Научная статья на тему '«Современные образовательные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в российских ВУЗах»'

«Современные образовательные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в российских ВУЗах» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательные технологии / педагогические технологии / высшие учебные заведения / технология проектного обучения / игровая технология / технология проблемного обучения / educational technologies / pedagogical technologies / higher educational institutions / project-based learning technology / game technology / problem-based learning technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Анна Павловна

В настоящей статье рассматриваются вопросы использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в отечественных высших учебных заведениях. Необходимость их применения продиктована современными условиями рыночной экономики, а также процессами глобализации. На современном этапе для российских работодателей чаще всего характерен запрос не просто на квалифицированных кадров, но на профессионалов своей отрасли, способных в сжатые сроки решать проблемы любого уровня, возникающие перед организацией, а также способствовать росту ее доходов. Такие специалисты являются конкурентоспособными не только на отечественном, но и на мировом рынке труда. Основы профессионализма необходимо формировать не на этапе вступления сотрудника в должность, а в период обучения в высшем учебном заведении. На практике нередко содержание образовательного процесса в ВУЗе отличается от профессиональных задач будущего специалиста. На основании обобщения научно-теоретического знания в настоящей статье значительное внимание было отведено определению сходства и различия таких понятий, как «образовательная технология» и «педагогическая технология», были выявлены и проанализированы преимущества и недостатки инновационных образовательных технологий, которые наиболее часто реализуются педагогами во время учебных занятий в высшей школе. К их числу относятся технология проектного обучения, игровая технология и технология проблемного обучения. Автором сделан важный вывод о том, что применение каждой из них должно быть определено спецификой конкретной учебной дисциплины, а также теми профессиональными задачами, которые будут стоять перед выпускником ВУЗа при дальнейшем трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT RUSSIAN UNIVERSITIES»

This article discusses the use of modern educational technologies in the educational process in domestic higher education institutions. The need for their application is dictated by modern conditions of a market economy, as well as globalization processes. At the present stage, for Russian employers the most common request is not just for qualified personnel, but for professionals in their industry who are able to quickly solve problems of any level that arise before the organization, as well as contribute to the growth of its income. Such specialists are competitive not only in the domestic, but also in the global labor market. The fundamentals of professionalism need to be formed not at the stage of the employee’s taking office, but during the period of study at a higher educational institution. In practice, the content of the educational process at a university is often different from the professional tasks of a future specialist. Based on the generalization of scientific and theoretical knowledge in this article, considerable attention was paid to determining the similarities and differences of such concepts as “educational technology” and “pedagogical technology”, the advantages and disadvantages of innovative educational technologies that are most often implemented by teachers during studies in high school. These include project-based learning technology, gaming technology, and problem-based learning technology. The author made an important conclusion that the application of each of them should be determined by the specifics of a particular academic discipline, as well as by those professional tasks that a graduate of a university will face in future employment.

Текст научной работы на тему ««Современные образовательные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в российских ВУЗах»»

С©4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10439 КОЛЕСНИКОВА Анна Павловна,

студентка Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

e-mail: akolesnikovaa@list.ru

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в отечественных высших учебных заведениях. Необходимость их применения продиктована современными условиями рыночной экономики, а также процессами глобализации. На современном этапе для российских работодателей чаще всего характерен запрос не просто на квалифицированных кадров, но на профессионалов своей отрасли, способных в сжатые сроки решать проблемы любого уровня, возникающие перед организацией, а также способствовать росту ее доходов. Такие специалисты являются конкурентоспособными не только на отечественном, но и на мировом рынке труда.

