Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Пулькина Елена Евгеньевна

В данной статье авторами проводится исследование педагогических технологий в области профессионально-педагогического образования. Определено, что технология в любой сфере деятельности это всегда процесс, который отражает закономерности развития конкретной предметной области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей. Выделено, что задачами педагога профессионального обучения является не только формирование знаний обучающихся через реализацию педагогической технологии, но и ознакомление студентов с основами научно-исследовательской, проектной, методической и воспитательной деятельностями. В непрерывно меняющихся условиях современной системы образования деятельность педагога профессионального обучения направлена на реализацию основ проектирования учебного процесса с использование педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Пулькина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS THE BASIS FOR DESIGNING THE EDUCATIONAL PROCESS

In this article, the authors conduct a study of pedagogical technologies in the field of professional and pedagogical education. It was found that technology in any field of activity is always a process that reflects the laws of development of a specific subject area and provides the most consistent results of activities in relation to goals. It is emphasized that the tasks of a teacher of vocational training are not only the formation of students' knowledge through the introduction of pedagogical technologies, but also familiarizing students with the basics of research, design, methodological and educational activities. In the ever-changing conditions of the modern education system, the activities of a professional education teacher are aimed at implementing the foundations of the design of the educational process using pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пулькина Елена Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В данной статье авторами проводится исследование педагогических технологий в области профессионально-педагогического образования. Определено, что технология в любой сфере деятельности это всегда процесс, который отражает закономерности развития конкретной предметной области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей. Выделено, что задачами педагога профессионального обучения является не только формирование знаний обучающихся через реализацию педагогической технологии, но и ознакомление студентов с основами научно-исследовательской, проектной, методической и воспитательной деятельностями. В непрерывно меняющихся условиях современной системы образования деятельность педагога профессионального обучения направлена на реализацию основ проектирования учебного процесса с использование педагогических технологий.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение, педагогические технологии.

Annotation. In this article, the authors conduct a study of pedagogical technologies in the field of professional and pedagogical education. It was found that technology in any field of activity is always a process that reflects the laws of development of a specific subject area and provides the most consistent results of activities in relation to goals. It is emphasized that the tasks of a teacher of vocational training are not only the formation of students' knowledge through the introduction of pedagogical technologies, but also familiarizing students with the basics of research, design, methodological and educational activities. In the ever-changing conditions of the modern education system, the activities of a professional education teacher are aimed at implementing the foundations of the design of the educational process using pedagogical technologies.

Keywords: professional education, professional training, pedagogical technologies.

Введение. Перспективы развития государства напрямую зависит от интеллектуального потенциала общества, который позволяет судить о том с какой скоростью будет проходить освоение мирового пространства. Ключевую роль играет качество науки и образования, и именно по этой причине реформированию экономики в нашей стране сопутствует модернизация систем высшего и среднего профессионального образования.

Приоритетным направлением образовательной платформы России является обеспечение повышения качества профессионального образования, развитие культурного потенциала учебных заведений, путем внедрения новых образовательных технологий в педагогический процесс. Благодаря этому формы обучения, нетрадиционные для настоящего момента, получают все более и более широкое распространение. Пристальное внимание при определении нового государственного образовательного стандарта уделяется компетенциям.

Таким образом, наиболее предпочтительными личностными приоритетами будущих квалифицированных кадров становятся высокий уровень владения современными образовательными технологиями, активная жизненная позиция, заинтересованность в изучении современных тенденций развития профессионального образования, мобильность и способность к овладению профессиональными и общекультурными компетенциями.

Изложение основного материала статьи. Проблема управления и обеспечения качества системы образования стала занимать важную позицию в модернизации образования, после официального вхождения Российской системы образования в систему Болонских реформ.

Переход от предыдущего этапа развития российской системы образования к настоящему ознаменован преодолением стадии самоопределения компетентностного подхода и выходом на стадию реализации. Новое виденье сути и содержания методов и технологий образования является закономерным итогом повсеместного внедрения новых подходов к осуществлению образовательной деятельности.

Формирование профессиональных компетенций обучающихся осуществляется в процессе взаимодействия между субъектами образовательного процесса, с использованием современного содержания, методов, средств и технологий обучения. При этом именно педагогическая технология позволяет выполнить требования предъявляемые к уровню подготовки выпускника, а так же повысить интерес обучающегося к проектно-педагогической деятельности.

