Научная статья на тему 'Современные направления в организации работы библиотеки'

Современные направления в организации работы библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются вопросы применения учебных видеоматериалов для повышения качества информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, уровня профессиональной подготовки, информационной культуры студентов и внедрения в практику работы библиотеки интегрированной информационно-библиотечной системы ИРБИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные направления в организации работы библиотеки»

вание и использование библиотечного фонда. В качестве координационно-методического центра выделяется центральная библиотека. Библиотеки входят в структуру и штаты структурных подразделений ОмГАУ (институты, филиал, техникум).

Вторая модель объединяет все библиотеки в централизованную библиотечную систему во главе с центральной библиотекой и действует на базе полной централизации. Всем библиотекам создаются равные возможности для высокоэффективного библиотечно-информационного обслуживания. Внедряются единые нормативно-регламентирующие документы в практику работы библиотек, которые обеспечивают согласованное развитие ЦБС ОмГАУ.

Централизованная библиотечная система предоставляет всем читателям возможность выбора и получения литературы из общего фонда через центральную библиотеку или любую другую удобную для них библиотеку централизованной библиотечной системы по единому читательскому билету.

Централизованная библиотечная система ОмГАУ является структурным подразделением университета с общим фондом, штатом сотрудников, финансированием и централизацией всех основных процессов работы.

Третья модель — это создание единой библиотеки ОмГАУ, образованной путем реорганизации и слияния библиотек структурных подразделений ОмГАУ.

На сегодняшнем этапе организационно-структурного состояния университета руководство ОмГАУ приняло решение о формировании централизованной системы библиотек, состоящей из библиотек обособленных структурных подразделений с однородными библиотечными ресурсами, специфической структурой и организацией технологического процесса, единым органом управления.

Какие задачи решаются сегодня? С целью организации, координации, руководства деятельностью

УДК 021

системы в целом создается административно-управленческий аппарат в составе директора ЦБС, заместителей по основным направлениям библиотечной деятельности: библиогечно-библиографи-ческой, научно-методической работы и информатизации. Непосредственное управление деятельностью библиотек системы осуществляют заведующие библиотеками.

Функции центральной библиотеки, как координационного и научно-методического центра, возложены на научную сельскохозяйственную библиотеку ОмГАУ.

Создан совет при заведующей ЦСБ - оперативный совещательный и коллегиальный орган, рассматривающий вопросы профессиональной деятельности ЦБС. В состав совета вошли руководители и ведущие специалисты библиотек. Утвержден план работы совета на 2004/05 учебный год. На заседании совета было принято решение о создании объединенных советов по комплектованию, автоматизации, мето-дико-редакционный совет. В состав советов будут входить библиотечные специалисты всех библиотек системы.

Это только первые шаги по пути централизации, впереди — активная и напряженная работа коллективов всех библиотек, направленная на создание единой библиотечной системы университета. В основе совместной деятельности для достижения поставленной цели лежит: разработка общей политики, решение задач общими усилиями, согласованный подходк работе, создание и использование единых библиотечно-информационных технологий. Единство действий — это то системное качество, которое позволяет решать насущные задачи, стоящие перед библиотеками, с меньшими затратами.

ДЕМЧУКОВА Ирина Михайловна, заведующая централизованной системой библиотек ОмГАУ.

И. В. ГЛУХОВА

Омский автотранспортный колледж

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

В статье рассматриваются вопросы применения учебных видеоматериалов для повышения качества информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, уровня профессиональной подготовки, информационной культуры студентов и внедрения в практику работы библиотеки интегрированной информационно-библиотечной системы ИРБИС.

Совершенствование работы библиотеки невозможно представить без внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

В целях повышения качества информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, уровня профессиональной подготовки и информа-

ционной культуры студентов, улучшения библиотечного обслуживания можно выделить, на наш взгляд, два перспективных направления в деятельности библиотеки ГОУ СПО Омский автотранспортный колледж:

• комплектование фонда документов на электронных носителях;

• внедрение в практику интегрированной информационно-библиотечной системы ИРБИС.

Фонды библиотек в XXI в. невозможно ограничить только печатными изданиями. В полной мере это относится и к библиотекам учебных заведений. Рассматривая систему информационно-предметного обеспечения как важнейший элемент педагогического процесса, нельзя не остановиться на современных электронных средствах. Они занимают все больший удельный вес в образовательной сфере и на данный момент уже опережают поступление учебных книг в студенческую аудиторию.

