Р.Б. Иванченко, В.С. Соловьев,
кандидат юридических наук, доцент кандидат юридических наук
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ
MODERN APPROACHES IN DEFINING AND CLASSIFICATION OF SCHOOL VIOLENCE
В статье представлены материалы исследования проблемы школьного насилия. Проводится анализ и систематизация теоретических подходов к пониманию феномена насилия в школе, наиболее разработанных в научной литературе. Авторы рассматривают виды жестокого обращения с детьми в школьной среде, а также влияние школьного насилия на детей.
Article is about the study of the problem of violence in schools. The article contains an analysis and a systematization of theoretical approaches to study of the phenomenon of violence in school that are most extensively covered in scholarly literature.The authors depict types of child abuse in school environment, and also the influence of school violence on children.
Современные криминологи, анализируя феномен преступности, особое внимание уде -ляют преступным посягательствам, которые были совершены «насильственным путем» или при помощи «насилия». Прежде чем перейти к рассмотрению понятия и сущности школьного насилия, следует точно определить, что же понимается под термином «насилие».
Анализ источников, содержащих толкование термина «насилие», позволяет рассмотреть раз -личные подходы к его определению.
В русском языке насилие трактуется широко:
- применение физической силы к кому-нибудь;
- принудительное воздействие на кого-либо, что-либо, применение силы для достижения чего-нибудь;
- притеснение, беззаконие [1].
Слово «насилие» произошло в результате слияния двух морфем: корня «сил (а)» и префик -са «на», который при образовании существительных обычно выражает дополнительные, уточняющие значения, связанные с пространст -венной, временной и количественной характери -стикой предмета [2]. Слово «насилие», будучи производным от слова «сила», ранее отражало осуждаемое в обществе принуждение преимущественной силой другого человека противоправно и против его во ли.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как «преднамеренное применение физической силы или власти, дейст -вительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) те -лесные повреждения, смерть, психологическая
травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб» [3].
Формулируя уголовно-правовое определение насилия, Р.Д. Шарапов указывает, что под ним понимается «преступное посягательство на личную безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения физического или психического вреда потерпевшему вопреки (против или помимо) его воле путем энергетического (физического) или информационного (психического) воздействия на организм (органы, ткани, физиологические функции, психику) человека» [4].
По мнению О.Ю.Тевлюкова, насилие определяется как элемент политической, социальной, экономической организации общества [5].
Ю.М. Антонян определяет насилие как
«...неизбежный и вечный спутник человечества, без которого оно не в состоянии решить свои проблемы, увидеть своё будущее, установить порядок между людьми, покарать виновных и защитить невинных. Насилие есть способ существования живых организмов и неизменно означает разрушение чего-то, нанесение ущерба кому-то ради кого-то»[6]. Понятие насилия многими авторами распространяется как на противоза -конные насильственные действия, так и на при -менение силы по отношению к личности в общественно полезных целях и даже на причинение физического вреда самому себе. Такой позиции придерживаются такие авторы, как И.Б. Бойко,
В.А. Верещагин, А.В. Наумов и др.
Таким образом, существующие определения термина «насилие» схожи, особенно в признаках, присущих данному негативному явлению: принуждение к чему-либо, применение физической силы или эмоционального давления, подавление воли одного лица другим и т. д. А потому наси-
лием является любое поведение, которое выражается в физическом или психологическом воз -действии на человека и нарушает его права.
Будучи неотъемлемой частью существования социума, насилие в той или иной мере свойст -венно и школьной среде.
Говоря о проблеме школьного насилия, сле -дует дать определение этому явлению.
По мнению Д. А. Ершова, школьное насилие
— это различные систематические действия обидчика по отношению к жертве, направленные на унижение посредством физической, психоло -гической, экономической или сексуальной агрессии [7].
Авторы отчета «Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана» полагают, что насилие в школе — это подростковое насилие, происходящее на территории школы, по пути в школу или из нее либо в ходе мероприятий, проводимых школой [8].
В последние годы социальное восприятие школьного насилия формировалось СМИ [9] на примерах вопиющих случаев жестоких драк между учащимися или стрельбы в своих одно -классников в школе, тем не менее такие события происходят очень редко и составляют неболь-шую долю насилия в школах.
