Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФРАНЦИИ К РАЗРЕШЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФРАНЦИИ К РАЗРЕШЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
711
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ФРАНЦИЯ / МЕТОДЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / МАЙОТТА / ТРОМЛЕН / МОНБЛАН / TERRITORIAL DISPUTES / FRANCE / METHODS OF SETTLEMENT OF TERRITORIAL PROBLEMS / MAYOTTE / TROMELIN / MONT BLANC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зверева Татьяна Вадимовна

Статья посвящена территориальным спорам Франции с другими странами как на европейском континенте, так и во французских заморских землях, а также методам, применяемым Парижем для их урегулирования. Исследована историческая подоплека спорных ситуаций, проанализированы мотивы, которыми руководствуется Париж, направляя значительные средства на содержание высоко затратных заморских территорий, часть которых оспаривают региональные страны из числа бывших колоний. Сделаны выводы о том, что в Европе Франция опирается как на двусторонние механизмы, так и на опыт трансграничного урегулирования, наработанный в ЕС. В заморских владениях сохраняются более острые территориальные разногласия. Париж продвигает метод поэтапного урегулирования, исходя из того, что совместное освоение спорных пространств позволяет смягчать противоречия и создает условия для их перспективного разрешения. Обоснованием сохранения Майотты в составе Франции, несмотря на решение ООН о ее принадлежности Союзу Коморских островов, служат результаты нескольких референдумов, в ходе которых жители Майотты однозначно поддержали эту идею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE'S APPROACHES TO TERRITORIAL DISPUTES SETTLEMENT

The article explores France's territorial disputes in Europe and beyond (in French overseas territories), as well as disputes settlement approaches adopted by Paris. The author outlines the historical background of the disputes and the motives of France to allocate significant funds in order to maintain high-cost overseas territories, some of them are disputed by regional countries. In Europe France relies on both bilateral mechanisms and EU instruments to settle disputes. The French territorial disagreements with other countries remain more acute overseas. Paris promotes a method of gradual settlement based on the idea that the joint development of disputed areas allows to mitigate contradictions and to create conditions for a long-term territorial settlement. The French overseas Department of Mayotte as a special territorial case is outlined. The Union of the Comoros claims are supported by the UN. The French rationale for retaining Mayotte as part of France despite the UN decision is based on the results of several referendums, when the island's residents voted for this idea.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФРАНЦИИ К РАЗРЕШЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ»

УДК 327

Татьяна ЗВЕРЕВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФРАНЦИИ К РАЗРЕШЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья поступила в редакцию 23.07.2020

Аннотация. Статья посвящена территориальным спорам Франции с другими странами как на европейском континенте, так и во французских заморских землях, а также методам, применяемым Парижем для их урегулирования. Исследована историческая подоплека спорных ситуаций, проанализированы мотивы, которыми руководствуется Париж, направляя значительные средства на содержание высоко затратных заморских территорий, часть которых оспаривают региональные страны из числа бывших колоний. Сделаны выводы о том, что в Европе Франция опирается как на двусторонние механизмы, так и на опыт трансграничного урегулирования, наработанный в ЕС. В заморских владениях сохраняются более острые территориальные разногласия. Париж продвигает метод поэтапного урегулирования, исходя из того, что совместное освоение спорных пространств позволяет смягчать противоречия и создает условия для их перспективного разрешения. Обоснованием сохранения Майотты в составе Франции, несмотря на решение ООН о ее принадлежности Союзу Коморских островов, служат результаты нескольких референдумов, в ходе которых жители Майотты однозначно поддержали эту идею.

Ключевые слова: территориальные споры, Франция, методы урегулирования территориальных проблем, Майотта, Тромлен, Монблан.

