Научная статья на тему 'Современные ориентиры развития профессиональных медицинских сообществ в контексте нового законодательства по здравоохранению'

Современные ориентиры развития профессиональных медицинских сообществ в контексте нового законодательства по здравоохранению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL MEDICAL COMMUNITY / PUBLIC HEALTH LAW / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даценко Светлана Олеговна, Кицул Игорь Сергеевич

В статье представлен анализ современных направлений развития профессиональных медицинских сообществ в условиях реализации нового законодательства по здравоохранению в России. Рассмотрены возможности использования механизмов саморегулирования в этих условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даценко Светлана Олеговна, Кицул Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern guidelines of the development of professional medical communities in the context of new legislation on health care

The paper deals with analysis of modern trends of development of professional medical communities in the context of the implementation of the new legislation on public health in Russia. The possibilities of use of mechanisms of self-regulation in these conditions are determined.

Текст научной работы на тему «Современные ориентиры развития профессиональных медицинских сообществ в контексте нового законодательства по здравоохранению»

ношений анатомических образований и плотность костных структур. Это дает возможность на этапе планирования хирургического вмешательства оценить форму челюсти, взаиморасположение соседних анатомических структур, а также качество и количество костной ткани [1]. За счет введения в

интерактивную программу виртуальных имплантатов планируемая операция может быть проведена виртуально и проконтролирована в режиме 1:1[2,6]. Все это позволяет добиться снижения операционного риска и уменьшения длительности операции.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГодиЖ.-Ф. Атлас по анатомии для имплантологов. - Пер. с франц. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 248 с.

2. Какачи К., Нейгебауэр Й., Шлегел А., Сэйдел Ф. Справочник по дентальной имплантологии. - Пер. с нем. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 208 с.

3. Рабухина Н.А., Аржанцев А.П. Рентгенодиагностика в стоматологии. - М.: МИА, 2005. - 452 с.

4. Рабухина Н.А., Голубева Г.И., Перфильев С.А. Спиральная

компьютерная томография при заболеваниях челюстнолицевой области. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 128 с.

5. Трофимов В.В., Федчишин О.В., Белозеров Н.Д. Оптимизация поверхности дентальных имплантатов // Российский вестник дентальной имплантологии. - 2007/2008. - № 1/4(11)(17/20). - С.98-109.

6. Хобкек Д.А., Уотсон Р.М., СизнЛлойдДж.Дж. Руководство по дентальной имплантологии. - Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 224 с.

Информация об авторах: Федчишин Олег Вадимович — заведующий кафедрой, к.м.н., доц. 664079, Иркутск, м-н Юбилейный, 100, ИГМАПО, e-mail: mr.fedchishin@mail.ru; Федчишин Никита Олегович — ординатор.

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© ДАЦЕНКО С.О., КИЦУЛ И.С. - 2013 УДК 614.2:338.46

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СООБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Светлана Олеговна Даценко, Игорь Сергеевич Кицул

(Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. И.С. Кицул)

Резюме. В статье представлен анализ современных направлений развития профессиональных медицинских сообществ в условиях реализации нового законодательства по здравоохранению в России. Рассмотрены возможности использования механизмов саморегулирования в этих условиях.

Ключевые слова: профессиональные медицинские сообщества, законодательство по здравоохранению, саморегулирование.

THE MODERN GUIDELINES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MEDICAL COMMUNITIES IN THE CONTEXT OF NEW LEGISLATION ON HEALTH CARE

S.O. Datsenko, I.S. Kitsul (Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Russia)

Summary. The paper deals with analysis of modern trends of development of professional medical communities in the context of the implementation of the new legislation on public health in Russia. The possibilities of use of mechanisms of self-regulation in these conditions are determined.

Key words: professional medical community, public health law, self-regulation.

Вот уже несколько лет продолжаются обсуждения и дискуссии относительно необходимости и перспектив развития саморегулирования в здравоохранении. Судя по сохраняющейся актуальности данного вопроса, можно с уверенностью констатировать, что он еще недостаточно проработан как с законодательной, так и практической точек зрения. Вместе с тем, уже имеется отдельный практический опыт создания профессиональных некоммерческих организаций в здравоохранении, работающих на принципах саморегулирования, несмотря на то, что позиция государства относительно регистрации таких организаций как саморегулируемых, так и не определена. Очевидно, что потребуется еще какое-то время, чтобы этот вопрос оформился законодательно и сформировался с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Необходимо отметить, что тема саморегулирования как стратегический компонент достаточно четко определяется в программных документах первых лиц государства. Так, в своем докладе «Строительство справедливости. Социальная политика для России» В.В. Путин указал: «Нужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира - это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь - это развитие саморегулируемых организаций. Компетенции и возможности которых должны расширяться. С другой стороны, сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать

и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.

