Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА (ЦВЕ) / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБМЕН МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голубкин А. В., Малютина О. М., Чернецкий Ф. М.

Цель. Выявление ключевых особенностей и тенденций в процессе торговли машиностроительной продукцией между Россией и государствами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 2020-2022 гг.Задачи. Проанализировать динамику торговых связей России со странами ЦВЕ в области машиностроения (в том числе электроники и электротехники) в условиях санкций; определить основные товарные группы в структуре машиностроительного сектора в торговле между Россией и странами ЦВЕ; выявить воздействие западных санкций на торговлю машиностроительной продукцией между Россией и государствами ЦВЕ.Методология. Авторами использованы такие методы исследования, как статистический анализ, наблюдение, обобщение, описание и графическое моделирование.Результаты. Полученные в процессе анализа результаты свидетельствуют о том, что экспорт машиностроительной продукции государств ЦВЕ преобладает над соответствующим российским экспортом в данный регион. Санкционные условия определили неблагоприятную долгосрочную тенденцию в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ.Выводы. Анализируемые в настоящей статье торгово-экономические показатели продемонстрировали снижение объемов торгового взаимодействия между РФ и странами ЦВЕ в машиностроительной сфере, в особенности резкое снижение экспорта государств региона в Россию. В условиях санкций обе стороны несут экономические убытки, которые более высоки у государств ЦВЕ. Замораживая торговые отношения с Россией, страны ЦВЕ оказываются лишенными существующих выгод и занятой ниши на российском рынке. Более того, государствам данного региона сложно будет найти новые рынки сбыта машиностроительной продукции и возместить убытки вследствие отказа от экспорта в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Голубкин А. В., Малютина О. М., Чернецкий Ф. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL FEATURES OF TRADE IN MECHANICAL ENGINEERING PRODUCTS BETWEEN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF THE CENTRAL-EASTERN EUROPE

Aim. To identify key features and trends in the process of trade in engineering products between Russia and Central and Eastern European (CEE) countries in 2020-2022.Tasks. To analyze the dynamics of Russia’s trade relations with CEE countries in the field of mechanical engineering (including electronics and electrical engineering) under sanctions; identify the main commodity groups in the structure of the mechanical engineering sector in trade between Russia and CEE countries; identify the impact of Western sanctions on trade in mechanical engineering products between Russia and CEE countries.Methods. The authors used such research methods as statistical analysis, observation, generalization, description and graphic modeling.Results. The results obtained in the analysis indicate that the export of machine-building products of CEE states prevails over the corresponding Russian exports to this region. The sanctions conditions have determined an unfavorable long-term trend in the trade of engineering products between Russia and CEE countries.Conclusions. The trade and economic indicators analyzed in this article have demonstrated a decline in the volume of trade interaction between Russia and the CEE countries in the machine-building sphere, especially the sharp decline in exports of the states of the region to Russia. Under the conditions of sanctions, both sides incur economic losses, which are higher for the CEE states. By freezing trade relations with Russia, the CEE countries are deprived of existing benefits and an occupied niche in the Russian market. Moreover, it will be difficult for the states of this region to find new markets for engineering products and to compensate for the losses due to the refusal of exports to Russia.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ACTUAL PROBLEMS DEVELOPMENT OF ECONOMICS

Оригинальная статья / Original article

УДК 339.56.055

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-4-372-380

Современные особенности торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами Центрально-Восточной Европы

Александр Викторович Голубкин1^, Ольга Михайловна Малютина2, Федор Михайлович Чернецкий3

1, 2, з Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

1 golubkinalexander@gmail.comM, https://orcid.org/0000-0001-5079-1144

2 malyutinaom@gmail.com, https://orcid.org/0009-0000-7056-0036

3 fedor.chern@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7086-8663

Аннотация

Цель. Выявление ключевых особенностей и тенденций в процессе торговли машиностроительной продукцией между Россией и государствами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 2020-2022 гг.

