Научная статья на тему 'Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма'

Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3922
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURISM / RESOURCE POTENTIAL / SOCIO-ECONOMIC FACTORS / TOURISM RESOURCES / TOURISM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич, Гаврилов Андрей Юрьевич, Новикова Наталия Геннадиевна

Понятие «ресурсный потенциал туризма» относится к одной из наименее изученных экономических категорий. В научной и практической литературе отсутствует его единое толкование, не сложился единый подход к определению состава ресурсного потенциала туризма. Автором проведен анализ современных подходов к определению этого термина и разработана авторская трактовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of «resource potential of tourism» refers to one of the least studied of economic categories. In the scientific and practical literature, there is no common interpretation; also there is no unified approach to the definition the composition of resource potential of tourism. The author analyzes contemporary approaches to the definition of the term and developed by the authors interpretation.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма»

УДК 338.48

I СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ I РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА

Федулин Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ректор

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Гаврилов Андрей Юрьевич, заместитель директора Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, aygavrilov@mail.ru Новикова Наталия Геннадиевна, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The concept of «resourcepotential of tourism» refers to one of the least studied ofeconomic categories. In the scientific and practical literature, there is no common interpretation; also there is no unified approach to the definition the composition of resource potential of tourism. The author analyzes contemporary approaches to the definition of the term and developed by the author's interpretation.

Понятие «ресурсный потенциал туризма» относится к одной из наименее изученных экономических категорий. В научной и практической литературе отсутствует его единое толкование, не сложился единый подход к определению состава ресурсного потенциала туризма. Автором проведен анализ современных подходов к определению этого термина и разработана авторская трактовка.

Keywords: tourism, resource potential, socio-economic factors, tourism resources, tourism potential

Ключевые слова: туризм, ресурсный потенциал, социально-экономические факторы, туристские ресурсы, туристский потенциал

Рассматривая «ресурсный потенциал» как общую экономическую категорию, нельзя не согласиться с утверждением, что он является необходимым условием и одновременным ограничителем экономического развития [14]. Указанный термин широко используется применительно к различным объектам — мировой и национальной экономике, предприятию, отрасли и т. д. В широком понимании термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) рассматривается как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельные лица, общества, государства в определенной области» [3]. Укажем на два важных аспекта — трактовку потенциала: 1) как совокупности имеющихся и возможных средств, 2) как возможностей его использования (реализации). В том же источнике термин «ресурс» определяется как «денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете»

[3]. Более широко понятие «ресурс» трактуется как «запасы, источники чего-нибудь» [12].

Семантика указанного словосочетания позволяет предположить, что ресурсный потенциал прямо определяет способность какой-либо системы производить какой-либо продукт. Однако для использования этого термина применительно к туризму, по нашему мнению, необходимо сделать некоторые уточнения.

Ряд исследователей исходит из представления ресурсного потенциала как «возможности, мощности» и рассматривает его как систему ресурсов, взаимосвязанную совокупность материально-вещественных, энергетических, информационных средств, а также самих работников, которые используют их в процессе производства материальных благ [2]. Другие ученые [14] не согласны с этим подходом и считают целесообразным дополнить понимание этого термина целью производства благ и значимостью условий использования этого потенциала. Ими предлагается рассматривать ресурсный потенциал как систему ресурсов, взаимосвязанную с совокупностью матери-

ально-вещественных, энергетических, информационных, трудовых, инновационных, технических производственных и финансовых ресурсов, которые используются менеджерами в процессе создания ими востребованных как на внешнем, так и внутреннем рынке конкурентоспособных материальных благ для решения задач рыночной экономики. По нашему мнению, в этом определении не корректно употреблено настоящее время, что предполагает включение в состав ресурсного потенциала только «используемых» ресурсов, но не тех, которые «могут использоваться». Кроме того, здесь не отражены возможности использования ресурсного потенциала. Поскольку туризм представляет собой объект более высокого уровня, чем конкретное предприятие, то использование этого определения применительно к туризму некорректно.

