СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современные образовательные технологии в преподавании иностранных языков в техническом вузе
Жаринов Юрий Александрович,
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры «Информационных технологий», Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате E-mail: [email protected]
Билалова Дина Нуримановна,
Кандидат филологических наук, Старший преподаватель кафедры «Информационных технологий», Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате E-mail: [email protected]
В статье анализируются современные образовательные технологии при обучениииностранному языку студентов технического вуза. Подробно освещаются различные формы практического использования образовательных технологий в процессе обучения английскому языку. Авторами приведены возможности использования данных технологий в работе со студентами, что способствуют развитию общения, укреплению межличностных отношений, умению выслушивать и аргументировать свою позицию. Делаются выводы о позитивном влиянии интегрирования современных технологий в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова: образовательные технологии, профессиональные компетенции, проектная работа, ролевые игры, кейс-задания, информационно-коммуникационные технологии.
о с
U
сэ см о см
В повышении эффективности учебного процесса существенную роль играют современные образовательные технологии. Наличие значительного количества научных трудов в этой области объясняется тем, что работа в данном направлении является приоритетной тенденцией в методике преподавания иностранных языков.
У студентов технического вуза в результате освоения иностранного языка должны сформироваться следующие общие профессиональные компетенции:
- способность в устной и письменной речи свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
- способность находить творческие решения социальных и профессиональных задач, готовность к принятию нестандартных решений;
- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. Это предполагает то, что, обучаясь в университете, студенты должны не только хорошо овладевать знаниями по своему направлению подготовки, но и свободно говорить на английском языке. Учебные дисциплины «Иностранный язык», «Деловой английский язык», «Иностранный язык делового и профессионального общения», «Технический иностранный язык» помогают будущим выпускникам технического вуза достойно конкурировать на рынке труда и повышают шансы найти престижную работу [3, с. 166].
Для реализации вышеперечисленных компетенций преподаватели иностранного языка применяют целый набор современных и инновационных образовательных технологий. Эти технологии повышают интерес студентов к обучению языкам, а также позволяют качественно обучать чтению, аудированию, письменной и устной речи [8, с. 121].
Рассмотрим примеры практического использования современных образовательных технологий при обучении английскому языку в техническом вузе. При прохождении лексических тем "Arrival", "At the company office", "A visit of a foreign partner", "My profession" использование кейс-задач является неотъемлемой частью дисциплин «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык делового и профессионального общения». Основными критериями оценки выполненных кейс-заданий могут быть степень решения проблемы, общение с собеседником, правильное использование лексики
и грамматики в речи, орфография и пунктуация, произношение [2, с. 193].
Предложенные студентам проблемные задания требуют осмысления реальной профессионально-ориентированной ситуации. Работая в команде, студенты развивают способность к общению, укрепляют межличностные отношения, учатся умению выслушивать и учитывать различные точки зрения, аргументировать свою позицию. Создание атмосферы общения является ведущей чертой современного практического занятия. Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать адекватные условия, подобные реальным [12, с. 37].
Использование Интернет-ресурсов очень важно в современном образовании, особенно в проектной технологии. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс. Он помогает студенту проявлять самостоятельность при планировании своей деятельности, а также ее организации и контроле [14, с. 47].
Проектная методика при обучении иностранному языку может использоваться практически по любой лексической теме. Предлагаемые проектные работы подходят для организации самостоятельной работы студентов технического вуза с применением информационных технологий:
1. Нефтегазовая промышленность России, Великобритании и США (Oil and gas industry in Russia, Great Britain and in the USA).
2. Современные процессы металлообработки (Modern metal working processes).
3. Современные двигатели внутреннего сгорания (Modern internal combustion engines).
4. Высшее образование в России и США (Higher education in Russia and in the USA).
5. Химическая технология в России и США (Chemical Technology in Russia and in the USA).
6. Информатика и вычислительная техника в России, Великобритании и в США Computer Science and Computer Engineering in Russia, Great Britain and in the USA).
В ходе защиты проекта студент должен показать обоснованность выбора темы, отразить элементы исследовательской деятельности в проекте, продемонстрировать умение обобщать и делать выводы, аргументированно отвечать на вопросы по проекту, использовать наглядность и технические средства.
