УДК 796.062 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-144-151
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО СПОРТА В США
Э.Н. Евстафьев
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Аннотация
Цель: охарактеризовать основные особенности в организации американского школьного спорта, провести критический анализ его современного состояния с акцентом на раскрытие системных проблем в данной сфере.
Методы и организация исследования. Исследование основывается на результатах изучения научных публикаций, интервью и бесед с американскими экспертами в области образования и спортивного менеджмента в период обучения автора в магистратуре Рочестерского технологического института США. Результаты исследования и их обсуждение. В отличие от европейских и многих других стран, в которых детский и юношеский спорт развиваются, главным образом, на базе внешкольных спортивных организаций (клубов), в США исходную основу развития любительского спорта и резервную базу профессионального спорта составляет система школьного образования. Наряду с позитивным опытом и несомненными достижениями в американском школьном спорте в нынешних условиях возникли серьезные проблемы, которые связаны с приоритетной его ориентацией на зрелищность и обусловленной этим обстоятельством однобокостью развития, чрезмерным упором на соревновательность, дефицитом квалифицированных тренеров и финансовыми трудностями.
Заключение. В современных условиях американский школьный спорт, несмотря на развитую материальную базу и иные положительные компоненты, фактически перестал соответствовать запросам населения США и вызывает критическое отношение со стороны специалистов.
Ключевые слова: спорт, спортивная деятельность, образовательная деятельность, школьный спорт, спортивная соревновательность, Соединенные Штаты Америки.
SCHOOL SPORTS IN THE USA: FEATURES AND PROBLEMS
E.N. Evstafyev, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1622-5023
Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
Abstract
The purpose: Describe the main features in the organization of American school sports, conduct a critical analysis of its current state with an emphasis on revealing systemic problems in this area.
Methods and organization of the research. The study is based on the results of studying foreign scientific publications, a number of interviews and conversations with American experts in the field of education and sports management during the author's postgraduate education at the Rochester Institute of Technology USA. Results and discussion. Unlike European and many other countries in which children's and youth sports are developed mainly on the basis of out-of-school sports organizations (clubs), in the USA the initial basis for the development of amateur sports and the reserve basis for professional sports is the school education system. Along with positive experience and undoubted achievements, in the current conditions, serious problems have arisen in American school sports, which are associated with its priority orientation towards entertainment and the resulting one-sided development, excessive emphasis on competition, a shortage of qualified coaches and financial difficulties.
Conclusion. In modern conditions American school sports, despite the developed material base and other positive components, has actually ceased to meet the needs of the US population and is causing a critical attitude from specialists.
Keywords: sports, sports activities, educational activities, school sports, sports competition, the United States of America.
ВВЕДЕНИЕ
Соединенные Штаты Америки по праву считаются одной из ведущих спортивных держав мира. Масштабы американской индустрии спорта, по некоторым оценкам, превышают в денежном выражении 500 миллиардов долларов [23], что свидетельствует о вхождении ее в число 15 крупнейших отраслей экономики США [17].
