DOI: 10.18572/2686-858X-2020-2-6-10-16
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF HUMAN RESOURCES IN THE SPHERE OF TOURISM IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS
Масленникова Ольга Александровна, ст. преподаватель кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета (СПбГЭУ)
Аннотация. На основе типологического анализа различных подходов к определению содержания понятия «организационно-экономический механизм» в экономической сфере, автором раскрывается сущность организационно-экономического механизма кадрового обеспечения, особенности их формирования в сфере туризма в условиях реализации национальных проектов в РФ.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм; кадровое обеспечение; сфера туризма; индустрия гостеприимства; нацпроекты.
Jel code: I25, L83, Z18
Abstract. Based on the typological analysis of various approaches to defining the content of the concept of «organizational and economic mechanism» in the economic sphere, the author reveals the essence of the organizational and economic mechanism of staffing, the peculiarities of their formation in the field of tourism in the context of the implementation of national projects in the Russian Federation.
Keywords: organizational and economic mechanism; staffing; the sphere of tourism; hospitality industry; national projects.
1. ВВЕДЕНИЕ
Проблема управления кадрами и формирования организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма актуальна в любой стране. И Россия не является исключением, тем более, что сегодня сфера туризма является наиболее активно развивающейся в нашей стране и кардинально меняющейся и в России, и в мире [17] [18] [19]. [20] Пандемия коронавирусной инфек ции СОУГО-19 уже поставила под сомнение лидирующие позиции в сфере туризма тех стран, главенство которых в этой отрасли многие десятилетия казалось незыблемым. [21] [22] [23] Мир туризма уже никогда не
будет прежним [8] [9], и у России есть реальный шанс изменить свое место в рейтинге конкурентоспособности в мире.
Согласно рейтингу специалистов Всемирного экономического форума, в котором оценивается так называемый «Индекс конкурентоспособности туризма и путешествий» по четырнадцати факторам, таким как: состояния бизнес среды, безопасность, международная открытость, состояние туристической инфраструктуры, экологическая устойчивость и др. Данные для оценки предоставляются Всемирной туристической организацией (ВТООН или ЮНВТО), Всемирным банком (ВБ),
Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирным советом по путешествиям и туризму (ВТТС). [24] [25] Также учитываются и данные опроса экспертов туристической отрасли. По результатам последнего отчета 2019 года (данный рейтинг публикуется каждые два года, начиная с 2007 года - прим. автора), Россия занимает 39 место. В 2017 году Россия была на 43 месте. Первые места в рейтинге практически традиционно занимают Испания, Франция, Германия, Япония и США. [15]
И если до начала 1990-х годов в бывшем Советском Союзе не было ни одного вуза, который бы готовил или специализировался на подготовке профессиональных кадров для сферы туризма и гостеприимства, а по оценкам экспертов, даже в 2017 году у большей части (до 75%) сотрудников туристских компаний отсутствовало профильное образования, то сейчас кадры для туротрасли готовят и специальные образовательные учреждения, и большое количество высших учебных заведений. Например, по данным Федерального Агентства по туризму всего в России 292 вуза со специальностью 43.03.02. «Туризм», которые ежегодно набирают около 30 000 студентов. [14]
Сегодня организационно-экономический механизм кадрового обеспечения в сфере туризма представляет собой совокупность как методов, так и форм реализации процессов системы кадрового обеспечения [2]. И определяется в том числе и существующими законодательными нормами. [5,6] С одной стороны, его отличает детализация (конкретностью) а с другой - фрагментарность (неоднородность), которые пока не позволяют подобрать оптимальный набор инструментов для решения задач по формированию кадрового состава туристской отрасли. [29]
При этом на рынке туристских вакансий существует реальный дефицит квалифицированного персонала, что подтверждается различными исследованиями в области образования в туризме, а также тем, что имеющийся механизм формирования кадрового обеспечения в сфере туризма пока не соответствует требованиям отрасли.
Итак, задача кадрового обеспечения измененной в результате пандемии туристической отрасли для возможности эффективного реагирования на новые вызовы
является, безусловно, приоритетной, а ее решение требует новых подходов.
Какие же современные подходы к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма можно выделить в контексте реализации национальных проектов?