Задачи. Проанализировать динамику торговых связей России со странами ЦВЕ в области машиностроения (в том числе электроники и электротехники) в условиях санкций; определить основные товарные группы в структуре машиностроительного сектора в торговле между Россией и странами ЦВЕ; выявить воздействие западных санкций на торговлю машиностроительной продукцией между Россией и государствами ЦВЕ.

Методология. Авторами использованы такие методы исследования, как статистический анализ, наблюдение, обобщение, описание и графическое моделирование.

Результаты. Полученные в процессе анализа результаты свидетельствуют о том, что экспорт машиностроительной продукции государств ЦВЕ преобладает над соответствующим российским экспортом в данный регион. Санкционные условия определили неблагоприятную долгосрочную тенденцию в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ.

Выводы. Анализируемые в настоящей статье торгово-экономические показатели продемонстрировали снижение объемов торгового взаимодействия между РФ и странами ЦВЕ в машиностроительной сфере, в особенности резкое снижение экспорта государств региона в Россию. В условиях санкций обе стороны несут экономические убытки, которые более высоки у государств ЦВЕ. Замораживая торговые отношения с Россией, страны ЦВЕ оказываются лишенными существующих выгод и занятой ниши на российском рынке. Более того, государствам данного региона сложно будет найти новые рынки сбыта машиностроительной продукции и возместить убытки вследствие отказа от экспорта в Россию.

Ключевые слова: Россия, Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ), внешнеэкономические связи, международная торговля, обмен машиностроительной продукцией, санкции

Для цитирования: Голубкин А. В., Малютина О. М., Чернецкий Ф. М. Современные особенности торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами Центрально-Восточной Европы // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 4. С. 372-380. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-4-372-380

В исследовании принял участие старший лаборант Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН А. И. Коробко.

© Голубкин А. В., Малютина О. М., Чернецкий Ф. М., 2023

Actual features of trade in mechanical engineering products between Russia and the countries of the Central-Eastern Europe

Alexander V. Golubkin1H, Olga M. Malyutina2, Fedor M. Chernetskii3

1 2 3 Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

1 golubkinalexander@gmail.comM, https://orcid.org/0000-0001-5079-1144

2 malyutinaom@gmail.com, https://orcid.org/0009-0000-7056-0036

3 fedor.chern@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7086-8663

Abstract

Aim. To identify key features and trends in the process of trade in engineering products between Russia and Central and Eastern European (CEE) countries in 2020-2022.

Tasks. To analyze the dynamics of Russia's trade relations with CEE countries in the field of mechanical engineering (including electronics and electrical engineering) under sanctions; identify the main commodity groups in the structure of the mechanical engineering sector in trade between Russia and CEE countries; identify the impact of Western sanctions on trade in mechanical engineering products between Russia and CEE countries.

Methods. The authors used such research methods as statistical analysis, observation, generalization, description and graphic modeling.

Results. The results obtained in the analysis indicate that the export of machine-building products of CEE states prevails over the corresponding Russian exports to this region. The sanctions conditions have determined an unfavorable long-term trend in the trade of engineering products between Russia and CEE countries.

Conclusions. The trade and economic indicators analyzed in this article have demonstrated a decline in the volume of trade interaction between Russia and the CEE countries in the machine-building sphere, especially the sharp decline in exports of the states of the region to Russia. Under the conditions of sanctions, both sides incur economic losses, which are higher for the CEE states. By freezing trade relations with Russia, the CEE countries are deprived of existing benefits and an occupied niche in the Russian market. Moreover, it will be difficult for the states of this region to find new markets for engineering products and to compensate for the losses due to the refusal of exports to Russia.