Необходимо избегать бюрократизации саморегулируе-мых организаций, создания с их помощью “саморегулируе-мых” барьеров (прежде всего, в тех сферах деятельности, где отсутствует недопустимый риск, или безопасность которых уже обеспечена иными государственными методами регулирования). Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка. Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России».

Говоря о роли профессиональных сообществ в развитии страны, в этом докладе Президент РФ отметил: «мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря - это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства. Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций».

Отдельный тезис данного доклада был посвящен профессиональным медицинским сообществам и роли в повышении качества медицинского обслуживания: «Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.

...Пациенты не удовлетворены качеством медицинских услуг. В первую очередь это связано с квалификацией врачей и медсестер. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке».

Таким образом, можно констатировать, что позиция руководства страны в отношении перспектив развития профессиональных медицинских сообществ и их влияния на здравоохранение конкретно определена. Однако требуется ряд действий, прежде всего законотворческого характера, для дальнейшего развития этого вопроса.

В новом законодательстве по здравоохранению впервые зафиксированы конкретные позиции по развитию саморегулирования в здравоохранении.

Статья 29 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» посвящена организации охраны здоровья. Пункт 1 подпункт гласит: организация охраны здоровья осуществляется путем:

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Становится понятным, что законодатель закрепил одним из механизмов организации охраны здоровья саморегулирование. Этим обозначилась дальнейшая перспектива развития данного направления в здравоохранении.

Особенно важной новеллой обозначенного закона стало

ЛИТЕРАТУРА

1. Лизенко Г.В. Особенности предпринимательской деятельности в эстетической медицине. // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - №14. - С.96-98.

расширение преференций, которые государство передает профессиональным медицинским сообществам. Этому посвящена статья 76 «Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками». Законодатель конкретизировал в части 1 указанной статьи условия создания таких организаций: «1. В целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями:

1) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;

2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);

3) принадлежности к одной врачебной специальности». Очевидно, что действующие стоматологические ассоциации уже изначально соответствовали данным критериям.

Часть 2 статьи 76 содержит как существовавшие ранее нормы: «профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий.....»,

так и впервые возникшие: «.медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи». Именно последнее положение, содержащее императивный оттенок, расширяет пределы компетенции профессиональных стоматологических сообществ. Однако, законодатель не разъяснил, что понимается под клиническими рекомендациями (протоколами лечения). И данные разъяснения особо необходимы, учитывая наличие статьи 37 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которая устанавливает с 1 января 2013 года обязательность применения всеми медицинскими организациями порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Что же понимать в таком случае под клиническими рекомендациями (протоколами лечения). По нашему мнению последние могут являться инструментами (отдельными процедурами) реализации на практике указанных порядков и стандартов. В стоматологической практике существует огромное множество манипуляций и вмешательств, которые в стандартах отражены не могут быть. Особенно актуально это в условиях стремительно появления новых медицинских технологий, стоматологических материалов и инструментов. Оперативно решать эту задачу могут профессиональные стоматологические сообщества, являясь практическими площадками для разработки, внедрения и контроля за правильностью использования клинических рекомендаций (протоколов лечения). В условиях внедрения саморегулирования данный аспект станет еще более актуальным, так как саморегулируемые организации, призванные в силу закона контролировать правильность использования профессиональных стандартов, могут способствовать на практике более быстрой разработки указанных нормативнотехнических документов.

Таким образом, можно констатировать, что тема саморегулирования не утрачивает своей актуальности и более того поступательно развивается. Однако, вопросов в существующем законодательстве по данному направлению пока еще значительно больше, чем ответов.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Информация об авторах: Даценко Светлана Олеговна - аспирант; Кицул Игорь Сергеевич - заведующий кафедрой, д.м.н., профессор, 664049, г.Иркутск, м/р Юбиленый,Ш0, е-таП: zdravirk@mail.ru, тел. (8-3952) 467099

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.