Научная статья на тему 'Современные особенности распространения сектантства на территории России'

Современные особенности распространения сектантства на территории России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1433
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСТВО / СЕКТАНТСТВО / ЭКСПАНСИЯ / ГЕОГРАФИЯ / РЕЛИГИЯ / MISSIONARY WORK / SECTARIANISM / EXPANSION / GEOGRAPHY / RELIGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кононова Елена Юрьевна

На современном этапе развития мира культурно-религиозные факторы играют все более значительную роль в жизни населения. Миссионерство оказывает влияние на духовную сферу в жизнедеятельности людей. Новейшие религиозные движения, чья миссионерская деятельность проявляется наиболее активно, можно рассматривать как деструктивные культы по их влиянию на социально-экономическую жизнь. В России на сегодняшний день представители огромного числа сект из более чем десяти стран мира проводят свою миссионерскую работу, большая часть которых пришли к нам из развитых государств, где на этот вид деятельности выделяется значительное финансирование, а максимальная их численность в расчете на 1 млн человек населения наблюдается в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Сложившаяся в нашей стране ситуация с зарубежными нетрадиционными религиозными организациями требует защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни всех народов России. Библиогр. 12 назв. Табл. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-day features of sectarianism spread on the territory of Russia

The religious culture decreased over the years of Soviet government atheistic propaganda in Russia. Because of that representatives of a large number of sects from more than a dozen countries of the world conduct nowadays missionary work in our country, moreover there is a tendency of permanent increase of the missionaries number and authority. Destructive cults play a special part among these religious organizations as their activity has negative impact on the socio-economic life of the population. The given research is devoted to the study of the spread of destructive sects work on the territory of Russia.

Текст научной работы на тему «Современные особенности распространения сектантства на территории России»

УДК 2-79 (470+571)

Е. Ю. Кононова

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕКТАНТСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

В геополитике, анализируя различные формы контроля над пространством, исследователи пришли к выводу, что на современном этапе развития мира экономическая и «цивилизационная форма контроля, наряду с демографической, информационной и коммуникационной, оттесняют на второй план военную и политическую»[1]. Основу цивилизационной формы контроля составляют культурно-религиозные факторы. Одним из важнейших элементов цивилизационной экспансии является миссионерская деятельность.

По определению «миссионерство — деятельность членов религиозных объединений, направленная на переход географических, политических, религиозных и общественных границ для приобщения людей к вере (т. е. системе религиозных взглядов) и распространения иных для данного пространства религиозно-духовных ценностей или их модернизации»[2]. Цели и мотивы миссионерства носят самый разнообразный характер, но формирующей основой миссионерской деятельности являются, прежде всего, религиозные мотивы.

Наряду с устоявшейся миссионерской деятельностью основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма [3], наиболее активно в настоящее время проводят миссионерскую работу религии и культы, которые появились в недавнем прошлом. Среди них особенно выделяются секты, которые возникли на территории, где уже была распространена одна из традиционных конфессий. Им приходится осуществлять свою экспансию, разрушая на данной территории устоявшийся уклад жизни, и внедряя свой. Таким образом, данные религиозные организации становятся деструктивными для данного социума и для тех территорий, где они распространяют свое влияние. Хотя в современном религиоведении термин «деструктивные» не используется, но большинство новейших религиозных движений можно рассматривать как деструктивные культы по их влиянию на социально-экономическую жизнь.

Культурно-религиозная экспансия оказывает влияние на духовную сферу в жизнедеятельности людей и осуществляет их внутреннюю ассимиляцию. Практическое миссионерство включает в себя формы воздействия, благодаря которым с течением времени распространяется определенная система духовных ценностей, способствуя, таким образом, территориальной и духовной экспансии. Основная ставка таких организаций делается на молодежь. Данную группу населения легче привлечь к своей деятельности, так как их собственная система ценностей еще не сформировалась окончательно. Распространение влияния деструктивных сект отражается также на экономической деятельности в регионах и, прежде всего, на инвестиционном климате.

Миссионерство было и остается в настоящее время инструментом, позволяющим значительно влиять на различные общественные институты, а так же благоприятствующим

© Е. Ю. Кононова, 2009

цивилизационному, информационному, экономическому, политическому и даже военному проникновению на территорию страны.

Представители деструктивных сектантских общин, используя для прикрытия религиозные, образовательные и культурные инициативы, разжигают сепаратистские настроения, стараются внести раскол в традиционные для России православные, мусульманские, буддийские и иудейские общины. «Миссионерские центры ... широко скупают эфирное время, арендуют лекционные залы, организуют постоянно действующие школы, семинары, лектории, издают обширную миссионерскую литературу, в том числе и учебники, некоторые из которых уже попали в систему государственного образования»[4]. «По мнению экспертов, деятельность зарубежных сект в сфере образования ведет к размыву национального сознания, снижению уровня сопротивляемости негативному воздействию со стороны деструктивных религиозных организаций, возможным психическим отклонениям у молодых российских граждан, попавших под их влияние»[5].