Keywords: Russia, Central and Eastern Europe (CEE), exchange of engineering products, sanctions

foreign economic relations, international trade,

For citation: Golubkin A.V., Malyutina O.M., Chernetskii F.M. Actual features of trade in mechanical engineering products between Russia and the countries of the Central-Eastern Europe. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(4):372-380. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-4-372-380

о <

Q <

Введение

Настоящее исследование посвящено анализу торгово-экономического взаимодействия России с государствами ЦВЕ в современных геополитических условиях. В начале 1990-х гг. в странах рассматриваемого региона проходил масштабный процесс реформирования национальных промышленных комплексов [1]. В связи с этим продукция машиностроительной отрасли стала играть важную роль во внешней торговле стран ЦВЕ, в которой отведена большая доля машиностроительной продукции.

В статье раскрыт вопрос о влиянии западных санкций на торговлю машиностроитель-

ной продукцией между Российской Федерацией (РФ) и государствами ЦВЕ. Анализ динамики торговых связей России с государствами ЦВЕ в области машиностроения осуществляется на основе статистических данных 2014-2022 гг., представленных в открытом доступе, на интернет-ресурсе Eurostat.

Динамика торговли машиностроительной продукцией между РФ и странами ЦВЕ

Торгово-экономические связи государств ЦВЕ с Россией подвержены влиянию внешних шоков и геополитических факторов, чем обусловлена их волнообразная дина-

> о

0

1

о

V CD о;

Динамика торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ,

2014-2022 гг.

Table 1. Dynamics of Engineering Trade between Russia and CEE countries, 2014-2022

Показатель/год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Стоимостной объем торговли машиностроительной продукцией, млрд евро

Экспорт в РФ 11,8 7,8 7,6 9,0 9,7 10,4 10,0 10,5 4,4

Импорт из РФ 0,8 0,9 1,0 1,1 0,9 1,1 0,8 0,9 0,7

Доля машиностроительной продукции в отраслевой структуре торговли, %

В экспорте РФ 1,7 2,7 3,6 3,2 2,2 2,8 2,9 2,0 1,3

В импорте РФ 44,4 41,9 41,5 40,7 43,5 43,2 44,8 44,4 27,0

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным Eurostat. Все данные // Eurostat. URL: ec.europa. eu/eurostat/databrowser/ (дата обращения: 28.03.2023).

< >

мика развития. В период до конца февраля 2023 г. Европейский союз (ЕС) и входящие в его состав страны ЦВЕ утвердили в целом десять пакетов санкций против России [2]. Некоторые из них накладывают прямой запрет на транспортировку, экспорт и импорт продукции машиностроительной отрасли.

Второй пакет санкций от 25 февраля 2022 г. в отношении транспортного сектора содержит запрет на продажу российским авиакомпаниям всех самолетов, запасных частей и оборудования, в технологическом секторе вводит дополнительные ограничения на экспорт товаров и технологий двойного назначения, а также на продажу некоторых других товаров и технологий [3]. Четвертый пакет экономических санкций, принятый 15 марта 2022 г., устанавливает дополнительный запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения, запрещает европейским странам участвовать в любых сделках с российскими компаниями «Обо-ронпром», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ПАО «НК "Роснефть"», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпромнефть», АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"», ПАО «КамАЗ», ГК «Рос-тех», ОАО ПО «Севмаш», ПАО «Совком-флот» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» [4].

Пятый пакет, согласованный 8 апреля 2022 г., состоит из дополнительных целевых запретов на экспорт, которые включают в себя, в частности, квантовые вычисления, передовые полупроводники, чувствительное оборудование, транспорт и химикаты. Шестой пакет санкций от 3 июня 2022 г. еще больше расширяет список отечественных организаций, задействованных в секторах электроники, связи, вооружения, работы

верфей и инженерного дела. Восьмой пакет, принятый 5 октября 2022 г., запрещает экспорт в Россию определенных электронных компонентов, используемых в производстве оружия, технических изделий в авиационном секторе, а также импорт из России машин, приборов, транспортных средств и сопутствующего оборудования [2].

