33 (198) - 2010
fyfrHa&atyuafrfazfr деятельность
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Н. М. ФИЛИМОНОВА,
доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: natal_f@mail.ru
Н. В. МОРГУНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: nmorgunova@mail.ru
А. И. ПОТЕМКИН,
аспирант кафедры менеджмента E-mail:potemkin_artur@list.ru Владимирский государственный университет
В статье обоснована необходимость повышения эффективности инновационной деятельности путем внедрения новых принципов управления на российских предприятиях. Выявлены специфические проблемы внедрения внутрифирменного предпринимательства в России, определены возможные пути повышения эффективности за счет использования интрапренерства. Предложены этапы внедрения программы интрапренерства.
Ключевые слова: инновации, деятельность, развитие, затраты, предпринимательство, интрапренерство.
Необходимость использования современных методов в процессе функционирования предприятий обусловлена низким уровнем их инновационного развития. Статистические данные по развитию инновационной деятельности свидетельствуют об очевидно низкой результативности и эффективности этого процесса. Усилия российских предприятий по созданию и внедрению инновационной продукции остаются на достаточно низком уровне. В 2008 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли всего 9,6 % от общего числа
предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже соответствующих значений других стран (Германия — 73, Ирландия — 61, Бельгия — 58, Эстония - 47, Чехия - 41 %).
О недостаточной ориентации на стратегическое развитие российских предприятий свидетельствует тот факт, что российские инновационно активные предприниматели, как правило, не стремятся к выходу на зарубежные рынки. Уровень экспортируемой инновационной продукции промышленных предприятий остается низким — всего 7,9 % от всего объема экспортируемой продукции [3]. Кроме того, усиливается зависимость российской экономики от импорта технологий, что ведет к ослаблению собственной инновационной компоненты развития. За пределы Российской Федерации российскими предприятиями передается в 50 раз меньше технологий, нежели приобретается.
Одной из основных причин недостаточной эффективности инноваций большинством практиков называется недостаточное финансирование. Основным источником финансирования инновационной
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ WWP/tTCMieM
деятельности предприятий являются собственные средства (79,6 %). Незначительную долю занимают бюджетные средства (федерального бюджета — 3,8 % и бюджета субъектов РФ — 0,4 %) [3].
Однако, как указывается в материалах к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, эффективность использования финансовых ресурсов на инновационные цели предприятиями остается на низком уровне. Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются (в 1995—2007 гг. на 76 %), затраты же на инновации растут еще быстрее (за тот же период — вдвое) [4]. Анализ темпов прироста затрат на технологические инновации и объемов инновационной продукции показывает высокую волатильность обоих показателей и достаточно слабую их корреляцию.
Волатильность прироста затрат свидетельствует о слабой управляемости процессом, случайном характере формирования бюджетов инновационной деятельности. Неравномерность прироста объема инновационной продукции можно объяснить влиянием жизненного цикла инновации, когда между вложением капитала на стадии исследования и разработки нового продукта и стадией внедрения, когда товар начинает поступать на рынок, проходит значительное время. Как показывают различные исследования, первая стадия жизненного цикла инноваций является наиболее затратной. Значительная продолжительность жизненного цикла
Факторы, влияющие на развитие инновацио!
инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов.
Рассчитанные средние значения темпов прироста затрат на инновации и объемов инновационной продукции за 1995—2007 гг. по средней геометрической показывают их незначительные отклонения друг от друга (2 %). При этом среднее значение темпов роста затрат за указанный период составило 1,32, тогда как среднее значение темпов объема инновационной продукции несколько ниже — 1,3, что также свидетельствует о недостаточной эффективности затрат [3]. Для решения этой проблемы необходимо выявить наиболее значимые факторы, которые способны затормозить или ускорить процесс, повлиять на его эффективность. Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность промышленных предприятий, в систематизированной форме представлены в табл. 1.
