Научная статья на тему 'Современные подходы к исследованию безопасности личности'

Современные подходы к исследованию безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
954
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE PRINCIPLES OF HUMAN SECURITY / HUMAN SECURITY SYSTEMS / THE METHODS OF STUDYING SOCIAL SYSTEMS / CONTENT ANALYSIS / HUMANITARIAN SECURITY / THE RESOURCES OF THE STATE AND SOCIETY / THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ГУМАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лавриченко Руслан Константинович, Воскобоев Александр Иванович

В статье анализируются подходы к исследованию теоретико-прикладных проблем безопасности личности (общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей, прав и свобод общественных объединений, их нормальной деятельности и других), предполагающей защиту прав и свобод человека и гражданина. Подчеркивается важность и актуальность решения задач, связанных с обеспечением безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE STUDY OF HUMAN SECURITY

The article analyzes approaches to the study of theoretical and applied problems of personal safety (public order and peace, material and spiritual values, rights and freedoms of public associations, their normal activities and others) involving the protection of the rights and freedoms of man and citizen. Stresses the importance and urgency of tasks related to security of the person.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к исследованию безопасности личности»

УДК 355.58 ББК 67.629 + 67.400

© 2017 г. Р. К. Лавриченко,

доцент кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института

МВД России кандидат педагогических наук.

E-mail: gewer-44@mail.ru

А. И. Воскобоев,

доцент кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института

МВД России кандидат педагогических наук.

E-mail: alexandrivanych@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются подходы к исследованию теоретико-прикладных проблем безопасности личности (общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей, прав и свобод общественных объединений, их нормальной деятельности и других), предполагающей защиту прав и свобод человека и гражданина. Подчеркивается важность и актуальность решения задач, связанных с обеспечением безопасности личности.

Ключевые слова: принципы обеспечения безопасности, системы обеспечения безопасности личности, методы изучения социальных систем, контент-анализ, гуманитарная безопасность, ресурсы государства и общества, защита прав и свобод человека.

R. K. Lavrichenko - Associate Professor, Department of Tactical and Special Training, the Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Pedagogics.

A. I. Voskoboev - Senior Lecturer, Department of Tactical and Special Training, the Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Pedagogics.

E-mail: alexandrivanych@mail.ru

MODERN APPROACHES TO THE STUDY OF HUMAN SECURITY

The article analyzes approaches to the study of theoretical and applied problems ofpersonal safety (public order and peace, material and spiritual values, rights and freedoms of public associations, their normal activities and others) involving the protection of the rights and freedoms ofman and citizen. Stresses the importance and urgency of tasks related to security of the person.

Key words: the principles of human security, human security systems, the methods of studying social systems, content analysis, humanitarian security, the resources of the state and society, the protection of human rights and freedoms.

Основным условием развития и становления личности является обеспечение ее безопасности. Безопасность в широком смысле слова подразумевает создание комплекса различных условий жизни и деятельности, в которых личность может чувствовать себя полностью защищенной. Безопасность личности выступает одним из основных критериев цивилизованности современного общества. Очевидно, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, составляют фундамент общества и государства. Любое государство должно быть заинтересовано в обеспечении безопасности интересов общества и каждого гражданина в их всестороннем развитии. Как показывает практика, неудовлетворенность личных интересов граждан может привести современное общество

к нестабильному, выходящему из под контроля состоянию, что провоцирует проявление целого ряда таких негативных социальных явлений, как, например, забастовки, рост уровня преступности и проявление неуважения к государству. Сложности построения стабильного и устойчивого общества связаны с безопасностью отдельно взятой личности, возможностями реализации ее прав и свобод. Цивилизованным можно назвать такое общество, в котором созданы эффективно функционирующие механизмы социальной защиты личности, ее интересов, прав и свобод [1].

В современных условиях теория и практика обеспечения безопасности личности требуют поиска новых подходов к ее обеспечению, что связано с появлением целого ряда угроз и опасностей. Сегодня эти подходы

должны быть направлены и на исключение локальных вооруженных конфликтов, причиняющих серьезный ущерб здоровью и жизни людей, и на предотвращение широкомасштабной войны, возможность которой активно обсуждается в западных средствах массовой информации. Кроме того, политические и социально-экономические процессы, происходящие в нашем государстве, оказывают прямое влияние на уровень благосостояния человека. В современных подходах к обеспечению безопасности гражданина должен быть сделан акцент на проблемах, связанных с транспортировкой энергоресурсов, глобализацией экономики и политики, политической нестабильностью в том или ином регионе, организованной преступностью и терроризмом, деструктивной деятельностью человека, направленной на разрушение среды его обитания, а также распространением болезней и эпидемий.