Основы профессионализма необходимо формировать не на этапе вступления сотрудника в должность, а в период обучения в высшем учебном заведении. На практике нередко содержание образовательного процесса в ВУЗе отличается от профессиональных задач будущего специалиста. На основании обобщения научно-теоретического знания в настоящей статье значительное внимание было отведено определению сходства и различия таких понятий, как «образовательная технология» и «педагогическая технология», были выявлены и проанализированы преимущества и недостатки инновационных образовательных технологий, которые наиболее часто реализуются педагогами во время учебных занятий в высшей школе. К их числу относятся технология проектного обучения, игровая технология и технология проблемного обучения. Автором сделан важный вывод о том, что применение каждой из них должно быть определено спецификой конкретной учебной дисциплины, а также теми профессиональными задачами, которые будут стоять перед выпускником ВУЗа при дальнейшем трудоустройстве.

Ключевые слова: образовательные технологии, педагогические технологии, высшие учебные заведения, технология проектного обучения, игровая технология, технология проблемного обучения.

KOLESNIKOVA Anna Pavlovna,

Student of Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

«MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT RUSSIAN UNIVERSITIES»

Annotation. This article discusses the use of modern educational technologies in the educational process in domestic higher education institutions. The need for their application is dictated by modern conditions of a market economy, as well as globalization processes. At the present stage, for Russian employers the most common request is not just for qualified personnel, but for professionals in their industry who are able to quickly solve problems of any level that arise before the organization, as well as contribute to the growth of its income. Such specialists are competitive not only in the domestic, but also in the global labor market. The fundamentals of professionalism need to be formed not at the stage of the employee's taking office, but during the period of study at a higher educational institution. In practice, the content of the educational process at a university is often different from

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

the professional tasks of a future specialist. Based on the generalization of scientific and theoretical knowledge in this article, considerable attention was paid to determining the similarities and differences of such concepts as "educational technology" and "pedagogical technology", the advantages and disadvantages of innovative educational technologies that are most often implemented by teachers during studies in high school. These include project-based learning technology, gaming technology, and problem-based learning technology. The author made an important conclusion that the application of each of them should be determined by the specifics of a particular academic discipline, as well as by those professional tasks that a graduate of a university will face in future employment.

Key words: educational technologies, pedagogical technologies, higher educational institutions, project-based learning technology, game technology, problem-based learning technology.

Характерной чертой общественного развития в настоящее время являются стремительные темпы роста инновационных процессов в образовательной сфере. Сегодня требования к качеству высшего образования находятся в зависимости от процессов глобализации, и в наиболее общем виде состоят в том, что отечественные ВУЗы должны подготовить творческих и конкурентоспособных специалистов. Согласно целям национального проекта «Образование», период реализации которого охватывает 2019-2024 гг., Россия не только должна обеспечить глобальную конкурентоспособность образования, но и войти в число 10 ведущих стран мира по его качеству [10]. Как следствие, на момент окончания высшего учебного заведения будущий работник должен быть готов к взаимодействию с непрерывно изменяющимся и динамично развивающимся рынком труда. Это определяется тем, что для многих государственных структур и организаций в настоящее время необходимы не просто сотрудники, а мастера своего дела, по образному выражению Г.Л. Ильина, специалисты «по решению проблем» [5, с. 160]. Именно подготовка сотрудников такого рода будет способствовать росту конкурентоспособности отечественной высшей школы, позволит ей существенно повысить уровень адаптации к динамичным трансформациям современного рынка труда не только в стране, но и в мире.

Система высшего профессионального образования XXI века представляет собой итог значительных перемен, затронувших образовательную сферу за последние десятилетия. В настоящее время в ней также происходят существенные трансформации, которые связаны, в том числе, с возможностью и целесообразностью применения современных образовательных технологий. Реализация последних в высшей школе обладает повышенной актуальностью в условиях рынка, когда к выпускникам ВУЗов предъявляются повышенные требования. Это определяется тем, что работодатели в настоящее время стремятся предоставить место не просто молодому специалисту, нуждающемуся в трудоустройстве после окончания обучения, но профессионалу своего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

дела, способному принести прибыль организации [11].