На протяжении истории борьба за передел территорий была причиной острых разногласий, перераставших в войны. В наши дни международная система остается живым, постоянно эволюционирующим организмом, в котором на смену уже разрешенным противоречиям приходят новые споры. По-видимому, неправильно было бы надеяться на то, что когда-либо удастся добиться окончательного решения всех территориальных вопросов раз и навсегда. Немаловажно, однако, что человечество создает новые и совершенствует старые механизмы и инструменты, предназначенные для мирного разрешения уже существующих или же новых территориальных противоречий. У современной Франции сохраняются определенные разно-

© Зверева Татьяна Вадимовна, д.полит.н., профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; руководитель Центра ИАМП, Дипломатическая академия МИД России. Адрес: 119021, Россия, Москва, ул. Остоженка, 53/2, с. 1. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52020155164

гласия с соседними государствами по поводу принадлежности тех или иных земель. Французская политика в этой области ориентирована на их мирное разрешение, поэтому важным представляется изучение этого опыта, в том числе методов, применяемых Парижем для их урегулирования, а также вопроса о том, как эти методы соотнесены с международным правом. Предметом статьи стали территориальные споры самой Франции, тогда как французская политика в отношении других подобных конфликтов в Европе и в мире (например, Косово, Судан, Фолклендские/Мальвинские острова и др.) требует отдельного исследования.

Спор вокруг Монблана как пример «нерешенной территориальной проблемы» Франции

Наиболее благополучно выглядит ситуация в Европе, и это не является случайностью. Франция - страна, пострадавшая в ходе Первой и Второй мировых войн, что обусловило стремление Парижа добиться стабилизации послевоенных границ в Европе. Как страна - основательница европейского интеграционного процесса Франция продвигает идею регионального и трансграничного сотрудничества, что позволяет предотвращать новые и разрешать уже существующие пограничные споры между государствами - членами Евросоюза. Этому способствует реализация идеи «четырех общих свобод»: свободы передвижения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. На это же направлена и политика сплочения (или Региональная политика) Европейского союза. Ее цель - выравнивание развития всех стран-участниц ЕС с помощью формирования региональных комплексов и стимулирования трансграничных связей, что ведет к постепенному стиранию границ внутри Евросоюза. Тем самым территориальные споры как бы откладываются на неопределенное время, а основное внимание уделяется развитию местной инфраструктуры, улучшению экологической обстановки, развитию социальной и культурной сфер, независимо от национальных границ.

Ярким примером такого взаимодействия стало урегулирование так называемого спора Франции, Италии и Швейцарии вокруг принадлежности Монблана. Этот вопрос считается не полностью решенным при том, что все другие территориальные разногласия между Парижем и Римом были улажены к 1947 г. [Wassenberg, Reitel, 2015: 86]. Земли, принадлежащие трем указанным странам, официально делимитированы лишь у подножья горного массива. Согласно французским картам, пик Монблана размещается на французской территории, а согласно итальянским, - на границе между Францией и Италией. На швейцарских картах с 2018 г. территория определяется как спорная. Вместе с тем риск реального обострения здесь фактически исключен. Италия и Франция взаимодействуют друг с другом в рамках правового поля ЕС, и все три страны смогли организовать трансграничное сотрудничество, договорившись между собой о совместном управлении горным массивом. С 1990 г. ведутся работы, направленные на сохранение уникального природного ландшафта Монблана. Создан неформальный трехсторонний орган Трансграничная конференция Монблан, в котором представлены как местные (в большинстве), так и центральные власти всех трех государств. Идет подготовка к получению статуса Европейской группы территориального сотрудничества (Groupement europeen de la

coopération territoriale - GECT) Монблан1, что позволит трехстороннему органу управления стать юридическим лицом и получить доступ к Фондам Евросоюза, финансирующим развитие регионов [Wassenberg, Reitel, 2015: 62]. Тем самым создаются оптимальные условия для постепенного урегулирования этого территориального спора. Международный юридически обязывающий договор стороны не подписали, однако основа для территориальных разногласий практически полностью ликвидирована.

Значение для Франции ее заморских владений

Если в Европе у Франции фактически больше нет нерешенных территориальных проблем, то этого нельзя сказать о ее землях, расположенных за пределами Европейского континента. Неправильно было бы говорить об острых спорах, но у Парижа сохраняются некоторые разногласия с другими странами.

