Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в медицинском образовании'

Современные педагогические технологии в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2772
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEDICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Елена Викторовна, Погорелова Ирина Геннадьевна, Калягин Алексей Николаевич

В статье изложено современное понимание педагогических технологий и приведена эволюция представления о них. Изложены возможности использования педагогических технологий в практике медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Елена Викторовна, Погорелова Ирина Геннадьевна, Калягин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION

In the paper the modern understanding of pedagogical technologies has been stated and representation evolution of them has been cited. Th e possibilities of use of pedagogical technologies in medical educational practice have been presented.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в медицинском образовании»

Таблица 1

Значимость поведенческого качества преподавателя с точки зрения студентов

№№ Качества поведения преподавателя Средняя оценка качества поведения преподавателя (в баллах)

1 Стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции 7,48

2 Заинтересованность преподавателя в решении проблем студента совместными усилиями 7,43

3 Преподаватель постоянно находится в диалоге со студентами, гибко реагирует на изменения психологического климата в группе 7,03

4 Преподаватель четко выдерживает цели и задачи занятия, безупречная логика и аргументация фактов, но отсутствует понимание меняющейся психологической ситуации в группе 3,79

со студентами (средний балл 7,31). Качества преподавателя, характеризующие его неспособность к такому общению студенты оценили в 3,79 балла, т.е. почти в 2 раза ниже.

Анализ анкетирования также показал, что наиболее значимое качество поведения у преподавателей кафедры терапевтической стоматологии ИГМУ ряд студентов указал как приоритетное (табл. 2).Полученные данные свидетельствуют, что большинство студентов (95,17%) видят преподавателя кафедры как зачинателя и организатора педагогического общения.

Взаимоотношения в системе преподаватель —

Таблица 2

Присутствие приоритетных качеств у преподавателя с точки зрения студентов

№№ Качества поведения преподавателя % студентов, указавших данное качество как приоритетное

1 Стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции 38,7

2 Заинтересованность преподавателя в решении проблем студента совместными усилиями 29,4

3 Преподаватель постоянно находится в диалоге со студентами, гибко реагирует на изменения психологического климата в группе 27,07

4 Преподаватель четко выдерживает цели и задачи занятия, безупречная логика и аргументация фактов, но отсутствует понимание меняющейся психологической ситуации в группе 4,83

студент на практическом занятии осуществляются в стиле дружеского взаимодействия, преподаватели кафедры заинтересованы в решении проблем студента и постоянно находятся в диалоге с обучающимися. Официальные отношения на значительной социальной дистанции отметила незначительная часть студентов (4,83%), что можно, на наш взгляд, отнести к своеобразной личности студента.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об удовлетворенности студентов в педагогическом общении, в основе которого лежит взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе кафедры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во СГПИ, 1993. — 211 с.

2. Акопов Г.В., Е.Н. Чердымова Структурнофункциональное исследование экологического сознания // Экологическая психология: Тез. II Рос. Конф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — С. 14-15.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29-36.

4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личност-но ориентированного образования. // Педагогика. — 1997. — №4. — С.11-17.

5. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория //

Школа духовности. — 1999. № 5. — С. 41-52.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996 — 544с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

8. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы. Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.05 № 40.

9. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.

Информация об авторах: 664003, г.Иркутск, ул. Лапина 4, кафедра терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО ИГМУ, тел.: (3952) 24- 28-63; 1е^ошпк@шай, гц,

Владислав Дмитриевич Молоков — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, заслуженный врач РФ, Ольга Петровна Самойлова —ассистент кафедры, к.м.н.

© ЖУКОВА Е.В., ПОГОРЕЛОВА И.Г., КАЛЯГИН А.Н. — 2012 УДК: 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Елена Викторовна Жукова, Ирина Геннадьевна Погорелова, Алексей Николаевич Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. В статье изложено современное понимание педагогических технологий и приведена эволюция представления о них. Изложены возможности использования педагогических технологий в практике медицинского образования.

Ключевые слова: медицинское образование, педагогические технологии.

THE MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION

E.V. Zhukova, I.G. Pogorelova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)

Summary. In the paper the modern understanding of pedagogical technologies has been stated and representation evolution of them has been cited. The possibilities of use of pedagogical technologies in medical educational practice have been presented.

Key words: medical education, pedagogical technologies.

Внедрение достижений научно-технического прогресса в различные области деятельности человека, характерное для 20 века, обусловило зарождение идеи технологизации педагогического процесса. У истоков этого явления в отечественной педагогике стоял А.С. Макаренко. В своих работах он уже свободно использовал понятие «педагогическая технология». Статус официального существования педагогическая технология приобрела в 1960-е годы. Тогда же и началось массовое внедрение педтехнологий. Исследователи связывают это с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы.

