Научная статья на тему 'Современные молодежные субкультуры: исследование ЦИСМ'

Современные молодежные субкультуры: исследование ЦИСМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
Молодежь / субкультуры / социологическое исследование / аниме / деструктивные субкультуры / образовательная организация
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные молодежные субкультуры: исследование ЦИСМ»

Современные молодежные субкультуры: исследование ЦИСМ

интервью

Современные молодежные субкультуры: исследование ЦИСМ

Интервью подготовил Чурилов Сергей Анатольевич — директор НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.

Лупин Максим Николаевич — генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», г. Москва.

Лупин Максим Николаевич

генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», г. Москва.

— Вы уже давно изучаете молодежную среду, ее интересы и настроения. На Ваш взгляд, можно ли говорить о том, что молодежные субкультуры — это явление, которое всегда было и будет? И что из себя представляет современная молодежная субкультура как явление?

Молодежные субкультуры формируются, в первую очередь, вследствие пролонгации подросткового и юношеского возрастов: именно в этот период личностного развития подростки осуществляют поиск идентичности через вступление в сообщества единомышленников и самовыражение. Субкультуры, возникающие в конкретное историческое время, отражают психологические потребности молодежи, принимаемые и отвергаемые ими социальные нормы, их представления и ценности.

и

Субкультуры,

возникающие

в конкретное

историческое

время, отражают

психологические

потребности

молодежи,

принимаемые

и отвергаемые

ими социальные нормы,

их представления

и ценности.

Сейчас, в эпоху глобализации, молодежные субкультуры — уже неотъемлемая часть культуры и общества. Их количество увеличивается, а сетевое пространство позволяет не «отмирать» предшествующим течениям. В настоящее время субкультура представляет собой общность людей, для которых характерно наличие сформировавшихся норм поведения, установок, обычаев, комплексов ценностей и мировоззрения; она является частью культуры общества, для которой характерны ответвления от общих интересов. Для субкультуры характерен обязательный набор признаков: социальные признаки (общее мировоззрение, коммуникация, социальная принадлежность, наличие лидеров), знаковые признаки (сленг, символика, атрибутика), поведенческие признаки (ритуалы, нормы поведения).

— Нельзя отрицать, что есть и откровенно деструктивные субкультуры или контркультуры. Какие из них Вы бы назвали наиболее опасными? Как нужно работать с их представителями?

Действительно,субкультуры могут иметь положительный, нейтральный и деструктивный характер. Опасность молодежных групп деструктивной направленности заключается в идеологическом влиянии на сознание молодых людей, пропаганде антисоциального поведения, формировании у несовершеннолетнего отрицательного отношения к закону. К современным деструктивным субкультурам можно отнести националистов, околофутбол, группы и сообщества, запрещенные на территории Российской Федерации. Интернет-пространство играет

значительную роль в распространении контента, производимого деструктивными субкультурами. Однако социальные сети не являются источником деструктивности, а лишь становятся ее проводником (аналогичное справедливо и в отношении распространения позитивного,

про-социального контента). И

Однако социальные

сети не являются

источником

деструктивности,

а лишь становятся

ее проводником

(аналогичное

справедливо

и в отношении

распространения

позитивного,

про-социального

контента).

»»

Есть различные меры регуляции деструктивного потенциала субкультур, которые могут дать определенный эффект:

1. Правовые меры — запрет определенных субкультур, имеющих в себе террористические и экстремистские элементы.

2. Снижение конфликтного потенциала субкультур путем выстраивания позитивного взаимодействия между представителями полярных субкультурных течений.

3. Информирование молодежной аудитории о негативных последствиях участия в противоправных акциях. Мы не должны сбрасывать со счетов

и естественные динамические процессы: при достижении определенного возраста люди, в своем большинстве, имеют тенденцию выходить из субкультур самостоятельно вследствие смены задач возрастного развития. Субкультуры склонны угасать, и даже если они существует длительно, в них наблюдается период пиков и спадов, но не линейный рост.

