Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ МЕДИАОБРАЗА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ МЕДИАОБРАЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3994
801
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / МЕДИАОБРАЗ / МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбаль Денис Эдуардович

Данная статья посвящена рассмотрению понятия медийного образа, описываются основные элементы медиаобраза персоны, даются принципы формирования медийного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ МЕДИАОБРАЗА»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ МЕДИАОБРАЗА

Горбаль Д.Э.

Горбаль Денис Эдуардович - магистрант, Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению понятия медийного образа, описываются основные элементы медиаобраза персоны, даются принципы формирования медийного образа.

Ключевые слова: образ, медиаобраз, медийный образ.

«Медиаобраз»: общая характеристика понятия

Прежде всего, чтобы раскрыть понятие «медиаобраз», следует изучить понятие «образ», которое давно функционирует в науке. «Образ - результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления - понятия, суждения и умозаключения», - дает определение философский словарь1.

Доктор филологических наук В.В. Барабаш определяет образ как «устойчивую совокупность представлений, которые координируют и регулируют взаимодействие индивида с явлениями внешнего мира»2.

В культурологическом словаре-справочнике мы нашли определение: в культурологии образ - «отражение предметов и явлений внешнего мира в сознании человека. Образ можно рассматривать как единицу восприятия, расчленяющую поток ощущений на индивидуальные целостности. Образец, стереотип, устойчивое образование, состоящее из действий, представлений и оценок, которые объединены в схему социального взаимодействия в типичных социальных значимых ситуациях»3.

Из выше сказанного следует, что окружающий мир воспринимается людьми через призму образов. Следует понимать, что образы «субъективны», а значит, необходимо обращать внимание на функционирование образа в контексте. Профессор С.Д. Смирнов, характеризуя функции образа, пишет, что «сам по себе образ не может ориентировать ни одного движения или действия. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира»4.

Понятие «медиаобраз» вводится в науке для того, чтобы определить новый феномен -совокупность представлений об объекте реальной действительности, которые появляются на основе анализа не реальности, а медийной среды.

В последнее время все чаще появляются исследования, посвященные вопросам влияния средств массовой информации на создание медиаобраза персоны в медиапространств, в научных работах чаще прослеживается использование таких понятий, как «имидж» и «медийный образ». Однако между этими понятиями существует разница. «Медийный образ» - материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной пространственно-временной форме медийного повествования, а «имидж» - специально созданный медийный образ (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы

1 Розенталь М. М., Юдин П. Ф. Философский словарь. Политиздат. Москва. 1963. С. 544.

2 Барабаш В.В. Образы России в мире. Москва. 2011. С.296.

3 Человек и общество. (Культурология) словарь справочник. Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону. 1996. С. 544.

4 Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Москва. 1981. С.15-29.

72

и т.д1. Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных и упомянутых факторов, в данной работе будет сделан акцент на понятии «медиаобраз» («медийный образ»).

Термин «медиаобраз» впервые был использован в диссертации Е.Н. Богдан «Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики»2. Однако исследовательница справедливо замечает, что «в журналистской практике для обозначения образа, создаваемого СМИ, используется понятие «медиаобраз». Тем не менее, терминологически оно не осознано, как не осознан в теоретическом плане и круг связанных с ним проблем»3. Е.Н. Богдан даёт в работе такое определение: «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией»4. Поскольку существуют различные подходы к пониманию этого термина в современном научном дискурсе нужно провести синтез различных мнений и вывести свое понимание «медийного образа».

В ходе изысканий мы выделили несколько определений «медиаобраза».

Во-первых, это «совокупность эмоциональных и рациональных преставлений, основанных на информации, получаемой из СМИ»5.

Во-вторых, его можно трактовать как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией»6.

В-третьих, медиаобраз как «структурный визуально-эмоциональный компонент виртуальной реальности, представляющий собой медийную модель объективного бытия, запечатленную в информационных носителях и общественном сознании»7.

Более того «медиаобраз» можно рассматривать как комплексное понятие в широком и узком смыслах слова. В узком значении «медиаобраз» - это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в широком же смысле «медиаобраз» - это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве профессиональными журналистами, блогерами, интернет-пользователями и так далее8.

Также стоит упомянуть, что медийный образ и художественный образ отличаются друг от друга. В основе медийного образа обязаны лежать факты в журналистских текстах, а художественному присущ вымысел автора. Не следует между данными понятиями ставить знак равенства.

В рамках нашей статьи под «медиаобразом» будем понимать виртуальный образ реальности, обособленной совокупностью своих отличительных черт и условий, который возникает в общественном сознании благодаря материалам СМИ и других объективных и субъективных источников информации. Особенностью медиаобраза является ситуативный характер, значит, он формируется спонтанно и является особым образом реальности.

Составляющие элементы медиаобраза персоны

После того, как получилось дать собственное определение «медиаобраз», мы приступаем к выявлению основных элементов медиаобраза персоны.

1 Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог. 2010. С. 64.

2 Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. Москва. 2007.

3 Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. Москва. 2007.

4 Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики. Москва. 2007. С. 122-127.

5 Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве. Москва. 2012. С. 95.

6 Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики. Москва. 2007. С. 124.

7 Левада Ю.А. Комплексы общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1996.

8 Галининская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблемы его реконструкции в современной лингвистике. Москва. 2013. С. 91.

Отечественные ученые в своих научных работах уделяли особое внимание элементам медиаобраза. Вот, например, И.Ю. Киселев выдвинул утверждение, что элементы медиаобраза любого объекта следует делить на два типа: объективные и субъективные1. К объективным элементам персоны он относит интеллектуальный потенциал, национальность, результаты деятельности, события в жизни, повлиявшие на становление персоны, управленческие навыки. К субъективным относит: социально-психологические настроения в обществе по отношению к персоне, характер и принципы деятельности персоны, аспекты развития и устойчивость его рабочей деятельности.