Особый вклад в изучение педагогической технологии в нашей стране внесли В.М. Коротков, Б.Т. Лихачев. Эти ученые сформировали принципиальные положения в общих правилах применения метода педагогического воздействия с точки зрения педагогической технологии. Дальнейшее ее развитие было связано с определением компонентов педагогического мастерства. Таким образом, педагогическая технология тесно связана с педагогическим мастерством, которое слагается из трех компонентов: 1) личностного — это профессионально-педагогическая направленность, общие и педагогические способности; 2) информационно-теоретического — это общекультурные, психолого-пе-дагогические и специальные знания, индивидуальный стиль деятельности; 3) деятельностного, куда относятся педагогическая техника и педагогическая технология. Владение в совершенстве педагогической технологией и есть мастерство. Особое значение педагогические технологии имеют в подготовке специалиста системы здравоохранения (врача, провизора, менеджера здравоохранения и т.д.). Требуется тщательный их отбор, своего рода селекция, направленная на достижение высочайшего качества подготовки специалистов.

Как и любая другая технология, педагогическая технология определяется личностными параметрами педагога, в том числе врача-педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, где и будет проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимым рассматривать творческий педагогический процесс как технологический. В.П. Беспалько отмечает: «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действию по наитию, т.е. является началом технологии». На сегодняшний день в педагогике и педагогической литературе термин «педагогическая технология» используется достаточно широко.

Необходимо отметить, что само понятие «педагогическая технология» было порождено развитием технических средств обучения (ТСО) и поиском новых средств повышения эффективности учебного процесса, научных подходов к нему, что привело к увлечению простыми обучающими устройствами. В результате студенты повторяли действия, усвоенные операции, то есть выработали навыки согласно обучающей программе, а умения мыслить, анализировать оказались за пределами ее возможностей. В настоящее время в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и Федеральных государственных требований к содержанию образования в интернатуре, ординатуре, а также новых законодательных нормативов в сфере здравоохранения, ограничивающих доступ необученных врачей к больному,

происходит возврат к обучающим устройствам. Однако эти устройства существенным образом технологизиро-ваны и максимально приближены к реальным условиям работы. В последнее десятилетие особенно активно в медицинских вузах появляются симуляционные центры, вводятся симуляционные курсы.

Педагогическая технология дает описание, проект процесса формирования личности студента и должна включать в свой состав диагностические цели и содержание обучения, дидактические процессы и организационные формы обучения. Компонентами дидактического процесса являются: мотивация как создание интереса обучаемого к учебной деятельности и превращение внешних целей во внутренние потребности; познавательная деятельность обучаемого, в результате которой происходит усвоение знаний; управление ею преподавателем, способы которого зависят от цели обучения. Способ управления называют еще технологией обучения, только в более широком аспекте. Репродуктивная технология включает в себя лекции, работу с учебником, выполнение практических заданий по инструкции, то есть когда цели обучения не превосходят уровня усвоения. Репродуктивно-алгоритмическая технология ставит целью усвоение алгоритмов деятельности, конспектирование и реформирование учебного материала, решение типовых задач. Если же целью являются дидактические процессы, ориентированные на проблемное обучение, реальное проектирование, решение нетиповых ситуационных задач, дидактические игры, то необходимо применять поисково-эвристическую технологию. В случаях, когда цель обучения направлена на воспроизводство научных кадров, технология включает в себя дискуссии, проведение исследований, анализ результатов и является творческой.

Цель технологий обучения в высшей медицинской школе — актуализация содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе технологий научного поиска, освоения мануальных навыков, повышение эффективности самостоятельной работы студентов, внедрение в учебный процесс высоких интеллектуальных технологий.

Современная, самая последняя формулировка в литературе «педагогической технологии» дана следующим образом: педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Она (технология) может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Это планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Система действий педагога направлена на решение педагогических задач. Все это предполагает возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, возможность разработки различных педтехнологий специалистами, имеющий высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт. В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.

Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику. Основными элементами педтехнологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.

Педагогическое общение в вузе выполняет три важных, на наш взгляд, функции: 1) «открытие» студента на общение, для чего необходимо создать ему комфортные условия на занятии, в группе для раскрытия его как личности; 2) «соучастие» студенту в педагогическом общении, что можно достигнуть в результате анализа взаимодействия педагога и студента; 3) «возвышение» студента в педагогическом общении, что является стимулятором, а не какой-то завышенной оценкой.

