Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕГАПРОЕКТАМИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕГАПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕГАПРОЕКТАМИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ / ФАКТОРЫ / КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добряхина О.П.

В статье представлена общая характеристика инновационных мегапроектов, включая их классификацию. Особое внимание уделяется специфическим чертам мегапроектов как объектов стратегического управления, основным факторам их успешной реализации, решению тех задач, которые обеспечивают их социально-экономическую эффективность, территориальную значимость и инновационное развитие. Рассматривается необходимость формирования координационного центра для подготовки технико-экономического обоснования и последующей реализации инновационного мегапроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Добряхина О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF INNOVATIVE MEGAPROJECT MANAGEMENT

The article presents the general characteristics of innovative megaprojects, including their classification. Special attention is paid to the specific features of megaprojects as objects of strategic management, the main factors of their successful implementation, the solution of those tasks that ensure their socio-economic efficiency, territorial significance and innovative development. The necessity of forming a coordination center for the preparation of a feasibility study and the subsequent implementation of an innovative megaproject is considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕГАПРОЕКТАМИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_4_78 УДК 338

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕГАПРОЕКТАМИ

Добряхина Олеся Павловна,

аспирант, Норильский государственный индустриальный институт, г. Норильск, Россия, e-mail: Dobryakhina@gmail.com

В статье представлена общая характеристика инновационных мегапроектов, включая их классификацию. Особое внимание уделяется специфическим чертам мегапроектов как объектов стратегического управления, основным факторам их успешной реализации, решению тех задач, которые обеспечивают их социально-экономическую эффективность, территориальную значимость и инновационное развитие. Рассматривается необходимость формирования координационного центра для подготовки технико-экономического обоснования и последующей реализации инновационного мегапроекта.

Ключевые слова: управление инновационными мегапроектами; классификация; специфические черты; факторы; координационный центр.

UDC 338

MODERN FEATURES OF INNOVATIVE MEGAPROJECT

MANAGEMENT

Dobryakhina Olesya Pavlovna,

postgraduate student, Norilsk State Industrial Institute, Norilsk, Russia, e-mail: Dobryakhina@gmail.com

The article presents the general characteristics of innovative megaprojects, including their classification. Special attention is paid to the specific features of megaprojects as objects of strategic management, the main factors of their successful implementation, the solution of those tasks that ensure their socio-economic efficiency, territorial significance and innovative development. The necessity of forming a coordination center for the preparation of a feasibility study and the subsequent implementation of an innovative megaproject is considered.

Keywords: management of innovative megaprojects; classification; specific features; factors; coordination center.

В современных условиях особое внимание уделяется управлению инновационными мегапроектами с учетом специфических особенностей развития конъюнктурных и иных социально-экономических процессов в мировом и отечественном хозяйстве и целого ряда факторов пертурбационного характера.

Инновационный мегапроект - это совокупность взаимосвязанных между собой инвестиционных многоцелевых проектов и программ комплексного инновационного характера, которые реализуются для достижения общей цели, в условиях централизованного ресурсного обеспечения и согласованных сроков в интересах решения

региональных и федеральных проблем, связанных с повышением уровня и качества жизни населения, решением крупных социально-экономических задач, включая инновационное развитие территории. В качестве наиболее важного результата управленческой деятельности по реализации инновационных мегапроектов как объектов стратегического управления выступает создание какого-либо инфраструктурного объекта (группы объектов) либо разработка прорывных инновационных технологий (научных решений инновационного характера). Осуществление инновационных мегапроектов оказывает кардинальное влияние на соци-

ально-экономическое развитие государства, что обусловливает повышенное общественное внимание к их реализации. Это во многом связано с их высокой трудоемкостью (от 15 млн и более человеко-часов), продолжительностью внедрения (от 5 и более лет), значительным бюджетом (более 50 млрд рублей).

Кроме того, инновационный мегапроект может быть охарактеризован в качестве единой среды больших массивов данных, опосредующей необходимость применения наиболее эффективных механизмов проектного управления.

«Для информационного обеспечения ме-гапроектов создаются специальные программы обмена знаниями, подготовки кадров и повышения квалификации. Их можно рассматривать как специфическую платформу для обмена знаниями, материальными и финансовыми ресурсами» [1].