В настоящее время в нашей стране «символические формы богопочитания подменили реальное искание Царства Божьего»[6], то есть среди верующих наблюдается увеличение численности приверженцев астрологии, культа НЛО, а также представителей многочисленных деструктивных сект, которые «наносят финансовый, физический и психический вред своим членам, превращают их в недееспособных граждан»[7].

Наибольшего размаха миссионерская активность достигла в развитых государствах. В настоящее время данный факт может подтвердить анализ географии деструктивных религиозных организаций в России приведенных в справочнике Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви [8]. Из 84, представленных в этом списке, сект 42 являются зарубежными.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что деструктивные религиозные организации из США составляют большую долю (30,9 %) от зарубежных сект осуществляющих свою деятельность на территории России. Удельный вес сект из развитых государств в сумме составляет 54,8 %.

Таблица 1

Распределение зарубежных сект, осуществляющих свою деятельность на территории России,

по стране происхождения1

Тип стран Страна Число сект Удельный вес (в %)

Развитые страны США 13 30,9

Страны Западной и Северной Европы 6 14,3

Южная Корея 2 4,8

Япония 1 2,4

Австралия 1 2,4

Всего 23 54,8

Страны с переходной экономикой и развивающиеся страны Индия 12 28,5

Украина 4 9,5

Страны Латинской Америки 2 4,8

Китай 1 2,4

Всего 19 45,2

1 Составлено автором по 8]

По данным справочника Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви численность адептов сект возникших в США и действующих в России значительно превосходит численность адептов сект пришедших из других стран. Так, значительный удельный вес индийских сект можно объяснить высоким уровнем развития религиозной культуры в этой стране, но необходимо пояснить, что численность последователей данных сект в России не велика.

Миссионерская деятельность требует значительного финансирования, отсюда следует, что экономически слабые страны, например, страны Африки, не способны играть какую-либо заметную роль в этом движении.

Падение религиозной культуры вследствие атеистической пропаганды советской власти, низкий уровень жизни населения, а также отсутствие у молодежи доступных общественных организаций занимающихся их досугом, воспитанием и формированием моральных ценностей, стало причиной быстрого распространения религиозных сект в России. За период 90-х гг. в Российской Федерации возросло число религиозных объединений, в том числе и зарубежных. «На 1 января 2002 г. по официальным данным на территории России зарегистрировано 20 441 религиозных организаций. Количество их возросло почти в два раза по сравнению с 1996 г. (10 055 организаций). Спектр религиозных конфессий расширился с 20-ти официально зарегистрированных в 1991 г. до 67-ми»[9]. Деструктивными можно считать около 84 религиозных организаций и групп. В «Информации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений», разосланной Минобразования РФ письмом № 549/28-16 в июле 2000 г. в органы управления образования субъектов РФ содержатся данные о том, что таких группировок в России около 700.

В настоящее время на территории Российской Федерации проводят миссионерскую работу представители зарубежных протестантских и католических церквей. Особую роль среди них играют различные нетрадиционные секты христианского толка «Свидетели Иеговы», мормоны, «Церковь Объединения». На территории нашей страны появились иудохристинские секты, которые сохраняют атрибуты иудаизма, но на самом деле проповедуют протестантизм, тем самым, вызывая обеспокоенность у российских иудеев. Из Северо-Американского континента в Россию пришла знаменитая религиозная организация сатанинской ориентации «Церковь саентологии»[10], из Украины — неоязыческая секта «Белое Братство». Большое распространение получили представители радикальных и политизированных течений ислама, в том числе ваххабизма (особенно на Северном Кавказе), а также сект восточной ориентации, таких как «АУМ Синрике» и «Международное Общество сознания Кришны», которые появились в России соответственно из стран Восточной и Южной Азии. Существует также большое количество сект, которые возникли непосредственно в нашей стране, например, «Богородичный центр».

Анализ географии новых религиозных организаций России деструктивного и оккультного характера, представленных в справочнике Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, позволит выявить особенности и механизм распространения подобных организаций, определить регионы, где требуется активная политика по сокращению числа сект. Из данного списка целесообразно было произвести репрезентативную выборку типичных сект, миссионерская деятельность которых носит похожий характер. Коммерческие культы, не являются объектом данного исследования, так как они не имеют религиозной подоплеки, хоть у них есть все остальные признаки деструктивных культов.

В информации о сектах данного справочника в перечне «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» указано месторасположение основных известных общин вышеперечисленных сект по городам России. Это позволило определить число данных сектантских общин в субъектах федерации (табл. 2).

Таблица 2

Число сектантских общин в расчете на 1 млн чел. населения в федеральных округах России1

Название федерального округа Численность населения федерального округа Количество сектантских общин Число сектантских общин в расчете на 1 000 000 чел. населения

Дальневосточный 6593000 37 5,6

Приволжский 30 710000 38 1,2

Северо-Западный 13 731 000 32 2,3

Сибирский 19 794 000 100 5,1

Уральский 12 279 000 55 4,5

Центральный 37 546 000 84 2,2

Южный 22 821 000 77 3,4

1 Составлено автором по 8] и данным сборника Регионы России. Социально-экономические показатели.