Указанное обстоятельство необходимо учитывать в силу того, что в настоящее время наблюдается существенное расхождение между тем объемом информации, который необходимо усвоить выпускникам ВУЗов в процессе обучения, и содержанием их будущей профессиональной деятельности. В этой связи стабильная ситуация на отечественном рынке труда во многом зависит от того, насколько российские ВУЗы способны действовать «на опережение», осуществляя подготовку студентов не просто в соответствии с программами и планами учебных заведений, но ориентируясь на те задачи, которые им предстоит решать в своей будущей профессиональной деятельности, а также на условия, диктуемые рыночной экономикой. Стоит отметить, что ориентация на потребности современного общества, в котором главным ресурсом является информация [6, с. 2], должно предполагать использование в высшей школе нестандартных подходов, основанных на методологических разработках как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Вышеуказанные тенденции современной системы отечественной средней школы предполагают применение в отечественных ВУЗах новых образовательных технологий. Подробному рассмотрению последних, а также преимуществам и недостаткам их внедрения в российской высшей школе, согласно логике исследования, должен предшествовать анализ самого понятия «образовательная технология». Это позволит глубже проанализировать возможности и целесообразность их применения в отечественных ВУЗах. В первую очередь, необходимо отметить, что понятие «образовательные технологии» в отечественных и зарубежных теоретических исследованиях нередко используют в качестве синонима «педагогических технологий». Однако, «образовательная технология» является более широким понятием, нежели «педагогическая технология». Это связано с тем, что педагогические технологии ограничены рамками педагогических процессов, в то время как образование предполагает использование более широкого круга аспектов, в частно-

сти, социальных, управленческих, культурологических и иных.

Смешение понятий «образовательная технология» и «педагогическая технология» в определенной степени является следствием неточности перевода на русский язык английского словосочетания «an educational technology». Несмотря на то, что вплоть до настоящего времени данная неточность учитывается далеко не всеми исследователями, необходимо принимать во внимание, что понятие «педагогическая технология» подразумевает, как правило, и обучение и воспитание

[7].

Педагогические технологии, являясь составной частью технологий образования, занимают высшую ступень в их иерархии. Само понятие «педагогическая технология» было введено в научный оборот в 70-х гг. ХХ в. и означало четкое управление процессом достижения учебно-воспитательных целей. Педагогическая технология представляла собой системный метод конструирования, реализации, а также определения процесса преподавания и усвоения знаний в комплексе при учете технических и человеческих ресурсов и особенностей их взаимодействия, главная цель которого состояла в оптимизации форм образования.

В свою очередь, понятие «образовательная технология» также применимо к процессу обучения и воспитания в целом, однако, в рамках данного понятия на первое место выдвигается организационная сторона процесса обучения. В этой связи, образовательные технологии включают следующие элементы: 1) планируемые результаты обучения; 2) средства, при помощи которых тестируется начальный, текущий и итоговый уровень знаний учащихся; 3) система моделей обучения; 4) показатели, позволяющие выбрать наиболее эффективную модель обучения на основании определенных условий. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться весьма широко - как область педагогической науки, а также в качестве собственно технологии образования [4, с. 8].

Основное различие педагогической и образовательной технологий базируется на разнице между обучением и образованием. Если первое предполагает оказание воздействия на учащегося извне, то второе представляет собой более глубинный и внутренний процесс усвоения учащимися знаний, получаемых из внешнего мира, однако, при условии значительной доли их самостоятельной работы.

В то же время, образовательные и педагогические технологии отвечают на сходные вопросы, в частности: «Чему учить и/или как воспитывать?», «Зачем учить и/или воспитывать?», «Как

построить образовательный и/или воспитательный процесс эффективно?»

В этой связи образовательные технологии, включающие в себя технологии педагогические, направлены на повышение эффективности процесса обучения и достижение его целей, базируются на строгом планировании, предполагают диагностирование отдельных этапов учебно-воспитательного процесса, отказ от малоэффективных средств обучения в пользу наиболее результативных в конкретных условиях, четкое соблюдение педагогических методов и приемов, руководство со стороны педагога на каждом из этапов учебно-образовательного процесса.

