Научная статья на тему 'Современные особенности участия субъекта Федерации в управлении территорией муниципального образования'

Современные особенности участия субъекта Федерации в управлении территорией муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РОСТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TERRITORIAL MANAGEMENT / SPATIAL GROWTH / MUNICIPALITIES / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сергеичева Ирина Анатольевна, Тенетко Алексей Алексеевич, Пасешник Наталья Петровна

Авторами рассмотрены особенности участия субъекта федерации в управлении территориями муниципальных образований на примере Челябинской области. Дана общая характеристика развития территорий муниципальных образований, определены сильные и слабые стороны развития муниципалитетов Челябинской области. Авторами представлены различные аспекты развития территории, представляющие собой комплекс законодательных, институциональных, управленческих и других мер. Выделены характерные признаки, присущие процессам развития территорий муниципальных образований. Ключевым аспектом в данном контексте признается процесс стратегического планирования, включающий в себя разработку законодательной базы по распределению компетенций органов государственной власти и управления, механизмов системы мониторинга и финансового обеспечения развития территории. На примере Челябинской области в статье представлены структуры, занимающиеся процессом регионального развития, а также проанализирована деятельность одного из них за последний календарный год. Авторами выделены проблемы в сфере управления развитием территорий муниципальных образований. В статье авторами рассмотрен ход реализации проекта «территорий опережающего социально-экономического развития» на материалах города Челябинска и Челябинской области. Обозначены проблемы в развитии территорий области и представлены рекомендации по их решению. В частности, предложены варианты проработки инструментов организационного и финансового сопровождения развития территорий именно на федеральном уровне; меры по обеспечению развития территорий, меры по решению кадрового вопроса, а также обозначена необходимость налогового и бюджетного регулирования, как одного из главных инструментов развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern features of participation of the subject of the federation in the management of the territory of municipal education

The authors examined the features of the participation of the subject of the federation in the management of the territories of municipalities on the example of the Chelyabinsk region. The general characteristic of the development of the territories of municipalities is given, the strengths and weaknesses of the development of the municipalities of the Chelyabinsk region are determined. The authors present various aspects of the development of the territory, which are a complex of legislative, institutional, managerial and other measures. The characteristic features inherent in the processes of development of territories of municipalities are highlighted. A key aspect in this context is the strategic planning process, which includes the development of a legislative framework for the distribution of competencies of state authorities and administration, mechanisms of a monitoring system and financial support for the development of the territory. On the example of the Chelyabinsk region, the article presents the structures involved in the process of regional development, and also analyzes the activities of one of them over the last calendar year. The authors highlighted problems in the sphere of managing the development of territories of municipalities. In the article, the authors reviewed the implementation of the project "territories of advanced social and economic development" based on the materials of the city of Chelyabinsk and the Chelyabinsk region. The problems in the development of the region’s territories are indicated and recommendations for their solution are presented. In particular, options are proposed for developing tools for organizational and financial support for the development of territories precisely at the federal level; measures to ensure the development of territories, measures to resolve the personnel issue, and also the need for tax and budget regulation is indicated as one of the main tools for the development of territories.

Текст научной работы на тему «Современные особенности участия субъекта Федерации в управлении территорией муниципального образования»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №6, Том 11 / 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today/issue-6-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/80ECVN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сергеичева И. А., Тенетко А. А., Пасешник Н.П. Современные особенности участия субъекта федерации в управлении территорией муниципального образования // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/80ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sergeicheva I.A., Tenetko A.A., Paseshnik N.P. (2019). Modern features of participation of the subject of the federation in the management of the territory of municipal education. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(11). Available at: https://esj.today/PDF/80ECVN619.pdf (in Russian)

УДК 332.024 ГРНТИ 06.61.33

Сергеичева Ирина Анатольевна

ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», Челябинск, Россия

Заведующая кафедрой «Экономика и управление» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=545820

Тенетко Алексей Алексеевич

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» Челябинский филиал, Челябинск, Россия Заведующий кафедрой «Гражданско-правовых дисциплин» Кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Пасешник Наталья Петровна

ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», Челябинск, Россия

Доцент кафедры «Экономика и управление» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=676767

Современные особенности участия субъекта федерации в управлении территорией муниципального образования

Аннотация. Авторами рассмотрены особенности участия субъекта федерации в управлении территориями муниципальных образований на примере Челябинской области. Дана общая характеристика развития территорий муниципальных образований, определены сильные и слабые стороны развития муниципалитетов Челябинской области.

