Научная статья на тему 'Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой'

Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная литература / книга / библиотека / дошкольник / fiction / book / library / children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева Лариса Вениаминовна

В статье представлен опыт работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой. Автор описал организацию работы, используемые приемы, взаимодействие с родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN TO FAMILIARIZE WITH FICTION

The work experience with children to familiarize them with fiction are presented in the article. The author described the organization of work, the techniques used, and interaction with parents

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

УДК 373.24

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Прокопьева Лариса Вениаминовна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 496 «Золушка», воспитатель, [email protected].

Аннотация. В статье представлен опыт работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой. Автор описал организацию работы, используемые приемы, взаимодействие с родителями.

Ключевые слова: художественная литература, книга, библиотека, дошкольник.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN TO FAMILIARIZE WITH FICTION

Prokop'eva Larisa Veniaminovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 496, educator.

Abstract. The work experience with children to familiarize them with fiction are presented in the article. The author described the organization of work, the techniques used, and interaction with parents.

Keyword: fiction, book, library, children.

«Чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий Воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский

Детство - пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, проживать его. Способность радоваться или сопереживать, очень высока у ребенка, нужно только развивать эту способность.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих отношений, чувств, радостей и страданий. Приобщение к художественной литературе развивает мечту, воображение ребенка, творческую фантазию, образное мышление, и, конечно же, речь [1]. На пути понимания и любви к книге, в период, когда ребенок только слушатель и зритель книги, роль взрослого особенно значительна и важна. Чтобы выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, необходимо знать склонности, интересы ребенка, его индивидуально -

возрастные особенности. Только тогда книга заинтересует ребенка, обогатит его, поможет полюбить ее на всю его жизнь.

В связи с утверждением и введением ФГОС, большое внимание уделяется книге. Знакомство с книжной культурой включено в образовательную область «Речевое развитие»: ребенок должен понимать тексты на слух, различать жанры детской литературы, уметь пересказать короткие тексты, заучивать наизусть стихи и т.п. [3; 4; 5; 6].

Для решения данной проблемы было организован конкурс книжных уголков. Цель - приобщение детей к книге, повышение интереса к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Задачи:

- всестороннее развивать ребенка через книгу, чтение художественной литературы;

- дать детям образцы русского литературного языка;

- развивать умение чувствовать образность и ритм родной речи;

- способствовать формированию мира человеческих чувств, взаимоотношений, понимания взаимодействия жизни общества и природы;

- развивать мышление и воображение;

- обогащать эмоциональную сферу;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

В каждой группе оформлялись книжные уголки, которые были не только эстетично и интересно оформлены, но, главное, насыщены полезной и необходимой информацией. Содержание материала соответствовало возрастным особенностям и интересам детей.

Желание помочь детям с самого детства полюбить книгу, уметь выбрать ту, которая станет другом и помощником ребенка на его жизненном пути, побудило организовать «Книжную гостиную», где каждый ребенок может встретиться с книгой, которую он запомнит на всю жизнь.

Особое место в организации «Книжной гостиной» занимает работа по включению семьи в процесс развития у детей интереса и желания знакомиться с произведениями художественной литературы и народного фольклора. Для этого используются следующие приемы:

- рекомендации на темы: «Ребенок и книга», «Мама почитай мне книжку», «Ваш ребенок не хочет слушать книги», «Как привить у ребенка любовь к чтению»;

- анкета для детей, которая заполняется с помощью родителей «Люблю ли я слушать книги, которые мне читают взрослые»;

- план совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы;

- организация конкурса рекламы на тему: «Моя любимая книга» (в конкурсе участвуют семьи воспитанников по желанию);

- оформление выставки детских рисунков и поделок на сюжеты знакомых произведений;

- организация подборки аудио- и видео- записей мультипликационных и художественных отечественных фильмов для детей;

- организация и проведение литературных вечеров, викторин, развлечений, конкурсов чтецов, встреч со сказочными героями.

Родителям предлагается помочь в организации, принять участие в мероприятиях со своими детьми.

Ежегодно организуется проект «Юные читатели», помогающий детям понять и почувствовать красоту художественных образов. Проводятся тематические экскурсии и встречи: «В гостях у сказочников Братьев Гримм», «Встречи с дедушкой Корнеем», «Волшебный мир Г.Х. Андерсена». В этом году прошла акция - «Читаем детям о войне», посвященная 75-летию Великой Победы.

Особый вид работы по закреплению литературных произведений, конечно же, развлечения по мотивам художественных произведений. В таких мероприятиях дети активны, вспоминают все, что они знают о том или ином герое, и тем самым вспоминая содержание знакомых произведений, развивают свою память, обогащают представления.

Задача взрослых - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга. В последние годы книгу отставили на второй план, а на первое место встал компьютер и всё прилагающее к нему. Родителям легче предложить своим детям фильмы, мультфильмы для просмотра, но мы - педагоги знаем, что даже очень хорошо поставленный фильм не дает тех внутренних ощущений, которые дает книга (например, сказка «Серая шейка»).

Выразительное чтение художественных произведений педагогом или родителями побуждает прислушиваться к речи, ее интонационной выразительности, логического ударения, что способствует пониманию смысла прочитанного текста, эмоционального настроя, а также развитию слуха, вербальных и невербальных средств общения, преодолению трудностей коммуникации [2].

В группах организованы мини-библиотеки. В них имеются не только книги, которые находятся в детском саду, но и те книги, которые дети приносят из дома. Ребята сами изготавливают читательские билеты, по очереди становятся библиотекарями, следят за выдачей книг, их состоянием. В старших группах организованы книжные мастерские. Дети бережно относятся к книгам, сами отбирают для реставрации книги, чинят их в детском саду и дома вместе с родителями.

«Вот увидишь, ты сразу найдешь себе хороших собеседников», - такой прием использует педагог, нацеливая детей на дальнейшую деятельность. Так наши ребята с большим интересом и желанием готовят для друзей рекламы своих любимых книг, а затем рекламируют их. Ребята понимают, что необходимо вызвать интерес к книге. В группах обязательно читаются самые разрекламированные книги. Многие воспитанники в дальнейшем записываются в настоящие библиотеки.

Таким образом, благодаря взаимодействию, совместной деятельности с родителями и взаимопониманию решаются задачи, способствующие привитию

любви к художественному слову, уважения к книге, стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Организация работы «Книжной гостиной» планово и системно позволяет:

- воспитателям и родителям объединить свою работу по ознакомлению дошкольников с произведениями детской художественной литературы (её лучшими образцами);

- педагогам ДОУ наладить на основе взаимопонимания, взаимодействие с семьей ребенка, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической и читательской культуры родителей;

- привить интерес у детей к произведениям художественной литературы и народного фольклора, по-настоящему заинтересовать хорошей книгой;

- помочь детям старшего дошкольного возраста овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью на основе сказочных сюжетов.

Библиографический список.

1. Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 192 с.

2. Одинокова Н.А., Данекина Е.А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Г.С.Чесноковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. Часть 1. - С. 148-150.

3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 5-6 лет) /авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 160 с.

4. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 6-7 лет) /авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 208 с.

5. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет). /авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 160 с.

6. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет) / авторы-сост. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 160 с.

7. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Москва: Просвещение, 1996. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.