В настоящее время в отечественных ВУЗах широко применяются новые образовательные технологии, позволяющие не только сделать процесс познания более увлекательным для студентов, но также повысить эффективность усвоения ими учебного материала, имеющего практическую полезность для их будущей профессиональной деятельности.

Наибольшую результативность и сильные стороны имеют такие часто применяемые образовательные технологии в высшей школе, как технология проектного обучения, технология игрового обучения, а также технология проблемного обучения, на особенностях применения которых в отечественных ВУЗах целесообразно остановиться подробно в рамках изучения степени эффективности их использования при подготовке будущих специалистов.

Технология проектного обучения предполагает самостоятельный поиск, усвоение и дальнейшее применение учащимися полученных в ходе образовательного процесса знаний, умений и навыков. Как следствие, реализация данной технологии предполагает использование исследовательских, поисковых и коммуникативных методов, в основе которых лежит творческий импульс. Именно обучение студентов по технологии проектов позволяет подготовить их к решению будущих профессиональных задач посредством использования креативных и нестандартных подходов. Технология проектного обучения в большей степени, нежели другие способствует раскрытию творческих способностей учащихся, а также тех личностных качеств студента, которые пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности.

Технология проектного обучения представляет собой личностно-ориентированную технологию, способ организации самостоятельной работы учащихся, цель которой состоит в решении задач учебного проекта. Проектная деятельность студентов ВУЗа обладает рядом преимуществ. К их числу, по мнению Р.И. Бтемировой, следует отнести получение материального продукта, приобре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

тение навыка командной деятельности, формирование команд профессионалов, которые будут востребованы на современных отечественных предприятиях, и, наконец, расширение количества деловых связей, которые студенты смогут использовать в своей будущей профессиональной деятельности [2].

С точки зрения Н.В. Матяш технология проектов является наиболее универсальной в силу того, что представляет собой интегративный вид учебной деятельности, в котором присутствуют черты игровой, познавательной, ценностно-ори-ентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и самое главное - творческой деятельности. Несомненным преимуществом технологии проектов, по мнению автора, является то, что предметная область проектирования непрерывно расширяется по мере развития научного знания: в настоящее время по данной технологии возможно обучать представителей самых разных профессиональных направлений, не только технических, например, инженеров, архитекторов и проч., но и социологов, историков, психологов и т.д. [8, с. 14].

Технология проектного обучения в большей степени по сравнению с иными технологиями способна приблизить учебный процесс в реальной работе по соответствующей профессии, позволяет студентам выходить за рамки академического времени, используя возможность обучаться как самостоятельно, так и при помощи своих коллег. В свою очередь, оценка со стороны педагога результатов проектной деятельности студентов позволяет сформировать у последних мотивацию и критическое отношение к своей работе, что, в свою очередь, дает возможность учащимся овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.

В то же время, при наличии значительного числа вышеизложенных преимуществ, технология проектного обучения в большей степени позволяет раскрыть таланты одаренных студентов, в то время как на овладении профессиональными навыками отстающими учениками ее применение может сказаться отрицательно. Кроме того, технологию проектного обучения возможно реализовать в рамках конкретного изучаемого предмета только в том случае, если проекты строго соответствуют содержательным и структурным особенностям дисциплины. В противном случае применение указанной технологии должно быть сопряжено с перестройкой процесса обучения, четким пониманием итогов, ожидаемых от проектной работы, трансформацией подхода к преподаванию данного предмета в целом.