При работе над различными проектами у студентов развиваются творческие способности, тем самым учебный материал адаптируется под их индивидуальные особенности. Создание проектов формирует умение поиска и систематизации информации, расширяет кругозор обучающихся по темам исследования.
Основными и наиболее эффективными методами использования информационно-коммуникационных технологий интерактивного обучения иностранному языку являются следующие: - занятия с использованием мультимедийных обучающих программ;
- практические занятия с использованием компьютерных презентаций, позволяющие интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме: слайды, видеофильм, графика;
- компьютерное тестирование;
- телекоммуникационные проекты, работа с аудио- и видео ресурсами;
- дистанционное обучение, которое включает все формы образовательной активности, осуществляемые без личного контакта преподавателя и студента [11];
- голосовой чат по локальной сети, используемый для обучения фонетике. Для реализации данного чата могут применяться ниже перечисленные бесплатные программы: Net Speakerphone или Speaker, позволяющие вести общение в режиме: преподаватель-студент, студент-студент, режим конференции;
- аудитория оборудованная лингафонными устройствами, включающая в себя преподавательскую консоль и рабочие места студентов по одной из следующих схем: аудиопассивной, аудиоактивной или аудиокомпаративной. Ау-диопассивные устройства имеют целью предоставить студентам возможность прослушивать фонограммы через наушники; аудиоак-тивные устройства позволяют студентам прослушивать фонограммы и самим тренироваться в громкой речи через микрофон, аудиоком-паративные устройства позволяют записывать свою речь на диктофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее) [11];
- языковое портфолио как эффективное средство контроля и самоконтроля содержит в себе такие ключевые моменты как самомониторинг и рефлексию. Особенно в условиях самостоятельной работы студента, портфолио является перспективной технологией рефлексивного обучения. Образовательная технология «языковое портфолио» создаёт возможности неформального оценивания достижений обучающихся [6, с. 111].
Одним из продуктивных Интернет-ресурсов является проект под названием UChannel, представляющим собой консорциум, который объединяет в себя Школу общественных и международных отношений имени Вудро Вильсона при Принстон-ском университете, а также Школу общественных и международных отношений при Колумбийском университете. Целью данного консорциума является предоставление открытого доступа к различным учебным материалам [5, с. 86].
При помощи сайта LearningApps.org можно относительно быстро создать упражнения, направленные на формирование языковой компетенции обучающихся и на закрепление учебного материала [15, с. 18].
Применение Интернет-ресурсов необходимо для более прочного усвоения правил и структур, и проверки их понимания. Электронная информационная среда может рассматриваться как сред-
сз о со -а
I=i а —i о
сз т; о
m о
от
з
ы о со
ство обучения иностранному языку, переводящее учебный процесс на более качественной новый уровень [1]. Благодаря информационным технологиям повышается эффективность проведения самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы студентов [13, с. 185].
Ролевые игры делают учебно-познавательную деятельность более личностной и мотивированной. Далее приведём примеры ролевых игр для студентов технического вуза:
1. На Международной научной конференции вы встречаете известного учёного в области нефтегазовой промышленности и ведёте беседу.
2. На Международной научной конференции вы встречаете американского учёного и ведёте разговор о защите окружающей среды в России и США.
В ролевых играх немаловажным фактором является и владение студентами культурой речи, которая выражается в речевом поведении, в соблюдении речевого этикета при деловых встречах. Как правило, преподаватели обращают внимание не только на взаимосвязь языка и культуры, но и на обучение иностранному языку как инструменту межкультурной коммуникации.
Несомненно, использование современных образовательных технологий в преподавании иностранных языков активизирует познавательную деятельность обучающихся, что ведёт к повышению эффективности обучения. При реализации вышеупомянутых технологий обязательным фактором является связь обучения с будущей профессиональной деятельностью. Следовательно, внимание студентов акцентируется на важности иностранного языка в их профессиональном становлении.
Обучение иностранному языку в техническом вузе подразумевает профессиональное позиционирование будущего учёного в среде коллег-специалистов из других стран [7, с. 36]. В связи с этим появляется необходимость в подготовке студентов к ориентации в мультилингвальном сообществе, достижению коммуникативных целей с помощью инновационных технологий [4, с. 17].
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков в техническом вузе предполагает выбор и адаптирование подходящих Интернет-ресурсов, их применение для создания различных заданий, организацию межкультурной коммуникации и создание учебно-методических материалов на основе программных продуктов Интернета [9, с. 36].