2005. Статистический сборник. М. 2005.

Максимальное число сектантских общин наблюдается в Красноярском крае. Их численность также велика в Краснодарском крае и Московской, Свердловской и Астраханской областях. В среднем в субъектах федерации встречается от 4 до 5 сект.

Наименьшая их численность наблюдается в Ивановской, Кировской, Костромской, Новгородской, Пензенской областях, республиках Адыгея, Алтай, Калмыкия, Тыва, Хакассия, Чувашия, Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском, Чукотском, ЯмалоНенецком и Ненецком автономных округах.

В Санкт-Петербурге и Москве встречаются общины всех наиболее известных сект. В Ленинградской области в настоящее время сформирована только община «Свидетелей Иеговы».

Исследование численности сектантских общин вошедших в репрезентативную выборку в федеральных округах России (табл. 2) показало, что максимальная численность данных организаций наблюдается в Сибирском федеральном округе, и также велика в Центральном и Южном федеральных округах.

Важно также определить численность общин сект в расчете на душу населения. Исследование численности данных сектантских общин в расчете на 1 млн человек населения по федеральным кругам выявило, что максимальное число сектантских общин в расчете на 1 млн человек населения наблюдается в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах.

Сложившаяся в нашей стране ситуация с зарубежными нетрадиционными религиозными организациями требует защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни всех народов России. Следует отметить, что в экономически развитых государствах деятельность зарубежных миссионеров строго регулируется [11], чего нельзя сказать о нашей стране. Государственным органам

управления всех уровней необходимо постоянно быть в курсе существующего конфессионального, социального и экономического положения на данной территории. Возникает острая необходимость в регулировании деятельности миссионеров, разработке методов борьбы с распространением влияния деструктивных религиозных объединений и миссий, оценке долговременных последствий их воздействия на общество, анализ политически, экономически и социально обусловленных особенностей их функционирования, а также и поддержка конфессий, которые исторически распространены на данной территории. Особенно это касается Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов.

В.В. Розанов определил религию как своеобразный нравственный закон, руководящий жизнью населения [12]. Для решения социальных задач необходимо активное взаимодействие государства с традиционными для России религиозными объединениями. Совместно с администрацией могут составляться программы духовно-нравственного и патриотического воспитания. Такое сотрудничество чрезвычайно полезно при проведении мероприятий по перевоспитанию осуждённых, помощи больным социально значимыми болезнями, детям-беспризорникам, а также в сфере борьбы с наркоманией.

В то же время, необходимо устранить причины быстрого распространения сект в нашей стране, то есть разработать нормативно-правовую базу, регулирующую взаимоотношения государства с традиционными и не традиционными религиозными объединениями. Однако анализ деятельности деструктивных религиозных организаций показывает, что, даже с принятием соответствующей законодательной базы по деструктивным религиозным организациям, они будут продолжать свою деятельность. Многие из них регулярно меняют свои названия и проводят структурные реорганизации. Увеличение мобильности данных организаций также снижает контроль над ними со стороны властей. Даже при ликвидации конкретной деструктивной религиозной организации и изоляции ее лидеров остается проблема ее адептов, то есть данные действия не прекращают ее существование.

Очевидно, что лучше и эффективнее предупреждать появление подобных организаций во всех регионах страны, так как бороться с уже существующими общинами намного сложнее и менее эффективно. Целесообразным кажется финансировать мероприятия по недопущению деструктивных культов и сект на территории регионов нашей страны. В то же время, увеличение влияния традиционных религиозных систем, позволит сократить деятельность деструктивных религиозных организаций на территории нашей страны, так как это негативно отражается на социальной жизни населения, изменяет их традиционный уклад жизнедеятельности.

Исходя из интересов национальной безопасности, следует по-новому осмыслить стратегию и методы работы религиозных объединений и миссий. Необходимо разработать методы борьбы с распространением влияния деструктивных религиозных объединений и миссий, оценить долговременные последствия их воздействия на общество, проанализировать политически, экономически и социально обусловленные особенности их функционирования, а также активно поддерживать конфессии, которые исторически распространены на территории нашей страны.

Литература

1. ТрофимчукН., СвищевМ. Экспансия. http://www.patriotica.ru/enemy/trofim_expan_.html.

2. Трофимчук Н., Свищев М. Миссионерская деятельность: сущность, взаимосвязь с политикой. http://www. psyfactor.org/expan4.htm.

3. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М. 1995.

4. Митрохин Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11.

5. Тайные цели новых религий на территории России. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/pismo_ministra.htm.

6. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М. 1999.

7. Пейкова З. И. Об исследовании нетрадиционных конфессий (по поводу одной публикации) // Социологические исследования. Февраль 1998. № 2.

8. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. http://www.geocities.com/ Athens/Cyprus/6460/handbook.

9. Каргина И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования, М., 2004. № 1.

10. Что такое саентология? http://www.scientology.ru.

11. ТрофимчукН. Государство и миссионерская деятельность. http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/gko/questions/ state-missionary-work.

12. Розанов В. В. Религия и культура. М. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.