Библиотека ГОУ С ПО Омский автотранспортный колледж активно работает в плане приобретения различных видов изданий на электронных носителях с января 2003 г. К настоящему моменту нашим студентам и преподавателям предоставлена возможность использовать в учебном и педагогическом процессах мультимедийные руководства и обучающие программы по специальным предметам и другим учебным дисциплинам, таким как история России, основы безопасности жизнедеятельности ит. д., мультимедийные электронные энциклопедии и справочники, электронные периодические издания. Всего68 экз. компакт-дисков СБ. Предоставляя тот же объем информации, что и традиционные бумажные издания, они значительно дешевле, занимают намного меньше места. Но главное, электронный аналог удобнее для быстрого поиска информации. Кроме того, за счет структуры гипертекста (взаимосвязанного электронного текста) в большинстве электронных изданий каждая статья существует как часть структуры статей. С помощью щелчка мыши можно из любой статьи получить направленный доступ к другим взаимосвязанным материалам.

В 2004 г. фонд библиотеки пополнился видеокассетами, содержащими учебные фильмы. Согласно плана комплектования, наш видеофонд к концу текущего года должен составить около 50 экз.

Целесообразность и эффективность применения учебных видеоматериалов очевидна, так как они выполняют целый комплекс дидактических функций -являются источником новых знаний, средством иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительной и зрительно — слуховой опорой для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательным средством при контроле знаний.

Гордостью библиотеки и колледжа в целом, показателем его интеллектуального потенциала являются электронные ресурсы, созданные стараниями наших сотрудников. В первую очередь это БД, состоящая из 16 электронных учебных пособий по таким дисциплинам, как маркетинг, безопасность жизнедеятельности, техническая механика, философия и др. Созданные нашими педагогами, в основном для организации дистанционного образования, эти пособия за очень короткий срок снискали большую популярность и среди пользователей библиотеки.

Также силами работников библиотеки и методической службы колледжа ведется работа по созданию тематической полнотекстовой БД «Педагогика», которая содержит статьи из периодических, научных изданий и материалы из других источников информации по актуальным вопросам и направлениям педагогической деятельности. Для удобства пользователей данного ресурса материал группируется по нескольким рубрикам: воспитательная работа, педагогические технологии, управление педагогическими процессами и т. п.

Правовая информация традиционно является одной из самых востребованных как преподавателями, так и студентами любого учебного заведения. И организация доступа библиотеки колледжа к справочной правовой системе «Консультант + » дала нам возможность полно и оперативно обеспечивать наших пользователей необходимыми им сведениями и документами.

Внедрение средств автоматизации библиотечных процессов полностью или частично освобождает библиотекарей от непосредственного участия в наиболее трудоемких технологических процессах. Здесь совершенствование библиотечной технологии достигается за счет внедрения автоматизированных библиотечных систем (АБС), которые позволяют:

• совершенствовать приемы и методы библиотечного труда;

• ликвидировать дублирование в выполнении аналогичных технологических операций;

• удешевить библиотечные процессы;

• создать максимум удобств для читателей и сотрудников библиотеки.

На данный момент разработано достаточно большое количество автоматизированных библиотечных программ, и когда перед нашей библиотекой встала проблема выбора, то предпочтение было отдано разработке ГПНТБ России — интегрированной информационно-библиотечной системе ИРБИС, отвечающей международным требованиям и в то же время поддерживающей все многообразие традиций российского библиотечного дела.

Основными характеристиками ИРБИС является:

• комфортный, дружественный интерфейс, рассчитанный на пользователя, который не обладает никакими специальными знаниями;

• учет различных уровней подготовки пользователя;

• наличие широкого спектра поисковых элементов, обеспечивающих быстрый поиск необходимого документа по всем основным элементам библиографического описания и их сочетаниям;

■ возможность одновременного поиска в одних и тех же базах данных электронного каталога произвольного количества читателей.

Благодаря последней из вышеперечисленных характеристик был организован удаленный доступ к электронному каталогу библиотеки из структурных подразделений, оснащенных компьютером, подключенным к общей сети колледжа. Теперь нашим педагогам и сотрудникам предоставлена замечательная возможность, находясь на своих рабочих местах, познакомиться с новинками в фонде библиотеки или подобрать литературу в соответствии со своими информационными запросами и потребностями.

