Научная статья на тему 'Современные подходы к формулировке миссии предприятия'

Современные подходы к формулировке миссии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3747
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИССИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА / ФОРМУЛИРОВКА МИССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугина Л.И., Родионова Е.В.

Статья посвящена современным подходам к формулировке миссии организации. Научно обоснованная, конкретная и точная миссия выражает суть деятельности организации, специфику бизнеса, путь развития компании. Миссия должна способствовать активизации развития стратегического менеджмента на предприятиях в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формулировке миссии предприятия»

МЕТОДОЛОГИЯ

п ч нн

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Современные подходы к формулировке миссии предприятия

Л.И. ПУГИНА,

доцент Муромского института (филиала) ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет», к.э.н.

Е.В. РОДИОНОВА,

доцент Муромского института (филиала) ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет», к.э.н.

В современных условиях стратегический менеджмент позволяет определить рост, процветание на рынке одних фирм и стагнацию, банкротство других предприятий, перераспределение ролей основных участников рынка. Соответственно, наличие собственной миссии предприятия является условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе. Проблема эффективной деятельности организации и обеспечения ее непрерывного развития достаточно сложная, и в основе ее решения лежит трудоемкая аналитическая работа по созданию и поддержанию конкурентных преимуществ.

Любая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают ей то, к чему она должна стремиться. Деятельность каждой организации ориентирована на получение определенного результата, на достижение цели своего существования. Миссия является необходимым атрибутом для успешного функционирования фирмы, определяет предназначение организации и выражает ее индивидуальность. Чтобы определить миссию предприятия руководство должно выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды, постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее.

в

ИИ

НИИ

ввв

вв в Ключевые слова:

миссия, характеристика компании, внешняя среда, целевые ориентиры, выбор направления развития организации, философия бизнеса, формулировка миссии.

Статья посвящена современным подходам к формулировке миссии организации. Научно обоснованная, конкретная и точная миссия выражает суть деятельности организации, специфику бизнеса, путь развития компании. Миссия должна способствовать активизации развития стратегического менеджмента на предприятиях в современных условиях.

В стратегическом менеджменте можно выделить разные подходы к определению понятия «миссия». Так, О.С. Виханский выделяет широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации, а в узком понимании - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация [1].

По мнению М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия, а цели вырабатываются для осуществления этой миссии [4]. П. Друкер определяет миссию как основную цель, ради достижения которой компания создается. Миссия имеет комплексный характер, включает в себя как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании, выражает сущность делового успеха, к которому она стремится [2]. Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию (данный термин дословно означает «ответственное задание, роль») [3].

А. Томпсон и А. Стрикленд отмечают, что миссия описывает нынешний бизнес компании. В миссии содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса [5].

Таким образом, миссия организации имеет многосмысловое содержание: миссия как философия компании, в которой раскрывается ее предназначение, отражается смысл существования организации, ее отличие от других компаний; миссия как развернутая характеристика компании, в которой указаны основные на-

ВеККАЧЕСТВА № 1

2014

18

□ GH

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ЕШ

СП

МЕТОДОЛОГИЯ

правления ее деятельности, перечисляется выпускаемая продукция, рынки сбыта, конкурентные преимущества, основные группы клиентов. Миссия как девиз формулируется ярко и образно для доступного восприятия и усвоения.

Миссию фирмы необходимо рассматривать с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем. Однако при научном подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет ясно отражен имидж, которым обладает организация. Миссия должна включать в себя содержание потребности, описание покупателей и технологии изготовления продукции.

При разработке миссии должны быть учтены следующие факторы: история фирмы, существующий стиль поведения собственников и управленческого персонала, состояние среды обитания организации, ресурсы, отличительные особенности организации.

Хорошо сформулированная миссия проясняет, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие данной организации от других, ей подобных. Вот почему миссия должна иметь расшифровку по следующим направлениям: целевые ориентиры организации, сфера деятельности организации, философия организации, возможности и способы осуществления деятельности организации.

Рассмотрим несколько практических примеров. Миссия компании «Роснефть»: «Инновационное, экологически безопасное и экономически эффективное удовлетворение потребности общества в энергоресурсах» [1].

Миссия банка «ВТБ 24»: «Мы предоставляем финансовые услуги международного уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее наших клиентов, акционеров и общества в целом» [6].

Миссия компании Apple Computer: «Обеспечить лучшими персональными компьютерами и технической поддержкой студентов, преподавателей, разработчиков, ученых, бизнесменов и всех потребителей в более чем 140 странах» [5].

При сравнении миссий организаций разных отраслей экономики видно, что их объединяет гуманность по отношению к конечному потребителю - человеку. Философия организаций отражает их приверженность клиенту, надежность, заботу и защиту. Однако анализ миссий многих современных российских компаний показывает, что большинство организаций совершают одни и те же типичные ошибки, приводящие к тому, что миссия не выполняет того предназначения, ради которого создавалась. Часто бывает, что миссия сформулирована обобщенно, ее

содержание оставляет желать лучшего. Рассмотрим наиболее типичные разновидности таких ошибок.

Некоторые предприятия формулируют миссии таким образом, что понять, о какой компании идет речь, совершенно невозможно. Слишком общее определение миссии не сообщает, в чем заключается бизнес компании. Широкую и всеобъемлющую формулировку можно применить к любой компании.

Иногда миссия определяется слишком абстрактно, звучит шаблонно и обтекаемо, хотя в целом понятно, про какой бизнес идет речь. Бывает, что в попытках объять необъятное компании формулируют такие миссии, понять которые после первого прочтения не представляется возможным. Иногда не помогает и второе прочтение.

