Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию клинических и практических навыков у резидентов'

Современные подходы к формированию клинических и практических навыков у резидентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИДЕНТЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ / RESIDENTS / TEACHING METHODS / CURRICULUM / COMPETENCES / SKILLS / РЕЗИДЕНТТЕР / ОқЫТУ әДіСТЕРі / ОқУ БАғДАРЛАМАСЫ / құЗЫРЕТі / ДАғДЫЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимханова Р.С.

В представленной статье автором анализируется подход к современным методам обучения у резидентов травматологов-ортопедов, имеющих хорошую клиническую и практическую подготовку по итогам государственной аттестации в РК. Основные показатели учебной программы это интеграция фундаментальных наук с клиническим опытом, применение активных методов обучения, подход, основанный на компетенциях, непрерывное вовлечение обучающихся в процесс ухода за больными, улучшенные методы оценки. В связи с чем, главной целью программы медицинского обучения резидентов является развитие навыков клинического и практического обучения на протяжении всей трудовой деятельности врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO DEVELOP CLINICAL AND PRACTICAL SKILLS AMONG RESIDENTS

In this article, the author analyzes the approach to modern methods of training for residents traumatologists-orthopedists with good clinical and practical training on the results of the state certification in Kazakhstan. In the curriculum the main indicators are the integration of fundamental Sciences with clinical experience, the use of active teaching methods, an approach based on competencies, the continuous involvement of students in the process of patient care, improved evaluation methods. In this connection, the main purpose of the program of medical training of residents is to develop the skills of clinical and practical training throughout the work of the doctor.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию клинических и практических навыков у резидентов»

© Р. С. Алимханова, 2018 УДК 614.2:378.046.4

Р. С. Алимханова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КЛИНИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У РЕЗИДЕНТОВ

Кафедра хирургических дисциплин Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В представленной статье автором анализируется подход к современным методам обучения у резидентов травматологов-ортопедов, имеющих хорошую клиническую и практическую подготовку по итогам государственной аттестации в РК. Основные показатели учебной программы - это интеграция фундаментальных наук с клиническим опытом, применение активных методов обучения, подход, основанный на компетенциях, непрерывное вовлечение обучающихся в процесс ухода за больными, улучшенные методы оценки. В связи с чем, главной целью программы медицинского обучения резидентов является развитие навыков клинического и практического обучения на протяжении всей трудовой деятельности врача.

Ключевые слова: резиденты, методы обучения, учебная программа, компетенции, навыки

За последние годы с изменением медицинской практики и появлением обширных знаний в области обучения в мире произошли кардинальные изменения в медицинском образовании. Основные показатели - это интеграция фундаментальных наук с клиническим опытом, применение активных методов обучения, подход, основанный на компетенциях, улучшенные методы оценки ].[3

Европейская интеграция в сфере высшего медицинского образования является актуальной и дискуссионной проблемой, так как требует изыскания новых подходов и решений к организации проведения учебного процесса, который заключается в поиске эффективных инновационных методов обучения, методов усвоения теоретических знаний, практических навыков и умения применить их на практике. Как показывает мировой опыт, внедрение новых методов обучения в учебные программы вузов предусматривает повышение качества практической подготовки специалистов, что способствует росту эффективности оказания медицинской помощи [2].

Медицинские знания обширны, они быстро развиваются и постоянно изменяются. Многое из того, чему обучились студенты на начальных курсах медицинского университета, устаревает и становится неактуальным к тому времени, когда они переходят к клинической практике. Следовательно, очень важно, чтобы резиденты приобрели практические навыки, развили компетенции выявлять подходящие для них учебные ресурсы, а также навыки для критической оценки их качества и актуальности для своей дальнейшей практической деятельности [1, 4].

Для более углубленного усвоения обуча-

ющимися знаний и умений кредитно-модуль-ная система организации учебного процесса (КМСОУП) предполагает использование активных педагогических методов, позволяющих формировать у резидентов не только личност-но-мотивированные и профессиональные навыки, но и повышать коммуникативные качества и т. д.

Цель работы - анализ внедрения активных форм и методов обучения в учебный процесс для приобретения и освоения обучающимися резидентами (травматологов) клинических и практических навыков и умение их применить в самостоятельной врачебной деятельности в практическом здравоохранении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для создания условий приобретения и освоения обучающимися клинических и практических навыков для эффективной работы в системе практического здравоохранения на кафедре хирургических дисциплин у резидентов травматологов-ортопедов имеются все соответствующие условия. В процессе обучения применяются современные инновационные технологии для оказания высококвалифицированной травматологической и ортопедической помощи, учебный процесс осуществляют квалифицированные преподаватели, ассистенты, доценты, профессора, которые передают свой опыт и знания обучающимся резидентам.