В ходе анализа существующих аналогов было выявлено, что имеющиеся программные продукты обладают определёнными недостатками, связанными с проблемой межпредметной интеграции, являющейся непременным условием формирова-5 ния профессиональной компетенции обучающихся. В связи с этим возникает необходимость разра-еЗ ботки нового электронного учебно-методического Ц комплекса по английскому языку.
В созданном нами электронном учебном продукте представлены востребованные программно-педагогические средства: возможность пробного тестирования, терминологическое тестирование по модулям, лексические справочники терминов на английском и русском языках по информатике. Уникальностью данного продукта является то, что тестирование происходит не только по определенным модулям английского языка, но и по терминам, непосредственно связанным с направлением подготовки «Информатика и вычислительная техника». Обучающийся не только проверяет и закрепляет свои знания по английскому языку, но и расширяет свой общий вокабуляр [10, с. 128].
Удобство данного интерфейса заключается в том, что у пользователя не будет возникать проблем с пользованием электронного учебного продукта. Самое главное, результаты тестирования отображаются с пояснением к ответам [10, с. 128].
Новизна созданного продукта состоит в том, что в нём определена методика контроля результатов обучения профессиональной речи студентов технических вузов с использованием терминологического тестирования.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что в настоящее время изменились приоритеты и условия обучения студентов неязыкового технического вуза профессионально-ориентированному иностранному языку. Современные информационные, в том числе мультимедийные, обучающие программы имеют преимущество перед традиционными методами обучения, так как с помощью электронной информационной среды расширяются возможности дальнейшего совершенствования умений и навыков владения иностранным языком. Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование разнообразных мультимедийных программ в обучение иностранному языку способствует успешному формированию профессиональных компетенций студентов технического вуза.
Литература
1. Александров, К.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе.- 2011.- № 5. - С.15-20.
2. Белякова, Е.А. Использование проблемных ситуаций на занятиях по иностранному языку в системе уровневого образования // Ярославский педагогический вестник.- 2012. - № З.Том II. - С. 191-195.
3. Билалова Д. Н., Каскинова Г. Н. Изучение аф-фиксоидов и их аналогов в английском языке // Современное педагогическое образование.-2019.- № 11. - 166-170.
4. Евстигнеева, И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. -№ 2. - С. 17-21.
5. Жаринов, Ю.А., Стрелкова, Г. Г. Возможности использования сетевых медиатехнологий при изучении английского языка в техническом университете // Информационные технологии. Проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции. Том 2. - Уфа: Изд-во «Восточная печать», 2015.- С. 84-88.
6. Жаринов, Ю.А. Языковое портфолио как эффективная образовательная технология // Сб.: Innovations and modern pedagogical technologies in the education system: materials of the VI international scientific conference on February 20-21, 2016.- Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. - P. 110-111.
7. Комочкина, Е.А. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: история и современность // Иностранные языки в школе. 2014. -№ 7.- С. 30-37.
8. Лебедева, М. В., Печищева М. В. Применение современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. - № 2. - С. 120-125.
9. Низовая, И.Ю. Новые сервисы и прикладные программы в практике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в шко-ле.2014.- № 10.- С. 36-41.
10. Переверзева, А.И., Жаринов Ю. А., Родионов А. С. Электронный учебно-методический комплекс по английскому языку для технического вуза //Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии. Проблемы и решения». - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2018. Том 1(5).-С.126-130.
11. Сиразева, А.Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] / А.Ф. Сиразева, Л.А. Валее-ва, А.Ф. Морозова// Современные проблемы науки и образования.2015. - № 3.- URL: http:// www.science-education.ru/123-17983.
12. Современные направления в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой.- Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 40 с.
13. Стрелкова, Г.Г., Жаринов Ю. А. Применение интернет-ресурсов на занятиях по английскому языку в нефтяном вузе //Тезисы докладов Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Технология. Производство - 2015».- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015.- С. 185-187.
14. Хайруллина, Д.Д., Черникова В. О., Жаринов Ю. А. Интерактивные методы обучения иностранному языку в техническом вузе //Материалы Международной научно-методической конференции «Интеграция науки и образования в вузах нефтегазового профиля - 2016».-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016.- С. 47-49.