Часто предприятия ошибочно формулируют миссию как получение прибыли. Здесь необходимо понимать, что прибыль - это цель и результат компании, а не направление развития. В миссии предприятию следует объяснить, какими путями оно этой цели достигает.

Однако миссия, разработанная с ошибками, все же лучше, чем ее отсутствие. Многие российские организации пренебрегают разработкой миссии, что в свою очередь приводит к тому, что компании не представляют, куда двигаться в развитии бизнеса.

Следовательно, результаты разработки своей миссии несут предприятию выгоды во многих направлениях: ^ осуществляется собственная координация производственной мощности и определяется направленность решения конкретных задач; ^ достигается понимание сотрудниками, персоналом, клиентами и партнерами смысла и цели деятельности организации; ^ компания выходит на рынок с долгосрочными целями и планами развития, а также происходит сотрудничество и взаимопомощь компании и государства. Таким образом, на наш взгляд, при разработке миссии необходимо следовать следующим правилам. Во-первых, следует определять корпоративные ценности и ожидания компании, как компромисс интересов собственников, менеджеров и персонала в отношении перечня характеристик и соответствующих параметров, характеризующих эффективность бизнеса. Во-вторых, миссию необходимо формулировать предельно ясно для того, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, и всем членам организации. В-третьих, следует исключать возможность различного толкования миссии, но в тоже время необходимо оставлять простор для творческого и гибкого развития организации. В-четвертых, следует пересматривать миссию всякий раз, когда поставленные задачи утрачивают актуальность или перестают соответствовать курсу

№ 1 • 2014 ВеЮКАЧЕСТВА

МЕТОДОЛОГИЯ

п ч нн ппя □ □2 ПП

н

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

развития компании. В-пятых, миссию следует формулировать детально, подробно, а не давать слишком широкую и общую формулировку. Миссия должна максимально точно описывать подлинную деятельность компании.

Из вышеизложенного следует, что миссия организации должна целостно трактовать реальную деятельность предприятия, затрагивать все ключевые аспекты. При этом в ней должны найти отражение гуманность, улучшение жизни как сотрудников, так и потребителей. Только с помощью научно обоснованной формулировки миссии можно определить, чем стратегически необходимо заниматься компании, и к какому результату может привести выбранная деятельность. ■

Литература

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гарда-рики, 2003. 296 с.

2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: ИНФРА-М, 1999. 315 с.

3. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1999. 288 с.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. 672 с.

5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Изд. дом «Вильямс», 2008. 928 с.

6. Информационный портал «Банки.ру». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.banki.ru/

НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS

Cisco и ЗАО «СИТРОНИКС КАСУ» подписали соглашение о намерениях по стратегическому сотрудничеству

19 марта управляющий директор компании Cisco в России Сергей Черноволенко и генеральный директор ЗАО «СИТРОНИКС КАСУ» Вячеслав Смирнов подписали Соглашение о намерениях по стратегическому сотрудничеству в области развития информационных технологий, призванное внести значительный вклад в инновационное развитие России.

Документ нацелен на расширение взаимодействия между ИТ-компаниями, входящими в Группу АФК «Система», и Cisco. Соглашение предусматривает организацию научно-исследовательских и конструкторских разработок, создание современных демонстрационных и испытательных лабораторий и центров, международный трансфер высоких технологий и ноу-хау в целях поддержки социально-экономических проектов, осуществляемых в городах и регионах РФ, разработку перспективных вариантов финансирования ИТ-проектов, а также развитие других направлений сотрудничества по применению новейших информационных технологий и услуг в различных отраслях. Тем самым компания Cisco сделала еще один шаг в реализации десятилетней программы поддержки развития предпринимательства и устойчивых инноваций в России, которую в июне 2010 г. объявил глава компании Cisco Джон Чемберс (John Chambers).

В соответствии с условиями Соглашения стороны предполагают осуществлять взаимодействие в разработке и осуществлении совместных проектов и программ в области «умных» и безопасных городов, интеллектуальной транспортной системы (ИТС), промышленности и нефтегазовой отрасли, а также в создании инновационных решений, соответствующих нормативным требованиям Российской Федерации. Стороны также планируют обмениваться опытом, оказывать друг другу методологическую и консультаци-

онную помощь, проводить обучающие семинары по практической реализации и применению передовых мировых достижений в сфере информационных технологий.

Большое значение для реализации совместных проектов с ЗАО «СИТРОНИКС КАСУ» и другими ИТ-компаниями, входящими в Группу АФК «Система», будет иметь богатый опыт компании Cisco по разработке аппаратных средств и программного обеспечения для создания Интернет-решений, включая создание и реализацию решений для «умных» и подключенных сообществ, а также наработки ЗАО «СИТРОНИКС КАСУ» в области промышленной связи, безопасности и интеллектуальных транспортных систем. Результатом такого сотрудничества должно стать создание интеллектуальной инфраструктуры для современного города, основанной на решениях, повышающих эффективность управления городским хозяйством и оптимизирующих внедрение новых услуг.

Первым этапом данного направления сотрудничества, вероятнее всего, станет расширение возможностей интеллектуальной транспортной системы Москвы для повышения мобильности и качества жизни горожан, развития эффективных систем общественного транспорта. Новые возможности ИТС позволят оптимизировать работу общественного транспорта, сделать городскую транспортную систему более надежной, безопасной и эффективной.

Вместе с тем стороны планируют разработать новую модель коммерциализации совместных решений, суть которой будет состоять в переносе капитальных затрат по проекту на сервисные контракты. Данная модель финансирования может быть успешно реализована в проектах по безопасности и видеонаблюдению, ЖКУ, управлению энергоэффективностью, а также автоматизации зданий и квартир. ■

www.sitronics.ru.

www.cisco.ru

20

век КАЧЕСТВА №1 • 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.