Научная статья на тему 'Современные особенности сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в сфере борьбы с преступностью'

Современные особенности сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в сфере борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
борьба с преступностью / новые вызовы и угрозы / взаимная правовая помощь по уголовным делам / Россия / Афганистан / fighting crime / new challenges and threats / mutual legal assistance in criminal cases / Russia / Afghanistan

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Анатольевич Шестак, Виталий Эдуардович Карпович

Проводится анализ различных аспектов взаимодействия Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в борьбе с преступностью. Раскрываются основные механизмы двустороннего организационно-правового сотрудничества. Обобщается практический опыт компетентных органов рассматриваемых государств по организации сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Затрагиваются ключевые особенности деятельности международных и региональных организаций. Освещается необходимость заключения соответствующих договоров между Россией и Афганистаном о выдаче, а также о правовой помощи по уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern features of cooperation between the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the field of combating crime

The analysis of various aspects of cooperation between the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the fight against crime is carried out. The main mechanisms of bilateral organizational and legal cooperation are revealed. The practical experience of the competent authorities of the States under consideration in organizing cooperation in the field of criminal proceedings is summarized. The key features of the activities of international and regional organizations are touched upon. The article highlights the need to conclude relevant agreements between Russia and Afghanistan on extradition, as well as on legal assistance in criminal cases.

Текст научной работы на тему «Современные особенности сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в сфере борьбы с преступностью»

Научная статья УДК 341.45

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-318-325 NIION: 2003-0059-3/22-330 MOSURED: 77/27-003-2022-03-529

Современные особенности сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в сфере борьбы с преступностью

Виктор Анатольевич Шестак1, Виталий Эдуардович Карпович2

12 Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия

1 shestak.v.a@mgimo.ru

2 karpovich.vitalii@yandex.ru

Аннотация. Проводится анализ различных аспектов взаимодействия Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в борьбе с преступностью. Раскрываются основные механизмы двустороннего организационно-правового сотрудничества. Обобщается практический опыт компетентных органов рассматриваемых государств по организации сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Затрагиваются ключевые особенности деятельности международных и региональных организаций. Освещается необходимость заключения соответствующих договоров между Россией и Афганистаном о выдаче, а также о правовой помощи по уголовным делам.

Ключевые слова: борьба с преступностью, новые вызовы и угрозы, взаимная правовая помощь по уголовным делам, Россия, Афганистан

Для цитирования: Шестак В. А., Карпович В. Э. Современные особенности сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в сфере борьбы с преступностью // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 318-325. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-318-325.

Original article

Modern features of cooperation between the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the field of combating crime

Viktor A. Shestak1, Vitalii E. Karpovich2

1,2 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs

of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 shestak.v.a@mgimo.ru

2 karpovich.vitalii@yandex.ru

Abstract. The analysis of various aspects of cooperation between the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the fight against crime is carried out. The main mechanisms of bilateral organizational and legal cooperation are revealed. The practical experience of the competent authorities of the States under consideration in organizing cooperation in the field of criminal proceedings is summarized. The key features of the activities of international and regional organizations are touched upon. The article highlights the need to conclude relevant agreements between Russia and Afghanistan on extradition, as well as on legal assistance in criminal cases.

Keywords: fighting crime, new challenges and threats, mutual legal assistance in criminal cases, Russia, Afghanistan

For citation: Shestak V. A., Karpovich V. E. Modern features of cooperation between the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the field of combating crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):318-325. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-318-325.

© Шестак В. А., Карпович В. Э., 2022

jjÉiSk.

-^pr-

В настоящее время международное сотрудничество в борьбе с преступностью принято считать одним из ключевых направлений в деятельности государств. Такие представления обусловливаются целым рядом взаимозависимых факторов. В первую очередь, это рост транснациональной организованной преступности, в частности, киберпреступности, незаконного трансграничного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, заказных убийств и торговле людьми. Многие государства, их компетентные органы пытаются снизить уровень преступности и бороться с новыми вызовами и угрозами на качественно новом уровне. Принятие законов и криминализация особо опасных деяний, заключение соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений, объединение государств, спецслужб или ведомств в специальные международные или региональные организации — далеко не весь перечень возможных и принимаемых на сегодняшний день мер.

