Современные технологии - транспорту
1 6 3
заказа и получения оборудования, выполнения пусконаладочных работ. Применение КЗ АРМ-ВЗС позволяет автоматизировать обработку больших объемов информации, получаемой из проектной документации, и обеспечивает сокращение сроков выполнения капитального ремонта и капитального строительства.
Библиографический список
1. Управление заказами оборудования и материалов автоматизированным способом / П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Доклады XIII Международной научно-практической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» Инфотранс-2008. - СПб. : ПГУПС. - С. 121-127. - ISBN 978-5-741-0215-3.
2. Управление заказами оборудования на основе баз данных технической документации / П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Материалы XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-2008». -СПб. : ИА, 2008. - С. 176-177.
3. Технические средства сбора и обработки информации на железнодорожном транспорте / А. А. Устинский, А. В. Воробьев, С. С. Косенко, З. П. Межох. - М. : Транспорт, 1992. - 215 с.
4. Эффективное делопроизводство / И. В. Клоков, В. С. Пташинский. - СПб. : Питер, 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-91180-961-4.
Статья поступила в редакцию 24.09.2009;
представлена к публикации членом редколлегии В. В. Сапожниковым.
УДК 624.21.01/.09
С. А. Варачева
СОВРЕМЕННЫЕ ОГРАЖДАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА НА АВТОДОРОЖНЫХ МОСТАХ
Рассмотрены современные конструктивные решения барьерных ограждений проезжей части автодорожных мостов, их основные параметры и характеристики.
барьерное ограждение, парапетное ограждение, бордюрное ограждение, мост, конструкция.
Введение
В последние годы появляются все более современные конструкции пролетных строений, дорожной одежды, барьерных ограждений проезжей части, перильных ограждений тротуаров и смотровых приспособлений (проходов, люков, лестниц и т. д.) мостов. Основная задача - повышение эксплуатационной надежности сооружений и безопасности движения
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
©©Временные технологии - транспорту
автомобильного транспорта. Наряду с этим возрастают и их характеристики, такие как прочность, жесткость, вес и т. д., вследствие чего увеличивается их влияние на прочностные и жесткостные характеристики пролетных строений, так как кроме несущих конструкций пролетных строений в работу включаются многие элементы мостового полотна.
1 Классификация ограждающих конструкций проезжей части
В зависимости от расположения в пределах мостового полотна конструкции ограждений подразделяются на установленные [1]: между проезжей частью и тротуаром (служебным проходом); на краю стороны сооружения без тротуаров (служебных проходов); на разделительной полосе.
По внешнему виду конструкции ограждений подразделяют на ограждения бордюрного, парапетного и барьерного типов. Согласно [1], бордюрные ограждения (бордюр) - элемент мостового полотна, обозначающий границу проезжей части и препятствующий выезду транспортных средств за ее пределы. К бордюрам можно отнести элементы (например, бордюрные камни) высотой до 50 см с вертикальной стенкой или иной конфигурации, при которой сохраняется условие взаимодействия колеса с бордюром.
Парапетное ограждение - элемент мостового полотна в виде стенки высотой более 50 см, устанавливаемой на границе проезжей части. Изначально в СНиП 2.05.03-84 высота парапетных ограждений была принята равной 60 см. Появление новых транспортных средств (по сравнению с периодом конца 1970-х годов) с иными геометрическими и весовыми параметрами, новыми характеристиками системы подрессоривания автомобиля привело к увеличению минимальной высоты парапетных ограждений до 75 см (редакция СНиП 2.05.03-84* 1996 г.).
Все конструкции парапетов имеют наклон лицевой поверхности в пределах 6 : 1 - 7 : 1. Парапетное ограждение должно быть армировано продольной рабочей арматурой и хомутами. Парапеты могут быть исполнены как в монолитном, так и в сборном варианте. При монолитном исполнении парапет объединяется арматурными стержнями с пролетным строением, а при сборном исполнении парапета блоки изготавливаются на заводе и устанавливаются на цементно-песчаный раствор, уложенный поверх гидроизоляции.
На мостовых сооружениях без тротуаров типовая конструкция парапетного ограждения высотой 75 см может быть применена при условии установки на парапет поручня в виде жесткой балки на стойках. Балки могут быть коробчатого сечения, выполнены из двутавра или
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 65
металлической трубы. Трубу рекомендуется применять диаметром не менее 120 мм.
Общий вид парапетного ограждения высотой 75 см представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Парапетное ограждение из сборных блоков, изготовленных в заводских условиях
Барьерное ограждение - элемент мостового полотна, устанавливаемый по границам проезжей части и имеющий непрерывную направляющую балку (планку), прикрепленную к стойкам, т. е. для барьерных ограждений обязательно наличие стоек и продольных балок. В дальнейшем речь пойдет о барьерных ограждениях, как наиболее часто применяемых в настоящее время на мостовых сооружениях.
2 Барьерные ограждения проезжей части мостов
2.1 Классификация конструкций
Существует классификация барьерных ограждений по степени податливости:
жесткие с железобетонными стойками и продольными брусьями;
полужесткие с деформирующимися стойками и гибкими балками;
гибкие с тросовыми направляющими элементами.
На мостовых сооружениях чаще всего применяются полужесткие ограждения, являющиеся наиболее эффективными. Конструкции ограждений применяются различные (по ГОСТ 26804-86): барьерные ограждения с двухволновой балкой (могут быть установлены на цоколь, бордюр или парапет, рис. 2), конструкции с трубой усиления (поручнем, рис. 3), ограждения с двумя W-образными направляющими элементами (рис. 4). Помимо типовых конструкций, на мостах применяются и
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
(Современные технологии - транспорту
нетиповые или близкие к типовым, например с направляющими балками и стойками иного сечения, чем предусмотрено стандартом, но зарекомендовавшие себя и нашедшие широкое применение в отечественной практике.
