Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПОГРАНИЧНЫХ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПОГРАНИЧНЫХ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
нарушение развития / патологическое состояние / пограничное состояние / расстройство развитие / осознание / мотивы поведения / аффект.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

В данной статье проведен анализ состояния классификации пограничных, патологических состояний, нарушений развития. Установлено, что проведение диагностики взрослых характеризуется рядом специфических показателей, которые ранее при профессиональном отборе, а также выявлении причин неудовлетворенности жизненным пространством не учитывались. В основном эти особенности касаются диагностических показателей. Показатели диагностики взрослых: чувство юмора, уверенность в своих силах, способность к эмпатийности. Определено, что патологическое состояние – это отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. Одним из критериев разграничения от нормативного состояния является отсутствие осознание собственных действий и их мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПОГРАНИЧНЫХ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-275-278 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

NIION: 2018-0076-9/21-192 кандидат психологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-391 Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Россия, e-mail: naty_sy@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПОГРАНИЧНЫХ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Аннотация. В данной статье проведен анализ состояния классификации пограничных, патологических состояний, нарушений развития. Установлено, что проведение диагностики взрослых характеризуется рядом специфических показателей, которые ранее при профессиональном отборе, а также выявлении причин неудовлетворенности жизненным пространством не учитывались. В основном эти особенности касаются диагностических показателей. Показатели диагностики взрослых: чувство юмора, уверенность в своих силах, способность к эмпатийности. Определено, что патологическое состояние -это отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. Одним из критериев разграничения от нормативного состояния является отсутствие осознание собственных действий и их мотивов.

Ключевые слова: нарушение развития, патологическое состояние, пограничное состояние, расстройство развитие, осознание, мотивы поведения, аффект.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

candidate of psychological sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

CURRENT APPROACHES TO THE DIAGNOSIS OF BORDERLINE AND PATHOLOGICAL CONDITIONS

Annotation. This article analyses the state of classification of boundary, pathological states, developmental disorders. It was established that the diagnosis of adults is characterized by a number of specific indicators that were previously not taken into account during professional selection, as well as the identification of the reasons for dissatisfaction with the living space. These features mainly relate to diagnostic indicators. Adult diagnostic indicators: sense of humor, self-confidence, ability to empathy. It is determined that the pathological state is a deviation from the norm, which has a biologically negative value for the body. One of the criteria for distinguishing from the normative state is a lack of awareness of one's own actions and their motives.

Key words: developmental disorder, pathological state, borderline state, developmental disorder, awareness, motives of behavior, affect.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с современными тенденциями в развитии общества необходима своевременная профилактика пограничных, патологических состояний, нарушений развития. Особое значение для предотвращения данных состояний имеет предположение о частоте встречаемости данных заболеваний в популяции, развитии пограничных, патологических психических расстройств в более раннем возрасте, изменении качества жизни у людей, страдающих данными заболеваниями.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Цель работы состоит в сравнительном анализе современного состояния классификации пограничных, патологических состояний, нарушений развития в России и за рубежом. Научная новизна состоит в том, что автором был проведен сравнительный анализ современного состояния классификации пограничных, патологических состояний, нарушений развития в России и за рубежом. Проведение диагностики взрослых характеризуется рядом специфических показателей, которые ранее при профессиональном отборе, а также выявлении причин неудовлетво-

ренности жизненным пространством не учитывались. В основном эти особенности касаются диагностических показателей. По моему мнению, при диагностике взрослых возможно знакомство с интерпретацией методики, а также самостоятельная обработка данных диагностической методики, так как это позволит субъекту участия в процедуре консультирования быть на равных с психологом, это будет способствовать доверительному диалогу. Большинство опросных методов требуют глубокой рефлексии, переработки информации, что может привести к негативным воспоминаниям из прошлого и появлению новых эмоций, которые не связаны с содержание вопросов.

Показатели диагностики взрослых:

1. Чувство юмора.

Рассказ: Приходи человек на службу занятости, его спрашивает психолог: как вас зовут? Чем вы занимаетесь? Вам нравится ваша работа?

Обработка данных:

Понимание ситуации, соотнесение со своей ситуацией, выход на решение.

2. Уверенность в своих силах. В процессе обследования если возникают затруднения, клиент обращается с просьбой пояснить вопрос.

3. Способность к эмпатийности. При общении проявляет доброту, заботу и др. (безусловное принятие другого без изучения ситуации).

При разграничении состояний клиента и определении вариантов стратегий консультации, надо учитывать следующие особенности.

При разграничении измененных, возможно адаптационных, (болезненных) состояний психологом у клиента может отмечаться феноменология одного синдрома, при этом у клиента в структуре состояния доминируют и влияют на результат адаптации - другие, на первой консультации неявно выраженные синдромы. Так специалист отмечает агрессию (повышенный тон общения с недовольством), невроз (тремор, ажитация) и на этой основе первоначально фиксирует аффективное расстройство [11].