Авторами представлены различные аспекты развития территории, представляющие собой комплекс законодательных, институциональных, управленческих и других мер. Выделены характерные признаки, присущие процессам развития территорий муниципальных образований.

Ключевым аспектом в данном контексте признается процесс стратегического планирования, включающий в себя разработку законодательной базы по распределению

компетенций органов государственной власти и управления, механизмов системы мониторинга и финансового обеспечения развития территории.

На примере Челябинской области в статье представлены структуры, занимающиеся процессом регионального развития, а также проанализирована деятельность одного из них за последний календарный год.

Авторами выделены проблемы в сфере управления развитием территорий муниципальных образований.

В статье авторами рассмотрен ход реализации проекта «территорий опережающего социально-экономического развития» на материалах города Челябинска и Челябинской области.

Обозначены проблемы в развитии территорий области и представлены рекомендации по их решению. В частности, предложены варианты проработки инструментов организационного и финансового сопровождения развития территорий именно на федеральном уровне; меры по обеспечению развития территорий, меры по решению кадрового вопроса, а также обозначена необходимость налогового и бюджетного регулирования, как одного из главных инструментов развития территорий.

Ключевые слова: управление территориями; пространственный рост; муниципальные образования; стратегическое планирование

Проблему участия субъекта федерации в управлении территориями местного уровня можно рассматривать с различных сторон, в частности в связи с разграничением и исполнением полномочий разного уровня публичной власти; с позиций бюджетной дисциплины и контроля; с позиций исполнения программ федерального и регионального уровней; с позиций развития территорий (данная тема получила особое развитие в связи с актуализацией пространственного развития).

Несмотря на независимость местного самоуправления от иных уровней публичной власти необходимо подчеркнуть тесную связь муниципального уровня с региональной. Так статья 19 ФЗ № 131 «Об общих принципах и организации местного самоуправления» содержит «Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», а статья 20 предлагает собственно осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями приняты в 84 из 85 субъектов Российской Федерации, хотя данные полномочия реализуются только при наличии соответствующего финансировании, они еще требуют контроля и некоторых организационных

действий. Сегодня абсолютно все районы и городские округа в России в той или иной степени выполняют полномочия государства, а также большая часть городских и сельских поселений.

Практикуется перераспределение полномочий органов местного самоуправления на уровень субъектов, путем принятия соответствующих законов.1 Так, в 2019 году такие законы действуют уже в 51 субъекте Российской Федерации и затрагивают 4,5 тыс. муниципальных образований. В частности, речь идет о полномочиях по распоряжению (предоставлению) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и значительно реже полномочия в сферах архитектуры, градостроительства и территориального планирования тепло-, газо- и водоснабжению территорий, природопользования, дорожной деятельности, транспортного обслуживания населения, торговли и рекламы.

Последнее говорит о серьезном проникновении региональных властей в муниципальное хозяйство.

В данном случае можно говорить, в том числе, о «финансовой» власти субъекта над администрацией местного самоуправления, с другой стороны, об инструменте реализации полномочий федерального и регионального уровней государственной власти.

Кроме того, различные программы, которые принимаются муниципальными образованиями по разнообразным направлениям включают в себя, как правило, деньги с других уровней бюджета, регионального и федерального.

Также администрации местного самоуправления отвечают за реализацию в территориях федеральных и региональных программ, в части их организации на местах, исполнения и отчетности. Нужно заметить, что данный механизм предполагает очень высокий уровень финансовой и управленческой грамотности на муниципальном уровне.

Управление развитием территории муниципальных образований в государственной политике Российской Федерации занимает особое место и представляет собой комплекс различных мер для обеспечения национальной безопасности государства. В этом процессе, региональные власти занимают ключевые позиции, являясь инициатором, проводником действий федеральных органов власти, а также ключевым звеном в системе реализации процесса управления территорией на местах.

Основой развития территорий является стратегическое планирование, реализующееся через принцип взаимосвязи и взаимозависимости задач по обеспечению национальной безопасности и социально-экономического развития страны [1].

Актуальность приобретает научное обоснование ряда вопросов, связанных с реализацией процесса стратегического планирования, законодательной базы по распределению компетенций органов государственной власти и управления, механизмов системы мониторинга и финансовым обеспечением развития территории.