Анализ состояния материально-технического обеспечения кафедры показал, что имеется достаточно средств и возможностей для реализации современных задач практической подготовки резидентов-травматологов. Постоянно обновляются научно-педагогические технологии и интерактивные учебные программы, которые приближают обучение к

реальной клинической ситуации. Так, с целью создания единой структуры для оценки практической подготовки-резидентов по дисциплине «Травматология и ортопедия, в том числе детская» функционирует плановое проведение занятий в специально тренинговых кабинетах в Центре практических навыков (ЦПН), оснащенных муляжами, фантомами, симуляторами в условиях имитации профессиональной деятельности. Занятия в ЦПН рассматриваются как обязательное условие для допуска к прохождению производственной практики в лечебных учреждениях.

Однако за последние годы с изменением медицинской практики и появлением обширных знаний в области обучения произошли кардинальные изменения в медицинском образовании по дисциплине «Травматология и ортопедия, в том числе детская»:

•использование активных методов обучения,

•интеграция фундаментальных наук с клиническим опытом,

•подход, основанный на компетенциях в разработке учебной программы,

•раннее и непрерывное вовлечение обучающихся в процесс ухода за больными, •улучшенные методы оценки, •непрерывное профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава.

Обучение в условиях Болонского процесса перед традиционным подходом к образовательному процессу включает в себя следующие аспекты: содержание материала дисциплины разделено на отдельные единицы - модули, имеющие относительно самостоятельное значение; изменена форма общения преподавателя и резидента на практическом занятии: опосредованно - через организацию кредитно-модульного обучения; непосредственно - индивидуально; самостоятельная работа занимает значительную часть времени; повышается объективность оценки обучения - она полностью зависит от суммы набранных баллов (оценок); контроль качества обучения обретает большую прозрачность, поскольку есть система накопления баллов и обучающие могут отслеживать свои оценки; врачи-резиденты имеют возможность постоянно контролировать собственные достижения в учебе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Успешность практической подготовки резидентов-травматологов зависит от взаимодействия многих факторов: мощности, оснащенности кафедры на клинических базах, кад-

рового потенциала кафедры и клинических баз; учебно-методической обеспеченности; надлежащей подготовительной работы клинических кафедр; квалифицированного руководства клинической и практической подготовки преподавателя;

Клиническая и практическая подготовка резидентов по дисциплине «Травматология и ортопедия, в том числе детская» проводится на кафедре хирургических дисциплин, клиническая база которых расположена в ОЦТиО им. проф. Х. Ж. Макажанова, оснащение которого имеет самые высокотехнологичные современные аппараты для диагностики, лечения и реабилитации.

Кадровый состав клиники и кафедры проходит постоянное усовершенствование и обучение в ведущих клиниках РК, странах СНГ и дальнего зарубежья. Кроме того, сотрудники выступают с докладами на республиканских и международных конференциях.

Использование клинических деловых игр - чаще всего используемый активный метод обучения. Именно благодаря воспроизведению конкретной клинической ситуации становится возможной отработка практически направленного, комплементарного действия, навыка, диагностики, дифференциации лечебных и профилактических мероприятий. Во время деловой клинической игры каждый из ее участников может не только оценить уровень собственной подготовки, профессиональной пригодности и компетенции, но и знание своих коллег. Резиденты постоянно принимают участие в клинических и клинико-анатомических конференциях, так как это играет большую роль в формировании навыков клинического мышления. При этом резиденты назначаются содокладчиками по теоретическим вопросам, а также рецензентами историй клинических случаев под руководством преподавателя. Проводится детальный анализ каждого наблюдения на основании обобщения данных литературы и клинического материала.

Анкетирование резидентов показало, что большинство из них считают необходимым увеличить продолжительность практической работы в операционной, курации больного и продолжительность обсуждения больных идущих на операцию. В связи с чем во время практических занятий на кафедре особое внимание уделяется работе резидентов непосредственно у постели больного и за операционным столом. Для полноценного развития клинического мышления и формирования практических навыков проводятся демонстрации и

разборы пациентов - клинические случаи, анализ историй болезни, применяются ролевые игры, активно используются банки тестовых и ситуационных задач и т. д.

Самостоятельное и активное обучение. Данные компетенции должны передаваться и развиваться на протяжении всего обучения в медицинском университете. Обучающие должны иметь доступ к электронным библиотечным ресурсам, в том числе полнотекстовым статьям из ведущих журналов по медицине. В учебной программе должно уделяться достаточное время самостоятельному обучению. Существует несколько подходов по совершенствованию навыков самостоятельного обучения:

• интерактивные подходы по проведению занятий,

• проблемно ориентированное обучение

(PBL),

• командное обучение (TBL),

• вовлечение в процесс клинического ухода - при уходе за пациентами возникают важные вопросы, имеющие непосредственное отношение к случаю, следовательно, это мотивирует в студентах желание, найти ответы,

• проекты

• преподавание коллегам младших курсов. Преподавание является одним из наиболее эффективных методов стимулирования обучения.

