Научная статья на тему 'Современные особенности организации экспортного контроля в Китае'

Современные особенности организации экспортного контроля в Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспортный контроль / закон / товары двойного назначения / товары военного назначения / контрольные списки / лицензирование / санкции / export controls / law / dual-use goods / military goods / checklists / licensing / sanctions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ю В. Малышенко

Рассматриваются изменения в законодательстве КНР об экспортном контроле. Приведен обзор правовых основ экспортного контроля и Закона КНР об экспортном контроле, принятого в 2020 г. Выделены особенности практической реализации экспортного контроля в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Features of Organizing Export Control in China

The article discusses the changes to Chinese export control legislation. An overview of the legal framework for export control and the PRC Law on Export Control, adopted in 2020, is provided. The features of the practical implementation of export control in China are highlighted.

Текст научной работы на тему «Современные особенности организации экспортного контроля в Китае»

распространению и других международных обязательств. «Контролируемые объекты» включают технические материалы и другие данные, относящиеся к объектам

Предметы двойного назначения Товары, технологии и услуги, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях или для содействия увеличению военного потенциала, особенно для проектирования, разработки, производства или использования оружия массового поражения и средств его доставки

Продукция военного назначения Оборудование, специальное производственное оборудование и другие сопутствующие товары, технологии и услуги, используемые в военных целях

Ядерный Ядерные материалы, ядерное оборудование, неядерные материалы, используемые в реакторах, а также связанные с ними технологии и услуги

Настоящий Закон применяется, когда государство осуществляет контроль над экспортом товаров двойного назначения, продукции военного назначения, ядерных и других товаров, технологий, услуг, связанных с обеспечением национальной безопасности и интересов или их нераспространением и выполнением международных обязательств.

Дополнительно (ст. 45) указано: «Транзит, перевалка, отгрузка или реэкспорт контролируемых предметов или экспорт контролируемых предметов за границу из зон, находящихся под специальным таможенным надзором, таких как бондовые зоны и зоны экспортной обработки,

а также бондовые места под таможенным контролем, такие как склады экспортного надзора и таможенные логистические центры регулируются соответствующими положениями настоящего Закона».

В соответствии с Законом, функции экспортного контроля выполняют департаменты Государственного совета и Центральной военной комиссии, которые совместно с соответствующими ведомствами (государственными органами экспортного контроля) создают консультативный механизм в сфере экспортного контроля.

Государство должно внедрять единые правила экспортного контроля, составлять контрольные списки, графики и каталоги (далее вместе именуемые «контрольный список») и практиковать лицензирование.

Закон фактически предполагает использование принципа всеобъемлющего контроля и возможность создания экспортером системы внутреннего экспортного контроля. Так, в ст. 12 указывается, что экспортер должен подать заявку на получение лицензии в государственные органы экспортного контроля, «если он знает, должен знать или был уведомлен государственными органами экспортного контроля, что соответствующие товары, технологии и услуги могут представлять любой из следующих рисков:

1) угроза национальной безопасности или интересам;

2) использование для конструирования, разработки, производства или применения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

3) использование в террористических целях».

Если экспортер не может определить, подпадают ли экспортируемые товары, технологии или услуги под сферу действия контролируемых товаров, он должен проконсультироваться с органами экспортного контроля. Для экспорта контролируемых товаров экспортер должен подать заявку на получение лицензии в государственные органы экспортного контроля.

Если экспортер разработал эффективную внутреннюю программу соответствия для экспортного контроля, государственные органы экспортного контроля могут предоставить экспортеру облегчение, например, генеральную лицензию на экспорт контролируемых товаров (ст. 14).

Экспортный контроль в Китае предполагает контроль за перемещением контролируемых товаров с использованием сертификатов о конечном пользователе и конечном использовании товара (ст. 15).

Государственные органы экспортного контроля ведут список импортеров и конечных пользователей, которые подпадают под любое из следующих обстоятельств (ст. 18):

1) нарушение требований к конечному пользователю и управлению конечным использованием;

2) может угрожать национальной безопасности или интересам;

3) использование любых контролируемых объектов в террористических целях.

На таможенный орган закон возлагает обязанность проводить проверку законности перемещения контролируемых товаров через таможенную границу. При этом (ст. 19):

- отправитель экспортируемых товаров или агент по таможенной декларации должен представить в таможню для проверки лицензию, выданную государственными органами экспортного контроля, и пройти формальности таможенного декларирования согласно соответствующим положениям;

- если отправитель не представляет таможне лицензию, таможня с доказательствами, свидетельствующими о том, что экспортируемые товары могут подпадать под действие экспортного контроля, должна опросить указанного отправителя и может потребовать от государственных органов экспортного контроля организовать идентификацию и далее рассматривать этот вопрос на основании результатов идентификационного заключения. Вывозимые товары не подлежат выпуску во время идентификации или досмотра.

