Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ГЕРМАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / ПОЕЗДКИ / ПУТЕШЕСТВИЯ / ЭКСКУРСИИ / ГЕРМАНИЯ / ВИД ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беломестнова М.Е., Шариков В.И.

Рассматриваются особенности организации программ детско-юношеского и молодежного туризма в Германии. Анализируются современные тенденции и организационно-экономические аспекты развития детско-юношеского и молодежного туризма. Выявляются факторы, влияющие на объем спроса в сегменте детского и молодежного туризма, устанавливаются мотивы участия детей и молодежи в путешествиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беломестнова М.Е., Шариков В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF YOUTH AND YOUTH TOURISM IN GERMANY

The article discusses the features of the organization of programs of youth and youth tourism in Germany. The article analyzes the current trends and organizational and economic aspects of the development of children’s and youth tourism. The factors infiuencing the volume of demand in the segment of children’s and youth tourism are identified, and the motives for the participation of children and young people in travel are established

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ГЕРМАНИИ»

УДК 338.486.1.02 М.Е. БЕЛОМЕСТНОВА, В.И. ШАРИКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ГЕРМАНИИ

Рассматриваются особенности организации программ детско-юношеского и молодежного туризма в Германии. Анализируются современные тенденции и организационно-экономические аспекты развития детско-юношеского и молодежного туризма. Выявляются факторы, влияющие на объем спроса в сегменте детского и молодежного туризма, устанавливаются мотивы участия детей и молодежи в путешествиях.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, молодежный туризм, поездки, путешествия, экскурсии, Германия, вид туризма.

The article discusses thefeatures of the organization ofprograms of youth and youth tourism in Germany. The article analyzes the current trends and organizational and economic aspects of the development of children's and youth tourism. The factors influencing the volume of demand in the segment of children's and youth tourism are identified, and the motives for the participation of children and young people in travel are established.

Keywords: children and youth tourism, youth tourism, trips, trips, excursions, Germany, type of tourism.

Детско-юношеский туризм в Германии признается одним из важнейших направлений туристской отрасли [7]. Валовой объем продаж в 2018 году составил около 38,2 млрд евро [1]. При таких показателях, как 62 млн ночевок и 670 млн однодневных поездок в год, путешествия детей и молодежи сегодня являются важным фактором для экономики и социальной сферы Германии. Однако важность детского и молодежного туризма в Германии часто недооценивается [5].

В Кодексе социального права (том 8, параграф 1) говорится о том, что «каждый молодой человек имеет право способствовать своему развитию и получить образование, чтобы стать независимым и социально компетентным человеком» [4]. На этом принципе ос-

© Беломестнова М.Е., Шариков В.И., 2021

нованы различные меры защиты детей и молодежи. В дополнение ко многим другим нормативным актам в разделе 11 данного кодекса описаны меры по организации отдыха детей и молодежи.

В заключении комиссии по делам детей Бундестага Германии от 17 августа 2017 года говорится о том, что «молодые люди должны иметь возможность участвовать в жизни общества; им нужно чувство общности, основанное не на товариществе по признаку крови и расы, а, скорее, на разнообразии и равенстве» (печатный материал комиссии 18/25) [1].

В данной статье мы используем, вслед за K. Eikmeier2, определение термина «детский и молодежный туризм», использованное в базовом исследова-

2 Председатель Немецкой Ассоциации молодежных путешествий Reisenetz Deutscher Fachverband für Jugendreisen e.V.

нии 2014 года по детскому и молодежному туризму, опубликованном Федеральным министерством Германии по экономике и энергетике (BMWi, Bundesministerium für Wirtschaft und Energie) [3].

Согласно этому определению, данный вид туризма включает все поездки людей в возрасте от 3 до 26 лет без сопровождения родителей, бабушек и дедушек и без какой-либо связи с оплачиваемой работой [3]. В соответствии с определением, широко используемым на международном уровне (Всемирная туристская организация - ЮНВТО), детский и молодежный туризм также включает такие форматы путешествий, как школьные поездки, языковые поездки или поездки в рамках социальной защиты молодежи, включая международные встречи.

С педагогической точки зрения и с точки зрения потребности в особой защите, лица моложе 18 лет заслуживают особого внимания [8]. Что касается экономического интереса в аспекте инфраструктуры и содержания туристского маркетинга, а также в отношении образования, в рассмотрение должны быть включены люди в возрасте до 26 лет.