Согласно данным Евростата, в 2022 г. произошло снижение основных показателей торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ. Статистические данные, показывающие динамику основных показателей торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ в 2014-2022 гг. в стоимостном измерении, сведены в таблицу 1.

Одной из отличительных особенностей торгово-экономического взаимодействия РФ с государствами ЦВЕ в области машиностроения является преобладание над экспортом российского импорта. Стоимостной объем экспорта стран региона в РФ превысил в 2022 г. 86 % совокупного взаимного товарооборота и составил 4,4 млрд евро, сократившись на 55 % относительно уровня 2021 г.

Доля машиностроительной продукции в российском импорте из стран рассматриваемого региона в исследуемый период превышала 40 %. Однако в 2022 г. она резко сократилась до 27 %. Аналогичный тренд продемонстрировал стоимостной объем импорта РФ, который в 2022 г. достиг уровня 4,4 млрд евро, сократившись под давлением западных санкций на 58 % относительно объема в 2021 г. Отечественные поставки машиностроительной продукции в государства региона в 2022 г. также сократились до 0,7 млрд евро, заняв 1,3 % совокупного импорта стран ЦВЕ [5].

w ffl И"

n ©

Он

cd н а о а и И m

2021

2022

Рис. 1. Доля машиностроительной продукции и оборудования в экспорте России в страны ЦВЕ,

2020-2022 гг.

Fig. 1. Share of engineering products and equipment in Russia's exports to CEE countries, 2020-2022

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным Eurostat. Все данные // Eurostat. URL: ec.europa. eu/eurostat/databrowser/ (дата обращения: 28.03.2023).

Анализируя страновую структуру распределения экспортных потоков машиностроительной продукции РФ в данный регион в 2020-2022 гг., как видно на рисунке 1, можно выделить пять государств, объем российского экспорта в которые превосходил среднее значение по региону. В их числе — Чехия, Румыния, Эстония, Латвия и Венгрия. Доля российских поставок машиностроительной продукции в импорте региона ЦВЕ в целом в 2020-2022 гг. постепенно сокращается. Так, в 2022 г. экспорт РФ в Чехию составлял 148,4 млн евро (или 4,5 % общего импорта Чехии), сократившись с 6,9 % по сравнению с предыдущим годом, в Румынию — 2,7 % (2,6 % в 2021 г.), Эстонию — 1,8 % (2,5 % в 2021 г.), Латвию — 1,3 % (1,7 % в 2021 г.), Венгрию — 1,3 %, резко сократившись с 2,4 % в 2021 г. [5].

Изображенное на рисунке 2 ранжирование государств ЦВЕ по занимаемой ими доле в российском импорте в 2022 г., как правило, соответствует их производственному потенциалу и объемам национальных ВВП. Основными экспортерами в 2022 г. в РФ были Словакия, чья доля машиностроительной продукции в структуре импорта РФ составила 53,3 % российского импорта, Чехия с долей 50,4 %, Румыния — 49,7 %, Эстония — 41,4 % и Польша — 29,1 %, превы-

сив среднюю по исследуемому региону долю 27,1 %. К тому же в санкционных условиях доли стран ЦВЕ в общем импорте России сильно сократились, с 44,3 % в 2021 г. до 27,1 % в 2022 г. в целом по региону.

В 2022 г. отечественный импорт из стран ЦВЕ уменьшился более чем на 58 % по отношению к объему в 2021 г. [5]. Тенденция сокращения объемов импортных закупок России в странах рассматриваемого региона обусловлена приостановкой экономической деятельности и выходом с отечественного рынка большинства восточноевропейских компаний. Так, уходят с российского рынка машиностроительной продукции некоторые чешские предприятия. Среди них — Skoda (производит транспортные средства), производитель тракторов Zetor и производитель горнопроходческих машин, оборудования T Machinery [6]. Такое решение чешских предприятий привело к сокращению импортных поставок машин и оборудования из Чехии в 2022 г. на 68,6 % по сравнению с 2021 г. [5].

