Научная статья на тему 'Современные основы философии образования'

Современные основы философии образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Future Human Image
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНЕТАРНО-КОСМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПСИХИКА / НЕЙРОБИОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базалук Олег Александрович, Блажевич Тамара Васильевна

В статье авторы рассматривают современное понимание основ философии образования. В последнее время, когда говорят о развитии и образовании человека, конкретизируют, речь идет о совершенстве его психики. И если в конце ХХ столетия предметом образовательного воздействия считался человек, состоящий из социальной и биологической сущности, то в начале ХХІ столетия положение изменилось. Достижения в нейронауках (Ристо Наатанен, Джеймс Олдс, Дональд Хебб, Элхонон Гольдберг и др.) позволили конкретизировать предмет образовательного воздействия и выделить в человеке материальную организацию, которая на самом деле выделяет его из мира живых организмов. Речь идет о нейронных структурах, которые формируются и развиваются в головном мозге человека, и которые не наблюдаются (а если и наблюдаются, то в ином формате и с иными функциональными проявлениями) в мозге высших животных. Мы говорим о последовательно формирующихся нейронных ансамблях подсознания и сознания, которые выполняют соответствующие функции: подсознательные (бессознательные) и сознательные. Если последовательное развитие структуры мозга человека рассматривает нейробиология, то развитие функций этой структуры, рассматривает психология. Методы, способы и средства передачи социально-культурного наследия от одного поколения к другому исследует педагогика. Поэтому философия образования, которая рассматривает технологии образовательного воздействия, мировые образовательные модели, должна основываться на интеграции исследований в нейробиологии, психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные основы философии образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Базалук — д. филос. н., проф., Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды (г. Переяслав-Хмельницкий, Украина)

E-mail: bazaluk@ukr.net

Т. В. Блажевич — преподаватель, Киевский университет туризма, экономики и права (г. Киев, Украина)

E-mail: t.blazhevych@ukr.net

В статье авторы рассматривают современное понимание основ философии образования. В последнее время, когда говорят о развитии и образовании человека, конкретизируют, — речь идет о совершенстве его психики. И если в конце ХХ столетия предметом образовательного воздействия считался человек, состоящий из социальной и биологической сущности, то в начале ХХІ столетия положение изменилось. Достижения в нейронауках (Ристо Наатанен, Джеймс Олдс, Дональд Хебб, Элхонон Гольдберг и др.) позволили конкретизировать предмет образовательного воздействия и выделить в человеке материальную организацию, которая на самом деле выделяет его из мира живых организмов. Речь идет о нейронных структурах, которые формируются и развиваются в головном мозге человека, и которые не наблюдаются (а если и наблюдаются, то в ином формате и с иными функциональными проявлениями) в мозге высших животных. Мы говорим о последовательно формирующихся нейронных ансамблях подсознания и сознания, которые выполняют соответствующие функции: подсознательные (бессознательные) и сознательные. Если последовательное развитие структуры мозга человека рассматривает нейробиология, то развитие функций этой структуры, рассматривает психология. Методы, способы и средства передачи социально-культурного наследия от одного поколения к другому исследует педагогика. Поэтому философия образования, которая рассматривает технологии образовательного воздействия, мировые образовательные модели, должна основываться на интеграции исследований в нейробиологии, психологии и педагогики.

Ключевые слова: философия образования, планетарно-космическая личность, психика, нейробиология, психология

MODERN BASICS PHILOSOPHY OF EDUCATION

Oleg Bazaluk — Doctor of Philosophy, Professor, Pereyaslav-Khmelnytsky Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University (Pereyaslav-Khmelnytsky, Ukraine)

Tamara Biazhevtch — Senior lecturer, Kyiv University of Tourism, Economy, and Law (Kyiv, Ukraine)