Особое внимание в США уделяется детско-юношескому спорту. По данным, содержащимся на сайте авторитетной организации — Института Аспена (Aspen Institute), более 10 млн. американских детей в возрасте от 6 до 12 лет регулярно занимаются организованными видами спорта, что составляет 38% населения страны в данном возрастном диапазоне [9]. Детско-юношеский спорт в США, как и в других западных странах, развивается в многообразных организационных формах. Среди них — любительские спортивные клубы и мульти-спортивные организации, функционирующие как частные некоммерческие предприятия, коммерческие спортивные клубы и др. Однако центральное место в организации любительского спорта отводится образовательным учреждениям, и в первую очередь школам. В этом заключается отличие детско-юношеского спорта США от такового Европы, где больше развиты внешкольные формы спорта [5]. Данное обстоятельство, наряду с преобладанием коммерческого начала в спорте, дало основание М. ван Боттенбургу идентифицировать американскую модель спорта как «образовательно-коммерческую» (educational-commercial sport model) [10]. Исследованию отдельных аспектов развития американского школьного спорта в разные годы было посвящено достаточно много научных работ, в том числе российских авторов [1;2;3;7]. Однако в последние десятилетия в сфере школьного спорта США проявляют себя новые тенденции, которые порождают серьезные проблемы. Между тем, по мнению ряда американских авторов, эти проблемы остаются малоисследованными [10;18]. Подобное положение дел говорит о необходимости дальнейших исследований вопросов организации американского детско-юношеского спорта и его главной составляющей — школьного спорта. В связи с этим в данной статье поставлена цель на основе изучения и обобщения разных точек зрения
рассмотреть основные особенности школьного спорта США, провести критический анализ его современного состояния с акцентом на раскрытие системных проблем в данной сфере.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование основывается на результатах изучения научных публикаций по рассматриваемой проблеме, интервью и бесед с американскими экспертами в области образования и спортивного менеджмента в период обучения автора в магистратуре Рочестерского технологического института США.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В Соединенных Штатах Америки школьный спорт включен в академические программы как дополнение к занятиям по физическому образованию (physical education). В документах Национальной федерации ассоциаций средних школ штатов (NFHS) школьный спорт трактуется как «образовательная деятельность, способствующая здоровью и благополучию» [22]. По результатам ряда исследований, американские дети, которые занимаются организованным спортом, имеют более высокую академическую успеваемость, лучшее физическое и эмоциональное здоровье, лучшие отношения в семье и со сверстниками и в целом более высокое качество жизни [13;14].
Организацию спорта в американских школах осуществляют школьные спортивные клубы. В США функционирует более 25 тысяч таких клубов, созданных почти в каждой средней школе. По административной линии вопросы спорта курирует, как правило, спортивный директор, подчиняющийся директору школы. В функции спортивного директора входят управление эксплуатацией спортивных объектов, командами и тренерским составом, организация медицинского обслуживания юных спортсменов и т.п. Регулированием и координацией школьного спорта в масштабах страны занимается Национальная федерация ассоциаций средних школ штатов (NFHS), которая разрабатывает правила для занятий спортом и структурирована через ассоциации штатов. Членами федерации являются как государственные, так и частные средние школы. В некоторых штатах частные
средние школы являются аффилированными членами NFHS, в то время как государственные школы — полноправными членами. Айова является единственным штатом, в котором регулирование школьного спорта осуществляется по гендерному признаку. Спортивная ассоциация средних школ Айовы (IHSAA), полноправный член NFHS, курирует все мужские виды спорта, а Спортивный союз девочек средних школ Айовы (IGHSAU), аффилированный член NFHS, — женские виды спорта. Ассоциации штатов концентрируют информацию о достижениях юных спортсменов, разного рода стипендиях и поощрениях для них, проводят конференции ученых и специалистов по вопросам развития школьного спорта и т.п. [22]. Имея хорошо оснащенные спортивные сооружения и открытые площадки, американские школы служат не только основным местом для занятий детско-юношеским спортом, но и своеобразной питательной средой, «кузницей кадров» для развития многих видов профессионального спорта [4]. Поэтому межшкольные спортивные соревнования часто проводятся под наблюдением специалистов профессиональных спортивных лиг, в задачу которых входит формирование резерва для спорта высших достижений [8].
В то же время, как считают отдельные авторы, американскому школьному спорту присуща некоторая однобокость развития. В школах США развиты преимущественно те виды спорта, которые отличаются зрелищностью. К ним относятся, например, американский футбол, баскетбол, бейсбол и большой теннис. С помощью государства достаточно успешно развиваются виды спорта, которые призваны обеспечивать спортивное превосходство США на международном уровне. Прежде всего, это наиболее привлекательные олимпийские виды спорта: легкая атлетика, плавание, гимнастика и т.п. При этом такие виды спорта, как хоккей, гребля, европейский футбол, волейбол, борьба, встречаются в школах далеко не всех штатов. К числу же полностью обойденных до недавнего времени американскими школами видов спорта относятся гребля на каноэ, стрельба, гандбол, лыжи и т. д.
