вание и использование библиотечного фонда. В качестве координационно-методического центра выделяется центральная библиотека. Библиотеки входят в структуру и штаты структурных подразделений ОмГАУ (институты, филиал, техникум).
Вторая модель объединяет все библиотеки в централизованную библиотечную систему во главе с центральной библиотекой и действует на базе полной централизации. Всем библиотекам создаются равные возможности для высокоэффективного библиотечно-информационного обслуживания. Внедряются единые нормативно-регламентирующие документы в практику работы библиотек, которые обеспечивают согласованное развитие ЦБС ОмГАУ.
Централизованная библиотечная система предоставляет всем читателям возможность выбора и получения литературы из общего фонда через центральную библиотеку или любую другую удобную для них библиотеку централизованной библиотечной системы по единому читательскому билету.
Централизованная библиотечная система ОмГАУ является структурным подразделением университета с общим фондом, штатом сотрудников, финансированием и централизацией всех основных процессов работы.
Третья модель — это создание единой библиотеки ОмГАУ, образованной путем реорганизации и слияния библиотек структурных подразделений ОмГАУ.
На сегодняшнем этапе организационно-структурного состояния университета руководство ОмГАУ приняло решение о формировании централизованной системы библиотек, состоящей из библиотек обособленных структурных подразделений с однородными библиотечными ресурсами, специфической структурой и организацией технологического процесса, единым органом управления.
Какие задачи решаются сегодня? С целью организации, координации, руководства деятельностью
УДК 021
системы в целом создается административно-управленческий аппарат в составе директора ЦБС, заместителей по основным направлениям библиотечной деятельности: библиогечно-библиографи-ческой, научно-методической работы и информатизации. Непосредственное управление деятельностью библиотек системы осуществляют заведующие библиотеками.
Функции центральной библиотеки, как координационного и научно-методического центра, возложены на научную сельскохозяйственную библиотеку ОмГАУ.
Создан совет при заведующей ЦСБ - оперативный совещательный и коллегиальный орган, рассматривающий вопросы профессиональной деятельности ЦБС. В состав совета вошли руководители и ведущие специалисты библиотек. Утвержден план работы совета на 2004/05 учебный год. На заседании совета было принято решение о создании объединенных советов по комплектованию, автоматизации, мето-дико-редакционный совет. В состав советов будут входить библиотечные специалисты всех библиотек системы.
Это только первые шаги по пути централизации, впереди — активная и напряженная работа коллективов всех библиотек, направленная на создание единой библиотечной системы университета. В основе совместной деятельности для достижения поставленной цели лежит: разработка общей политики, решение задач общими усилиями, согласованный подходк работе, создание и использование единых библиотечно-информационных технологий. Единство действий — это то системное качество, которое позволяет решать насущные задачи, стоящие перед библиотеками, с меньшими затратами.
ДЕМЧУКОВА Ирина Михайловна, заведующая централизованной системой библиотек ОмГАУ.
И. В. ГЛУХОВА
Омский автотранспортный колледж
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
В статье рассматриваются вопросы применения учебных видеоматериалов для повышения качества информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, уровня профессиональной подготовки, информационной культуры студентов и внедрения в практику работы библиотеки интегрированной информационно-библиотечной системы ИРБИС.
Совершенствование работы библиотеки невозможно представить без внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
В целях повышения качества информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, уровня профессиональной подготовки и информа-
ционной культуры студентов, улучшения библиотечного обслуживания можно выделить, на наш взгляд, два перспективных направления в деятельности библиотеки ГОУ СПО Омский автотранспортный колледж:
• комплектование фонда документов на электронных носителях;
• внедрение в практику интегрированной информационно-библиотечной системы ИРБИС.
Фонды библиотек в XXI в. невозможно ограничить только печатными изданиями. В полной мере это относится и к библиотекам учебных заведений. Рассматривая систему информационно-предметного обеспечения как важнейший элемент педагогического процесса, нельзя не остановиться на современных электронных средствах. Они занимают все больший удельный вес в образовательной сфере и на данный момент уже опережают поступление учебных книг в студенческую аудиторию.
