Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПИСАТЕЛЬСКИЕ БЛОГИ В ЛИТЕРАТУРНОМ, НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПИСАТЕЛЬСКИЕ БЛОГИ В ЛИТЕРАТУРНОМ, НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
794
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОГ / ФОРУМ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старостина Светлана Александровна

Рассмотрен феномен сетевой литературы как неотъемлемая часть современного литературного процесса. Проанализировано такое явление, как «писательский блог» на предмет его соответствия основным требованиям сетературы: гипертекстуальности, интерактивности, мультимедийности, неформальности и процессуальности текста, а также его семантической наполненности. Проведено исследование авторских писательских блогов Д. Глуховского, Е. Водолазкина, Е. Гришковца, с одной стороны, как методов создания художественного произведения, с другой - как способов продвижения личности и творчества писателя. При этом выявлены не только авторские особенности ведения блогов и общения писателей с читательской аудиторией, но также индивидуальные подходы отдельных художнических индивидуальностей к созданию и популяризации своих произведений (коллективное написание текстов, соединение художественного произведения с мультимедийным контентом и т. д.). Рассмотрена проблема изучения сетевой литературы в учреждениях среднего образования, а также сформулированы пути её решения. В частности, предложено введение в образовательный процесс исследовательских проектных работ по актуальным вопросам сетературы, современных интерактивных методов обучения, а также общения школьников с современными сетевыми писателями в формате форумов и блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN WRITING BLOGS IN THE LITERARY, SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE

We consider the phenomenon of network literature as an integral part of the modern literary process. We analyze such a phenomenon as a “writing blog” for its compliance with the basic requirements of the neterature: hypertextuality, interactivity, multimedia, informality and processuality of the text, as well as its semantic content. We conduct a study of the author’s blogs of D. Glukhovsky, E. Vodolazkin, E. Grishkovets, on the one hand, as methods of creating an artistic work, on the other, as ways of promoting the personality and creativity of the writer. Meanwhile, we identify not only the author’s peculiarities of blogging and communication of writers with the readership, but also the individual approaches of particular artistic individuals to the creation and popularization of their works (collective texts writing, combining an artistic work with multimedia content, etc.). We consider the issue of studying online literature in secondary educational institutions, and also develop ways to solve it. In particular, we propose an introduction to the educational process of research project work on topical issues of neterature, modern interactive teaching methods, as well as communication of schoolchildren with modern network writers in the format of forums and blogs.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПИСАТЕЛЬСКИЕ БЛОГИ В ЛИТЕРАТУРНОМ, НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Неофилология Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 82.01/.09

DOI 10.20310/2 5 87-695 3-2021 -7-2 7-475-482

Современные писательские блоги в литературном, научном и образовательном пространстве

Светлана Александровна СТАРОСТИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н 88а star@mail.rii

Аннотация. Рассмотрен феномен сетевой литературы как неотъемлемая часть современного литературного процесса. Проанализировано такое явление, как «писательский блог» на предмет его соответствия основным требованиям сетературы: гипертекстуальности, интерактивности, мультимедийное™, неформальности и процессуальности текста, а также его семантической наполненности. Проведено исследование авторских писательских блогов Д. Глуховского, Е. Водолазкина, Е. Гришковца, с одной стороны, как методов создания художественного произведения, с другой - как способов продвижения личности и творчества писателя. При этом выявлены не только авторские особенности ведения блогов и общения писателей с читательской аудиторией, но также индивидуальные подходы отдельных художнических индивидуальностей к созданию и популяризации своих произведений (коллективное написание текстов, соединение художественного произведения с мультимедийным контентом и т. д.). Рассмотрена проблема изучения сетевой литературы в учреждениях среднего образования, а также сформулированы пути её решения. В частности, предложено введение в образовательный процесс исследовательских проектных работ по актуальным вопросам сетературы, современных интерактивных методов обучения, а также общения школьников с современными сетевыми писателями в формате форумов и блогов.