Одним из основных принципов обеспечения безопасности в России является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина [2, ст. 2]. Безопасность личности можно рассматривать в контексте соблюдения и защиты прав и свобод человека как существующую между людьми, оказавшимися в опасном положении, а также между обществом и государством сложную, подлежащую регулированию систему отношений. Безопасность личности выражается в обеспечении ее прав и свобод, духовного и интеллектуального развития, сохранения жизни человека и его здоровья, личной безопасности, а также достойного минимума материальных условий существования при устойчивой тенденции к его росту. Иными словами, безопасность личности - это сохранение всех без исключения жизненно важных интересов человека, включенного в социальные отношения. Обеспечение безопасности личности подразумевает использование экономических, силовых, информационных, демографических и социальных ресурсов государства и общества, действующих на установленной правовой основе.

Некоторые ученые, считая категорию безопасности личности гораздо более широкой, чем правовое понятие, рассматривают ее с использованием системного подхода из методологии исследования национальной безопасности. В соответствии с этим подходом каждая система представляет собой совокуп-

ность функциональных и структурных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой, целью которых выступает решение тех или иных задач.

Так, В. П. Давыдов полагает, что системный подход является методом раскрытия таких всеобщих характеристик объекта, как система, структура и функции:

- система включает в себя множество элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих устойчивую целостность, единство;

- исследуемая система представляет собой вычлененный элемент глобальной системы более высокого уровня;

- элементы всякой (без исключения) исследуемой системы играют роль подсистемы более низкого порядка;

- система образует некую особую единую структуру, логически связанную с внешней средой.

Исследуемая система обладает общими характеристиками, к которым относятся взаимосвязь со средой, целостность, структурность, множественность описания, иерархичность:

- целостность - особенности подготовки кадров любой системы к совокупности образующих ее частей и невозможность выведения из какого-либо элемента качества подготовки кадров как целого;

- структурность - отношения элементов системы выстраиваются в некую структуру, определяющую функционирование данной системы в целом;

- взаимосвязанность системы со средой, которая может иметь закрытый, не изменяющий среду и систему характер или, наоборот, открытый характер, преобразующий и среду, и систему;

- иерархичность - каждый элемент системы может быть одновременно и элементом данной системы, и включать в себя другую систему;

- множественность описания - каждая система, являясь довольно сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какому-то одному состоянию или отображению, что предусматривает для полного описания системы симбиоз множества разных ее выражений.

Система обеспечения безопасности личности ставит перед собой цель - сформировать механизм, позволяющий вырабатывать

стратегию государства и общества в сфере обеспечения безопасности личности. Эта цель реализуется в определенных функциях сил, конкретных органов, институтов по противодействию угрозам жизненно важным интересам общества и гражданина. Для всестороннего изучения данной системы могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя методы изучения социальных систем. Однако нельзя забывать о том, что безопасность личности и подсистемы, включенные в ее структуру, входят в состав особо сложных систем. Поэтому познание системы обеспечения безопасности человека, ее структурных и многофункциональных компонентов (подсистем) должно охватывать большое число различных методов поиска, получения, обработки, исследования, оценки и обобщения данных, полученных опытным путем.

Общее направление исследований и стратегию развития во всех сферах безопасности устанавливают организационные методы. Сравнительный и комплексный методы могут с успехом использоваться для оценки уровней защищенности интересов личности и эффективности безопасности, подготовленности управленцев к деятельности по ее обеспечению.

Метод наблюдения вместе с другими эмпирическими методами можно применять при изучении проблем национальной безопасности и безопасности личности. Он позволяет делать прогнозы совершенствования безопасности в различных сферах жизни, оценивать состояние анализируемых объектов в контексте временного фактора, исследовать динамику возникновения и развития угроз интересам человека и гражданина. При изучении уровней безопасности личности, как правило, используются такие социологические методы, как опрос, анкетирование, интервью. Опрос, или метод сбора первичной информации, позволяет установить мнения экспертов, различных общностей и групп людей по многим проблемам обеспечения безопасности. Так, опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения, способствовали определению жизненно важных интересов общества и личности в переходный период развития Российского государства. Без всестороннего анализа разнообразных информационных ресурсов, в том числе материалов государственных органов и документов, исследование проблем

обеспечения безопасности личности не представляется возможным. Поэтому анализ содержания, или контент-анализ, как один из передовых методов исследования проблем обеспечения безопасности является крайне необходимым.

