ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭПИДЕМИОЛОЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ЗА КЛЕЩЕВЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ
А.А. Нафеев, Н.В. Савельева, Г.Б. Шемятихина, Г.В. Салина, В.А. Никишин, Л.М. Киселева*, С.Л. Мерцалова*
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», г. Ульяновск,
*Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», медицинский факультет имени Т.Т. Биктимирова, г. Ульяновск
Природно-очаговые трансмиссивные клещевые инфекции имеют широкое распространение в мире и отличаются большим этиологическим разнообразием (вирусы, бактерии, риккетсии, простейшие). Из всех регистрируемых в Ульяновской области клещевых инфекций наибольшее эпидемическое распространение имеют иксодовые клещевые боррелиозы (ИКБ) и клещевой вирусный энцефалит (КВЭ).
Цель сообщения - показать наличие риска инфицирования возбудителями клещевых инфекций в Ульяновской области.
Материалы и методы. При подготовке данного материала использовались статистические формы № 1, 2, результаты лабораторных исследований клещей на бор-релии (метод полимеразной цепной реакции - ПЦР) и антиген вируса клещевого энцефалита (метод имму-нофлуоресцирующих антител - ИФА).
Результаты. Случаи ИКБ за весь период регистрации (1992-2010 гг.) имели место во всех районах области (21) и 2 городах федерального значения (Ульяновск, Димитровград). На долю жителей города Ульяновска приходится 251 случай (43,5 % всей областной заболеваемости).
Влияние антропогенного фактора на формирование уровня заболеваемости отмечено практически на всех рассматриваемых территориях. Так, 81,7 % случаев заражения городских и 18,3 % - сельских жителей боррелиями происходит при посещении остаточных лесов в окрестностях садово-огородных участков и в лесных массивах, непосредственно примыкающих к населенным пунктам.
В Ульяновской области показатель зараженности иксодовых клещей боррелиями в различных административных районах варьирует от 14,4±3,8 % (Ульяновский район - лесная подзона) до 37,5 ± 12,1 % (Ст. Майн-ский район - лесостепная подзона). В г. Ульяновске пораженность клещей в отдельные годы (2007 г.) достигала 50 %. Данный показатель наглядно отражает степень эпидемической опасности территории.
Перспективным в настоящее время является метод исследования клещей, снятых с человека, методом по-лимеразной цепной реакции (ПЦР). Так, первые результаты 2010 г. позволили обнаружить боррелии в 14 случаях, из них 10 человек были жителями г. Ульяновска.
Одним из существенных показателей активности природного очага КВЭ являются заболевания среди людей. Несмотря на давность мониторинга за КВЭ в Ульяновской области, имеются нерешенные вопросы. В период с 1957 по 1969 г. на территории Низменного
Заволжья было зарегистрировано 13 случаев КВЭ, сосредоточенных в основном в Мелекесском районе (10 случаев), где наблюдалась вспышка КВЭ в эпидемический сезон 1967 г. (7 случаев). У 5 больных из 13 заболевание закончилось летально. В дальнейшем за более 30-летний период наблюдения (с 1968 по 2010 гг.) подобной эпидемиологической ситуации в этом районе и в целом по области ни разу не наблюдалось. Регистрируемые в последние 20 лет, как правило, лихорадочные и субклинические формы КВЭ не отражают в полной мере истинной заболеваемости этой инфекцией. В одном из эндемичных районов в эпидсезон 2008 г. с присасыванием клещей обратилось 26 человек, в неэндемичном районе - 19 человек. При проведении серологического скрининга установлено, что если в первом районе количество лиц с антителами к вирусу КВЭ составило 3,3 %, то во втором - 10,1 %. При этом ни в том, ни в другом случае КВЭ не регистрировались. При проведении дальнейшего сравнительного анализа нами было установлено, что в эндемичном районе доминирующим видом является Dermacentor pictus (средне-многолетний показатель 43,9 %, в 2008 г. - 92 %), в неэндемичном районе - Ixodes persulcatus (среднемного-летний показатель 57,8 %, в 2008 г. - 69 %). Можно предположить, что довольно интенсивная инфициро-ванность людей во втором районе является косвенным доказательством достаточно широкой циркуляции в природе возбудителя со сниженной вирулентностью, не способного обеспечить выраженный противовирусный иммунитет. Циркуляция менее вирулентной популяции вируса КВЭ европейского генотипа не приводит к регистрации заболеваемости. Это наглядно подтверждается результатами наблюдения за лицами, у которых при исследовании клеща, снятого с них, был обнаружен антиген вируса клещевого энцефалита (таких за 2007-2010 гг. было 63 человека). Иммуноглобулины класса М были обнаружены только в двух случаях при серологическом обследовании без видимых клинических проявлений. Важными чертами эпидемиологии современного КВЭ являются: исчезновение его «профессиональной привязанности»; заражения происходят преимущественно в антропургических очагах в окрестностях городов и на их территории (по 1 случаю КВЭ в 2008 г. в г. Ульяновске и в 2010 г. в г. Сенгилее). На территории области за последние 20 лет КВЭ не регистрировался среди лиц из групп риска, то есть профессионально связанных с хозяйственной деятельностью в лесу (лесники; лесозаготовители - особый интерес представляет именно эта группа, - это, как правило,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
частники, официально нигде не работающие и получающие специфическую иммунизацию; охотники, геологи и т. д.).