© Базалук О. О., 2015 © Блажевич Т. В., 2015

In this article the authors examine the current understanding of the foundations of the philosophy of education. Lately when it is spoken about human development and education and concretized that it is the perfection of its mind. And if at the end of the twentieth century the subject of educational impact was human being, consisting of social and biological entities, at the beginning of the XXI century the situation has changed. Advances in neuroscience (Risto Nuutапєп, James Olds, Donald Hebb, Elkhonon Goldberg and others) allowed specifying the subject of the educational impact and identifying in a person the material organization that really makes him standing out from the world of living organisms. We are talking about the neural structures that are formed and developed in the human brain and which are not observed (and if they are observed, then in a different format and with different functional manifestations) in the brain of higher animals. We are talking about consistently evolving neural networks and subconscious consciousness which perform the corresponding functions: subliminal (unconscious) and conscious. If the consistent development of the structure of the human brain sees neuroscience, the development of the functions of this structure, considering psychology. Methods, ways and means of transmission of socio-cultural heritage from one generation to another explores pedagogy. Therefore, the philosophy of education that considers the impact of educational technology, global educational model should be based on the integration of research in neuroscience, psychology and pedagogy.

Key Words: philosophy of education, planetary and cosmic personality, neurobiology, psychology, mind.

В последнее время, когда говорят о развитии и образовании человека, конкретизируют, — речь идет о совершенстве его психики. И если в конце ХХ столетия предметом образовательного воздействия считался человек, состоящий из социальной и биологической сущности, то в начале ХХІ столетия положение изменилось. Достижения в нейронауках (Ристо Наатанен, Джеймс Олдс, Дональд Хебб, Элхонон Гольдберг и др.) позволили конкретизировать предмет образовательного воздействия и выделить в человеке материальную организацию, которая на самом деле выделяет его из мира живых организмов. Мы говорим о последовательно формирующихся в головном мозге человека нейронных структурах: ансамблях подсознания и сознания (в терминологии Н. Бехтеревой [Бехтерева, 2008]). Формирование и развитие нейронных ансамблей подсознания и сознания наблюдают только в мозге человека, в мозге высших животных они не встречаются. Нейронные ансамбли подсознания и сознания выполняют соответствующие функции: подсознательные (бессознательные) и сознательные.

В понимании авторов, нейронные ансамбли подсознания и сознания на Земле прошли длительный путь усложнения: от 5 млн. лет назад вплоть до сегодняшних дней [Марков, 2011]. Каждый этап усложнения - это новая инвариантная нейронная иерархия, включающая в себя предшествующие нейронные структуры, а также новые нейронные образования, внутринейронные и межнейронные связи, клетки нейроглии. Известный индийский нейробиолог В. Рамачандран выделил три области мозга, которые присутствуют и интенсивно развиваются только в мозге человека: область Вернике в левой височной доле, префронтальную кору и нижние теменные дольки в каждой теменной доле [Ра-мачандран, 2012].

Исследованием особенностей развития нейронных ансамблей подсознания и сознания занимаются нейронауки: нейробиология, нейропсихология, нейроанатомия и т.п.

Усложнение структуры мозга человека привела к усложнению функций мозга. Многообразие проявлений функций мозга исследует психология. Психоло-

гия основывается на исследованиях нейробиологии. Нейробиология для психологии значит столько же сколько математика для физики. Любые проявления функций мозга, следуют из закономерного развития его структуры. Таким образом, нейробиология изучает усложнение структуры нейронных ансамблей подсознания и сознания, а психология, изучает появление и развитие функций мозга, или развитие психики. В психологии комплексная работа нейронных ансамблей подсознания и сознания обозначается понятием «психика»: «работа психики», «функционирование психики» и т. п. Именно поэтому, когда говорят о развитии психики, то речь идет, главным образом, о трех основных процессах:

1. О закономерном и практически не связанном с внешней средой действии генетических программ, которые по пока непонятным современной науке причинам с течением времени направленно усложняют структуру нейронных ансамблей подсознания и сознания;

2. О закономерном и связанном с внешней средой развитием функций психики. Усложнение функций психики напрямую связано с усложнением структуры мозга.

3. О влиянии на усложнение функций психики внешней социальной среды. Воздействие социальной среды (наряду с усложнением структуры мозга) способствует усложнению функций мозга, в частности, развитию наследственно предопределенных потенциалов психики и полноте их реализации в онтогенезе.

