ствует о ее наибольшей эффективности по сравнению с традиционной программой.
По результатам итогового тестирования была установлена положительная динамика по всем показателям.
В ходе эксперимента была подтверждена прямая зависимость положительного эмоционального состояния (настроения) и улучшения самочувствия занимающихся, их функциональных показателей, т.к. высокая эмоциональность занятий, атмосфера раскрепощенности и хорошего настроения, зажигательные музыкальные ритмы способствуют приливу жизненных сил, создают условия для повышения общего тонуса организма и обладают стимулирующим эффектом.
Данная форма оздоровительной физической культуры может быть рекомендована для использования в качестве эффективного вспомогательного средства для занимающихся в специальной медицинской группе и способствует поддержанию устойчивого интереса к занятиям оздоровительной физической культурой как внутри вуза, так и самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурвич, И.Н. Социологическое исследование общего и нервно психического здоровья молодежи / И.Н. Гурвич // Социология молодежи. Кн. III, гл. XI / под. ред. Лисовского В.Т. - М. : Ин-т молодежи, 1995. - С. 3-29.
2. Мальцев, В.П. Адаптационные возможности студенток гуманитарного профиля обучения с разным уровнем выраженности креативности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова // Физиологические механизмы адаптации человека : материалы Междунар. науч. - практ. конф., г. Тюмень, 26 октября 2010 г. - Тюмень : Лаконика, 2010. - С. 344-347.
3. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту / Р.С. Минвалиев, Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская [и др.]. - СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2014. - 234 с.
REFERENCES
1. Gurvich, I.N. (1995), "Sociological research of the general and physiological health of youth", in book Youth sociology, Ed. Lisovsky V.T., Book III - Hl. XI, publishing house "Institute of youth", Moscow, pp. 3-29.
2. Maltsev, V.P. and Shibkova, D.Z. (2010), "Adaptation abilities of students of humanitarian profile training with different levels of creativity", Physiological mechanisms of human adaptation, materials of International scientific-practical conference, Tyumen, Vol 10 pp. 344-347.
3. Minvaleev, R. S., Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. and others (2014), Wellness programs for physical culture and sport, publishing house of St. Petersburg University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2016
УДК 796.011
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
РЕКРЕАЦИЯ
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Килаб Шамсудинович Дунаев, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Муслим Килабович Дунаев, аспирант, Чеченский государственный университет, Грозный
Аннотация
Среди научного сообщества идет оживленная дискуссия, является ли теория физической рекреации самостоятельной научной дисциплиной или одним из видов своих родовых понятий -физической культуры и общей рекреации. Рассмотрению некоторых понятий физической рекреации, его толкований, представлений, анализа выделяемых её признаков и попыток их квалифика-
ции посвящена данная работа.
Ключевые слова: физическая рекреация, физическое здоровье, культуротворчество, двигательная деятельность, здоровый образ жизни.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p205-209
MODERN APPROACHES TO THE DEFINITION OF PHYSICAL RECREATION
Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,
Kilab Shamsudinovich Dunayev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny Muslim Kilabovich Dunayev, the postgraduate student, Chechen State University, Grozny
Annotation
Among the scientific community there is lively debate, whether the theory of the physical recreation is independent scientific discipline, or it is a kind of its generic concepts - physical culture and general recreation. This article is devoted to the consideration of some of the concepts of physical recreation, its interpretations, and views, analysis of its allocated signs and attempts of their qualifications.
Keywords: physical recreation, physical health, cultural creativity, motor activity, healthy lifestyle.
ВВЕДЕНИЕ
Становление любой научной дисциплины начинается с формирования ее понятийно-категориального аппарата. Понятия составляют язык любой науки, каждая наука имеет свой круг понятий, которые имеют различный объем и содержание. Некоторые понятия имеет предельно широкий объем и содержание. Так, например, в системе социально-философских наук такими объемными понятиями являются: общество, культура, образование и др. Другие понятия применяются в более узких границах, только в рамках одной конкретной научной дисциплины. В теории физической культуры такими понятиями являются: физическое воспитание, физическая подготовка, спортивная тренировка, спортивное соревнование и др. Одни понятия можно признать уже состоявшимися, другие находятся в стадии уточнения, третьи - только формируются.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение понятий физической рекреации сопряжено с рядом трудностей.