Сегодня достаточно оснований для признания того, что типичная американская школа не в состоянии удовлетворять становящиеся все бо-
лее разнообразными спортивные потребности и интересы школьников. В ее рамках многие из них не могут найти спортивные занятия по душе. Из-за ограниченности спорта в школах США привлекательными командными его видами большинство выпускников после окончания школы перестают заниматься спортом. Это обусловлено еще и тем обстоятельством, что в небольших населенных пунктах спортивные сооружения функционируют при учебных заведениях и по этой причине доступны только для их учащихся. Отсюда метко отмеченный М. ван Боттенбургом устойчивый стереотип образа тучного и не очень здорового американца среднего возраста, проводящего свободное время в основном за просмотром спортивных передач с пивом и чипсами [10]. Важной особенностью американского школьного спорта является ее ярко выраженный соревновательный характер, что объясняется в конечном счете духом соперничества, присущим американскому менталитету. С.И. Гуськов и Т.В. Воронина в своей статье приводят на этот счет красноречивое высказывание известного в США педагога и писателя Дж. Туниса об указанной характерной черте американской нации: «Мальчики и девочки в США начинают конкурировать с самых первых классов школы. Позже они соперничают в спорте — естественно, чтобы побеждать, ибо победа жизненно важна» [2].
Как известно, стремление к первенству и превосходству — характерная черта спорта как такового. Как пишут И.Л. Левина и Р.И. Кагра-мова, «соревновательность представляет собой идеальную сущность спортивной деятельности, основу которой составляет бескорыстное, чисто соревновательное начало, способствующее развитию спортсмена и человека» [6]. Вну-тришкольные и межшкольные соревнования помогают детям лучше подготовиться к взрослой жизни, в которой могут присутствовать не только победы, но и поражения. Ряд американских авторов, в целом поддерживая соревновательную направленность школьного спорта США, обращают внимание на определенные негативные моменты в организации соревнований, отмечают, что межшкольные соревнования, превратившись в своеобразное шоу, проводятся больше в интересах зрителей и болельщиков, а не самих учащихся.
Администрация школ зачастую рассматривает межшкольные соревнования преимущественно с позиций формирования и подкрепления престижа своих школ [16;29]. Общеизвестно, что в США спортивные успехи учащихся стали одним из важнейших составляющих престижа любой школы. Как написано в одной статье известных российских авторов на эту тему, «со стороны могло показаться, что в школах более озабочены спортивными успехами, нежели академическими. При входе в школу посетителя встречают различные кубки и другие награды, полученные школьными командами за победу в спортивных состязаниях по футболу, волейболу, баскетболу, бейсболу, а вовсе не за успехи на литературном или ином академическом поприще» [2].
Из-за чрезмерной ориентации на соревновательность все чаще спортивные программы разрабатываются только для талантливых в спортивном плане детей, в то время как дети, не обладающие продвинутыми навыками, остаются обделенными вниманием со стороны администраторов и тренеров [15]. Целью тренеров стало ранжирование школьников по признаку способности к отдельным видам спорта, а не удовлетворение потребностей всех учащихся [26]. При этом только перспективным с точки зрения тренеров и администрации школ юным спортсменам без ограничения предоставляются соответствующие помещения, лучшее спортивное обмундирование, им возмещаются расходы, связанные с участием в состязаниях, в то время как школьники, не попавшие в категорию перспективных для спорта, обычно лишены подобных привилегий [28].
Результатом излишней ориентации школ на соревнования и победы становится снижение интереса основной массы учащихся к занятиям спортом. Поэтому неудивительно, что 70% американских детей бросают занятия спортом к 13 годам [12].