Закон об экспортном контроле КНР применяется для товаров не только двойного назначения, но и военного назначения. Этому вопросу посвящен раздел 3 в главе II «Политика контроля, контрольный список и меры контроля». В части продукции военного назначения Закон устанавливает монопольную систему экспорта продукции военного назначения. Экспортер сначала должен быть аккредитован на экспорт продукции военного назначения и действовать в рамках аккредитации (ст. 23). Экспорт основной продукции военного назначения, а также конкретные экспортные программы и контракты подлежат рассмотрению органами государственного экспортного контроля совместно с соответствующими ведомствами, а затем представляются на утверждение Государственному совету и Центральной военной комиссии.

Экспортер перед экспортом должен обратиться в соответствующий департамент государственного экспортного контроля за лицензией на экспорт продукции военного назначения. Лицензию необходимо получать и в случае намерения участвовать в международной выставке военной продукции. При экспорте экспортер должен представить таможне для проверки лицензию и пройти формальности таможенного декларирования.

Значительное внимание в Законе уделено соблюдению требований экспортного контроля и ответственности за их выполнение. Фактически этим вопросам посвящены главы III «Надзор и администрация» и IV «Юридическая ответственность». В отношении нарушителей могут применяться разнообразные меры привлечения к ответственности вплоть до уголовной.

В отличие от законов об экспортном контроле в странах ЕАЭС, в Китае довольно подробно прописаны не только виды нарушений, но и конкретизированы наказания, и по некоторым основаниям они довольно суровые. Так, в случае экспорта без разрешения нарушитель может получить штраф в размере около 750 тыс. долл. США или в 20 раз больше, чем коммерческая ценность незаконной торговой операции. Взыскания за нарушения законодательства в сфере экспортного контроля производятся государственными органами экспортного контроля. Однако в нескольких статьях указывается возможность применения ответственности в соответствии с другими законами. Особо отмечается: «Если какой-либо другой закон или административное постановление предусматривает, что нарушение, связанное с экспортным контролем, подлежит наказанию таможенной службой, таможенная служба налагает наказание в соответствии с настоящим Законом» (ст. 40).

К числу нарушений, которые подлежат выявлению при таможенном контроле, можно отнести (ст. 34):

1) экспорт любого контролируемого объекта без лицензии;

2) экспорт контролируемого объекта за пределами объема, установленного в экспортной лицензии;

3) экспорт запрещенного к экспорту предмета.

Две статьи - 44 и 48 - придают Закону об экспортном контроле Китая экстерриториальный характер в части ответственности за его нарушение.

Статья 44. Если какая-либо организация или физическое лицо за пределами территории Китайской Народной Республики нарушает положения настоящего Закона об администрировании экспортного контроля, что ставит под угрозу национальную безопасность и интересы Китайской Народной Республики или препятствует осуществлению нераспространения и других международных обязательств, организация или физическое лицо несут юридическую ответственность и подлежат наказанию в соответствии с законом.

Статья 48. Если какая-либо страна или регион угрожает национальной безопасности или интересам Китайской Народной Республики, злоупотребляя мерами экспортного контроля, Китайская Народная Республика может принять контрмеры против такой страны или региона в соответствии с фактическими обстоятельствами.

После выхода Закона об экспортном контроле вышел ряд нормативно-правовых документов, уточняющих и развивающих его положения.

Так, 29 декабря 2021 г. Китай опубликовал Белую книгу, озаглавленную «Экспортный контроль в Китае», в которой подробно излагаются позиция страны в сфере экспортного контроля, указываются органы

экспортного контроля и практика Китая в области совершенствования управления экспортным контролем3.

Основная часть Белой книги состоит из четырех разделов, включающих позицию Китая в области экспортного контроля, некоторую историю создания правовых основ с изложением системы управления в сфере экспортного контроля и намерение постоянно ее совершенствовать, принцип непрерывной модернизации системы экспортного контроля и активное развитие международных обменов и сотрудничества в области экспортного контроля.

В соответствии с Законом об экспортном контроле ведущую роль в его регулировании играют департаменты Государственного совета и Центральной военной комиссии КНР, с которыми согласуют свои действия другие органы государственного экспортного контроля. В разделе «Создание скоординированной и эффективной системы управления экспортным контролем» Белой книги детализируются и подробно перечисляются ведомства (департаменты), участвующие в проведении экспортного контроля и их компетенции: Министерство торговли, Министерство промышленности и информационных технологий, Главное таможенное управление, Государственное управление научно-технической промышленности национальной обороны, Национальное агентство по атомной энергии, Министерство сельского хозяйства, Департамент развития техники Центральной военной комиссии и др.