Названные проблемы интересуют большое количество специалистов. В частности, со стороны правового регулирования устойчивого развития территорий публично-правовых образований на проблему смотрит Д.В. Кукелко [2]; с позиций стратегического подхода к управлению муниципальными образованиями рассматривает Р.Н. Шевелева [3]; Р.М. Усманова [4] обращает внимание на территории, опережающие социально-экономическое развитие на муниципальном уровне.

1 Информационно-аналитические материалы о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.) - Режим доступа: https://minjust.ru/razvitie-federativnyh-otnosheniy-i-mestnogo-samoupravleniya/doklad-o-sostoyanii-i-osnovnyh.

В числе характерных признаков, присущих процессам развития территорий муниципальных образований можно назвать:

1) концептуальные основы и стандарты развития муниципальных образований. Исторически основы и стандарты в России закладываются и определяются на федеральном уровне, но субъекты, в свою очередь, отвечают за непосредственную работу и в том числе, за определение особенностей муниципальной политики в регионе. Кроме того, согласно статьи 72 Конституции2 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находятся в том числе такие вопросы как владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; общие вопросы воспитания, образования; координация вопросов здравоохранения, защита семьи; социальная защита, включая социальное обеспечение; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др. [5].

2) Правовые основы регулирования вопросов развития территорий муниципальных образований и в целом деятельности муниципальных органов власти. На примере Челябинской области, правовые вопросы регулируют разнообразные нормативные акты, а именно:

• Закон Челябинской области .№749-30 от 3 июля 2018 года «О порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории органами исполнительной власти Челябинской области».

• Закон Челябинской области №63-30 27 ноября 2014 года (в ред. от 05.09.2018) «О стратегическом планировании в Челябинской области».

• Постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2008 г. №389-П «О схеме территориального планирования Челябинской области».

• Постановление Правительства Челябинской области от 20 апреля 2016 г. №172-П «О схеме территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)».

• Постановление Губернатора Челябинской области от 13.07.2004 № 340 (ред. от 21.08.2018) «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства экономического развития Челябинской области» и др.

Так, на уровне области в Челябинском городском округе, к непосредственному регулированию процессов развития имеют отношение:

• Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1757-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года».

• Постановление Законодательного Собрания Челябинской области №1748 от 31.01.2019 утверждена «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» [6].

В частности, в последнем документе, региональные органы власти так обозначили цель социально-экономического развития региона: «...рост численности, благосостояния,

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.10.2019 г.).

продолжительности и качества жизни населения Челябинской области». Индикаторами достижения стратегической цели развития региона является вхождение в десятку ведущих российских регионов по индексу человеческого развития, обеспечение среднегодовых темпов роста ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения 5,6 %, увеличение средней продолжительности жизни до 81 года.3

Стратегия содержит большое количество новых или недостаточно популярных подходов и терминов, в основе своей представляющих как действенные инструменты, так необходимые в сфере развития территорий.

В стратегии очень верно обращается внимание на особое развитие городских агломераций, транспортной инфраструктуры и экономических центров.

Заслуживает внимание обращение авторов стратегии к необходимости межмуниципального и межрегионального сотрудничества как способа развития.

Еще один механизм, предлагаемый стратегией - развитие перспективных специализаций городов и сельских территорий.

Нужно указать на слишком высокую степень сложности учета всех факторов при выстраивании и функционировании системы муниципальных образований (с их городами и сельскими территориями) в плоскости их экономически перспективной специализации.

Обеспечение транспортной связности и доступности территорий путем развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе малой авиации, также очень верная задача, но она требует значительно более детальной проработки в документе данного характера.

Еще один необходимый механизм для работы с большими территориями - это формирование устойчивого пространственного каркаса системы расселения. В стратегии предлагается реализация данного замысла путем развития пяти территориальных зон (Челябинская, Магнитогорская, «Горный Урал», Северная, Транспортно-логистическая). Похожие территориальные зоны и ранее выделялись и в советский и постсоветский период в системе регионального планирования [7].

Своевременно и очевидно важно выделение таких приоритетов как «Кластерное развитие и цепочки поставок», а также «Челябинская область - центр привлечения инвестиций».

Необходимо отметить, что в отличие от предыдущего документа, «Стратегия-2019» года пытается во многом обозначить вопросы экономики, хотя и социальные вопросы представлены в достаточной мере.

3) Разработка механизмов для очередной реформы в виде так называемого концепта «пространственного развития». В субъектах Российской Федерации и в Челябинской области, в частности, уже существует достаточное количество структур, которые отвечают и координируют вопросы развития территорий в различных секторах, в том числе по функциям.

