Научная статья на тему 'Современные мультимедийные технологии и средства в организационных системах'

Современные мультимедийные технологии и средства в организационных системах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
4373
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ORGANIZATIONAL SYSTEMS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА / MULTIMEDIA TECHNOLOGY AND FACILITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муромцев Валерий Валентинович

Рассматриваются мультимедийные технологии и средства в современных организационных системах. Представлена классификация используемых сегодня мультимедийных технологий и средств. Определены направления развития мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern multimedia technology and facilities in organizational systems

The author considers multimedia technologies in modern organizational systems. The classification of currently used multimedia technologies and facilities is presented and directions of the development of multimedia technology are introduced.

Текст научной работы на тему «Современные мультимедийные технологии и средства в организационных системах»

Современные технологии в управлении

В.В. Муромцев

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Рассматриваются мультимедийные технологии и средства в современных организационных системах. Представлена классификация используемых сегодня мультимедийных технологий и средств. Определены направления развития мультимедийных технологий.

Ключевые слова: мультимедиа, организационные системы, информационные технологии, мультимедийные технологии и средства.

Мультимедийные технологии, прежде всего, являются порождением информационных технологий, которые в свою очередь возникли в процессе развития компьютерной техники и телекоммуникаций. Стремительное развитие информационных технологий вызвало к жизни совершенно новые средства представления информации и в конечном итоге новые принципы коммуникации, определив новый этап развития виртуальных (искусственных) коммуникаций1.

В настоящее время используется огромное количество информационных технологий, реализованных средствами мультимедиа в самых разнообразных областях (организационных системах, дистанционном обучении, СМИ, сети Интернет и т. д.). Такие информационные технологии, как ERP и особенно CRM, обязательно содержат мультимедийные технологии, обеспечивающие эффективное взаимодействие с пользователем.

Разнообразие мультимедийных технологий и средств требует их упорядочивания и классификации.

© Муромцев В.В., 2014

Классификацию можно произвести по сфере применения мультимедийных средств. В этом случае мультимедийные средства рассматриваются:

- в организационных системах;

- в дистанционном обучении;

- в средствах массовой информации (телевидение, радио);

- в сети Интернет;

- в быту.

Современные мультимедийные средства в организационных системах являются важным элементом в реализации процесса информационного обеспечения принятия управленческих решений2. К ним относятся: расширение информационных возможностей документа за счет применения гипертекста при электронном документообороте, аудио- и видеосредства представления информации, ароматехнологии и т. д.

Дистанционное обучение практически невозможно без средств мультимедиа. Это средства предоставления и представления учебной информации в рамках той или иной модели ДО в виде дисков с учебными материалами, передачи информации по сети и целые телекоммуникационные системы с различными мультимедийными возможностями3.

Средства массовой информации с самого начала были мультимедийными, использующими самые разнообразные информационные технологии. Современные мультимедийные технологии в СМИ развиваются в направлении обеспечения интерактивности и организации отложенного целевого доступа, необходимость которого сегодня определяется количеством сервисов СМИ4. Так, например, количество телевизионных и радиопрограмм превосходит возможности человека осознанно выбирать одну из них. Кроме того, мультимедийные средства используются при формировании и предоставлении по каналам связи совместно с реальным изображением и звуком объекта его виртуальной составляющей (виртуальная студия, разнообразные вставки и врезки).

Сеть Интернет сегодня предоставляет целый набор информационных технологий, реализация которых включает мультимедийные средства. Это и системы представления аудио- и видеоинформации, гипертекстовые и гипермедийные средства, интерактивные информационные коммуникации и информационные ресурсы с мультимедийным представлением.

Бытовое применение средств мультимедиа сегодня весьма обширно. Это и представление аудио- и видеоинформации, ароматех-нологии, видеоконференции и т. д. Новые мультимедийные тех-

нологии активно и естественно воспринимаются пользователями, так как они расширяют информационное пространство и обеспечивают комфортное восприятие информации. При этом происходит экономия такого важного ресурса, как время.