В части разделения компетенций, например, указывается:

- экспорт ядерных товаров двойного назначения контролируется Министерством торговли совместно с Национальным агентством по атомной энергии;

- экспорт контролируемых химических веществ регулируется Министерством промышленности и информационных технологий совместно с Министерством торговли;

- управление экспортом биологических товаров двойного назначения осуществляется Министерством торговли совместно с Министерством сельского хозяйства и развития сельских районов, Национальной комиссией по здравоохранению и оздоровлению и другими ведомствами при необходимости;

- Министерство промышленности и информационных технологий совместно с Министерством торговли отвечают за управление квалификацией экспортных операторов, а Министерство промышленности и информационных технологий отвечает также за проведение специальных экспортных проверок;

3 Экспортный контроль в Китае (Белая книга). URL: https://www.oktranslation.com/news/twin info50330.html (дата обращения: 10.03.2024). (Кит. яз.).

- Государственное управление научно-технической промышленности национальной обороны и Центральная военная комиссия отвечают за систему управления экспортом военной продукции (выдача лицензий, проекты экспорта военной продукции и др.).

Списки продукции, подпадающей под лицензирование при экспортном контроле, публикуются. В декабре 2022 г. Министерство торговли и Главное таможенное управления объявили о выпуске Каталога для управления лицензиями на импорт и экспорт товаров и технологий двойного назначения в 2023 г.4 В преамбуле документа сказано, что он разделен на Каталог для управления лицензиями на импорт товаров и технологий двойного назначения и Каталог управления лицензиями на экспорт товаров и технологий двойного назначения. Установленные правила должны выполняться независимо от того, указан ли таможенный код товара в каталоге. Каталоги содержат списки объектов, на импорт/экспорт которых требуется получать лицензии. Каждый каталог имеет ряд разделов (отдельных списков). В табл. 2 перечислены названия этих разделов и количество подпунктов в каждом из них.

В соответствии с Законом об экспортном контроле государственные органы экспортного контроля могут вводить временный контроль над товарами, технологиями или услугами вне контрольного списка на срок до двух лет. Это оформляется совместными Объявлениями (письмами) соответствующих ведомств. Например, в Объявлении Министерства торговли № 28 от 2023 г. сообщается о введении временного экспортного контроля в отношении экспорта беспилотных летательных аппаратов с конкретными характеристиками. В июле 2023 г. вышло совместное сообщение Министерства торговли и Главного таможенного управления о введении временного экспортного контроля в отношении экспорта галлия и германия. Экспорт вышеуказанных товаров не запрещен, но надо получать лицензию на экспорт товаров двойного назначения.

Министерство торговли КНР 12 февраля 2023 г. выпустило Уведомление о дальнейшем совершенствовании экспортного контроля за товарами двойного назначения5, в котором обращается внимание местных регулирующих органов на выполнение правил экспортного контроля товаров двойного назначения в соответствии с Законом об экспортном контроле. Фактически это концентрированное изложение политики Китая в сфере экспортного контроля с кратким изложением требований, которыми

4 Каталог управления лицензиями на импорт и экспорт товаров и технологий двойного назначения. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/zcfb/zcdwmy/202212/20221203376668.shtml (дата обращения: 10.03.2024). (Кит. яз.).

5 Уведомление о дальнейшем совершенствовании экспортного контроля за товарами двойного назначения. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/zwgk/gkzcfb/202302/20230203384654.shtml (дата обращения: 10.03.2024). (Кит. яз.).

должны руководствоваться при торговле товарами, подпадающими под экспортный контроль или запрещенными для экспорта, как участники ВЭД, так и провинциальные торговые органы.