Наряду с технологией проблемного обучения, в современных отечественных ВУЗах

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

довольно часто и успешно применяется технология игрового обучения. Это связано с тем, что именно игра, равно как учение и труд, является основной формой деятельности человека. При этом невозможно отрицать уникальность феномена игры. Традиционно под игрой принято понимать вид деятельности, выражающийся в способности человека преобразовывать действительность, целью которого является воспроизведение и усвоение опыта социума, а также формирование и развитие навыка управления своим поведением [3]. Игровая форма усвоения учебного материала способна заинтересовать учащихся любого возраста, оказать положительное влияние на формирование их профессиональное-творческих способностей, значительно развить мышление. Особую привлекательность данная технология представляет и для студентов в силу того, что она позволяет разнообразить традиционное построение учебных занятий, создать непринужденную атмосферу, сократить (пусть и на время) дистанцию между преподавателем и учащимися.

Под игровой технологией следует понимать совокупность психолого-педагогических методов, а также способов, приемов и средств обучения и воспитания. Для ее успешного, а, главное -результативного внедрения в образовательный процесс современных российских ВУЗов обязательным условием является ее глубокое освоение самим педагогом. Эту задачу существенно осложняет бытование научного знания относительно применения данной технологии преимущественно на теоретическом, а не на практическом уровне. Кроме того, для эффективного применения игровой технологии на учебных занятиях преподавателю необходимо определиться с тем, какие именно компетенции он хочет сформировать у студентов, на каком учебном материале можно ее применить, с какими иными учебно-воспитательными технологиями можно соединить игровую технологию и возможно ли это на конкретном учебном занятии, как грамотно составить учебный план, позволяющий воплотить данную технологию на практике [3] и некоторые другие значимые вопросы. Указанные обстоятельства представляют определенные трудности для реализации игровой технологии в образовательном процессе современных российских ВУЗов.

Вместе с тем, применение игровой технологии в преподавании имеет ряд уникальных преимуществ. Они заключается в том, что студенты получают возможность самостоятельно принимать и объяснять решения профессиональных задач, в игровой форме проживать опыт выхода из сложных рабочих проблем, что позволяет сделать процесс обучения необычайно эмоционально насыщенным и увлекательным. Главный

преимуществом игровой технологии в рамках применения ее в обучении в отечественных ВУЗах следует признать то, что она позволяет студентам приобрести тот практический опыт, который они могли бы получить в реальной жизни.

Третьей значимой технологией, актуальной в рамках преподавания в высшей школе, следует признать технологию проблемного обучения. Для ее реализации обязательным условием является наличие проблемной ситуации, предполагающей столкновение человека с интеллектуальными трудностями, когда он не способен дать объяснение тому или иному явлению, либо достичь цели известным способом, в силу чего вынужден искать новые способы, а также объяснения новым для него явлениям и процессам.

Преимущества проблемного обучения состоят в том, что посредством применения данной технологии личность наиболее глубоко может овладеть способами и приемами познания, свойственными для творческой деятельности. Для этой цели педагог может использовать самые разнообразные способы моделирования проблемных ситуаций. В частности, к их числу можно отнести подведение студентов к противоречию и предложение им осуществить поиск решения самостоятельно, изложение им различных точек зрения на одну и ту же проблему, предоставление материалов по теме, позволяющих учащимся подтвердить ту или иную точку зрения, либо опровергнуть и сформулировать собственное мнение на основание имеющихся в распоряжении фактов и проч. На теоретическом уровне многообразие существующих способов моделирования проблемных ситуаций, которые педагоги высшей школы могут успешно применять в своей практике, были сформулированы еще в работе М.И. Махмутова в середине 1970-х гг. [9].

К преимуществам использования данной технологии в современных отечественных ВУЗах следует отнести возможность развивать внимание и наблюдательность студентов, повышать активность их мыслительных процессов, стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, способствовать формированию таких профессиональных качеств, как инициативность нестандартность и, вместе с тем, осторожность и решительность. К положительным сторонам использования технологии проблемного обучения следует отнести прочность приобретенных знаний, так как они являются полученными в ходе самостоятельной студенческой работы. Среди недостатков технологии проблемного обучения следует отметить обязательное наличие затруднения в учебном процессе, в силу чего временные затраты студентов возрастают, так как они вынуждены заниматься поиском решения

проблемы, в отличие от традиционной формы построения занятий [1, с. 210].