Во-первых, еще четко не определено к какому классу научных дисциплин теории физической рекреация - естественного, общественного или гуманитарного циклов.
Во-вторых, до сих пор идет оживленная дискуссия, является ли теория физической рекреации самостоятельной научной дисциплиной или одним из видов своих родовых понятий - физической культуры и общей рекреации.
В-третьих, если не существует особых разногласий относительно того, что физическая рекреация относится к классу социальных наук, то в эмпирических исследованиях по-прежнему основной акцент делается на ее биологическую сущность, т.е. в рамках естественных наук. Ярким примером неоднозначного толкования некоторых понятий физической рекреации можно сослаться на такие её компоненты, как физическое развитие, двигательный навык, физическое здоровье, и др. К тому же сама сущность понятия «здоровье» характеризуется далеко неоднозначно. В одних случаях, сущность здоровья раскрывается в формирования физического здоровья индивида, в других - восстановление функциональных возможностей организма, в-третьих - развитие физических и двигательных качеств и др. Дело в том, что эти термины находят широкое употребление не только в теории физической рекреации, но и биологии, психологии, биомеханики и других науках. Несмотря на их словесное созвучие, они представляют собой разные пред-
метные стороны разных наук. Поэтому едва ли можно признать принципиально правильным попытки некоторых авторов дать определение физической рекреации с точки зрения какой-либо одной конкретной науки или простое перечисление всех существующих определений физической рекреации. Такой подход вряд ли будет способствовать созданию целостного представления о физической рекреации как системного явления. Разные понятия физической рекреации формировались в разные исторические периоды в связи с философскими и теоретическими мировоззрениями, взглядами, достижениями развития многих наук - естествознания, социологии, психологии, педагогики и поэтому могут иметь разное значение. Определение понятия физической рекреации должно отвечать следующим требованиям.
1. Оно должно быть соразмерным по объему и содержанию, т.е. включать лишь только те признаки, стороны, закономерности, которые отражают основную сущность познаваемого явления.
2. Определение физической рекреации должно отражать её связи со своими родовыми понятиями - физической культурой и общей рекреации, разными их видами.
3. Определение понятия должно быть максимально кратким и включать только самые существенные родовые и видовые признаки, характерные для данного явления. В связи с этим употребления словосочетание «физическая культура и спорт» не корректно, так как спорт считается одним из видов физической культуры.
4. Логика научного знания диктует положение, что определение любого понятия не может быть через отрицание. Определение следует делать только в положительной форме без употребления отрицательных эпитетов. На основании проанализированных мнений, взглядов, идей, представлений о физической рекреации, анализа выделяемых ее признаков и попыток их классификации логично вытекает необходимость сформулировать ее рабочее понятие.
Физическая рекреация - любые формы свободной, добровольно выполняемой и доступной двигательной деятельности, направленной на познание и преобразование человеком природы, общества и самого себя, своей природной и социальной сущности, самореализацию и совершенствование, освоение ценностей культуры и культуротворче-ство. Разумеется, приведенное авторское определения понятия физической рекреации нельзя признать удовлетворительным и требует уточнения. Это становится тем более актуальным, так как в проблему ее исследований все более интенсивно вторгаются нетрадиционные научные дисциплины: психология, культурология, экология, санаторно-курортная и другие науки, которые привносят свои знания и формулируют своё видение её понятие в соответствии с предметом своей науки. Кроме того, происходит не только дифференциация научных дисциплин, позволяющее более широко и глубоко ее изучать, но происходит и размывание границ между ними (например, психофизиология, социальная психология и др.). Каждая научная дисциплина вкладывает в понятие физической рекреации разный смысл и различия между ними велики. Это приводит к тому, что в одних случаях имеет место без оговорок использование понятий смежных наук, (редукционизм), других - синонимичное использование понятий, хотя идет речь о разных предметных областях ее исследований [4].
