Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Внутренний туризм / подготовка кадров / проблемы в области подготовки кадров / направления подготовки специалистов / востребованные профессии в индустрии гостеприимства / многопрофильный курс подготовки специалистов / Domestic tourism / personnel training / problems in the field of personnel training / areas of specialist training / in-demand professions in the hospitality industry / multidisciplinary training course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Т.А., Сирота Н.П.

В статье анализируются основные проблемы, связанные с подготовкой кадров в сфере туризма и гостеприимства в РФ в современных условиях. Представлены основные показатели по численности работников индустрии туризма за период 2017-2022 гг. Особое внимание уделяется вопросам совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для организаций туризма и гостеприимства с учетом внешних вызовов и внутренних структурных изменений в данной сфере. На основе анализа представленной информации разработаны первоочередные меры активизации деятельности в области подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврова Т.А., Сирота Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF PERSONNEL TRAINING IN THE FIELD OF TOURISM

The article analyzes the main problems associated with the training of personnel in the field of tourism and hospitality in the Russian Federation in modern conditions. The main indicators on the number of employees of the tourism industry for the period 2017-2022 are presented. Particular attention is paid to improving the system of training professional personnel for tourism and hospitality organizations, considering external challenges and internal structural changes in this area. Based on the analysis of the presented information, priority measures have been developed to intensify activities in the field of training qualified personnel for the tourism sector in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

Лаврова Т.А., Сирота Н.П. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы, связанные с подготовкой кадров в сфере туризма и гостеприимства в РФ в современных условиях. Представлены основные показатели по численности работников индустрии туризма за период 2017-2022 гг. Особое внимание уделяется вопросам совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для организаций туризма и гостеприимства с учетом внешних вызовов и внутренних структурных изменений в данной сфере. На основе анализа представленной информации разработаны первоочередные меры активизации деятельности в области подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма в Российской Федерации.

Ключевые слова. Внутренний туризм, подготовка кадров, проблемы в области подготовки кадров, направления подготовки специалистов, востребованные профессии в индустрии гостеприимства, многопрофильный курс подготовки специалистов.

Lavrova T.A., Sirota N.P.

MODERN DIRECTIONS OF PERSONNEL TRAINING IN THE FIELD OF TOURISM

Abstract. The article analyzes the main problems associated with the training of personnel in the field of tourism and hospitality in the Russian Federation in modern conditions. The main indicators on the number of employees of the tourism industry for the period 2017-2022 are presented. Particular attention is paid to improving the system of training professional personnel for tourism and hospitality organizations, considering external challenges and internal structural changes in this area. Based on the analysis of the presented information, priority measures have been developed to intensify activities in the field of training qualified personnel for the tourism sector in the Russian Federation.

Keywords. Domestic tourism, personnel training, problems in the field of personnel training, areas of specialist training, in-demandprofessions in the hospitality industry, multidisciplinary training course.

Введение

Деятельность по подготовке кадров представляет собой важнейшее направление, результатом которого является обеспеченность организаций туризма и гостеприимства квалифицированными кадрами по всем отраслевым направлениям и для всех регионов Российской Федерации. Современный период развития экономических взаимодействий в сфере туризма представляет собой достаточно сложный, переходный процесс, учитывать изменения которого необходимо и при определении потребности в кадрах, и при развитии новых направлений как обучения, так и переподготовки специалистов.

ГРНТИ 71.37.75 EDN PBUEZH

© Лаврова Т.А., Сирота Н.П., 2023

Татьяна Анатольевна Лаврова - доктор экономических наук, профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Наталья Павловна Сирота - кандидат экономических наук, проректор по организационно-кадровой работе; доцент специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Сирота Н.П.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboyedov canal emb., 30-32). Тел.: +7 (812) 500-43-50. Е-mail: okr@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 24.11.2023.

Так, например, в деятельности туроператорских компаний следует учитывать, что сокращается количество стран, предоставляющих визы для российских туристов, что приводит к сокращению потребности в гидах-переводчиках по закрытым в данный период времени направлениям. Уже более 20 российских туроператорских компаний отказались от международных маршрутов, так как это приводит к увеличению расходов на обеспечение страховых выплат.

Также появляется потребность в изучении новых иностранных языков для коммуникации с туристами, например из Китая и стран Юго-Восточной Азии. В ресторанном бизнесе изменяются логистические потоки по поставке кулинарной продукции, что приводит к необходимости искать поставщиков и формировать новые направления поставок. Происходят существенные изменения и в отельном бизнесе, связанные с уходом известных иностранных брендов и изменением концепций развития отелей. Из-за низкой загрузки некоторые отели и рестораны вынуждены прекращать свою деятельность, что приводит к высвобождению большого количества опытных специалистов в различных областях сферы туризма.