Ключевые слова: сетература, литературный процесс, писательский блог, форум, школьное образование

Для цитирования: Старостина СЛ. Современные писательские блоги в литературном, научном и образовательном пространстве // Неофилология. 2021. Т. 7, № 27. С. 475-482. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-475-482 «„„ф^

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Старостина С.А., 2021

ISSN2587-6953. Neophilology, 2021, vol. 7, no. 27, pp. 475-482. 475

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2021 -7-27-475-482

Modern writing blogs in the literary, scientific and educational space

Svetlana A. STAROSTINA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation H ssa star@mail.rii

Abstract. We consider the phenomenon of network literature as an integral part of the modern literary process. We analyze such a phenomenon as a "writing blog" for its compliance with the basic requirements of the neterature: hypertextuality, interactivity, multimedia, informality and pro-cessuality of the text, as well as its semantic content. We conduct a study of the author's blogs of D. Glukhovsky, E. Vodola/kin. E. Grishkovets, on the one hand, as methods of creating an artistic work, on the other, as ways of promoting the personality and creativity of the writer. Meanwhile, we identify not only the author's peculiarities of blogging and communication of writers with the readership, but also the individual approaches of particular artistic individuals to the creation and popularization of their works (collective texts writing, combining an artistic work with multimedia content, etc.). We consider the issue of studying online literature in secondary educational institutions, and also develop ways to solve it. In particular, we propose an introduction to the educational process of research project work on topical issues of neterature, modern interactive teaching methods, as well as communication of schoolchildren with modern network writers in the format of forums and blogs.

Keywords: neterature, literary process, writing blog, forum, school education For citation: Starostina S.A. Sovremennyye pisatel'skiye blogi v literaturnom nauchnom i obra-zovatel'nom prostranstve [Modern writing blogs in the literary, scientific, and educational space]. Neofilologiya - Neophilology, 2021, vol. 7, no. 27, pp. 475-482. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-475-482 (In'Russian, Abstr. in Engl.) .. Q

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

На сегодняшний день филологическое пространство сложно представить без информационных технологий, которые являются во многом своеобразным маркёром происходящих в нём процессов. Результаты глобальной информатизации, ставшей за последние десятилетия главным вектором во всех экономических и социополитических изменениях, не могли не отразиться на современном литературном процессе. Этим обусловлено появление такого феномена, как сетевая литература, или сетература - все литературные тексты, размещённые в Сети, и тексты, которые по ряду причин не могут быть перенесены на бумагу без потери художественной ценности. Применение понятия «сетература» в научном литературоведческом обороте поддерживалось такими учё-

ными, как С. Корнев [1], В. Смоленский [2], Д. Горчев [3] и др.

Трансформации форм и жанров сетевой литературы на протяжении уже нескольких десятилетий являются объектом непрерывных научных дискуссий. На сегодняшний день одной из ведущих и одновременно спорных форм существования сетевой литературы являются писательские блоги, поскольку в них наглядно проявляются самые важные особенности бытования литературы в Интернете. Стоит отметить, что писательский блог по свой форме практически не отличается от других авторских блогов, однако имеет ряд собственных, присущих только ему функций, отвечающих главным принципам сетевой литературы: гипертекстуальности, интерактивности, мультимедийности,

неформальности и процессуальности сетевого текста.

Следование принципам интерактивности и процессуальности позволяет писателю в своем авторском блоге, с одной стороны, осуществлять общение с читательской аудиторией в режиме онлайн, с другой - читателям активно участвовать в творческом процессе, комментировать произведения, расширять канву повествования, таким образом становясь «соавторами» [4].

