СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ И
ГОСТЕПРИИМСТВЕ
УДК 379.85
Ю.А. РЫБАЛКО, канд. экон. наук, доцент
доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента1
Е-mail: [email protected]
А.Г. ГЕ РЖА
студент1
1 Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь Е-mail: [email protected]
Статья поступила 6 апреля 2021 г.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье представлены основные направления туризма в Республике Беларусь, которым преимущественно уделяется внимание на современном этапе развития общества. Дается статистический анализ различных показателей развития туризма в Республике Беларусь в динамике с 2015 по 2019 гг. Проведен анализ популярных направлений внутреннего туризма и причины проявления интереса к ним. Изучено влияние пандемии COVID-19 на некоторые направления внутреннего туризма. Рассмотрены такие направления в туризме, как агроэкотуризм, виртуальные и интерактивные туры, экстремальный туризм, экотуризм и другие.
Ключевые слова: агроэкотуризм, виртуальный тур, экстремальный туризм, экотуризм, активный отдых.
RYBALKO Y.A., PhD in Econ. Sc., Associate Professor
Associate Professor at the Department of Marketing and International Management1
Е-mail: [email protected]
GERZHA А.а
Student1
1Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
E-mail: [email protected]
MODERN DIRECTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The article deals with the main directions of tourism in the Republic of Belarus, which are most often paid attention to at the present stage of development of society. The statistical analysis of various indica-
16
tors of tourism development in the Republic of Belarus in the dynamics from 2015 to 2019 is given. The analysis of popular domestic tourism destinations and the reasons for showing interest in them is carried out. The impact of the COVID-19 pandemic on some domestic tourism destinations has been studied. Such directions in tourism as agroecotourism, virtual and interactive tours, extreme tourism, ecotourism and others are considered.
Keywords: agroecotourism, virtual tour, extreme tourism, ecotourism, active recreation.
Введение. Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями, природой и особенностями флоры и фауны различных стран и их народов. Беларусь имеет исключительно богатый природный и историко-культурный потенциал, благоприятный для международного туризма.
На территории республики в рамках международных программ ТА8К, ПРООН, ЮНЕСКО реализуется ряд проектов, имеющих большое значение для развития туризма. В первую очередь, создание культурно-туристической зоны на базе замковых комплексов Мира и Несвижа («Мир-Несвиж»), введение в эксплуатацию белорусской части Августовского канала.
Основная часть. Проблематика рекреации, туризма и его влияния на макро-, мезо- и микроуровни исследуются в Республике Беларусь уже на протяжении последних 50 лет. Вопросы развития туризма в Республике Беларусь освещались в работах таких ученых, как З.М. Горбылева, И. И. Пирожник, Г. А. Потаев, В. М. Зайцев, Б. Г. Зиямухамедов, Ю. М. Пряхин, А. В. Сычева, С. А. Самаль, Д. В. Никитюк и др.
Рассматривая туризм в Республике Беларусь на современном этапе, можно говорить о том, что это направление успешно развивается. Так, число туристических поездок иностранных граждан в Республику Беларусь за 2019 год достигло 11 832,1 тыс., что на 331 тыс. больше, чем аналогичный показатель за предыдущий год и на 7 475 тыс. больше, чем этот же показатель в 2015 году. Кроме того, растет и число организаций, осуществляю-
щих туристическую деятельность в Республике Беларусь. По статистическим данным их количество в 2019 году составляло 1 544 ед., и это на 180 ед. больше, чем в 2015 году. Помимо этого, важным показателем является численность обслуживаемых туристов и экскурсантов организациями, осуществляющими туристическую деятельность. Их количество увеличилось с 2015 года до 2019 года на 34,79% и составило 2 495,3 тыс. чел [3].
В данном контексте следует отметить, что туризм в Республике Беларусь является перспективной отраслью. Развитие туризма выражается не только в росте потребителей этих услуг, но и в появлении все новых направлений. Некоторыми из таких направлений являются агроэкотуризм, виртуальные и интерактивные туры, экстремальный туризм, экотуризм и другие.
До сих пор туризм не получил универсального определения. Различные научные школы, а также туристы трактуют это определение по-разному. Однако Всемирная туристская организация (ЮНВТО), которая является главной и единой межправительственной организацией по туризму системы ООН, дала определение туризма. Согласно ей, туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [2].