Технология в любой сфере деятельности это всегда процесс, который отражает закономерности развития конкретной предметной области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей.

Приоритетными образовательными технологиями, ориентированными на развитие компетенций, являются: социальное взаимодействие в обучении, практико-ориентированное модульное обучение, обучение посредством кейсов.

Данные технологии по своей сути делают упор на восприятие человека, развитие его творческого и аналитического мышления, социальную и профессиональную активность. Процесс обучения ориентирован

на то, чтобы обучаемые развивали способность к общению, взаимодействию с людьми, быстрому и эффективному решению сложных задач на основе теоретических данных и анализа накопленного опыта.

Подразделяется несколько видов компетентностно-ориентированных образовательных технологий: проектное обучение, кейс-технологии, модульное обучение, интерактивное обучение, создание личного портфолио.

Проектное обучение направлено на развитие социальных, информационных и исследовательских компетенций. При применении этой технологии, уделяется внимание действиям в команде и по отдельности, где обучаемый мотивирован на активную работу, целью которой является поиск решения познавательных и практических задач. Педагог использует диалоговый тип работы, наводящие вопросы и консультации, побуждая к дальнейшему поиску решения и позволяя группе или отдельной личности освоить обозначенный информационный участок без непосредственного вмешательства в их деятельность. Задачей данного типа образовательных технологий является пробуждение в обучаемых критического, конструктивного и логического мышления, культивирование проектной и исследовательской деятельности, которая в дальнейшем может помочь в более основательной научной работе.

Кейс-технология позволяет вырабатывать умение принимать управленческие решения, планировать стратегию дальнейших действий и анализировать ситуацию в искусственно созданных преподавателем обстоятельствах. В процессе реализации данных видов технологии происходит развитие аналитических и коммуникативных умений.

Педагог поощряет методы группового взаимодействия и корректирует работу посредством дискуссий и открытых споров. Через формирование компетентностных структур происходит активное развитие приспособляемости к конкретной социально-экономической ситуации, способности к повышению профессионализма.

Модульное обучение способствует удовлетворению образовательных потребностей каждого учащегося с учетом личных интересов, возможностей и склонностей. Организация самостоятельного обучения позволяет повышать навыки самоуправления учебно-познавательной деятельностью, развивать умственные способности, коллективизм и самостоятельность. Мотивационное управление процессом обучения дает возможность получить удовольствие от образовательного процесса, заинтересоваться новыми областями знания и погрузится в их изучение во внеурочное время. Педагог проводит работу с техническими средствами обучения, таблицами, иллюстрациями и другими вспомогательными материалами, призванными разнообразить однотипную подачу теории и проведения практики. Работа проводится, как в парах, так и в группах с консультантом. Развивается умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, интеллект, самостоятельность и личные склонности обучающегося.

Интерактивное обучение дает возможность достичь двухсторонней связи субъектов образовательного процесса, вывести обучающегося на позицию субъекта обучения и возбудить внутренний диалог. Происходит активизация интеллектуальных процессов, что способствует обеспечению восприятия и переработки информации, являющейся предметом обмена. Задачей данной технологии является обращение к личному опыту участников, поддержка коллективной и личной активности, демонстрация и выявление многообразий точек зрения на предмет изучения или поставленную задачу, помощь процессу обмена и генерирования информации, сопряжение теории с практикой, взаимное обогащение опыта, поощрение творческих порывов и методик, облегчающих усвоение и восприятие теории, взращивание взаимопонимания участников.

Педагог прививает группе привычку к диалоговому общению, что ведет к свободному взаимодействию, взаимопониманию и совместному решению общих задач, важных в равной степени для каждого участника. При диалоговом обучении учащиеся получают возможность развить критическое мышление, принимать во внимание альтернативные мнения, находить решение поставленной проблемы, опираясь на теоретические данные, анализ ситуации и разные точки зрения.

Портфолио позволяет увидеть совокупность значимых образовательных результатов обучающихся, обеспечить детализацию процесса образовательного участия и обеспечить отслеживание прогресса как одной конкретно взятой личности, так и группы обучающихся в широком образовательном контексте.

Собранное портфолио демонстрирует способности обучающегося к практическому применению ранее приобретенных и освоенных навыков, результаты самообучения и ранее проявленной инициативы. Также, оно помогает объективно оценивать успехи обучающихся, создавать справедливые меры поощрения и тем самым поддерживать на высоком уровне учебную мотивацию, прививать умение структурировать и просчитывать собственную образовательную траекторию развития.