В Челябинской области развитием территории занимаются следующие структуры:

• Министерство экономического развития Челябинской области.

3 Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 №1748 // Главное контрольное управление Челябинской области. [Электронный ресурс] Режим доступа -http://www.gku74.ru/Upload/files/strategiya_socialno-

ekonomicheskogo_razvitiya_chelyabinskoy_oblasti_na_period_do_2035_goda.pdf (дата обращения 01.10.2019 г.).

• Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области.

• Общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

• Совет при Губернаторе Челябинской области по улучшению инвестиционного климата.

• АНО «Агентство инвестиционного развития Челябинской области».

• АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области».

• ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор».

• Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области.

• ОГАУ «Государственный фонд развития промышленности Челябинской области».

• АНО «Центр кластерного развития Челябинской области» и др.

Обозначенные органы власти и некоммерческие структуры в полной мере занимаются развитием инновационной привлекательности региона.

Так, АНО «Агентство инвестиционного развития города Челябинска» в своем анализе деятельности за 2018 год констатирует следующие факты: количество сопровождаемых Агентством инвестиционных проектов в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось на 3 единицы или на 33 %; количество созданных рабочих мест по сопровождаемым проектам было запланировано на уровне 250, фактически создано 983 места, что больше заявленного уровня почти в 4 раза.

Что касается финансирования инвестиционных проектов, то здесь наблюдается похожая ситуация: сумма заявленных инвестиций в 1,6 раза выше в 2018 году по сравнению с 2017 годом; фактически объем инвестиций в 2018 году в 9,6 раз превысил плановый показатель (рис. 1).

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

7763

7712,6

2017

2018

I Плановый показатель

I Фактический показатель

Рисунок 1. Объем инвестиций в сопровождаемые инвестиционные проекты на территории г.Челябинска, млн руб.1

К числе значимых сопровождаемых проектов, в частности относятся, индустриальный парк «КРР» (инициатор проекта ООО «Промышленная компания НПП») с инвестициями в сумме 600 млн руб.; модернизация производственной площадки ОА «НИИИТ-РК» с инвестициями в сумме 145 млн руб.; строительство конгресс-холла в Челябинске с инвестициями в сумме 6000 млн руб. Необходимо отметить, что данные проекты предполагают создание рабочих мест от 5 до 400 единиц на один объект, что безусловно является важнейшей составляющей социальной сферы города Челябинска.

4) Дифференциация муниципальных образований в Российской Федерации по различным признакам.

Так, среди городских округов есть города-миллионники и другие города с богатой и сложной экономической инфраструктурой, а есть образования с моногородской средой и т. д.

В целом, в сфере управления развитием территорий муниципальных образований можно выделить проблемы:

1. Низкая привлекательность жизни в малых населенных пунктах (городах, селах и поселках).

Здесь, конечно, необходимо планировать миграционные процессы на федеральном и региональном уровнях. При этом, нужно рассчитывать на внешнюю миграцию, возможно в большей степени.

2. Практически никак не решаемая проблема большой удаленности муниципальных образований друг от друга (если иметь ввиду городские округа и поселения); низкая плотность таких территорий как муниципальный район; большие расстояния по их удаленности от крупных мегаполисов [8].

Кроме того, активно реализуется проект «территорий опережающего социально-экономического развития», который получил начало с принятием закона о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. 4

Нужно заметить, что Челябинская область оказалась в числе передовых по количеству обозначенных территорий, что говорит о том, что область имеет высокую значимость в экономике Российской Федерации. Такими территориями стали:

• г. Бакал (Постановление Правительства РФ от 06.03.2017 №265 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Бакал»).

• Верхнеуфалейский городской округ (Постановление Правительства РФ от 13.11.2017 № 1369 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Верхний Уфалей»).

• Снежинский городской округ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 №115 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Снежинск»).

• Озерский городской округ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 №113 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Озерск»).

4 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Консультант плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения 01.10.2019 г.).

Выбранные территории Челябинской области экономически разнообразны. Однако, необходимо отметить, что приход дополнительных инвестиций и внимание федерального центра к инфраструктурным проблемам неизбежно скажется на экономике муниципального образования только положительно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важно, что органом, курирующим деятельность данных территорий назначено Министерство экономического развития Российской Федерации. Согласно закону, он называется «уполномоченный федеральный орган».