Данные состояния у клиента могут фиксироваться в состоянии голода, усталости и т. д. И если состояния дискомфорта стали адаптационными, то есть принятыми клиентом (декомпенсация отсутствия удовлетворения биологических потребностей), то внешней картиной поведения личности с точки зрения психолога являются аффективные или поведенческие расстройства. При этом объективное состояние клиента (при анализе всех факторов развития) может фиксироваться как органическое расстройство на фоне неудовлетворенности биологических потребно-

стей (голода), которое компенсируется как поведенческое расстройство. Углубленное изучение проблемных вопросов клиента дает возможность описать вариабельность индивидуальных сменяющихся характеристик: от аффективных к поведенческим - к невротическим (как крайний вариант нормы). Вариабельность состояний зависит от множества факторов: природных, социальных, и поэтому является нормальным явлением, которое указывает на динамику ЦНС, ее подвижность, «живость», поэтому одним из критериев динамики ЦНС является - сменяемость эмоций.

Далее в процессе консультирования психолог придерживается принципа понимание поведения клиента как «зеркального отражения проблем семейного окружения». Исходя из этого психологу надо изучить семью клиента с целью понимания состояния личности. Клиент может в течение многих лет копировать поведение взрослых, чтобы выйти из круга общения, а также чтобы его проблемы заметили и другие люди. Если ближайшее окружение клиента проблемное, то и его протест-ное поведение будет для них неадекватным.

Помимо выше сказанного, необходимо помнить, что любой метод диагностики - это, в первую очередь, выяснение способа решения задач клиентом, и данное знание позволит самому клиенту показать специалисту способ консультативного вмешательства. Например:

- схематичное изображение рисунков (клиент, возможно, склонен к конкретным четких схемам решения проблемных вопросов, возможно им будет принят когнитивно-поведенческий подход);

- если рисунки яркие, то использование проективного метода на разных этапах консультации позволит увидеть клиенту полноту жизненного пути и определить ресурсы развития.

Далее переходим к обсуждению современной классификации пограничных расстройств. Пограничное состояние - относительно слабый уровень выраженности психического расстройства, не доходящий до уровня выраженной патологии. В психоаналитической традиции термин уже и подразумевает под собой уровень развития организации личности более «нарушенный», чем невротический, но менее «нарушенный», чем психотический. В этом значении термин «пограничное состояние» был введен в 1953 году Робертом Найтом.

Пограничные психические расстройства не являются начальной (или буферной) стадией развития основных видов психозов и иных психических заболеваний. Пограничное расстройство начинается скрытно, внезапно, и в подострой фазе протекает значительное время. Уже на этом этапе пациент чувствует снижение качества жизни - он переживает снижение настроения (дисти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

мию), беспричинную тревогу, раздражительность, снижение внимания, падение «жизненных сил». Самая большая опасность в развитии пограничного расстройства - его хронизация [9, 10].

В череде пограничных психических расстройств на основании принятой в настоящее время мировой классификации выделяют:

1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства ^-06);

- почерк;

-решение задач разного типа (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое).

Пример задачи творческого типа: «Дается описание: Большой, с большими ушами, с длинным носом, с 4мя лапами расположен на чем-то, что это? Ответ: картина, на которой нарисован слон». При решении надо было обратить внимание на расположение и вопрос.

2. Расстройства настроения (аффективные расстройства) ^-3);

- критерий изучения: определение сниженного фона настроения как нормального комфортного состояния (объяснение данного состояния особенностями темперамента и др. причинами);

- желание изменить взрослого человека (не будучи специалистом) и предпринимаемые действия по этой причине.

3. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства ^-4); -неконгруентность поведения; -целенаправленное сдерживание эмоций; -негативизм.

4. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами ^-5);

-стремление к фиксации стереотипа восприятия своего тела (тщательная прорисовка собственного тела, при рисовании других отмечаются различные искажения).

5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте ^-6) [4].

- осознание реализации всех поставленных целей и отсутствие перспектив на будущее (критерий диагностики: отсутствие целепо-лагания);

-отсутствие веры в себя (критерий диагностики: отсутствие поиска вариантов решения задач).

Пограничные состояния составляют группу достаточно специфических психопатологических проявлений, объединяемых схожестью тенденций развития синдромогенеза [8].

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, характеризуемых главным образом

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

преобладанием проявлений так называемого невротического уровня нарушений психической деятельности [3]. Сегодня в российской практике и практике зарубежных стран наиболее часто встречаются следующие пограничные психические состояния - неврозы различного характера, в том числе навязчивых состояний, обессивно-ком-пульсивные расстройства, стойкие расстройства настроения (дистимии). Самое распространенная и самая снижающая качество жизни психопатология - группа тревожных неврозов, которые хрони-зируясь переходят в генерализованное тревожное расстройство с паническими атаками или без таковых [1, 7].

Патологическое состояние - стойкое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. В медицинской литературе термин «патологическое состояние» используется и в более широком смысле - для обозначения имеющихся временных, преходящих отклонений различных параметров гомеостаза, независимо от их продолжительности, а также отдельных стадий патологических процессов [4]. Здесь можно упомянуть следующую притчу: «В чем смысл жизни, спросил человек? Мудрец сказал: «Сидит воробей на ветке как будто на земле, пьет водичку из ручейка - не чувствует, как будто не попил, склевал каравай хлеба-не насытился, села рядом воробушек -не почувствовал, не осознает кто рядом. Человек все это может, осознает и понимает ситуацию»».