— В 2023 году Вы провели исследование особенностей коммуникации и конфликта «Современные молодежные субкультуры в онлайн-среде». Расскажите подробнее об этой работе, где можно ознакомиться с результатами?

Специалисты нашего Центра провели исследование молодежных субкультур с использованием собственного мультимодального нейросетевого программного комплекса, разработанного для осуществления мониторинга и анализа текстового и графического контента, распространяемого в открытом контуре российского сегмента сети Интернет.

Данное исследование особенностей коммуникаций современных молодежных сетевых субкультур позволяет раскрыть характер взаимодействия молодежной аудитории на межличностном и межгрупповом уровнях. В исследовании представлено дерево субкультур и их классификация по поколениям,

а также калейдоскоп возможных конфликтов между представителями субкультур.

Целью исследования было выявить и сравнить установки, особенности коммуникации и возможные основания конфликта у молодежных субкультур, представленных в онлайн-среде. Так, зафиксированы отличия между некоторыми течениями, например между «Аниме» и «Пацанское». Их отличает полярность направлений социализации (индивидуализация у «Аниме» и вовлеченность в группы у «пацанских» субкультур), маскулинность субкультур «пацанского» направления и большая феминность субкультур направления «Аниме», различие психологических особенностей субкультурных течений и другое.

Мы считаем, что изучение молодежных течений как формы проявления социальной активности молодого поколения будет способствовать успешному регулированию процесса социализации и приобщения молодежи к различным видам социокультурных ценностей.

Электронная версия исследования доступна для ознакомления на нашем сайте (https://www.cism-ms.ru/ issledovaniya/).

— Какие молодежные субкультуры сегодня являются самыми популярными среди молодых людей разных возрастов?

Рассмотрим несколько поколений молодежи на основании исследований типологии поколений Н. Хоува и У. Штраусса (2019) и В. В. Радаева (2020) и наиболее популярные субкультуры у представителей этих поколений.

II

Мы считаем,

что изучение

молодежных течений

как формы проявления

социальной

активности молодого

поколения будет

способствовать

успешному

регулированию

процесса

социализации

и приобщения

молодежи

к различным видам

социокультурных

ценностей.

Электронная версия

исследования

доступна

для ознакомления

на нашем сайте

(https://www.dsm-ms.

ru/issledovаniyа/).

»»

Исследование ЦИСМ

Поколение Y (примерные годы рождения 1985 - 1999) представляет собой первое поколение, выросшее в эпоху Интернета и глобализации.

К нейтральным субкультурам поколения Y можно отнести панков, готов, реперов, геймеров, эмо и т. д. К деструктивным — скинхедов, националистов, АУЕшников (экстремистская организация, запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 года).

Поколение Z (примерные годы рождения 1999 - 2012) представляет собой первое социальное поколение, с раннего возраста имеющее свободный доступ к портативным цифровым технологиям и Интернету. К нейтральным субкультурам поколения Z относятся анимешники, альт, К-рор, E-kids и другие. К деструктивным — околофутбольщики, МКУ*, Мужское государство** .

Поколение А (примерные годы рождения с середины 2010-х годов до середины 2020-х годов) — это общность сверстников, характерной особенностью которых является активное времяпрепровождение в онлайн-среде. К нейтральным субкультурам поколения Альфа можно отнести дед-инсайдов,

* террористическая организация, запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.012.2023 года

** экстремистская организация, запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2021 года

редан, дрейн, Soft-boy и Soft-girl. Ярко выраженных новых деструктивных групп и сообществ у поколения Альфа не выявлено.

— Как субкультура проявляет себя в интернет-пространстве? Можно ли говорить о том, что большинство современных субкультур практически полностью переместили свою активность в онлайн?

Развитие цифровых технологий и средств массовой коммуникации в начале 21 века способствовало переходу субкультур в сетевое пространство. Молодежь сейчас наиболее предрасположена к «существованию» в онлайн-среде и поиску соратников по общим интересам. Социальные сети являются удобным пространством для самовыражения, коммуникации, вовлечения новых участников в сетевые субкультуры, поддержания взаимодействия между участниками сообществ, трансляции ценностей и моделей поведения на широкую аудиторию. Однако следует разделять субкультуры, перешедшие из естественной среды в Интернет (музыкальные, анимешники, творческие и деструктивные), и субкультуры, зародившиеся в онлайн среде (E-people, Тамблер-герл, Tамблер-бой, Kidcore и другие).