Одним из примеров сотрудничества в сфере борьбы с преступностью является комплексное взаимодействие Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан. Заключен целый ряд двусторонних договоров, предусматривающих взаимовыгодное сотрудничество по различным аспектам уголовного судопроизводства. В первую очередь следует выделить Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Исламского Эмирата Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [1]. Ключевым аспектом данного договора признается обмен информацией, проведение оперативно-разыскных мероприятий, а также оказание материально-технической помощи (ст. 3 и 4). Особое значение придается различным механизмам направления и рассмотрения «запросов о содействии» (ст. 5). В договоре упоминаются компетентные органы как от России, так и от Афганистана, осуществляющие сотрудничество в сфере противодействия незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров (ст. 1). В частности, от Российской Федерации: Министерство внутренних дел (МВД РФ), Министерство здравоохранения и социального развития (Минздрав РФ), Генеральная прокуратура (ГП РФ), Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ), Служба внешней разведки (СВР РФ), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федераль-

ная таможенная служба (ФТС РФ). От Исламского Эмирата Афганистан задействованы следующие государственные структуры: Министерство по борьбе с наркотиками; Министерство внутренних дел; Министерство юстиции; Министерство здравоохранения; Министерство сельского хозяйства; Главное Управление национальной безопасности; Министерство развития деревень; Генеральная прокуратура; Аппарат советников Совета безопасности; Таможенные службы при Министерстве финансов. При этом координация межгосударственного сотрудничества осуществляется по линии дипломатических ведомств России и Афганистана (ст. 2).

Исходя из достаточно объемного количества государственных структур, принимающих участие в борьбе с преступностью, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков, можно прийти к ряду существенных выводов. Во-первых, следует отметить важность разделения полномочий между компетентными органами Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан. В частности, такой подход позволяет эффективно распределять ответственность. Так, транснациональная организованная преступность, киберпреступность, террористические и экстремистские группировки (в том числе их подвиды кибертерроризм и киберэкстремизм), наркокартели зачастую обладают разветвленной системой управления [2], высокими финансовыми возможностями [3], специальной инфраструктурой [4] для осуществления противоправной деятельности. Именно поэтому налаживание международных каналов сообщения между компетентными органами и службами позволяет отследить преступников и их местонахождение, пресекать планирование и подготовку преступлений, обнаружить признаки участия преступных группировок в какой-либо сфере жизнедеятельности общества, а также прогнозировать потенциальное ухудшение или улучшение криминогенной обстановки. Во-вторых, сами по себе органы обладают своей страновой спецификой. Конечно, они не схожи и выполняют различные функции в зависимости от предполагаемой ситуации.

В свою очередь, границы межведомственного взаимодействия определяет Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Исламской Республики Афганистан от 20 сентября 2018 г. [5]. Он закрепляет формы взаимодействия государств по борьбе с преступностью, а

также порядок сотрудничества по обеспечению в сфере защиты прав и свобод человека [6]. Именно благодаря этому соглашению в 2019 г. на базе Университета Прокуратуры Российской Федерации была организована программа повышения квалификации для сотрудников органов прокуратуры Исламского Эмирата Афганистан. Целью обучения декларировался обмен практическим опытом работы по всевозможным направлениям работы современной прокуратуры, приобретением новых навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности [7].