Снижение привлекательности спорта для учащихся школ США в известной мере связано с нехваткой квалифицированных тренеров. По сведениям от Национальной ассоциации спорта и физического образования (NASPE), «многих детей тренирует человек, не имеющий абсолютно никакой подготовки и, возможно, не имеющий проверки биографических данных» [21]. Дж. Соломон в своей статье, опубликован-
ной в 2019 году, приводит конкретные цифры, подтверждающие подобную картину: из 6,6 млн. молодежных тренеров, насчитывающихся в США, примерно 50% работают без какой бы то ни было профессиональной подготовки [27]. Насколько сегодняшняя ситуация с тренерами в американских школах разительно отличается от того, что было несколькими десятилетиями ранее, можно судить по следующей цитате из книги Б. Редера, изданной в 1983 году: «Повсюду в Соединенных Штатах средние школы и колледжи назначают профессиональных тренеров, ... обычно платят тренеру больше, чем любому другому учителю» [24]. Отсутствие у большинства школьных тренеров необходимых знаний и навыков не только в профессиональном, но и в психолого-педагогическом плане становится причиной множества громких скандалов, связанных с эмоциональным и физическим насилием тренеров над детьми и подростками.
В последнее время, как отмечает Р. Мэдсен, «школы и конференции работают над усилением программ обучения тренеров, одновременно устанавливая политику нетерпимости к нару-шителям»[18]. Однако вряд ли можно рассчитывать на кардинальное изменение положения дел в этой области, прежде всего по причине ограниченности финансовых возможностей для развития американского школьного спорта. Как известно, в США отсутствует субсидирование развития школьного спорта со стороны государства [7]. Муниципалитеты обычно направляют свои финансовые ресурсы на развитие не школьного спорта, а находящихся в их ведении местных оздоровительных и спортивных клубов. В этих условиях школам приходится экономить не только на содержании оплачиваемых тренеров, но и сокращать другие расходы на спорт. Для балансирования спортивного бюджета государственные школы предпринимают такие меры, как ограничение участия своих команд соревнованиями, проводимыми поблизости, экономия на транспорте для поездок на соревнования, совмещение графиков поездок команд мальчиков и девочек и т.д. [11]. В последние годы все большее распространение получает финансовая поддержка школьного спорта со стороны корпоративных спонсоров. Известно, что многие школы получают значительные суммы от продажи спонсорам
прав на наименование своих стадионов и спортивных залов. Так, одна из школ Нью-Джерси предоставила фирме «ShopRite», владеющей единственным местным супермаркетом, права на название своего баскетбольного зала в обмен на 100 000 долларов, а в средней школе «Эверглейдс» в городе Мирамаре, штат Флорида, одна компания заплатила 500 000 долларов за права на название своего футбольного стадиона [19]. Есть немало примеров участия спонсоров в реконструкции школьных стадионов и залов, оснащения их современным оборудованием, приобретения на спонсорские средства спортивной формы и обмундирования для участников соревнований и др. К таким примерам относится, в частности, заключение школами округа Суи-туотер-Юнион в Сан-Диего спонсорских контрактов с такими известными корпорациями, как «Nike», «Pepsi», «Pep Boys», благодаря чему в округе было создано 12 новых школьных спортивных команд [25]. Некоторые школы получают финансовые средства от телевизионных компаний, владельцев платформ в социальных сетях за трансляцию матчей между школьными командами.
