Научная статья на тему 'Современные монголо-китайские отношения'

Современные монголо-китайские отношения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1800
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / КИТАЙ / ГЕОПОЛИТИКА / ТРАНСГРАНИЧЬЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / MONGOLIA / CHINA / GEOPOLITICS / TRANSFRONTIER / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базаров Виктор Борисович

Статья посвящена монголо-китайским отношениям в постсоветский период. В работе анализируется дипломатический диалог государств, дается характеристика их внешнеэкономической связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to Mongolian-Chinese relations in the post-Soviet period. Their diplomatic dialogues, external economical links were characterized and analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные монголо-китайские отношения»

Виктор БАЗАРОВ

СОВРЕМЕННЫЕ МОНГОЛО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья посвящена монголо-китайским отношениям в постсоветский период, В работе анализируется дипломатический диалог государств, дается характеристика их внешнеэкономической связей,

The article is devoted to Mongolian-Chinese relations in the post-Soviet period. Their diplomatic dialogues, external economical links were characterized and analyzed.

Ключевые слова:

Монголия, Китай, геополитика, трансграничье, внешняя торговля; Mongolia, China, geopolitics, transfrontier, foreign policy.

БАЗАРОВ Виктор Борисович — к.и.н., младший научный сотрудник Института монголоведения, иуддологии и т1ибетолояии СО РАН Оагагом_заепсе@ маП.ги

Со времени установления дипломатических отношений 16 октября 1949 г. Монголия и Китай прошли непростой путь от тесного сплочения, затем взаимного неприятия к многогранному сотрудничеству в политической, экономической, культурной и других областях. В 1950 г. в Улан-Баторе и Пекине открылись дипломатические миссии1. Сегодня межгосударственные отношения между ними развиваются по международным нормам и правилам. В настоящее время Китай является одной из немногих стран мира, которая официально остается верной социалистическому выбору, и Монголии приходится учитывать это в своей политике на китайском направлении. В деле нормализации отношений между двумя странами важную роль сыграл вывод советских войск с территории Монголии. Основой современных монголо-китайских отношений является возобновление и улучшение межгосударственных отношений. В 1986 г. МНР посетил заместитель министра иностранных дел Лю Шуцин, в ходе визита которого стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов. Итогом стало подписание консульской конвенции, затем состоялось подписание долгосрочного торгового соглашения сроком на пять лет. В 1987 г возобновились парламентские связи, а министр иностранных дел МНР получил официальное приглашение посетить Пекин.

В апреле 1994 г. Монголию посетил с официальным визитом премьер Госсовета КНР Ли Пэн. В ходе официальных переговоров с монгольским премьер-министром П. Жасраем, встреч и бесед с президентом Монголии П. Очирбатом, председателем Великого Хурала Н. Багабанди был подписан Договор о дружественных отношениях и о сотрудничестве между Монголией и КНР, который стал базовым документом двусторонних монголо-китайских отношений. Договором устанавливалось, что стороны «развивают добрососедские отношения двух стран на основе принципов взаимного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности друг друга, ненападения и невмешательства во внутренние дела, равноправия и взаимной выгоды». Монголия и Китай условились также, что будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество на стабильной и долговременной основе в области политики, экономики, торговли, культуры и образования, науки и техники, здравоохранения, охраны природы и окружающей среды, транспорта и коммуникаций и в др. областях. Они договорились о том, что будут консультироваться в случае необходимости по вопросам, представляющим взаимный интерес в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сотрудничать с Организацией Объединенных

1 Текущий архив министерства иностранных дел Монголии. Справка о монголо-китайских отношениях.

Наций и другими международными организациями в интересах содействия развитию международных отношений и сотрудничества и решению актуальных региональных и глобальных проблем. Согласно Договору, стороны не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга, и заключать с третьими странами какие-либо договоры и соглашения, наносящие ущерб суверенитету и безопасности другой стороны. Кроме того, ни одна из сторон не допустит, чтобы ее территория была использована третьим государством в целях нанесения ущерба суверенитету и безопасности другой стороны.

