Научная статья на тему 'Современные модели подготовки квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики'

Современные модели подготовки квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышов Валентин Митрофанович, Тертышный Анатолий Тихонович, Минухин Леонид Аронович, Бортник Борис Исаакович

Изложена концепция и принципы разработки универсальной модели образовательного процесса в высшей школе, на основе которых предлагается осуществить реформирование технологии обучения. Особое внимание уделяется новым организационным формам в системе высшего образования, в частности, реализации непрерывной подготовки кадров в комплексах «школа вуз», «техникум вуз». Обсуждаются возможности оптимизации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышов Валентин Митрофанович, Тертышный Анатолий Тихонович, Минухин Леонид Аронович, Бортник Борис Исаакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные модели подготовки квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики»

Валентин Митрофанович Камышов

Доктор химических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, ректор Уральского государственного экономического университета

Леонид Аронович Минухин

Доктор технических наук, профессор, декан факультета техники и технологии пищевых производств Уральского государственного

экономического уни-верситета

Анатолий Тихонович Тертышный

Доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, первый проректор Уральского

государственного экономического университета

Борис Исаакович Бортник

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и основ современного естествознания

Уральского государственного

экономического университета

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Как известно, подготовка высококвалифицированных кадров - одно из важнейших условий восстановления и развития отраслей Российской экономики. Квалификация кадров в значительной степени определяет качество продукции отечественных производителей, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке, что позволяет обеспечить устойчивость отечественного рынка. Существенные изменения экономических реалий затрагивают и систему подготовки кадров.

Стихийное перераспределение кадровых потоков приводит к тому, что в социально значимые и пользующиеся особым спросом отрасли, в том числе в сферу пищевого производства и общественного питания, приходит контингент разного возраста (от выпускников школ до уволенных в запас офицеров), с различным базовым образованием и его уровнем, с различной психологией и мотивацией деятельности. Это стимулирует разработку и распространение разнообразных форм подготовки в системе высшего образования (заочной, очно-заочной, ускоренной, сокращенной и др.) соответствующих тому или иному базовому уровню и отвечающих потребностям получения высшего образования в достаточно короткие сроки [1]. Варьируются и традиционные очные формы [2]. Однако созжание нормативно методической базы существенно отстает от внедрения самих форм, происходит непланомерно, неадекватно исходным уровням и конечным целям образовательного процесса. Не соответствуют реалиям и традиционные образовательные технологии. В связи с этим в задачи настоящей работы входят: разработка концепции построения универсальной модели обучения в высшей школе и реформирования технологии обучения; обсуждение новых моделей подготовки специалистов для предприятий пищевых отраслей и критериев оптимизации нормативно-методического обеспечения различных форм обучения.

Концепция построения моделей обучения в высшей школе

Принципы построения универсальной модели обучения

Концепция моделирования процесса обучения предусматривает выработку научных принципов построения универсальной модели учебного процесса и оптимизацию на их основе различных организационных форм обучения как частных случаев универсальной модели.

Анализ опыта функционирования российской системы образования в сопоставлении с современными социальными потребностями показывает, что в основу моделирования процесса обучения целесообразно положить следующие принципиальные соображения. Конечный результат обучения предусматривает формирование специалиста с определенным объемом фундаментальных и прикладных знаний, практических навыков, с определенным уровнем творческого потенциала. Минимальные объемы этих знаний и навыков должны обеспечиваться реализацией учебных программ на каждой образовательной ступени. Однако и абсолютные объемы, и их соотношения на разных ступенях разные. Различаются темпы усвоения знаний по дисциплинам и, в конечном счете, суммарные сроки. Модель обучения представляет собой математическую формализацию с использованием данных показателей и обеспечит возможность определить оптимальные пути их достижения. Важным этапом построения модели является изучение особенностей категорий учащихся (с различным исходным уровнем знаний) и оценка темпов усвоения материала. Только в результате этого изучения, реализуемого на основе детального анализа

всех сторон учебного процесса и тестирования студентов, могут быть получены научные критерии выбора формы и сроков обучения.

Особое значение имеет формирование потребности и навыков самообучения студентов и их творческого потенциала. Количественная оценка этого показателя достаточно условна, а роль его в будущей профессиональной деятельности первостепенна. Определяющим в росте этого показателя является объем самостоятельной работы студентов, который также используется в универсальной модели и различен на различных ступенях образования. Все вышеизложенное можно сформулировать в виде принципов:

формализация конечного результата процесса обучения;

соответствие образовательных программ исходным параметрам базового образовательного уровня и параметрам конечного результата;

соответствие сроков обучения темпам усвоения знаний;

корреляция творческого потенциала специалиста и объема самостоятельной работы студента в процессе обучения.

