Научная статья на тему 'Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов'

Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2148
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агаджанова Мелина Анатольевна

В статье освещена одна из актуальных психолого-педагогических проблем, решение которой поспособствует более быстрому и результативному претворению в реальность изменений современной образовательной системы. Это проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Устранить эту проблему возможно многими способами. В частности, в качестве инновационных психолого-педагогических технологий в данном случае можно использовать современные настольные психологические игры. В течение последних десятилетий изменения российской системы образования, предъявляя новые требования к педагогическим кадрам, всё чаще приводят к возникновению проблемы сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервнопсихического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию. Синдром эмоционального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, всех, чья деятельность невозможна без общения. Специалисты выделяют 3 группы факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания у педагогов: личностные факторы (склонность к интраверсии, низкая или высокая эмпатия, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самооценки и др.), статусно-ролевые факторы (низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, отверженность в референтной группе, отсутствие возможностей самоактуализации и др.) и профессионально-организационные факторы (монотонность работы, напряженность и конфликты в профессиональной среде, «холодные отношения с коллегами, дефицит социальной и психологической поддержки администрации и др.) Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов образовательного учреждения предполагает максимальное устранение вышеназванных факторов. Для этих целей педагогпсихолог в работе с педагогами использует различные психолого-педагогические технологии, в основном тренинговые технологии. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей психолог также может использовать современные настольные психологические игры как инновационную технологию. Настольные игры можно использовать в качестве дополнения к тренингам (например, как одно из тренинговых упражнений) либо как самостоятельная психолого-педагогическая технология. Современные психологи часто используют настольные игры в своей практике. В настоящее время геймификацию в образовании рассматривают как один из мировых трендов ближайшего будущего. Большинство современных настольных игр позволяет выявить стереотипы принятия решений, способы взаимодействия человека с миром, использование привычных защит, отношение к границам. Сейчас предлагается множество настольных игр как зарубежных, так и отечественных. К наиболее популярным можно отнести «Genesis», «Лудо», «Каркассон», «Имаджинариум», «Активити», «Alias» («Скажи иначе»), «Концепт», «Скелеты в шкафу» и т.д. Игры позволяют: • глубже узнать и понять себя и окружающих; • увидеть определённую, сложившуюся в вашей жизни ситуацию более ясно, понять, каким должен быть ваш вклад в её разрешении; • сделать выбор, когда в этом есть необходимость и вы недостаточно уверены, как правильно поступить; • улучшить отношения с определёнными людьми: семьёй, друзьями, коллегами; • разрешить конфликт; • освободиться от стресса, обрести баланс между работой и отдыхом; • осознать причины ваших страхов и препятствий; • приблизить исполнение желаемого. Поскольку вышеназванные и многие другие менее популярные игры обладают таким психологическим потенциалом, то их вполне целесообразно использовать в качестве профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов

Агаджанова Мелина Анатольевна

ЧОУ школа "Творчество", г.

Самара

Ключевые слова:

Синдром эмоционального выгорания, настольные игры

Аннотация: В статье освещена одна из актуальных психолого-педагогических проблем, решение которой поспособствует более быстрому и результативному претворению в реальность изменений современной образовательной системы. Это проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Устранить эту проблему возможно многими способами. В частности, в качестве инновационных психолого-педагогических технологий в данном случае можно использовать современные настольные психологические игры.

В течение последних десятилетий изменения российской системы образования, предъявляя новые требования к педагогическим кадрам, всё чаще приводят к возникновению проблемы сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.

Основная причина синдрома - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию. Синдром эмоционального выгорания -самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Специалисты выделяют 3 группы факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания у педагогов: личностные факторы (склонность к интраверсии, низкая или высокая эмпатия, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самооценки и др.), статусно-ролевые факторы (низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, отверженность в референтной группе, отсутствие возможностей самоактуализации и др.) и профессионально-организационные факторы (монотонность работы, напряженность и конфликты в профессиональной среде, «холодные отношения с коллегами, дефицит социальной и психологической поддержки администрации и др.)

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов образовательного учреждения предполагает максимальное устранение вышеназванных факторов. Для этих целей педагог-психолог в работе с педагогами использует различные психолого-педагогические технологии, в основном тренинговые технологии. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей психолог также может использовать современные настольные психологические

игры как инновационную технологию. Настольные игры можно использовать в качестве дополнения к тренингам (например, как одно из тренинговых упражнений) либо как самостоятельная психолого-педагогическая технология.

Современные психологи часто используют настольные игры в своей практике. В настоящее время геймификацию в образовании рассматривают как один из мировых трендов ближайшего будущего. Большинство современных настольных игр позволяет выявить стереотипы принятия решений, способы взаимодействия человека с миром, использование привычных защит, отношение к границам.

Сейчас предлагается множество настольных игр как зарубежных, так и отечественных. К наиболее популярным можно отнести «Genesis», «Лудо», «Каркассон», «Имаджинариум», «Активити», «Alias» («Скажи иначе»), «Концепт», «Скелеты в шкафу» и т.д. Игры позволяют:

• глубже узнать и понять себя и окружающих;

• увидеть определённую, сложившуюся в вашей жизни ситуацию более ясно, понять, каким должен быть ваш вклад в её разрешении;

• сделать выбор, когда в этом есть необходимость и вы недостаточно уверены, как правильно поступить;

• улучшить отношения с определёнными людьми: семьёй, друзьями, коллегами;

• разрешить конфликт;

• освободиться от стресса, обрести баланс между работой и отдыхом; • осознать причины ваших страхов и препятствий;

• приблизить исполнение желаемого.

Поскольку вышеназванные и многие другие менее популярные игры обладают таким психологическим потенциалом, то их вполне целесообразно использовать в качестве профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Список литературы:

1. Алиев Х.М. Защита от стресса: как сохранить и реализовать себя в современных условиях. — М.: Мартин, 1996. С. 412.

2. Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. - М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2004. - 368 с.

3. Копина О.С., Суслова Е.А. Профессиональный стресс // Вопросы психологии.— 2001.— №3. С. 34-42.

4. Малых СБ., Кутузова Д.А. Психолог и стресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. — 2004.— С. 28-33.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования// Психологический журнал. -2001. Т22. - №1. С.90-101. б.Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 С.

7. Данилец Антон. Настольные игры. http://www.stihi.ru/2013/03/25/2708, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.