Контент-анализ - это метод качественно-количественного изучения документов. Он подразумевает анализ содержания текстовых массивов, поиск, регистрацию и количественную обработку конкретных смысловых единиц, указанных в документе (или в совокупности документов). Затем осуществляется обработка полученных данных в том числе с описанием обнаруженных закономерностей, налаживание взаимосвязи между установленными тенденциями. Контент-анализ проводится в отношении таких объектов, как тексты, кинофильмы, телевизионные программы, аудиозаписи, фотографии, и многих других. Этот метод исследования приобретает сегодня все большую популярность. Контент-анализ активно используется специалистами в области маркетинга, рекламы, юриспруденции, психологии, политологии, библиотековедения, литературоведения и т. д. Данные о методике его проведения представлены в современной литературе и находятся в свободном доступе. Метод контент-анализа открывает большие возможности для исследования безопасности личности.

т» ^ ^

В настоящее время в российской науке сформирован и получил дальнейшее развитие деятельностный подход. Согласно этому подходу система деятельности представляет собой систему взаимодействия субъекта и среды, в которой он находится, существует и самовыражается. В рамках деятельно-стного подхода безопасность воспринимается не как состояние наличия безопасности интересов субъекта, а как условия существования субъекта, контролируемые им. Обеспечение безопасности личности - это создание внешних и внутренних условий, при которых могли бы реализовываться ее интересы, решались поставленные задачи. Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами, связанными с самим человеком, например наследственностью и образом жизни. К внешним факторам можно отнести воздействие естественной среды, техносферы, а также производственную деятельность. Таким образом, находиться в безопасности означает находиться в

безопасных условиях, которые подлежат полному контролю самой личностью в процессе ее жизнедеятельности.

Следует отметить, что деятельностный подход, как и другие методы исследования безопасности личности, имеет свои сильные и слабые стороны. При этом ряд утверждений относительно субъекта безопасности представляются нам недостаточно убедительными. Одни исследователи считают общество, государство и личность не относящимися к субъектам безопасности. Другие - напротив, настаивают на том, что общество, государство и личность в контексте теории безопасности не могут являться ни субъектами, ни объектами. Главным этапом в изучении проблем безопасности личности является не только установление субъектов и объектов деятельности, но и условий данной деятельности. Вместе с тем выбор не субъекта, а объекта определяет содержание деятельности по обеспечению его безопасности.

В соответствии с теорией безопасности основной задачей субъекта и объекта становится выживание и самосохранение, а не самовоспроизводство и самореализация как локальные способы самовыживания. Они не должны абсолютизироваться. Самореализация может состоять не только в воплощении в реальности субъектом своего индивидуального потенциала и самовоспроизводстве, но и, при определенных условиях, в самопожертвовании.

При этом можно поспорить с утверждением о том, что обеспечение безопасности - это процесс создания подходящих условий деятельности, поскольку субъект в действительности взаимодействует не с условиями, а с экстремальной внешней средой. Ценностью деятельностного подхода является изучение надежных, благоприятных условий безопасности личности. Это позволяет отличать официально установленные условия обеспечения безопасности личности от субъективного представления субъекта о комплексе условий как безопасных, контролируемых им самим и узаконивающих официально установленные правоотношения.

Проблема безопасности личности и направленность угроз в современных условиях имеют особую важность и специфичность. В процессе формирования гуманистического общества, в основу которого положены либеральные взгляды на широкий спектр жизненных

процессов и, таким образом, права, свободы и защищенность личности, проблемы личной безопасности приобретают первостепенное значение. Поэтому они должны быть теоретически осмыслены, идеологически обоснованы и главное - практически реализованы [3].

Однако создание правопорядка и законности в государственных масштабах невозможно без легитимации новых правовых отношений между самими гражданами. Данный процесс осуществляется в соответствии с национальными социокультурными принципами развития, анализа результативности действия всей сложившейся правовой системы по обеспечению социальной и личной безопасности.

Указанные нами подходы и методы позволяют в полном объеме исследовать проблему безопасности личности, предметная область которой отражает задачи обеспечения национальной безопасности в целом, так как безопасность личности является важнейшей компонентой национальной безопасности, то есть безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Сегодня национальная безопасность зависит не только от умений и способностей вооруженных сил отражать внешнюю угрозу, но и от совокупности экономических факторов, конкурентоспособности страны на международной арене и, далеко не в последнюю очередь, от благосостояния каждого гражданина. Требуют глубокого анализа и процессы глобализации, ведущие к качественным изменениям всех сфер общественной жизни - духовной, социальной, экономической и политической. Гражданское общество представляет собой основную опору реальной демократии, поскольку благоприятствует ее построению, служит гарантом укрепления и сохранения. Гражданское общество выступает как посредник между государством и личностью, выполняющий функцию согласования общественных и частных интересов, основным противником движения государства в сторону тоталитаризма, оно защищает общество от любых перегибов со стороны государственной власти, противодействует нарушению прав человека. В связи с вышесказанным гражданское общество в обеспечении национальной безопасности имеет определяющее значение [4].

