Научная статья на тему 'Современные особенности изучения когнитивных стилей'

Современные особенности изучения когнитивных стилей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1304
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DIFFERENTIAL PSYCHOLOGY / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / COGNITIVE STYLE / ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ/ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ / INDEPENDENCE/DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович

В статье рассматриваются основные исследования, посвященные проблеме когнитивных стилей. Авторами было отмечено, что существуют основные противоречия в изучение данной проблематики. Вопрос о когнитивных стилях рассматривается большинством ученых в контексте одного-двух когнитивных стилей, не учитывая весь диапазон данной научной области. Такой избирательный подход ведет к размытию истинных результатов исследований и становится причиной появления существенных противоречий между работами различных авторов. Существующие модели когнитивных стилей лишь поверхностно отражают возможные способы их объединения, не учитывая специфику их внутреннего содержания. Также авторы статьи поднимают вопрос о методах, используемых в различных исследованиях. Использование различного методологического материала становится причиной того, что результаты исследований, направленные на изучение одной и той же области, не коррелируют друг с другом. Кроме этого, ориентирование на исследование когнитивных стилей у лиц с патологией психического развития способствует переориентированию всей парадигмы исследований. Исходя из озвученных проблем, авторами статьи выдвигается мнение, что только комплексное изучение когнитивных стилей, которые будет учитывать полный спектр данного явления, может стать основной действительно глубокого и целостного изучения и понимания данной области психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF STUDYING OF COGNITIVE STYLES

The article reviews the main studies on the problem of cognitive styles. The authors noted that there are basic contradictions in the study of this problem. Question about cognitive styles is considered by most scholars in the context of one or two cognitive styles, not considering the whole range of the given scientific field. Such selective approach leads to blurring of the true results of the research and becomes the cause of significant contradictions between the works of various authors. Existing models of cognitive styles is only superficially reflect the possible ways of combining them, not taking into account the specifics of their internal content. Also the authors of the article raise the question about the methods used in various studies. The use of different methodological material is the reason that the results of the research aimed at studying the same region, do not correlate with each other. In addition, the orientation to the study of cognitive styles in individuals with disorders of mental development contributes to the reorientation of the entire research paradigm. Proceeding from the mentioned problems, the authors put forward the view that only a comprehensive study of cognitive styles, which will take into account the full range of this phenomenon, may be a major really deep and holistic understanding of the field of psychological science.

Текст научной работы на тему «Современные особенности изучения когнитивных стилей»

Мамедова Лариса Викторовна, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ...

УДК 159.95

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ

© 2016

Мамедова Лариса Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры «Педагогика и методика начального обучения» Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Нерюнгри (Россия) Сергиевич Александр Александрович, кандидат биологических наук, научный сотрудник

медико-биологической лаборатории Школа искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета,

Владивосток (Россия)

Хороших Павел Павлович, студент кафедры «Педагогика и методика начального обучения» Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Нерюнгри (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются основные исследования, посвященные проблеме когнитивных стилей. Авторами было отмечено, что существуют основные противоречия в изучение данной проблематики. Вопрос о когнитивных стилях рассматривается большинством ученых в контексте одного-двух когнитивных стилей, не учитывая весь диапазон данной научной области. Такой избирательный подход ведет к размытию истинных результатов исследований и становится причиной появления существенных противоречий между работами различных авторов. Существующие модели когнитивных стилей лишь поверхностно отражают возможные способы их объединения, не учитывая специфику их внутреннего содержания. Также авторы статьи поднимают вопрос о методах, используемых в различных исследованиях. Использование различного методологического материала становится причиной того, что результаты исследований, направленные на изучение одной и той же области, не коррелируют друг с другом. Кроме этого, ориентирование на исследование когнитивных стилей у лиц с патологией психического развития способствует переориентированию всей парадигмы исследований. Исходя из озвученных проблем, авторами статьи выдвигается мнение, что только комплексное изучение когнитивных стилей, которые будет учитывать полный спектр данного явления, может стать основной действительно глубокого и целостного изучения и понимания данной области психологической науки.

Ключевые слова: дифференциальная психология, индивид, когнитивный стиль, поленезависимость / полезави-симость.