В непрерывно меняющихся условиях современной системы образования деятельность педагога профессионального обучения направлена на реализацию основ проектирования учебного процесса с использование педагогических технологий.

Задачами педагога профессионального обучения является не только формирование знаний обучающихся через реализацию технологии, но и ознакомление студентов с основами научно-исследовательской, проектной, методической и воспитательной деятельностями.

При реализации вышеперечисленных видов педагогических технологий обучающиеся приобретают профессиональные знания и умения необходимые для решения задач, возникающих в их будущей профессиональной деятельности.

Непрерывное развитие производства и социальные изменения, происходящие в современном обществе, определяют характер труда специалистов в той или иной профессиональной деятельности, содержание и профиль которой трансформируются и обогащаются. Все это обуславливает необходимость развития у специалистов таких профессиональных компетенций, которые бы помогли человеку быстро адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому особую значимость приобретает целостность и единство профессионального образования.

Профессиональное образование в силу своей социальной значимости развивается на основе научно-технических, социально-экономических, психолого-педагогических и культурологических закономерностей, а также призвано удовлетворять потребности молодежи в общественных, духовно-нравственных, индивидуальных, коллективных, познавательных и производственных потребностях.

Требования рынка труда к качеству образования обуславливают тенденции развития профессионального образования. Профессионализм работника, его социальный и культурный статус, потребности должны соответствовать потребностям мелких, средних и крупных предприятий.

Выводы. Основой организации компетентно-ориентированного образовательного процесса в вузе является внедрение и разработка вышеописанных технологий. При особом внимании, уделяемым со стороны руководства и педагогов, новые методы и способы развития компетенций станут неотделимы от существующей системы образования, что приведет к качественному скачку профессионализма, выгодному, как для работодателей, так и для будущих работников.

Развитие профессионального образования на современном этапе обуславливается повышением требований к методической деятельности; рассматриваются вопросы принятия решений в различных педагогических и производственных ситуациях.

Профессиональное образование ориентируется на внедрение новых разработок в педагогической практике, направленных на достижение лучших результатов в обучении и воспитании обучающихся при минимальных затратах времени и производственных ресурсов.

Профессиональное образование развивается под воздействием социально-экономических и педагогический условий, к которым можно отнести: разработку и внедрение новых образовательных технологий; развитие культурных и нравственных качеств будущих выпускников; обновление содержания образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; разработку новых направлений подготовки и междисциплинарных курсов.

Литература:

1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

2. Маркова С.М., Петровский А.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 99-102.

3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 23

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7

5. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A., Ulyanova R.A. Modern trends in estimation system of training achievements quality of college undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

Педагогика

УДК: 301

кандидат социологических наук, доцент Вагин Дмитрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат социологических наук, доцент Немова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант 1 курса кафедры общей и социальной педагогики Жаркова Марина Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КРИЗИС ИЛИ

КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В статье представлены проблемы кризиса семьи, как социального института. Выявлен самосохранительный потенциал семьи, который позволит ей сохранить свою цельность в условиях глобализации мирового пространства (технизации, цифровизации, унификации быта и т.д.). Обозначены основные причины, вызывающие трансформационные изменения семьи как социального института и подходы к пониманию современного кризисного состояния семьи. Показан процесс влияния постмодернистской культуры на изменения социокльтурного пространства общества. Внесены предложения, носящие рекомендательный характер относительно выстраивания отношений между семьей и государством в условиях современного общества.

Ключевые слова: семья, подрастающие поколения, воспитательное пространство, кризис семьи. Annotation. The article presents the problems of the crisis of the family as a social institution. The self-preserving potential of the family is revealed, which will allow it to maintain its integrity in the context of globalization of the world space (technicalization, digitalization, unification of everyday life, etc.). The main reasons for the transformational changes of the family as a social institution and approaches to understanding the current crisis state of the family are identified. The process of the influence of postmodern culture on changes in the sociocultural space of society is shown. Suggestions have been made that are advisory in relation to building relations between the family and the state in modern society.

Keywords: family, rising generations, educational space, family crisis.

Введение. Факт кризиса семьи как элемента общего кризиса общества и культуры сейчас считается фактом бесспорным. Под кризисом мы будем иметь в виду обострение социального противоречия до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.