Научная статья на тему 'Современные подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью'

Современные подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1181
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна

The article discusses different aspects of the issue of intellectually-deficient children's social adaptation and rehabilitation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO STUDYING THE ISSUE OF INTELLECTUALLY-DEFICIENT CHILDREN'S SOCIAL ADAPTATION

The article discusses different aspects of the issue of intellectually-deficient children's social adaptation and rehabilitation

Текст научной работы на тему «Современные подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью»

лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.

Таким образом, перспективность эстетического воспитания в техническом вузе обусловлена определенной девальвацией моральных ценностей и направлена на преодоление чрезмерного рационализма, вызванного узкой специализацией. При подготовке будущих инженеров следует формировать не только профессиональные знания и умения, но и развивать мировоззрение - разноаспектные убеждения, жизненные установки и ценности, наряду с овладением социальными

стереотипами делового этикета. Все это позволит расширить духовный мир студентов.

1. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Казань,

1987. С. 7.

2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

3. Этика: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 366.

4. Бурбулис Г.Э., Кемеров B.C. Духовность и рациональность. М., 1986. С. 28.

5. Доусон К.Г. Религия и культура. С.-Пб., 2000.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Н.Н. Иванова

Ivanova N.N. Modern approaches to studying the issue of intellectually-deficient children’s social adaptation. The article discusses different aspects of the issue of intellectually-deficient children’s social adaptation and rehabilitation.

Гуманизация народного образования в нашей стране и новые ценностные ориентации, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка1, определяют усиливающийся интерес к исследованию проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Число детей с проблемами в развитии, как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет тенденцию к увеличению. Так, на сегодня в России из 35,9 миллиона детей

1,6 миллиона имеют нарушения в психофизическом развитии.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными психофизическими возможностями.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, заключается в создании надлежащих условий и оказании

1 Здесь и далее под понятием «ребенок» имеются в виду дети и подростки до 18 лет (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка).

помощи в их социальной адаптации и реабилитации.

Имея в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование, творческое развитие, в реальной жизни они зачастую обделены этими возможностями и сегрегируют в той или иной мере. Сегодня в России господствует медицинский подход к решению проблем детей этой категории. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снижает его социальную значимость, обосабливает от «нормального», «здорового» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус.

В «Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья», принятой по итогам Международной научно-практической конференции, проходившей в январе 2001 года в Москве, предложено развитие идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования.

Но дети с интеллектуальными нарушениями - единственная категория проблемных

детей, не интегрирующаяся в общеобразовательную среду. Для этих детей, неспособных преодолеть требования общего среднего образования, система дополнительного образования имеет особое значение, являясь основной, а иногда и единственно возможной моделью интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.

Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфических средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с отклонениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член -рука или нога - выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и восстановительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка -это значит вправить его жизнь, как вправляются вывихнутый и больной орган» [1].

В системе дополнительного образования детей, где сложились наиболее оптимальные педагогические технологии и где можно осуществлять как коррекцию измененных функций, так и профилактику вторичных на-

рушений, созданы необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения воспитаннику «ситуации успеха». Выполняя наряду с другими функциями компенсаторные и реабилитационные, дополнительное образование может открыть ребенку максимум направлений для развития его потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей.

Здесь могут быть решены многие задачи: выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, воспитание нравственного отношения к окружающим и другие.

Кроме того, грамотная организация свободного времени - важный фактор интеллектуального и физического развития детей, способствующий решению специфической задачи - повышению регулирующей роли интеллекта в поведении в процессе различных видов деятельности.

В настоящее время созданы и успешно функционируют различные реабилитационные центры, призванные оказать помощь проблемным детям различных категорий. Но в данном случае речь идет о временной интеграции. Для постоянного оказания помощи детям данной категории необходимо приблизить учреждения, оказывающие профильную помощь, к месту жительства этих детей, что, с одной стороны, позволит сделать эту помощь стабильной, а с другой стороны, не потребует материальных затрат от семьи ребенка.