MODERN FEATURES OF STUDYING OF COGNITIVE STYLES

© 2016

Mamedova Larisa Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, dean of department «Pedagogy and methodology of primary education» Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Nerungri (Russia) Gudkov Yuriy Eduardovich, candidate of pedagogical sciences, Dean of department

«Theory and Methodology of Physical Culture and Sport and Health Recreation» School of Art, Culture and Sport, Far Eastern Federal University, Vladivostok (Russia) Sergievich Alexandr Alexandrovich, candidate of biological sciences, Research Fellow

of Biomedical Laboratory School of Art, Culture and Sport, Far Eastern Federal University, Vladivostok (Russia) Khoroshikh Pavel Pavlovich, student of department « Pedagogy and methodology of primary education» Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Nerungri (Russia)

Abstract. The article reviews the main studies on the problem of cognitive styles. The authors noted that there are basic contradictions in the study of this problem. Question about cognitive styles is considered by most scholars in the context of one or two cognitive styles, not considering the whole range of the given scientific field. Such selective approach leads to blurring of the true results of the research and becomes the cause of significant contradictions between the works of various authors. Existing models of cognitive styles is only superficially reflect the possible ways of combining them, not taking into account the specifics of their internal content. Also the authors of the article raise the question about the methods used in various studies. The use of different methodological material is the reason that the results of the research aimed at studying the same region, do not correlate with each other. In addition, the orientation to the study of cognitive styles in individuals with disorders of mental development contributes to the reorientation of the entire research paradigm. Proceeding from the mentioned problems, the authors put forward the view that only a comprehensive study of cognitive styles, which will take into account the full range of this phenomenon, may be a major really deep and holistic understanding of the field of psychological science.

Keywords: differential psychology, individual, cognitive style, independence/dependence.

Исследование когнитивных стилей как отдельное направление дифференциальной психологии получило свое развитие в 60-е годы ХХ века. Однако на настоящий момент возникла проблема унификации различных подходов к этому вопросу. Как отмечают некоторые исследователи, впервые на когнитивные стили как на один из теоретических конструктов и возможный предмет эмпирических исследований было обращено внимание во второй половине 20 века. Несмотря на это, в некоторых работах указывается что впервые понятие «когнитивный стиль» (КС) было употреблено в работах А.

Адлера, где КС трактовался как особая совокупность индивидуальных познавательных процессов, предопределяющих использование различных исследовательских стратегий [1] . В дальнейшем Г. Олпорт рассматривает КС как средства и способы получения цели, т.е. интегральную систему личности инструментального порядка [3]. Работы А. Адлера и Г. Олпорта стали основой для смещения траектории с вопросов общей психологии развития к учету индивидуальных психологических отличий. М.А. Холодная, рассматривая общую проблематику становления стилевого подхода, отмечает, появление

Мамедова Лариса Викторовна, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ...

и введение в психологическую науку термина «стиль» позволило констатировать сам факт наличия различных индивидуальных отличий каждого индивида, которые более не считались случайными ошибками и неточностями психологических исследований [4; 26].

Однако существует другая позиция, сторонники которой считают, что гипотетическим конструктом КС становятся лишь в 60-е годы. На этот процесс повлияло развитие когнитивной психологии. В рамках данного направления в анализ познавательных явлений и процессов включался конструкт «познавательной структуры». Именно эту роль и играли когнитивные стили.

В настоящее время когнитивные стили трактуются как особая форма проявления общего интеллекта. Однако можно заметить, что во многих работах конца 80-х - начала 90 - х годов наблюдается гиперболизация термина «стиль». Это послужило фактом того, что когнитивный стиль стал рассматриваться как глобальное образование, проявляющееся сходным образом в познании, поведении, общении и профессиональной деятельности. На наш взгляд большинство из данных исследований носят больше прикладной, нежели теоретический характер и становятся причиной размытия границ в области исследования когнитивных стилей. Мы считаем, что понятие «когнитивный стиль» следует воспринимать в первую очередь как индивидуальные различия в процессе переработки информации, а также, как типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

На сегодняшний день большинством исследователей выделяется около 15-20 различных когнитивных стилей. Но существует проблема в построении единой систематизации когнитивных стилей. Это связано с тем, что последние исследования основываются на создании комплексных когнитивных стилей, образованных при слиянии нескольких сходных когнитивных стилей. Большинство ученых в настоящий момент ссылается на двухмерную матрицу когнитивных стилей, предложенную Nosal [17; 29]. Данная матрица позволяет соотнести феноменологию когнитивных стилей как с теорией переработки информации, так и с теориями способностей. Но несмотря на наличие подобной классификации, большинство эмпирических исследований не затрагивает изучение всех когнитивных стилей, останавливаясь лишь на изучении отдельных характеристик.