На наш выбор повлиял также и тот факт, что именно на базе системы ИРБИС осуществлена автоматизация библиотек ведущих вузов города, таких, как: ОмГУ, ОмГТУ, ОмГПУ, СибАДИ и др. Работа в данной автоматизированной системе позволила им создать корпоративный электронный каталог омского региона, образуя тем самым единое информационное пространство.

Заключив договор на поставку и подключение системы с ОмГТУ, который является дистрибьютором по распространению ИРБИС в нашем регионе, в апреле 2003 г. мы начали работу по созданию электронного каталога в следующих направлениях:

• ввод библиографических сведений обо всех вновь поступивших в фонд библиотеки изданиях;

• ретроконверсия карточных каталогов.

Учитывая специализацию фонда нашей библиотеки - автомобильный транспорт, было принято решение, что ретроспективный ввод данных будет начат именно с изданий по этой отрасли знаний.

На настоящий момент наш электронный каталог насчитывает более 2 тыс. библиографических записей (книги, периодические издания, СЭ-1ЮМы, видеокассеты).

Для осуществления компьютеризации библиотеки были организованы:

• два автоматизированных рабочих места для сотрудников библиотеки с подключением к общей сети колледжа, оснащенные принтерами для распечатки каталожных карточек и документов, сканером;

• одно автоматизированное рабочее место для пользователей библиотеки с доступом к элект-

ронному каталогу, электронной базе документов, и возможностью работы с СО-ЯОМами.

Перспективными направлениями по автоматизации библиотеки колледжа являются: подключение к корпоративному каталогу учебных заведений г. Омска, а также организация доступа к всемирной сети Интернет, которая является практически неограниченным источником информации.

Все это позволит вывести библиотеку колледжа ГОУ СПО Омский автотранспортный колледж на еще более высокий уровень в плане библиотечного обслуживания и удовлетворения информационных потребностей наших пользователей.

ГЛУХОВА Ирина Васильевна, заведующая библиотекой ГОУ СПО Омский автотранспортный колледж.

УДК 014 3(051) 82 Е. В. АНДРЕЙЧЕНКО

Омский государственный университет

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ КАК ЛЕТОПИСЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Рассматривается вопрос о библиографической информации в периодических изданиях как летописи художественной культуры общества, о высоком уровне организации библиографической информации в журналах, позволяющей специалйстам-филоло-гам и библиотекарям-практикам решать проблемы информационно-библиографического обеспечения образовательного процесса.

Профессиональные периодические издания -неотъемлемая часть среди источников информации для специалистов. Этому способствуют такие свойства периодики, как распространенность, систематичность и доступность информации, простой поиск материала в журналах. В сложившейся ситуации это наиболее оперативный и ценный источник информации по всем отраслям науки, культуры, производства, но поиск этой информации, особенно поиск ретроспективный, представляет особые сложности и требует больших временных затратили четкой ориентации в существующей системе информационных документов.

Эффективность и качество научной работы во многом определяются полнотой использования различных источников информации по теме исследования.

Периодические издания являются зеркалом, отражающим развитие научной мысли в современном мире. Сегодня журнальная жизнь стала динамичней, насыщенней и полнее. Как известно, с помощью периодической печати передается разнообразная библиографическая информация — научно-вспомогательная, рекомендательная, книготорговая, издательская и т.д. Все виды библиографичес-

кой информации, посылаемой через периодику, тесно переплетаются, взаимопереходят друг в друга. (6, С. 78)

Хорошо поставленная библиографическая информация в основных журналах и газетах, с которыми регулярно знакомятся специалисты, позволяет держать их в курсе современной научной жизни, показывает основные тенденции развития данной отрасли, способствует профессиональному чтению, облегчает поиск релевантной информации.

Розыск скрытых материалов, зачастую необходимых, осуществляют специалисты-ученые. Разыскания и использование ими разнообразных печатных источников носит не только тематический, но чаще всего глубоко аналитический, синтезирующий, обобщающий характер. Обследуя и изучая для своей работы большое количество литературного «сырья», ученый извлекает из него не только целые теории, систему фактов и идей, но и отдельные факты, идеи и даже фрагменты и оттенки мыслей, аргументов, доказательств, иногда неожиданные, противостоящие его взглядам.

Разыскания исследователями входят потом в пристатейные списки использованной литературы. Эти скрытые ранее в литературе крупицы научно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.