Одним из современных направлений туризма является агроэкотуризм. Именно благодаря этому направлению туристы могут познакомиться с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха.
Рисунок - Численность туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма с 2015 по 2020 годы,
тыс. человек
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [3, с. 7].
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
и граждан Республики Беларусь ы граждан других стран
Агроэкотуризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию и отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению новых знаний и умений [1, с. 11].
Как показано на рисунке, с 2015 года по 2019 год поток как белорусских, так и иностранных туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма, активно рос. Значительно снизился в 2020 году поток иностранных туристов по причине закрытия границ из-за пандемии СОУГО-19, именно поэтому агро-экоусадьбы ведут борьбу «за выживание». Среди популярных посетителей агроэкоуса-деб были граждане России, Польши, Узбекистана, Латвии и Украины.
Нами установлены основные конкурентные преимущества агроэкотуризма:
• красота белорусской природы;
• охота или рыбалка, конные, велосипедные или пешие прогулки по окрестностям;
• ознакомление с сельским бытом, условиями проживания белорусов в старину, посещение этнографических музеев;
• возможность прикоснуться к национальным культурным традициям (музыка, танцы, народные игры);
• шанс смастерить настоящие белорусские сувениры своими руками;
• дегустация старинных белорусских блюд и напитков.
Сегодня в Беларуси более 2 тысяч агро-усадеб. Они расположены в самых живописных местностях, оформлены с национальным белорусским колоритом или в современном экостиле.
Большинство агроусадеб находится на территории или вблизи национальных парков «Беловежская пуща», «Нарочанский», «При-пятский».
В отличие от агроэкотуризма, который требует реального присутствия туриста, другим успешно развивающимся направлением являются виртуальные туры, для которых такое условие является необязательным.
Виртуальный тур - это способ реалистичного отображения трехмерного пространства на экране. То есть можно посещать туристические экскурсии не выходя из дома. Виртуальные туры часто включают в себя панорамы, виртуальные 3Б-объекты, обыкновенные фотографии, видео, звук и многое другое.
Виртуальный тур является эффективным инструментом маркетинга, позволяющим показать потенциальному потребителю товар или услугу особым образом. Он создает у зрителя «эффект присутствия» - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию о товаре или услуге.
В виртуальные туры, как правило, включают и другие интерактивные элементы: всплывающие информационные окна, поясняющие надписи, графически оформленные клавиши управления и т. д.
В Республике Беларусь уже действует более 10 виртуальных экскурсий по различным музеям, среди которых: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и др. Кроме того, существуют разнообразные туры по Дворцу Республики, культурно-спортивному комплексу «Минск-Арена», национальной библиотеке Республики Беларусь, замкам Республики и другим популярным местам.
Еще одним направлением, ставшим популярным в стране, стал экстремальным туризм. Такой вид отдыха считается дорогим, однако наиболее перспективным, привлекающим большое количество людей.
Республика Беларусь по праву может гордиться большим количеством спортивных площадок и специальных мероприятий, которые посвящены экстремальному отдыху.
Наиболее популярными местами такого отдыха являются:
1. Дайвинг на озере Долгое. У него насыщенная и интересная история, в которой нашлось место необследованным до сих пор карстовым пещерам и старинным кувшинам.
2. Виндсерфинг на Заславском, лучшее место для катания под парусом.
3. Маунтинбайк в Гродно. Летом в местном парке активного отдыха, обустроенном на месте горнолыжного комплекса, доступен для спуска достаточно сложный и интересный склон. Высота его около 200 метров, но перепады местами достигают полусотни метров.
В условиях недавно сложившейся пандемии PricewaterhouseCoopers (PwC) («Всемирная индустрия развлечений и медиа») вступила в новую фазу развития досуга. На изменение данного процесса огромное влияние оказывает развитие новых современных технологий и внедрение инноваций. Были открыты новые направления в туризме, такие как виртуальные выставки, интернет-конференции, удаленный доступ к различным видам информации о культурных ценностях, данные изменения так же связаны с
пандемией СОУГО-19. Именно с середины 2019 года все чаще начали пользоваться удаленным доступам почти ко всему (интернет-магазины, доставка еды, онлайн-экскурсии и т.д.), до сих пор это не было настолько популярным.
В связи с тем, что для современных жителей Беларуси все большее значение имеет сохранение природных ценностей, стали набирать все большую популярность экологические маршруты. На сегодняшний день таких маршрутов насчитывается около нескольких десятков. Протяженность таких маршрутов обычно составляет от 1 до пары сотен километров.