Кроме того, в ходе визита были подписаны межправительственные соглашения о защите и использовании пограничных вод, о сотрудничестве в области культуры, о сотрудничестве в области карантинных мер в отношении домашних и диких животных и ветеринарии, об экономическом и техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области гарантирования и взаимного признания качества экспортируемых и импортируемых товаров1.

В развитии отношений между Монголией и Китаем большую роль играет работа Межправительственной комиссии монголо-китайского сотрудничества в торгово-экономической и научно-технической областях. На конец 1995 г. было проведено 4 заседания Межправительственной комиссии. Кроме того, Китай предоставил Монголии кредит в размере 50 млн юаней на беспроцентной основе и, кроме того, оказал безвозмездную помощь в размере 1,5 млн юаней. В конце 90-х гг. политические и экономические отношения Китая и Монголии достигли высокого уровня. Объем внешней торговли составил 377 млн долл. США. Тем самым Китай стал основным внешним партнером Монголии. Он экспортировал в Монголию товаров на сумму 118 млн долл. США, а импортировал — на 258 млн долл. США, в том числе медный концентрат, домашний скот, шерсть. Только в течение 2001 г. 512 китайских фирм и компаний инвестировали средства в развитие народного хозяйства Монголии2. В феврале 2001 г. кабинет министров Монголии договорился с правительством Китая о предоставлении помощи для развития животноводства на

1 Засгийн газрын мэдээ, 1994, 28—30 апр.

2 Китайская Народная Республика в 2001 г.: политика, экономика, культура. — М., 2002, с. 121.

сумму 2 млн юаней с целью преодоления последствий стихийного бедствия и о поставке нефтепродуктов на 1 млн юаней в счет указанной суммы. Летом 2002 г. был подписан договор об оказании правительством Китая безвозмездной помощи Монголии в размере 10 млн юаней и продлении срока оплаты долга Монголии в переводных рублях на определенный срок3.

В 2001—2002 гг. серьезной проблемой для монгольского животноводства, помимо бескормицы, стала эпидемия ящура, поразившая значительную часть монгольского скота. В этой связи в монгольских СМИ было опубликовано заявление Главного разведывательного управления Монголии о том, что «вирус ящура попал в Монголию из Южной Азии через Китай»4. В связи с этими публикациями 2 мая 2001 г. посол КНР в Монголии Хуан Цзякуй заявил, что поскольку в Китае не было зарегистрировано ни одного случая заболевания ящуром, версия монгольской стороны о том, что будто этот вирус попал в Монголию из Китая, не имеет никаких оснований. На пресс-конференции, устроенной в тот же день, Хуан Цзякуй отметил, что посольство Китая уже обратилось в Министерство иностранных дел Монголии и сделало заявление для соответствующих монгольских СМИ: «Если распространение пустых слухов будет продолжаться, это нанесет серьезный ущерб репутации Китая». Китайское правительство приняло ряд эффективных мер для предотвращения вспышки ящура и ввело запрет на импорт животных и мясной продукции из стран и районов, пораженных эпидемией ящура. В Китае создана эффективная система предупреждения данной эпидемии. Посол Китая выразил глубокое сочувствие Монголии в связи с распространением эпидемии и объявил решение китайского правительства о предоставлении Монголии 2 млн юаней срочной помощи5.

В целом «ящурный инцидент» не деформировал ход китайско-монгольских отношений. Министр иностранных дел КНР Тан Цзя-сюань по приглашению правительства Монголии 3 июля 2001 г. прибыл в Улан-Батор с официальным визитом. В

3 Правительство КНР решило оказать помощь в размере 10 млн юаней и перенести срок оплаты долга Монголии // Новости Монголии, 2002, 10 авг.

4 Китайская Народная Республика в 2001 г., с. 122.

5 www.asiatimes.narod.ru

ходе трехдневной встречи с монгольским коллегой Лувсангийном Эрдэнэчулууном были обсуждены вопросы двухстороннего сотрудничества и региональные проблемы. По итогам переговоров был подписан протокол об оказании безвозмездной помощи Монголии в размере 5 млн юаней1.