Рис. 2. Пример барьерного ограждения с двухволновой балкой
Существуют также различные модификации типовых конструкций барьерных ограждений, применяемых как на городских мостах, так и на мостовых сооружениях общей сети. Примеры представлены на рис. 5, 6.
Стандартные конструкции с установленной на стойки трубой усиления диаметром 120 мм рекомендуется применять на мостовых сооружениях с тротуарами или служебными проходами, расположенных на дорогах I технической категории. Шаг стоек варьируется от 1,5 до 3 м в зависимости от условий движения, которые делятся на легкие, затруднительные и опасные. Использование данного типа силового ограждения возможно и на дорогах II технической категории при наличии опасных условий движения.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
1 6 7
Современные технологии - транспорту
Рис. 3. Пример барьерного ограждения с трубой усиления (поручнем)
Рис. 4. Пример барьерного ограждения с двумя W-образными направляющими элементами
Отечественные стандартные барьерные ограждения обеспечивают большую часть потребности для мостовых сооружений.
Конструкции ограждений ООО «Трансбарьер» нашли применение не только на территории РФ, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья (рис. 7). В Санкт-Петербурге они использованы на кольцевой автомобильной дороге (КАД), транспортной развязке Автово, на Московском шоссе, на проспекте Энгельса и др.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
Рис. 5. Пример барьерного ограждения с трубой усиления и двумя W-образными направляющими элементами
Рис. 6. Пример барьерного ограждения с поручнем и W-образным направляющим элементом
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 6 9
Известны также ограждения фирмы «Фракассо» с трехволновой направляющей балкой, «ТрансЭкоСтрой» с тремя направляющими элементами в виде гнутых коробчатых профилей и ограждения «Южуралавтобан» с балкой в виде волнового профиля Е с увеличенной жесткостью.
Рис. 7. Конструкция барьерного ограждения ООО «Трансбарьер» с двумя направляющими балками
Ограждения на базе стандартных (стойка + амортизатор + балка) не могут применяться на мостовых сооружениях дорог I категории с затрудненными и опасными условиями движения при шести и более полосах движения и опасными условиями движения на четырехполосных дорогах [2]. В связи с этим возникает необходимость применения новых решений. Практически все конструкции имеют альтернативное решение. Барьерные ограждения могут устанавливаться на бордюре и без бордюра, со стойками из двутавра № 12 или № 14 или из гнутого профиля. Все эти конструктивные решения находят применение на мостовых сооружениях дорог всех категорий.
В последние годы в ограждениях мостовых сооружений используются балки иного сечения, чем приведенные в ГОСТе. В частности, применяют профиль неволнового очертания (например, профиль Е), имеющий увеличенный момент сопротивления.
2.2 Основные параметры и размеры барьерных ограждений
Сечения всех элементов барьерных ограждений и их размеры устанавливаются на основании стендовых испытаний узлов, деталей и
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
фрагментов ограждения, а в некоторых случаях - на основании натурных испытаний, проводимых на полигоне.
По назначению ограждения можно подразделить на следующие группы: МО - мостовые односторонние однорядные и двухрядные;
МОУ - мостовые односторонние с трубой усиления (поручнем);
МОУТ - мостовые односторонние однорядные с трубой усиления (поручнем); МОУТЦ - мостовые односторонние однорядные с трубой усиления (поручнем) на цоколе;
МД - мостовые двусторонние двухрядные.
В таблице представлены общие виды и указаны основные параметры и размеры ограждений.
ТАБЛИЦА. Основные параметры и геометрические характеристики ограждений
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 7 1
Используя стандартные ограждения, можно увеличить их удерживающую способность путем увеличения высоты цоколя или применения бордюров различной высоты в качестве цоколя, на которые устанавливаются стойки.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
Удерживающая способность (энергоемкость) - одна из основных характеристик мостовых ограждений наряду с высотой, прогибом и
реакцией ограждения; выражается в килоджоулях и является
максимальным значением энергии движения автомобиля в момент контакта с ограждением, которая может быть воспринята ограждением.
Существует возможность увеличения удерживающей способности до Е = 800 кДж (при Emin = 150 кДж) за счет установки конструкций на бордюр, если такое увеличение параметров будет востребовано.
Заключение
Рассмотрены современные конструктивные решения барьерных ограждений мостовых сооружений. Многие из них нетиповые,
применявшиеся в течение многих лет на дорогах общей сети,
работоспособность которых подтверждена опытом эксплуатации, либо конструкции, выполненные по аналогии с типовыми и стандартными (максимально приближенные к ним, но имеющие незначительные отличия, улучшающие их характеристики).
Появляются новые отечественные и зарубежные конструкции, большая часть из которых не зафиксированы ни в типовых проектах, ни в стандартах, но имеют сертификаты на применение в России. Эти конструкции ввиду значительной жесткости и сложной конструкции могут оказывать влияние на статические и динамические характеристики пролетных строений. Следовательно, актуальность этого вопроса обусловливает необходимость дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Рекомендации по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных дорог. - М. : Росавтодор, 2001. - 58 с.
2. Железобетонные мосты : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Н. Бычковский, С. И. Пименов. -Саратов : Саратовский государственный технический университет, 2006. - 404 с. -ISBN 5-7433-1666-Х.
3. СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы / Госстрой СССР. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1988. - 200 с.
Статья поступила в редакцию 24.09.2009;
представлена к публикации членом редколлегии В. В. Сапожниковым.
УДК 004.91
Я. С. Ватулин, М. С. Коровина
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4