Другим актом, положившим начало становлению межгосударственного сотрудничества в сфере экстрадиции, является Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы [8]. В нем закреплены процессуальные аспекты по передаче лиц, в отношении которых уже имеется вступившее в силу судебное решение. Компетентными органами признаются министерства юстиции России и Афганистана. В договоре описываются механизмы направления запросов, основания в отказе, порядок передачи и транзитной перевозки осужденных. При этом передача для отбывания лиц, осужденных к лишению свободы и выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора — это не одно и то же. Крайне важно разграничивать эти понятия. До сих пор не был заключен соответствующий договор о выдаче между Афганистаном и Россией. Вместе с тем, полагаем, установление контактов компетентных органов, ответственных за выдачу преступников, могло бы позволить существенно снизить уровень транснациональной преступности в Южно-Азиатском регионе.

Афганистан как государство примечателен для юридического анализа не только нестабильной криминогенной обстановкой, но и крайне специфическим уголовным и уголовно-процессуальным законодательствами. Ведь именно правовые особенности и юридические традиции государства позволяют оценить перспективы сотрудничества по тому или иному вопросу. Так, в Афганистане принят специальный акт в области международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства: Закон от 14 апреля 2013 г. «Об экстрадиции обвиняемого, осужденного лица и правовом сотрудничестве» [9]. Закон содержит ряд положений, которым стоит уделить особое внимание. Например, в соответствии со ст. 8 иностранец может быть выдан только в том случае, если заключен договор об экстра-

диции. При этом женщины или дети, являющиеся гражданами Афганистана, и несовершеннолетние лица без гражданства — не подлежат выдаче в иностранное государство и несут уголовную ответственность по афганскому законодательству (ст. 7). В законе также содержатся и другие особые основания отказа в выдаче лиц, в частности, если обвиняемый или осужденный подвергается пыткам, жестокому или бесчеловечному или унижающему достоинство наказанию в запрашивающей стране или лишен гарантии обеспечения справедливых уголовных процедур, изложенных в Конституции Афганистана, других действующих законодательных документах, Конвенции ООН о гражданских и политических правах и других международных соглашениях, участником которых является Афганистан (ст. 25 «Отказ в запросе об экстрадиции»). Предусматривается и так называемый «опциональный отказ в экстрадиции» (ст. 24). Так, в выдаче может быть отказано, если она противоречит интересам афганского правительства, может подвергнуть опасности состояние здоровья обвиняемого или если выдача запрашивается в отношении лица преклонного возраста. Часто высказывается мнение о том, что толкование этого закона в некоторых своих положениях противоречит ст. 28 Конституции Афганистана [10], которая императивно требует взаимных соглашений между Афганистаном и запрашивающей страной, а также признает допустимым экстрадицию гражданина Афганистана. При этом закон не содержит положений о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора на основе принципа взаимности, хотя это считается обычной практикой. Таким образом, несмотря на свою специфику Закон Исламского Эмирата Афганистан от 14 апреля 2013 г. «Об экстрадиции обвиняемого, осужденного лица и правовом сотрудничестве» в текущих формулировках остается неясным и содержит достаточное количество юридических коллизий, которые по сей день остаются неразрешенными.

Борьба с новыми вызовами и угрозами также стоит на повестке дня во многих международных и региональных организациях. В первую очередь, Афганистан и Россия по-прежнему являются членами Международной организации уголовной полиции (Интерпол). Международное сотрудничество и кооперация усилий, наличие общих каналов связи позволяет на более высоком и качественном уровне бороться с преступностью. Равно как и у каждого государства-члена Интерпола в рассматриваемых стра-

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

нах при министерствах внутренних дел имеются собственные Национальные Центральные Бюро (далее — НЦБ) Интерпола [11; 12].

В современных условиях на уровне субъектов Российской Федерации действует порядка 80 территориальных подразделений НЦБ Интерпола. Осуществляется сотрудничество в борьбе с общеуголовными преступлениями, а также поиск и передача (транзит) преступников как в иностранные государства, так и их возврат на территорию России. Хотя штатная численность сотрудников НЦБ Интерпола в Российской Федерации неизменно растет, все равно существует недостаток квалифицированных кадров, владеющих иностранными языками и специализирующихся на международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью. Поэтому работа ведется, по большому счету, благодаря наращиванию опыта и знаний, т. е. идет упор на практическую работу.