Приостановила некоторые экспортные обязательства польская компания Zanam, производящая горнодобывающую технику, а также польский производитель машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и энергетики Famur. Пре-

о <

Q <

> О

CD К

< >

geo

* s s ✓ ^ у j

t / 4

12020

2021

2022

Рис. 2. Доля машиностроительной продукции и оборудования в импорте России из стран ЦВЕ,

2020-2022 гг.

Fig. 2. Share of engineering products and equipment in Russia's imports from CEE countries, 2020-2022

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным Eurostat. Все данные // Eurostat. URL: ec.europa. eu/eurostat/databrowser/ (дата обращения: 28.03.2023).

кратил деятельность российский филиал компании Boryszew, специализирующийся на производстве автозапчастей [1]. В результате в 2022 г. экспортные поставки из Польши в Россию сократились почти на 60 % по сравнению с объемом предыдущего года [5].

Однако обратим внимание на то, что не все предприятия государств ЦВЕ прекратили экономическую деятельность на территории РФ. Среди них — словенское предприятие Gorenje, производящее бытовую технику и электронику [7]. В этой связи российский импорт из Словении в 2022 г. составил 215,8 млн евро, увеличившись на 9,5 % относительно объема в 2021 г. [5].

Структура торговли машиностроительной продукцией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарная структура торговли машиностроительной продукции России с государствами ЦВЕ в анализируемый период 2014-2022 гг. претерпела ряд изменений. По-прежнему сохранялась ориентация каждой из стран региона на преимущественный обмен строго определенными группами машиностроительной продукцией, доля которой превышала 40 % в исследуемый период. Главными статьями экспорта стран ЦВЕ в РФ были изделия машиностроительной

отрасли: общепромышленные машины, специализированное для конкретных отраслей оборудование, электроэнергетическое оборудование и дорожные транспортные средства. Экспорт же России в эти государства сконцентрирован преимущественно на поставках минерального топлива, которые занимали свыше 60 % отечественного экспорта в регион, отводя машиностроительной продукции гораздо меньшую долю (1,3 % в 2022 г.). Основными экспортными статьями РФ стали энергетические и общепромышленные машины, транспортное и электроэнергетическое оборудование.

Детальную структуру импорта государств ЦВЕ из России продукции машиностроительной отрасли по основным товарным группам можно определить из динамики ее экспорта Россией в 2014-2022 гг., отраженной в таблице 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что экспорт машиностроительной продукции РФ в страны рассматриваемого региона состоял из поставок энергетических машин и сопутствующего оборудования, доля которых в 2022 г. равна 41,6 % экспорта РФ в регион. Стоимостной объем энергетических машин и оборудования при этом увеличился по отношению к 2021 г. на 3,8 %. Настолько высокая доля энергетического

Динамика экспорта машиностроительной продукции России в страны ЦВЕ, 2014-2022 гг.,

млн евро

Table 2. Dynamics of Russia's machine-building exports to CEE countries, 2014-2022, million euros

Товарная группа / год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Всего, в том числе 795,5 929,0 979,9 1104,3 943,4 1125,0 759,9 867,3 679,7

Энергетические машины и оборудование 327,6 375,0 359,0 446,2 346,1 300,6 277,5 272,5 282,9

Общепромышленные машины и оборудование 52,9 64,0 54,6 68,8 75,9 92,3 71,1 85,6 109,0

Другое транспортное оборудование 261,4 280,9 316,0 129,8 155,5 186,7 120,6 206,3 93,6

Электроэнергетическое оборудование 70,7 102,3 121,3 145,9 156,3 163,2 148,0 141,1 86,8

Дорожные транспортные средства 20,9 36,1 65,6 258,0 149,9 273,2 42,6 72,7 59,1

Специализированное для конкретных отраслей оборудование 26,9 44,6 33,4 36,2 43,0 83,2 79,2 64,6 35,2

Металлообрабатывающее оборудование 7,1 5,8 5,3 6,1 8,3 10,8 6,3 7,8 5,8

Телекоммуникационное оборудование 11,1 14,4 19,8 9,1 5,8 11,5 8,7 8,8 5,8

Офисные машины и оборудование для обработки данных 16,9 5,9 4,7 4,2 2,5 3,4 5,7 7,8 1,4

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным Eurostat. Все данные // Eurostat. URL: ec.europa. eu/eurostat/databrowser/ (дата обращения: 28.03.2023).