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ литературных источников дает возможность синтезировать различные подходы и подвести некий итог как по отношению к содержанию категории «организационно-экономический механизм», так и к категории «формирование кадрового потенциала». При этом стоит также отметить, что на сегодняшний день категория «организационно-экономический механизм формирования кадрового обеспечения в сфере туризма» не встречен автором ни в одной работе как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Необходимо учесть и тот факт, что концепции авторов, предлагающих различные подходы к определению содержания категории «организационно-экономический механизм» применительно к экономической сфере сходны в рассмотрении данного механизма с точки зрения использовании понятий «совокупность» и «система»/
В. Попова предлагает под «организационно-экономическим механизмом» понимать «совокупность финансовых и организационно-
правовых форм, методов, инструментов и рычагов влияния на деятельность предпринимательских субъектов с целью обеспечения желаемого вектора развития, который функционирует в границах фундаментальных связей, отображающих природу его структуры». [10].
В. Федорович считает, что «организационно-экономический механизм» - это «разноуровневая иерархическая система основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп - субъектов, объектов, принципов, методов, инструментов и прочих, а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию в ходе и под влиянием которых гармонизируются экономические отношения (интересы)
государства, собственников, кредиторов и персонала.» [7].
Э. Шахиева указывает на то, что «организационно-экономический механизм» -это «механизм взаимосвязи и взаимодействия организационной структуры управления и организации процессов принятия решений с методами, приемами и правилами хозяйствования, направленный на его наиболее эффективное функционирование и развитие в целом.» [10]
Что касается категории «формирование кадрового потенциала», то здесь, по мнению автора статьи, также можно рассмотреть несколько подходов.
Например, В. Нестеров считает, что для конкретизации понятия «кадровое обеспечение отрасли» требуется
проанализировать содержание собственно понятия «кадровое обеспечение». [12]. И предлагает трактовать его как процесс, обеспечивающий отрасль сотрудниками с различным уровнем подготовки, которые поддерживают цели и ценности, принятые в отрасли, что обеспечивает отрасль работоспособностью и необходимым уровнем конкурентоспособности перед другими отраслями.
Обращение к узкому определению, связанному с конкретным предприятием, позволяет нам еще более углубиться в смысл данного понятия. В трудах отечественных исследователей, например, Н Белой [1] и А. Кибанова [11], отмечено, что кадровое обеспечение, безусловно, учитывает не только количественный, но и качественный состав его работников для достижения тактических и стратегических целей предприятия.
Исходя из вышеизложенного, автор предлагает расширить понятие «организационно-экономический механизма кадрового обеспечения», которое было представлено ранее, и рассматривает данное понятие в следующей трактовке.
Организационно-экономический механизм кадрового обеспечения в сфере туризма - это совокупность как методов, так и формреализациипроцессовсистемыкадрового обеспечения. С одной стороны, его отличает детализированность (конкретностью),
а с другой - индивидуальный подход [13] к каждому, что позволяет подобрать оптимальный набор инструментов для
решения задач по формированию кадрового состава туристской отрасли в каждом регионе и во всей стране в целом и обеспечить отрасль таким количественным и качественным составом сотрудников с различным уровнем подготовки, которые разделяют цели и ценности, принятые в отрасли, позволяя сфере туризма и гостеприимства быть максимально работоспособной и обладать необходимым уровнем конкурентоспособности перед другими отраслями.
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования заключается в изучении современных подходов к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма в условиях реализации национальных проектов, принятых в 2018 году по Указу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» за №204 от 7 мая 2018 года. Данный Указ устанавливает и утверждает национальные проекты, реализующиеся в России с 2019 года, разработанных по направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», [3] [4] Ограничение объема работы не позволяет подробно рассмотреть все 12 нацпроектов, которые так или иначе могут быть связаны с вопросом формирования организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма. За основу были взяты нацпроекты «Образование» и «Цифровая Экономика».
Для получения результатов исследования использовались следующие научные методы: методы анализа, сравнения, метод сопоставлений, контент-анализ, анкетирование.
На начальном этапе проведен анализ интернет-ресурсов Рунета по теме «проблемы образования в туризме», а также анализ данных, полученных в результате партнерского взаимодействия по реализации практики в дистанционном формате студентов СПбГЭУ и проекта «ТурАкселератор» (г. Санкт-Петербург).