Заморские владения, разбросанные по всему миру на большом расстоянии от метрополии, достались современной Франции в наследство от эпохи колониальных войн. Эти земли, общей площадью 89 414 кв. км, разделены на несколько категорий после конституционной реформы 2003 г. К первой из них относятся Заморские департаменты или регионы (les Départements ou Régions français d'Outre-Mer -DROM), обладающие тем же статусом, что департаменты и регионы метрополии. Там в полном объеме действует французское законодательство. Эти владения в Вест-Индии (Французская Гвиана, острова Гваделупа, Мартиника) и в Индийском океане (Реюньон, Майотта) имеют французское административное устройство, а их жители являются полноценными французскими гражданами, чьи права и интересы представлены избираемыми на местах депутатами Национального собрания. Другие территории - Заморские сообщества (les Collectivités d'Outre-Mer - COM), имеют более широкую автономию, чем DROM. К ним относятся острова в Атлантике (Сен-Мартен, Сен-Бартелеми, Сен-Пьер и Микелон) и в Тихом океане (Французская Полинезия, Уоллис и Футуна и Новая Каледония). Третья категория представлена Французскими южными и антарктическими территориями (les Terres australes et antarctiques françaises - TAAF)2, расположенными между югом Африки и Антарктидой и на ее побережье. Наконец, под прямым контролем Парижа находится атолл Клиппертон, расположенный к западу от Мексики.

С одной стороны, нахождение в составе Франции этих территорий сопряжено с определенными трудностями. Заморские владения являются дотационными, не принося прямых доходов в бюджет и требуя особого внимания со стороны центральных властей. В силу удаленности от метрополии и специфики социально-экономического развития они подвержены сепаратистским протестным настроениям, которые иногда выливаются в требования о предоставлении им самостоятельности (Новая Каледония). Их принадлежность Франции периодически оспаривают соседние государства. С другой стороны, значение заморских владений для Парижа со временем не только не снижается, но, наоборот, постепенно возрастает. Благо-

1 Espace Mont-Blanc. URL: http://www.espaces-transfrontaliers.org/ressources/territoires/espaces-naturels-et-ruraux/espace-mont-blanc/espace-mont-blanc-3/(дата обращения: 10.07.2020)

2 Les collectivités d'outre-mer. URL: https://www.vie-publique.fr/fiches/les-collectivites-doutre-mer (дата обращения: 10.07.2020)

даря им, Французская Республика располагает обширными морскими пространствами, в том числе возможностями рыбной ловли и доступа к сырьевым ресурсам. Заморские территории важны для Франции с точки зрения ее позиционирования на международной арене как региональной державы с глобальными амбициями: страна имеет выход к основным океанам, может контролировать важные мировые торговые пути, создавать военные базы в различных регионах мира, осваивать космос (космодром «Куру» в Гвиане).

С началом нового тысячелетия Париж проявляет растущий интерес к Африке и особенно к Азии, а также к транспортным, водным артериям, соединяющим Европу с этими быстро развивающимися континентами. Геополитическое и торгово-экономическое значение Азии и проходящих здесь морских путей отражено в Белых книгах и Стратегических обзорах по обороне и безопасности 2008, 2013 и 2017 гг. [Defense et securite..., 2008: 34-36; Livre blanc..., 2013: 34-36; Revue stratégique..., 2017]. О геополитической роли для Франции регионов Тихого и Индийского океанов речь идет и в ряде докладов Национального собрания и Сената [Rapport d'information., 2015; Rapport d'information depose..., 2019; Rapport de l'OPECST, 2007]. Так, в документе 2017 г. особый раздел отведен изучению вопроса о кабелях, проходящих по дну океанов и позволяющих контролировать современные средства связи. Отмечено, что лидерами в этой области являются сегодня США и Великобритания, тогда как Франция сильно от них отстает [Rapport d'information depose., 2019]. Все это заставляет Париж уделять особое внимание заморским территориям в указанных регионах.