На поверхности корпоративное спонсорство может выглядеть как благотворительность. На деле же в основе подобной «благотворительности» лежит стремление корпораций как можно шире охватить целевую аудиторию потенциальных потребителей рекламой своей продукции или услуг. Когда компании вкладывают деньги в местную школьную инфраструктуру, они рассчитывает на повышение приверженности к своему бренду со стороны родителей и болельщиков, которые, постоянно сталкиваясь с размещенной в спортивных сооружениях рекламой, с большей вероятностью будут покупать товары или услуги этих компаний. Нередко реклама на школьных стадионах и в спортивных залах является отнюдь не безобидным маркетинговым инструментом. В США многие обеспокоены тем, что компании, которые становятся спонсорами школьного спор-
та, продают товары, которые не следовало бы рекламировать перед школьниками, особенно сладкие напитки и нездоровую пищу, из-за растущей проблемы ожирения среди детей [19]. В одной не так давно опубликованной статье ставится риторический вопрос: «Как реклама «Pepsi» по всему табло школьного футбольного стадиона может помочь огромному количеству американских детей с избыточным весом, которые и так неправильно питаются и испытывают угрозу раннего развития диабета?» [25]. Вопреки значительным масштабам, корпоративное спонсорство не в состоянии кардинально решить финансовые проблемы американского школьного спорта. Иные источники финансирования развития спорта в школах США, как уже было отмечено выше, также ограничены. Поэтому американские школы все чаще перекладывают расходы на содержание спортивных клубов и проведение соревнований на родителей школьников. Исследователи из Мичиганского университета установили, что средняя плата за одно участие школьника в спортивном матче составляет 161 доллар, при этом 18% школьников платят 200 долларов и более в зависимости от вида спорта. А если к этой сумме прибавить стоимость обмундирования, спортивного инвентаря, проезда до места проведения соревнований и обратно, то получится 408 долларов за участие в расчете на одного американского старшеклассника [20]. Такое положение дел существенно ограничивает возможности участия в спорте школьников из малообеспеченных семей и противоречит широко декларируемому в США принципу равного доступа детей к спорту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях американский школьный спорт, несмотря на развитую материальную базу и иные положительные компоненты, фактически перестал соответствовать запросам населения США и вызывает в основном критическое отношение со стороны специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головинова, И. Ю. Анализ системы физического воспитания в школах и высших учебных заведениях США / И. Ю. Головинова, В. С. Николаева // Наука-2020 : Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. - 2019. - 4(29). - С. 54-59. - URL: https: http://nauka-2020.ru/MKN_4(29)2019.pdf (дата обращения 30.10.2023).
2. Гуськов, С. И. Спорт и американское образование (обзор материалов по социологии спорта в США) / С. И. Гуськов, Т. В. Воронина // Физическая культура. - 1997.
- № 4. - http://Lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/1997N4/ p46-47.htm (дата обращения: 25.09.2023).
3. Гуськов, С. И. Спорт и американская школа / С. И. Гуськов, Л.Б. Кофман // Спорт, духовные. ценности, культура. - М. - 1997. - Вып. 7. - С. 149-153.
4. Евстафьев, Э. Н. Концепция прозрачности бизнеса в контексте управления профессиональными спортивными лигами в США / Э. Н. Евстафьев, И.Р. Валеев // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта. -Казань. - 2023. - С. 76-78.
5. Зуев, В. Н. Европейский подход к управлению в сфере спорта: ценности, нормы и интересы / В. Н. Зуев, И. М. Попова // Вестник международных организаций. -2018. - Т. 13. - № 1 - С. 51-65.
6. Левина, И. Л. Соревновательность, состязательность и агональность в современном спорте / И. Л. Левина, Р. И. Каграмова // Современные исследования социальных проблем. - 2022. - Том 14 - № 4. - С. 416-430.
7. Пьянкова, С. Г. Сравнительный анализ экономических моделей управления спортом в международной практике / С. Г. Пьянкова, Д. П. Аркалов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. - № 1.
- С. 74-84.
8. America's Roads. Children's and youth sports in America. 17 August 2016. - URL: https: //www. americasroads. us/2016/08/17(дата обращения: 28.10.2023).
9. Aspen Institute. Kids quit most sports by age 11. - 2019.
- URL: https: //www.aspen projectpLay.org/nationaL-youth-sport'Survey/1 (дата обращения: 15.09.2023).
10. Bottenburg, M. van. Why are the European and American sports worlds so different? Pathdependence in the European and American sports history, in: Transformation of Modern Europe: States, Media and Markets 1950-2010. - Publisher: RoutLedge. - 2019. - P. 205-225.