Другой отечественный ученый Э.А. Галумов2 также разделяет элементы, только уже на три группы. По мнению ученого, к первой группе можно отнести элементы, которые остаются неизменными либо в прошлом: национальность, культура, место рождения, религия и т.п. Ко второй группе он относит те элементы, которые влияют в настоящее время: структура, характер и принципы деятельности персоны, социально-психологические настроения в обществе по отношению к персоне. К последней - относятся ожидаемые в будущем результаты или перспективы развития его рабочей деятельности.

Опираясь на идеи вышеперечисленных авторов, дадим свое понимание элементов медиаобраза персоны, которые могут быть разделены на объективные и субъективные. Итак, по нашему мнению, основными элементами медиаобраза персоны являются: место рождения, принадлежность к определенному классу, образование, достаток, рабочая деятельность, достижения в науке или спорте, хобби, а также внутренние качества, внешняя привлекательность и харизма, но главными компонентами являются политическая позиция и политическая деятельность. Элементами медиаобраза становятся попавшие в медиапространство примеры его поступков и действий, речевое поведение, манера говорить, особенности жестикуляции. Сам политик должен выглядеть целостно, то есть все черты не должны противоречить друг другу.

Личные качества - это достаточно сильный элемент, который имеет силу воздействия на общественное сознание и может оказаться решающим фактором в проявлении симпатии со стороны широких масс населения.

Также для политика является важным элементом его политическая позиция, так как она отражается в прессе через информацию о том, что политик обещает гражданам.

Политическая деятельность играет большую роль, чем политическая позиция, так как она может быть оценена по реальным поступкам, она может иметь или не иметь положительных итогов, она результативна. И при провалах СМИ может превратить политика в посмешище, тем самым разрушив его политическую карьеру.

Таким образом, можно сделать вывод, что медийный образ складывается из мельчайших деталей. Чтобы сложился полноценный образ политика, следует анализировать объективные и субъективные элементы. Тогда образ политического деятеля будет устойчив, это приведет к увеличению числа последователей (электората).

Принципы формирования медиаобраза

Взаимоотношение со средствами массовой информации является основой для формирования информационной картины дня. Поэтому можно выделить, по мнению Л.В. Бондаревой, в качестве принципов формирования медиаобраза три пункта:

1) видимость субъекта в информационном пространстве;

2) количество смысловых характеристик;

3) интенсивность оценочных характеристик3.

Если говорить о первом этапе, то можно утверждать, что новостная видимость субъекта в России находится на высоком уровне, так как политическая деятельность субъекта

1 Киселев И.Ю. Проблема образа государства и международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы. Москва. 2007.

2 Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. Москва. 2003. С. 450.

3 Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США. Москва. 2007. С. 19.

обсуждаются журналистами постоянно. На следующем этапе происходит закрепление за субъектом определенных смысловых характеристик, которые в дальнейшем воспроизводятся при актуальной повестке дня. И на последней стадии происходит оценка деятельности субъекта гражданами.

Для каждого человека формирование образа персоны и идентификация его в своем сознании уникальна, поэтому многое зависит от принципов работы массмедиа, так как СМИ являются основным источником преподнесения информации аудитории: формируют представления о политической действительности, интерпретируют политику и т.д.

Однако следует рассматривать средства массовой информации с двух сторон: с одной стороны, они отбирают информацию, которая должна быть освещена гражданам (конструируется искусственно); с другой стороны, они создают контент, на основе которого граждане делают свои выводы о политике (возникает стихийно). Именно СМИ имеют огромную возможность формировать векторы общественного мнения и выбирать повестку дня.

Средства массовой информации являются «конструктором» медиаобраза, так как они решают какое количество публикаций (времени) будет уделено персоне, способны увеличить интерес общественности к политику, ссылаясь на те или иные события и оценивая их с определенной стороны, тем самым могут сделать государственного чиновника на время центральным и значимым в повестке дня. Поскольку нельзя гарантировать консолидированное выступление по одному вопросу различных СМИ может сложиться ситуация, когда внимание к чиновнику с позиций одних СМИ будет позитивным, а с позиций других - негативным.

Также медиаобраз может формироваться благодаря пользователям сети Интернет, которые активно высказываются в обсуждениях. Сюда можно включать мнения авторитетных экспертов, дискуссии обыкновенных пользователей и т.д.

В обоих случаях представление о персоне не является зеркальным отражением реальности: в какой-то степени опираясь на фактическую информацию, имея связь с реальностью, медиаобраз реальность не копирует.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует два принципа формирования медиаобраза. Первый связан со СМИ и их деятельностью, другой - с пользователями сети Интернет и их видением и происходящего, и прочитанного/увиденного/услышанного в СМИ. Чтобы объективно сложился медиаобраз персоны, следует по возможности анализировать вышеуказанные ресурсы и моделировать свой медиаобраз интересующей персоны.

Список литературы

1. Балалуева И.А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в информационном обществе. Москва, 2014. С. 88.

2. Барабаш В.В. Образы России в мире. Москва, 2011. С. 296.

3. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики. Москва, 2007. С. 122-127.

4. Галининская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблемы его реконструкции в современной лингвистике. Москва, 2013. С. 91.

5. Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь. Политиздат. Москва, 1963. С. 544.

6. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Москва, 1981. С. 15-29.

7. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности.Таганрог, 2010. С. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.