Территориальные споры во Французских южных и антарктических землях

Особое место занимает политика Франции в отношении Антарктики, часть которой включена в состав TААF. Шестой континент формально не делимитирован, и до подписания в 1959 г. Договора об Антарктике семь стран, включая Францию, заявили о своих правах на его отдельные сегменты. Территориальные претензии Парижа основаны на открытиях, сделанных в 1840 г. мореплавателем Ж. Дюмоном-Дюрвилем. Считается, что именно он впервые обнаружил землю, которая была названа в честь его жены Адели, где сегодня расположены французская и франко-итальянская научные станции. С точки зрения современной Франции, особенно важно, что, благодаря подписанию в 1959 г. Договора об Антарктике и в 1991 г. -Мадридского протокола к нему об охране окружающей среды, была создана позитивная динамика развития событий на всем антарктическом пространстве. Все участники Договора 1959 г. (а сегодня их число приблизилось к 50) заявили о намерении придерживаться принципа демилитаризации континента, развивать научное и природоохранное сотрудничество и не предъявлять друг другу каких-либо территориальных претензий. Как полагают в Париже, хотя окончательная делимитация шестого континента не произведена, территориальные споры в Антарктике фактически отложены на неопределенное время [Рубинский, 2018: 325-327]. Как и в случае с Монбланом, акцент сделан не на разъединяющих, а, наоборот, на смягчающих противоречия факторах - совместном освоении этих суровых земель, сохранении природы и недопущении милитаризации Антарктики.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и открытие в Антарктике значительных запасов газа, нефти, редкоземельных металлов и других полезных ископаемых способствовали оживлению взаимных территориальных претензий в регионе и заставили экспертов говорить об опасности «эрозии Договора об Антарктике и особенно Мадридского протокола» [Рубинский, 2018: 329]. Однако Франции удается держаться в стороне от этих территориальных споров, так как на Землю Адели никто больше не претендует. Авторы доклада, подготовленного под эгидой Национального собрания и обнародованного в 2019 г., выделяют восемь главных направлений деятельности Франции в Антарктике. Среди них - борьба с загрязнением морей, создание заповедных зон в мировом океане, регулирование рыбной ловли в мировых масштабах, защита глубин мирового океана, являющегося «достоянием всего человечества», регулирование массового туризма, борьба с пиратством, развитие научных исследований [Rapport d'information depose..., 2019]. Иначе говоря, Париж выступает за сохранение уникальной природной среды Антарктики и развитие международного научного сотрудничества.

Эти идеи в той или иной степени разделяются всеми странами, подписавшими Договор 1959 г., включая государство-первооткрывателя шестого континента -Россию: именно СССР стоял у истоков международного сотрудничества в регионе. При этом Москва считает неприемлемым автоматическое распространение опыта решения территориальных проблем в Антарктике на Арктику, за что высказывался Париж. В целом общее ухудшение международного климата начинает отрицательно влиять на международное сотрудничество и в этом регионе мира.

Помимо Земли Адели, к Французским южным и антарктическим территориям относится ряд необитаемых островов в Индийском океане и Мозамбикском проливе. На часть из них претендуют региональные государства. Для Франции эти владения представляют особый интерес в связи с их геополитическим положением, а также возможностью ведения рыбной ловли в территориальных водах островов (вылов тунцовых, лангустина, масляной рыбы). Кроме того, в Мозамбикском проливе открыты крупные месторождения газа. Вместе с тем Франция вынуждена решать проблему плохой транспортной доступности этих территорий, а также высоких затрат на их содержание и развитие.

Мадагаскар оспаривает французские права на расположенные в Мозамбикском проливе необитаемые острова (Европа, Бассас-да-Индия, Жуан-ди-Нова и Глорьёз), опираясь на решения ГА ООН по вопросам деколонизации и на резолюцию 1979 г., по которой Парижу было предложено начать переговоры о передаче островов Мадагаскару. Эта тема занимает центральное место в мальгашских предвыборных кампаниях, однако Франции удается удерживать ситуацию под своим контролем.

Спорной территорией является и включенный Парижем в состав Французских южных и антарктических территорий необитаемый остров Тромлен, на который претендует Маврикий. В 2010 г. подписано двустороннее соглашение Франции с этим островным государством об экономическом, научном и экологическом сотрудничестве. По примеру Договора об Антарктике 1959 г. этот документ, который активно продвигал французский МИД, обходит вопрос о суверенитете, но предусматривает совместное управление водным пространством вокруг острова. По соглашению, которое снизило градус споров вокруг Тромлена, обе стороны имеют право ловить рыбу в территориальных водах по своим собственным лицензиям, но

