Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чумак Д.В.

Статья посвящена современным научным государственного управления в сфере формирования здорового образа жизни среди молодежи. Проблемы здоровья и здорового образа жизни уже давно привлекают внимание социологов, психологов, философов, экономистов. По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чумак Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG YOUNG PEOPLE

The article is devoted to modern problems of public administration in the sphere of forming a healthy lifestyle among young people. Problems of health and healthy lifestyle have long attracted the attention of sociologists, psychologists, philosophers, and economists. Considerable analytical material has been accumulated on the subject under study. At the same time, the issues of forming socially healthy behavior of young Russians, the peculiarities of determining this phenomenon, and ways to optimize state policy in the field of healthy lifestyle formation in modern Russia are poorly studied.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 32.019.5

Чумак Д.В.

студент магистратуры 3 курса направление «Государственное муниципальное управление»

Институт цифровой экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена современным научным государственного управления в сфере формирования здорового образа жизни среди молодежи. Проблемы здоровья и здорового образа жизни уже давно привлекают внимание социологов, психологов, философов, экономистов. По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, научный подход, жизнедеятельность, молодежь, обеспечение здорового образа жизни.

Chumak D. V. master's student of the 3rd year direction "State municipal administration " Institute of digital economy Ugra state University Russia, Khanty-Mansiysk

MODERN SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HEALTHY LIFESTYLE

AMONG YOUNG PEOPLE

Annotation. The article is devoted to modern problems of public administration in the sphere of forming a healthy lifestyle among young people. Problems of health and healthy lifestyle have long attracted the attention of sociologists, psychologists, philosophers, and economists. Considerable analytical material has been accumulated on the subject under study. At the same time, the issues of forming socially healthy behavior of young Russians, the

peculiarities of determining this phenomenon, and ways to optimize state policy in the field of healthy lifestyle formation in modern Russia are poorly studied.

Keywords: healthy lifestyle, scientific approach, life activity, youth, ensuring a healthy lifestyle.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни уже давно привлекают внимание социологов, психологов, философов, экономистов, не говоря уже о самих медиках. Философско-методологические аспекты этих проблем ставятся и освещаются в публикациях И.И. Брехмана, И.В. Журавлевой,

A.М.Пищик. Сформировалась целая отрасль социологического знания -социология здоровья, в которой плодотворно работают И. В. Журавлева, и

B.М. Лупандин, И. Б. Назарова и другие исследователи . Особое внимание уделено изучению влияния образа жизни на здоровье (работа В. Н. Климова, Ю.П Лисицына, Г И. Царегородцева).

Основы осмысления образа жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др.) и развивая идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно -исторического развития. В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью.

Значительный вклад в развитие данной проблемы разработкой динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX - начала XX века (М. Вебер, Э. Дюркгейм, П.А Сорокин, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский и др.), учёные в области социальной гигиены (А.П. Доброславин и др.).

По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России. Всё это в совокупности обусловило определение цели, задач, объекта и предмета данного диссертационного исследования.

Татарова С.Ю. в своей работе рассматривает физкультурно-оздоровительную работу, как мероприятия, которые осуществляются субъектами сферы физической культуры и спорта для развития физической культуры.

Термин здоровый образ жизни, рассматривают в своих работах О.В. Морозов, Э.И. Савко, Аллаянов Ю.Н. и др. выделим общий термин. Здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Здоровый образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию и направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Здоровый образ жизни - категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Образ жизни определяется не только наличием или отсутствием вредных привычек, но, главным образом, уровнем благосостояния (доход на душу населения, жилье, транспорт и др.), уровнем культуры, образования, медицинской активности населения и т.д.

Формирование у населения здорового образа жизни - это одна из основных задач общественного здравоохранения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, образ жизни - «это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристиками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни».

Исследованию возрастных особенностей молодежи с психолого-антропологических позиций уделяли внимание К. Г. Юнг, Ш. Бюлер, С. Холл, М. Мид, Э. Шпрангер и др., в отечественной литературе - Л. Выгодский, И. Ильинский, А. Ковалев, В. Гужов и др.

Наиболее популярной в социально-философском осмыслении феномена «молодежь» является позиция В. Н. Боряза, который пришел к выводу, что:

1) молодежь есть объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа;

2) биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества;

3) процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития;

4) достижение молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в

качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и тем самым собственного отрицания себя как молодежи;

5) возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастные градации в рамках этих границ - длительностью отдельных стадий развития».

В докладе о целях в области устойчивого развития основной целью является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте, где рассмотрено, что «Стратегической целью образовательных учреждений образования должно стать создание среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению молодежи поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей стрессоустойчивость молодежи».