оборудования в импорте государств ЦВЕ обусловлена особенностями их промышленной инфраструктуры, которая в значительной степени зависит от поставок российских паровых турбин, поршневых двигателей внутреннего сгорания, роторных электрических установок, гидравлических турбин и ядерных реакторов [8].

Положительный тренд в 2022 г. также продемонстрировали закупки странами ЦВЕ российских общепромышленных машин и сопутствующего оборудования, занявшие 16,1 % экспорта РФ в данный регион, стоимостной объем которых увеличился на 27,3 % по сравнению с предыдущим годом. Экспортные поставки транспортного и электроэнергетического оборудования, как и остальные товарные позиции, сократились по сравнению с объемом 2021 г., заняв 13,8 % и 12,8 % экспорта РФ соответственно [5].

Если структура экспорта продукции машиностроительной отрасли РФ в значительной мере однородна, то экспорт стран ЦВЕ более диверсифицирован. Детальная структура экспорта машиностроительной продукции государств ЦВЕ в Россию в 2014-2022 гг. приведена в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, экспорт стран региона в РФ преимущественно состоит из поставок общепромышленных машин и дорожных транспортных средств, чьи доли в 2022 г. составили 29,4 % и 14,1 % соответственно. В 2022 г. произошло резкое сокращение объема экспортных поставок государств ЦВЕ в Россию по всем товарным позициям машиностроительной продукции. Так, российский импорт общепромышленных машин и оборудования составил 1,4 млрд евро, сократившись на 41,7 % относительно объема в 2021 г. Экспортные поставки специализированного для конкретных отраслей оборудования уменьшились на 24,3 % по сравнению с 2021 г., электроэнергетического оборудования — на 55,3 %, а дорожных транспортных средств — на 75,4 %.

Перспективы и потенциал развития взаимодействия в машиностроительном секторе

В современных геополитических условиях Россия теряет свои рынки сбыта машиностроительной продукции в ЦВЕ. Несмотря на большой потенциал торгово-экономиче-

о <

Q <

> О

0

1

о

V CD о;

Динамика экспорта машиностроительной продукции и оборудования стран ЦВЕ в Россию,

2014-2022 гг., млрд евро

Table 3. Dynamics of export of machine-building products and equipment of CEE countries to Russia,

2014-2022, billion euros

Товарная группа / год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Всего, в том числе 12,25 8,10 7,86 9,39 10,20 10,83 10,45 10,87 4,67

Общепромышленные машины и оборудование 2,17 1,71 1,72 2,07 2,20 2,31 2,30 2,35 1,37

Специализированное для конкретных отраслей оборудование 1,44 1,05 0,86 1,19 1,28 1,22 1,20 1,22 0,92

Электроэнергетическое оборудование 1,93 1,20 1,27 1,52 1,70 1,85 1,88 1,97 0,88

Дорожные транспортные средства 3,07 1,72 1,77 2,32 2,61 2,81 2,45 2,69 0,66

Энергетические машины и оборудование 0,86 0,55 0,48 0,64 0,72 0,88 0,82 0,84 0,27

Офисные машины и оборудование для обработки данных 0,71 0,51 0,46 0,59 0,69 0,79 0,85 0,84 0,21

Телекоммуникационное оборудование 1,33 0,78 0,60 0,63 0,46 0,43 0,43 0,53 0,18

Металлообрабатывающее оборудование 0,34 0,29 0,22 0,22 0,25 0,22 0,26 0,23 0,11

Другое транспортное оборудование 0,40 0,30 0,49 0,21 0,28 0,33 0,27 0,20 0,06

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным Eurostat. Все данные // Eurostat. URL: ec.europa. eu/eurostat/databrowser/ (дата обращения: 28.03.2023).