Библиотека ГОУ С ПО Омский автотранспортный колледж активно работает в плане приобретения различных видов изданий на электронных носителях с января 2003 г. К настоящему моменту нашим студентам и преподавателям предоставлена возможность использовать в учебном и педагогическом процессах мультимедийные руководства и обучающие программы по специальным предметам и другим учебным дисциплинам, таким как история России, основы безопасности жизнедеятельности ит. д., мультимедийные электронные энциклопедии и справочники, электронные периодические издания. Всего68 экз. компакт-дисков СБ. Предоставляя тот же объем информации, что и традиционные бумажные издания, они значительно дешевле, занимают намного меньше места. Но главное, электронный аналог удобнее для быстрого поиска информации. Кроме того, за счет структуры гипертекста (взаимосвязанного электронного текста) в большинстве электронных изданий каждая статья существует как часть структуры статей. С помощью щелчка мыши можно из любой статьи получить направленный доступ к другим взаимосвязанным материалам.
В 2004 г. фонд библиотеки пополнился видеокассетами, содержащими учебные фильмы. Согласно плана комплектования, наш видеофонд к концу текущего года должен составить около 50 экз.
Целесообразность и эффективность применения учебных видеоматериалов очевидна, так как они выполняют целый комплекс дидактических функций -являются источником новых знаний, средством иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительной и зрительно — слуховой опорой для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательным средством при контроле знаний.
Гордостью библиотеки и колледжа в целом, показателем его интеллектуального потенциала являются электронные ресурсы, созданные стараниями наших сотрудников. В первую очередь это БД, состоящая из 16 электронных учебных пособий по таким дисциплинам, как маркетинг, безопасность жизнедеятельности, техническая механика, философия и др. Созданные нашими педагогами, в основном для организации дистанционного образования, эти пособия за очень короткий срок снискали большую популярность и среди пользователей библиотеки.
Также силами работников библиотеки и методической службы колледжа ведется работа по созданию тематической полнотекстовой БД «Педагогика», которая содержит статьи из периодических, научных изданий и материалы из других источников информации по актуальным вопросам и направлениям педагогической деятельности. Для удобства пользователей данного ресурса материал группируется по нескольким рубрикам: воспитательная работа, педагогические технологии, управление педагогическими процессами и т. п.
Правовая информация традиционно является одной из самых востребованных как преподавателями, так и студентами любого учебного заведения. И организация доступа библиотеки колледжа к справочной правовой системе «Консультант + » дала нам возможность полно и оперативно обеспечивать наших пользователей необходимыми им сведениями и документами.
Внедрение средств автоматизации библиотечных процессов полностью или частично освобождает библиотекарей от непосредственного участия в наиболее трудоемких технологических процессах. Здесь совершенствование библиотечной технологии достигается за счет внедрения автоматизированных библиотечных систем (АБС), которые позволяют:
• совершенствовать приемы и методы библиотечного труда;
• ликвидировать дублирование в выполнении аналогичных технологических операций;
• удешевить библиотечные процессы;
• создать максимум удобств для читателей и сотрудников библиотеки.
На данный момент разработано достаточно большое количество автоматизированных библиотечных программ, и когда перед нашей библиотекой встала проблема выбора, то предпочтение было отдано разработке ГПНТБ России — интегрированной информационно-библиотечной системе ИРБИС, отвечающей международным требованиям и в то же время поддерживающей все многообразие традиций российского библиотечного дела.
Основными характеристиками ИРБИС является:
• комфортный, дружественный интерфейс, рассчитанный на пользователя, который не обладает никакими специальными знаниями;
• учет различных уровней подготовки пользователя;
• наличие широкого спектра поисковых элементов, обеспечивающих быстрый поиск необходимого документа по всем основным элементам библиографического описания и их сочетаниям;
■ возможность одновременного поиска в одних и тех же базах данных электронного каталога произвольного количества читателей.
Благодаря последней из вышеперечисленных характеристик был организован удаленный доступ к электронному каталогу библиотеки из структурных подразделений, оснащенных компьютером, подключенным к общей сети колледжа. Теперь нашим педагогам и сотрудникам предоставлена замечательная возможность, находясь на своих рабочих местах, познакомиться с новинками в фонде библиотеки или подобрать литературу в соответствии со своими информационными запросами и потребностями.