Гипертекстуальность и мультимедий-ность художественных текстов в Сети обладают схожим функционалом и направлены на трансформацию формы подачи текстового материала. Объединение посредством ссылок разных фрагментов текста, гиперссылочное оформление комментариев к тексту даёт возможность читателям осуществлять индивидуальную трактовку произведения, что обусловливает множественность вариантов прочтения одного и того же текста. Дополнение произведений мультимедийным контентом (видео- и аудиоматериалы, изображения, эмотикон и др.) в итоге позволяет перевести его из статуса классического художественного произведения в Сети в форму интерактивной текстовой инсталляции.

Кроме того, некоторые художественные тексты становятся основой для создания мультимедийных или игровых проектов как, например, романы Д. Глуховского «Метро 2033» и «Будущее», которые некоторые учёные определяют как продукт компьютеризации литературы - взаимодействие компьютерных технологий и литературы, внедрение элементов компьютерной игры в текст. Так, A.A. Кабирова проводит сопоставительный анализ композиции произведений автора и основных структурных особенностей компьютерной игры, выделяя основные позиции компьютеризации романов, особенно выделяя следующее: «1) Глава как уровень. Каждая глава представляет собой отдельный уровень. Она имеет номер, название, обладает сюжетной законченностью... 2) Герой статичен. Характер героя претерпевает малейшие изменения, внутренний мир героя не акцентируется, задаётся определенный набор перманентных качеств характера, которые таковыми и остаются на протяжении всего произведения, меняются лишь обстоятельст-

ва... 4) Повествование от первого лица. Большинство компьютерных игр созданы от первого лица. Мы видим мир героя его глазами. Перемещая своего героя, Д. Глухов-ский никогда не даёт посмотреть нам на него со стороны. Мы всегда «играем» за него, проходим испытания и уровни его глазами. Даже перемещаясь между временем и пространством, герой находится на том же месте в отношении самого себя, на оси координат своего существования» [5, с. 195] и др.

Стоит отметить, что произведения Д. Глуховского, которые стали не только неотъемлемой частью сетевой литературы, но и ярким примером интеграции текстового контента в мультимедийное пространство, отвечают всем требованиям сетературы, одним из которых является и неформальность - максимальное сближение языка произведения с устной речью, активное использование жаргонного сленга и эмотикона. Такая форма создания художественных текстов предполагает максимальное упрощение языка, его ориентацию на широкую читательскую аудиторию, развлекательность и в некоторой степени скандальность. Такая тенденция в современной литературной интернет-среде вполне закономерна и объясняется открытостью художественных произведений.

Однако приведённые принципы существования современной сетевой литературы отнюдь не свидетельствуют об однотипности произведений, авторском подражании и утрате индивидуальности. Напротив, некоторые современные писатели (Д. Глуховский, Е. Водолазкин, 3. Прилепин, В. Сорокин и др.) сами являются объектом отдельного тематического интернет-пространства, в котором задействовано несколько ресурсов: как правило, это официальный сайт, фансайты, а также страницы в соцсетях и информационные ресурсы в поисковых системах, к примеру, Яндекс.Дзен. Исследования этих ресурсов позволяют выделить эксклюзивный авторский продукт с уникальным стилем оформления, манерой общения с читательской аудиторией, схожим интерфейсом и неповторимой атмосферой.

Ярким примером такого тематического интернет-пространства служат авторские ресурсы Е. Водолазкина, на которых не только размещены тексты созданных им художест-

венных произведений, но также активно ведётся общение с читательской аудиторией самим писателем, проводится обсуждение его творчества, анонс творческих и официальных встреч. Так, например, на официальном сайте писателя (https://evgenyvodolazkin.ru) помещена достоверная информация о его личности и творчестве, включая библиографию, контакты и т. д.

Писательский блог Е. Водолазкина «Сноб» (https://snob.ru/profile/26317/blog) ориентирован на диалог автора с читателями и критиками, в рамках ресурса происходит живое общение, комментирование произведений, однако формат сайта свидетельствует о некоторой степени официальности блога.