Таблица 2

Содержание каталогов для управления лицензиями на импорт и экспорт товаров и технологий двойного назначения

Каталог Раздел или пункт Кол-во подпунктов

I. Каталог для управления лицензиями на импорт товаров и технологий двойного назначения 1. Химические вещества, перечисленные в контрольном списке Правил обращения с химическими веществами 74

2. Химические вещества - прекурсоры 54

3. Радиоизотопы 10

4. Список для лицензий на импорт коммерческой криптографии 4

II. Каталог для управления лицензиями на экспорт товаров и технологий двойного назначения 1. Предметы и технологии, включенные в контрольный список ядерного экспорта 159

2. Товары и технологии, включенные в экспортный контрольный список ядерных товаров двойного назначения и связанных с ними технологий 204

3. Товары и технологии, включенные в экспортный контрольный список биологических продуктов двойного назначения и сопутствующего оборудования и технологий 144

4. Мониторинг позиций, перечисленных в перечне правил обращения с химическими веществами 74

5. Товары и технологии, включенные в список экспортного контроля химических веществ и сопутствующего оборудования и технологий 38

6. Предметы и технологии, включенные в экспортно-контрольный перечень ракет и сопутствующих изделий и технологий 186

7. Химические вещества - прекурсоры (1) 54

8. Химические вещества - прекурсоры (2) 17

9. Некоторые предметы и технологии двойного назначения 6

10. Специальные гражданские предметы и технологии 11

11. Список контроля экспорта коммерческой криптографии 11

Основные моменты заключаются в следующем:

- экспортеры не должны экспортировать такие товары без разрешения, за пределы конечных пользователей, конечного использования и других утвержденных областей, а также не должны экспортировать товары, запрещенные к экспорту;

- импортеры и конечные пользователи должны строго соблюдать положения в отношении конечных пользователей и конечного использования, не должны незаконно модифицировать, изменять или передавать соответствующие предметы для негражданских целей или любой третьей стороне без разрешения;

- если экспортер обнаруживает или получает информацию от Министерства торговли о том, что могут существовать такие риски, как угроза национальной безопасности, кроме контролируемых и временно контролируемых товаров двойного назначения, включенных в списки, экспортер должен немедленно прекратить такой экспорт и принять меры для смягчения или устранения вредных последствий.

В этом же Уведомлении указывается: «Необходимо в полной мере использовать платформу электронного правительства для реализации электронного процесса подачи заявок, рассмотрения, выдачи и таможенного оформления товаров двойного назначения, оптимизации государственных услуг и максимального удобства для бизнеса и населения».

Законодательство Китая определяет, что Министерство торговли является органом, отвечающим за общее лицензирование экспорта товаров и технологий двойного назначения по всей стране. В тех случаях, когда сложно определить, следует ли получать разрешение, операторы-экспортеры могут проконсультироваться с Министерством. Министерство торговли КНР обязано провести проверку документов на получение лицензии самостоятельно или совместно с другими ведомствами и принять решение о выдаче или отказать в выдаче лицензии. Если экспорт товара оказывает существенное влияние на государственную безопасность страны, Министерство обязано совместно с другими ведомствами обратиться в Государственный совет КНР и получить его разрешение.

Выделяют обычную и генеральную лицензии. Генеральные лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения делятся на категории А и Б. Лицензия категории А позволяет экспортировать один или несколько конкретных товаров и технологий двойного назначения одному или нескольким конечным пользователям в одной или нескольких конкретных странах (или регионах) в течение срока действия лицензии. Лицензия категории В позволяет экспортировать один и тот же тип конкретных товаров и технологий двойного назначения несколько раз фиксированным конечным пользователям в одной и той же конкретной стране

(или регионе) в течение срока действия лицензии. Генеральная лицензия действует не более трех лет. Получатель генеральной лицензии должен удовлетворять определенным требованиям6.

Министерство торговли КНР 28 апреля 2021 г. опубликовало новые Руководящие заключения по установлению соответствия требованиям внутреннего экспортного контроля в отношении товаров двойного назначения, учитывающие положения нового Закона об экспортном контроле, а также Руководство по внутреннему соблюдению экспортного контроля товаров двойного назначения7. В соответствии с Руководящими заключениями реализация системы внутреннего экспортного контроля включает девять основных элементов: составление заявления о политике, создание организационной структуры, комплексная оценка рисков, установление процедуры проверки, разработка чрезвычайных мер (действия при подозрениях на нарушения), обеспечение образования и обучения, аудит соответствия правилам, сохранение архивов и подготовка руководства по управлению внутренним механизмом соблюдения экспортного контроля.

В Руководстве по внутреннему соблюдению экспортного контроля товаров двойного назначения детализируются действия по вышеуказанным элементам. По сути, это методические указания по созданию внутренней системы экспортного контроля предприятия.

Заметим, что в соответствии с Законом об экспортном контроле Китая организация, создавшая систему внутреннего экспортного контроля, может получить послабления в торговле контролируемыми товарами.