Часть субкультур продолжит существовать как в оффлайн-, так и онлайн- пространстве, используя Интернет как возможность коммуникации и инструмента самоидентичности.

— Можете ли Вы сделать прогноз, какие субкультуры будут набирать все большую популярность?

На что в связи с этим стоит обращать внимание специалистам в сфере профилактики?

II

Однако следует разделять субкультуры, перешедшие из естественной среды в Интернет (музыкальные, анимешники, творческие и деструктивные), и субкультуры, зародившиеся в онлайн среде (Е-реор1е, Тамблер-герл, Тамблер-бой, Kidcore и другие).

11

Важно следить за трендами и новыми культурными явлениями: нахождение в информационной повестке помогает спрогнозировать появление новых субкультур и подсказать логику развития движений. Необходимо анализировать динамику существующих субкультур, отслеживать их активность и помнить о том, что угасание одной субкультуры может привести к появлению другой.

В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:

- усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации учреждений дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;

- раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи

и социализации подростков;

- правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;

- родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;

- формирование благоприятного психологического климата

в образовательных организациях, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов обучающихся.

— Порекомендуйте нашим читателям книги, статьи или фильмы, на которые специалисту в сфере профилактики стоит обратить внимание, чтобы лучше понимать сущность и ценности современных молодежных субкультур?

Если вы хотите понять конкретную субкультуру изнутри, можно ознакомиться с «культурным» содержанием, ставшим основой для ее идеологии (музыка, фильмы, книги).

Если вы хотите сформировать научное представление о субкультурах, то следует обратиться к работам исследователей из области культурологии, социологии, психологии, например, таких как Воронова А. В., Голобоков А. С., Зайцева И. А., Иванова Т. Н., Клячкина Н. Л., Левикова С. И., Омельченко Е. Л., Пачколина Е. Н., Титова Ю. А., Назаров В. Л.

Также рекомендуем обратиться к нашему исследованию, обладающему высокой социальной актуальностью: оно проведено на основе анализа больших данных и охватывает «живую» коммуникацию представителей субкультур в сетевых сообществах.

На страницах 14-23 журнала будет репринт некоторых разворотов исследования ЦИСМ «Современные молодежные субкультуры в онлайн-среде. Исследование особенностей коммуникации и конфликта». С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке или QR-коду, предоставленным в интервью.

лл;)а(ф,и.аиия cvCxyniirvD по ioihoouuk шпооосоо и зоологии

V Готы и эмо Панки

Витч-хаус Рокеры

v Дрейнеры Мотоллисты

v Халлю Рэперы

Скинхеды si

Анархисты X

ч/ hardline

[пплиотсл жарш;ор-панк лтимомнон);

straightedge Хиппи

1 ■

V Фанфики

Гики

Фрики

Фурри

Райтеры

ДЕРЕВО СУБКУЛЬТУР

v E-poople

e-girl/boy > тамбпор-герл/бой > soft-glrl/boy

v/ Мода

> IndieKid; > сипанк;

v Сторонники экологической защиты

> VSCO-glrl

^ Тоорчоскио

> kldcore

v Бойкоры V Сталкеры Диггоры

Гопники v Руд-бои ч/ Люборы

о

Мужское государство '

Околофутболыцики

Антифа

v Милитари

^ Хипстеры

Томная акодомия

Хайпбисты

На оснооо анализа интеросоо пользователей социальных сетей сетевых интересов специалистами AHO ЦИСМ было сформировано «Дерево субкультур», включающее современные и устаревающие субкультуры, актуальные для современной молодежи.