Страница Е. Водолазкина в социальной сети Инстаграм (https://www.instagram.com/ судспууоёсПагкт ги/) имеет широкую аудиторию подписчиков - более 15 тысяч, большая часть из которых являются активными пользователями, регулярно поддерживающими общение с писателем. Соцсеть позволяет перевести диалог «автор-читатель» в неформальную плоскость, облегчить и ускорить обмен комментариями, фото- и видеоматериалами, что значительно сближает писателя с обществом, позволяет максимально популяризировать его личность и творчество в широких массах.

Приведённые ресурсы, их тематическое и стилистическое сходство под знаком единого авторского начала лишь частный пример, проблема бытования личности писателя и его литературных произведений в Сети носит острый дискуссионных характер в исследовательской среде, что подтверждено множеством работ разного плана - от научных статей до выпускных квалификационных работ и диссертаций с широкой географией.

Так, например, в рамках Пермского государственного национального исследовательского университета М.П. Абашева и О.М. Петрова исследуют творчество Е. Гриш-ковца в контексте современной сетевой литературы, а также блог-литературу как одно из направлений сетературы. Анализируя творческий путь писателя в Сети, учёные установили присущий Гришковцу собственный взгляд на авторский диалог с читателями, который у него, к сожалению, не сложился, что стало причиной его ухода в начале 2000-х гг.

из ЖЖ: «В конце концов я понял всю опасность и вред зависимости от быстрой реакции на сказанное в Интернете, жестокость и злоба ранили не меньше, чем благодушие и похвалы» [6, с. 5]. В итоге писатель принял приемлемую для себя форму работы в Сети -создание сайта Odnovremenno.com с незамысловатым интерфейсом - имитация бумажных листов на сером фоне и полным отказом в общении с читательской аудиторией. Таким образом, его дневниковые записи, имеющие датировку, размещенные на сайте, складываются в блог-книгу - в этом и заключается замысел автора. М.П. Абашева и О.М. Петрова указывают именно на этот факт, что если в печатном варианте произведения художественный замысел присутствует с самого начала, собственно, как и ориентированность на жанровую принадлежность, то в блогкниге они возникают в момент составления текстовой «мозаики» в единое целое. Автор сначала анализирует разрозненные фрагменты, а затем выстраивает внутреннюю логику и сюжет произведения [7].

Стоит отметить, что Е. Гришковец -приверженец работы над своими произведениями без присущего сетературе коллективного «соавторства», его произведения уникальны своим авторским стилем, манерой письма и языком. Однако при этом писатель не утрачивает связь с читателями, он соблюдает определённую дистанцию, но полностью не закрывается, что подтверждается непрекращающимся ведением блога, который является для писателя коммуникативным инструментом в современном культурном пространстве. На платформе авторского блога Е. Гришковца представлен созданный им музыкальный контент, а также аудиокни-ги и видеоверсии спектаклей. «Здесь же осуществляется экономическая деятельность: объявляется краудфандинг (сбор читательских средств) на создание видеоверсий спектаклей, на издание новых книг, создание декораций для спектакля и т. д.» [7, с. 108].

Таким образом, литературный блог можно рассматривать двояко: как, с одной стороны, пространство, а с другой - метод для создания художественного произведения, или как средство продвижения личности и творчества писателя.

Стоит обратиться к ещё одному учёному, представляющему Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского A.A. Суворову, чьи научные изыскания также связаны с блогосферой в современной литературе, а также с творчеством и читательской аудиторией Е. Гришковца. По мнению учёного, на сегодняшний день читательская аудитория - это сложный «организм», который не просто знакомится с произведениями, осмысливает их, комментирует, критикует, но и активно участвует в творческом процессе, непрерывно коммуникатирует с автором, чему активно способствует блого-сфера. Однако, как и было указано ранее, Е. Гришковец создал на своём сайте индивидуальное авторское пространство, в котором невозможно «соавторство» совместно с читателями. A.A. Суворов справедливо отмечает: «Творчество Гришковца являет собой образец литературы новой эпохи, адресат которой может характеризоваться через сложную совокупность явлений «читатель - зритель -слушатель - пользователь». На примере книг современного литератора, которые были сотканы из его записей в блоге, можно проследить развитие авторской стратегии в тексте с синтетической адресацией» [8, с. 221].