Очевидно, что этим же принципам должны удовлетворять и частные случаи универсальной модели.

Оптимизация технологии сокращенной и непрерывной подготовки

Изучение особенностей организации и реализации ускоренной формы обучения показало, что главной ее проблемой (при любой технологии) является фактически произвольный выбор пропорций сокращения объема изучаемых дисциплин (по сравнению с очной формой), исходя исключительно из желаемых сроков обучения. При этом пропорции являются едиными для различных дисциплин, не зависящими от глубины и характера знаний (прикладных или фундаментальных), полученных на предыдущей ступени образования, а сроки обучения не учитывают возможные ограничения скорости освоения тех или иных дисциплин. Такой подход к организации обучения представляется неоправданным. Очевидно, что соответствующее нормативно-ме-тодическое обеспечение, начиная с учебных планов, должно разрабатываться на основе глубокого анализа содержания каждой дисциплины, изученной на предыдущей ступени (в техникуме), определения объема, меры фундаментальных и прикладных знаний и навыков, сопоставления с аналогичными показателями, предусмотренными универсальной моделью, адекватной модели специалиста с высшим образованием. Только такой анализ выявит коэффициенты сокращения объема изучаемой дисциплины (несомненно, разные для разных дисциплин) и разумные сроки освоения дисциплины. Разработанные на этой основе модели, являющиеся частными случаями универсальной модели обучения, должны оптимизировать технологию ускоренного обучения.

Концепция реформирования технологии обучения

Предпосылки реформирования

Разработка концепции реформирования технологии обучения предусматривает анализ объективных условий и предпосылок

реформирования, определение приоритетных направлений и выработку основополагающих принципов, особенно организации самостоятельной работы студентов как наиболее существенного звена технологии.

Необходимость радикальных изменений в технологии обучения обусловлена целым рядом факторов и не вызывает сомнений. Предпринимаемые государством меры по реформированию системы образования [3] предусматривают существенную интенсификацию труда преподавателей. Это усиливает напряженность преподавательской деятельности, что негативно отражается на возможностях научно-исследовательской работы преподавателей, на их здоровье и, следовательно, на потенциале высшей школы, перспективах совершенствования образовательной системы. Эта открытая система, функционирующая в неравновесных экономических условиях, определяющих высокий уровень потребностей в творчески активных и профессионально мобильных молодых специалистах и постоянно изменяющийся спрос на виды и качество образовательных услуг, не может и не должна быть стационарной. Однако связанная с традиционной технологией обучения высокая напряженность преподавательского труда и перегрузка аудиторного фонда ограничивают возможности вуза в предложении дополнительных образовательных услуг и освоении негосударственных источников финансирования, заметно влияющих на развитие материальной базы образования. Для изменения технологии обучения имеется комплекс предпосылок [4. С. 18]: разрабатываются и развиваются современные высокоэффективные технологии, реализуются многочисленные организационноправовые формы подготовки специалистов, интенсивно развивается информационная база. Таким образом, имеются достаточные возможности для перехода на новую технологию обучения, способствующую формированию профессиональных и личностных качеств современного специалиста. Следует отметить, что определяющей в системе образования является очная форма обучения. Поэтому реформирование должно коснуться прежде всего этой формы.

Основные направления реформирования

Анализ задач и предпосылок реформирования технологии обучения выявляет основные его направления:

интенсификация учебного процесса путем повышения интенсивности труда студента;

повышение качества подготовки специалистов за счет развития творческих навыков самостоятельной деятельности;

снижение напряженности преподавательского труда и создание условий для эффективной методической и научной работы;

расширение возможностей вуза по оказанию платных образовательных услуг, способствующих укреплению его финансового положения и развитию материальной базы.

Эти направления взаимосвязаны, и их реализация требует модификации содержания обучения, увеличения объема и активизации самостоятельной работы студента за счет уменьшения времени аудиторной формы обучения. Это изменение повлечет снижение норм годовой учебной аудиторной нагрузки преподавателя и соответственно рост объема его методической и организационной работы.

Принципы новой образовательной технологии

В соответствии с выбранными направлениями в основу реформирования технологии обучения должны быть положены следующие принципы:

единство структуры учебных планов специальностей, прежде всего единство соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов по циклам дисциплин и учебному плану в целом;

модульное построение учебных планов специальностей и программ дисциплин (выделение близких и взаимосвязанных модулей в разных дисциплинах с целью устранения их дублирования и интегрирования близких дисциплин);

систематизация форм и видов самостоятельной работы студентов и методов контроля;

оптимизация методики и форм аудиторной и самостоятельной работы;

оптимизация нормирования аудиторной и внеаудиторной работы преподавателей;

единство номенклатуры методического обеспечения;

доступность современной информационной базы.