15. Шалова, В.В. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети Интернет // Иностранные языки в школе. 2014.- № 6. - С.16-22.
modern educational technologies in teaching foreign languages at a technical university
Zharinov Y.A.,
Ufa State Petroleum Technological University, Salavat branch, Russia Bilalova D.N.,
Ufa State Petroleum Technological University, Salavat branch, Russia
The article analyzes modern educational technologies for teaching a foreign language to students of a technical University. Various forms of practical use of educational technologies in the process of teaching English are covered in detail. The authors present the possibilities of using these technologies in working with students, which contribute to the development of communication, strengthening interpersonal relationships, the ability to listen and argue their position. Conclusions are drawn about the positive impact of integrating modern technologies in the educational process of the University.
Keywords: educational technologies, professional competencies, project work, role-playing games, case studies, information and communication technologies.
References
1. Alexandrov, K.V. Information and communication technologies in teaching foreign languages: from a new form to a new content // Foreign languages at school.- 2011. - No. 5. - P. 15-20.
2. Belyakova, E.A. The use of problem situations in the foreign language classes in the system of level education // Yaroslavl Pedagogical Bulletin.- 2012. - No. 3. - Volume II. - P. 191-195.
3. Bilalova D.N., Kaskinova G.N. Study of affixoids and their analogues in the English language // Modern Pedagogical Education.- 2019. - No. 11.- 166-170.
4. Evstigneeva, I.A. The development of discursive skills of students using modern information and communication technologies // Foreign languages at school. 2014. - No. 2. - P. 17-21.
5. Zharinov, Yu.A., Strelkova, G.G. Opportunities for using network media technologies in the study of English at a technical university // Information Technologies. Problems and solutions: materials of the international scientific-practical conference. Volume 2. -Ufa: Publishing House "Oriental Press", 2015. - P. 84-88.
6. Zharinov, Yu.A. Language Portfolio as an Effective Educational Technology // Sat .: Innovations and modern pedagogical technologies in the education system: materials of the VI international scientific conference on February 20-21, 2016. - Prague: Vë-decko vydavatelské centrum Sociosféra-CZ, 2016. - P. 110-111.
7. Komochkina, E.A. Teaching foreign languages in a non-linguistic university: history and modernity // Foreign languages at school. 2014. - No. 7. - P. 30-37.
8. Lebedeva, M.V., Pechishcheva M.V. Application of modern educational technologies in teaching foreign languages (on the example of the English language) // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2016. - No. 2. - P. 120-125.
9. Nizovaya, I.Yu. New services and applications in the practice of teaching foreign languages // Foreign languages at school. 2014. - No. 10. - P. 36-41.
10. Pereverzeva, A.I., Zharinov Yu.A., Rodionov A.S. Electronic educational-methodical complex in English for a technical university // Materials of the International Scientific and Practical Conference "Information Technologies. Problems and solutions. " -Ufa: Publishing House of Ural State Technical University, 2018. Volume 1 (5). - S. 126-130.
11. Sirazeva, A.F. Innovative technologies of teaching a foreign language at a university [Electronic resource] / A.F. Sirazeva, L.A. Valeeva, A. F. Morozova // Modern problems of science and
C3
о
CO
-a
I=i а
—I
о
C3 t; о m о от
з
ы о со
education. 2015. - No. 3. - URL: http://www.science-education. ru/123-17983.
12. Modern trends in the methodology of teaching foreign languages: textbook / Ed. E.I. Passova, E.S. Kuznetsova. - Voronezh: NOU Interlingva, 2002. - 40 p.
13. Strelkova, G.G., Zharinov, Yu.A. The use of Internet resources in English classes at a petroleum university // Abstracts of the International scientific and technical conference of students, graduate students and young scientists "Science. Technology. Production - 2015 ". - Ufa: Publishing House of Ural State Technical University, 2015. - P. 185-187.
14. Khayrullina, D.D., Chernikova V.O., Zharinov Yu.A. Interactive methods of teaching a foreign language in a technical university // Materials of the International scientific-methodical conference "Integration of science and education in universities of oil and gas profile - 2016". - Ufa: Publishing House of Ural State Technical University, 2016. - P. 47-49.
15. Shalova, V.V. The development of communicative competence in English lessons through the use of Internet resources // Foreign languages at school. 2014. - No. 6. - P.16-22.
o d
u