УДК 373.24
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Прокопьева Лариса Вениаминовна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 496 «Золушка», воспитатель, [email protected].
Аннотация. В статье представлен опыт работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой. Автор описал организацию работы, используемые приемы, взаимодействие с родителями.
Ключевые слова: художественная литература, книга, библиотека, дошкольник.
MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN TO FAMILIARIZE WITH FICTION
Prokop'eva Larisa Veniaminovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 496, educator.
Abstract. The work experience with children to familiarize them with fiction are presented in the article. The author described the organization of work, the techniques used, and interaction with parents.
Keyword: fiction, book, library, children.
«Чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий Воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Детство - пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, проживать его. Способность радоваться или сопереживать, очень высока у ребенка, нужно только развивать эту способность.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих отношений, чувств, радостей и страданий. Приобщение к художественной литературе развивает мечту, воображение ребенка, творческую фантазию, образное мышление, и, конечно же, речь [1]. На пути понимания и любви к книге, в период, когда ребенок только слушатель и зритель книги, роль взрослого особенно значительна и важна. Чтобы выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, необходимо знать склонности, интересы ребенка, его индивидуально -
возрастные особенности. Только тогда книга заинтересует ребенка, обогатит его, поможет полюбить ее на всю его жизнь.
В связи с утверждением и введением ФГОС, большое внимание уделяется книге. Знакомство с книжной культурой включено в образовательную область «Речевое развитие»: ребенок должен понимать тексты на слух, различать жанры детской литературы, уметь пересказать короткие тексты, заучивать наизусть стихи и т.п. [3; 4; 5; 6].
Для решения данной проблемы было организован конкурс книжных уголков. Цель - приобщение детей к книге, повышение интереса к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Задачи:
- всестороннее развивать ребенка через книгу, чтение художественной литературы;
- дать детям образцы русского литературного языка;
- развивать умение чувствовать образность и ритм родной речи;
- способствовать формированию мира человеческих чувств, взаимоотношений, понимания взаимодействия жизни общества и природы;
- развивать мышление и воображение;
- обогащать эмоциональную сферу;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
В каждой группе оформлялись книжные уголки, которые были не только эстетично и интересно оформлены, но, главное, насыщены полезной и необходимой информацией. Содержание материала соответствовало возрастным особенностям и интересам детей.
Желание помочь детям с самого детства полюбить книгу, уметь выбрать ту, которая станет другом и помощником ребенка на его жизненном пути, побудило организовать «Книжную гостиную», где каждый ребенок может встретиться с книгой, которую он запомнит на всю жизнь.
Особое место в организации «Книжной гостиной» занимает работа по включению семьи в процесс развития у детей интереса и желания знакомиться с произведениями художественной литературы и народного фольклора. Для этого используются следующие приемы:
- рекомендации на темы: «Ребенок и книга», «Мама почитай мне книжку», «Ваш ребенок не хочет слушать книги», «Как привить у ребенка любовь к чтению»;
- анкета для детей, которая заполняется с помощью родителей «Люблю ли я слушать книги, которые мне читают взрослые»;
- план совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы;
- организация конкурса рекламы на тему: «Моя любимая книга» (в конкурсе участвуют семьи воспитанников по желанию);
- оформление выставки детских рисунков и поделок на сюжеты знакомых произведений;
- организация подборки аудио- и видео- записей мультипликационных и художественных отечественных фильмов для детей;
- организация и проведение литературных вечеров, викторин, развлечений, конкурсов чтецов, встреч со сказочными героями.
Родителям предлагается помочь в организации, принять участие в мероприятиях со своими детьми.
Ежегодно организуется проект «Юные читатели», помогающий детям понять и почувствовать красоту художественных образов. Проводятся тематические экскурсии и встречи: «В гостях у сказочников Братьев Гримм», «Встречи с дедушкой Корнеем», «Волшебный мир Г.Х. Андерсена». В этом году прошла акция - «Читаем детям о войне», посвященная 75-летию Великой Победы.
Особый вид работы по закреплению литературных произведений, конечно же, развлечения по мотивам художественных произведений. В таких мероприятиях дети активны, вспоминают все, что они знают о том или ином герое, и тем самым вспоминая содержание знакомых произведений, развивают свою память, обогащают представления.
Задача взрослых - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга. В последние годы книгу отставили на второй план, а на первое место встал компьютер и всё прилагающее к нему. Родителям легче предложить своим детям фильмы, мультфильмы для просмотра, но мы - педагоги знаем, что даже очень хорошо поставленный фильм не дает тех внутренних ощущений, которые дает книга (например, сказка «Серая шейка»).
Выразительное чтение художественных произведений педагогом или родителями побуждает прислушиваться к речи, ее интонационной выразительности, логического ударения, что способствует пониманию смысла прочитанного текста, эмоционального настроя, а также развитию слуха, вербальных и невербальных средств общения, преодолению трудностей коммуникации [2].
В группах организованы мини-библиотеки. В них имеются не только книги, которые находятся в детском саду, но и те книги, которые дети приносят из дома. Ребята сами изготавливают читательские билеты, по очереди становятся библиотекарями, следят за выдачей книг, их состоянием. В старших группах организованы книжные мастерские. Дети бережно относятся к книгам, сами отбирают для реставрации книги, чинят их в детском саду и дома вместе с родителями.
«Вот увидишь, ты сразу найдешь себе хороших собеседников», - такой прием использует педагог, нацеливая детей на дальнейшую деятельность. Так наши ребята с большим интересом и желанием готовят для друзей рекламы своих любимых книг, а затем рекламируют их. Ребята понимают, что необходимо вызвать интерес к книге. В группах обязательно читаются самые разрекламированные книги. Многие воспитанники в дальнейшем записываются в настоящие библиотеки.
Таким образом, благодаря взаимодействию, совместной деятельности с родителями и взаимопониманию решаются задачи, способствующие привитию
любви к художественному слову, уважения к книге, стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Организация работы «Книжной гостиной» планово и системно позволяет:
- воспитателям и родителям объединить свою работу по ознакомлению дошкольников с произведениями детской художественной литературы (её лучшими образцами);
- педагогам ДОУ наладить на основе взаимопонимания, взаимодействие с семьей ребенка, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической и читательской культуры родителей;
- привить интерес у детей к произведениям художественной литературы и народного фольклора, по-настоящему заинтересовать хорошей книгой;
- помочь детям старшего дошкольного возраста овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью на основе сказочных сюжетов.
Библиографический список.
1. Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 192 с.
2. Одинокова Н.А., Данекина Е.А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Г.С.Чесноковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. Часть 1. - С. 148-150.
3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 5-6 лет) /авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 160 с.
4. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 6-7 лет) /авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 208 с.
5. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет). /авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 160 с.
6. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет) / авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 160 с.
7. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Москва: Просвещение, 1996. 189 с.