ского взаимодействия РФ с государствами ЦВЕ, объемы торговли машиностроительной продукцией под давлением санкций в последние месяцы снижаются [1]. 25 февраля 2023 г. ЕС ввел десятый пакет экономических санкций, который содержит дополнительные запреты на экспорт в РФ транспортных средств, в том числе тяжелых грузовиков (и их запасных частей), полуприцепов и специальных транспортных средств, электрогенераторов, биноклей, радаров, строительных товаров, таких как мосты, конструкции для зданий башенного типа, вилочные погрузчики и краны, а также электроники, деталей машин, насосов и оборудования для обработки металлов [9]. Это еще больше ограничит возможности партнеров из стран ЦВЕ поставлять свою машиностроительную продукцию в Россию и приведет к дальнейшему сокращению отечественного импорта из этого региона.

Торгово-экономическое сотрудничество в области машиностроения между Россией и государствами ЦВЕ в новых условиях значительно осложняется вводимыми со стороны западноевропейских стран санкциями и ограничивает очевидный потенциал взаимных коммерческих и производственных связей.

Заключение

Анализируемые в настоящей статье статистические данные продемонстрировали снижение объемов торгового взаимодействия между РФ и странами ЦВЕ в машиностроительной сфере. Особенно резкий спад прослеживается в экспорте государств региона. Отличительной особенностью торгово-экономических связей РФ с государствами ЦВЕ в области машиностроения является преобладание над экспортом российского импорта. Основными статьями экспорта продукции машиностроительной отрасли стран ЦВЕ в РФ в 2020-2022 гг. были общепромышленные машины, специализированное для конкретных отраслей оборудование, электроэнергетическое оборудование и дорожные транспортные средства. Экспорт же России в эти государства машиностроительной продукции занимал гораздо меньшую долю (1,3 % в 2022 г.), а основными экспортными статьями РФ стали энергетические и общепромышленные машины, транспортное и электроэнергетическое оборудование.

Введенные Евросоюзом санкции приносят убытки обеим сторонам, но в большей степени их влияние в среднесрочной перспективе, по нашему мнению, отразится

на экономиках стран ЦВЕ. Замораживая торговые отношения с Россией, страны ЦВЕ оказываются лишенными выгод от сотрудничества с ней. Более того, государствам

данного региона сложно будет найти замену отечественным покупателям машиностроительной продукции и возместить убытки от ухода с емкого рынка РФ.

Список источников

1. Лобанов М. М. Промышленность стран ЦВЕ и ЮВЕ в 1990-2015 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 2. С. 74-84. DOI: 10.20542/0131-22272017-61-2-74-84

2. Welcome to Eurostat // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/ (дата обращения: 27.03.2023).

3. Council Regulation (EU) 2022/1904 of 6 October 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine // European Union. EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R1904 (дата обращения: 28.03.2023).

4. Caprile A., Delivorias A. EU sanctions on Russia: Overview, impact, challenges // European Parliamentary Research Service. 2023. March. URL: https://www.europarl.europa.eu/ RegData/etudes/BRIE/2023/739366/EPRS_BRI(2023)739366_EN.pdf (дата обращения: 28.03.2023).

5. Economic repercussions of Russia's war on Ukraine - Weekly Digest // Economic Governance Support Unit (EGOV). European Parliament. 2022. 17 May. URL: https://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2022/699522/IPOL_IDA(2022)699522_EN.pdf (дата обращения: 28.03.2023).