Что же касается Исламского Эмирата Афганистан, то НЦБ Интерпола при МВД имеет штат почти из 100 офицеров. Афганское бюро Интерпола сотрудничает с полицией и предоставляет им оперативный доступ к информации, содержащейся в базе данных Интерпола по уголовным делам. Информация, полученная из глобальных информационных источников, помогает местным службам полиции выявлять и расследовать потоки незаконных товаров по маршрутам незаконного оборота наркотиков в стране и за ее пределами.

Известен и ряд примеров взаимодействия НЦБ Интерпола в России и Афганистане. Так, 20 марта 2018 г. спецслужбы России и Афганистана при поддержке Интерпола задержали в Кабуле вербовщика одной из экстремистских группировок [13]. Фигурант оказывал непосредственное содействие террористической деятельности и финансированию терроризма, а также найме лиц для участия в вооруженных конфликтах. Совсем недавно 23 июня 2021 г. в Москве по запросу УМВД России по Брянской области был задержан за совершение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью Артем Головатен-ко, скрывавшийся от российского правосудия в Афганистане [14]. Задержанию в значительной мере поспособствовали имеющиеся данные Интерпола о прибытии Головатенко из Кабула в Москву.

В рамках Организации Объединенных Наций (ООН), в частности, его подразделения, специализирующемся на борьбе с преступностью — УНП ООН, Афганистан и Российская Федерация принимают ак-

тивное участие в конференциях и семинарах. Так, в 2017 г. Россия при поддержке Японии и УНП ООН предложила проект обучения рабочих собак с целью поиска наркотиков в Афганистане [15]. В марте 2021 г. стало известно, что подготовка кинологов для центра антинаркотической полиции Афганистана будет вестись в Российской Федерации. В связи с этим министр иностранных дел С. В. Лавров подчеркнул особую роль двустороннего сотрудничества России и Афганистана в сфере подготовки кадров для правоохранительных органов и вооруженных сил [16].

Российская Федерация является полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС). В свою очередь, Афганистан на текущий момент имеет лишь статус наблюдателя, хотя еще в июле 2015 г. он подал официальную заявку на полноценное членство в ШОС. В рамках ШОС учреждены структуры, специализирующиеся на борьбе с преступностью. Например, Институт сотрудничества в сфере борьбы с преступностью имеет серьезное влияние, поскольку государства-члены ШОС в 2010 г. подписали соответствующее соглашение в данной области [17]. Сферы взаимодействия в соответствии с этим актом достаточно широкие: преступления коррупционной направленности, торговля людьми, наркотрафик, незаконная миграция, кибер-преступность, террористическая и экстремистская деятельность и тому подобное. Однако, Афганистан не имеет права подписывать данный документ, обладая лишь статусом государства-наблюдателя. Осложняется ситуация и в контексте проблемы признания Россией и миром правительства Афганистана, вследствие чего афганский вопрос стоит на повестке ШОС на особом контроле [18]. Не является исключением и ослабленные позиции Афганистана как государства-наблюдателя в ОДКБ.

Таким образом, высокий уровень преступности в Южно-Азиатском регионе выступает одним из ключевых факторов, влияющих на необходимость укрепления межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия новым вызовам и угрозам. В свою очередь, законодательство Исламского Эмирата Афганистан предусматривает ряд положений, которые императивно требуют наличия двусторонних соглашений в области борьбы с преступностью. В связи с этим для реализации сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан по противодействию новым вызовам и угрозам необходимо заключение договора о выдаче,

а также о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Помимо этого, принятие Афганистана в качестве полноправного члена в региональные организации (прежде всего ШОС и ОДКБ), вероятно, помогло бы существенно улучшить работу афганских компетентных органов в борьбе с современными криминальными угрозами как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества. Безусловно, переход на новый уровень отношений возможен лишь с учетом стабилизации текущей политический ситуации в Афганистане. Вместе с тем, полагаем, что международное сотрудничество в борьбе с преступностью должно реализовываться в деятельности компетентных органов государств вне зависимости от политических процессов и состояния международных отношений, поскольку высокий уровень преступности даже в одном регионе может потенциально влиять на безопасность и стабильность всего мира.