третьи страны должны запрашивать разрешение на вылов и у Франции, и у Маврикия. Судьба этого соглашения оказалась сложной, что во многом обусловлено так называемым «возвращением геополитики» в международную повестку дня и усилением националистических настроений во всех странах мира. Документ так и не был ратифицирован французским парламентом, так как представители основных партий правого спектра высказались против соглашения. Позиция МИДа не была ими поддержана, хотя выглядела довольно убедительно, и реализация идей, изложенных в проекте, могла бы привести к успешному завершению 25-летнего спора. Аргументируя свой отказ, правые депутаты подчеркнули, что подписание соглашения может иметь плохо предсказуемые последствия для суверенитета всех остальных заморских территорий Франции, которые оспариваются другими государствами1. Несмотря на то что территориальный спор не был окончательно разрешен, его конфликтный потенциал существенно снижен, благодаря подписанию соглашения.

Спор между Францией и Коморскими островами о принадлежности Майотты

Среди французских заморских владений, чья принадлежность оспаривается другими государствами, выделяется остров Майотта, расположенный в Мозамбик-ском проливе, на расстоянии примерно 300 км от берегов Африки и 400 км северо-западнее Мадагаскара. По решению ООН Майотта является частью Союза Коморских островов и географически относится к указанному архипелагу, Франция считает остров своим заморским владением, включая его в состав DROM. История освоения этой территории французами восходит к первой половине XIX в. До этого Майотта находилась под управлением мусульманских султанов. В начале XIX в. остров был практически разорен и почти обезлюдел в результате многочисленных внутренних конфликтов. В 1841 г. эти земли перешли под французское управление. Однако в силу удаленности острова от метрополии и отсутствия инфраструктуры, переданные территории являлись неликвидным активом [Bonin, 2012], что закрепило их экономическую отсталость. В конце XIX в. все четыре Коморских острова стали французским протекторатом, управляемым губернатором Майотты. Наличие сложной многоуровневой системы управления стало еще одной причиной дальнейшего отставания острова в социально-экономическом развитии.

Новый этап в истории Майотты наступил после окончания Второй мировой войны. В это время особо популярной на острове стала идея отделения от Коморских островов. Причины этого связаны, во-первых, с тем, что экономика острова развивалась крайне медленно, усугубляя тяжелое социальное положение жителей. При этом ответственность местное население возлагало не на французские колониальные власти, а на администрацию Коморских островов. Во-вторых, росту антикоморских настроений способствовали этно-религиозные противоречия: в отличие от Комор, на Майотте часть населения не относила себя к последователям ислама, а практиковала анималистские верования с обожествлением сил природы и сопротивлялась дальнейшей исламизации. После Второй мировой войны были сформированы местные политические движения, активно продвигавшие идею выхода

1 Lellouche P. Tromelin: «La République doit rester souveraine et indivisible». Le Figaro.

16.01.2017.

Майотты из-под подчинения Коморских островов при сохранении острова в составе Французской республики [Bonin..., 2012].

С 1958 г. жители Майотты несколько раз в ходе референдумов высказывались за сохранение острова в составе Франции. Решающим стал референдум 1974 г., по итогам которого Коморские острова стали самостоятельным государством. В ходе этого плебисцита население трех из четырех Коморских островов высказалось за независимость, тогда как большинство жителей Майотты (63,8%) проголосовали за сохранение острова в составе Франции1. В ноябре 1975 г. Коморы в составе четырех островов были приняты в ООН. Париж, согласившись с независимостью трех из них, сохранил за Майоттой статус своей территории. В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН вновь признала за Коморами право на все четыре острова, а в 1982 г. приняла резолюцию, по которой Майотта должна быть передана Коморским островам. Однако Франция при поддержке местных властей продолжала укреплять свои позиции, подтверждая статус Майотты как своей заморской территории. В 2009 г. на острове был вновь проведен референдум, и большинство его жителей (95,2%) проголосовали за то, чтобы остаться в составе Франции. В 2011 г. Майотта стала 101 -м французским департаментом, получив также статус отдельного французского региона. Одновременно была активизирована политика Парижа, направленная на смягчение разногласий и развитие связей с Коморами, которые, однако, продолжают считать Майотту своей неотъемлемой частью [Bonin, 2012].