Как отмечалось выше, до недавнего времени данный вид физической культуры довольно часто определялся такими терминами, как массовая физическая культура, оздоровительно-массовая физическая культура, другими схожими терминами. Предполагалось, что вовлечение самые широкие массы людей в широкое физкультурное движение позволит решить многие социальные проблемы российского общества, будет способствовать удовлетворению потребностей общества в физически здоровых людях, готовых к высокопроизводительному труду и защите Родины. В целом эта позитивная идея, закрепленная в известном Постановлении 1981 года, к сожалению, не нашла широкой практической реализации в реальной жизни. Недостаточно учитывалось слабая разви-
тость инфраструктуры физической культуры, конкретные запросы различных социально-демографических групп, индивидуальные интересы отдельных индивидов. К тому же понятийное наполнение этих терминов характеризуется чрезвычайно неопределенностью, расплывчатостью. В современной научной лексике они не нашли широко применения и большей степени используются в обыденном употреблении.
Основоположник глубоких научных исследований физической рекреации в отечественной науке В.М. Выдрин, исходя из теории общей культуры и теории физической культуры, справедливо отмечал, что не может быть массовой культуры, как и массовой физической культуры. Каждый вид культуры удовлетворяет вполне конкретные потребности индивидов, и заставить «всех и каждого» активно заниматься физической культурой - утопия, забегание вперед. Существуют массовые формы занятий физической культурой, например, в образовательных учреждениях, где она является обязательным учебным предметом, или массовые виды спорта, пользующиеся наибольшей популярностью среди населения (например, футбол). Но это еще вовсе не означает массовое привлечение всё население к активным занятиям физической культурой. К тому же интерес людей к физической культуре и спорту может носить пассивно-созерцательный характер (например, спортивные болельщики) и не приводить к активным формам занятий. Введение в научный оборот термина «физическая рекреация» находит все большее распространение в обществе, с научной точки зрения является более логичным и содержит смысловую определенность (Выдрин В.М., 1989; Орлов А.С., 1995; Пономарев Н.И., 2003 и др.).
Следует, отметить, что В.М. Выдрин и его ученики, Л. Пиотровски, А.Д. Джумаев и др. рассматривают физическую рекреацию, как правило, лишь на одном уровне - биологическом, в связи с оптимизацией физического здоровья человека. В.М. Выдрин, используя теорию функциональных систем П.К. Анохина, дает следующее определение физической рекреации. Физическая рекреация - это органическая, имманентная часть физической культуры, совокупность нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, конечном счете, на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. [1, 2, 3]
Задача оптимизации здоровья человека может решаться не только за счет организации двигательной деятельности, но и за счет использование гигиенических факторов, соблюдения режима дня, здорового образа жизни, питания и других факторов.
В прикладных исследованиях физической рекреации при ее определении используется, так называемый, принцип «альтернативности», исходя из парной категории «здоровье-нездоровье». Если результатом функционирования физической рекреации достигаются положительные результаты в здоровье человека, то отношение к ней, как правило, положительное. При этом рассматривается не само объективно достигаемое состояние здоровья индивида, а его субъективное отношение к здоровью и которое может быть адекватно реальному состоянию. Если положительных результатов не достигается в здоровье, то отношение к физической рекреации, как правило, нейтральное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Абсолютизация природной основы человека, его организма, использование методов естественных наук по-прежнему является ведущей ориентацией и в современных научных исследованиях физической рекреации. Путем подсчета комплекса корреляционных связей между наиболее существенными признаками здоровья выделяются ведущие наиболее значимые признаки. Затем анализируется частота встречаемости ведущего фактора здоровья у индивида и на этом основании делается заключение о влиянии физической рекреации на его здоровье. При этом анализируются преимущественно выделенные статистические закономерности, и не всегда представлена их содержательно-объяснительная интерпретация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989 - № 3. - С. 2-4.
2. Джумаев, А.Д. Теоретические основы физической рекреации как составной части физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед, наук / Джумаев А. Д. - Л., 1990. - 26 с.
3. Пиотровски, Л. Физическая рекреация как часть физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед, наук / Пиотровски Л. - Л.,1980. - 22 с.
4. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2015. - 249 с.
REFERENCES
1. Vydrin, V.M. and Zhumayev A.D. (1989), "Physical recreation - a kind of physical culture", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 2-4.
2. Dzhumaev, A.D. (1990), Theoretical basis of physical recreation as part of Physical Education, dissertation, Leningrad.
3. Piotrovski, L. (1980), Physical recreation as part of Physical Education, dissertation, Leningrad.
4. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to physical recreation, publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 31.01.2016