Научная статья на тему 'Современные ограждающие устройства на автодорожных мостах'

Современные ограждающие устройства на автодорожных мостах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1333
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ / ПАРАПЕТНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ / БОРДЮРНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ / МОСТ / КОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Варачева С. А.

Рассмотрены современные конструктивные решения барьерных ограждений проезжей части автодорожных мостов, а также их основные параметры и характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern guard rails on highway bridges

The paper deals with modern design solutions of guard rails of the highway bridge roadway and their fundamental parameters and characteristics.

Текст научной работы на тему «Современные ограждающие устройства на автодорожных мостах»

Современные технологии - транспорту

1 6 3

заказа и получения оборудования, выполнения пусконаладочных работ. Применение КЗ АРМ-ВЗС позволяет автоматизировать обработку больших объемов информации, получаемой из проектной документации, и обеспечивает сокращение сроков выполнения капитального ремонта и капитального строительства.

Библиографический список

1. Управление заказами оборудования и материалов автоматизированным способом / П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Доклады XIII Международной научно-практической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» Инфотранс-2008. - СПб. : ПГУПС. - С. 121-127. - ISBN 978-5-741-0215-3.

2. Управление заказами оборудования на основе баз данных технической документации / П. Е. Булавский, Д. Х. Баратов // Материалы XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-2008». -СПб. : ИА, 2008. - С. 176-177.

3. Технические средства сбора и обработки информации на железнодорожном транспорте / А. А. Устинский, А. В. Воробьев, С. С. Косенко, З. П. Межох. - М. : Транспорт, 1992. - 215 с.

4. Эффективное делопроизводство / И. В. Клоков, В. С. Пташинский. - СПб. : Питер, 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-91180-961-4.

Статья поступила в редакцию 24.09.2009;

представлена к публикации членом редколлегии В. В. Сапожниковым.

УДК 624.21.01/.09

С. А. Варачева

СОВРЕМЕННЫЕ ОГРАЖДАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА НА АВТОДОРОЖНЫХ МОСТАХ

Рассмотрены современные конструктивные решения барьерных ограждений проезжей части автодорожных мостов, их основные параметры и характеристики.

барьерное ограждение, парапетное ограждение, бордюрное ограждение, мост, конструкция.

Введение

В последние годы появляются все более современные конструкции пролетных строений, дорожной одежды, барьерных ограждений проезжей части, перильных ограждений тротуаров и смотровых приспособлений (проходов, люков, лестниц и т. д.) мостов. Основная задача - повышение эксплуатационной надежности сооружений и безопасности движения

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

©©Временные технологии - транспорту

автомобильного транспорта. Наряду с этим возрастают и их характеристики, такие как прочность, жесткость, вес и т. д., вследствие чего увеличивается их влияние на прочностные и жесткостные характеристики пролетных строений, так как кроме несущих конструкций пролетных строений в работу включаются многие элементы мостового полотна.

1 Классификация ограждающих конструкций проезжей части

В зависимости от расположения в пределах мостового полотна конструкции ограждений подразделяются на установленные [1]: между проезжей частью и тротуаром (служебным проходом); на краю стороны сооружения без тротуаров (служебных проходов); на разделительной полосе.

По внешнему виду конструкции ограждений подразделяют на ограждения бордюрного, парапетного и барьерного типов. Согласно [1], бордюрные ограждения (бордюр) - элемент мостового полотна, обозначающий границу проезжей части и препятствующий выезду транспортных средств за ее пределы. К бордюрам можно отнести элементы (например, бордюрные камни) высотой до 50 см с вертикальной стенкой или иной конфигурации, при которой сохраняется условие взаимодействия колеса с бордюром.

Парапетное ограждение - элемент мостового полотна в виде стенки высотой более 50 см, устанавливаемой на границе проезжей части. Изначально в СНиП 2.05.03-84 высота парапетных ограждений была принята равной 60 см. Появление новых транспортных средств (по сравнению с периодом конца 1970-х годов) с иными геометрическими и весовыми параметрами, новыми характеристиками системы подрессоривания автомобиля привело к увеличению минимальной высоты парапетных ограждений до 75 см (редакция СНиП 2.05.03-84* 1996 г.).