Говоря о возможности структурирования когнитивных стилей, необходимо отметить модель когнитивных стилей, предложенную Б. Эрман и Б.Л. Ливер [21]. Данная модель построена на основе двух конструктов высшего порядка - «синопсис - экстазия». Как отмечает Жирнова И.Л., данные конструкты можно понимать как биполярные явления, которые с одной стороны, отражают целостный процесс, а с другой - отдельные элементы данного процесса [22; 30]. На основе разграничения данных массивов с каждым из них соотносятся определенные параметры когнитивных стилей, которые были заимствованы авторами из уже известных работ исследователей по когнитивным стилям. Стоит также отметить, что система, предложенная М. Эрманом и Б.Л. Ливер, в большей степени посвящена степени осознанности контролируемого обучения. Как указывают исследователи [23], данная модель носит больше прикладной характер, позволяя выявить информацию по изучению языков и о студентах, которые изучают иностранные языки. Данная модель была апробирована на студентах групп иностранных языков, и позволила выявить особенности каждого из входящих в ее структуру компонентов. Плюсом данной модели можно считать также и то, что входящие в ее структуру компоненты могут комбинироваться в различных вариациях, что позволяет создавать различные виды комбинаций в единой системе.

Важно обратиться к вопросу о современных исследованиях когнитивных стилей. В последнее время опубликовано много работ, посвященных изучению взаи-

мосвязи когнитивных стилеи с различными свойствами личности. Исследование конформных реакций у людей, относящихся к разным полюсам «полезависимости» показало, что полезависимые испытуемые проявляют большее количество конформных реакций. Однако в этом исследовании было отмечено, что различия в уровне конформности могут проявляться только в ситуации реального взаимодействия с другим индивидом. Тем не менее, данные, полученные в ходе эксперимента T. Dowd и Shauna L. Clen , свидетельствуют об отсутствии какой-либо значительной связи между способностью к эмпатии и поленезависимостью [8; 24]. Авторы отмечают в своей работе, что люди, независимо от принадлежности к одному из полюсов, способны к хорошему пониманию другого человека.

Исследования, посвященные изучению связи полеза-висимости с тревожностью, также обладают достаточно большим уровнем противоречий. В работах самого Г. Виткина было отмечено, что полезависимые люди обладают более слабым поведенческим контролем, а также являются носителями менее отработанных защитных механизмов [16]. Вследствие этого Г. Виткин делает вывод, что полезависимые индивиды должны проявлять большую тревожность, чем поленезависи-мые. Исследования Г. Виткина могут быть подтверждены данными, полученными M.A. Cohen и D.C. Dennett, которые свидетельствуют о том, что в условиях сенсорной изоляции у полезависимых индивидов наблюдается тревожность, а у поленезависимых - гнев с тревогой [7]. Но следует отметить, что исследования Miller M.B. демонстрируют отсутствие значимой связи между поле-независимостью и тревожностью [14; 25]. Основываясь на расхождении эмпирических данных, Adebisi Thomas Ajibade с коллегами решили учесть уровень интеллекта как решающий показатель зависимости тревожности и поленезависимости [5]. В ходе обработки полученных в ходе исследования данных учитывалась тревожность, выявленная с применением опросника Спилбергера, а также поленезависимость, определенная у респондентов с помощью теста «Замаскированные фигуры». Результаты показали отсутствие значимых связей как для ситуативной, так и для личностной тревожности. В работе Artishcheva L.V. был использован другой методологический материал [6]. Тревожность у студентов-психологов он определял по частоте пульса, а для изучения показателя полезависимости использовал тест «Рамка и стержень». Исследование дало качественно новые данные. Было выявлено, что поленезависимость соответствует среднему уровню тревожности. Группа испытуемых с полезависимым стилем обладала как низкими, так и высокими показателями тревожности. Было также определено, что полезависимые лица имеют общую предрасположенность к тревожности в ситуации оценки социальных качеств.

Были также предприняты попытки сравнить показатели полезависимости и поленезависимости с результатами различных многофакторных методик. Наиболее полное сравнение провела Kozhevnikova M., сравнив данные полезависимости с MMPI [12]. Значимые различия были обнаружены лишь по шкале F, где полезави-симые лица демонстрировали более высокие значения в сравнении с поленезависимыми индивидами. Важно также отметить, что в данном исследовании подтвердилась точка зрения, что между поленезависимостью и тревожностью отсутствует какая-либо существенная связь.