Педагогическая оценка, как стимулирование деятельности студента и коррекция отклонений, предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности студента в целом. Что такое оценить? Это установить степень, уровень, качество чего-нибудь. Если преподаватель умеет правильно использовать педагогическую оценку, то он может формировать, а в дальнейшем и корректировать ценностные отношения студентов. Исходя из того, что каждый человек — личность, необходимо учитывать значимость педагогической оценки для каждого из студентов.

Педагогическое требование — это предъявление студенту в процессе обучения и воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. Эффективность педагогического требования возрастает, если преподаватель подчеркивает свое уважение к студентам. Формы обращения и поведения педагога должны соответствовать этическим нормам, позволяющим ему в любой ситуации оставаться на высоком уровне культуры. Следует обращаться к студенту на «Вы», говорить «пожалуйста» и т.д. Особенно это важно в медицинской специальности, т.к. врач должен изначально чувствовать важность своей профессии, свой авторитет в обществе и необходимость соблюдать умеренную дистанцию по отношению к больному, предоставляя ему право выбора, но все же настраивая на правильные решения. Информативное речевое и демонстрационное воздействие, имея свои закономерности, оказывает большое влияние на обучающихся.

Педагогический конфликт — противоречие между субъектами, которыми являются преподаватель и студент. Конфликты могут быть пустыми и содержательными. Первый возникает на основе неустойчивого психического самочувствия. Чтобы его разрешить не требуются какие-то сложные технологии. Достаточно снять психическое напряжение собеседника. Для разрешения содержательного конфликта требуются педагогические технологии. И чем выше степень такого конфликта, тем сложнее технология его педагогического разрешения. Самый трудный, как для преподавателя, так и для студента, вид отношений, где труднее всего добиться согласия, сотрудничества. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Если конфликт не зашел далеко, то способами его разрешения могут быть шутка, юмор. В более сложных ситуациях или прибегают к компромиссу, уступая друг другу, или обращаются к независимому лицу, или проводят самоанализ своих поступков. Конфликт создается тогда, когда возникает потребность в его разрешении.

Помимо основных слагаемых педагогической технологии существуют еще дополнительные элементы. Это создание психологического климата, групповая деятельность, создание ситуации успеха и неуспеха, педагогическая реакция на поступок, этическая защита. Одной из важных и сложных задач педагога является создание психологического климата в группе. Психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений. Психологические условия могут, как способствовать, так и препятствовать продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию в группе. Атмосфера взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, раскрепощенности создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный психологический климат препятствует развитию личности; студент, как

правило, находится в нервозном состоянии, ощущает чувство боязни, незащищенности, неуверенности. Для создания благоприятного психологического климата необходимо применять педагогические технологии, которые бы соответствовали ряду правил, например, установление личных контактов, подбадривающее отношение во время занятий, открытость, бескорыстная помощь, предупреждение возможных неудач в процессе обучения, внесение элемента новизны и т.д. Все это будет снимать психологические зажимы, способствовать хорошей рабочей атмосфере, творческому проявлению студентов, позволит каждому студенту активнее включаться в работу на занятиях, осваивать знания по предмету. Необходимо подчеркнуть, что эти же педагогические технологии будут повышать результаты и групповой деятельности.

Педагогическое назначение ситуации успеха и ситуации неуспеха заключается в создании условий для индивидуального развития обучаемого. Ощущение успеха повышает интерес к учебе, ощущение неуспеха вызывает чувство неудовлетворенности собой в результате совершения какой-либо деятельности, субъективное эмоциональное переживание. Бывают студенты с завышенной самооценкой, что ведет к пренебрежительному отношению как студентам, так и к педагогу. В таких случаях единственное, что должен сделать педагог — создать ситуацию неуспеха, чтобы учащийся осознал свои достижения и неудачи.

Совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку, а не любое действие, называется поступок. Если студент совершил поступок, необходимо сопоставить его действия с социальной нормой, с культурным образом отношения к себе и другим, таким образом помогая ему произвести самостоятельную оценку своих действий.

Необходимо так организовать педагогическое воздействие, чтобы результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений преподавателя по организации воздействия на обучаемого, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности.

Этическая защита — одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической. Основные функции этической защиты — это сохранение собственного достоинства в момент грубости, корректировка поведения (с нее нельзя начинать этическую защиту, так как это может вызвать агрессию), сохранение достоинства партнера. Для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психологических затрат.