Все конструкции парапетов имеют наклон лицевой поверхности в пределах 6 : 1 - 7 : 1. Парапетное ограждение должно быть армировано продольной рабочей арматурой и хомутами. Парапеты могут быть исполнены как в монолитном, так и в сборном варианте. При монолитном исполнении парапет объединяется арматурными стержнями с пролетным строением, а при сборном исполнении парапета блоки изготавливаются на заводе и устанавливаются на цементно-песчаный раствор, уложенный поверх гидроизоляции.

На мостовых сооружениях без тротуаров типовая конструкция парапетного ограждения высотой 75 см может быть применена при условии установки на парапет поручня в виде жесткой балки на стойках. Балки могут быть коробчатого сечения, выполнены из двутавра или

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

Современные технологии - транспорту

1 65

металлической трубы. Трубу рекомендуется применять диаметром не менее 120 мм.

Общий вид парапетного ограждения высотой 75 см представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Парапетное ограждение из сборных блоков, изготовленных в заводских условиях

Барьерное ограждение - элемент мостового полотна, устанавливаемый по границам проезжей части и имеющий непрерывную направляющую балку (планку), прикрепленную к стойкам, т. е. для барьерных ограждений обязательно наличие стоек и продольных балок. В дальнейшем речь пойдет о барьерных ограждениях, как наиболее часто применяемых в настоящее время на мостовых сооружениях.

2 Барьерные ограждения проезжей части мостов

2.1 Классификация конструкций

Существует классификация барьерных ограждений по степени податливости:

жесткие с железобетонными стойками и продольными брусьями;

полужесткие с деформирующимися стойками и гибкими балками;

гибкие с тросовыми направляющими элементами.

На мостовых сооружениях чаще всего применяются полужесткие ограждения, являющиеся наиболее эффективными. Конструкции ограждений применяются различные (по ГОСТ 26804-86): барьерные ограждения с двухволновой балкой (могут быть установлены на цоколь, бордюр или парапет, рис. 2), конструкции с трубой усиления (поручнем, рис. 3), ограждения с двумя W-образными направляющими элементами (рис. 4). Помимо типовых конструкций, на мостах применяются и

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

(Современные технологии - транспорту

нетиповые или близкие к типовым, например с направляющими балками и стойками иного сечения, чем предусмотрено стандартом, но зарекомендовавшие себя и нашедшие широкое применение в отечественной практике.

Рис. 2. Пример барьерного ограждения с двухволновой балкой

Существуют также различные модификации типовых конструкций барьерных ограждений, применяемых как на городских мостах, так и на мостовых сооружениях общей сети. Примеры представлены на рис. 5, 6.

Стандартные конструкции с установленной на стойки трубой усиления диаметром 120 мм рекомендуется применять на мостовых сооружениях с тротуарами или служебными проходами, расположенных на дорогах I технической категории. Шаг стоек варьируется от 1,5 до 3 м в зависимости от условий движения, которые делятся на легкие, затруднительные и опасные. Использование данного типа силового ограждения возможно и на дорогах II технической категории при наличии опасных условий движения.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

1 6 7

Современные технологии - транспорту

Рис. 3. Пример барьерного ограждения с трубой усиления (поручнем)

Рис. 4. Пример барьерного ограждения с двумя W-образными направляющими элементами

Отечественные стандартные барьерные ограждения обеспечивают большую часть потребности для мостовых сооружений.

Конструкции ограждений ООО «Трансбарьер» нашли применение не только на территории РФ, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья (рис. 7). В Санкт-Петербурге они использованы на кольцевой автомобильной дороге (КАД), транспортной развязке Автово, на Московском шоссе, на проспекте Энгельса и др.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

Современные технологии - транспорту

Рис. 5. Пример барьерного ограждения с трубой усиления и двумя W-образными направляющими элементами

Рис. 6. Пример барьерного ограждения с поручнем и W-образным направляющим элементом

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

Современные технологии - транспорту

1 6 9

Известны также ограждения фирмы «Фракассо» с трехволновой направляющей балкой, «ТрансЭкоСтрой» с тремя направляющими элементами в виде гнутых коробчатых профилей и ограждения «Южуралавтобан» с балкой в виде волнового профиля Е с увеличенной жесткостью.