Отаку Редан

Аниме-любители

Дед-инсайд

Дройнеры

v Гейминг

кибврслортивный гейминг

чу DOTA2

Looguo of Logundc, Ovoiwolch

> портотионый гойминг

v Ajnortg Ui v Subway Sur/

v Ролоаики

у гол*>шнио1ы > рогонстру«ггоры

Воркаутеры Поркурщики Скейтеры •V Футболисты v ЗОЖники Роллеры Сноубордисты \ Волейболисты v Баскетболисты

C0-'0»WDüU. ЮЛК^'Ю! tvo ГГУГОСГСОЛ!

arvat-i/join'. >onoiu/i»^oi "O t-tuu/MOiv t4^

ПОКОЛЕНИЙ У, 2:, АЛЬФА

Рисунок 1 представляет собой хронологию возникновения субкультур, соотнесенную с активным периодом социализации поколений У,2 и Альфа согласно типологиям поколений Н. Хоува - У. Штраусса и В.В. Радаева (201931 , 2020-42 ), Именно в период подросткового и юношеского возраста идеология субкультур оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций и вектора

социальной направленности (просоциаль-ный или асоциальный) молодежи. Поскольку поколения сопряжены друг с другом «внахлесто3^ , неко торые субкультуры могут охватывать 2 или более поколений.

На следующей странице приведено подробное описание субкультур рассматриваемых нами поколений согласно введенным в параграфе 1 критериям субкультур.

г Ролооа В- В. Ммдлошшшл паи ынишлап рооолЛопои ойшоошо. ■■ М: Инг лох ПШЭ. 2010, ■■ 27Л а

п Ралооа В.и. Раэюл поюлолкл ниллолнапош иоюги-ьюоюо и оиллрмиооюо обооюиомио. |Пираоп час7ь) // Соилологи'/ооги>1 <л?;рпод. 20.)0 Т оиЗй.К"!

п Лоио/оп 1СХА. Эом/лп/л о плообш-ло лопогштПп [Ллизпролиил росгуро] // Момлюпиш обииооююнлот ниишки о-юио-юогшсмэш и оошюллши пооохолы. 2002, К' 2 1301. С. 0-11- или пщтУ/аылзстоп Пзал1/шч/Ш'>7?7ЛЗ/ (лаю оороиюлли: 17.11.2022.

УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЙ В СУБКУЛЬТУРАХ

Рисунок 7. (Классификация субкультур по поколениям (У, 1, Альфа))

Ролооики, р о конструктор 01

11 1 1 11

=2002

2003

2003

¿11111

I I

I I I I

2023

Фурри - фуррифоги

I I I I

=2020

I I I I

2014

=2019

2019

2014

=2009

Винишки (Винишко - тян)

2020

2014

¿11111

1985

1990

1995

2000

2005

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015

2020

2025

С

1=П

2050

3

Активность поколения У Активность поколения 2

(игрек, миллениалы) 1986-2000

(зет, зумеры) 2000-2015

Активность поколения

(альфа) 2015-...

/Субкультуры попопеинй Y, Z. ольфо

" J ММ 111)111), WH10I11 BMUUillL №IiW1AMj)1 OlUtlUi Till) IIU11 Qiuui QonoiuUon, - MY) ЮЮО/ DouWOUw Pulimiil'ia GIUDD. 2009. ~ Л32 D.

СУБКУЛЬТУРЫ ПОКОЛЕНИЯ У

Поколение У (примерные годы рождения 1985-1999) представляет собой первое поколение, выросшее в эпоху Интернета и глобализации. «Миллени-аламв приписывают ценности коллективизма, направленность на достижение успеха и социально-ориентированные интересы.

Поколение У характеризуется повышенным использованием Интернета, социальных сетей и мобильных устройств

Поэтому их иногда называют "цифровыми аборигенами". Миллениалы во всем мире пострадали от экономических потрясений, высокого уровня безработицы среди молодежи, а в 2020 году пережили рецессию из-за пандемии ССА/Ю-19^.

Среди субкультур поколения Y можно выделить нейтральные и деструктивные субкультуры. К нейтральным субкультурам относятся панки, рэперы, готы и киберготы, эмо, хипстеры, ванильки, хикикомори, геймеры, ролевики; деструктивные субкультуры включают скинхедов, националистов, гопников, АУЕ" (экстремистская организация, запрещенная на территории РФ).