Педагогические технологии являются сложными объектами, но их объединяют основные общие качества. Во-первых, это системность — важнейшее качество, особое качество множества организованных компонентов. Во-вторых, комплексность: педагогические процессы многофакторны и разнообразны по содержанию, что делает педагогические технологии комплексными. В-третьих, целостность педагогической технологии, которая заключается в наличии у нее общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов. В-четвертых, научность: педтехнология как научно обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики. Также современные педагогические технологии носят развивающий характер, имеют структурированность — это наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержание), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы. Одно из общих качеств педтехнологий — иерархичность. Четыре иерархич-

но соподчиненных уровня педагогических технологий образуют модель «матрешки»: 1) мегатехнологии (социально-политический уровень); 2) отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень); 3) модульно-локальные мезотехнологии (частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни); 4) микротехнологии (контактноличностный уровень).

Всем педагогическим технологиям присущи логичность (выражается в логике и четкости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, руководство и т.п.) и учебно-методическом обеспечении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, методики); алгоритмичность (технология делится на отдельные содержательные участки (ступени, шаги и т.п.), которые совершаются в определенном порядке, по алгоритму; процессуальность (временный алгоритм): педтехнология рассматривается как процесс, то есть развивающееся во времени взаимоде-ствие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к запланированному изменению состояния, преобразованию свойств качества объекта; преемственность (любая из расположенных ниже в иерархии технология является частью расположенной выше, т.е. связана с ней узами преемственности); вариативность и гибкость (основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма); управляемость (предполагает возможность планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации и т.д.; диагностичность (выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов); прогно-зируемость («гарантированность» достижения определенных целей); эффективность и оптимальность (современные педтехнологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам; оптимальная технология — лучшая из возможных для данных условий — максимум результата при минимуме затрат); воспроизводимость (возможность применения (повторения, воспроизведения) педтехнологии в других условиях и другими субъектами).

Соответственно этапам решения педагогической задачи различают общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные — это технологии решения отдельных задач обучения и вос-

питания, например, педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, анализ учебной ситуации, организация начала лекции, практического занятия. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих студентов. Она требует диагностического целео-бразования и объективного контроля качества педагогического процесса.

Педагогические технологии можно классифицировать на «строгие» и «нестрогие». «Строгии» педтехно-логии предполагают диагностичность и воспроизводимость процесса и результаты обучения, последовательное построение учебного процесса, направленное на достижение диагностично заданных учебных результатов. Например, к числу таких технологий может быть отнесено использование реанимационных тренажёров, которые имеют строго заданные параметры положительного ответа. В частности, реанимационный тренажёр «Витим» сигнализирует о восстановлении функции дыхания и кровообращения у больного, если обучающийся выполнит ряд обязательных действий: расстегнёт ремень, будет осуществлять компрессии грудной клетки и дыхание «рот в рот» в определённом соотношении, при искусственном дыхании выдвинет челюсть и зажмёт нос.

«Нестрогие» педагогические технологии воспроизводят ход учебного процесса, не предполагают описанных учебных результатов. Примером таких технологий является оказание помощи больному во время учебной практики по уходу за больными. Во время пребывания обучающегося на практике в условиях приёмнодиагностического отделения может поступить больной терапевтического или хирургического профиля, ему может понадобиться различный набор обследований, мероприятий по подготовке к госпитализации, а также манипуляции по уходу. Сталкиваясь с различными больными, применяя полученные в ходе практических занятий умения, студент превращает их в практические навыки ухода за больными, а также опыт обращения с больным. Однако объём навыков и опыта зависит от числа обратившихся в отделение пациентов, активности самих студентов, умения руководителя практики равномерно распределить обязанности.

В заключение хочется отметить, что любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

2. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. — М.: Высшая школа, 2004. — 156с.

3. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. // Советская педагогика. — 1984. — №4. — С.117-122.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — 586 с.

5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. — М.: Академия, 2001. — 272с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464с.

7. Макаренко А.С. Педагогические сочине-

ния. — В 8-ми т. Т. 7. — М.: Педагогика, 1986. — 447 с.

8. Пикан В.В. Технология вариативного обучения. — М.: Перспектива, 2008. — 114 с.

9. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М.: Гном и Д, 2001.— 192 с.

10. Политехнический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 656с.

11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288с.

12. Сластенин В.А. Педагогика. — М.: Академия, 2007. — 576с.

13. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2011. — 432с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1. Жукова Елена Викторовна — доцент, к.м.н.,

Погорелова Ирина Геннадьевна — доцент, к.м.н.,

Калягин Алексей Николаевич — заведующий кафедрой, д.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.