11. Chen, G. HeLLo budget cuts, goodbye sports: The threat to athLetics / G. Chen // PubLic SchooL Review - 7 March 2018. - URL: https: // www.pubLicschooLreview.com/ bLog/heLLo- budget-cuts-goodbye-sports-the-threat-to-athLetics (дата обращения: 08.10.2023).
12. Corbin, C. The human cost of raising youth sports to a $17 biLLion industry / C. Corbin, L. CuLp // Fox News. - 30 ApriL 2019. - URL: https: //www.foxnews.com/sports/ youth-sports-H-biLLion-industry-human-cost (дата обращения: 11.10.2023).
13. FeLfe, C. Sports and chiLd deveLopment / C. FeLfe, M. Lechner, A. Steinmayr // NationaL Center for BiotechnoLogy Information. - 4 May 2016. - URL: https: //www.ncbi.nLm.nih.gov/ pmc/articLes/PMC4 856309/ (дата обращения: 18.10.2023).
14. FLanagan, L. What's Lost when onLy rich kids pLay sports / L. FLanagan // The AtLantic. - 28 September May 2017. - URL: https: //www.theatLantic.com/education/ archive/2017/09/whats-Lost' when-onLy-rich-kids-pLaysports/541317/ (дата обращения: 26.06.2023).
15. Gregory, S. FLow kids' sports became a $15 biLLion industry / S. Gregory //Time. - 24 August 2017. - URL: https://www. time.com/4913687/how-kids-sports-became-15-biLL ion-industry/ (дата обращения: 15.07.2023).
16. Guttmann, A. A whoLe new baLL game. An interpretation of American sports / A. Guttmann. - ChapeLL HiLL and London: The University of North CaroLina Press. - 1988.
- 243 p.
17. IBIS WorLd. The 10 biggest industries by revenue in the US in 2020.- URL: https: //www. bisworLd.com/united'states/ industry-trends/biggest'industries'by'revenue / (дата обращения: 01.06.2023).
18. Madsen, R. ChaLLenging issues in youth and high schooL sports in the United States / R. Madsen, А. FarreLL, in: InternationaL Sport Business Management, - 2021.
- URL: https://ebrary.net/145864/business_finance/ chaLLenging_issues_youth_high_schooL_sports_united_ states?yscLid=Lorg3e1prf44306409 (дата обращения: 29.10.2023).
19. McCoLLum, S. ShouLd SchooLs Court Corporate Sponsors? Yes, schooLs need corporate sponsorships to save educationaL and extracurricuLar programs / S. McCoLLum // Literary CavaLcade. - 2005. - 57(5). - Р. 18-19.
20. Mostafavi, B. Does pay-to-pLay put sports, extracurricuLars out of reach? / B. Mostafavi // University of Michigan HeaLth BLog. - 18 March 2019. - URL: https: //www. LieaLthbLog.uofmheaLth.org/ LifestyLe/does-pay-to-pLay-put-sports-extracurricuLars-out-of-reach (дата обращения: 18.06.2023).
21. NationaL Association of Sport and PhysicaL Education. NationaL statuLards for sport coaches.- 2018. - URL: https: // www.shapeamerica.org/upLoads/pds/2018/standards/ NationaL-Standards-for-Sport'CoacheS'DRAFTpdf (дата обращения: 21.06.2023).
22. NationaL Federation of State High SchooL Associations. High schooL participation archive. - URL: https:// www.nfhs.org/sports-resource-content/high-schooL-participation-survey-archive/ (дата обращения: 19.06.2023).
23. PLunkett Research. Sport iridustry statistics and market size overview. - 2020. - URL: https: // www. pLunkettresearch.com/statistics/sports-industry/ (дата обращения: 16.07.2023).
24. Rader, B. American sports. From the age of foLk games to the age of the spectator / B. Rader. - EngLewood CLiffs: Prentice HaLL.-1983. - 376 p. - Текст: непосредственный.
25. Sherman, M. Corporate Sponsorship in High SchooL AthLetics. Marketing Undergraduate Honors Theses / M. Sherman. - 2012. - URL: https: // www. schoLarworks.
uark.edu/mktguht/15 (дата обращения: 29.10.2023).