Анализ работ психологов и школ психологов в изучении функций психики осуществлен в статье О. Базалука «Модель эволюции разумной материи» [Базалук, 2014].

Изучением особенностей влияния внешней среды на усложнение функций психики занимается педагогика. Кроме педагогики исследованием особенностей влияния внешней среды на усложнение функции психики занимаются и другие научные дисциплины: социология, культурология, юридические науки и т.п. Но с нашей точки зрения, именно педагогика устанавливает и задает основные способы, методы и средства, с помощью которых внешняя социальная среда наиболее полно и эффективно воздействует на проявления и закрепления функций психики. Как основной внешний источник усложнения функций психики, педагогика выполняет следующие задачи:

1. Создает благоприятные условия для последовательного усложнения структуры нейронных ансамблей подсознания и сознания и, соответственно, усложнения функций психики;

2. Разрабатывает способы, методы и средства, которые благодаря внешнему воздействию обеспечивают более полное и эффективное усложнение функций психики;

3. Обеспечивает передачу социально-культурного наследия от одного поколения к другому;

4. Адаптацию развивающейся психики к условиям социальной среды.

Педагогика основывается на достижениях психологов и психологических

школ. Исследования в психологии составляют основу педагогических моделей. Организовать качественное и эффективное воздействие образовательного процесса на усложнение функций психики можно только на основе знаний об этапах усложнения структуры и функций нейронных ансамблей подсознания

и сознания. Еще в середине прошлого столетия Ж. Пиаже доказал, что закономерное усложнение структуры и функций психики — первично, а воздействие внешней среды, особенно на первых этапах развития мозга человека — вторично [Пиаже, 1969].

Таким образом, мы можем построить пирамиду, которая раскрывает современно понимание усложнения структуры и функций психики:

С точки зрения авторов, данная пирамида есть ни что иное как содержание предмета философии образования. Изучая и аккумулируя исследования из нейробиологии, психологии и педагогики, философия образования исследует технологию формирования высокоразвитой психики. Предметом исследования философии образования является понимание этапности усложнения структуры и функций нейронных объединений подсознания и сознания. Понимание (содержания этого процесса не только раскрывает смысл понятия «высокоразвитая личность », но и способствует погтроению технологии формирования «высокоразвитых психик» (личностей).

Обънктом исследования философии образования являются образовательные модели -а- образовательные технологии в масштабах государства, направленные на формирование «высокоразвитых психик» (личностей).

Философия образования на основе нейробиологических, психологических и педагогических исследований занимается разработкой индивидуальных технологий развития высокоразвитой психики, а также технологий в масштабах государства (национальных образовательных систем). Это междисциплинарная наука, которая, несмотря на гвою предметность и практичегкую значимость, остается относительной, привязанной к конкретным историко-культурным традициям регионов. Поэтому среди задач, которые стояе перед философией образования, с точки зрения авторов следует сыделить две основные задачи:

1. На основе современных достижений в нейробиологии, психологии и педагогики выработать критерии «идеальной» личности. В понимании авторов — это планетарно-космическая личность, которая аккумулируетв себе комплекс пользующихся спросом в масштабах цивилизации личностных характеристик.

с-

2. На основе анализа существующих мировых образовательных систем, разработать образовательную технологию, направленную на формирование планетарно-космической личности. Речь идет о создании универсальной образовательной системы, которая гарантированно обеспечивает качественное усложнение структуры и функций я-психики (индивидуальной психики) и её адаптацию к определенным социально-культурным средам.

В своих исследованиях авторы разрабатывают понимание планетарно-космической личности и технологии по её формированию. Авторы назвали технологию формирования планетарно-космической личности — космическим образованием. Основы космического образования изложены в статье авторов «Cosmic Education: Formation of a Planetary and Cosmic Personality» [Bazaluk, Blazhevich, 2013].