В сентябре 2020 г. Министерство торговли КНР утвердило и ввело в действие Положение о списке неблагонадежных лиц8. Целями создания этого Положения и соответствующего списка является защита национального суверенитета, безопасности и интересов развития, поддержания справедливого и свободного международного экономического и торгового порядка, защищающего законные права и интересы предприятий, других организаций и частных лиц Китая. Ниже приведем (с некоторыми упрощениями и сокращениями) основные моменты Положения.

6 Руководящие заключения Министерства торговли о создании механизма соблюдения внутреннего экспортного контроля операторами по экспорту товаров двойного назначения. URL: http://exportcontrol.mofcom.gov.cn/article/gndt/202111/266.html (дата обращения: 10.03.2024). (Кит. яз.).

7 Административные меры по получению Генеральной лицензии на экспорт товаров и технологий двойного назначения. URL: https://asia-business.ru/law/law2/certificate/license-1 (дата обращения: 10.03.2024). (Кит. яз.).

8 Положение о списке неблагонадежных лиц. URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/policy release/questions/202009/20200903002580.shtml (дата обращения: 10.03.2024). (Кит. яз.).

На основании Положения должен быть создан постоянно действующий координационный совет, состоящий из различных органов власти, который будет осуществлять составление и администрирование этого списка под управлением компетентного отдела торговли Государственного совета.

Исходя из фактических обстоятельств, в отношении иностранного юридического лица, включенного в Список, может приниматься решение о принятии одной или нескольких мер:

1) ограничение или запрет иностранной организации заниматься импортной или экспортной деятельностью, связанной с Китаем;

2) ограничение или запрет иностранной компании инвестировать в Китай;

3) ограничение или запрет на въезд в Китай соответствующему персоналу или транспортным средствам иностранной организации;

4) ограничение или аннулирование разрешения на работу, статуса пребывания или проживания соответствующего персонала в Китае;

5) наложение штрафа в размере, соответствующем тяжести обстоятельств;

6) другие необходимые меры.

Если предприятию, организации или частному лицу Китая действительно необходимо проводить операции с иностранным юридическим лицом, которому ограничено или запрещено заниматься импортной или экспортной деятельностью, связанной с Китаем, то сделки с иностранной организацией могут проводиться после одобрения.

Еще относительно недавно Китай лояльно относился к нарушениям в части соблюдения, например, авторских прав или экспортного контроля. Технологические и экономические достижения Китая, торговая война с США и ЕС меняют эти отношения. Обеспокоенные экономическими и технологическими достижениями Китая, США стали вводить различные ограничения в отношении товаров и организаций КНР. Первоначально их обосновывали тем, что Китай не соблюдает требования Всемирной торговой организации (ВТО), права человека. Но в последующем основной упор стал делаться на экспортный контроль.

Еще в 2016 г. правительство США обвинило китайскую компанию ZTE в поставках оборудования в Иран, находящийся под американскими санкциями, которой запретили закупать продукцию американских технологических компаний. В 2019 г. под санкции попала Huawei - одна из крупнейших высокотехнологичных китайских компаний. Возможно, это была последняя капля, которая ускорила появление в Китае Закона об экспортном контроле и ряда документов в его развитие.

Экспортный контроль стал сегодня чуть ли не основным инструментом в попытках некоторых стран и союзов сохранить технологическое

и экономическое превосходство и ограничить развитие конкурентов. Причина в том, что правила ВТО требуют максимально снижать ограничения, а в случае их введения - давать детальные пояснения. В то же время правила экспортного контроля предполагают возможность запрета на экспорт/импорт или иные ограничения даже при подозрении на использование объектов и услуг в целях создания оружия, террористических угроз или создания угроз национальной безопасности. При этом предъявлять детального пояснения причин запретов не требуется.

Из приведенного выше обзора Закона об экспортном контроле КНР видно (например, статьи 42 и 44), что при нарушении интересов Китая иностранные лица могут привлекаться к ответственности, а в отношении стран-нарушительниц могут приниматься контрмеры в соответствии с фактическими обстоятельствами, т. е. фактически Закон носит экстерриториальный характер, как собственно и законодательство стран, которые устанавливают запреты и ограничения в отношении Китая.

Эксперты считают, что Закон об экспортном контроле КНР должен стать еще одним инструментом властей страны в экономическом и технологическом противостоянии с США. Официальные лица Китая указывают, что экспортный контроль не является полным запретом на экспорт. Субъекты, заявки которых соответствуют правилам контроля, получат необходимое разрешение, а введенный экспортный контроль не направлен против какой-либо конкретной страны.

© Малышенко Ю. В., 2024 © Ма1уяЬепко Уи. V., 2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

Малышенко Ю. В. Современные особенности организации экспортного контроля в Китае // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 2(107). С. 14-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.