Представитель Московского педагогического университета Лина Сарин исследует роман Д. Глуховского «Метро 2033», как уникальный литературный проект, прошедший полноценный стадийный цикл от печатной до сетевой литературы и в итоге трансформировавшийся в мультимедийный продукт. Активное применение интернет-ресурсов писателем для продвижения своего произведения позволило вывести роман «Метро 2033» на высокие показатели читательского спроса как в России, так и за рубежом. «Глу-ховский не остановил свой выбор на сайтах, выступающих стандартными площадками для интернет-авторов (например, Самиздат (http: //samlib.ru/)).

Изначально Д. Глуховский создал свой собственный сайт, а затем уже занялся его продвижением на различных форумах и прочих интернет-площадках. Кроме того, текст романа был размещён в нескольких крупных сетевых библиотеках, а также в живом журнале автора (http://dglu.livej ournal .com/). Прежде

чем произведения Д. Глуховского дошли до читателя, ему пришлось поработать не только автором, но и создателем своего сайта, и собственным Р Я-агентом» [9, с. 55]. Непрерывная коммуникация с читателями, общение не только на официальных сайтах, но и на собственных страницах в Сети, уникальность тематики произведений и активная интеграция текста и мультимедиа - основные аспекты творческой деятельности Д. Глуховского, позволившие ему занять передовые позиции в плеяде современных сетевых писателей: «Творчество Д. Глуховского доказывает, что между сетевой и несетевой литературой нет непроходимой формально-содержательной и эстетической границы - наоборот, художественная литература расширяет свою читательскую аудиторию и, одновременно, обогащает сетевую словесность» [9, с. 56].

Современная сетевая литература и феномен писательской блогосферы активно изучаются в рамках Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина под руководством Н.Ю. Желтовой, Н.И. Пла-тицыной, В.В. Колчанова, С.А. Старостиной и других учёных. Научная работа осуществляется по следующим направлениям:

- функционирование, тематическое наполнение, хронологическое изменение форм прозаических и поэтических писательских блогов на примере электронных ресурсов Е. Гришковца, О. Дивова, Б. Акунина, Е. Во-долазкина, В. Сорокина, А. Русс, В. Полоз-ковой и других авторов. Предметом исследования этого тематического направления служит сетевое и несетевое художественное наследие писателей и поэтов, их творческий путь в рамках современной сетевой литературы, трансформация лексики и языка произведений в разный период написания;

- взаимодействие и взаимопроникновение сетевых и печатных литературных произведений на примере как отдельных авторов, так и произведений;

- феномен писательского бренда и коммерциализация литературы, в частности зависимость эффективного продвижения произведения от популярности писателя. Кроме того, в рамках этого направления исследуется брендирование личности автора, приобретение им коммерческой ценности,

которая стимулирует интерес общественности в целом либо определённой читательской аудитории;

- рецепции отдельных писателей во всемирной сети Интернет (Ф. Сологуб);

- проблема интерпретации литературного произведения разнонациональными читательскими аудиториями (например, «Песнь льда и пламени» Джорджа P.P. Мартина) и его бытование в Сети, а также его рецепция в других культурных сферах;

- организация процесса «сотворчества» в Сети, литературные блоги, блог-книга, бук-тьюбинг и т. д. (например, анализ истории написания гипертекстового интерактивного произведения (литературной игры) «РОМАН» Р. Лейбова).