С точки зрения авторов, в основе планетарно-космической личности находится психика с преимущественной работой нейронного ансамбля сознания. Анализ исследований в области нейробиологии, психологии и педагогики, а также собственные исследования авторов, позволяют сделать следующие выводы:

1. По объективным (наследственным, биологическим, экологическим и т.п.) и субъективным (неэффективность и отсталость образовательных систем, низкая профессиональная подготовка педагогических кадров, образовательная политика государств и т.п.) причинам, развитие структуры и функций психики в масштабах цивилизации происходит неравномерно. Современная цивилизация представлена психиками с разным уровнем внутреннего совершенства. Условно, семи миллиардное множество психик в масштабах Земли, можно разделить на три категории:

1) Психики с преобладающей активностью нейронного ансамбля сознания;

2) Психики, в которых активность сознания незначительно уступает работе нейронного ансамбля подсознания;

3) Психики с ярко выраженной работой подсознания.

Преимущественная работа нейронного ансамбля сознания в повседневной жизни проявляется в более эффективном взаимодействии психики с информационной средой. А именно, психика больше запоминает, быстрее думает, масштабнее воспринимает проблему, из множества вариантов выбирает наиболее эффективные решения, имеет обостренную интуицию, умеет стратегически мыслить, прогнозировать будущее и т.п.

Численность первой и третьей условно выделенных категорий психик относительно небольшое и колеблется в пределах 10-15 % каждая от общего количества населения планеты. Основную массу составляют психики второй категории, которые уравновешивают баланс псипространства цивилизации.

2. Формирование планетарно-космической личности возможно на основе подавляющего большинства психик современной цивилизации (1 и 2 условно выделенные категории). Причем речь не идет об утрате национальной принадлежности и отказе от культурных ценностей и традиций.

Общими (универсальными) характеристиками планетарно-космической личности являются [Базалук, 2011]:

- когнитивные (познавательные) характеристики: умение организовать качественное взаимодействие с окружающим внешним материальным ми-

ром; умение ставить вопросы и отвечать на них, максимально используя достижения современной науки и философии; раскрывать содержание явлений и процессов в многообразии их аспектов; работать с качественной (научной) информацией, делая ставку на объеме охвата: чем масштабнее и глубже знания, тем качественнее и продуктивнее принятое решение и т.п.

- креативные (творческие) характеристики: вдохновение, жизненная активность, фантазия, гибкость ума, умение обнаружить противоречие и глубину; свобода мыслей, чувств, действий; прогнозируемость; критичность; упорство в достижении цели; наличие собственной точки зрения и т.п.

- организационные (методологические) характеристики: умение осознать глобальную цель своей жизни (какой деятельности, достижению каких целей следует посвятить большую часть онтогенеза) и, исходя из нее, поставить цели частные (цели промежуточные: получение образования, создание семьи, материальных благ, карьеры и т.п.), аргументировать выбранную жизненную позицию; организовать последовательное достижение глобальной цели через воплощение целей частных; умение планировать повседневное существование; рефлексивность мышления, самоанализ, самоконтроль, объективная самооценка и т.п.

- коммуникативные характеристики: обусловлены необходимостью взаимодействовать с другими людьми, объектами материального мира, предстоящим информационным пространством; умение получить, переработать, сохранить и передать информацию во всех доступных формах; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии; обладать толерантностью, терпимостью; уметь прощать и одновременно отстаивать свою позицию и т.п.

- мировоззренческие характеристики: эмоционально-ценностные установки субъекта, определяющие способность к самопознанию и самосовершенству, умение определить свое место и роль в материальном мире, в семье, коллективе, государстве; следование общечеловеческим ценностям и морали, патриотичность, порядочность, преданность выбранным идеалам; умение мыслить тактически (сегодняшним, завтрашним и послезавтрашним днем) и стратегически (прогнозы на десятилетия, на далекую перспективу) и т.п.

Но наряду с общими характеристиками планетарно-космической личности и технологией её формирования, существуют отличия, связанные, прежде всего с историко-культурными традициями региона. Формирование и развитие идеальных образов и технологий по их формированию, которые осуществляются в рамках предмета и объекта исследования философии образования, возможно только в конкуренции и многообразии национальных образовательных систем. Опираясь на достижения нейробиологии, психологии, педагогики и философии образования, народы и государства мира строят свои, национальные образовательные системы, эффективность которых оценивается в конкретной социально-культурной среде. Конкуренция созданных систем служит во благо

развития цивилизации, так как она постоянно актуализирует пользующиеся спросом в масштабах цивилизации личностные характеристики и совершенствует технологии их формирования и закрепления в психиках.