На уровне предприятия в наибольшей степени управляемыми факторами являются организационно-управленческие, социально-психологические и культурные. Изменение внутренней среды организации, направленное на создание механизмов активизации творческой активности, реализуется путем внедрения организационных инноваций. Эта тенденция подтверждается статистическими данными, согласно которым в современных условиях развития промышленная отрасль изменила акценты в инновационной сфере, растет доля ор-
Таблица 1
я деятельности промышленных предприятий
Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально-психологические, культурные Сопротивление переменам, которое может вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, перестройкаустоявшихся способов деятельности, необходимость поиска новой работы, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказания за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический климат в трудовом коллективе
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость Гибкость организационной структуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА
21
ганизационных инноваций. По сравнению с 2007 г. она составила 1,3 % и увеличилась по сравнению с 2006 г. в1,6 раза.
Как показывает практика, одной из эффективных инноваций для российских предприятий является внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство). Это связано с тем, что большие корпорации теряют эффективность из-за слишком больших размеров. В крупных организациях, работающих достаточно стабильно и успешно, развивается консерватизм, сдерживается новаторство, игнорируются инициативы, непосредственно не связанные с основной деятельностью.
Можно выделить ряд факторов, приводящих к разукрупнению предприятий в зарубежных странах в 1980-хгг Это, во-первых, децентрализация управления. Во-вторых, ориентация на социальные аспекты мотивации — стремление к самостоятельной деятельности, к самовыражению. Это связано с тем, что произошло удовлетворение базовых потребностей человека, связанных с его выживанием и физической безопасностью. Недооценка этих факторов приводит к снижению интереса к работе, производительности, оттоку высокопрофессиональных кадров, стремящихся найти возможности для самореализации и творчества. Такое настроение свойственно наиболее способным и перспективным сотрудникам [2].
Исследования, проведенные в различных бизнес-школах такими учеными, как Н. Макрае, Г. и Э. Пинчот, показали, что эффективным решением проблем в децентрализованной корпорации является введение системы, которая предоставляет право принятия решений тем, кто получает успешные результаты, а не безынициативным, но лояльным руководству работникам. Такие люди будут брать на себя умеренные риски и будут более заинтересованы в достижении результатов, чем в повышении собственного влияния. Эти характеристики относятся к особенностям успешного предпринимателя, что, как правило, не соответствует профилю базовых требований к исполнителю в организации.
Исследования российских предприятий свидетельствуют о том, что аналогичное развитие ситуации становится характерным и для России. При этом значимость социальных аспектов мотивации обусловлена несколько иным набором факторов, чем в зарубежных странах. Степень удовлетворения базовых потребностей человека, связанных с выживанием и физической безопасностью, для большей части работающих в России вряд ли можно считать достаточной для перехода на следующую ступень мотивации по А. Маслоу. Самую большую группу
среди бедных россиян (65,2%), по данным НИИ труда и социального страхования, составляет трудоспособное население. Однако анализ движения кадров на промышленных предприятиях Владимирской области показал, что чаще всего уходят наиболее ценные сотрудники. С одной стороны, это объясняется ростом числа возможностей, обусловленных развитием рыночной экономики, и ростом уверенности в своих силах специалистов, обладающих реальными компетенциями и могущих генерировать ценные идеи. С другой стороны, и это обусловлено повышением управленческой грамотности многих специалистов (рост числа технических специалистов, получающих второе высшее управленческое или экономическое образование), перспективные специалисты не могут продолжать работать на предприятии, понимая очевидные ошибки руководства. Несмотря на различие в обуславливающих факторах, сам результат сходен — творческие, профессионально подготовленные работники уходят с крупных предприятий.
Интрапренерство, по мнению Г. Л. Багиева [1], позволяет преодолеть проблемы инертности иерархических структур, утраты гибкости и неэффективной адаптации к изменяющимся условиям среды. Особое значение приобретает создание интрапренерских подразделений в кризисных условиях, когда производство опережает реализацию, снижается оборачиваемость готовой продукции, возникает дефицит оборотных средств и, как следствие, ухудшается финансовое состояние.
Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
- активизации использования творческого потенциала сотрудников;
- повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
- быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
- быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационныхидр.);
- создания основы для дальнейшего развития производства.
Признаками необходимости и готовности организации к разработке и реализации системы внутреннего предпринимательства, по мнению авторов, являются:
- кризис менеджмента, вызванный чрезмерным размером и высокой иерархической структурой управления организации;
- повышение текучести ценных работников, создающих затем собственные успешные бизнесы;
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА
*НяНойли/иоЯЯ<1Я деятельность
33 (198) - 2010
Таблица 2
Этапы внедрения программы интрапренерства на предприятии
Наименование этапа Содержание этапа Результат
Обеспечение организационной поддержки Оценка готовности высшего руководства. Ознакомление с концепцией интрапренерства всех уровней организации. Определение направлений и принципов развития предприятия, ориентированного на интрапренерство Концепция развития интрапренерства на предприятии
Оценка экономико- технологических факторов Определение резервов предприятия. Определение величины рискового капитала. Мобилизация ресурсов внутри организации. Выбор жизнеспособных направлений деятельности и рынков. Идентификация программных целей и результатов каждого нового предприятия. Разработка бизнес-плана Программа развития интрапренерства по видам деятельности на предприятии. Бизнес-план развития видов деятельности
Внедрение организационных изменений Определение основы взаимоотношений базового предприятия и интрапренерских единиц. Разработка регламента работы, порядка обслуживания и поддержки. Разработка организационного плана интрапренерской единицы Разработка моделей распределения функций и создание новых предприятий (интрапренерских бизнес-единиц)
Поддержка и развитие новых предприятий Увязка вознаграждений за труд с результатами функционирования отдельных подразделений. Создание стимулов для кооперации нового предприятия с подразделениями компании. Использование системы оценок, способствующих расширению эффективно работающих подразделений и ликвидации плохо работающих звеньев. Мониторинг деятельности нового предприятия на соответствие достижению общих целей Эффективное функционирование интрапренерской бизнес-единицы
- временная недогрузка или нерентабельная работа какой-либо бизнес-единицы по прибыльному в других организациях направлению с альтернативой прекращения деятельности и увольнения персонала;
- монополизация и неэффективное по сравнению с конкурентами выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов в организации;
- невозможность снижения размера и повышения рентабельности организации в целом путем передачи неэффективно выполняемых процессов организациям-партнерам из-за невозможности контроля качества на этих предприятиях;
- недостаточность собственных и недоступность качественных заемных средств для реализации инвестиционных проектов;
- наличие у предприятия существенных неис-
пользуемых, неэффективно используемых или редких ресурсов (последние могут стать конкурентным преимуществом высокого порядка). Основные этапы внедрения интрапренерства на предприятиях представлены в табл. 2.
Таким образом, внедрение принципов внутрифирменного предпринимательства на российских промышленных предприятиях позволит повысить их эффективность за счет:
- выявления потенциальных интрапренеров и разработки ими инновационных предпринимательских идей, адекватных стратегии организации;
- выявления и мобилизации временно свободных, неэффективно используемых и нетрадиционных ресурсов в проекты;
- повышения мотивации сотрудников всех уров -ней за счет реализации потребностей роста, развития и свободного предпринимательства.
Список литературы
1. БагиевГ.Л., АсаулА.Н. Организация иредиринимательскойдеятельности: учеб. пособие. СПб: СПбГУЭФ, 2001.
2. Дойль ^.Маркетинг, ориентированный на стоимость / пер. с англ. СПб: Питер, 2001.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ — ВШЭ, 2009.
4. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ / О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность: Материалы к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, 2010. URT: http://www. economy.gov.ru.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ WWP/tlzmcM
23