Список источников

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // URL://https://base.garant.ш/2568062/

2. Сокол В. Ю. Особенности структуры террористических формирований / В. Ю. Сокол, В. В. Останин // Общество и право. 2008. № 2(20). С. 178-182.

3. Ильин А. Е. Противодействие финансированию организованной преступности // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2 (42). С. 142-147.

4. Кондрат Е. Н. Инструменты и инфраструктура ки-берпреступности // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 3. С. 154-166.

5. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Исламской Республики Афганистан от 20 сентября 2018 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL://-https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/international-co-орегаПопМоситеПзЛП:еМерагГтеП;а1^геетеПз-аМ-оШег-агга^етеПз/ЫЫега1-агга^етеПз.

6. Официальный портал координационного совета генеральных прокуроров государств-участников содружества независимых государств // URL://http://www.ksgp-cis.ru/news/news-item/4615.

7. Открытие потока слушателей — работников органов прокуратуры Исламской Республики Афганистан // Официальный сайт Университета прокуратуры РФ //

URL://https://agprf.org/fakultety/fakultet-professionalnoy-pe-repodgotovki-i-povyshen/novosti/2018/otkrytie-potoka-slus-hateley-rabotnikov-organov-p.

8. Договор между Российской Федерации и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы // URL://-https://base.garant.ru/2563332/

9. Закон Исламского Эмирата Афганистан от 14 апреля 2013 г. «Об экстрадиции обвиняемого или осужденного лица и правовом сотрудничестве» // UNODC, Sherloc // URL://https://sherloc.unodc.org/cld/uploads/res/document/law-on-extradition-of-the-accused-convicted-individual-and-legal-cooperation_html/Law_on_Extradition_and_Legal_Cooperatio n_uploaded.pdf.

10. Конституция Исламского Эмирата Афганистана // URL://https://ihl-databases.icrc.org/applic/ihl/-ihl-nat.nsf/0/180edfd48a4ccd47c 1257670002c2bd2/%24FlLE/Th e%20Constitution%20of%20Afghanistan.pdf.

11. Национальное центральное бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации // МВД РФ // URL://https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravle-nija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola.

12. How Interpol supports Afghanistan to tackle international crime // The official site of Interpol // URL://https://-www.interpol.int/Who-we-are/Member-countries/Asia-South-Pacific/AFGHANISTAN.

13. Спецслужбы России и Афганистана при участии Интерпола задержали в Кабуле вербовщика одной из экстремистских группировок // URL://https://www.1tv.ru/news/-2018-03-20/342676-spetssluzhby_rossii_i_afganistana_pri_uc-hastii_interpola_zaderzhali_v_kabule_verbovschika_odnoy_iz_e kstremistskih_gruppirovok.

14. В Москве полицейскими задержан обвиняемый, прилетевший из Афганистана // МВД Медиа // URL://-https://mvdmedia.ru/news/ofitsialnyy-predstavitel/v-moskve-po-litseyskimi-zaderzhan-obvinyaemyy-priletevshiy-iz-afganistana/

15. УНП ООН рассказало об идеи создать российско-афганский центр обучения собак // Риа новости // URL://-https://ria.ru/20171115/1508873554.html.

16. Россия будет готовить кинологов для афганского центра антинаркотической полиции // Тасс // URL://https://-tass.ru/politika/11025929.

17. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью // URL://https://-docs.cntd.ru/document/902359644.