На наш выбор повлиял также и тот факт, что именно на базе системы ИРБИС осуществлена автоматизация библиотек ведущих вузов города, таких, как: ОмГУ, ОмГТУ, ОмГПУ, СибАДИ и др. Работа в данной автоматизированной системе позволила им создать корпоративный электронный каталог омского региона, образуя тем самым единое информационное пространство.
Заключив договор на поставку и подключение системы с ОмГТУ, который является дистрибьютором по распространению ИРБИС в нашем регионе, в апреле 2003 г. мы начали работу по созданию электронного каталога в следующих направлениях:
• ввод библиографических сведений обо всех вновь поступивших в фонд библиотеки изданиях;
• ретроконверсия карточных каталогов.
Учитывая специализацию фонда нашей библиотеки - автомобильный транспорт, было принято решение, что ретроспективный ввод данных будет начат именно с изданий по этой отрасли знаний.
На настоящий момент наш электронный каталог насчитывает более 2 тыс. библиографических записей (книги, периодические издания, СЭ-1ЮМы, видеокассеты).
Для осуществления компьютеризации библиотеки были организованы:
• два автоматизированных рабочих места для сотрудников библиотеки с подключением к общей сети колледжа, оснащенные принтерами для распечатки каталожных карточек и документов, сканером;
• одно автоматизированное рабочее место для пользователей библиотеки с доступом к элект-
ронному каталогу, электронной базе документов, и возможностью работы с СО-ЯОМами.
Перспективными направлениями по автоматизации библиотеки колледжа являются: подключение к корпоративному каталогу учебных заведений г. Омска, а также организация доступа к всемирной сети Интернет, которая является практически неограниченным источником информации.
Все это позволит вывести библиотеку колледжа ГОУ СПО Омский автотранспортный колледж на еще более высокий уровень в плане библиотечного обслуживания и удовлетворения информационных потребностей наших пользователей.
ГЛУХОВА Ирина Васильевна, заведующая библиотекой ГОУ СПО Омский автотранспортный колледж.
УДК 014 3(051) 82 Е. В. АНДРЕЙЧЕНКО
Омский государственный университет
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ КАК ЛЕТОПИСЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
Рассматривается вопрос о библиографической информации в периодических изданиях как летописи художественной культуры общества, о высоком уровне организации библиографической информации в журналах, позволяющей специалйстам-филоло-гам и библиотекарям-практикам решать проблемы информационно-библиографического обеспечения образовательного процесса.
Профессиональные периодические издания -неотъемлемая часть среди источников информации для специалистов. Этому способствуют такие свойства периодики, как распространенность, систематичность и доступность информации, простой поиск материала в журналах. В сложившейся ситуации это наиболее оперативный и ценный источник информации по всем отраслям науки, культуры, производства, но поиск этой информации, особенно поиск ретроспективный, представляет особые сложности и требует больших временных затратили четкой ориентации в существующей системе информационных документов.
Эффективность и качество научной работы во многом определяются полнотой использования различных источников информации по теме исследования.
Периодические издания являются зеркалом, отражающим развитие научной мысли в современном мире. Сегодня журнальная жизнь стала динамичней, насыщенней и полнее. Как известно, с помощью периодической печати передается разнообразная библиографическая информация — научно-вспомогательная, рекомендательная, книготорговая, издательская и т.д. Все виды библиографичес-
кой информации, посылаемой через периодику, тесно переплетаются, взаимопереходят друг в друга. (6, С. 78)
Хорошо поставленная библиографическая информация в основных журналах и газетах, с которыми регулярно знакомятся специалисты, позволяет держать их в курсе современной научной жизни, показывает основные тенденции развития данной отрасли, способствует профессиональному чтению, облегчает поиск релевантной информации.
Розыск скрытых материалов, зачастую необходимых, осуществляют специалисты-ученые. Разыскания и использование ими разнообразных печатных источников носит не только тематический, но чаще всего глубоко аналитический, синтезирующий, обобщающий характер. Обследуя и изучая для своей работы большое количество литературного «сырья», ученый извлекает из него не только целые теории, систему фактов и идей, но и отдельные факты, идеи и даже фрагменты и оттенки мыслей, аргументов, доказательств, иногда неожиданные, противостоящие его взглядам.
Разыскания исследователями входят потом в пристатейные списки использованной литературы. Эти скрытые ранее в литературе крупицы научно