Понимание проблемы насилия в школах вы -работано и в зарубежной литературе. Так, в ча -стности, С.Р. Джимерсон полагает, что «более распространенные формы насилия — это те, о которых не сообщается и которые могут допускаться и активно предаваться забвению общест -венностью, официальной политикой и законом в силу того, что не рассматриваются как стоящие исследования, обсуждения или споров» [10].
Необходимо выделить виды насилия, которые чаще всего встречаются в школьной среде.
Психологическое насилие включает в себя определенные действия, направленные на игно -рирование, отторжение, контроль или изоляцию ребенка, его запугивание, а также воздействие на характер ребенка и подрыв чувства собственного достоинства, социального и эмоционального развития и благополучия. Психологически оскорбительное поведение включает в себя такие вербальные действия, как оскорбления, унижение, высмеивание и грубые слова, которые передают ребенку послание о том, что он или она является бесполезным, дефектным, нелюбимым и нежела -тельным. Оно также включает в себя такие пове -денческие действия, как угроза ребенку причинением физического вреда с целью запугивания и вызывания страха для того, чтобы контролировать его.
В конце прошлого века в зарубежной литературе появился специальный термин, означающий травлю одних учеников другими - буллинг (от английского bully — хулиган, драчун). Впервые слово «буллинг» использовал британский жур-
налист Эндрю Адамс в 1990 году .Это понятие можно рассматривать как в узком смысле — ви -деосъёмка драки с последующим размещением в Интернете [11], так и в широком — любое школьное насилие [12].
Анализ этого явления позволяет выделить ряд присущих ему признаков:
- буллинг осуществляется в целях дискреди -тации жертвы в глазах сверстников, выставления ее никчемной, «ущербной» и т.д.;
- буллер манипулирует другими сверстника -ми с целью быстрого угнетения жертвы;
- буллер и его соратники негативно реагируют на различные действия жертвы (например, ответ у доски, случайное падение тетради или ручки, звонок мобильного телефона на уроке и т. д.);
- буллинг всегда подразумевает умышленный характер действий по отношению к жертве.
Разновидностью буллинга является эмо-ционалъное насилие. Оно вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, снижает само -оценку. Выделяют следующие виды эмоцио-нального насилия:
1. Насмешки, присвоение кличек, с которы-
ми постоянно обращаются к ученику, тем самым раня и оскорбляя его; бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид бул-линга зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия во внешности, акцент или особенности голоса, высокую или наоборот низкую успеваемость, включает в себя также предвзятое или отличительное обращение с ребенком на основании его пола, национальности или этнического статуса, социально -
экономического положения, религии или инва-лидности. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование ано-нимных телефонных звонков — очень распространенная форма эмоционального насилия, жертвами которого могут стать не только ученики, но и учите ля.
2. Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Жертва намеренно изолируется, изго-няется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах (с ребенком отказываются играть, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Кибербуллинг — еще одна разновидность психологического насилия, которая предполагает использование Интернета и других современных технологий для преследования, угроз, психоло -гического давления. Примерами кибербуллинга могут быть: показ или отправление на электрон-
ную почту жертвы грубых, оскорбительных тек -стовых сообщений; передразнивание жертвы в режиме он-лайн или размещение личной информации, фото или видео, направленных на причи -нение вреда или смущение другого ребенка; ве -дение блогов или форумов в социальных сетях, целью которых является дискредитация жертвы, причинение ей психических страданий.
Физическое насилие подразумевает применение физической силы по отношению к ученику, соученику, результатом чего может стать причи -нение телесных повреждений. К физическому насилию относятся избиение, нанесение ударов, причиняющих боль и не оставляющих следов, шлепки, подзатыльники.
В редких случаях может применяться оружие, например ножи; иногда в ход идут даже винтовки. Ярким примером этого может послужить захват заложников и убийство двух человек 3 февраля 2014 г. учеником 10 класса Московской школы № 263. Вооруженный винтовкой, около полудня он пришел в школу. Угрожая ох -раннику, направился в кабинет биологии, где проходили учебные занятия. Затем старшекласс -ник сделал 11 выстрелов. От пуль скончались учитель географии и один из приехавших по вызову охранника полицейских, второй поли -цейский был ранен. На протяжении операции по нейтрализации «стрелка» ученики школы нахо-дились в заложниках [13].
Обычно физическое насилие и буллинг сопутствуют друг другу.