Данная ситуация связана с повышением уровня конкуренции в отрасли между квалифицированными специалистами и молодыми специалистами, завершившими обучение в профильных ВУЗах. Анализ состояния дел в отрасли

В таблице 1 представлены данные по количеству работников организаций туристской индустрии за 2022 год.

Таблица 1

Численность работников организаций туристской индустрии за 2022 год

Название показателя 2022 год (по месяцам)

январь апрель июль октябрь

Средняя численность работников, чел. 1 132 949 1 141 522 1 165 264 1 120 828

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 63 280,5 63 232,5 65 727,4 66 889,0

Составлено авторами на основе [1].

На основе представленных данных можно сделать вывод, что численность работников в сфере туризма, с одной стороны, подвержена сезонности, с другой стороны, наблюдается сокращение численности из-за сложной экономической ситуации в отрасли с учетом санкционного давления и сокращения въездного туристского потока. Также можно отметить, что средняя заработная плата в сфере туризма повышается даже в период одного года.

В таблице 2 представлены данные по количеству работников организаций туристской индустрии за период с 2017 по 2022 гг.

Таблица 2

Численность работников организаций туристской индустрии за период с 2017 по 2022 гг.

Название показателя Годы

2017 2019 2021 2022

Средняя численность работников, чел. 1 191 464 1 179 697 1 161 860 1 137 170

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 46 160 54 185 59 234 66 420

Составлено авторами на основе [2].

На основе данных за период 2017-2022 гг. отчетливо наблюдается тенденция сокращения численности работников сферы туризма из-за сложной экономической ситуации и потребности переориентировать многие туристские виды деятельности на развитие внутреннего и въездного туризма. Следовательно, для повышения уровня конкурентоспособности организаций туризма и гостеприимства и восстановления численности занятых в данной сфере работников необходимо обратить серьезное внимание на подготовку и переподготовку кадров по различным направлениям индустрии туризма и гостеприимства.

Проблемы и пути их решения

К основным проблемам, которые сдерживают развитие системы подготовки кадров в сфере туризма относятся следующие:

• отсутствие статистических данных о кадровой потребности субъектов РФ и отдельных городов в профессиональных кадрах;

• отсутствие колледжей и вузов во многих регионах страны;

• потребность в совершенствовании профессиональных стандартов с учетом внедрения цифровых инноваций;

• проблема повышения квалификации преподавательского состава профильных вузов;

• устаревшая учебно-методическая база по подготовке кадров для сферы туризма и гостеприимства; потребность в модернизации материально-технической базы вузов и обеспечении наличия учебно-профессиональных лабораторий (учебных турфирм, гостиниц, ресторанов);

• недостаточное знание иностранных языков для общения с гостями и клиентами. Вице-президент Национальной академии туризма Кружалин В.В. отметил следующие проблемы

сложившейся системы обеспечения организаций туристскими кадрами [3]:

• неудовлетворенность предприятий туристской индустрии качеством подготовки кадров;

• резкое сокращение региональных вузов и их филиалов, готовящих кадры по туристским направлениям. Наличие регионов, где отсутствуют образовательные учреждения по профилю подготовки кадров для туристской индустрии;

• разрыв системных связей между ВУЗами и СУЗами из-за ведомственной разобщенности;

• слабая вовлеченность индустрии туризма и гостеприимства в систему практической подготовки кадров и отсутствие стимулов для такой деятельности;

• недостаточное количество профессиональных стандартов по туристским направлениям.

К основным направлениям деятельности по улучшению качества подготовки кадров можно отнести следующие:

• укрупнение и оптимизация направлений подготовки в сфере туризма и гостеприимства. Уточнение содержания образовательных стандартов и примерных образовательных программ. Возможная реализация новой модели подготовки кадров (2+2+2), т.е. получение двух специальностей по итогу завершения образовательного процесса в профильных ВУЗах;

• уточнение компетенций в соответствии с Программой научно-технического развития РФ;

• разработка учебно-методического обеспечения к оценке компетенций выпускников ВУЗов и СУЗов;

• организация и проведение мониторинга потребности регионов в туристских кадрах в соответствии с программами развития туризма;

• создание эффективного механизма взаимодействия индустрии туризма и образовательных организаций;

• разработка и внедрение грантовой поддержки по получению двойных дипломов (российского и иностранного);

• создание системы территориальных образовательных центров подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства на базе ведущих университетов, колледжей и центров для ДПО при участии организаций туризма и гостеприимства на основе сетевого взаимодействия.