18. Генсек ШОС сообщил о повышенном внимании организации к афганскому вопросу // Риа новости // URL://-https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14185223.

JURISPRUDENCE

References

1. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Islamic Republic of Afghanistan on cooperation in combating illicit trafficking of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and their Precursors // URL://https://base.garant.ru/2568062/

2. Sokol V. Yu. Features of the structure of terrorist formations / V. Yu. Sokol, V. V. Ostanin // Society and law. 2008. No. 2(20). P. 178-182.

3. Ilyin A. E. Countering the financing of organized crime // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2(42). P. 142-147.

4. Kondrat E. N. Tools and infrastructure of cybercrime // Legal science: history and modernity. 2016. No. 3. P. 154-166.

5. Memorandum of Understanding and Cooperation between the Prosecutor General's Office of the Russian Federation and the Prosecutor General's Office of the Islamic Republic of Afghanistan dated September 20, 2018 // Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation // URL://https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/acti-vity/international-cooperation/documents/interdepartmental-a greements-and-other-arrangements/bilateral-arrangements.

6. Official portal of the Coordinating Council of Prosecutors General of the Commonwealth of Independent States // URL://http://www.ksgp-cis.ru/news/news-item/4615.

7. Opening of the flow of listeners — employees of the Prosecutor's Office of the Islamic Republic of Afghanistan // Official website of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation // URL://https://agprf.org/fakultety/fa-kultet-professionalnoy-perepodgotovki-i-povyshen/novo-sti/2018/otkrytie-potoka-slushateley-rabotnikov-organov-p.

8. Agreement between the Russian Federation and the Islamic Republic of Afghanistan on the transfer of persons sentenced to imprisonment for serving their sentences // URL://-https://base.garant.ru/2563332/

9. The Law of the Islamic Emirate of Afghanistan of April 14, 2013 «On the extradition of an accused or convicted person and legal cooperation» // UNODC, Sherloc // URL://https://sher-loc.unodc.org/cld/uploads/res/document/law-on-extradition-of-the-accused-convicted-individual-and-legal-cooperation_html/L aw_on_Extradition_and_Legal_Cooperation_uploaded.pdf.

10. The Constitution of the Islamic Emirate of Afghanistan // URL://https://ihl-databases.icrc.org/applic/ihl/ihl-nat.-nsf/0/180edfd48a4ccd47c1257670002c2bd2/%24FlLE/The% 20Constitution%20of%20Afghanistan.pdf.

11. The National Central Bureau of Interpol under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // MIA of the Russian Federation // URL://https://mia.rf/mvd/structure1/Uprav-lenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_lnterpola.

12. How Interpol supports Afghanistan to tackle international crime // The official site of Interpol // URL://https://www.in-terpol.int/Who-we-are/Member-countries/Asia-South-Pacific/A FGHANISTAN.

13. The special services of Russia and Afghanistan, with the participation of Interpol, detained a recruiter of one of the extremist groups in Kabul // URL://https://-www.1tv.ru/news/2018-03-20/342676-spetssluzhby_rossii_i_afganistana_pri_uchastii_in terpola_zaderzhali_v_kabule_verbovschika_odnoy_iz_ekstxe-mistskih_gruppirovok.

14. In Moscow, the police detained the accused, who arrived from Afghanistan // MIA Media // URL://https://mvdme-dia.ru/news/ofitsialnyy-predstavitel/v-moskve-politseyskimi-z aderzhan-obvinyaemyy-priletevshiy-iz-afganistana/

15. UNODC talked about the idea to create a Russian-Afghan dog training center // Ria Novosti // URL://https://-ria.ru/20171115/1508873554.html.

16. Russia will train dog handlers for the Afghan Antidrug police Center // Tass // URL://https://tass.ru/politi-ka/11025929.

17. Agreement on cooperation between the governments of the Shanghai Cooperation Organization member states in the fight against crime // URL://https://docs.cntd.ru/docu-ment/902359644.