ш References

Базалук, 2010 — Базалук О. А. Философия образования в свете новой космологической концепции. Учебник — Киев: Кондор, 2010. — 458 с. Базалук, 2011 — Базалук О. А. Философия образования. Формирование планетарно-космического типа личности. / Олег Базалук / Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография. / Под ред. О.А. Базалука. — Киев: Кондор, 2011. — Т.1. — С. 61-93.

Базалук, 2014 — Базалук О. А. Модель эволюции разумной материи / Philosophy

and Cosmology 2014 (Том 12) — Киев: МФКО, 2014. С.165-196 Бехтерева, 2008 — Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. - доп.

изд. - Москва: АСТ; СПб.: Сова, 2008 - 363 с. Марков, 2011 — Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Книга 2: Обезьяны, нейроны и душа / Александр Владимирович Марков - Москва: Астрель: CORPUS, 2011. - 512 с. Пиаже, 1969 — Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: «Просвещение», 1969. - 659 с. Рамачандран, 2012 — Рамачандран Вилейанаур Субраманиан Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. - Москва: Карьера Прессс, 2012. - 398 с. Bazaluk, Blazhevich, 2013 — Bazaluk O., Blazhevich T. Cosmic Education: Formation of a Planetary and Cosmic Personality. / Философия и космология/Philosophy & Cosmology 2012 — Kiev: ISPC, 2013. — P.147-160. Bazaluk, Blazhevich, 2015 — Bazaluk O., Blazhevich T. Modern basics philosophy of

education / Creative Education Vol.6, No.11, June 2015, USA. Bazaluk, 2015 — Bazaluk Oleg. The basic postulates of the universal evolution model «Evolving matter» / Philosophy and Cosmology 2015 (Vol. 14) — Kyiv: ISPC, 2015. — P. 11-20

ш

References

Bazaluk O. A. Filosofiya obrazovaniya v svete novoi kosmologicheskoi kontseptsii.

Uchebnik — Kiev: Kondor, 2010. — 458 s. Bazaluk O. A. Filosofiya obrazovaniya. Formirovanie planetarno-kosmicheskogo tipa lichnosti. / Oleg Bazaluk / Obraz cheloveka budushchego: Kogo i Kak vospity-vat' v podrastayushchikh pokoleniyakh: kollektivnaya monografiya. / Pod red. O.A. Bazaluka. — Kiev: Kondor, 2011. — T.1. — S. 61-93. Bazaluk O. A. Model evolution razumnoy matteruu / Philosophy and Cosmology 2014

(Volume 12) — Kiev: MFKO, 2014. S.165-196 Bextereva N. P. Magiya mozga u laburuntu zhuznu / Moskva: AST, 2008 — 363 s.

Markov A. Evolutiya cheloveka. Knuga 2: Obez'yany, neyrony u dysha — Moskva: Astrel, 2011 — 512 s.

Puazhe Zh. Uzbrannue psuxologucheskue trydu. Psuxologiya untellekta. — M.: Pros-veshenue? 1969/ — 659 s.

Ramachandran V. Mozg rasskazyvaet. Chto delaet bas lyd'mu — M.: Kar'era Press, 2012 — 398 s.

Bazaluk O., Blazhevich T. Cosmic Education: Formation of a Planetary and Cosmic Personality. / Философия и космология/Philosophy & Cosmology 2012 — Kiev: ISPC, 2013. — P.147-160.

Bazaluk O., Blazhevich T. Modern basics philosophy of education / Creative Education Vol.6, No.11, June 2015, USA.

Bazaluk Oleg. The basic postulates of the universal evolution model «Evolving matter» / Philosophy and Cosmology 2015 (Vol. 14) — Kyiv: ISPC, 2015. — P. 11-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.