Именно Министерство экономического развития, согласно ст. 7 Закона, выдает разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в вопросах строительства и реконструкции объектов инфраструктуры на территории. Также согласовывает схемы территориального планирования того субъекта, на территории которого создана данная территория опережающего социально-экономического развития [9]. Кроме того, министерство утверждает и проект планировки самой территории опережающего развития, а также осуществляет контроль за всеми участниками, в том числе за деятельностью управляющей компании и за деятельностью резидентов рамках выполнения им соглашения, также согласовывает территориальное планирование муниципального образования и при необходимости, предоставляет земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.

3. Проблема низкого экономического потенциала большинства муниципальных образований Российской Федерации.

В России исторически сложилось так, что территории муниципальных образований в основном находятся на дотации и лишь 10-20 % являются донорами.

Тем не менее, данная проблема ищет своего решения. В частности, сейчас активно прорабатывается так называемое «пространственное развитие». И если обратиться к проекту5, то можно заметить, что он предусмотрел достаточно продуманный и результативный подход.

В частности, проект отмечает следующие тенденции пространственного развития:

• Концентрация экономического роста в ограниченном числе центров.

Проект5 обращает внимание на 14 крупнейших и 6 крупных городских агломераций, а также 4 минерально-сырьевых центра. Нужно заметить, что это всего 24 территории. В зависимости от метода подсчета, может быть охвачено до 300 муниципальных образований. Безусловно, это оптимистический вариант. При реалистичном варианте можно охватить до 100 территорий, учитывая прилегающие территории.

Отмечается, что в субъектах Российской Федерации сформировалось ограниченное число центров экономического роста. Это число укладывается в 10 % муниципальных образований.

• Ограничение социально-экономического развития малых и средних городов, сельских территорий за пределами крупнейших и крупных городских агломераций. Из этого пункта и последующих рассуждений можно сделать вывод о том, что малые и средние населенные пункты не имеют перспектив развития вне крупных агломераций или международных транспортных коридоров.

• Повышение роли крупнейших и крупных городских агломераций в социально-экономическом развитии. Авторы проекта обращают внимание на плюсы экономики, которые

5 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // Правительство России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения 01.10.2019 г.).

возможны от потенциальной емкости рынка. Скорее, речь идет о количестве и плотности проживания населения на конкретной территории.

Конечно, при таких характеристиках территорий Российской Федерации, с очень малым количеством густонаселенных агломераций, необходимо искать нестандартные решения в вопросах развития территорий.

• Трансформация пространственной организации производственных секторов экономики при сохранении территорий без выраженной экономической специализации.

Развивая данный пункт, авторы проекта говорят о том, что более активно развиваются территории с благоприятным географическим положением, климатом и близостью морских перевозок.

• Возможное сокращение численности населения Российской Федерации.

• Сохранение низкой транспортной связанности и доступности территорий Российской Федерации.

• Сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций.

Авторы проекта5 обращают внимание на цифры, которые не существенно двигаются в позитивном русле. Так, разрыв в среднедушевом доходе снизился с 0,70 до 0,66. Конечно, это мало похоже на снижение. А различия в смертности в трудоспособном возрасте - с 2,7 до 2,4 раза [10]. Это тоже малозаметное сокращение.

Еще документ достаточно примечателен тем, что он обозначил проблемы и вызовы пространственного развития; его цели и задачи; принципы и приоритеты; основные направления по реализации приоритетов; сценарии пространственного развития (инерционный и приоритетный); механизм реализации стратегии.

4. Малое количество центров экономического роста и крайне неравномерное их распределение на карте России.

Таким образом, для обеспечения устойчивого развития региона и муниципальных образований требуется активная, целенаправленная политика органов местного самоуправления. Поэтому вопрос стратегического планирования в муниципальных образованиях требует дальнейшей проработки.

Проведенный анализ проблем в сфере управления развитием территорий муниципального образования позволяет сделать следующие выводы:

1) Необходима детальная проработка инструментов организационного и финансового сопровождения развития территорий именно на федеральном уровне, при этом к проблеме имеет отношение большое количество документов, как по развитию социально-экономической сферы, но также и транспорта, и промышленности.

2) Обеспечение и гарантия развития территорий - это сложный механизм большого количества взаимоувязанных элементов организационного, финансового и политического характера. И особая роль в данной взаимоувязке принадлежит большому количеству документов, таких как Законы Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, Концепции, Стратегии, Планы, Бюджеты и т. д., из чего следует, что все участники процесса должны глубоко понимать идеологию развития.