Таким образом, в качестве ключевых характеристик инновационных мегапроектов следует выделить их высокую значимость для социума, целенаправленное межорганизационное взаимодействие, проявление синергетического эффекта в результате централизованного и системного ресурсного обеспечения, инновационное развитие территории как результат его реализации.

По масштабу мегапроекты могут быть межгосударственными (глобальными), национальными и региональными. С точки зре-

ния отраслевой принадлежности они бывают как отраслевыми, так и межотраслевыми. В любом случае их реализация опосредует необходимость прямого государственного участия, поскольку осуществление мега-проектов обусловливает кардинальное изменение инфраструктуры и качества жизни, общественную значимость и публичность.

Мегапроекты инновационного характера могут реализовываться как в гражданской, так в военной сфере деятельности. Инновационные мегапроекты оборонного характера, как правило, реализуются в обстановке высокой секретности (например, проекты по проектированию, производству и испытаниям ядерного оружия). Однако они могут иметь и публичный характер (например, производство истребителей пятого поколения, разработка и испытания гиперзвукового оружия и т. д.).

Как правило, наиболее важным положительным эффектом от реализации того или иного инновационного мегапроекта выступают именно инфраструктурные изменения, осуществляемые в целях инновационного развития соответствующих агломераций, имеющих либо промышленно-производ-ственную, либо сельскохозяйственную направленность. Реализация таких проектов позволяет обеспечить мультипликативный эффект территориального развития. На рис. 1 отражен укрупненный алгоритм реализации мегапроекта.

Мегапроект

Замысел (проблема, задача) Средства реализации (решения} Цели реализации (результаты решения)

Рисунок 1 - Укрупненный алгоритм реализации мегапроекта [2]

В настоящее время не существует общепринятой классификации мегапроектов с учетом их инновационной специфики. Вероятно, это связано с тем, что еще не до конца сформирована достаточная теоретическая и эмпирическая база для исследования данного явления экономической жизни. Возможные критерии классификации: сроки реализации,

масштабы, объем привлеченных ресурсов, источники финансирования, состав участников и т. д. На рис. 2 приведена классификация мегапроектов.

Следует выделить ряд специфических черт мегапроектов применительно к их рассмотрению в качестве объекта долгосрочного (стратегического) управления, в том числе

Классификация мегапроектов

Рисунок 2 - Классификация мегапроектов [2]

в интересах инновационного развития территорий:

- комплексность, обусловливающая потребность согласования интересов государства и хозяйствующих субъектов на отраслевом и территориальном уровне;

- влияние международной (национальной) политической и эпидемиологической обстановки на осуществление мегапроекта;

- высокое влияние рисков макроокружения, включая нормативно-правовые и экономические риски (инвестиционный климат, инфляция, налогообложение и т. д.);

- высокий уровень влияния специфических макроэкономических рисков (организационные, инновационные, рыночные и т. д.);

- обострение конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами (региональными и отраслевыми) за привлечение государственных финансовых ресурсов.

Основными факторами, обеспечивающими эффективность осуществления инновационного мегапроекта, являются: качество подготовки технико-экономического обоснования, качество долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, успешность согласования интересов различных участников проекта, эффективность схем финансирования [3]. Проблема согласования интересов различных субъектов мегапроек-та в основном сводится к взаимодействию структур государственной власти и частных

инвесторов в целях поиска взаимовыгодного компромисса. Это взаимодействие может осуществляться на межгосударственным, национальном или региональном уровне.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) мегапроекта готовится совместно всеми основными стейкхолдерами. Подготовка ТЭО подразумевает идентификацию и согласование имеющихся противоречий интересов участников, а также разработку механизмов решения организационных, технологических, маркетинговых и прочих проблем с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Эти механизмы детально документируются и визируются участниками проекта. Уже на этапе технико-экономического обоснования формируется централизованная управляющая структура мегапроекта с учетом его инновационной направленности.