Таким образом, наметившаяся ещё несколько десятилетий назад тенденция интереса к сетевой литературе в современном филологическом пространстве приобретает широкий общенациональный масштаб. Однако изучение сетературы по большей степени происходит в рамках высших учебных заведений и практически не присутствует в учебном процессе школ, лицеев и колледжей, что, на наш взгляд, является существенным упущением [10].

Повышение интереса учащихся средних общеобразовательных учреждений к изучению сетевой литературы может быт осуществлено по следующим направлениям:

- проектная деятельность в рамках факультативных занятий по проблемным аспектам, например, сопоставительный анализ популярных писательских блогов по основным параметрам сетевой литературы; эффективность привлечения мультимедийного контента в процессе продвижения авторских электронных ресурсов; изменение читательской аудитории и её предпочтений на протя-

жении определенного возрастного периода (10, 15, 20, 30 лет), при этом осуществляется ориентация школьников на выполнение проектов в креативной форме (видеоразмышление, интерактивная игра и т. д.);

- изучение авторского инструментария создания современных литературных произведений, в рамках факультативов возможно создание коллективного поэтического или прозаического произведения на заданную тему на специально созданной для этого электронной платформе (форум, страница в соцсети, группа в мессенджере);

- исследование истории создания произведения, личности автора, литературного контекста, связанного с его творчеством посредством интерактивного инструментария (игр, приложений, квестов и т. д.);

- рассмотрение в теории и на практике феномена буктьюбинга на основе уже существующих тематических видеохостингов и создание собственного ресурса для размещения в нём критических видеороликов на произведения современной сетевой литературы.

Таким образом, несмотря на современную активную научную деятельность российских учёных по рассмотрению сетературы как части современного литературного процесса, существует проблема её изучения в учреждениях среднего образования. Авторские блоги писателей, их особенности, уникальный стиль, существование художественных произведений в Сети и методы их продвижения, инструментарий создания писательского бренда могут быть также актуальной базой для исследовательского интереса со стороны современных школьников и выполнения ими творческих заданий в рамках основного учебного процесса и/или факультативных занятий.

Список литературы

1. Корпев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна: Интернет как место обитания литературы //Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 29-47.

2. Смоленский В. Русская сетевая литература // Русская культура на пороге нового века. URL: http://www.susi.ru/sapporo2000.html (дата обращения: 14.01.2021).

3. ГорчевД. Сетература // Терабайт. СПб., 2000. № 2. С. 25-37.

4. Быкова Т.С., Старостина С.А. Состояние отечественной сетевой литературы: прогресс или регресс // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. материалов Междунар. науч. конф. Вып. 10 / науч. ред. Н.Ю. Желтова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. С. 538-542.

5. Кабирова А.А. Компьютеризация литературы Дмитрия Глуховского на примере романов «Метро 2033» и «Будущее» // Научный альманах. 2018. № 10-3 (48). С. 194-197.

6. Гришковец Е. От жжизни к жизни. М.: Махаон: Азбука-Аттикус, 2012. 429 с.

7. Абашева М.П., Петрова О.М. Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. Вып. 4. С. 103-112.

8. Суворов А А. Блогосфера как литературная среда: «цифровой» читатель Евгения Гришковца // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2016. Т. 16. № 2. С. 211-222.

9. Сарин Л. Литературный проект Д. Глуховского «Вселенная метро 2033» в контексте развития отечественной сетевой словесности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 1. С. 53-56.

10. Старостина СА. Изучение сетевой литературы в школе: способы повышения исследовательского интереса // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. материалов Междунар. науч. конфе. Вып. 10 / науч. ред. Н.Ю. Желтова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. С. 416-420.

References

1. Kornev S. «Setevaya literatura» i zaversheniye postmoderna: Internet kak mesto obitaniya literatury ["Network literature" and the end of Postmodernism: The Internet as a Habitat for Literature]. Novove literatur-nove obozrenive [New Literary Review], 1998, no. 32, pp. 29-47. (In Russian).