Следующим критерием классификации является объект воздействия - это средства, предназначенные для различных датчиков информации человека. В этом случае имеем:

- визуальные средства мультимедиа;

- аудиосредства мультимедиа;

- ароматические средства мультимедиа;

- тактильные средства мультимедиа;

- средства пространственного положения.

Видеоинформацию современные средства мультимедиа представляют в различных форматах и различного качества. Прежде всего отметим, что системы отображения информации представляют ее в цветном изображении и сегодня уже в HD формате и 3D представлении. Размер экрана - от экрана телефона, домашнего кинозала до экранов, представляющих информацию на стадионах и площадях.

Аудиосредства мультимедиа также весьма разнообразны, как по качеству представления звука, так и по габаритам и уровню звучания.

Ароматические средства мультимедиа сегодня активно используются при представлении информации о товаре (в современных супермаркетах), стимуляции состояния для повышения работоспособности (например, в офисах и при ДО).

Тактильные средства мультимедиа и средства, предоставляющие информацию о пространственном положении объекта, применяются для создания эффекта реальности в кинозалах с форматом 5D и в играх с полунатурным участием.

Мультимедийные средства можно также разделить на средства непосредственного спроса и средства отложенного спроса.

Мультимедийные средства непосредственного спроса реализуют представление информации об одном объекте одномоментно в режиме on-line. Мультимедийные средства отложенного спроса обеспечивают предоставление информации от разных объектов в разные моменты времени для предоставления этой информации по запросу. Например, выбор и запись ТВ или РВ программ по заданным параметрам и предоставление записей по запросу.

Возможно деление мультимедийных средств на основе числа источников информации на однопозиционные и многопозиционные.

Однопозиционные средства представляют информацию от одного источника, например, источника звука или видео.

Многопозиционные мультимедийные средства используют возможности предоставления информации от источников, разнесенных в пространстве и времени, создают новую и весьма интересную возможность получения информации. В этом случае производится одновременное представление информации об объекте с разных сторон, от разных источников и в разные моменты времени.

Классификация, в основе которой лежит направленность процесса коммуникации, имеет вид:

- однонаправленные средства мультимедиа;

- интерактивные средства мультимедиа;

- множественные средства мультимедиа;

- индивидуальные средства мультимедиа.

Однонаправленные средства мультимедиа используются в

СМИ на радио и телевидении. И хотя сегодня предпринимаются попытки реализации интерактивного обмена информацией, в сущности эти системы остаются однонаправленными. В дистанционном обучении однонаправленной является кейсовая технология.

Сеть Интернет представляет собой пример интерактивного средства мультимедиа. К ним также относятся телекоммуникационные системы для ДО. Надо отметить некоторые возможности формата сжатия MPEG-4 для реализации интерактивного мультимедийного информационного обмена.

Деление на множественные и индивидуальные средства мультимедиа основано на количестве участников коммуникационного процесса. Так, например, система Skype, используемая для аудиовизуального обмена информацией между двумя абонентами, является индивидуальным мультимедийным средством. Телеконференция, реализованная на системе видеоконференцсвязи (например, DiViSy, Sony), с участием коллектива людей с одной и другой стороны представляет собой множественные средства мультимедиа.

По типу представления информации средства мультимедиа делятся на линейные и нелинейные.

Линейные средства мультимедиа представляют собой традиционный текст, аудио- и видеоряд. Нелинейные мультимедийные средства реализованы на технологии гипертекст. Сегодня гипертекст и гипермедиа активно используются во многих приложениях (сети Интернет, ДО, организационных системах).

По степени мобильности средства мультимедиа могут быть стационарные и мобильные.

Новым свойством средств мультимедиа является мобильность. Это и мобильные телефоны, ноутбуки, нетбуки, планшеты, плейеры и т. д. Развитие стационарных средств мультимедиа идет по пути повышения качества представления информации (домашние кинотеатры, средства 3Б, 5Б и т. д.).

По пространству представления информации современные средства мультимедиа делятся на средства реального мира и на средства виртуального представления.