Применение данной технологии создает определенные сложности и для преподавателей, так как посредством ее не может исследоваться какое-либо обыденное явление, или процесс: они должны обязательно вызывать живой интерес у студентов, так как изумление и положительные переживания повышают эффективность обучения. Соблюдению этих условий способствует создание максимально противоречивой ситуации с использованием всех фактов и известных педагогической науке способов и приемов, которую предстоит разрешить учащимся.

Подводя итоги, следует отметить, что в каждой конкретной ситуации профессионального обучения в высшей школе педагог должен не только учитывать все преимущества и недостатки современных образовательных технологий, но также ориентироваться при их выборе на быстрое и эффективное решение стоящих перед студентами образовательных задач. В этой связи, педагог должен уметь выбрать именно ту технологию, использование которой не только актуально в рамках преподавания конкретной дисциплины, но и является наиболее целесообразным, позволяет обеспечить высокие результаты будущей профессиональной деятельности выпускников российских ВУЗов.

Список литературы

[1] Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.

[2] Бтемирова Р. И. Метод проектов в условиях современного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24488

[3] Ваганова О. И., Смирнова Ж. В., Мокрова А. А. Применение игровых технологий в обучении студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. https:// cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov

[4] Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

[5] Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). - М.: Вузовская книга, 2002. - 224 с.

[6] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинец-кий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997. - 285 с.

[7] Лебедева М.Б. Образовательные технологии: терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. 2011. https://cyberleninka. m/artide/n/obrazovatelnye-tehnologii-termmologiya-i-soderzhame

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

[8] Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

[9] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1975. - 240 с.

[10] Национальный проект «Образование». 10 января 2019 г. https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

[11] Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=25294

Spisok literatury:

[1] Basova N.V. Pedagogika i prakticheskaya psihologiya. - Rostov n/D: Feniks, 2000. - 416 s.

[2] Btemirova R. I. Metod proektov v usloviyah sovremennogo vysshego obrazovaniya // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 3. https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24488

[3] Vaganova O. I., Smirnova ZH. V., Mokrova A. A. Primenenie igrovyh tekhnologij v obuchenii stu-dentov // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. https://cyber-leninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-teh-nologiy-v-obuchenii-studentov

[4] Guzeev V. V. Obrazovatel'naya tekhnologiya: ot priema do filosofii. - M.: Sentyabr', 1996. -112 s.

[5] Il'in G. L. Filosofiya obrazovaniya (ideya nepreryvnosti). - M.: Vuzovskaya kniga, 2002. -224 s.

[6] Kapica S.P., Kurdyumov S.P., Malineckij G.G. Sinergetika i prognozy budushchego. - M.: Nauka, 1997. - 285 s.

[7] Lebedeva M.B. Obrazovatel'nye tekhnologii: terminologiya i soderzhanie // YAroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2011. https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/obrazovatelnye-tehnologii-terminologi-ya-i-soderzhanie

[8] Matyash N.V. Innovacionnye pedagogich-eskie tekhnologii: proektnoe obuchenie. - M.: Akademiya, 2011. - 144 s.

[9] Mahmutov M.I. Organizaciya problemnogo obucheniya v shkole. - M.: Pedagogika, 1975. -240 s.

[10] Nacional'nyj proekt «Obrazovanie». 10 yanvarya 2019 g. https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

[11] Sajgushev N.YA., Romanov P.YU., Vede-neeva O.A., Turaev R.R., Melekhova YU.B. Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo optimizacii professional'noj podgotovki budushchego specialista // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 5. https://science-education.ru/ru/ article/view?id=25294

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л

-

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.