Frederick S. в своих работах помимо исследования полезависимости обращается также и к другому когнитивному стилю - понятийной дифференцированности [10]. Его исследования также находятся в русле сравнения когнитивных стилей и различных свойств личности. Для выявления личностных свойств был использован 16-факторный опросник Кеттелла. Измерение степени понятийной дифференцированности происходило по

Мамедова Лариса Викторовна, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович психологические

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ... науки

методике сортировки объектов Гарднера. Автором отмечена значительная положительная связь между высокой понятийной дифференцированностью и интровер-сией. Однако при сопоставительном анализе данного когнитивного стиля с другими методиками определения интроверсии данная связь не прослеживается. В работе приводится очень важное пояснение, что различные показатели, используемые как равнозначные для измерения поленезависимости, на самом деле отражают разные личностные особенности.

В последнее время получило широкое развитие исследование когнитивных стилей в области педагогики. Однако стоит отметить, что данные исследования как правило посвящены не комплексному исследованию когнитивных стилей, а лишь полезависимости и понятийной дифференцированности. Данные, полученные в ходе эксперимента Richard E. Mayer и Laura J. Massa, свидетельствуют о прямой положительной связи поле-независимости с креативностью [13;27]. Стоит также отметить, что понятийная дифференцированность связана с креативностью криволинейной зависимостью. Вследствие этого высокая продуктивность дивергентного мышления соответствует высокому и низкому значению понятийной дифференцированности. Авторов также интересовал вопрос о взаимосвязи когнитивных стилей и уровня интеллекта. В отличие от предыдущих экспериментов, поленезависимость определялась не классической методикой «Замаскированные фигуры», а методикой «АКТ-70», рассчитанной на проведение групповых исследований. Уровень интеллекта определялся батареей тестов Векслера. Однако были обнаружены значимые связи уровня интеллекта лишь с количеством правильных решений и общая продуктивность. Также полезависимость тесно коррелирует с уровнем вербального интеллекта, хотя изначально можно было предположить наличие высокой корреляции с невербальным интеллектом. При сопоставлении показателей понятийной дифференцированности и интеллекта было обнаружено почти полное отсутствие связи между этими показателями. Это позволяет сделать вывод о том, что понятийная дифференцированность обладает большой автономией от уровня интеллекта. Авторы отмечают о отрицательной связи между понятийной дифферен-цированностью и вербальным интеллектом.

Большое количество эмпирического материала касается изучению проблемы влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Значительная часть всех работ связана с изучением полезависимости различных групп обучающихся. Kathy Pezdek и Shirley Lam в своих трудах отмечают об обнаруженной в ходе обработки полученных эмпирических данных положительной связи между поленезависимостью, креативностью и академической успеваемостью [15]. Эти данные подтверждаются также в работах Henry L. Roediger III, Mary A. Pyc, которые отмечают, что большое количество респондентов с высшим образованием являются представителями поленезависимого когнитивного стиля [11;28]. По мнению авторов, обучение способствует развитию полене-зависимого стиля мышления и восприятия. Авторский подход в данной проблематике развил John Dunlosky с коллегами [9]. Он сравнивал проявление когнитивных стилей полезависимости и понятийной дифференциро-ванности с индивидуальными особенностями конспектирования учебного материала. В анализе конспектов учебного материала учитывалось общее количество слов в конспекте, сложные предложения, сокращенные слова, синонимы, перефразы и т.п. Было замечено, что поленезависимость и высокая понятийная диффренци-рованность оказывают положительное влияние на академическую успеваемость. Был сделан вывод о том, что способность к срочной переработке информации при конспектировании лекции или научной литературы можно считать одним из факторов академической успеваемости в вузе. Этот фактор связан с высоким уровнем 244

поленезависимости.

В настоящее время «когнитивный стиль» воспринимается как междисциплинарная область. Большое количество исследователей обращают внимание на связь когнитивных стилей и языка. Болотина Н.В. в своих исследованиях поднимает вопрос о когнитивном стиле языковой личности. Развитие данного направления можно связать с развитием антропоцентрического подхода в современном гуманитарном знании, а также появлением когнитивно-дискурсивной парадигмы в психолингвистическом анализе текста. Согласно данному подходу, когнитивный стиль языковой личности можно рассматривать как на этапе восприятия и интерпретации текста, так и на этапе текстообразования [19]. Однако методология исследования когнитивных стилей в данном направлении связана с коммуникативной стилистикой текста, теории языковых ассоциаций, и теории смыслового развертывая текста. Однако мы считаем, что использование неспецифического методологического аппарата ведет к искажению понимания когнитивного стиля. Более полный и точный подход в исследовании когнитивных стилей и языковой деятельности представлен в работе Зайцевой В.Н. Исследование было посвящено анализу взаимосвязи такого когнитивного стиля, как «конкретная/ абстрактная концептуализация» с языком [20]. В работе методика проведения исследования данного когнитивного стиля с учетом уровня абстроги-рования на языковом уровне. Автор приходит к выводу, что любая человеческая деятельность находит свое отражение в языке и может быть таким образом исследована. Ценность данного исследования именно в точности методики исследования данного когнитивного стиля.