Кроме того, популярны комбинированные маршруты, сочетающие разные виды передвижения, но прежде всего - интересные достопримечательности на пути туристов: уникальные природные территории и объекты, памятники истории и архитектуры, музеи и родовые поместья знаменитых личностей.
Вот некоторые из популярных экомарш-рутов Беларуси:
• «Природа и история Гомельского края»;
• «Чериковский»;
• «Водная экскурсия по реке Птичь»;
• «Тропа открытий» в Березинском биосферном заповеднике;
• «Зубропитомник» в нацпарке «При-пятский».
Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, использование имеющейся инфраструктуры предопределили развитие спортивного туризма. Основными направлениями в организации спортивного отдыха являются: организация спортивных походов, где туристы являются участниками, и посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.
Активные формы туризма, связанные со значительными физическими нагрузками, ориентированы на молодежь и физически здоровых людей среднего возраста. Для организации туристских походов различных категорий сложности разработаны, приняты и рекомендованы специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси: Поозерье, Понеманье, Приднепровье, Полесье, Центральную часть Беларуси.
Почти каждая десятая туристская поездка в мире обусловлена ностальгическими моти-
вами, что сопоставимо с масштабами спортивного туризма.
Человек, поменявший место жительства и живущий в другом городе или другой стране, начинает испытывать ностальгию, другими словами, тоску по родине. Обсуждение вопросов ностальгии и проектирование развития общества и стали основой нового вида туризма - ностальгического. В последние годы со стороны иностранных туристов возрастает особый интерес к поездкам с целью поиска семейных корней в Беларуси.
Одним из направлений культурно-познавательного туризма является этнический туризм. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей из-за миграций по различным причинам. В Беларуси самые большие потоки ностальгических туристов - этнические белорусские евреи, в основном, израильтяне.
Таким образом, этнический и ностальгический туризм являются одними из основных направлений в рамках укрепления культурных и исторических ценностей посредством сохранения и развития этнических территорий, создания возможностей для ностальгического туризма в сочетании с познавательным, экологическим, религиозным.
Выводы. Как показали исследования, наиболее популярными направлениями в туризме Республики Беларусь сегодня стали: агроэкотуризм, виртуальный, экстремальный, экологический, этнический, спортивный туризм.
Поскольку запросы потребителей постоянно меняются, в настоящее время существует необходимость развития современных направлений туризма, чтобы быть способным удовлетворять нужды и потребности клиентов.
Список литературы
1. Клицунова, В. А. Агроэкотуризм: учебно-методическое пособие / В. А. Клицунова, Н. М. Борисенко. - Минск: РИПО, 2014. -132 с.
2. Леухова, М. Г. Туристическая деятельность: сущность, виды туризма, особенности организации [Электронный ресурс] / Научные статьи. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/. - Дата доступа: 08.05.2021.
3. Тарасенок, А. И. Геоэкономический механизм обеспечения конкурентоспособности национальной туристической дестинации: методология и практика реализации: авто-реф. дис. ... доктора. эк. наук / А. И. Тарасенок. - Минск. - 2018. - 51 с.
4.Туризм и туристические ресурсы в РБ, 2020 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/. - Дата доступа: 08.05.2021.
References
1. Klitsunova V. A., Borisenko, N. M. Agroe'koturizm: uchebno-metodicheskoe posobie [Agroecotourism: an educational and methodological guide]. Minsk: RIPO, 2014, 132 p. (In Russian)
2. Leukhova M. G. Turisticheskaya deyateFnost\ sushhnost\ vidy' turizma, oso-bennosti organizaczii [Tourist activity: the essence, types of tourism, features of the organization]. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/. (accessed: 08.05.2021).
3. Tarasenok A.I. Geoe'konomicheskij mekhan-izm obespecheniya konkurentosposobnosti naczional'noj turisticheskoj destinaczii: metodologiya i praktika realizaczii [Geoeco-nomic mechanism of competitiveness of a national tourist destination: methodology and practice of implementation]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Minsk. 2018. 51 s.
4. Turizm i turisticheskie resursy' v RB, 2020 [Tourism and tourist resources in the Republic of Belarus, 2020]. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. (In Russian). Available at: http:// belstat.gov.by/. (accessed: 08.05.2021).
Received 6 April 2021