Идея активного обучения тесно связана с концепцией самостоятельного обучения. Принимая активное участие в процессе обучения студентов, резиденты получают знания. Традиционные лекции, во время которых обучающиеся сидят пассивно и конспектируют, были заменены более интерактивными подходами, такими как дискуссионные группы, упражнения, предполагающие индивидуально-парно-групповую форму взаимодействия учащихся («think-pair-share»), и «клике-ры» (student response system). Метод обучения в малых группах способствует активному обучению, глубокому изучению и длительному сохранению знаний, но для его проведения необходимы квалифицированные фасилитато-ры.

Вертикальная и горизонтальная интеграция учебной программы. Горизонтальная интеграция подразумевает переплетение различных тем между дисциплинами. Например, может быть использован междисци-плинированый клинический сценарий с невропатологами по внедрениию мультидисципли-нарных тренингов в Центре практических

навыков «Неотложная помощь при повреждении конечности (наложение шины) у пациента с острым инсультом». К примеру, резиденты изучают боль в груди с различных точек зрения - кардиологической, мышечно-скелетной и гастроинтестинальной. Изучение случаев, затрагивающих различные дисциплины, совершенствует у резидентов навыки клинического мышления. Становится очевидно, какая система органов является причиной патологии, когда случай фокусируется на одной дисциплине. Подобным образом, опыт совместно с клиниками других подразделений, где пациенты имеют различные клинические характеристики, является идеальным условием для обучения навыкам диагностики.

Вертикальная интеграция предусматривает связь между разными курсами учебной программы. В частности, обучающиеся изучают фундаментальные науки в контексте с их клинической значимостью и изучают клинические темы, всегда связывая их с базовыми науками.

В отличие от традиционной учебной программы, которая делиться на две фазы: фундаментальные науки на начальных курсах и клиническое обучение на последних курсах, интегрированная программа обучения объединяет обе части на протяжении всей учебной программы.

Клиническая фаза медицинского образования направлена на ротации по клиническим циклам, где обучающиеся под наблюдением несут ответственность за пациентов. Во многих западных странах, клиническая ответственность начинается с последних курсов университета и продолжается в резидентуре. В Казахстане клиническая ответственность начинается в основном на 6-7 курсах и продолжается в резидентуре. Помимо клинической практики в стационарно-амбулаторных условиях, резиденты посещают академические занятия, электронное обучение, клинические и па-тологоанатомические конференции, семинары и преподавание, основанное на компетенциях. Для каждой дисциплины или цикла, программа, основанная на компетенциях, фокусируется на конечных результатах - определенных компетенциях для эффективного и безопасного ухода за пациентом. Традиционно знания, которые резиденты получают во время ротации по клиническим циклам, зависели от оказываемых услуг, исходя из индивидуальных особенностей.

Улучшение качества: каждому обучающемуся следует вступать в контакт с пациента-

ми на самом раннем этапе, что позволит ему принять участие в лечении и уходе за пациентом. Различные компоненты обучения клиническим навыкам должны быть структурированы в соответствии с конкретным этапом программы обучения. Ранее вовлечение в процесс ухода за больным имеет несколько преимуществ:

• демонстрирует обучающимся значимость биомедицинских, поведенческих и социальных наук, которые они изучают;

• помогает обучающимся формировать профессиональный облик;

• способствует развитию навыков межличностного общения и эффективной коммуникации;

• помогает им перейти на клиническую фазу учебной программы и облегчает этот важный переход;

• помогает обучающимся принять решение по своей области специализации, которая наилучшим образом соответствует их интересам и способностям.

• Резиденты работают с пациентами в различных клинических условиях - в высокоспециализированных стационарах больницы и в поликлиниках. Они работают с достаточным количеством пациентов с различными травмами и заболеваниями. Целенаправленная практика ха ра ктеризируется:

• работой на должном уровне сложности;

• получением немедленной и информативной обратной связи;

• возможностью для повтора и исправления ошибок.

Этот подход требует продолжительных усилий для улучшения, работы до предела; эта сложная работа требует и самоконтроля и поиска обратной связи. Некоторые наблюдения показывают, что резиденты лучше осваивают информацию в «зоне наилучшего восприятия» прямо за пределами их возможностей, где они вынуждены испытывать трудности и предрасположены ошибаться. Это является важным для клинического преподавания и обучения. Резиденты-травматологи знают об ответственности за ведение пациентов и работают на пределе своих возможностей, выполняя ургентные дежурства совместно с наставниками. Наилучшая практика клинического обучения: клиническая среда обучения/ физическая, эмоциональная и интеллектуальная среда. Преподаватели помогают им моделировать интеллектуальную любознательность и процесс научно-обоснованное принятие реше-

ния. Они демонстрируют свои знания и способствуют размышлению, уделяется время для наблюдения, дискуссии и вопросов.