Анализ научной и практической литературы показывает, что нередко термин «ресурсный потенциал туризма» отождествляется с понятиями «туристские ресурсы», «потенциал туристских ресурсов» и «туристский потенциал», которые используются как синонимы. По мнению автора, эти термины не должны подменять один другой, поскольку различается их содержательное наполнение.

В науке и практике туризма широко известна и употребляется категория «туристские ресурсы», которая нашла отражение в нормативной базе, толковых и профессиональных словарях, научной и учебной литературе. Наиболее популярные определения приведены в таблице 1.

Не касаясь различий в толковании термина «туристские ресурсы», укажем на общее свойство: так или иначе все определения сводятся к указанию на объекты или явления, которые способны стимулировать туриста предпринять путешествие или, другими словами, на условия, обусловливающие возможность компаниям предложить туристам привлекательный (конкурентоспособный) туристский продукт. Таким образом, понятие «туристские ресурсы» является одним из составляющих ресурсов туризма, но не предполагает включение таких ресурсов, как информационные, материальные (в том числе основные фонды), финансовые, трудовые.

Интересно отметить, что Всемирная туристская организация иначе трактует список туристских ресурсов [16]:

— природные богатства;

— энергетические богатства;

— человеческий фактор (демографические и культурологические аспекты);

— институциональные, политические, юридические и административные аспекты;

— социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха;

— различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений;

— экономическая и финансовая деятельность. Несмотря на максимально широкий охват

видов и категорий ресурсов, следует указать на смешение в этом списке ресурсов, концентрирующихся и воспроизводимых в среде туристской индустрии, и ресурсов, находящихся вне ее, являющихся элементами социально-экономического развития региона. Этот перечень не ограничен рамками индустрии туризма и/или инфраструктуры туризма. Ряд упомянутых ЮНВТО ресурсов могут быть интегрированы в туризм региона, а могут оставаться за его пределами.

По нашему мнению, следует указать на логическую связь между терминами «потенциал туристских ресурсов» и «ресурсный потенциал туризма».

Под потенциалом туристских ресурсов следует понимать совокупность используемых туристских ресурсов (как традиционных, так и концептуальных), совокупность туристских ресурсов в потенциальном состоянии и их источники, которые могут быть использованы для формирования аттрактивных туристских продуктов. Таким образом, потенциал туристских ресурсов отражает следующие аспекты:

— наличие туристских ресурсов, их структуру по видам объектов, а также по размещению на территории региона;

— уровень использования туристских ресурсов, т. е. пропорцию используемых туристских ресурсов и туристских ресурсов, находящихся в потенциальном (неиспользуемом) состоянии;

— уровень загрузки туристских ресурсов, характеризующийся достижимостью нормативов емкости (проходимости) объектов показа.

Ресурсный потенциал туризма представляет собой более широкое понятие, в котором

Таблица 1

Определения категории «туристские ресурсы»

Источник Определение «туристские ресурсы»

В нормативной базе

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности», ст. 1 Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил

Закон Ивановской области от 22 апреля 1999 года № 16-ОЗ «О туристской деятельности» Природные, культурные, исторические и иные объекты, которые составляют или могут составить основу туристского продукта, (включая объекты показа, способные удовлетворить духовные потребности туристов)

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 1999 года № 5-РЗ «О туризме» Природные, социально- культурные, исторические и техногенные объекты, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил

Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 1998 года № 59-11 «О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)» Совокупность природных, социально-культурных, оздоровительных, исторических объектов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в комплексе и порознь

Закон Республики Тыва от 7 февраля 1997 года № 706 «О туризме» Природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, стимулирующие туристов к путешествию, способные удовлетворить потребности в восстановлении и развитии физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека

В научной и учебной литературе

Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 2008 Природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие в себя объекты демонстрации и изучения, а также иные объекты, которые способны удовлетворить духовные потребности людей, содействуя восстановлению и развитию их физических и нравственных сил, составляют туристские ресурсы

Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КноРус, 2009 Природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, обладающие комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности, которые могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью определенной технологии и имеющихся материальных возможностей

Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КноРус, 2009 Совокупность условий, необходимых для производства туристского продукта

Ресурсный потенциал развития туризма северных территорий: Автореф. дис... канд. экон. наук / Т. Г. Винокурова. Иркутск, 2010 Совокупность природно-климатических, социокультурных и инфраструктурных факторов региона, используемых при производстве туристского продукта

В словарях

Туристский терминологический словарь. М., 1999 Факторы производства туристского продукта, т. к. их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования

Словарь-справочник Экология, здоровье, курорты, туризм. М.: Медицина, 1997 Природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, стимулирующие туристов к путешествию, способные удовлетворить потребности в восстановлении и развитии физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека

потенциал туристских ресурсов дополняется — финансовые ресурсы; потенциалом иных видов ресурсов: — трудовые ресурсы;

— материально-технические ресурсы; — информационные ресурсы.

В одной из редких работ, затрагивающих проблематику ресурсного потенциала туризма, рассматривается близкий термин — «ресурсный потенциал развития туризма». Это понятие трактуется как совокупная способность хозяйствующих субъектов, входящих в межотраслевой туристский комплекс, использовать ресурсы территории в процессе удовлетворения разнообразных потребностей людей в отдыхе и оздоровлении, в развитии производства и потребления туристских услуг» [4]. Авторы не могут согласиться с ограничением понятия ресурсного потенциала способностью субъектов использовать ресурсы. Категория «потенциал» существует вне возможностей использования. От таких возможностей зависит только эффективность его реализации или освоения. Непосредственное освоение и использование ресурсного потенциала туризма происходит в рамках индустрии и инфраструктуры туризма.

Понятие индустрии туризма законодательством раскрывается как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно - спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [1].

Инфраструктура туризма — комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационные связи, дороги, смежные туриндустрии предприятия (перерабатывающие, бытовые, энергетические), обеспечивающие доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также жизнедеятельность предприятий индустрии туризма [8].

Таким образом, ресурсный потенциал туризма представляет собой более широкое понятие, в котором потенциал туристских ресурсов дополняется потенциалом отдельных элементов индустрии и инфраструктуры туризма. Логика формирования ресурсного потенциала туризма представлена на рис. 1.

Следовательно, под ресурсным потенциалом туризма следует понимать совокупный потенциал туристских ресурсов, а также финансовых, трудовых, информационных и материально-технических ресурсов индустрии и инфраструктуры туризма.

Е.Е. Спиридонова, А. И. Губайдуллин указывали на последовательное влияние на развитие регионального туризма таких факторов, как природные и географические условия, оснащенность территории материальными возможностями для проживания туристов, торго-во-ресторанная сеть и пр. [15].

Большинство исследователей отмечают необходимость различать понятия «туристские ресурсы» и «туристский потенциал».

Т.Г. Винокурова рассматривает туристский потенциал как совокупность всех средств, источников, которые могут быть использованы для развития туризма в регионе,

Рис. 1. Источники ресурсного потенциала туризма

тогда как туристские ресурсы, по ее мнению, это совокупность природно-климатических, социокультурных и инфраструктурных факторов региона, используемых при производстве туристского продукта [4]. Следует поспорить с таким подходом, поскольку некорректно сводить туристские ресурсы к факторам региона.

А.В. Дроздов под туристским потенциалом понимает «совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ» [5]. В приведенном определении отмечается привязка туристского потенциала к определенной территории. Однако не указывается на иные (кроме туристских) ресурсы, необходимые для развития туризма. Следует только предполагать, что они необходимы для реализации туров, экскурсионных программ. Тем самым понятие туристского потенциала сводится к потенциалу туристских ресурсов.