В современном мире функции глобального гражданского общества находятся в единстве с его сущностными характеристиками. Это, в первую очередь, провозглашение интересов различных слоев населения, формирующихся под влиянием глобализации. Речь идет об интересах мировой общественности, обеспокоенной катастрофической ситуацией на планете с разрушающейся экологией; жителей беднейших стран мира, страдающих от бедности, болезней и голода; людей, чьи права и свободы притесняются властями, последствиями ядерной гонки вооружений, угрозой международного терроризма и нависшей над планетой угрозой новой мировой войны.

Институты глобального гражданского общества выполняют важную функцию по формированию общественного мнения и координации глобальных, региональных и национальных интересов. Все это они способны делать уже сегодня при помощи просветительской деятельности, влияния через средства массовой информации на понимание политики национальных правительств различных государств и межгосударственных организаций посредством пропаганды определенных образцов культуры и ценностей [5].

Современный мир становится все более динамичным, неопределенным и нестабильным. Сформировавшиеся модели социального миропорядка претерпевают значительные изменения практически на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности гражданского общества. Все чаще мы слышим об угрозах личности, гуманитарных операциях в том или ином государстве мира, о гуманитарных

катастрофах. Данные тенденции усиливают процессы глобализации путем разрушения ряда социальных систем, например Советского Союза, названного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным самой страшной геополитической катастрофой XX века. При этом наблюдается ярко выраженное противоречие: чем больше западные средства массовой информации говорят о безопасности, тем меньше этой безопасномти становится в мире и остается возможностей для ее реализации. Под термином «гуманитарная безопасность» нередко маскируется прямое вторжение иностранных государств во внутренние дела независимых стран. В то же время сам человек является всего лишь средством реализации социальными субъектами глобальных социально-экономических, политических и духовно-нравственных программ [6].

Повсеместная декларация прав человека без взаимосвязи с обязанностями и их использование в роли всестороннего регулятора общественных отношений почти всегда ведут к уничтожению социальных систем, которые выступают средой и основным условием су-шествования человека. Ярким примером этого служат события, прямо связанные с так называемыми «цветными революциями» и гражданскими столкновениями в Ливии, Сирии, на Ближнем Востоке и, конечно, на Украине. Подобные «поползновения», но в меньших масштабах наблюдаются и в современном российском обществе. Остается только надеяться на разумность и адекватность действий как со стороны гражданского общества, так и со стороны представителей государственной власти.

Литература

1. Скрябина Н. Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. 2012. № 6 (26).

2. О безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 28.12.2010 № 390-Ф3 (в ред. от 05.10.2015). URL: http://consultant.ru

3. Сухорукова Л. М. Современные международные инициативы и глобальные тенденции в стратегическом управлении развитием систем непрерывного образования // Образо-

Bibliography

1. Scriabina N. Yu. Socio-axiological potentials of the system of continuous education in the perspective of modern society // Education. Science. Innovation: south dimension. 2012. № 6 (26).

2. About Security: Federal Law of the Russian Federation dated 28.12.2010 № 390-FL (the edition dated 05.10.2015). URL: http://consultant.ru

3. Sukhorukova L. M. Modern international initiatives and global trends in strategic management and continuous education // Education. Science. Innovation: south dimension. 2011. № 5 (20).

4. Gurba V. N., Sukhorukova L. M. State and

вание. Наука. Инновации: южное измерение. 2011. № 5 (20).

4. Гурба В. Н., Сухорукова Л. М. Государственное и международное управление непрерывным образованием и развитием управленческих и педагогических кадров для реализации безопасности и устойчивости образовательной, социокультурной и гуманитарной сфер: основные идеи проекта // Вестн. непрерывного образования. 2008. № 1, 2.

5. Власова В. Н. Новая культура обучения как направление непрерывного образования // Вопросы международного сотрудничества в образовании Южного региона. 2013. № 1.

6. Маслова М. В. Риски гуманитарной безопасности российского общества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2.

international management continuing education and development of administrative and teaching staff for the implementation of the security and stability of the educational, social, cultural and humanitarian spheres, the basic idea of the project // Journal of Continuing Education. 2008. № 1, 2.

5. Vlasova V. N. A new culture of learning as the direction of continuing education // Problems of International Cooperation in Education of the Southern region. 2013. № 1.

6. Maslov M. V. Risks of human security of the Russian society // Teacher Education and Science. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.