Высказывания и притеснения сексуального характера предполагают ситуации, в которых ребенок или взрослый занимается различными сексуальными заигрываниями, иным психологи -ческим или физическим притеснением сексуального характера в отношении ребенка. Такого рода действия включают в себя прикосновение к половым органам, сексуальные намеки или комментарии, просьбу вступить в сексуальные отношения, принять участие в порнографической фотосъемке, заняться проституцией, обнажение половых органов, показ ребенку порнографии, а также фактический сексуальный контакт с ним.
Экономическое насилие предполагает вымогательство, хищение или порчу имущества ребенка [14]. Чаще всего предметом вымогательст -ва становятся деньги, тем не менее вымогаться могут также завтраки или обеды. Ребенка могут принудить к совершению хищения чужого имущества. Такая тактика используется исключи -тельно для возложения вины на жертву.
К этому виду насилия можно отнести также порчу или хищение имущества, в результате ко -торых воздействию подвергаются личные вещи ученика (одежда, обувь, учебники).
Телесные наказания, применяемые персоналом школ для «исправления непослушных де-тей», чаще всего выступают в виде легких уда -
ров рукой или каким-то предметом (например, указкой или линейкой), трепки детей за руку или ворот одежды. Однако встречаются и более изощренные способы «воспитания», такие как мытье рта ребенка мылом, запрет пользоваться туалетом в течение длительного времени или принуждение глотать острые специи.
Таким образом, обобщая перечисленные составляющие школьного насилия, можно сформулировать достаточно широкое его понятие, включающее в себя практически все возможные проявления агрессивных физических и психоло -гических действий. Под школьным насилием следует понимать унижения, оскорбления, угрозы, удары, пощечины, любое другое причинение физической боли, вымогательство и отбирание денег, телефонов, ценных вещей, принуждение к сексуальным отношениям при помощи угроз и силы, происходящие между учениками школы, между учениками и учителями либо между учениками и представителями администрации шко -лы (директором, завучем, другими сотрудника -ми) на территории школы либо за ее пределами, а также перечисленные действия, совершаемые с использованием сети Интернет.
Школьное насилие является в основном скрытым для окружающих процессом, однако дети, подвергшиеся ему, получают серьезную психологическую травму, приводящую к различ -ной тяжести последствиям, вплоть до самоубийства. Профилактика случаев школьного насилия является, безусловно, важной государственной задачей, поскольку жестокость по отношению к ребёнку ведет к негативным последствиям при формир ов ании лично сти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долгова А.И. Криминология: учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — С. 44.
2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990.Т. 1. —
С. 18.
3. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Э.Г. Круга [и др.]; пер. с англ. — М: Весь Мир, 2003. — С. 5.
4. Шарапов Р.Д. Насилие в уголовном праве: понятие, квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения: дис. ... д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2006.
— С. 9.
5. Тевлюкова О.Ю. Насилие как феномен
социальной организации: опыт теоретико -
методологического анализа: дис. ... канд. социо-лог.наук. — Новосибирск, 2005. — С. 13.
6. Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. — М.: ВНИИ МВД России, 2001. — С. 157.
7. Ершов Д.А. Школьное насилие как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы семейной педагогики. — 2012. — №2
[Электронный ресурс]. — URL: http://family-edu.esrae.ru (дата обращения: 20.04.14).
8. Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана. — Астана, 2013. — С. 14.
9. Грибанов Е. В. Криминологические аспекты изучения культуры: монография / под науч. ред. А.В. Симоненко. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. — С. 95—99.
10. Справочник по вопросам школьного на -силия и школьной безопасности : международное исследование и практика / С .Р. Джимерсон [и др.]. — Нью -Йорк, 2012. — С. 12.
11. Мухаркина А. В качканарских школах
эпидемия буллинга: жертв травли снимают на видео [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.kchetverg.ru/?p=589 (дата обращения: 20.04.14).
12. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг)
[Электронный ресурс]. — URL:
http://www.zipsites.ru/psy/psyib/info.php?=414 (да-та обращения: 20.09.14).
13. Отличник пришел в родную школу убивать [Электронный ресурс]. — URL:
http ://www.rosbalt.ru/moscow/2014/02/03/1228750. html (дата обращения: 20.04.14).
14. Малышев А.Н. Сравнительно-правовой анализ конфискации имущества в нормах уго-ловного и уголовно-процессуального законода-тельства // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — № 2. — С. 155.