Предложения путешествий для детей и молодежи в Германии разнообразны и очень дифференцированы как с точки зрения самих предложений, так и с точки зрения компаний, их предлагающих.

Помимо молодежных организаций (офисы по делам молодежи, благотворительные ассоциации, молодежные ассоциации и т.д.) и поставщиков жилья для детей и молодежи (Немецкая ассоциация молодежных хостелов и т.п.), существует множество частных инициатив и коммерческих поставщиков услуг для молодежного туризма.

С осени 2013 года в стране проводится исследование «Детский и молодежный туризм в Германии», первые результаты которого были представлены на 1ТВ в 2014 году. В репрезентативном опросе впервые по всей стране было зарегистрировано и подробно проанализировано поведение детей, подростков и молодых людей (от 3 до 26 лет) в поездках [3].

Цель исследования - не только показать экономическое значение путешествий детей и молодежи в Германии, но и выявить тенденции в путешествиях, мотивы путешествий и препятствия для этой целевой группы.

В вышеназванном репрезентативном опросе анализируется мнение более чем десяти тысяч детей и молодых людей из всех регионов Германии. При этом учитываются как поездки с ночевкой, так и однодневные поездки.

Исследование показало, что участие в поездках и их частота зависят, среди прочего, от дохода семьи и места жительства: более высокий доход и жизнь в крупных городах благоприятствуют туристским поездкам с ночевкой без родителей, бабушек и дедушек.

В общей сложности 19,2 млн детей и молодых людей совершили 61,8 млн поездок с ночевкой без родителей, бабушек и дедушек. При этом 15,5 млн (25%) - это так называемые обязательные поездки (поездки с детским садом, школьным классом, экскурсии с университетской группой), а 46,3 млн (75%) - «добровольные поездки».

Около четверти всех поездок (15,5 млн) являются «обязательными поездками», из них:

• 20% - поездки с классом;

• 4% - экскурсии от университета;

• 2% - поездки с детским садом.

Около трех четвертей поездок (46,3 млн) - это добровольные поездки, из них:

• 38% - отдых без группы;

• 14% - путешествия с группами (например, со спортивным клубом или музыкальной группой);

• 6% - поездки со сборной группой. Ежегодно в среднем 77% детей и

молодых людей в Германии совершают хотя бы одну поездку с ночевкой. В среднем на одного человека совершается 4,2 поездки. Таким образом, годовой объем путешествий составляет 61,8 млн поездок.

Туристская активность также увеличивается с возрастом. На людей в возрасте от 22 до 26 лет, совершивших 21,9 млн поездок, приходится наибольшая доля от общего объема путешествий.

Большая часть групповых детских и молодежных поездок осуществляется на территории Германии, в то время как туристские поездки без группы чаще всего выездные (за границу). Наиболее популярные направления внутреннего туризма в детско-юношеском туризме Германии - Бавария, Берлин, Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртем-берг и Нижняя Саксония. К зарубеж-

ным направлениям-лидерам относятся Испания, Италия, Франция, страны Бенилюкса, Великобритания.

Большинство поездок для детей и молодежи совершаются осенью, но в течение года наблюдается относительно стабильное распределение («высокого сезона» не выявлено). При этом детские и молодежные поездки длятся в среднем 7,1 дня.

Родители, педагоги и учителя играют важную роль в организации детских поездок для детей и молодежи в Германии. Молодые люди в возрасте от 14 до 26 лет часто сами организуют свои путешествия.

По форме организации туристских поездок для детей и молодежи доли распределились практически поровну: 49% туристских поездок организуются индивидуально, в 51% - через некоммерческие или коммерческие компании.

Что касается мотивов путешествий молодежи (14-26 лет), то к основным предпочтениям относятся «повеселиться», «посетить другое место», «испытать что-то новое», «познакомиться с зарубежной культурой», «бездельничать, ничего не делать», «понаблюдать за природой», «заниматься спортом» (рис. 1).