Эти принципы лежат в основе организации и других форм обучения.

Безусловно, первостепенную роль в реализации новой технологии играет информационно-методическое обеспечение, в том числе разработка электронных версий читаемых курсов, в первую очередь их программ, в дальнейшем - размещение курсов лекций на сервере вуза. Особое значение имеет увеличение библиотечного фонда, внедрение передовых информационных технологий в систему работы библиотек и читального залов, расширение множительной базы.

Организация самостоятельной работы студентов

Центральным звеном реформированной технологии обучения является самостоятельная работа студентов. Она охватывает все аспекты учебного процесса: выступает как средство интенсификации аудиторной работы, реализуемое различными активными методами обучения, а также осуществляется за рамками расписания занятий (внеаудиторно) в виде индивидуальной работы со студентами и их собственной работы.

Новая технология обучения, ориентированная на увеличение объема самостоятельной работы студентов за счет сокращения времени аудиторных занятий, предусматривает прежде всего внеаудиторную работу. Организация и формы этой работы принципиально едины для всех форм обучения (очной, заочной, сокращенной, второго высшего образования и т.д.). Специфика обучения влияет на объем самостоятельной работы и выбор наиболее целесообразных форм работы и контроля.

Опыт показывает, что самостоятельную работу студентов целесообразно организовывать следующим образом: студенты получают полную информацию о содержании, назначении изучаемой дисциплины и ее месте в учебном плане, о возможных формах самостоятельной работы и контрольно-зачетных процедурах, о значимости (рейтинге) формы в процессе изучения дисциплины; каждый студент обеспечивается информационно-методичес-кими материалами, с помощью которых преподаватель косвенно и непосредственно осуществляет управление самостоятельной работой студента.

В качестве оптимального информационно-методического обеспечения предлагается комплекс материалов (пакет), включающий рабочий учебный план; рабочую программа курса; информацию о бюджете времени по дисциплине с указанием объема самостоятельной работы; изложение структуры курса (перечень изучаемых модулей с отображением их

взаимосвязей; возможно - структурную схему); перечень основной литературы для каждого модуля; методику изучения каждого модуля (формы, работы, объем часов); задания на самостоятельную работу, формы работы (основные - курсовая, расчетно-графическая работа и т.д., дополнительные) и ориентировочный объем времени; методические указания к организации самостоятельной работы студента в соответствующих формах; распределение оценок (баллов) по видам работ, критерии оценок, принципы формирования рейтинговой оценки; график контрольно-зачетных процедур.

Все эти материалы целесообразно разрабатывать с использованием ЭВМ и тиражировать копированием на дискеты студентов.

Проблемы формирования предвузовских ступеней

в системе непрерывной подготовки инженерных кадров

Наряду с традиционным обучением в высшей школе получает развитие система непрерывной (ступенчатой) подготовки кадров в комплексах, включающих средние учебные заведения: школы (специализированные старшие классы), техникумы. Организация обучения на этих предвузовских ступенях и обеспечение органического перехода на высшую ступень включает решение ряда существенных проблем.

Особенности организации предвузовской подготовки в комплексе «школа - вуз»

Одна из существенных проблем в современной образовательной системе, особенно в среднем ее звене, - известный разрыв между средним уровнем знаний, достигаемым в школе, и уровнем, отвечающим требованиям вступительных экзаменов по базовым дисциплинам и вузовской программы соответствующих курсов. Немаловажной является и проблема психологической неподготовленности многих выпускников школ к специфике учебы в инженерном вузе и отсутствие кругозора в технической сфере. В связи с этим, по-видимому, необходимо, чтобы вузовскому этапу в системе подготовки инженерных кадров для предприятий пищевых производств предшествовал этап целенаправленной предвузовской подготовки абитуриентов, включающий углубление знаний по базовым дисциплинам и профессиональную ориентацию [5. С. 262].

Опыт работы специально организованных экспериментальных классов в старшем звене средней школы показал, что важнейшим компонентом подготовки являются дисциплины профессиональной ориентации, в частности курс «Основы политехнического образования (для отраслей пищевого производства)». Обучение по этому курсу служит цели формирования активного интереса к инженерной сфере, в частности к сфере пищевых производств.

