Современные подходы к анализу художественного произведения
на уроках литературы Безносова Е.С.
Безносова Елена Сергеевна /Beznosova Elena Sergeevna - магистрант, профиль: «Управление образовательным процессом», филиал Омского государственного педагогического университета, г. Тара
Аннотация: в статье анализируются проблема выделения подходов к анализу художественного произведения на уроках литературы в связи с внедрением ФГОС.
Ключевые слова: подход, системно-деятельностный подход, художественный текст, интерпретация.
В настоящее время, век информационных технологий, чтение, особенно у подростков, не играет большой роли. Предпочтение школьников отдается Интернету, ТВ-коммуникациям, гаджетам, если дети и читают произведения классиков, то они не понимаются, а это еще страшнее. В связи со сложившейся проблемной ситуацией учителя-словесники ищут различные пути выхода из нее. Преподавание литературы нужно изменить с помощью инноваций, чтобы повысить читательскую грамотность, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Цель работы - выявить современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературы.
Главные принципы образования сегодня - самосовершенствование и саморазвитие, этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт. Цель образования - развитие личности учащегося, способности самостоятельно ставить цели и оценивать результаты своих достижений, а не передача знаний и социального опыта.
В основу Федерального Образовательного Государственного Стандарта положен системно-деятельностный подход. Он, в свою очередь, обеспечивает:
- создание образовательного процесса с учетом индивидуальных психологических, возрастных и физиологических особенностей учеников;
- формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию;
- динамичная учебно-познавательная деятельность обучающихся [1].
В образование внедряются новые технологии, и уроки литературы также терпят трансформацию. По ФГОС выделяют следующую классификацию уроков литературы: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. В.А. Кохапова данную классификацию условно делит на два вида: «классические типы уроков литературы, нетрадиционные типы уроков литературы» [5]. В основе первых - реализация целей обучения, которые направлены на овладение ЗУН, в основе вторых - реализация развивающей и воспитательной целей. Анализ текста проводится на уроках изучения художественных произведений.
В методике преподавания литературы выделяется различные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературы. Так, мы изучили работы Лотмана Ю.М., Есина А.Б., Е.А. Маймина и
Э.В. Слининой, А.Я. Эсалнек и других авторов.
Перечисленные литературоведы рассматривают художественное произведение как единый, целостный организм, в котором взгляды автора, элементы отраженной действительности, своеобразие художественного метода, тесно переплетаясь, создают самостоятельное явление, обладающее свойством целостности.
Постижение, толкование целостного смысла художественного произведения получило в литературоведении название «интерпретация». А.Б. Есин выделяет три вида интерпретации: читательскую (первичную), научную и творчески-образную.
В основе первичной интерпретации - общие впечатления и первичное понимание художественного текста. На этом этапе восприятие эмоционально, стихийно, в значительной мере подсознательно. Научная интерпретация основывается на анализе, для которого характерны фактическая, логическая и эмоциональная доказательность. Творчески-образная интерпретация - это «перевод» литературно-художественных произведений на язык других искусств (экранизация, сценическая постановка и т.п.) [2].
В настоящее время вопросами анализа художественного текста посвящены научные и научнометодические работы В. В. Бабайцевой, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгиной, Н. А. Ипполитовой, Н. А. Купиной, В. А. Лукина, Н. А. Николиной, Т. М. Пахновой и многих других ученых.
Как утверждает Н.А. Слюсарева, «текст одной своей стороной повернут к литературоведению, а другой -к языкознанию» [4]. Л. Г. Бабенко к современным подходам к изучению художественного произведения относят литературоведческий и лингвистический анализ. Лингвистический анализ исследует языковые средства, которые функционируют в произведении и создают стилистическое и стилевое своеобразие текста. В основе литературоведческого анализа текста изучается идейно-тематическое содержание произведений, а также рассмотрение жанрового и композиционного своеобразия [2].
Многие исследователи художественного текста заявляют о необходимости обобщения всех полученных результатов в изучении текста, как с литературоведческих, так и с лингвистических позиций.
Благодаря приемам анализа художественный произведений дети совершенствуют свои навыки работы с мельчайшими деталями, с трактовкой тех или иных событий, развивают мыслительные процессы. Эти качества работы в дальнейшем могут пригодится и в решении политических, экономических задач. Анализ художественного текста является основополагающим действием в приобщении школьников к чтению, учителю же остается выбрать, каким подходом воспользоваться.
Литература
1. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов// Педагогика №4. - М., 2009
2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Л.Г. Бабенко. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.
3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
4. Слюсарева Н.А. Лингвистика речи и лингвистика текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Н.А. Слюсарева. - М.: Наука, 1982. - 278 с.
5. Технологии и методики обучения литературе: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Кохаповой. - М.: Флинта, Наука, 2011. - С. 111-116.