2. Smolenskiy V. Russkaya setevaya literatura [Russian network literature]. Russkava kul'tura na poroge no-vogo veka [Russian Culture on the Threshold of a New Century], (In Russian). Available at: http://www.susi.ru/sapporo2000.html (accessed 14.01.2021)

3. Gorchev D. Seteratura [Neterature]. Terabavt [Terabyte]. St. Petersburg, 2000, no. 2, pp. 25-37. (In Russian).

4. Bykova T.S., Starostina S.A. Sostoyaniye otechestvennoy setevoy literatury: progress ili regress [The state of Russian network literature: progress or regression], Sbomik materialov Mezhdunarodnov nauchnov kon-ferentsii «Slavyanskiy mir: dukhovnyye traditsii i slovesnost'». Vvp. 10 [Collection of Proceedings of the International Scientific Conference "Slavic World: Spiritual Traditions and Literature". Issue 10]. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 2020, pp. 538-542. (In Russian).

5. Kabirova A.A. Komp'yuterizatsiya literatury Dmitriya Glukhovskogo na primere romanov «Metro 2033» i «Budushcheye» [Computerization of the literature by Dmitry Glukhovsky on the example of the novels "Metro 2033" and "Future"]. Nauchnyy al'manakh - Science Almanac, 2018, no. 10-3 (48), pp. 194-197. (In Russian).

6. Grishkovets E. Ot zhzhizni k zhizni [From LiveJournal to Life]. Moscow, Makhaon: Azbuka-Attikus Publ., 2012, 429 p. (In Russian).

7. Abasheva M.P., Petrova O.M. Blog-literatura kak fenomen: opyty Evgeniya Grishkovtsa [Blog literature as a phenomenon: the experience of Evgeny Gryshkovets]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskava i za-rubezhnaya filologiva - Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 103-112. (In Russian).

8. Suvorov A.A. Blogosfera kak literaturnaya sreda: «tsifrovoy» chitatel' Evgeniya Grishkovtsa [Blogosphere as a literary environment: a "digital" reader of Evgeny Grishkovets]. Iz\>estiya Saratovskogo universiteta. Novava seriya - lz\>estiva of Saratov University. New Series, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 211-222. (In Russian).

9. Sarin L. Literaturnyy proyekt D. Glukhovskogo «Vselennaya metro 2033» vkontekste razvitiya otechestvennoy setevoy slovesnosti [D. Glukhovsky's literary project "Universe of Metro 2033" in the context of the development of online Russian (national) literature]. Vestnik Voronezhskogo gosudarsh'ennogo universiteta. Seriya: Filologiva. Zhurnalistika - Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2017, no. 1, pp. 53-56. (In Russian).

10. Starostina S.A. Izucheniye setevoy literatury v shkole: sposoby povysheniya issledovatel'skogo interesa [Learning networked literature in school: ways to increase research interest]. Sbomik materialov Mezhdunarodnoy nauchnov konferentsii «Slavyanskiy mir: dukhovnyye traditsii i slovesnost'». Vvp. 10 [Collection of proceedings of the International Scientific Conference "Slavic World: Spiritual Traditions and Literature". Issue 10]. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 2020, pp. 416-420. (In Russian).

Информация об авторе

Старостина Светлана Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, 88а star@mail.rii, https://orcid.org/ 0000-0001-9440-1486

Вклад в статью: идея исследования, анализ литературных источников, написание, оформление и редактирование статьи.

Статья поступила в редакцию 27.02.2021 Одобрена после рецензирования 19.04.2021 Принята к публикации 22.04.2021

Information about the author

Svetlana A. Starostina, Candidate of Philology, Associate Professor of Russian and Foreign Literature, Journalism Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ssa star@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-944Q-1486

Contribution: study idea, literature references analysis, manuscript drafting, design and editing.

The article was submitted 27.02.2021 Approved after reviewing 19.04.2021 Accepted for publication 22.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.