6. The impact of the war in Ukraine on global trade and investment. Trade, Investment and Competitiveness / M. Ruta (ed.). Washington, DC: World BankGroup, 2022. 84 p. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/099750104252216595/pdf/IDU0008eed6600 7300452c0beb208e8903183c39.pdf (дата обращения: 28.03.2023).

7. Over 1,000 companies have curtailed operations in Russia - but some remain // Yale School of Management. 2022. 7 November. URL: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-com-panies-have-curtailed-operations-russia-some-remain (дата обращения: 28.03.2023).

8. Российский «пояс соседства» в условиях санкционной войны: научный доклад / отв. ред. Л. Б. Вардомский. М.: Институт экономики РАН, 2022. 118 c.

9. Sanctions adopted following Russia's military aggression against Ukraine // European Commission. URL: https://finance.ec.europa.eu/eu-and-world/sanctions-restrictive-measures/ sanctions-adopted-following-russias-military-aggression-against-ukraine_en (дата обращения: 28.03.2023).

References

1. Lobanov M.M. Industry in the countries of Central and South-Eastern Europe, 1990-2015. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations. 2017;61(2):74-84. (In Russ.). DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-2-74-84

2. Welcome to Eurostat. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/ (accessed on 27.03.2023).

3. Council Regulation (EU) 2022/1904 of 6 October 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. European Union. EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:32022R1904 (accessed on 28.03.2023).

4. Caprile A., Delivorias A. EU sanctions on Russia: Overview, impact, challenges. European Parliamentary Research Service. Mar. 2023. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/BRIE/2023/739366/EPRS_BRI(2023)739366_EN.pdf (accessed on 28.03.2023).

5. Economic repercussions of Russia's war on Ukraine - Weekly Digest // Economic Governance Support Unit (EGOV). European Parliament. 2022. 17 May. URL: https://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2022/699522/IPOL_IDA(2022)699522_EN.pdf (accessed on 28.03.2023).

6. Ruta M., ed. The impact of the war in Ukraine on global trade and investment. Trade, Investment and Competitiveness. Washington, DC: World BankGroup. 2022. 84 p. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/099750104252216595/pdf/IDU0008eed6600 7300452c0beb208e8903183c39.pdf (accessed on 28.03.2023).

7. Over 1,000 companies have curtailed operations in Russia - but some remain. Yale School of Management. Nov. 7, 2022. URL: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain (accessed on 28.03.2023).

o <

Q <

> О

CD о;

8. Vardomskii L.B., ed. Russian "neighborhood belt" in the conditions of the sanctions war: Scientific report. Moscow: Institute of Economics RAS; 2022. 118 p. (In Russ.).

9. Sanctions adopted following Russia's military aggression against Ukraine. European Commission. URL: https://finance.ec.europa.eu/eu-and-world/sanctions-restrictive-measures/ sanctions-adopted-following-russias-military-aggression-against-ukraine_en (accessed on 28.03.2023).

< >

Сведения об авторах

Александр Викторович Голубкин

научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований

Институт экономики Российской академии наук

117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Ольга Михайловна Малютина

младший научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований

Институт экономики Российской академии наук

117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Федор Михайлович Чернецкий

старший лаборант Центра российской стратегии в Азии

Институт экономики Российской академии наук

117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Поступила в редакцию 20.03.2023 Прошла рецензирование 11.04.2023 Подписана в печать 26.04.2023

Information about Authors

Alexander V. Golubkin

researcher at the Center for Eastern European Studies

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

32 Nakhimovskiy Ave., Moscow 117218, Russia Olga M. Malyutina

junior researcher at the Center for Eastern European Studies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

32 Nakhimovskiy Ave., Moscow 117218, Russia

Fedor M. Chernetskii

senior laboratory assistant at the Center for Russian Strategy in Asia

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

32 Nakhimovskiy Ave., Moscow 117218, Russia

Received 20.03.2023 Revised 11.04.2023 Accepted 26.04.2023

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи. Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.