Николаева В. В. Современные направления развития морских контейнерных перевозок в Приморском крае // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15217. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15217.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15217 УДК 339.1:658.788
Николаева Виктория Владимировна,
студентка ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный универси тет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Современные направления развития морских контейнерных перевозок
в Приморском крае
Аннотация. Анализируются важность морских контейнерных перевозок и проблема нехватки новых маршрутов. Предложен уникальный маршрут для г. Находки: п. Восточный - п. Мумбаи (Индия). Этот маршрут разработан в свете развивающихся связей между нашими странами в период санкций со стороны Запада. Для маршрута также сделан расчет всех показателей, выявлена стоимость рейса, произведена оценка эффективности.
Ключевые слова: морские контейнерные перевозки, транспорт, прибыль, логистические системы, экономика, доставка грузов. Раздел: (04) экономика.
Транспорт является важнейшей и неотъемлемой частью любой экономики, своего рода мостом, соединяющим спрос и предложение, одну экономическую систему с другой, одно государство с другим государством и окружающим миром. Транспорт - рычаг существования и развития экономики любого государства в частности и мировой экономики в общем. В настоящее время в перевозках внешнеторговых грузов ведущая роль принадлежит морскому контейнерному транспорту с использованием большегрузных контейнеровозов. Благодаря быстродействию, экономичности, безопасности и удобству этот вид транспорта со временем получил большую популярность в мире [1].
Логистические системы не могут раскрыть весь свой потенциал, если не будут решены комплексные транспортные проблемы. Выбор каналов продвижения материальных потоков в значительной степени зависит от элементов транспортной системы, участие которых предполагается в том или ином варианте транспортно-перемещающих работ. Роль транспорта в макро- и микроэкономике очень велика. Большая часть логистических операций на пути продвижения материальных потоков от первичного источника генерации до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Актуальность транспортных проблем подтверждается еще и тем, что около 50% всех затрат на логистику связано с транспортными издержками [2].
Морская перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта и, как правило, используется при доставке грузов на большие расстояния.
Преимущества морских перевозок перед другими видами транспорта:
- Экономичность
Доставка грузов морем проигрывает другим видам транспорта по быстроте доставки, но значительно сокращает затраты на перевозку, а значит, экономит бюджет.
- Минимум рисков
В 98% случаев - отсутствие случаев хищения, порчи, потери перевозимого груза.
- Большая грузоподъемность
Позволяет единовременно провозить несколько партий грузов.
- Регулярность перевозок
Движение судов происходит строго по расписанию порта-отправления вне зависимости от степени загруженности судна [3].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаева В. В. Современные направления развития морских контейнерных перевозок в Приморском крае // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15217. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15217.htm. - ISSN 2304-120X.
Ввиду актуальности темы мы предлагаем внедрить новый, нами разработанный маршрут морских контейнерных перевозок: п. Восточный (г. Находка) - п. Мумбаи (Индия). Приведем наглядный пример актуальности этого маршрута в проведенных нами наблюдениях и расчетах.
На ежегодном двустороннем саммите в Дели Владимир Путин и Нарендра Моди подписали целый ряд крупных соглашений: «Росатом» построит 12 ядерных реакторов в Индии; «Роснефть» будет в течение 10 лет поставлять нефть по фиксированной цене; достигнута договоренность о сотрудничестве в производстве 400 военных вертолётов Ка-226. Эта встреча показала, что тесное взаимодействие между Москвой и Дели может свести на нет эффект введенных против России западных санкций.
Россия и Индия - крупнейшие партнеры в сфере военно-технического сотрудничества: более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС - российского и советского производства. Как заявил РИА «Новости» А. Пунчук, в 2014 г. Россия поставила Индии оружия и военной техники на 4,7 млрд долл.
Рассмотрим современные темпы роста товарооборота между Россией и Индией (рис. 1).
8 7 6 5 4 3 2 1 0
I Ii
2009 г.
2010 г.
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Экспорт в Индию "Импорт в Россию
2014 г.
Рис. 1. Динамика внешней торговли между Россией и Индией, 2009-2014 гг., млрд долл. США [4]
Как можно увидеть, в целом динамика положительная. На фоне санкций со стороны Запада в российском правительстве заговорили о создании новых направлений сотрудничества с Индией, формировании упрощенных отношений.
По данным статистики, основными направлениями импорта из Индии являются товары химической промышленности (30,7%), продовольственные товары и с/х сырье (21,0%), машины и оборудование (18,8%). В свою очередь из России в Индию поставляют машины, оборудование и транспортные средства (36,7%), драгоценные металлы и камни (12,5%), продукцию химической промышленности (11,7%).