3) Для результативного действия разработанных программ необходимы структуры, ответственные за реализацию намеченных планов, которые в свою очередь, должны быть запрограммированы в бюджетах соответствующих уровней. Уже есть ясность, что за

территории опережающего развития отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации, за транспортную стратегию отвечает Министерство транспорта и т. д., но без активной позиции региональных профильных ведомств и региональных правительств решение даже грандиозных планов становится затруднительным.

4) Необходимо решение кадрового вопроса. Для того, чтобы заработали такого рода сложные реформы по развитию территорий, требуется большое количество кадров на местах, которые бы понимали процессы взаимодействия всех уровней власти в организационном и финансово-экономическом смысле. Поэтому будут востребованы особые формы подбора, подготовки и привлечения кадров.

5) Кроме этого, налоговое и бюджетное регулирование должно стать одним из главных инструментов развития территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Региональные власти и управление развитием территории муниципальных образований (на примере Челябинской области) / И.А. Сергеичева, Н.П. Пасешник, А.А. Тенетко // Самоуправление. 2019. - №3 (116). - Т. 1. - С. 40-45.

2. Кукелко, Д.В. Правовое регулирование устойчивого развития территорий публично-правовых образований в Российской Федерации // Финансовое право.

- 2017. - № 10. - С. 37-42.

3. Шевелева, Р.Н. Стратегический подход к управлению муниципальными образованиями неурбанизированных территорий // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 10. - С. 37-40.

4. Усманова, Р.М. Создание территорий опережающего социально-экономического развития как мера государственной поддержки муниципальных образований // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 6. - С. 54-57.

5. Региональные власти и управление развитием территории муниципальных образований (на примере Челябинской области) / И.А. Сергеичева, Н.П. Пасешник, А.А. Тенетко // Самоуправление. 2019. - №3 (116). - Т. 1. - С. 40-45.

6. Региональные власти и управление развитием территории муниципальных образований (на примере Челябинской области) / И.А. Сергеичева, Н.П. Пасешник, А.А. Тенетко // Самоуправление. 2019. - №3 (116). - Т. 1. - С. 43.

7. Котляров, М. А. Развитие территорий и пространства. Приоритеты и организация работы в субъектах Российской Федерации [Текст]: [науч. изд.] / М.А. Котляров.

- Екатеринбург, 2017. - С. 89.

8. Управление развитием территории муниципального образования / Н.П. Пасешник, А.А. Тенетко // Управление в современных системах: сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов / [науч. ред. Д.В. Валько, А.В. Молодчик]. - Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2018. - 2018. - С. 251.

9. Котляров, М.А. Развитие территорий и пространства. Приоритеты и организация работы в субъектах Российской Федерации [Текст]: [науч. изд.] / М.А. Котляров.

- Екатеринбург, 2017. - С. 12.

10. Особенности социально-экономического развития и модернизации приграничного региона / Под общей ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. - С. 139.

Sergeicheva Irina Anatolyevna

South Ural technological university, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

Tenetko Alexei Alexeevish

Russian Presidential academy of national economy and public administration

Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

Paseshnik Natalia Petrovna

South Ural technological university, Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Modern features of participation of the subject of the federation in the management of the territory of municipal education

Abstract. The authors examined the features of the participation of the subject of the federation in the management of the territories of municipalities on the example of the Chelyabinsk region. The general characteristic of the development of the territories of municipalities is given, the strengths and weaknesses of the development of the municipalities of the Chelyabinsk region are determined.

The authors present various aspects of the development of the territory, which are a complex of legislative, institutional, managerial and other measures. The characteristic features inherent in the processes of development of territories of municipalities are highlighted.

A key aspect in this context is the strategic planning process, which includes the development of a legislative framework for the distribution of competencies of state authorities and administration, mechanisms of a monitoring system and financial support for the development of the territory.

On the example of the Chelyabinsk region, the article presents the structures involved in the process of regional development, and also analyzes the activities of one of them over the last calendar year.

The authors highlighted problems in the sphere of managing the development of territories of municipalities.

In the article, the authors reviewed the implementation of the project "territories of advanced social and economic development" based on the materials of the city of Chelyabinsk and the Chelyabinsk region.

The problems in the development of the region's territories are indicated and recommendations for their solution are presented. In particular, options are proposed for developing tools for organizational and financial support for the development of territories precisely at the federal level; measures to ensure the development of territories, measures to resolve the personnel issue, and also the need for tax and budget regulation is indicated as one of the main tools for the development of territories.

Keywords: territorial management; spatial growth; municipalities; strategic planning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.