В рамках стратегического планирования инновационного мегапроекта реализуется ряд ключевых задач:

- формулирование основополагающих инновационных целей;

- осуществление SWOT и PEST анализа;

- прогноз сценариев реализации мегапроекта, оценка его устойчивости в рамках различных сценариев применительно к инновационному развитию территорий;

- построение ядра инновационного мега-проекта, включающего организаторов и ключевых участников, согласование интересов и зон ответственности;

- формирование стратегии реализации инновационного мегапроекта, включая ТЭО, ресурсное обеспечение, включая государственное и частное инвестирование;

- разработка организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников инновационного мегапроекта.

В любом случае необходимо принять во внимание, что решающее значение при осуществлении перечисленных задач играют государственные управленческие структуры национального (регионального) уровня.

На этапе подготовки технико-экономического обоснования инновационного мегапро-екта формируются централизованная административная структура (координационный центр), который выполняет следующие функции:

- разработка политики реализации инновационного мегапроекта и прогнозирование различных сценариев, определение ключевых показателей социально-экономической эффективности;

- определение состава субъектов проекта, определение их задач, интересов и ожиданий;

- подготовка технико-экономического обоснования, в том числе программ осуществления капиталовложений;

- разработка схем ресурсного обеспечения и порядка взаимодействия инвесторов;

- подготовка соглашений для участников инновационного мегапроекта, определение их прав и обязанностей [4].

На этапе подготовки ТЭО координационный центр должен иметь в своем распоряжении несколько вариантов стратегии инвестирования, включающих прогнозные расчеты экономической и социальной эффективности как всего мегапроекта, так и отдельных его составляющих, обеспечивающих, прежде всего, инновационную составляющую.

При согласовании интересов различных субъектов инновационного мегапроекта следует исходить из того, что частные компании, реализуя собственные интересы в рамках проекта, при определенных условиях могут выйти из него и вывести значительные материальные, финансовые и человеческие ресурсы, ставя под срыв саму возможность его осуществления. Поэтому должны согласовываться такие аспекты, как схемы финансирования различных инвестиционных программ, механизмы государственной поддержки частных инвесторов, вопросы инвестирования средств, параметры ресурсного обеспечения реализации различных программ, пути преодоления административных барьеров.

Ключевую роль в процессе планирования реализации мегапроектов играет разработка механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих объединить государственные и частные ресурсы в целях формирования синергетического эффекта.

На этапе реализации инновационного мегапроекта специалисты и управленцы координационного центра контролируют множество технико-экономических параметров, сравнивают их фактические и плановые значения и при необходимости принимает корректирующие меры. Этот орган проводит

мониторинг выполнения договоров, готовит краткосрочные и среднесрочные прогнозы и проводит работу по согласованию управленческих решений на различных уровнях.

В процессе управления реализацией инновационного мегапроекта осуществляется мониторинг выполнения инвестиционных договоров между частным бизнесом и государством. Кроме того, проводится регулярный анализ внешней среды (конъюнктура рынков, нормативно-правовое регулирование, политическая обстановка, макроэкономические параметры и т. д.). По результатам данного анализа принимаются корректирующие меры.

Координационный центр решает следующие задачи, касающиеся взаимодействия государства и бизнеса:

1) оценка уровня согласованности государ -ственной стратегии реализации инновационного мегапроекта и стратегий корпоративных участников;

2) оценка эффективности государственной поддержки бизнес-структур, участвующих в проекте;

3) разработка механизмов государственно-частного партнерства.

С учетом того что государство, как правило, играет решающую роль в реализации мегапроектов, необходимо, чтобы координационный центр активно взаимодействовал с правительственными структурами, как на стадии предварительного проектного планирования, так и на стадии реализации ме-гапроекта, особенно в плане решения задач инновационного развития.

Координационный центр должен разрабатывать стратегические инициативы для правительственных структур с целью повышения эффективности государственного участия в мегапроекте и снижения административных барьеров для его корпоративных участников. Необходимо совместно с правительством прорабатывать возможные варианты финансовой, технологической, логистической и информационной поддержки компаний. Механизмы поддержки должны быть в полной мере отражены в нормативно-правовой базе.

Можно выделить ряд функций координационного центра, выполняемых им на стадии реализации инновационного мегапроекта:

- установление и контроль соблюдения

сроков реализации инвестиционных программ;

- разработка и корректировка государственных стратегий и тактических (оперативных) программ, оценка их экономической и социальной эффективности;

- организация взаимодействия между государственными и частными структурами, участвующими в проекте;

- разработка и корректировка механизмов государственной поддержки частного бизнеса в рамках проекта;

- контрактное обеспечение проекта, контроль сроков соблюдения договоров;

- разработка ресурсных планов реализации инновационного мегапроекта;

- оценка эффективности реализации стратегических инициатив в органах государственные власти.