На последующих этапах исследования автор ориентировался на такие научные методы как: изучение и обобщение данных о существовавших и современных
подходах к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма, использование которых позволяет выявить и предложить новые пути разрешения имеющихся и возникающих противоречий, с учетом изменений, происходящих в туристической отрасли из-за пандемии коронавирусной инф екции ТОУГО-19.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
В ходе исследования был проведен анализ данных, полученных в результате изучения публикаций в Рунете.
Так, по оценке главы Ростуризма Зарины Догузовой, в туристической отрасли выявлены следующие основные кадровые проблемы: отсутствие практикоориентированности в образовательном процессе, непрестижность профессий, связанных с данной сферой, среди молодежи, необходимость в повышении квалификации состава преподавателей. [16]
Однако, и дополнительное образовании в сфере туризма, и значительное количество различных курсов повышения квалификации не решает наболевший вопрос. Например, в одном из исследований ОСИГ (Общественного Союза Индустрии Гостеприимства), которое было реализовано на базе аналитической системы YouScan, было проанализировано почти 170 000 релевантных сообщений, размещенных в сети с 1 января по 21 августа 2020 года, 51,7% из которых сделаны на территории России. Количество авторов составило почти 95 000 пользователей. [27]
Среди проблем или негативных упоминаний, которые отмечаются в сообщениях по названным тематикам, преобладают следующие жалобы пользователей: на некачественную работу вузов; отсутствие корпоративного обучения сотрудников и нежелание обучать своих сотрудников из-за риска ухода сотрудника после обучения в другую организацию; некачественные и неэффективные платные образовательные программы по подготовке гидов (курсы читаются молодыми преподавателями, не имеющими опыта работы); непрофессиональное обслуживание туристов в предприятиях общественного питания, а также со стороны персонала гостиниц и руководство организацией сервиса; отсутствие у работников, оказывающих
транспортные услуги, простых навыков сервиса и качественного обслуживания и т.д.
Основной вывод, который делают эксперты ОСИГ и для организаций дополнительного образования: при разработке образовательных программ делать их более практико-ориентированными с привлечением в качестве преподавателей действующих сотрудников предприятий туристской отрасли и применением лучших профессиональных и образовательных практик с учетом зарубежного опыта в индустрии гостеприимства.
В качестве актуального примера имеющихся на сегодняшний день проблем формирования организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма, целесообразно также привести результаты исследования о ключевых компетенции нового уклада 2019-2020 годов, проведенных проектом «ТурАкселератор»совместнос Университетом Прикладных Наук (Сатакунта, Финляндия) [28]. В нём, в частности, рассматривается вопрос о наличии необходимых навыков глобальной конкурентоспособности
туристической отрасли региона Балтийского моря. И если наши финские коллеги выделили 5 групп актуальных компетенций, в том числе: проектирование и развитие продуктов и клиентского опыта; цифровые продажи и маркетинговые коммуникации; интернационализация; сотрудничество и сети; управление бизнес-операциями. То российские эксперты сделали акцент на 8 основных компетенциях, которые, по их мнению, необходимы для современного специалиста в сфере туризма: клиентоориентированный сервис; аналитические и исследовательские навыки; знание иностранных языков; финансовое планирование и умение применять принципы устойчивого развития; 1Т технологии; системный подход к бизнесу; навыки проектной работы; упаковка и продвижение
Рассматривая эти данные через призму реализующихся нацпроектов, и, прежде всего, проектов «Образование» и «Цифровая экономика», можно выделить следующие современные подходы к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма:
Во-первых, ранняя профориентация и знакомство с профессиями сферы туризма
еще в школе через реализацию программ сетевого взаимодействие турбизнеса и учреждений образования [11] с применением техник и методологии наставничества, в том числе посредством активного вовлечения школьников и студентов в Движение WorldSkills (Вордскиллс) - «Молодые профессионалы» и работы Центров профориентации при профильных ВУЗах. А также через реализацию федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка» . Так, например, в Санкт-Петербургском Государственном Экономическом Университете (СПбГЭУ) на Факультете сервиса, туризма и гостеприимства (ФСТиГ) организован и активно работает Проектный Офис, в задачи которого в том числе входят и ранняя профориентация, и работа со школьниками средних и старших классов как в очном, так и в дистанционном форматах.