26. Slack, T. Sport in North America / T. Slack, M. M. Parent // B. Houlihan (ed.), Sport and society. A student introduction. - London: Sage. - 2008. - P. 471-491.
27.Solomon, J. Basketball's Chris Webber: Pressure on kids to make the NBA is "scary"/ J. Solomon //Aspen Institute. -19 September 2019. - URL: https:// www.aspeninstitute. org/blog-posts/ basketballs-chris-webber-the-pressure-on-kids-to-make-the-nba-is-scary/ (дата обращения: 17.09.2023).
28. Sparvero, E. United States / E. Sparvero, L ChaLip, B. C. Green // B. Houlihan and M. Green (eds.), Comparative elite sport development. - Amsterdam: ELsevier. - 2008. - P. 242-271.
29. Stokvis, R. Social functions of high school athletics in the United States: A historical and comparative analysis / R. Stokvis // Sport in Society. - 2009. - VoL. 12. - P. 1236-1249.
REFERENCES
1. Golovinova, I. Yu, Nikolaeva, V.S. (2019). Analysis of the system of physical education in schools and higher educational institutions of the USA / Science-2020: Physical culture, sports, tourism: problems and prospects, No. 4(29), pp. 54-59. https: http://nauka-2020. ru/MKN_4(29)2019.pdf (in Russ.).
2. Guskov, S.I., Voronina, T.V. (1997). Sport and American education (review of materials on the sociology of sport in the USA) / Physical culture, No. 4, http://lib.sportedu. ru/Press/FKVOT/1997N4/p46-47.htm (in Russ.).
3. Guskov, S.I., Kofman, L.B.(1997). Sports and American school / Sports, spiritual. values, culture. Moskau, No 7, pp. 149-153 (in Russ.).
4. Evstafiev, E.N., Valeev, I.R. (2023). The concept of business transparency in the context of managing professional sports leagues in the USA / Problems and innovations of sports management, recreation and sports and health tourism. Materials of the VIII All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 100th anniversary of the formation of the state governing body in the field of physical culture and sports. Kazan, pp. 76-78 (in Russ.).
5. Zuev, V.N., Popova, I.M. (2018). European approach to management in the field of sports: values, norms and interests / Bulletin of international organizations. Vol. 13. No. 1, pp. 51-65.
6. Levina, I. L., Kagramova, R.I. Competitiveness, competitiveness and agonism in modern sport / Modern studies of social problems. Vol. 14, No. 4, pp. 416-430 (in Russ.).
7. Pyankova, S.G. Arkalov, D.P. (2021). Comparative analysis of economic models of sports management in international practice / Regional problems of economic transformation. No. 1, pp. 74-84 (in Russ.).
8. America's Roads (2016). Children's and youth sports in America. Published on August 17, 2016. https: //www. https://americasroads.us/2016/08/17
9. Aspen Institute. (2019). Kids quit most sports by age 11. https: //www.aspen projectplay.org/national-youth-sport'Survey/1
10. Bottenburg, M. van. (2019) Why are the European and American sports worlds so different? Pathdependence in the European and American sports history, in: Transformation of Modern Europe: States, Media and Markets 1950-2010. Publisher: Routledge, pp. 205-225.