Эффективность инвестиционной деятельности частного бизнеса в рамках инновационного мегапроекта оценивается с помощью двух групп показателей: классические показатели инвестиционного анализа и показатели эффективности мер государственной поддержки. В целях оптимального материально-технического и финансового обеспечения проектов применяется система сбалансированных показателей.

Для того чтобы интегрировать ценности и ресурсы мегапроекта в региональные, национальные и глобальные цепочки создания стоимости, необходимо синхронизировать проект с текущими экономическими и технологическими тенденциями. В связи с этим стратегии инновационных мегапроектов целесообразно ориентировать на интеграцию территорий в систему международного разделения труда, на повышение их значимости в этой системе за счет развития инновационной составляющей, наращивания материального, финансового и человеческого капитала.

В последние годы трансформировались стратегии развития российских территорий. Многие инициативы по подготовке и реализации территориальных мегапроектов перешли с федерального на региональный уровень [5].

Именно регионы должны сегодня играть решающую роль в повышении эффективности функционирования хозяйственных комплексов, объединять свои усилия в целях

социально-экономического развития территорий и отдельных отраслей. Одним из инструментов такой интеграции может служить стратегическое мегапроектирование в интересах инновационного развития территорий.

Инновационные мегапроекты должны готовиться и реализовываться с учетом географических, природно-климатических и социально-экономических условий конкретных территорий. Следует опираться на успешный зарубежный опыт комплексного развития крупных территорий с учетом российской специфики и обеспечения эффективности поставленных задач по инновационному развитию. Об эффективности мегапроекта может свидетельствовать трансформация экономического ландшафта тех регионов, в которых он реализуется, и степень интеграции этих регионов в национальные международные механизмы ресурсного обмена.

Таким образом, инновационные мегапро-екты способны приносить значительные результаты материального характера, объединять усилия различных отраслей в освоении их ресурсного потенциала, снижать общие издержки в экономике регионов и обеспечивать их инновационное развитие. Для повышения эффективности мегапроектирования в России необходимо стимулировать инициативу на региональном уровне, развивать административные связи федеральных и региональных органов власти, более активно налаживать взаимодействие государства и частных инвесторов, а также уделять особое внимание подготовке квалифицированных управленческих и технических кадров, что в целом обеспечит эффективность управления инновационными мегапроектами в национальном масштабе.

Список литературы _

1. Мегапроект «Поддержка и развитие чтения на Большом Урале: библиотечный «локомотив». Пояснительная записка. URL: http://www.rusreadorg.ru/association/proj_02.htm (дата обращения: 23.06.2021).

2. Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций. М. : Альпина Паблишер, 2018.

3. Йескомб Э. Принципы проектного финансирования / под ред. Д. А. Рябых. М. : Вершина, 2008.

4. Волошина А. Ю. Реализация мегапроектов как фактор ускорения регионального развития // Вестник ВолГУ. Серия 3 (Экономика. Экология). 2010. № 2. С. 15-20.

5. Иншаков О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России (методологические и методические проблемы формирования): научный доклад. Волгоград : ВолГУ, 2019. 96 с.

References _

1. Megaproject «Support and development of reading in the Greater Urals: library «locomotive». Explanatory note. URL: http://www.rusreadorg.ru/association/proj_02.htm (accessed: 06/23/2021).

2. Flivbjorg B., Bruzelius N., Rotengatter V. Megaprojects and risks. Anatomy of ambitions. Moscow: Alpina Publisher, 2018.

3. Yeskomb E. Principles of project financing / ed. D. A. Ryabykh. Moscow: Vershina, 2008.

4. Voloshina A. Yu. Implementation of megaprojects as a factor of acceleration of regional development. Bulletin of the Volga. Series 3 (Economics. Ecology). 2010. No. 2. Pp. 15-20.

5. Inshakov O. V. On the development strategy of the Southern macroregion of Russia (methodological and methodological problems of formation): scientific report. Volgograd, 2019. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.