Во-вторых, формирование системы профессиональных конкурсов,
дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста в контексте нацпроекта «Образование», федерального проекта «Социальные лифты для каждого». Эффективность данного подхода подтверждается активным участием и результатами студентов и преподавателей ФСТиГ кафедры экономики и управления в сфере услуг, участников конкурса Президентской платформы «Россия - страна возможностей», например, конкурс «Мастера гостеприимства» (ОСИГ). Важным инструментом практико-ориентированной подготовки для студентов ВУЗов в сфере туризма также является взаимодействие с наставниками из реального сектора экономики, которое реализуется и в рамках конкурсов, и, как в СПбГЭУ, в рамках процесса обучения, когда программа включает в себя обязательные практические занятия с представителями бизнеса в качестве спикеров и приглашенных гостей.
В-третьих, программы непрерывного образования в парадигме концепции «Life-Long Learning» [14] для реализации процесса постоянного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков и новых профессиональных
компетенций в том числе в области цифровой экономики, реализуются через федеральный проект «Новые возможности для каждого» Непрерывное обучение преподавателей ФСТиГ СПбГЭУ позволяет организовать учебный процесс максимально эффективно даже в условиях перехода на полное дистанционное обучение.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, современные подходы к формированию организационно-
экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма тесно связаны с реализацией национальных проектов, задача которых поднять уровень благосостояния наших граждан, обеспечить доступность и качество образования, здравоохранения, поддержать семью, снизить уровень бедности
[15]
Целевой сценарий развития туризма, прописанный в Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года, безусловно, требует корректировки с учетом изменений, внесенных пандемии коронавирусной инфекц ии СОУГО-19. Однако, уже сейчас очевидно, что одной из важнейших задач, которую призван решить еще один, новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», уже одобренный Правительством РФ, станет задача подготовки новых высококвалифицированных кадров в сфере туризма в рамках реализации федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма» (в новый нацпроект войдут еще два федеральных проекта: «Создание качественного и разнообразного турпродукта на всей территории страны» и «Повышение доступности туристического продукта» -прим. автора).
В заключении хочется отметить, что у России есть не только реальный шанс изменить свое место в рейтинге конкурентоспособности в мире, но и сформировать внутри самой страны новую несырьевую отрасль экономики с современной туристической инфраструктурой с миллионами рабочих мест по всей стране, используя современные подходы к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма в контексте реализации нацпроектов.
6. БЛАГОДАРНОСТИ
Автор статьи благодарит научно-педагогический коллектив Санкт-Петербургского государственно-
экономического университета (СПбГЭУ)
и менеджмент исследовательской группы «ТурАкселератор» за консультативную помощь при организации и проведении исследований
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Belaya N. V., (2011) AltSTU named after I. I. Polzunov (Barnaul) «To the question of understanding the personnel support of the agro-industrial complex at the present stage» Polzunov Almanac: Journal / founder and publisher: Altai state technical University named after I. I. Polzunov.
- Barnaul: publishing house of the Altai state technical University named after I. I. Polzunov № 4/2, P.249-253 [Online] Available: http://elib.altstu.ru/journals/Files/pa2011_4_2/pdf/249belaya.pdf (December 02, 2020).
2. Cherevichko, T. V. (2019) Theoretical foundations of hospitality: textbook / T. V. Cherevichko.
- 3rd ed., ster. - Moscow: FLINT, - 286 p — - ISBN 978-5-9765-0024-2. - Text: electronic// LAN: electronic library system. — [Online] Available: https://e.lanbook.com/book/125396 (December 02, 2020).
3. Decree "On national goals and strategic development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024» [Online] Available: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (December 02, 2020).
4. Decree on Russia's national development goals until 2030 [Online] Available: http://kremlin.ru/ acts/news/63728 (December 02, 2020).
5. Federal law No. 132-FZ of 24.11.1996 About the basics of tourist activity in the Russian Federation [Online] Available: http://www.kremlin.ru/acts/bank/10273 (December 02, 2020).
6. Federal list of tourist sites of the Ministry of Economic Development of Russia [Online] Available: https://классификация-^уризм.рф (December 02, 2020).
7. Fedorovich V.O. (2006) New organizational and economic mechanism for property management: large industrial and transport corporate formations. - Novosibirsk: SGUPS
8. International Labour Organization (ILO) Global Summit: COVID 19 and the World of Work, July 1-2 and 7-9, 2020, virtual meeting, [Online] Available: https://global-summit.ilo.org. (December 02, 2020).