11. Chen, G. (2018). Hello budget cuts, goodbye sports: The threat to athletics / Public School Review. 7 March 2018. https: // www.publicschoolreview.com/blog/hello-
budget-cuts-goodbye-sports-the-threat-to-athLetics
12. Corbin, C., CuLp, L. (2019). The human cost of raising youth sports to a $17 biLLion industry / Fox News. 30 ApriL 2019. https: //www.foxnews.com/sports/youth-sports-H-biLLion-industry-human-cost
13. FeLfe, C., Lechner, M., Steinmayr, A. (2016). Sports and chiLd deveLopment / NationaL Center for BiotechnoLogy Information. 4 May 2016. https: //www.ncbi.nLm.nih.gov/ pmc/articLes/PMC4 856309
14. FLanagan, L. (2017). What's Lost when onLy rich kids pLay sports / The AtLantic. 28 September May 2017. https: //www.theatLantic.com/education/archive/2017/09/ whats-Lost' when-onLy-rich-kids-pLaysports/541317
15. Gregory, S. (2017) FLow kids' sports became a $15 biLLion industry / Time. 24 August 2017. https://www. time.com/4913687/how-kids-sports-became-15-biLL ion-industry
16. Guttmann, A. (1988). A whoLe new baLL game. An interpretation of American sports / ChapeLL HiLL and London: The University of North CaroLina Press, 243 p.
17. IBIS WorLd. (2020). The 10 biggest industries by revenue in the US in 2020. https: //www. bisworLd.com/united'states/ industry-trends/biggest'industries'by'revenue
18. Madsen, R., FarreLL, A. (2021). ChaLLenging issues in youth and high schooL sports in the United States, in: InternationaL Sport Business Management.https:// ebrary.net/145864/business_finance/chaLLenging_ issues_youth_high_schooL_sports_united_states?yscLid= Lorg3e1prf44306409
19. McCoLLum, S.(2005). ShouLd SchooLs Court Corporate Sponsors? Yes, schooLs need corporate sponsorships to save educationaL and extracurricuLar programs / Literary CavaLcade. 57(5), pp. 18-19.
20. Mostafavi, B. (2019). Does pay-to-pLay put sports, extracurricuLars out of reach? / University of Michigan HeaLth BLog. 18 March 2019. https: //www. LieaLthbLog. uofmheaLth.org/ LifestyLe/does-pay-to-pLay-put-sports-extracurricuLars-out-of-reach
21. NationaL Association of Sport and PhysicaL Education
(2018). NationaL standards for sport coaches. https:// www.shapeamerica.org/upLoads/pds/2018/standards/ NationaL-Standards-for-Sport'CoacheS'DRAFTpdf
22. NationaL Federation of State High SchooL Associations
(2019). High schooL participation archive. https:// www.nfhs.org/sports-resource-content/high-schooL-participation-survey-archive/
23. PLunkett Research (2020). Sport industry statistics and market size overview. https: // www.pLunkettresearch. com/statistics/sports-industry
24. Rader, B.(1983). American sports. From the age of folk games to the age of the spectator. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 376 p.
25. Sherman, M. (2012). Corporate Sponsorship in High School Athletics. Marketing Undergraduate Honors Theses. https: // www.scholarworks.uark.edu/ mktguht/15
26. Slack, T., Parent, M. M. (2008). Sport in North America, in: B. Houlihan (ed.), Sport and society. A student introduction. London: Sage, pp. 471-491.
27.Solomon, J. (2019). Basketball's Chris Webber: Pressure on kids to make the NBA is "scary"/ Aspen Institute. 19
September 2019. https:// www.aspeninstitute.org/blog-posts/ basketballs-chris-webber-the-pressure-on-kids-to-make-the-nba-is-scary
28. Sparvero, E., Chalip, L., Green, B. C. (2008). United States, in B. Houlihan and M. Green (eds.), Comparative elite sport development. Amsterdam: Elsevier, 2008, pp. 242271.
29. Stokvis, R. (2009). Social functions of high school athletics in the United States: A historical and comparative analysis / Sport in Society, Vol. 12, pp.12361249.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Евстафьев Эдуард Николаевич (Evstafyev Eduard Nikolayevich) - кандидат экономических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, зд. 35; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1622-5023
Поступила в редакцию 2 ноября 2023 г. Принята к публикации 17 ноября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Евстафьев, Э. Н. Современные особенности и проблемы школьного спорта в США / Э. Н. Евстафьев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4 -С. 144-151. РО!: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-144-151
FOR CITATION
Evstafyev E.N. School sports in the USA: features and problems. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. -pp. 144-151 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-144-151