К документам, стимулирующим деятельность по развитию внутреннего туризма в стране и увеличению потребности сферы туризма в квалифицированных кадрах относятся «Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года», Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», Развитие центра стратегических инициатив в сфере туризма, Стратегический курс на развитие внутреннего и въездного туризма, что предполагает рост занятости в сфере туризма и гостеприимства с 2,5 млн до 4,7 млн человек к 2030 году.

В Санкт-Петербурге, например, по направлению «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в 2022 году работало 58,5 тыс. человек, что составляет 99,9% по сравнению с 2021 годом [4, с. 26]. В таблице 3 представлен список востребованных профессий в сфере туризма по данным 2023 года.

Таблица 3

Наиболее востребованные профессии в сфере туризма и гостеприимства в 2023 году

Направление Востребованные профессии

Гостиничный бизнес Менеджер приема и размещения, менеджер гостиничного сервиса, горничная, официант, портье, бармен, администратор гостиницы, специалист 8РЛ-комплекса, аниматор, косметолог, 1Т-специалист

Путешествия и туризм Управляющий турагентством, менеджер, гид, руководитель туристских групп, инструктор, специалист по планированию мероприятий, водитель экскурсионных автобусов, экскурсовод, менеджер по формированию индивидуальных туров, разработчик интеллектуальных туристических систем, консьерж робототехники, дизайнер дополненной реальности территории

Ресторанный бизнес Управляющий рестораном, администратор банкетной службы, менеджер ресторана, шеф-повар, повар, сомелье, бариста, работники кухни, менеджер по направлению кейтеринг и организация мероприятий, инженер-технолог общественного питания, кондитер, кулинар

Маркетинг и продажи в туризме Маркетолог, бренд-менеджер, интернет-маркетолог, контент-менеджер, маркетолог-аналитик, менеджер по рекламе

Составлено авторами на основе данных [5, 6].

Одним из востребованных направлений в современных условиях является подготовка кадров для делового туризма. Квалифицированному сотруднику по данному направлению деятельности необходимо обладать следующими навыками и профессиональными качествами: профессиональные навыки общения с клиентами, знание системы умение работать с консульствами по визовым вопросам, стрессоустойчивость, навыки тайм-менеджмента.

В соответствии с потребностями по формированию квалифицированных кадров для организаций туризма и индустрии гостеприимства авторами предлагается сформировать многопрофильный курс подготовки специалистов как по программа ВУЗовского обучения, так и для курсов повышения квалификации. На основе представленной в таблица 4 структуры, каждый потенциальный работник может выбрать те направления, которые будут для него более интересны или пройти целый многопрофильный курс с получением разнообразных навыков в области туристской деятельности.

Таблица 4

Пример многопрофильного курса для подготовки специалистов в сфере туризма

Дисциплины Объем, ак. час

Основы сервисного обслуживания в индустрии гостеприимства 20

Программное обеспечение для работников турагентств 20

Программное обеспечение для работы ресторанов 20

Программное обеспечение для работников индустрии гостеприимства 20

Особенности приема, размещения и обслуживания гостей 20

Организация корпоративных мероприятий 10

География транспортных маршрутов и туристских дестинаций 20

Современные системы бронирования 10

Основы ресторанного обслуживания 30

Основы работы техника-технолога ресторанного комплекса 50

Стандартизация в индустрии туризма и гостеприимства 20

Подготовка водителей для экскурсионных и туристских маршрутов 30

Подготовка инструкторов для прохождения по туристским маршрутам 20

Подготовка экскурсоводов по разным регионам России 40

Основы финансовой и экономической деятельности предприятий туризма и гостеприимства 30

Основы администрирования в отелях и ресторанах 20

Особенности работы хозяйственной службы предприятий индустрии гостеприимства 20

Всего 400

Особое внимание следует обратить на активизацию деятельности центров занятости по продвижению вакансий, связанных с направлениями туризм и гостеприимство. Центры занятости должны проводить ярмарки вакансий в сфере индустрии туризма и гостеприимства во всех регионах Российской Федерации как минимум один раз в квартал. Для подготовки такого мероприятия необходимо в режиме реального времени собрать необходимую информацию о потребностях всех туристских организаций на территории данного региона и предложить соответствующее количество вакансий на различные должности с целевым направлением на работу.