На современном этапе реабилитация людей с ограниченными возможностями все больше и больше становится делом государственной политики. Поэтому оказалась необходимой разработка новых концепций, системы и стратегии реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Основной идеей новой концепции стала идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, включения данной категории населения в жизнь общества, объединения его со здоровыми членами. Таким образом, можно сказать, что стратегией реабилитации является восстановление или воссоздание заново связей и взаимодействия личности с обществом, включение ее в систему его жизнедеятельности. Важным моментом при адаптации и интеграции детей с ограниченными возможно-

стями в общество является определение реабилитационного потенциала, на основании которого в каждом конкретном случае разрабатываются соответствующие мероприятия. Под реабилитационным потенциалом понимается совокупность резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями, позволяющих ему в наиболее полном объеме восстановить утраченные функции и дефекты развития при создании определенных условий. Уровень реабилитационного потенциала зависит от многих факторов - возраста ребенка, характера патологии, выраженности нарушенных функций и возможностей их компенсации, прогноза, условий окружающей социальной среды и других.

Весь реабилитационный процесс можно рассматривать как процедуру реализации индивидуального реабилитационного потенциала ребенка с ограниченными возможностями и считать, что реабилитация такого ребенка может быть признана успешно завершенной, если полностью реализован его индивидуальный резервный потенциал. Это, в свою очередь, позволяет определить, что целью реабилитации ребенка с ограниченными возможностями является решение задачи исчерпания его индивидуального реабилитационного потенциала.

Таким образом, под социально-педаго-гической реабилитацией мы понимаем социальную адаптацию, осуществляемую педагогическими средствами.

Проблема социальной адаптации на данном этапе развития современного общества представляется весьма актуальной. Она многогранная и рассматривается в литературных источниках с многих точек зрения: медицинской, психологической, социальной и так далее. Вопросы, связанные с проблемой социальной адаптации, изучаются в разных аспектах: определение феномена социальной адаптации [2-4]; анализ основных сторон социальной адаптации [5-8]. В литературных источниках ряд авторов, рассматривая проблему адаптации, дают ей неоднозначное толкование.

Понятие «адаптация» в философских работах Г.М. Андреевой, И.А. Милославовой, Б.П. Парыгина определяется как явление со-циально-психологическое [2, 3, 7].

Автор одного из наиболее полных и фундаментальных современных трудов по теории социально-психологической адапта-

ции личности А.А.Налчаджян, характеризуя сложность проблемы, отмечает, что «...многие частные вопросы проблемы социально-психической адаптации, касающиеся отдельных адаптивных механизмов, еще не решены - у нас даже нет уверенности в том, что основные личностные адаптивные механизмы уже известны науке...» [5].

Несмотря на наличие многих нерешенных вопросов, автором осуществлена серьезная и продуктивная попытка систематизации разнообразных теоретических взглядов на эту проблему. Понятие «адаптадия» определяется как социально-психологический процесс, когда «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности...» [5, с. 18].

Гораздо шире определение социальной адаптации дает Т. Шибутани, считая, что социализация является формой адаптации [4].

Из теории предметной деятельности человека, представленной в работах Л.С. Выготского [1] и А.Н. Леонтьева [9], следует, что адаптация, как и воспитание личности, должна являться деятельностным процессом.

Несмотря на различные подходы к этой проблеме, все авторы единодушно сходятся в том, что каждая из адаптаций характеризуется широкой системой социально-психологических механизмов, как с непосредственным, так и опосредованным контактированием личности в процессе деятельности, общения, познания.

Социально-психологическую адаптиро-ванность личности, по определению И.А. Коробейникова [10], можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности.

Социально-психическая дезадаптиро-ванность личности выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью (дезадаптацией) Д.В. Рязанова [11] понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Неадаптированность, по мнению Д.В. Рязановой, проявляется в самых разнообразных формах. Формы дезадаптации - как процесса, ведущего не к разрешению про-

блемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которые она вызывает - можно представить в виде факторов, классифицируемых в зависимости от рассматриваемого уровня проявления. С учетом иерархического подхода к изучению процессов дезадаптации, выделяются следующие уровни анализа: психосоматический, когнитивно-эмоцио-нальный, клинических синдромов поведения и патологии стилей жизни [5].

Дезадаптация рассматривается нами как состояние затруднения человека при интеграции в социум, сопровождающееся личностными расстройствами в виде нарушения личностных процессов.