9. International Trade Centre, "Action Plan: Supporting small businesses through the COVID-19 crisis and towards the future", [Online] Available http://www.intracen.org/covid19/15-Points-Action-Plan (December 02, 2020).
10. Kholodkova K.S. (2016) Analysis of approaches to determining the essence of the organizational and economic mechanism of management // Modern scientific research and innovations No. 5 [Online] Available: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66404 (December 02, 2020).
11. Kibanov, A. J. (2010) Personnel Management of the organization [Text]: Textbook / A. J. Kiban-ov.- 4th ed., add. and reprint.- M: INFRA-M
12. Nesterov V. L. (2007) Personnel support of the industry in the conditions of reformation / / Successes of modern natural science. - 2007. - No. 11. - Pp. 94-96; [Online] Available: http://natural-sci-ences.ru/ru/article/view?id=11804 (December 02, 2020).
13.Mukhamadieva, Yu. P. (2017) Actual problems of personnel support in the field of tourism / Yu. P. mukhamadieva, I. I. Polupanov. - Text: direct / / Young scientist № 13.2 (147.2). — P. 15-17. - [Online] Available: https://moluch.ru/archive/147/42016/ (December 01, 2020).
14. The official website of Federal Agency for tourism [Online] Available: https://tourism.gov.ru/ contents/Subyektam_turindustrii/obrazovanie-v-sfere-turizma/ ((December 01, 2020).
15. The official website of Russian News Agency INTERFAX [Online] «Russia climbed to 39th place in the world rating of competitiveness in tourism». [Online] Available: https://tourism.interfax.ru/ ru/analytics/market_overview/62288/ (December 03, 2020)
16. The official website of Russian News Agency RIA NEWS [Online] «Rosturizm named the main personnel problems in the tourism industry» [Online] Available: https://ria.ru/20190912/1558615680. html (December 02, 2020).
17. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), "Museums
around the world in the face of COVID-19", 2020, [Online] Available: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000373530 (December 02, 2020).
18. United Nations, "On International Day, UN chief spotlights indigenous peoples' resilience in face of COVID-19 pandemic", 9 August 2020, [Online] Available: https://news.un.org/en/sto-ry/2020/08/1069822 (December 02, 2020).
19. UNWTO, "Briefing Note - Tourism and COVID-19. Issue 1. How are countries supporting tourism recovery?", June 2020, [Online] Available: https://doi.org/10.18111/9789284421893 (December 02, 2020).
20. UNWTO, "Cultural Tourism & COVID-19", 2020, [Online] Available: https://www.unwto.org/ cultural-tourism-covid-19 (December 02, 2020).
21. UNWTO, "Global Guidelines To Restart Tourism", May 2020, [Online] Available: https:// webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2020-05/UNWTO-Global-Guidelines-to-Re-start-Tourism.pdf (December 02, 2020).
22. UNWTO, "Restarting Tourism", [Online] Available: https://www.unwto.org/restarting-tourism (December 02, 2020).
23. UNWTO, "Supporting Jobs and Economies Through Travel & Tourism: A Call for Action to Mitigate the Socio-Economic Impact of COVID19 and Accelerate Recovery", March 2020, [Online] Available: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2020-04/COVID19_ Recom-mendations_English_1.pdf (December 02, 2020).
24.UNWTO, World Tourism Barometer, vol. 18, No. 3, June 2020, Madrid, [Online] Available https://www.unwto.org/international-tourism-and-covid-19 (December 02, 2020).
25. World Organization of Travel Agencies, All about Tourism - Tourism Library [Online] Available: http://tourlib.net/statti_tourism/vata.htm. (December 02, 2020).
26. Web-portal «Accreditation in education» [Online] Available: https:// https://akvobr.ru/sistema_ obrazovania_v_turizme.html/ (December 01, 2020).
27Web-portal «Prohotel.ru» [Online] Available: https://prohotel.ru/news-223320/0/ / (December 01, 2020).
28. Web-portal «Tur-akselerator.ru» [Online] Available: http://tur-akselerator.ru// (December 01, 2020).
29. Zhukova I.V. (2010) The essence and content of the organizational and economic mechanism of management of the mining industry // Power and management in the east of Russia. No. 4. - S. 43-49. (December 02, 2020).