Рис. 7. Конструкция барьерного ограждения ООО «Трансбарьер» с двумя направляющими балками

Ограждения на базе стандартных (стойка + амортизатор + балка) не могут применяться на мостовых сооружениях дорог I категории с затрудненными и опасными условиями движения при шести и более полосах движения и опасными условиями движения на четырехполосных дорогах [2]. В связи с этим возникает необходимость применения новых решений. Практически все конструкции имеют альтернативное решение. Барьерные ограждения могут устанавливаться на бордюре и без бордюра, со стойками из двутавра № 12 или № 14 или из гнутого профиля. Все эти конструктивные решения находят применение на мостовых сооружениях дорог всех категорий.

В последние годы в ограждениях мостовых сооружений используются балки иного сечения, чем приведенные в ГОСТе. В частности, применяют профиль неволнового очертания (например, профиль Е), имеющий увеличенный момент сопротивления.

2.2 Основные параметры и размеры барьерных ограждений

Сечения всех элементов барьерных ограждений и их размеры устанавливаются на основании стендовых испытаний узлов, деталей и

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

Современные технологии - транспорту

фрагментов ограждения, а в некоторых случаях - на основании натурных испытаний, проводимых на полигоне.

По назначению ограждения можно подразделить на следующие группы: МО - мостовые односторонние однорядные и двухрядные;

МОУ - мостовые односторонние с трубой усиления (поручнем);

МОУТ - мостовые односторонние однорядные с трубой усиления (поручнем); МОУТЦ - мостовые односторонние однорядные с трубой усиления (поручнем) на цоколе;

МД - мостовые двусторонние двухрядные.

В таблице представлены общие виды и указаны основные параметры и размеры ограждений.

ТАБЛИЦА. Основные параметры и геометрические характеристики ограждений

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

Современные технологии - транспорту

1 7 1

Используя стандартные ограждения, можно увеличить их удерживающую способность путем увеличения высоты цоколя или применения бордюров различной высоты в качестве цоколя, на которые устанавливаются стойки.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

Современные технологии - транспорту

Удерживающая способность (энергоемкость) - одна из основных характеристик мостовых ограждений наряду с высотой, прогибом и

реакцией ограждения; выражается в килоджоулях и является

максимальным значением энергии движения автомобиля в момент контакта с ограждением, которая может быть воспринята ограждением.

Существует возможность увеличения удерживающей способности до Е = 800 кДж (при Emin = 150 кДж) за счет установки конструкций на бордюр, если такое увеличение параметров будет востребовано.

Заключение

Рассмотрены современные конструктивные решения барьерных ограждений мостовых сооружений. Многие из них нетиповые,

применявшиеся в течение многих лет на дорогах общей сети,

работоспособность которых подтверждена опытом эксплуатации, либо конструкции, выполненные по аналогии с типовыми и стандартными (максимально приближенные к ним, но имеющие незначительные отличия, улучшающие их характеристики).

Появляются новые отечественные и зарубежные конструкции, большая часть из которых не зафиксированы ни в типовых проектах, ни в стандартах, но имеют сертификаты на применение в России. Эти конструкции ввиду значительной жесткости и сложной конструкции могут оказывать влияние на статические и динамические характеристики пролетных строений. Следовательно, актуальность этого вопроса обусловливает необходимость дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Рекомендации по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных дорог. - М. : Росавтодор, 2001. - 58 с.

2. Железобетонные мосты : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Н. Бычковский, С. И. Пименов. -Саратов : Саратовский государственный технический университет, 2006. - 404 с. -ISBN 5-7433-1666-Х.

3. СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы / Госстрой СССР. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1988. - 200 с.

Статья поступила в редакцию 24.09.2009;

представлена к публикации членом редколлегии В. В. Сапожниковым.

УДК 004.91

Я. С. Ватулин, М. С. Коровина

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.