ПАНКИ (нейтральные)

► ИДЕОЛОГИЯ

► Целевая аудитория

Поколения X и У.

Воэрост: подростковый, юношеский, ранняя молодость (14-30 лет).

► Ценности, мировоззрение

Анархия, противопоставление культуре потребления и истеблишменту, продвижение индивидуальной свободы.

► ВНЕШНОСТЬ

► Стиль

Узкие джинсы, растрепанные волосы,куртки-косухи, металлические предметы (браслеты, ошейники), Растрепанные волосы, ирокезы, зачастую окрашенные в зеленый или розовый цвет; у девушек стрижка апод мальчика», у мужчин возможны длинные волосы пирсинг в различных частях тела.

_32_]

► ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЦА И ЛИДЕРЫ

Билли Джо Армстронг

ЮрийоХой» Клиискмх

Михаил аГоршокл г * Горшоноо

к.

/Субкгульгуры пояол01-ый У. 2. ольбо

СУБКУЛЬТУРЫ ПОКОЛЕНИЯ 7.

Поколение 1 (примерные годы рождения 1999 - 2012) представляет собой первое социальное поколение, с раннего возраста имеющее свободный доступ к цифровым технологиям и Интернету.

Первое поколение, которое имеет свободный доступ к современным цифровым технологиям и Интернету

По этой причине негативное влияние деструктивного сетевого контента на молодежную среду поколения могло возрастать, Поколению Т приписывают ценности индивидуализма на межличностном уровне и конформность на уровне социальных институтов.

Среди нейтральных субкультур поколения 1 можно выделить анимешников (отаку, косплей), фурри, альт, к-рор, е-Шэ, темная академия, винишко-тян. К деструктивным субкультурам поколения 1 относятся околофутбольщики, рейверы, МКУ" (террористическая организация, запрещенная на территории РФ), ЛГБТ, мужское государство" (экстремистскоя организация, запрещенная на территории РФ).

АНИМЕШНИКИ (нейтральные)

II

► ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЦА И ЛИДЕРЫ

Мари Ягути Ноцуки Кото Щ ^ *

ШшЯ *

Тиаки Куриямо

Сбко Нокогооа А } Тосики Коею

ИДЕОЛОГИЯ

ВНЕШНОСТЬ

ДЕВИЗ:

иНош девиз четыре слова: сон подсел - сожой другого

Целевая аудитория

Поколения У и!, Альфа. Возраст: детский, подростковый, юношеский, ранняя молодость (15 - 35 лет).

Ценности, мировоззрение

Взаимодействие и демонстрация образа другим представителям отаку.

► Стиль

В зависимости от аниме-сери-ала, фильма или манги каждый представитель отаку демонстрирует внешний вид путем копирования внешнего оброза персонажа (косплея).

СУБКУЛЬТУРЫ

ПОКОЛЕНИЯ

АЛЬФА

Поколение Альфа (примерные годы рождения с середины 2010-х годов по середину 2020-х годов) - общность сверстников, характерной особенностью которых является активное времяпрепровождение в онлайн среде. Представители поколения Альфа испытывают на себе влияние многочисленных сетевых трендов, за которыми они следят.

ДРЕИН

(нейтральные)

► ИДЕОЛОГИЯ

► Целевая аудитория

Поколения 1., Альфа.

Возраст: детский, подростковы, юношеский (8 - 23 года).

► Ценности, мировоззрение

Грусть, подавленность, измотан-ность чувствами неразделенной любви и ненужности; социофо-бия, восприятие мира в черных тонах (симбиоз эмо и готов).

► ВНЕШНОСТЬ

► Стиль

Черная одежда, белые кроссовки, объемные шарфы, цепи, принты в виде готических символов, чокеры, браслеты. Волосы растрепанные, черные или окрашенные в различные цвета (розовый, серый, кроеный).

£ ** ^ шШ

Р Л

/ с л \ -гт

? У ЛР

► ИЗВЕСТНЫЕЛИЦА И ЛИДЕРЫ

Клоуд-рэпоро! Drain Gong

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.