Не знаю 4

Смотреть телевизор, видео 8

Флиртовать 10

Сочинять музыку, петь 12

Читать 13

Заниматься творческой деятельностью 15

Заниматься спортом 25

Играть в игры 27

Участвовать в вечеринках 31

Наблюдать за природой 31

Лениться, ничего не делать 34

Познакомиться с другой культурой 35

Купаться, плавать, нырять 35

Поздно ложиться спать 36

Рис. 1. Распределение мотивов путешествий для детей и молодежи (от 3 до 26 лет) в Германии во время туристских поездок с ночевкой, % [5]

Для детей от 3 до 13 лет особенно важно «быть с другими детьми», «находиться без присмотра родителей», «ложиться спать поздно», «плавать, купаться, нырять», «играть в игры», «наблюдать за природой», «заниматься спортом», «заниматься творческой деятельностью».

По средствам передвижения: большинство детей и молодых людей используют для перемещения в туристских поездках автобусы и автомобили (по 40%), далее следуют поезда и самолеты. Дети чаще путешествуют автобусом, а молодежь 14-26 лет - самолетом (в особенности в поездках за рубеж).

Интересны результаты ответа на вопрос о сложностях и препятствиях для

путешествий (рис. 2):

• «слишком молод, чтобы путешествовать без родителей, бабушек и дедушек» (42%), особенно среди детей в возрасте до 13 лет;

• «слишком дорого» (21%), особенно для возрастной группы старше 18 лет;

• «подходящего предложения не найдено» (18%), особенно среди возрастной группы от 10 до 13 лет;

• «нет времени» (13%), особенно среди возрастной группы старше 18 лет;

• «не с кем ехать» (13%), особенно среди 14-17-летних.

76

70

60

50

40

30

20

10

Слишком Слишком дорого Не нашел Нет времени Не знаю, с кем ехать

маленький, чтобы подходящих

путешествовать предложений одному

3-5 лет ■ 6-9 лет ■ 10-13 лет □ 14-17 лет ■ 18-21 год ■ 22-26 лет

80

0

Рис. 2. Распределение причин отказа от путешествий у детей и молодежи в Германии (по возрастным группам от 3 до 26 лет), % [5]

Молодых людей в Германии волнуют также экологические аспекты во время путешествия: • организовать переезды автобусом или поездом (34%);

• потреблять сезонные продукты питания и напитки местного производства (24%);

• выбирать ближайшее туристское направление (22%);

• потреблять органически выращенные продукты питания и напитки (11%);

• выбирать средства размещения с экологической маркировкой (9%);

• выбирать поездки от туроператора, специализирующегося на экологически безопасных поездках (8%).

В целом рынок детских и молодежных путешествий в Германии прино-

Сегодня молодые люди гораздо более опытны в путешествиях, и их ожидания формируются с юных лет в путешествиях с родителями. Это также относится к их требованиям к комфорту. Размещение молодежи без душа/туалета в комнатах сегодня уже считается в Германии нецелесообразным. В палаточных лагерях тоже уже должны быть твердые полы и кровати.

На объем спроса в сегменте детского и молодежного туризма в Германии влияют различные факторы - как положительные, так и отрицательные:

1. Демографический аспект: из-за уменьшения количества детей и подростков целевая группа, которая запрашивает предложения в сфере детско-юношеского туризма, в будущем станет меньше.

2. Экономическое развитие: при нынешнем развитии экономической ситуации в Германии семьи должны будут

сит валовой объем продаж в размере 28,2 млрд евро (таблица). Детский и молодежный туризм в Германии обеспечивает средствами к существованию примерно 550 тыс. жителей. Относительный вклад детских и молодежных поездок в национальный доход составляет 0,7%. Кроме того, валовой доход от туризма в размере 10 млрд евро приходится на транспортные услуги.

финансировать каникулы и школьные поездки для детей, что становится все труднее.

3. Увеличение числа детей с миграционным прошлым: дети из семей мигрантов до сих пор представляют собой серьезную проблему для рынка детских и молодежных путешествий, однако и в этой группе может наблюдаться большой спрос.

4. Влияние на школьную политику: из-за различных решений школьной политики объем спроса на школьные экскурсии имеет тенденцию к снижению, несмотря на большой потенциал.

5. Стремление молодежи к свободе: дети и молодые люди хотят теперь все раньше стать самостоятельными, соответственно, и раньше путешествовать без родителей, в одиночку. Дети и подростки все более активно участвуют в принятии решения о поездке.