Помимо исследований, связанных с конкретно психологическим знанием, а также с прикладными вопросами когнитивной науки, большое значение имеет изучение самой природы когнитивных стилей. Это направление исследований связано с психофизиологией и развивается на стыке междисциплинарного взаимодействия. Важным теоретическим и эмпирическим базисом для дальнейших исследований в данном направлении можно считать работы профессора Э. Голдберга [2]. Он исследовал когнитивные стили с точки зрения нейроп-сихологической теории, а также функциональной организации коры головного мозга. Большое значение в работах Э. Голдберга также уделяется и гендерному аспекту. В основе методологического аппарата, используемого автором, лежит разработанный им Тест Когнитивной Склонности (Cognitive Bias Test - CBT). Стоит также отметить, что в эксперименте принимали участие пациенты с изолированными повреждениями левой лобной доли или правой лобной доли, мужчины и женщины. Яркая выраженность полезависимого поведения у мужчин наблюдалась в случае повреждения правой лобной доли. Поленезависимое поведение было характерно для пациентов с повреждением левой лобной доли головного мозга. Обращаясь к анализу полученных данных у женщин, автор приходит к выводу, что повреждение лобных долей у женского пола вне зависимости от локализации приводит к проявлению крайне полезависимого поведения. Э. Голдберг предполагает, что данные исследования помогут преобразовать нейропсихологию как науку чисто эмпирической сферы в полноценную науку теоретических дисциплин. Изучение когнитивных различий между полами, по мнению автора, также одна из ключевых задач современной нейропсихологии.

Стоит отметить, что в настоящий момент всё больше работ обращено к области изучения когнитивных стилей в структуре патопсихофизиологических механизмов. Работа Е.Л. Коробовой охватывает исследование когнитивных стилей у больных шизофренией [18]. Автор исследует особенности когнитивных стилей у больных шизофренией: полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидный/ гибкий познавательный контроль, импульсивность/реф-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Мамедова Лариса Викторовна, Сергиевич Александр Александрович, Хороших Павел Павлович СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ...

лективность. Широкий охват когнитивных стилей обеспечил использования большого количества методик исследования. Анализ результатов свидетельствует о значительных нарушениях механизма непроизвольного интеллектуального контроля. Стилевые показатели подвергались анализу с учетом феномена расщепления полюсов когнитивных стилей.

Подводя общий итог, можно сказать, что современные исследования когнитивных стилей - одно из перспективных направлений психологии. Однако существует большое количество не решенных вопросов, связанных с данной областью исследования. Одна из ключевых проблем - это «узость» восприятия когнитивных стилей. Большинство эмпирического материала основано на изучении лишь отдельного когнитивного стиля - «полезависимость/поленезависимость». Однако для создания полноценной картины влияния когнитивных стилей на различные личностные факторы, следует учитывать комплекс когнитивных стилей в целом. Изучение лишь отдельных компонентов на влияние комплексных структур психики ведет к получению результатов с низким уровнем достоверности. Например, сопоставление поленезависимости и свойств личности не прослеживается четкая связь. Однако взаимосвязь выявляется при сравнении этого параметра с уровнем интеллекта. По нашему мнению, для полного и глубокого понимания такой области психологических знаний, как когнитивные стили, необходимо проводить исследования индивидов по всему диапазону когнитивных стилей, что позволит составить полноценную картину этого явления.

Методологический аппарат, используемый во время проведения экспериментов, также на настоящий момент являет спорным, так как он не учитывает многих моментов, выявляемых во время исследования, например, феномен расщипления когнитивных стилей. Многими авторами отмечено, что чем больше различаются методы определения свойств личности и когнитивного стиля, сопоставляемого с ним, тем менее вероятна связь между ними. Также методики, используемые авторами, позволяют получить лишь узконаправленные данные, которые сложно в дальнейшем использовать для построения теоретического базиса. Наиболее перспективными в области когнитивной науки являются междисциплинарные исследования, особенно в области нейропсихологии и патопсихофизиологии.