У Франции есть несколько причин для сохранения острова в своем составе. Во-первых, Париж никак не может игнорировать итоги демократического волеизъявления жителей острова, неоднократно высказывавшихся за его «департаментализа-цию». Во-вторых, для Франции это возможность укрепить свои позиции в регионе, проводя активную и гибкую внешнюю политику. Майотта стала своеобразным «дипломатическим плацдармом», позволяя демонстрировать свое присутствие и «способность утвердить себя как государство Индийского океана и державу Индо-Тихоокеанского региона»2. В-третьих, в глубоководном порту Майотты может размещаться не только торговая, но и военная инфраструктура, дополняющая базу, расположенную на Реюньоне. И, наконец, это - доступ к освоению газовых и рыбных ресурсов региона, а также возможный перевалочный пункт на пути в Антарктиду.

При этом Майотта остается проблемной, требующей больших затрат территорией Франции с крайне низким уровнем экономического и социального развития. 84% населения проживает за чертой бедности [Bonin, 2012]. Среди наиболее острых проблем - нехватка пресной воды, средств дезинфекции, ветхое состояние жилья, школ и других детских учреждений, безработица [La départementalisation ., 2016]. Майотта значительно хуже, чем другие заморские департаменты и регионы Франции проходит через пандемию коронавируса, что во многом объясняется отсутствием адекват-

1 Mayotte française. URL: http://www.outre-mer.

gouv.fr/outremer/front?id=outremer/decouvrir_outre_mer/mayotte/publi_P_presentation_histo

ire_1125926111265 (дата обращения: 10.07.2020)

2 Déclaration à la presse de M. Jean-Yves Le Drian, ministre de l'Europe et des affaires étrangères, sur les relations entre la France et Madagascar, à Tananarive le 20 février 2020. Prononcé le 20 février 2020. URL: https://www.vie-publique.fr/discours/273580-jean-yves-le-drian-20022020-france-madagascar (дата обращения: 15.07.2020)

ной системы медицинской помощи, низкой санитарной грамотностью жителей и высокой плотностью населения (600 чел. на 1 кв. км). Неудивительно, что в этих условиях экономика и социальная сфера острова полностью зависят от французских дотаций.

Париж вынужден оказывать острову существенную поддержку, причем даже само по себе описание принимаемых мер ярко иллюстрирует низкий уровень развития этих французских владений и соответственно позволяет представить себе масштаб проблем, с которыми сталкиваются центральные власти. Так, с французской помощью на острове с почти двухсоттысячным населением строится всего лишь вторая больница. Париж планирует повысить пенсии жителям острова. Их средний размер достигает всего 280 евро в месяц, и многие жители вообще лишены пенсий, так как архивы, фиксировавшие трудоустройство до 1993 г., были утрачены или не существовали1.

После миграционного кризиса 2015 г. важной проблемой, которую вынужден решать Париж, является наплыв мигрантов из этой заморской территории, а также через нее - из Союза Коморских островов и африканских стран - в метрополию. Майотта служит базой для перехвата судов с нелегальными мигрантами. Одновременно в рамках контроля над миграцией Франция вводит меры, направленные на частичную легализацию незаконно въехавших на Майотту коморцев2.

Характеризуя проблемы, с которыми сталкивается Париж на Майотте, эксперты выделяют и относительно новые вызовы политического характера. Они связаны с развитием самой влиятельной политической партии острова - МДМ3, которая в течение пятидесятилетнего периода продвигала идею его сохранения в составе метрополии при отделении от Коморских островов. После того, как эта цель была достигнута, наметилась определенная переориентация ведущей политической силы Майотты, находящейся в поисках своей новой идентичности. В недрах движения вызревают антифранцузские настроения, подпитываемые общей неблагополучной социально-экономической ситуацией и разочарованием местных элит в тех выгодах, которые Майотта получила за счет «департаментализации» [Idriss, 2013].