Несколько расширяет понятие туристского потенциала М.С. Пирбугадова, предлагая в составе туристско-рекреационного потенциала региона рассматривать такие элементы, как природные и антропогенные ресурсы, современную инфраструктуру туристско-рекреа-ционного комплекса региона и население [13]. Здесь трактовка туристско-рекреационного потенциала уточняется включением инфраструктуры и трудового потенциала. Е.С. Митрофанова [11] предлагает использовать ряд показателей для оценки развития туристского потенциала, она связывает их как с ресурсами, так и условиями их использования. К ним Е.С. Митрофанова относит, в частности, географическое положение и природно-климатические условия; демографические характеристики населения; уровень урбанизации территории, средний возраст населения; наличие и состояние объектов исторического и культурного наследия, являющихся основой для развития культурно-образовательного (познавательного) туризма; наличие рекреационных зон, заповедников, национальных парков, охотничьих угодий, лечебно-оздоровительных, туристических баз и домов отдыха, способствующих формированию систем лечебно-оздоровительного, рекреационного, активного (спортивного) туризма; наличие оборудован-

ных торгово-выставочных бизнес-комплексов, гостиничных комплексов для проведения ярмарок, конгрессов, являющихся основой для развития делового туризма; уровень развития технологичного производственного комплекса; условия месторасположения объектов размещения туристов (удаленность от культурных и природных объектов); уровень развития инфраструктуры культурных и образовательных учреждений, которые могут выполнять функции подготовки кадров в сфере туризма и обеспечивать наполнение и обслуживание туристских образовательных и экскурсионных программ; общий уровень развития коммунальной инфраструктуры; уровень развития рекламно-полиграфического производства, интернет-центров, обеспечивающих поддержку информационно-презентационного туризма; уровень поддержки и продвижения идеи развития туризма со стороны региональных администраций (наличие разработанных концепций и программ развития туризма с учетом вопросов их материально-технического обеспечения, законов о туризме и т. п.) [11].

Утверждение некоторых авторов, что реализация туристского потенциала может быть осуществлена при наличии капитала, технологии, кадров, туристических ресурсов, сводит понятие туристского потенциала к категории ресурсного потенциала туризма. По мнению М.Н. Забаевой, туристский потенциал представляет собой возможности региона по формированию и удовлетворению потребностей туристов в процессе организационно-экономических отношений при использовании имеющихся в наличии ресурсов [7]. Это наиболее емкое определение.

Наиболее глубоко проработан подход к определению туристского потенциала в работе Н.Н. Лысенко. В качестве потенциала туристского комплекса территории предлагается рассматривать способность определенного территориального образования к максимально возможному производству услуг туризма и гостеприимства по конкретной номенклатуре в условиях наилучшего использования имеющихся ресурсов при наиболее совершенной и эффективной технологии и организации производства услуг и труда персонала [10]. При этом уточнено, что следует выделять: — внутренний потенциал, в том числе ресурсный, экономический, и административный потенциалы;

— внешние потенциалы, включающие элементы: инновационный потенциал; информационный потенциал; демографический потенциал; потенциал потребностей туристов; социальный потенциал; другие потенциалы.

Вместе с тем, не ясным остается критерий разделения составляющих потенциала на категории внутреннего и внешнего. Есть также некоторые неточности в группировке. Так, известно, что информация является одним из видов ресурсов. Тогда, если ресурсный потенциал отнесен к категории внутреннего, то почему к внешнему отнесен информационный потенциал? Такая группировка была бы справедлива, если бы под ресурсным потенциалом понимался бы потенциал туристских ресурсов.

В состав туристского потенциала муниципального образования Е.В. Жертовской включены:

— средства размещения, в том числе коллективные и индивидуальные;

— спортивные сооружения;

— объекты отдыха, в том числе кинотеатры, сауны, развлекательные комплексы, бильярдные и т. д.;

— кафе и рестораны;

— туристские предприятия и организации;

— санаторно-курортный комплекс;

— органы управления;

— транспортная, финансовая инфраструктура, инфраструктура связи;

— органы управления в сфере туризма;

— туристские ресурсы [6].