Одним из важных критериев понимания состояния человека как патологического является - отсутствие осознания и понимания мотивов собственного поведения на данный момент. Жизненная ситуация и явление надо разграничивать, так как ситуацию составляют несколько человек или другие элементы, которые в тандеме могут полностью нивелировать значение каждого отдельного элемента или личности. Исходя из этого при понимании жизненного вопроса надо анализировать мотивы каждого субъекта отдельно друг от друга, а их взаимодействие только как один из вариантов понимания жизненной ситуации [6]. Особо важно обратить внимание на обращение к специалисту для профилактики возникновения пограничного состояния при непонимании мотивов поведения другого человека [2, 5].

На основе анализа исследований отечественных и зарубежных авторов можно сделать вывод о том, что патологические состояния могут возникать в результате множества факторов (генетических, вследствие пороков внутриутробного развития), не обязательно приводящих к развитию прогрессирующего болезненного процесса. Обычно при самолечении патологическое состояние не содержит непосредственных предпосылок

к заметной динамике и подвергается в основном возрастным изменениям, которые и сами могут являться источниками других патологических состояний. Однако патологическое состояние может привести к возникновению вторичных более или менее быстро развивающихся патологических процессов или болезней [1].

Нарушение (расстройство) развития - это болезненное состояние, которое характеризуется недостаточностью интеллекта и эмоционально-личностной сферы в целом и препятствует адаптации. К нарушениям развития относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциа-тивностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие - задержкой развития.

Английские специалисты разработали комплексную классификацию, в которой указаны не только нарушенные функции организма, но и степень их поражения. Это позволяет более тонко дифференцировать различные категории людей с нарушениями развития и точнее определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей для каждого конкретного индивидума [4].

Выводы.

1. Пограничные психические состояния и расстройства, с одной стороны, сходны с обычными человеческими переживаниями и паттернами реагирования, с другой стороны, пограничные психические расстройства в полной мере являются психопатологическими расстройствами, поскольку существенно нарушают адаптацию личности к социуму и самоактуализацию, приводят к внутриличностным и межличностным конфликтам, а также проявляются характерными синдромами и симптомами.

2. Патологическое состояние - это отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. Одним из критериев разграничения от нормативного состояния является отсутствие осознание собственных действий и их мотивов.

3. Нарушением развития - является измененное состояние, которое характеризуется недостаточностью интеллекта и психики в целом.

Список литературы:

[1] Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. - М.: Кно-Рус. 2020. 154 с.

[2] Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2019. 320 с.

[3] Ловягина А.Е. Психические состояния человека: учеб. пособие. - СПб: СПбГУ, 2017. - 120 с.

[4] Фролова Ю. Г. Mедицинская психология: учебник. - Mинск: «Вышэйшая школа», 2016. - 431 с.

[5] Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 336 с.

[6] Шамов И.А. Биомедицинская этика. - M.: Mедицина, 2006. - 344 с.

[7] Шеламова r.M. Психология и этика профессиональной деятельности. - M.: Академия, 2009. - 64 с.

[8] Этико-психологические проблемы медицины. - M.: Mедицина, 1988. - 376 с.

[9] Юсупов ИМ Вчувствование, проникновение, понимание. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. - 126 с.

[10] Яровинский M^. Mедицинская этика. -M.: Mедицина, 2006. - 448 с.

[11] Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. - M.: Феникс, 2005. - 304 с.

Spisok literatury:

[1] Vasil'eva E. Yu. Osnovy psihologii dlya medicinskih vuzov. Uchebnoe posobie. - M.: KnoRus. 2020. 154 s.

[2] Gonina O. O. Psihologiya. Uchebnoe poso-bie. - M.: KnoRus. 2019. 320 s.

[3] Lovyagina A.E. Psihicheskie sostoyaniya cheloveka: ucheb. posobie. - SPb: SPbGU, 2017. -120 s.

[4] Frolova Yu. G. Medicinskaya psihologiya: uchebnik. - Minsk: «Vyshejshaya shkola», 2016. -431 s.

[5] Chaldini R., Kenrik D., Nejberg S. Social'naya psihologiya. Pojmi sebya, chtoby ponyat' drugih. -SPb.: Prajm-Evroznak, 2002. - 336 s.

[6] Shamov I.A. Biomedicinskaya etika. - M.: Medicina, 2006. - 344 s.

[7] Shelamova G.M. Psihologiya i etika profes-sional'noj deyatel'nosti. - M.: Akademiya, 2009. - 64 s.

[8] Etiko-psihologicheskie problemy mediciny. -M.: Medicina, 1988. - 376 s.

[9] Yusupov I.M. Vchuvstvovanie, pronikno-venie, ponimanie. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1993. - 126 s.

[10] Yarovinskij M.Ya. Medicinskaya etika. - M.: Medicina, 2006. - 448 s.

[11] Yas'ko B.A. Psihologiya lichnosti i truda vracha. Kurs lekcij. - M.: Feniks, 2005. - 304 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.