Модели клинического обучения. Среди сложной, хаотичной и кипучей среды клинического обучения необходимы эффективные методы преподавания.

Метод пяти микронавыков часто называют «одноминутным наставником», чтобы подчеркнуть, как быстро эти навыки могут быть применены. Они представляют собой набор базовых навыков преподавания, которые могут быть использованы при рассмотрении случая, только что представленного резиденту; и имеются достаточные доказательства, что это является эффективным подходом к повышению успеваемости обучающихся. Данный набор навыков эффективен во многих ситуациях обучения.

Эффективная система оценки обеспечивает частую и непрерывную формативную оценку обратной связи для совершенствования процесса обучения, развивает у ППС важный навык прямого наблюдения, конструктивной обратной связи и надежной оценки, определяет неуспевающих резидентов на ранних стадиях.

ВЫВОДЫ

1. На современном этапе необходимо активно внедрять инновационные технологии обучения для резидентов, что позволит достичь высокого уровня их профессиональной компетентности.

2. Целесообразно максимально сохранить положительные достижения национальной системы медицинского образования с учетом возможностей и социально-медицинских потребностей общества.

3. Эффективное внедрение и использование опыта европейских стран для подготовки мобильного, творческого, конкурентоспособного врача высокой квалификации является в дальнейшем залогом успеха в работе.

ЛИТЕРАТУРА

1 Алдушонков В. Н. Создание и внедрение мультимедиа-технологий в учебный процесс //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2000. - 245 с.

2 Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения //Информатика и образование. -2003. - №5. - С. 7-19.

3 Болонский процесс: проблемы и перспективы /Под ред. М. М. Лебедевой. - М.: Орг -сервис-2000, 2006. - 208 с.

4 Диалог организационных культур в

создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Бо-лонского процесса в международных образовательных программах с участием России /С. В. Луков, Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева и др. -М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 2б0 с.

REFERENCES

1 Aldushonkov V. N. Sozdanie i vnedrenie mul'timedia-tehnologij v uchebnyj process //Dis-tancionnoe i virtual'noe obuchenie.-2000.- 245 c.

2 Aleksandrov G. N. Programmirovannoe obuchenie i novye informacionnye tehnologii obu-chenija //Informatika i obrazovanie. - 2003. -

№5. - S. 7-19.

3 Bolonskij process: problemy i perspek-tivy /Pod red. M. M. Lebedevoj. - M.: Org-servis-2000, 2006. - 208 s.

4 Dialog organizacionnyh kul'tur v sozdanii obshheevropejskogo prostranstva vysshego obra-zovanija: Realizacija principov Bolonskogo processa v mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh program-mah s uchastiem Rossii /S. V. Lukov, B. N. Gaj-din, V. A. Gnevasheva i dr. - M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2010. - 260 s.

Поступила 14.03.2016

R. S. Alimkhanova

MODERN APPROACHES TO DEVELOP CLINICAL AND PRACTICAL SKILLS AMONG RESIDENTS Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

In this article, the author analyzes the approach to modern methods of training for residents traumatologists-orthopedists with good clinical and practical training on the results of the state certification in Kazakhstan. In the curriculum the main indicators are the integration of fundamental Sciences with clinical experience, the use of active teaching methods, an approach based on competencies, the continuous involvement of students in the process of patient care, improved evaluation methods. In this connection, the main purpose of the program of medical training of residents is to develop the skills of clinical and practical training throughout the work of the doctor. Key words: residents, teaching methods, curriculum, competences, skills

Р. С Эл1мханова

ЗАМАНАУИ КОЗКАРАСКАПЫПТАСТЫРУ, КЛИНИКАЛЫКЖдНЕ ТдЖШБЕЛК АДЫЛАРЫН РЕЗИДЕНТ КараFанды мемлекеттк медицина университет,i (КараFанды, Казахстан)

Макалада автор талданады кезкарас каз1рг1 заманры окыту тэстдер^е сэйкес кор - ортопедтердщ бар жаксы клиникалык жэне практикалык даярлаура мемлекетпк аттестаттау корытындысы бойынша. Оку бардарламасынын непзп керсетюштер^бул интеграция 1ргел1 рылымдар клиникалык тэжiрибеге колдану, окытудын белсендi эдоер^ непзделген тэст кузыретплкке Yздiксiз тарту б^м алушылардын процесс кугу, жаксартылран баралау эдiстерi. Осыран байланысты, бардарламанын басты максаты-медициналык бiлiм беру резидент дардысын дамыту болып табылады клиникалык жэне практикалык окыту енбек кызме™щ барысында дэрiгер.

Ключевые слова: резиденттер, окыту эдiстерi, оку бардарламасы, кузырет^ дардылар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.