Вместе с тем, повторимся, что эти понятия не тождественны термину «ресурсный потенциал туризма». Однако проведенный анализ показал, что ученые и практики придерживаются противоречивых взглядов:

— в некоторых работах понятие «туристский потенциал» рассматривается как более широкое по отношению к термину «ресурсный потенциал туризма»;

— в других работах более широким представляется понятие «ресурсный потенциал туризма», а туристский потенциал приравнивается к потенциалу туристских ресурсов. Смысл понятия «туристский потенциал»,

по нашему мнению, в корне отличается от содержания определений потенциала туристских ресурсов и ресурсного потенциала туризма. Сущность термина «туристский потенциал» тесно связана с возможностью и эффективностью использования и реализации ресурсного потенциала туризма. Следовательно, понимание туристского потенциала региона, условно говоря, лежит на стыке спроса и предложения созданного туристского продукта региона.

Потенциал туристских ресурсов

и

•совокупность используемых туристских ресурсов (как традиционных, так и

концептуальных), совокупность туристских ресурсов в потенциальном состоянии и их источники, которые могут быть

использованы для

формирования

аттрактивных

туристских

продуктов

Туристский потенциал

•совокупность возможностей и способностей хозяйствующих субъеков индустрии туризма по использованию потенциала туристских ресурсов для формирования туристских продуктов, обладающих туристской аттрактивностью для

максимального количества потребителей (туристов)

Ресурсный потенциал туризма

1|

•совокупный потенциал туристских ресурсов, а также финансовых, трудовых, информационных и

материально-

технических

ресурсов

индустрии и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инфраструктуры

туризма

Рис. 2. Взаимосвязь терминов «потенциал туристских ресурсов», «ресурсный потенциал туризма»

и «туристский потенциал»

Поэтому считаем целесообразным уточнить термин «туристский потенциал» следующим образом. По мнению авторов, туристский потенциал — это совокупность возможностей и способностей хозяйствующих субъектов по использованию ресурсного потенциала туризма для формирования туристских продуктов, обладающих туристской аттрактивностью для максимального количества потребителей (туристов).

Таким образом, общая иерархия исследованных терминов будет выглядеть следующим образом (рис. 2, с. 43).

Важными аспектами, отраженными в этом определении, считаем следующие:

— отражение базового элемента туристского потенциала — ресурсного потенциала туризма;

— взаимосвязь туристского потенциала и ат-трактивности туристских продуктов;

— ориентация на удовлетворенность потребителей как критерий использования ресурсного потенциала туризма.

Уровень использования туристского потенциала отражает структуру туристских продуктов, востребованных туристами, при потреблении которых используются услуги и товары предприятий индустрии и инфраструктуры туризма.

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности».

2. Бабашкина А.М. Ресурсный потенциал экономического роста. М.: Экономическая литература, 2002.

3. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978.

4. Винокурова Т.Г. Ресурсный потенциал развития туризма северных территорий. Автореф. дис... канд. экон. наук. Иркутск, 2010.

5. ДроздовА.В. Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.

6. Жертовская Е.В. Разработка комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе. Автореф. дис. канд. экон. наук. Ростов-н/Д, 2007.

7. Забаева М.Н. Эффективное использование регионального туристского потенциала: теория, методология и практика. Автореф. д-ра экон. наук. Н. Новгород, 2011.

8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., 1999.

9. Зубакова Н.Н., Платонова Н.А. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4 (187).

10. Организационный механизм формирования кадастра туристских ресурсов. Дис. канд. экон. наук. М., 2009.

11. Лысенко Н.Н. Совершенствование оценки потенциала туристского комплекса (на примере Сахалинской обл.). Автореф. дис. канд. экон. наук. Хабаровск, 2008.

12. Митрофанова Е. С. Управление развитием туристского потенциала региона на основе государственно-частного партнерства. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2010.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.

14. ПирбугадоваМ. С. Стратегическое управление туристско-рекреационным комплексом. Автореф. дис. канд. экон. наук. Махачкала, 2009.

15. Спиридонова Е.Е., Губайдуллин А.И. Потенциал современного предприятия как экономическая категория рыночной экономики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». Вып. 4. Тольятти, 2008.

16. Яфаров Р.К. Влияние туризма на социально-экономическое положение региона. Автореф. дис. канд. соц. наук. Саратов, 2006.

17. www.wto.org (дата обращения: 20.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.