18. The SCO Secretary General announced the increased attention of the organization to the Afghan issue // Ria Novosti // URL://https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14185223.

Библиографический список

1. Адина Мохаммад А. Г. Б. Афганистан и политики безопасности ШОС в Центральной Азии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1(239). С. 70-76.

2. Бородкина Т. Н., Павлюк А. В. Киберпреступления: понятие, содержание и меры противодеиствия // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 135-137.

3. Государства-наблюдатели ОДКБ // Официальный сайт организации Договора о коллективной безопасности // URL://https://paodkb.org/participants_and_observers#obser-vers.

4. Интерпол принял решение о членстве России // Pravda.ru // URL://https://military.pravda.ru/news/1687632-interpol_prinjal_reshenie/

5. Криминология цифрового мира: учебник для магистратуры / В. С. Овчинскии. М. : Норма : Инфра-М, 2018.

6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Р. А. Каламкарян. М. : Юраит.

7. Об итогах внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, посвященной ситуации в Афганистане и ее влиянию на безопасность государств-членов ОДКБ // Организация Договора о коллективной безопасности // URL://https://odkb-csto.org/news/news_odkb/ob-ito-gakh-vneocherednoy-sessii-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-posvyashchennoy-situatsii-v-af/?#loaded.

8. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб. пособие /

B. П. Панов; отв. ред. К. А. Бекяшев. М. : Юрист, 1993.

9. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утв. Генпрокуратурой России 6 сентября 2021 г.) // СПС «Консультант-плюс».

10. Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества // URL://http://www.in-foshos.ru/ru/?id=101.

11. Рогожин А. А. Юго-Восточная Азия как очаг кибер-преступности // URL://https://www.imemo.ru/news/events/-text/yugo-vostochnaya-aziya-kak-ochag-kiberprestupnosti.

12. Transnational Organized Crime in Southeast Asia: Evolution, Growth, Impact // UNODC // URL://https://www.-unodc.org/documents/southeastasiaandpacific/Publica-tions/2019/SEA_TOCTA_2019_web.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Transnational Organized Crime in East Asia and the Pacific: A Threat Assessment. UNODC. April 2013.

14. Капитонова Е. А. Особенности кибертерроризма как новой разновидности террористического акта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 2(34). С. 29-41.

15. Борисов С. В. К вопросу о противодействии кибер-терроризму и киберэкстремизму / С. В. Борисов, А. С. Васнецова, А. Г. Жафяров // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. № 1(45).

C. 49-55.

16. Асеев С. Ю., Воронцов В. А. Проблема определения кибертерроризма // Общество и цивилизация. 2016. Т. 2. С. 49-53.

17. Диденко А. И. Понятие и место кибертерроризма в уголовном праве России // Отечественная юриспруденция. 2016. № 9 (11). С. 17-21.

18. Каскарбаева З. А. Правовое обеспечение борьбы с компьютерным терроризмом // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 460.

19. Завьялов С. Зарубежный опыт в области борьбы с пропагандой терроризма в интернете // Зарубежное военное образование. 2014. № 4. С. 34-39.

20. Старкова Н. А., Старков А. Н., Чернова Е. В. Ки-берэкстремизм в молодежной среде как социальная про-

блема // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-7. С.1550-1554.

21. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: мат. внутри-вуз. конф., (Магнитогорск, 9-12 октября 2015 г.) / под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой, О. Л. Колобовой. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2015.

22. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 3 августа 2018 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Bibliographic list

1. Adina Mohammad A. G. B. Afghanistan and the SCO security policy in Central Asia // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences. 2016. No. 1(239). Р. 70-76.

2. Borodkina T. N., Pavlyuk A.V. Cybercrime: concept, content and counteraction measures // Socio-political sciences. 2018. No. 1. Р. 135-137.

3. CSTO observer States // Official website of the Collective Security Treaty Organization // URL://https://paodkb.org/parti-cipants_and_observers#observers.