* * *

Оценивая остроту территориальных проблем, существующих между Францией и другими странами, можно отметить, что в настоящее время ситуация не вызывает особого беспокойства, хотя далеко не все споры разрешены. Земли, вокруг которых у Парижа сохраняются разногласия с другими государствами, различаются по своему географическому положению, по уровню социально-экономического развития, по своим этнокультурным характеристикам. Споры имеют разную историческую подоплеку, а их острота и значение с точки зрения французских геополитических и экономических интересов также неодинаковы, поэтому Франция практикует дифференцированный подход для урегулирования этих противоречий. Вместе с тем во всех спорных ситуациях Франция стремится выносить на первый план не взаимные

1 Conférence de presse de M. Emmanuel Macron, président de la République, sur les efforts du gouvernement en faveur de Mayotte, à Mayotte le 22 octobre 2019. URL: https://www.vie-publique.fr/discours/271416-emmanuel-macron-22102019-mayotte) (дата обращения: 09.07.2020)

2 Ibid.

3 MDM - Движение за департаментализацию Майотты.

территориальные претензии, а ищет способы формирования позитивной динамики совместного освоения земель, что позволяет снимать остроту разногласий и создавать почву для сотрудничества.

Придавая большое значение стабильности своих европейских границ, Париж стремится опираться на опыт трансграничного урегулирования, наработанный в ЕС, одновременно активно участвуя в его развитии. Эти же принципы, хотя и в разной степени, применяются Францией и по отношению к спорам с другими государствами о территориях, находящихся за пределами Европейского континента. Среди них выделяется ситуация с Землей Адели, расположенной в Антарктике и включенной Парижем в состав Французских южных и антарктических территорий. Здесь важнейшим позитивным импульсом урегулирования стал Договор об Антарктике 1959 г., предполагающий отказ от милитаризации континента и взаимных территориальных претензий при одновременном развитии научного сотрудничества и сохранении уникального растительного и животного мира региона. С точки зрения Парижа, важным является то, что акцент сделан не на усилении разногласий, а на международной кооперации с целью освоения территории.

Франция по мере возможности продвигает эти принципы урегулирования и в своих заморских владениях, где территориальные споры чаще напоминают о себе, прежде всего на островах Индийского океана. Эти земли, часть которых оспаривается другими государствами, имеют особое геополитическое значение для Парижа, который рассчитывает сохранить свое присутствие на морях и океанах. Стремясь утвердиться на спорных территориях, Франция разрабатывает и реализует комплекс мер, адаптированных к каждой конкретной ситуации, предлагая населению и представителям местных элит соответствующие политические и социально-экономические решения, позволяющие снимать остроту территориальных разногласий и переводить их в плоскость финансового и социально-экономического взаимодействия. Нередко прямая экономическая выгода, которую Парижу удается извлекать из заморских земель (рыболовство и сырье), существенно ниже, чем затраты на их содержание.

В отдельных случаях французская территориальная политика отступает от принципов международного права. При этом на первый план Париж стремится вынести интересы социально-экономического и демократического развития той или иной спорной земли, а не вопросы ее принадлежности. Самым ярким примером здесь служит спор Франции с Коморскими островами за Майотту. Несмотря на признание ООН права Союза Коморских островов на этот остров, Париж считает эту территорию своим департаментом, отталкиваясь от результатов нескольких референдумов, проведенных на Майотте в течение последних десятилетий.

Очевидно, что французский опыт решения территориальных проблем не может быть скопирован и в полном объеме применим к другим спорным ситуациям: каждая из них имеет свою собственную специфику, предопределяя различные пути разрешения споров. Тем не менее в отдельных случаях вполне релевантны такие элементы французского подхода, как стимулирование двустороннего или многостороннего сотрудничества в решении социально-экономических, инфраструктурных, гуманитарных проблем спорных владений с целью снижения остроты разногласий и дальнейшего поэтапного территориального урегулирования.

Список литературы

Рубинский Ю.И. (2018) Приметы времени. Том III. Франция на новых рубежах. ИЕ РАН. Москва. С. 383.

References

Bonin H. (2012) Mayotte, de l'Histoire à l'actualité. Outre-Mers. Revue d'histoire. Année 2012, pp. 5-9. URL: https://www.persee.fr/doc/outre_1631-0438_2012_num_99_374_4920 (accessed: 10.07.2020).

Défense et Sécurité nationale. Le Livre Blanc. Odile Jacob/La Documeentation Francaise. juin 2008. 124 P, pp. 34, 43-44. URL:

http://archives.livreblancdefenseetsecurite.gouv.fr/2008/IMG/pdf/livre_blanc_tome1_partie1.pdf (accessed: 10.06.2020).