Средства мультимедиа реального мира реальны и физически ощутимы. Это направление реализует представление информации в рамках традиционных технологий реального мира. Их развитие идет по пути увеличения размерности представляемой информации. Так, например, трехмерные принтеры, которые сегодня стали доступны широкому потребителю. Появились компактные модели 3Б-принтеров для инженеров и дизайнеров. Эти устройства умеют из гипса и клея делать модели машин, детали макетов, даже зубные слепки. Они известны с 1980-х годов, но только сейчас становятся продуктом массового потребления.

Сегодня без средств мультимедиа человеку сложно, а порой невозможно воспринимать информацию, однако и технические средства нуждаются в некотором особом представлении информации. Этот вопрос впервые возник при создании банков данных достаточно большого объема. Потребовались специальные языковые средства для оптимального представления запросов, так как возможности человека оказались недостаточными для рационального представления информации. Были созданы специальные языковые средства, представляющие данные о данных - метаданные, которые, в сущности, являются средствами мультимедиа для технических информационных систем.

Мультимедийные средства виртуального мира представляют информацию в виртуальном пространстве, и хотя физически они неощутимы, человек вполне их воспринимает и с ними взаимодействует. Известны средства, которые с помощью технологий 3Б создают виртуальный объект и обеспечивают с ним взаимодействие человека с помощью трэйсеров5. В этом случае реализуется интерактивная виртуальная коммуникация в виртуальном пространстве, а человек представляет собой элемент этого виртуального пространства, в котором само действие также виртуально.

К мультимедийным технологиям в виртуальном пространстве можно отнести и активно развивающиеся сегодня «облачные» технологии, основанные на формировании виртуальных вычислительных структур6.

Создание виртуальных моделей объектов реального мира представляет еще одну мультимедийную технологию, которая сегодня начинает использоваться в ряде приложений. Например, использование этой технологии при выборе трассы для бобслея в Сочи позволило оптимизировать трассу, сократить время проектирования и сохранить уникальную растительность. Данная технология позволяет создавать виртуальные модели различных архитектурных объектов с точностью до долей сантиметра и выше.

Сегодня развивается еще одно направление средств мультимедиа - это представление информации на уровне подсознания. Психоинформационные технологии обеспечивают предоставление информации и воздействие на психику практически бесконтрольно для человека7. Надо отметить, что это направление является весьма опасным для человека и общества в целом и за этими технологиями требуется определенный контроль.

Таким образом, применяемые сегодня мультимедийные технологии весьма разнообразны и используются во всех сферах жизни. Они являются элементами реального и виртуального миров и порождены виртуальными коммуникациями. Представление информации мультимедийными средствами обеспечивается как в рамках осознанного действия, так и на уровне подсознания.

Приведенная классификация может быть использована при разработке и применении мультимедийных средств в той или иной практической области.

Организационные системы сегодня активно насыщаются мультимедийными технологиями. Знание их возможностей и особенностей во многом определяют успех внедрения новых информационных технологий.

Примечания

1 Батов В.И., Муромцев В.В., Муромцева А.В. Виртуальная коммуникация как феномен культуры // Философские науки. 2008. № 7. С. 98-107.

2 Муромцев В.В., Муромцева А.В. Особенности информационного обеспечения управления в организационных системах // Проблемы регионального и муниципального управления: Сб. докладов Междунар. научн. конф. Москва, 23 апреля 2009 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, В.В. Кульбы. М.: РГГУ, 2009. С. 331.

3 Муромцев В.В., Муромцева А.В. Практические результаты подготовки и проведения занятий по телекоммуникационной технологии дистанционного обучения // Вестник качества. 2007. № 5 (77).

4 Муромцев В.В., Муромцева А.В. Коммуникации в современных организационных системах // Вестник РГГУ. 2011. № 4. Серия «Управление». С. 217-225.

5 Михайлюк М.В. Видеотренажеры для космических роботов и манипуляторов // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Труды XIX Междунар. конф. Москва, декабрь 2011 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, В.В. Кульбы. М.: РГГУ, 2011.

6 Гладков М.Ю. Особенности внедрения «облачных» технологий в процессе управления организацией // Там же.

7 Муромцев В.В. Использование информационных психотехнологий в дистанционном обучении // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Труды XVIII Междунар. конф. Москва, декабрь 2010 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, В.В. Кульбы. М.: РГГУ, 2010. С. 520.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.