Понятия «социализация» и «социальная адаптация» тесно связаны, но их, по мнению многих авторов, нельзя отождествлять [3, 5,

7, Ю].

Социальная адаптация определяется И.А. Милославовой [3] как один из механизмов социализации. Социализация и адаптация, выражая взаимоотношения индивида и общества, раскрывают различные стороны взаимодействия. Социализация в онтогенезе раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация - активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия, следует помнить, что как явления, выражающие процесс взаимодействия общества и личности, они взаимосвязаны и тесно переплетаются.

Социализация включает в себя сложные процессы передачи и усвоения человеком социальных норм, принципов поведения, ценностей. Она создает возможность отдельному человеку быть гражданином определенного общества, а социальная адаптация способствует реализации этих возможностей. В процессе социальной адаптации происходит согласование норм, ценностей отдельного человека с ценностями той социальной группы, в которую он входит. Прежде чем говорить о согласованности требований, норм, знаний, необходимо, чтобы личность обладала определенными ценностями, которые приобретаются в процессе социализации. И чем богаче социальный опыт, тем больше оснований для успешного осуществления процесса адаптации.

Социальная адаптация, в свою очередь, влияет на протекание процесса социализации, ускоряя или замедляя его. Так, успеш-

ная бесконфликтная адаптация, вхождение человека в новый коллектив, может способствовать скорейшей социализации.

Наиболее серьезная и продуктивная попытка систематизации взглядов на данную проблему в нашей стране осуществлена А.А. Налчаджяном [5]. В его фундаментальном теоретическом исследовании дается ряд формулировок, которые отражают сущность анализируемых феноменов и характер их взаимосвязей.

В частности, автором рассматривается «социально-психическая адаптация личности», что предполагает не просто одностороннее приспособление индивида к требованиям социальной среды, но и возможность сохранения личностью внутреннего психологического комфорта. Речь идет о личностном уровне адаптации, следовательно, успешность ее может зависеть от любого структурного уровня личности: уязвимого или, напротив, соответствующего актуальным требованиям ситуации. И, наконец, выделяется основной механизм социально-психической адаптации - преодоление проблемных и конфликтных ситуаций, как правило, способствующих приобретению нового социального опыта.

Теснейшую связь процессов социализации и социальной адаптации подчеркивает в своей работе И.А. Коробейников [10], что определяется наличием единого интегрирующего их объекта - личностью ребенка. Усвоение социального опыта, под которым автором подразумевается, прежде всего, опыт, приобретаемый в структуре межличностных отношений, происходит на основе социально-психической адаптации как сложнейшего механизма формирования модуса социального поведения. Особенности структуры социально-психической адаптации ребенка, раскрываемые через его личностные и поведенческие характеристики и преломляемые сквозь совокупность внутренних и внешних условий его развития, по мнению автора, могут рассматриваться в качестве механизма, презентирующего качественные характеристики социализации [10].

В нашей работе мы будем рассматривать проблему адаптации как явление социальное, как часть длительного процесса социализации личности в условиях той или иной среды. Мы будем понимать под социальной адаптацией один из механизмов социализации, а преодоление конфликтных и проблем-

ных ситуаций как механизм приобретения нового социального опыта.

Процесс социальной адаптации идет на протяжении всей жизни человека. От того, насколько успешно он будет проходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности.

В этой связи представляются интересными, на наш взгляд, исследования А.В. Петровского [12], в которых он рассматривает процесс развития личности в онтогенезе. Этапы развития личности в относительно стабильной общности автор определяет как фазы развития личности, а становление личности в изменяющейся социальной среде - как периоды развития личности. В связи с вхождением человека на протяжении своей жизни в различные общности и многократным воспроизведением в новой социальной среде ситуаций успешной и неуспешной адаптации, у него складывается достаточно устойчивая структура личности.

Первую фазу становления личности А.В. Петровский обозначает как адаптацию, которая предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности в новой социальной среде. Адаптация на уровне освоения простейших навыков, овладения языком как средством приобщения к социуму происходит в преддошкольном возрасте. При изменении социальной среды возникает новая ситуация развития личности. Обычно переход на новый этап развития не определяется внутренними психологическими закономерностями, а детерминирован извне социальными причинами. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь складываются условия для кризиса развития личности - адаптация оказывается затрудненной.