Таким образом, становится понятным, что направление перевозок из Приморского края в Индию является очень актуальным, с учетом того, что таких направлений в п. Восточном нет вообще и основная масса отправок в Индию идет из Владивостока.
9
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаева В. В. Современные направления развития морских контейнерных перевозок в Приморском крае // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15217. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15217.htm. - ISSN 2304-120X.
В Индии 13 крупных портов и 187 малых и средних. Основные порты Индии представлены на рис. 2.
Рис. 2. Карта расположения морских портов Индии, 2014 г.
Одним из крупнейших портов Индии является порт Мумбаи. Именно для данного направления и будем выстраивать маршрут.
Общее ходовое время за полный рейс п. Восточный - п. Мумбаи составляет 11 дней. Соответственно, расход топлива за 11 дней будет составлять 11 х 9,2 = 101,2 тонны, среднее стояночное время составляет 6 дней, и расход топлива будет составлять 6 х 1,1= 6,6 тонны.
Общий расход топлива на рейс составляет 107,8 тонны. Стоимость топлива на рейс будет составлять 970 200 руб.
Портовые сборы в п. Мумбаи: хранение - 0,11 USD/TEU, обработка на терминале -10 USD/TEU.
Составим калькуляцию себестоимости одного рейса (табл. 1).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаева В. В. Современные направления развития морских контейнерных перевозок в Приморском крае // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15217. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15217.htm. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Калькуляция затрат на рейс п. Восточный - п. Мумбаи [5]
Статья расходов Сумма расходов, руб.
Портовые сборы (п. Восточный) 99 085,18
Погрузо-разгрузочные работы (за 320 20-футовых контейнеров) 1 863 680
Топливо за рейс 970 200
Морской фрахт за рейс 2 587 200
Сбор за обработку на терминале в Мумбаи (за 320 контейнеров) 116 160
Сбор за хранение в Порту Мумбаи (за 320 20-футовых контейнеров) 1 105,9
Управленческие расходы 282 000
Итого 5 919 431,08
Себестоимость доставки одного контейнера будет составлять: = £± = 5919431,08 =
а, м з2о
Аналогично предыдущему маршруту рассчитаем стоимость отправки контейнера для рейса п. Восточный - п. Мумбаи (табл. 2).
Таблица 2
Расчет стоимости рейса по маршруту п. Восточный - п. Мумбаи
на один контейнер [6]
Показатель Стоимость, руб.
TEU FEU
Себестоимость 18 498,2 36 996,4
CAF 2100 2100
BAF 10 545 21 090
ISPS 399 399
Экспедирование в порту 7125 8835
Итого полная себестоимость 38 667,2 69 060,4
Прибыль 5800 10360
Итоговая цена для клиента 44 467,28 79 420,4
Таким образом, можно увидеть, что один 20-футовый контейнер до п. Мумбаи будет стоить 44 467,28 руб., а 40-футовый - 79420,4 руб. Рефконтейнеры по данному направлению пока не учитываем, неизвестно, какова будет в них потребность [7].
Как было выявлено ранее, при построении нового маршрута важно понимать его экономическую эффективность. Для этого необходимо определиться с затратами предприятия и с его доходами. Затраты компании на реализацию данного маршрута будут достаточно большими, однако так как в месяц будет возможно осуществлять только 2 рейса, то затрачено будет 11 644 800 руб.
Теперь рассчитаем планируемый доход компании по данному направлению, исходя из существующей структуры перевозок по другим направлениям и по трем сценариям: оптимистичному, усредненному и пессимистичному (см. табл. 3).
Таким образом, даже при самом оптимистичном варианте компания сможет зарабатывать в месяц 4 131 600 руб. Оценим рентабельность проекта по каждому из сценариев (см. рис. 3) [8].
Таким образом, предлагаемый проект для компании может быть очень выгодным и со временем может привести в компанию новых клиентов, работающих с индийскими партнерами. Проект будет приносить предприятию от 26,35 до 34,89% от дохода по рейсу, что является хорошим результатом.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаева В. В. Современные направления развития морских контейнерных перевозок в Приморском крае // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15217. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15217.htm. - ISSN 2304-120X.
Таблица 3
Расчет потенциальной прибыли по рейсу п. Восточный - п. Мумбаи
по трем сценариям
Тип контейнера Прибыль с контейнера, руб. Количество контейнеров за рейс Доход за рейс, руб.
