной категории, позволит сделать видимыми достижения и проблемы конкретного ученика, оценить качество и результат обучения, наметить направления индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи.

Как показывают результаты научных исследований, при проведении оценки познавательной и учебной деятельности дети с ЗПР проявляют существенную ситуационную зависимость от организации процедуры обследования, формы представления задания, наличия стимулирующей и организационной помощи, присутствия знакомого взрослого и т.д. [2]. Все это требует создания специальных условий проведения аттестации освоения образовательной программы. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения образовательной программы начального общего образования) аттестации обучающихся с ЗПР могут включать:

1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

3) наличие в начале работы этапа общей организации деятельности; 5 адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению);

4) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; при необходимости - дублирование педагогом письменной инструкции ее прочтением вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

5) при необходимости - адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания и др.);

6) предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнение работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

7) увеличение времени на выполнение заданий;

8) возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

9) исключение ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка (в частности, негативных реакций со стороны педагога).

Соблюдение вышеперечисленных условий проведения аттестации позволит исключить негативное влияние сторонних факторов на продуктивность выполнения ребенком с ЗПР тестовых заданий и выявить объективный уровень усвоения школьником учебного материала.

Следует особо подчеркнуть, что образование должно обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу академические знания и способность их реализации в повседневной жизни, но и развитие и расширение жизненной компетенции. Поэтому результаты формирования жизненной компетенции школьника с ЗПР должны стать предметом специальной оценки, не менее важной, чем оценка его академических знаний.

Для оценки продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции предлагается использовать метод экспертной группы [6].

о ^

X О

б ^ с к

ф

*

СС го

| 1 Эта группа должна объединять всех участников образовательного про-§ 2 цесса - тех, кто обучает, воспитывает ребенка и тесно контактирует с ним. Ее задачей является определение общей оценки достижений & ребенка в сфере жизненной компетенции, которая обязательно учиты-^ вает мнение семьи, близких ребенка.

Основой оценки продвижения ребенка с ЗПР в жизненной компетенции служит анализ изменения его поведения в повседневной жизни по позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с учеником в условиях инклюзии: развитию адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладению навыками коммуникации; дифференциации и осмыслению картины мира и ее временно-пространственной организации; осмыслению своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей [3]. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов - нет продвижения; 1 балл - минимальное продвижение; 2 балла - среднее продвижение; 3 балла - значительное продвижение.

Соотношение продвижения обучающегося с ЗПР по двум направлениям (освоение образовательной программы и формирование жизненной компетенции) и должно являться определяющим для оценки качества образования.

Таким образом, в условиях инклюзивного образования итоговые достижения обучающихся с ЗПР в целом должны соответствовать требованиям к итоговым достижениям сверстников с нормативным развитием, определяемым действующим ФГОС. При этом они должны оцениваться как исходя из освоения академического компонента образования, так и с точки зрения жизненной компетенции ребенка, с привлечением специализированного инструментария, позволяющего сделать видимыми качество и результат обучения, умение применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни, а также степень освоения учеником форм социального поведения, принятых в семье и гражданском обществе и создающих оптимальные условия для его социализации и минимизации рисков социально-психологической дезадаптации.

Библиографический список

1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1. С. 23-31.

61

cc m

2. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задерж- Е кой психического развития. М., 2015. g ю

3. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая g ° содержания образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 5-12.

4. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П. Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений I вида. М., 2003.

5. Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития. Иркутск, 2012.

6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Мало-феев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М., 2013.

7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

и ™ с к

д

ш

И.А. Каткова

Особенности обучения чтению умственно отсталых обучающихся классов для детей со сложным дефектом

Представлена собственная апробированная периодизация этапов формирования навыка чтения у умственно отсталых детей со сложным дефектом: формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения); усвоение гласных и согласных звуков и букв; изучение слоговых структур и отдельных слов; чтение элементарных текстов. Определены общие требования и требования для отдельных категорий (умственно отсталые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями зрения и др.), которые позволили достичь положительных результатов в обучении чтению. Ключевые слова: сложный дефект развития, умственно отсталые дети со сложным дефектом, восприятие буквы, требования к обучению чтению умственно отсталых детей, специфические требования к обучению чтению детей со сложным дефектом развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.