Idriss M. (2013) « Mayotte département », la fin d'un combat? Le Mouvement populaire mahorais : entre opposition et francophilie (1958-1976). Afrique contemporaine 2013/3 (n° 247), pp. 119-135. URL: https://www.cairn.info/revue-afrique-contemporaine-2013-3-page-119.htm# (accessed: 10.07.2020).

La départementalisation de Mayotte: une réforme mal préparée, des actions prioritaires à conduire. 13 janvier 2016. Auteur(s) moral(aux): Cour des Comptes. URL: https://www.vie-publique.fr/rapport/35434-la-departementalisation-de-mayotte-une-reforme-mal-preparee-des-actio (accessed: 06.07.2020).

Livre Blanc Defense et securite - 2013. Direction de l'information légale et administrative, Paris (2013). P. 160.

Rapport d'information (...) en conclusion des travaux d'une mission d'information constituée le 11 décembre 2013 sur les enjeux écologiques, économiques et géopolitiques du changement climatique en Arctique et en Antarctique. Date de remise: 8 avril 2015. Auteur(s): Hervé Gaymard - Noël Mamère. Auteur(s) moral(aux): Assemblée nationale. Commission des Affaires étrangères. URL: https://www.vie-publique.fr/rapport/34803-enjeux-changement-climatique-en-arctique-et-en-antarctique (accessed: 11.05.2020).

Rapport d'information déposé (...) par la commission des affaires étrangères en conclusion des travaux d'une mission d'information constituée le 24 octobre 2017 sur Mers et océans: quelle stratégie pour la France? Date de remise: 19 juin 2019. Auteur(s): Jean-Luc Melenchon - Joachim Son-Forget. Auteur(s) moral(aux): Assemblée nationale. Commission des Affaires étrangères. URL: https://www.vie-publique.fr/rapport/38345-mers-et-oceans-quelle-strategie-pour-la-france (accessed: 14.07.2020).

Rapport de l'OPECST n° 230 (2006-2007) de M. Christian Gaudin, fait au nom de l'Office parlementaire d'évaluation des choix scient. tech., déposé le 14 février 2007. URL: https://www.senat.fr/rap/r06-230/r06-230.html (accessed: 12.07.2020).

Revue stratégique de defense et de sécurité nationale. P. (2017). P. 111. URL: https://www.vie-publique.fr/sites/default/files/rapport/pdf/174000744.pdf. (accessed: 10.07.2020).

Rubinskij Yu.I. (2018) Primety vremeni. Tom III. Franciya na novyh rubezhah. IE RAN. Moscow. P. 383.

Wassenberg B., Reitel B. (2015) La cooperation territoriale en Europe. Une perspective historique. Luxembourg: Office des publications de l'Union européenne. P. 170, P. 86. DOI: 10.2776/715158

France's Approaches to Territorial Disputes Settlement

Received 23.07.2020

Author: Zvereva N., Doctor of Sciences (Politics), Professor, National Research University Higher School of Economics. Address: 20 Myasnitskaya str., Moscow, Russia, 101000; Head of the IAMP Center, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry. Address: s. 1, 53/2, Ostozhenka str., Moscow, Russia, 119021. E-mail: [email protected]

Abstract. The article explores France's territorial disputes in Europe and beyond (in French overseas territories), as well as disputes settlement approaches adopted by Paris. The author outlines the historical background of the disputes and the motives of France to allocate significant funds in order to maintain high-cost overseas territories, some of them are disputed by regional countries. In Europe France relies on both bilateral mechanisms and EU instruments to settle disputes. The French territorial disagreements with other countries remain more acute overseas. Paris promotes a method of gradual settlement based on the idea that the joint development of disputed areas allows to mitigate contradictions and to create conditions for a long-term territorial settlement. The French overseas Department of Mayotte as a special territorial case is outlined. The Union of the Comoros claims are supported by the UN. The French rationale for retaining Mayotte as part of France despite the UN decision is based on the results of several referendums, when the island's residents voted for this idea.

Keywords: territorial disputes, France, methods of settlement of territorial problems, Mayotte, Tromelin, Mont Blanc.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52020155164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.