Валовой доход от поездок детей и молодежи в Германии [2]

Сегмент Объем, млн Расходы на душу населения, евро Валовой доход - всего, млрд евро

Туристские поездки с ночевкой 40,75 298,0 12,1

Дневные экскурсии для детей от 3 до 13 лет 188,00 17,4 3,3

Дневные экскурсии для молодежи от 14 до 26 лет 467,50 27,4 12,8

Всего 696,25 40,5 28,2

6. Повышенный спрос на тематические поездки: дети и молодые люди все чаще хотят активно открывать для себя что-то новое в своих путешествиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Изменение поведения в информационном пространстве: дети и молодежь все чаще находят/выбирают свои путешествия через интернет, в особенности через социальные сети.

8. Повышение стандартов качества. Все большее значение приобретают требования к проживанию, питанию, перевозке во время поездки и др.

9. Поведение при путешествии: мотивы и направления путешествий в детском и молодежном туризме пока не претерпевают серьезных изменений. Что касается времени в пути, то наблюдается тенденция к более коротким поездкам.

10. Высокие требования к соотношению «цена/качество». Требования безопасности и качества, а также содержание туристской программы, с одной стороны, и бюджетные ограничения -с другой, делают соотношение цены и качества особенно важным при поездках с детьми и молодыми людьми.

По мнению экспертов, со стороны предложения туристских услуг в детском и молодежном туризме в Германии прослеживаются следующие тенденции:

• повышение конкуренции в сфере размещения;

• значительное сокращение поездок детей и молодежи;

• переход в последние годы многих средств размещения из категории «предоставление жилья» в категорию «организация мероприятий или туристских программ»;

• улучшение качества размещения;

• высокие рыночные барьеры для входа на рынок туроператоров для

детских и молодежных путешествий (в частности, из-за требований безопасности).

Консультативный совет по организации путешествий детей и молодежи Германии в качестве важнейших мер по поддержке детско-юношеского туризма называет следующие: признание и популяризацию туристских поездок детей и молодежи; доступность данного вида туризма (в том числе через финансовую поддержку при низком доходе семьи); повышение качества туристских поездок детей и молодежи, расширение ассортимента предложений.

Ограничения на поездки, связанные с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, имеют разрушительные последствия для всех отраслей экономики Германии, но особенно сильно пострадали туристские направления для детей и молодежи. Прекращение к концу 2020 года всех школьных поездок в Германии с более чем 1 млн участников уже указывает на масштабы и ущерб, который они влекут за собой. Только некоммерческие организации сообщили о падении продаж на 550 млн евро к концу года [6]. Операторы молодежных путешествий, поставщики приключенческих образовательных программ и организаторы языковых путешествий оценивают убытки в размере до 180 млн евро, которые трудно покрыть [6]. Кроме того, от этих чисел зависят множество рабочих мест и связи с соответствующей местной инфраструктурой. Государство, понимая всю важность организации детских и молодежных поездок, должно принимать меры для поддержки данного вида туризма.

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Материалы общественных слушаний от 20.02.2019, посвященных детскому и молодежному туризму // Официальный сайт Deutscher Bundestag. URL: https://www.bundestag.de/ ausschuesse/a20_tourismus/anhoerungen/20190220-591312 (дата обращения: 13.03.2021).

2. Официальный сайт Германской национальной Ассоциации туристских гидов. URL: https:// www.bvgd.org/bvgd/verband/themen-im-tourismus/kinder-und-jugendtourismus-2/ (дата обращения: 13.03.2021).

3. Официальный сайт Федерального министерства экономики и энергетики Германии. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Artikel/Tourismus/tourismuspolitik-schwerpunkte-kinder-und-jugendtourismus.html (дата обращения: 13.03.2021).

4. Официальный сайт Федерального министерства юстиции и защиты потребителей Германии. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_8/__1.html (дата обращения: 13.03.2021).

5. Результаты исследования по детскому и молодежному туризму в Германии при поддержке Федерального министерства экономики и энергетики. URL: http://www.kinder-und-jugendtourismus.de/marktanalyse/ (дата обращения: 13.03.2021).

6. Пресс-релиз «Актуальные показатели путешествий детей и молодежи во время корона-вируса»// Сайт BundesForum - Ассоциации детского и молодежного туризма Германии. URL: https://bundesforum.de/dokumente/pressetexte/ (дата обращения: 14.03.2021).

7. Gayler B. Jugendtourismus// Reisen und Tourismus. Darmstadt: Steinkopff-Verlag, 2015.

8. Kinder-, Jugend- und Familienreisen in Sachsen-Anhalt: Handbuch. Magdeburg-Wernigerode, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.