Круг ценностных ориентаций и мотивов молодежи для приобщения к занятиям физической культуры и спортом достаточно широк и разнообразен. Например, это могут быть ориентации на главную ценность человека - здоровье, на профилактику и лечение заболеваний, физическую рекреацию и приятное времяпрепровождение, на здоровый образ жизни, на развитие физических качеств и красивое телосложение, на получение положительных эмоций, на возможность личных достижений и удовлетворения своего честолюбия, на закалку характера и желание испытать себя, самоутвердиться и самосовершенствоваться.

В своей работе Л.И. Алёшина говорит о том, что приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации должно базироваться на двух важных принципах - возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.

Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Среди них следует выделить главные:

- мотивация самосохранения; суть мотива сводится к тому, что человек не совершает каких-либо действий, если они угрожают его здоровью и жизни;

- мотивация подчинения этнокультурным требованиям; человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии;

- мотивация получения удовольствия от здоровья; ощущение здоровья приносит человеку радость поэтому он будет делать все, чтобы быть всегда в бодром состоянии и хорошем настроении;

- мотивация возможности самосовершенствования; у здорового человека физические, психические, интеллектуальные возможности гораздо большие, чем у нездорового;

- мотивация возможности маневрировать; здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий;

- мотивация возможности сексуальной реализации; сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья так же, как и возможность рождения физиологически полноценного потомства;

- мотивация достижения максимально возможной комфортности; человек чувствует себя максимально комфортно, раскованно, если у него отсутствует какой-либо физический или психический дискомфорт.

На особые место системы образования в сохранении и улучшении здоровья подрастающего поколения указывают многие ученые.

Основу системы физического воспитания молодежи составляет нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к развитию и воспитанию молодежи. Все это способствовало погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - человек с его чувствами, мыслями и потребностями.

На сегодняшний день в государственном управлении сфера формирования здорового образа жизни молодежи рассмотрена в национальном проекте "Здравоохранение" работа которого ведется в области просвещения, науки, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности, а также содействия духовному развитию личности.

В последние десятилетия значительно расширялась проблематика изучения возможности применения средств физической культуры в оздоровительных целях. В то же время нельзя не констатировать тот факт, что молодежь имеет чрезвычайно низкий уровень знаний как о физической культуре вообще, так и о здоровым образе жизни в частности. Между тем, в условиях функционирования и развития постиндустриального и информационного общества необходимо формировать бережное отношение к невозобновимым ресурсам здоровья с позиций многофакторности выбора.

Формирование готовности молодежи к здоровому образу жизни возможно при следующих организационно-педагогических условиях:

- всестороннем использования нравственного потенциала физической культуры и спорта как средств формирования культуры здоровья личности;

- единстве формирования знаний, умений и навыков, убеждений, ценностных ориентаций;

- сохранения индивидуальных приоритетов в создании для каждого собственной здоровье сберегающей траектории, профилактики, укрепления здоровья в социуме.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодежи, это связанно с озабоченностью общества по поводу здоровья выпускников, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Содержание здорового образа жизни молодежи отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов, до традиционного уровня. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье во многом зависит от образа жизни. Содержание здорового образа жизни молодежи отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций молодежи, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

В сфере инновационной деятельности в области физической культуры и спорта необходимо уделять большое внимание поиску новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в рамках учебного процесса и во вне учебное время. Согласно современным подходам, основной задачей физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении является формирование у молодежи потребности к занятиям физической культуры и к ведению здорового образа жизни. Это способствует повышению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.

Использованные источники:

1. Журавлева, И. В. Здоровье подростков во временном контексте: учебник/ И. В. Журавлева. - Нижний Новгород : НИСОЦ, 2019. - С. 75-79. - Текст : непосредственный.

2. Татарова, С. Ю. Здоровый образ жизни / С. Ю. Татарова, В. Б. Татаров -Текст : электронный // Синергия наук. - 2018. - № 22. - URL: http://synergy-journal.ru/archive/article2167(дата обращения: 17.02.2020).

3. Перминова М. С. К вопросу о формировании здорового образа жизни студенческой молодежи (на примере Оренбургского государственного университета) / М. С. Перминова, З. Ю. Переселкова - Текст : электронный // Известие Саратовского университета. - 2018. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi-m-primere-orenburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 08.06.2020).

4. Пищик, А. М. Приоритеты трёх цивилизаций: сфера физической культуры и спорта / А. М. Пищик- Текст : непосредственный. // Национальная ассоциация учёных (НАУ). - 2016. - № 1 (17) часть 1. - С. 177-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.