Когнитивный стиль - это способ переработки информации, и следовательно проявление его более ярко наблюдается в действии, нежели в рефлексии. Поэтому мы считаем, что на сегодняшний день требуется пересмотреть методологический материал, используемый в исследованиях и расширить диапазон изучаемых когнитивных стилей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев : Наука жить, 1997.

2. Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация/ Пер. с англ. Д.Бугакова. М.: Смысл, 2003.

3. Олпорт, Г. Личность в психологии. — М. :«КСП+» ; СПб. : «Ювента», (При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

5. Adebisi T. A. Effects of Cognitive Styles and Understanding of Concept on Achievements of Students in Secondary School Physics Practical// Journal of Emerging Trends in Educational Research and Policy Studies (JETERAPS). - 2015. V. 6, № 2. C. 123-127

6. Artishcheva L.V. Mental State Image of People with Various Poles of Cognitive Styles// Adv. Environ. Biol. 2014. V. 8, №13. C. 349-353

7. Cohen M.A., Dennett D.C. Consciousness cannot be

separated from function // Trends Cogn. Sci. 2011. V. 15, N°. 8. С. 358-364.

8. Down T., Shauna L. Clen. Specialty practice of cognitive and behavioral psychology//Professional psychology: Research and Practice. 2010. V. 41, № 1. С. 89-95.

9. Dunlosky J., Katherine A. Rawson, Elizabeth J. Marsh, Mitchell J. Nathan, Daniel T. Willingham. Improving Students' Learning With Effective Learning Techniques: Promising Directions From Cognitive and Educational Psychology// Psychological Science in the Public Interest. 2013. V. 14, № 1. С. 4 - 58

10. Frederick S. Cognitive Reflection and Decision Making// Journal of Economic Perspectives. 2005. № 19. C. 5-42

11. Henry L. Roediger III, Mary A. Pyc. Inexpensive techniques to improve education : Applying cognitive psychology to enhance educational practice. //Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2012. № 1. С. 242-248

12. Kozhevnikova M. Cognitive Styles in the Context of Modern Psychology: Toward an Integrated Framework of Cognitive Style// Psychological Bulletin. 2014. V. 133, № 3. C. 464-481

13. Mayer R. E., Massa L. J. Three Facets of Visual and Verbal Learners: Cognitive Ability, Cognitive Style, and Learning Preference // Journal of Educational Psychology. 2003. V. 95, № 4. C. 833-846

14. Miller, M.B. Individual differences in cognitive style and strategy predict similarities in the patterns of brain activity between individuals// NeuroImage. 2011. № 12. Р. 34-45

15. Pezdek K., Lam S. What research paradigms have cognitive psychologists used to study ''False memory,'' and what are the implications of these choices?// Consciousness and Cognition. 2007. № 16. С. 2-17

16. Witkin H.A. Cognitive styles: Essence and Origins. Field dependence and field independence. N.Y.: USA Press, 1982.

17. Nosal C. S. Psychologiczne modele umyslu [Psychological models of mind]. Poland: PWN, 1990.

18. Коробова Е. Л. Когнитивные стили у больных шизофренией // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №33. С. 23-27

19. Болотнова Н. С. К вопросу о понятии «Когнитивный стиль языковой личности» // Вестник ТГПУ. 2012. №10 (125). С.164-168.

20. Зайцева В. Ю. Взаимосвязь когнитивного стиля «Конкретная / абстрактная концептуализация» с языком // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2012. №76. С.1094-1103.

21. Ehrman M.E., Leaver B.L. Cognitive styles in the service of language learning // Sistem. 2003. № 31. P. 393 - 415

22. Жирнова И. Л. Модель структуры и видов когнитивных стилей Эрман-Ливер // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №2 (18). С.217-224.

23. Жирнова И. Л. Выявление когнитивных стилей студентов, изучающих иностранные языки // Среднее профессиональное образование. 2011. №6. С.55-56.

24. Прохорова М. В., Терегулова А. Д. Диагностика адапторско-инноваторского когнитивного стиля // Вестник ННГУ. 2014. № 2-1. С.400-406.

25. Сегеда Т. А. Дифференцированное обучение школьников на основе вариантов когнитивных стилей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №4. С.33-37.

26. Каменских Д.В. Дихотомия «Интегральность -дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №1-2. С.200-203.

27. Порфирьева Н. М. Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышления // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.