Обсуждение. Учитывая вышеизложенное, главным при осуществлении эпидемиологического надзора за клещевыми инфекциями становится выделить наиболее эффективные меры профилактики КВЭ. В современных условиях, когда на многих территориях (Свердловская область, Сибирский регион) рассматривается и входит в жизнь правило максимального охвата населения специфической иммунизацией против КВЭ, на территориях с невысоким эпидемическим проявлением этой инфекции это экономически и эпидемиологически не обосновано по ряду причин. Во-первых, должна быть высокой не только заболеваемость населения КВЭ, но и регистрироваться летальность, что является лучшим аргументом в убеждении населения пройти иммунизацию. Во-вторых, отсутствует стандартный критерий, устанавливающий обязательность специфической профилактики как единственного радикального средства защиты людей от КВЭ. Экономический эффект (в данном случае при спорадических случаях заболеваний, не приводящих к летальным исходам, и высоком проценте отказов населения, например, от прививки против гриппа) делает эту иммунизацию за-
тратной и не влияющей на эпидемическое проявление КВЭ. С целью уменьшения необоснованного введения специфического гомологичного противоклещевого иммуноглобулина в области применяется метод обнаружения антигена вируса КВЭ в клещах, снятых с человека. Всего за 4 года (2007-2010 гг.) при исследовании 1548 клещей антиген вируса КВЭ был обнаружен в 64 клещах (4,1 %). Пристальное внимание в эти годы было уделено областному центру. Так, среди жителей г. Ульяновска за период с 2000 по 2010 г. было зарегистрировано 17 случаев КВЭ (ср. в период 19921999 гг. - ни одного), а антиген КВЭ был обнаружен в различных районах г. Ульяновска (включая территории парков и медицинских учреждений).
В заключение следует отметить, что в Ульяновской области на современном этапе регистрируются спорадические случаи в виде субклинических и лихорадочных клинических форм КВЭ, являющихся самокупирующимися формами, не требующими специального лечения. В связи с этим в комплексе профилактических мер в Ульяновской области на территориях природных очагов КВЭ и ИКБ по своей эффективности и экономичности, при правильном выполнении, занимает экстренная профилактика, основанная на результатах комплексной диагностики в отношении обеих инфекций.
ПОКАЗАТЕЛИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АНТИТЕЛ К ВИРУСУ ЛИХОРАДКИ ЗАПАДНОГО НИЛА У НАСЕЛЕНИЯ г. ОМСКА И СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
С.А. Рудакова, Л.М. Лунева
ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора
Введение. Вирус Западного Нила (ВЗН) был впервые выявлен в Уганде в 1937 г. как возбудитель лихорадки Западного Нила (ЛЗН) и тяжелых менингоэнце-фалитов у человека. ВЗН относится к роду Flavivirus семейства Flaviviridae (ранее входившему в семейство Togaviridae), комплексу японского энцефалита, содержит однонитевую несегментированную РНК, его репликация происходит в цитоплазме пораженных клеток. Вирус ЛЗН является одним из наиболее распространенных арбовирусов, резервуаром вируса являются птицы водно-околоводного комплексов, чем можно объяснить широкое распространение вируса в природе. Основными переносчиками ВЗН являются орнитофиль-ные комары рода Culex, а также Aedes и др. Вирус адаптируется к местным видам аргасовых и иксодовых клещей, участвующих в сохранении вирусной популяции в межэпизоотический период.
В последние десятилетия отмечаются широкое распространение флавивирусов в различных географических районах мира и постоянное изменение ареала инфекционных флавивирусных заболеваний, характерных для нашего времени. Циркуляция вируса ЛЗН установлена на 22 территориях Российской Федерации. В Ом-
ском НИИ природно-очаговых инфекций на протяжении трех лет проводятся ретроспективные исследования сывороток крови больных, госпитализированных в летне-осенний период, с подозрением на клещевые инфекции.
Цель работы - выявление специфических антител к вирусу ЛЗН у населения города Омска и северных районов Омской области.
Материалы и методы исследования. В работе было использовано 178 образцов сывороток крови от больных с лихорадочными состояниями в анамнезе, госпитализированных в лечебные учреждения с подозрением на трансмиссивные вирусные инфекции. Из них 117 сывороток из города Омска и 61 из северных районов (Большереченского, Муромцевского, Тарского, Боль-шеуковского, Тевризского, Колосовского) Омской области, собранных в 2010 году в летне-осенний период.
Сыворотки хранились при температуре -20 °С, число циклов замораживания-оттаивания не превышало двух на образец.
Исследование сывороток проводили методом ИФА с использованием тест-систем «ВектоНил-IgG», «Векто-ВКЭ-IgG» (ЗАО «Вектор-Бест», Новосибирск) согласно инструкции производителя. Тест на авидность IgG про-