Таким образом, анализ литературных источников по проблеме социальной адаптации дает нам основание считать эту проблему в настоящее время достаточно актуальной. Особую область составляет изучение социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Рассматривание проблем социальной адаптации детей с проблемами в развитии требует раскрытия еще одного понятия -реабилитации.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение

задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество, или, как результат воздействия на личность, отдельные психические и физические функции. Под реабилитацией также понимается процесс восстановления и активизации личности. Работая с детьми с ограниченными возможностями, в большинстве случаев нет оснований говорить о реабилитации, то есть о восстановлении утраченных функций. Речь может идти об обучении, о приспосабливании ребенка к нормальной жизни, то есть «абили-тации». Хотя этот термин пока не прижился в русском языке, но именно он наиболее полно характеризует процесс обучения и воспитания детей с аномалиями развития. В настоящее время еще не пользуются этим понятием, чаще употребляя термин «реабилитация».

Понятие «реабилитация» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле этого слова.

Реабилитация (в узком смысле) - восстановление какого-либо умения или оказания помощи инвалиду (больному) с целью улучшения его приспособления к условиям жизни в семье и обществе.

Реабилитация (в широком смысле) - система гарантированных государством медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Таким образом, дети с проблемами в развитии нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психо-лого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями представляется крайне актуальной и требует разработки новых педагогических технологий.

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,

1988.

3. Мияославова И.А. Адаптация как социальнопсихологическое явление // Социальная пси-

хология и философия / Под ред. Б.Д. Пары-гина. Л., 1973. С. 111-120.

4. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

5. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.

6. Ольшанский Д. В. Взросление «Я». М., 1988.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

8. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М., 1962.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

10. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей // Дефектология. 1995. № 6. С. 3-6.

11. Рязанова Д.В. Социальная адаптация школьника: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.

12. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психологии. 1981. № 2. С. 40-46.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ

О.И. Миронова

Mironova O.I. The content of the manager’s activities aimed at organising an optimal environment in the institution. The article discusses experimental data of what makes a competent manager.

Одним из существенных аспектов деятельности руководителя является создание благоприятных условий работы для подчиненного персонала [1, 2]. Этот аспект предусматривает оптимизацию материальных условий деятельности работников (иначе говоря, предметно-пространственной среды). Оптимальная организация позволяет повысить эффективность работы персонала за счет снижения цены их деятельности.

Предметно-пространственная среда учреждения (ППС) - это рабочие помещения, их интерьер и рабочая среда; рабочие места персонала, их оборудование и оснащение; система коммуникаций.

Алгоритм деятельности фиксирует ее в виде последовательности процессов по реализации мотивационной, операциональной и рефлексивной сфер [3]. Руководитель в ходе осуществления деятельности по организации ППС в соответствии со схемой-алгоритмом выполняет, на наш взгляд, следующие действия:

1) определяет свое отношение к организации ППС как способу оптимизации деятельности подчиненных;

2) определяет компетенцию вопроса организации ППС;

3) определяет свою меру участия в решении вопросов по организации ППС;

4) оценивает, насколько организация ППС учреждения является оптимальной для

деятельности, осуществляемой его подчиненными; то есть определяет необходимость ее оптимизации;

5) поручает соответствующим службам подготовить техническое задание на проектирование новой организации ППС, сам принимает участие в подготовке и осуществляет контроль;

6) оценивает дизайн-проект и принимает решение о необходимости его реализации или доработке;

7) принимает решение о новой организации ППС в соответствии с дизайн-проектом с целью оптимизации деятельности подчиненного персонала; поручает организацию соответствующим службам;

8) принимает участие в реализации дизайн-проекта, контролирует процесс создания новой организации ППС;

9) оценивает оптимальность новой организации ППС для деятельности, осуществляемой его подчиненными.

На практике деятельность отдельного руководителя по организации ППС в учреждении заключает в себе не все перечисленные действия. Часть из них руководитель поручает для выполнения своим подчиненным.

Мы предположили, что деятельность по организации ППС в учреждении различается у руководителей по своему содержанию и самостоятельности осуществляемых ими действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.