Пессимистичный сценарий
20-футовый 5 800 194 1 125 200
40-футовый 10360 42 435 120
Порожний 0 84 0
Итого за рейс 1 560 320
Доход за месяц (2 рейса) 3 120 640
Усредненный сценарий
20-футовый 5 800 205 1 189 000
40-футовый 10360 55 569 800
Порожний 0 60 0
Итого за рейс 1 758 800
Доход за месяц (2 рейса) 3 517 600
Оптимистичный сценарий
20-футовый 5 800 249 1 444 200
40-футовый 10360 60 621 600
Порожний 0 11 0
Итого за рейс 2 065 800
Доход за месяц (2 рейса) 4 131 600
Пессимистичный сценарий
Усредненный сценарий
Оптимистичный сценарий
Рис. 3. Показатели рентабельности рейса п. Восточный - п. Мумбаи (Индия)
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время система мировых морских перевозок грузов контейнерами остается наиболее современным, эффективным, развитым и перспективным видом транспорта, который играет ключевую роль в системе перевозок внешнеторговых грузов не только в мировой транспортной системе, но и во внутреннем грузообороте большинства развитых стран, имеющих развитую сеть внутренних водных путей. Предложен уникальный маршрут для г. Находки: п. Восточный - п. Мумбаи (Индия). Этот маршрут разработан в свете развивающихся связей между нашими странами в период санкций со стороны Запада. Для данного маршрута также осуществлен расчет всех показателей, выявлена стоимость рейса, произведена оценка эффективности.
Ссылки на источники
1. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: учеб. пособие / под ред. проф. Л. Б. Миротина. - М.: Юристъ, 2012.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Николаева В. В. Современные направления развития морских контейнерных перевозок в Приморском крае // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15217. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15217.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Смехов А. А. Введение в логистику. - М.: Транспорт, 2010.
3. Родников А. Н. Логистика: терминологический словарь. - М.: Экономика, 2010.
4. Обзор торгово-экономических отношений Индии и России за 2014 г. - иЯЬ: http://ind.ved.gov.ru/dvustoronnii_otnoshenija/obzor_torg/
5. Сергеев В. И. Логистика: аналитический обзор. - СПб., 2012.
6. ИНКОТЕРМС 2010 (Международные правила толкования торговых терминов): официальный текст Международной торговой палаты (из публикации № 560). - М.: Омега-Л, 2012.
7. Смехов А. А. Основы транспортной логистики: учеб. для вузов ж.-д. трансп. - М.: Транспорт, 2011.
8. ГОСТ 18477-79 - Характеристика контейнеров.
Victoriya Nikolaeva,
Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok [email protected]
Modern trends in development of container shipping in the Primorsky Krai
Abstract. The paper analyzes the importance of maritime container traffic and shortage of new routes. The author offers a unique route for Nakhodka: the East village - Mumbai (India). This route is proposed in the light of developing relations between the two countries during the period of sanctions from the West. The route calculations were made; the indicators were identified; flight cost and the effectiveness were evaluated. Key words: container shipping, transportation, profits, logistics systems, economics, delivery cargo. References
1. Mirotin, L. B. (2012) Logistika: upravlenie vgruzovyh transportno-logisticheskihsistemah:ucheb. posobie, Moscow Jurist# (in Russian).
2. Smehov, A. A. (2010) Vvedenie v logistiku, Transport, Moscow (in Russian).
3. Rodnikov, A. N. (2010) Logistika: terminologicheskij slovar', Jekonomika, Moscow (in Russian).
4. Obzor torgovo-jekonomicheskih otnoshenij Indii i Rossii za 2014 g. Available at: http://ind.ved.gov.ru/dvustoronnii_otnoshenija/obzor_torg/ (in Russian).
5. Sergeev, V. I. (2012) Logistika: analiticheskij obzor, St. Petersburg (in Russian).
6. (2012) INKOTERMS 2010 (Mezhdunarodnye pravila tolkovanija torgovyh terminov): oficial'nyj tekst Mezhdunarodnoj torgovojpalaty (iz publikacii № 560), Omega-L, Moscow (in Russian).
7. Smehov, A. A. (2011) Osnovy transportnoj logistiki: ucheb. dlja vuzov zh.-d. transp., Transport, Moscow (in Russian).
8. GOST 18477-79 - Harakteristika kontejnerov (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЯ
Поступила в редакцию Received 23.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.06.15
Принята к публикации Accepted for publication 24 .06.15 Опубликована Published 26.06.15
ISSN 2304-120Х
II 4
|
772 1 201 59II
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Николаева В. В., 2015