Во многих регионах предприятия сферы туризма нуждаются в портье, баристо, администраторах, горничных, поварах, официантах, инструкторах, специалистах по размещению, менеджерах. На ярмарках вакансий должны быть предложения для студентов, которые хотят летом поработать в сфере туризма, для молодых специалистов, окончивших вузы по специальности туризм и гостеприимство, для квалифицированных специалистов, для пенсионеров, которые являются активными участниками рынка труда.

Очень важное значение имеет активизация деятельности по целевому набору студентов, когда предприятия туризма оплачивают обучение студента и предоставляют возможность работать как во время обучения, так и после окончания вуза. Для таких студентов должна быть сохранена возможность устроиться по специальности на конкретную должность, которая указана в договоре целевого набора. Для набора студентов в профильные ВУЗы необходимо проводить также профориентационные мероприятия со школьниками старших классов, особенно в профильных классах [7].

Одним из направлений профориентации школьников можно назвать создание в регионах и городах России профильных классов туристской направленности. Так, например, система профильных классов организована в Петропавловск-Камчатском городском округе. В настоящее время проводятся исследования по разработке новых форм профориентации школьников по направлению туризм и гостеприимство. Вторым направлением является создание многопрофильных центров, в которых дети из 9 и 11 классов могут построить свою профессиональную траекторию. Многопрофильные центры с помощью специальных методик помогают ребенку определиться с выбором профессии.

Туризм - очень специфическая деятельность. Открываются профильные классы в школах, но выбор работы в сфере туризма должен быть раньше - должна быть любовь и интерес к туризму и к работе в этой сфере. Поэтому надо развивать учреждения дополнительного образования, где, например, специалисты по разным сферам деятельности в области туризма проводят ознакомительные семинары и практические виды деятельности по разным направлениям индустрии туризма. Важная ступень - поступление в профильные ВУЗы. Залог успешного участия вузов в работе по привлечению студентов к туристской и гостиничной деятельности - это интересные, востребованные, необходимые для регионов направления в подготовке кадров.

К разнообразной деятельности ВУЗов по привлечению студентов к туризму можно отнести такие ее виды, как: набор тематической группы по туризму; осуществление экспедиционная деятельности; проведение экскурсионной деятельности.

Заключение

Представленные виды деятельности будут способствовать особому воспитанию студентов, что дает получение профессиональных навыков, прививает любовь к туризму. Необходимо во всех регионах России создавать территориальные центры межкультурных коммуникаций, как одно из направлений развития краеведческого туризма и получения знаний о особенностях быта разных народностей, что связано с развитием этнотуризма. Даже в непрофильных ВУЗах можно студентам предоставить возможность получения второй специальности, связанной с туризмом и гостеприимством.

Практические навыки по направлению туризм и гостеприимство можно формировать на основе создаваемых в ВУЗах учебных турфирм, ресторанов, отелей, где практически все должности дублируются студентами для получения практических навыков в виде практики или практической деятельности в соответствии с практикоориентированной учебной программой под руководством наставников и преподавателей. Особенно надо обратить внимание на подготовку специалистов в области развития детского туризма, а также подготовку инструкторов по разным направлениям спортивного туризма. При предоставлении студентам возможности получения различных современных профессиональных

навыков в сфере туризма, развитие внутреннего регионального туризма будут более востребованным и

конкурентоспособным в современных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Отдельные показатели деятельности организаций туристской индустрии, месяцы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения 30.10.2023).

2. Отдельные показатели деятельности организаций туристской индустрии, годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения 30.10.2023).

3. Краткий аналитический обзор «Современная система подготовки кадров в туриндустрии: проблемные места и возможные решения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=xsIyz_PIXdc (дата обращения 01.11.2023).

4. Краткий статистический сборник / Петростат. СПб., 2023. 87 с.

5. Самые востребованные профессии в сфере гостеприимства и туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studcar.ru/stati/vostrebovannye-professii-v-sfere-gostepriimstva-i-turizma/?ysclid=lofl9hjdzs1444301 (дата обращения 01.11.2023).

6. Профессии в области туризма и сервиса, гостиничные и туристические профессии. Востребованные профессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postupi.online/professii/razdel-servis-turizm-i-gostinichnoe-delo/perspektiv-vostreb/?ysclid=loflqhyh4p324190853&page_num=4 (дата обращения 01.11.2023).

7. Профориентация как основа подготовки кадров в туризме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CXPTA6bm1dM (дата обращения 01.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.