Одним из проявлений дальнейшего прогресса в монголо-китайских отношениях стал визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Улан-Батор с 4 по 5 июня 2003 г.2 Во время визита Ху Цзиньтао провел переговоры с президентом Нацагийном Багабанди, состоявшиеся в дружественной атмосфере, встретился с председателем Великого Государственного Хурала Санжбэгзийном Тумур-Очиром, премьер-министром Энхбаяром. Руководители двух стран проинформировали друг друга о внутренней ситуации в своих странах, состоялся глубокий обмен мнениями по дальнейшему развитию китайско-монгольских отношений дружбы и сотрудничества и широкому кругу вопросов международной и региональной политики, достигнув единства мнений по обсуждавшимся вопросам. Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао выступил на заседании специальной сессии Великого Государственного Хурала Монголии. В ходе визита были подписаны соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, предусматривающее предоставление китайским правительством безвозмездной помощи Монголии, и соглашение о дополнительном открытии международного железнодорожного рейса Улан-Батор — Пекин. Монгольская сторона выразила признательность Китаю за неизменную поддержку экономического развития и межгосударственного сотрудничества, а также за предоставленные льготные кредиты и помощь.

Далее по приглашению председателя КНР Ху Цзиньтао в июле 2004 г. Китай посетил президент Монголии Н. Багабанди. Руководители двух государств выразили удовлетворение установившимися между Монголией и Китаем отношения ми добрососедского партнерства, основанными на взаимном доверии, подтвердили взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности двух государств и выбранного ими пути развития. Стороны высказались

1 ИНФО-ТАСС, 2001, 5 июля.

2 Официальный сайт Министерства иностранных дел КНР // http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/ 2^/ущ/а1Ь/12б1/1262Д22607.Ыт

за дальнейшее расширение и углубление взаимовыгодного сотрудничества, основными направлениями которого являются выявление и использование природных ресурсов, развитие инфраструктуры «ради обоюдного прогресса».

В исследуемый период Китай стал самым крупным торговым партнером и инвестором Монголии. В 2004 г. в структуре импорта Монголии Китай составлял 47,8%, а 25% всего экспорта Монголии направлялось в Китай. Китай также оказывает Монголии безвозмездную помощь, объем которой за 1991—2002 гг. составил 215 млн юаней. Кроме того, КНР предоставила Монголии беспроцентные кредиты на общую сумму 130 млн юаней и льготные кредиты в размере 200 млн юаней. Китайский капитал весьма успешно продолжает внедряться в монгольскую экономику. В 2001 г. на территории Монголии работали 553 предприятия с суммарными китайскими инвестициями, равными 103,75 млн долл. США. В 2003 г. таких объектов насчитывалось уже 850 с общим капиталом в 280 млн долл. А в 2005 г. их количество составило 1600 с общими инвестициями 457,6 млн долл. США. При этом 43% данных инвестиций направлены на геологию и добывающую промышленность, 27% — на коммерцию, 7% — на инженерное строительство, 5% — на легкую и пищевую промышленность3. В итоге Китай стал самым крупным зарубежным инвестором Монголии (на его долю приходится 90% всего объема иностранных инвестиций в Монголию). Раньше инвесторы из Китая предпочитали вкладывать средства в мелкие объекты (меньше риска, быстрее оборот), представляющие собой предприятия общественного питания, небольшие торговые точки и т.п. Теперь внимание китайских предпринимателей все более начинают привлекать месторождения драгоценных металлов, нефти и др. полезных ископаемых.

Премьер-министр Монголии М. Энх-болд, находившийся с 22 ноября 2006 г. с официальным визитом в Китае, в первый день своего визита провел официальные переговоры с премьером Государственного Совета КНР Вень Цзябао4. Во время переговоров было подписано 8 документов, среди которых самым значимым можно назвать соглашение о выдаче правительством Китая льготных кредитов Монголии

3 Diplomatic bluebook 2006 // Ministry of Foreign Affairs, Mongolia. — Ulaanbaatar, 2006, с. 156.

4 Интерактивный архив газеты «Монголия сегодня» за 2006 г. // http://www.mongoliasegodnya. mn/index.php?m=c2&t=5&idd=54&id=171

в размере 300 млн долл. США. Также премьер-министр Монголии встретился с председателем Всекитайского комитета Народного политического консультационного совета Китая Цзя Цзинлинем, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Бангуо.

Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в качестве главы внешнеполитического ведомства 30 июня 2007 г. начал свое зарубежное турне по азиатским странам с Монголии. На официальных переговорах стороны подписали документы о монголо-китайских отношениях и сотрудничестве. В частности, подписаны соглашения о предоставлении правительством КНР безвозмездной помощи Монголии в размере 50 млн юаней, соглашение об оказании помощи в размере 10 млн юаней для проведения монголо-китайских совместных археологических исследований.

24 октября 2007 г. в Улан-Баторе завершила свою работу консультативная встреча, посвященная осуществлению подписанного в 2004 г. межправительственного соглашения о монголо-китайских пограничных контрольно-пропускных пунктах1. Стороны обсудили возможности перехода некоторых КПП на режим постоянной деятельности.

В апреле 2008 г. президент Монголии Н. Энхбаяр принял участие в Боаосском форуме, на котором встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао2. 19 июня 2008 г. первый заместитель председателя Китая Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом в Монголию3.

7 августа 2008 г. по приглашению китайского лидера Ху Цзиньтао на открытие Олимпийских игр в Пекин прибыл президент Монголии Н. Энхбаяр с супругой4. Обсуждались вопросы о сотрудничестве в строительстве параллельной железной дороги, в создании железнодорожной сети в восточном экономическом поясе Монголии в рамках экономического сотрудничества северо-восточного азиатского региона, в увеличении пропускной

1 Монголия и КНР обсудили вопрос о работе пограничных КПП // Монголия сегодня, 2007, 25 окт.

2 КНР окажет Монголии безвозмездную помощь в 40 млн юаней // Монголия сегодня, 2008, 14 апр.

3 КНР окажет безвозмездную помощь в 40 млн юаней // Монголия сегодня, 2008, 20 июня.

4 Итоги визита президента в Пекин // Монголия

сегодня, 2008, 11 авг.

способности КПП на станции Замын-Ууд, в активизации работы по разведке и добыче нефти, в строительстве нефтеобрабатывающего предприятия, а также в обработке в Китае нефти, добытой в Монголии и в других странах, с последующей доставкой нефтепродукции обратно в Монголию, в строительстве на базе крупных южных месторождений угля, таких как Шивээ-Овоо, ТЭЦ большой мощности. Ху Жинтао пригласил Н. Энхбаяра принять участие во встрече АСЕМ на высшем уровне.

В августе 2008 г. Н. Энхбаяр принял делегацию во главе с заместителем начальника Генштаба Армии народного освобождения Китая генерал-лейтенантом Чэн Сяогуном, которая приехала в Монголию для участия в монголо-китайской консультативной встрече по вопросам оборонной сферы5.

В декабре 2008 г. в Китай с официальным визитом прибыл председатель парламента Д. Дэмбэрэл. В ходе визита он встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Бангуо, посетил провинцию Жилинь, находящуюся в центре северовосточной части Китая6.

Таким образом, траектория монголокитайских отношений характеризуется сближением во всем спектре политического социально-экономического, культурного, регионального взаимодействия. Если учесть, что Китай в течение долгого периода прохладно относился к суверенитету Монголии, то в настоящее время состоялся полный ряд дипломатических мероприятий, способствующих нормализации отношений и усилению двухстороннего сотрудничества.

В конце 90-х гг. XX в. политические и экономические отношения Китая и Монголии достигли высокого уровня, и Китай стал основным внешним партнером Монголии. Китайская сторона стала инициатором глубокого обмена мнениями по дальнейшему развитию китайско-монгольских отношений дружбы и сотрудничества и широкому кругу вопросов международной и региональной политики. Для стран, которые имеют общую границу протяженностью около 4 700 км, перспектива добрососедских отношений имеет исключительное значение.

5 Президент принял делегацию Генштаба АНО Китая // Монголия сегодня, 2008, 27 авг.

6 Китайцы заинтересованы в сотрудничестве в горнорудной сфере // Монголия сегодня, 2008, 19 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.