4. Interpol has decided on Russia's membership // Prav-da.ru // URL://https://military.pravda.ru/news/1687632-inter-pol_prinjal_reshenie/

5. Criminology of the digital world: textbook for magistracy / V. S. Ovchinsky. M. : Norm : Infra-M, 2018.

6. International cooperation in the fight against crime: textbook for academic bachelor's degree / ed. R. A. Kalamkarian. M. : Yurayt.

7. On the results of the extraordinary session of the CSTO Collective Security Council devoted to the situation in Afghanistan and its impact on the security of the CSTO member states // Collective Security Treaty Organization // URL://https://-odkb-csto.org/news/news_odkb/ob-itogakh-vneocherednoy-sessii-soveta-kollektivnoy-bezopasnost-odkb-posvyashchen-noy-situatsii-v-af/?#loaded.

8. Cooperation of States in the fight against international criminal crimes: studies. manual / V. P. Panov; ed. by K. A. Be-kyashev. M. : Lawyer, 1993.

9. Regulations on the Main Directorate of International Legal Cooperation of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation (approved by the Prosecutor General's Office of Russia on September 6, 2021) // SPS «Consultant-plus».

10. Regulations on observer status at the Shanghai Cooperation Organization // URL://http://www.infoshos.ru/ru/-?id=101.

11. Rogozhin A. A. Southeast Asia as a hotbed of cybercrime // URL://https://www.imemo.ru/news/events/text/yugo-vostochnaya-aziya-kak-ochag-kiberprestupnost.

12. Transnational Organized Crime in Southeast Asia: Evolution, Growth, Impact // UNODC // URL://https://www.-unodc.org/documents/southeastasiaandpacific/Publica-tions/2019/SEA_TOCTA_2019_web.pdf.

13. Transnational Organized Crime in East Asia and the Pacific: A Threat Assessment. UNODC. April 2013.

14. Kapitonova E. A. Features of cyberterrorism as a new kind of terrorist act // News of higher educational institutions. Volga region. Social sciences. 2015. No. 2(34). P. 29-41.

15. Borisov S. V. On the issue of countering cyberterrorism and cyberextremism / S. V. Borisov, A. S. Vasnetsova, A. G. Zhafyarov // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2015. No. 1(45). P. 49-55.

16. Aseev S. Yu., Vorontsov V. A. The problem of defining cyberterrorism // Society and civilization. 2016. Vol. 2. P. 49-53.

17. Didenko A. I. The concept and place of cyberterrorism in the criminal law of Russia // Domestic jurisprudence. 2016. No. 9 (11). P. 17-21.

18. Kaskarbayeva Z. A. Legal support of the fight against computer terrorism // New word in science: development prospects. 2015. No. 2 (4). P. 460.

19. Zavyalov S. Foreign experience in the field of combating terrorist propaganda on the lnternet // Foreign military education. 2014. No. 4. P. 34-39.

20. Starkova N. A., Starkov A. N., Chernova E. V. Cyber-extremism in the youth environment as a social problem // Fundamental Research. 2014. No. 12-7. P. 1550-1554.

21. Information security and issues of prevention of cyber extremism among young people: mat. intravenous. conf., (Magnitogorsk, October 9-12, 2015) / edited by G. N. Chusavitina, E. V. Chernova, O. L. Kolobova. Magnitogorsk : Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, 2015.

22. Federal Law No. 2202-1 of January 17, 1992 (ed. of August 3, 2018) «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // SZ RF. 1995. No. 47. St. 4472.

Информация об авторах

В. А. Шестак — профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент;

В. Э. Карпович — соискатель магистерской степени Международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Information about the authors

V. A. Shestak — Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Faculty of International Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor;

V. E. Karpovich — Candidate for a Master's degree from the International Law Faculty of the Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 25.05.2022; принята к публикации 06.06.2022.

The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 25.05.2022; accepted for publication 06.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.