Наиболее эффективно задачи предвузовской подготовки решаются в системе непрерывного инженерного образования, в основу которой положены принципы:

переход от средней к высшей ступени образования осуществляется непосредственно в процессе завершения обучения в специализированных школах и классах при вузах;

на предвузовском этапе обучения будущий студент находится и в школе, и в вузе, оптимальная продолжительность данного этапа 2 года;

в профессиональной ориентации учащихся упор делается не на освоении рабочих профессий вообще, а на приобретении рабочих навыков в конкретной отрасли, особенно на включении в учебные планы дисциплин политехнического образования;

подготовка проводится педагогическими кадрами вуза и школы, что позволяет осуществить целевое преподавание предметов, ориентированное на конкретику последующих ступеней обучения.

Проблемы организации непрерывной подготовки инженерных кадров пищевой промышленности в комплексе «техникум - вуз»

Средние специальные учебные заведения являются одним из основных источников формирования студенческого контингента вуза, выпускающего инженеров для предприятий пищевых производств. Существенным фактором, препятствующим выпускнику среднего специального учебного заведения продолжить свое образование в вузе, является довольно длительный общий срок обучения. В 90-е годы достаточно широкое распространение получила идея ускоренной подготовки специалистов с высшим образованием из выпускников техникумов, обоснование которой было дано в научно-методи-ческих исследованиях 70-80-х годов [6. С. 22; 7. С. 337].

Особенности структуры современных средних специальных учебных заведений, разные сроки давности получения среднего специального образования, возможность приема в вуз лиц, окончивших не только базовое учебное заведение, но и другие, близкие по профилю, - все это приводит к необходимости разработки нескольких вариантов технологий ускоренной подготовки. Среди них можно выделить следующие:

«сквозная» подготовка - для лиц, которые в начале обучения в техникуме изъявят желание продолжить свое образование в вузе;

обучение по так называемому выравнивающему курсу - для лиц, имеющих существенный разрыв между окончанием техникума и поступлением в вуз или окончивших техникумы по другим, близким к профилю вуза специальностям;

технология параллельного обучения (очного в техникуме и заочного в вузе) с последующим приемом на старшие курсы вуза по очной или заочной форме - для лиц, поступивших в техникум после 11-го класса.

Первые две технологии уже апробированы, и по ним ведется работа многими российскими вузами, осуществляющими ускоренную подготовку. Технология параллельного обучения является новой и еще не апробированной. Она предлагается тем учащимся техникумов, которые в правовом отношении могут быть зачислены в вуз, т.е. имеют аттестат об общем среднем образовании. Достоинством технологии является ее гибкость. Принять решение о своем дальнейшем обучении в вузе учащийся может за год, два или три до окончания техникума, поступив при этом на заочное отделение вуза. Учебный процесс в техникуме при этом не нарушается, требований по минимальному количественному составу нет, набор в вуз может производиться из разных техникумов с родственными специальностями. Учащиеся, зачисленные на заочное отделение вуза, обучаются по индивидуальному плану. Набор дисциплин, а также последовательность их изучения и аттестаций формируются в зависимости от учебного плана техникума и предстоящего срока совмещенного обучения.

При этом сразу предусматривается зачисление учащегося после окончания техникума на конкретный старший курс очного или заочного факультета вуза. Данная технология не призвана заменить традиционные, она лишь расширяет возможности получения высшего профессионального образования. В целом следует ожидать, что рассмотренная методология обучения в системе образования «общее среднее - среднее специальное образование - высшее профессиональное» способна обеспечить более высокое качество подготовки специалистов.

Заключение

Быстро меняющиеся условия развития отечественного рынка продовольственных товаров остро ставят проблему обеспечения пищевых отраслей высококвалифицированными конкурентоспособными кадрами. Решение ее требует радикальных изменений в идеологии и технологии образовательного процесса в высшей школе. Изложенная в статье концепция разработки научных основ реформирования этого процесса определяет основные его направления и дает возможность реализации оптимальных преобразований, адекватных общим образовательным целям и актуальным потребностям отрасли.

Литература

1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие для студентов экон. и пед. вузов и фак-тов. М.: Интерпакс, 1995.

2. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Под ред. Ю.Г. Татура. М., 1994.

3. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты / Под ред. А.Н. Тихонова. М., 1998.

4. Тертышный А.Т., Минухин Л.А., Бортник Б.И., Холодовская И.А. Актуальные направления в развитии современных технологий обучения // Образование - основа устойчивого развития России: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999.

5. Tertyshny A.T., Minoukin L.A., BortnikB.I. Special secondary school training in the system of continuous engineering education: International conference of engineering education. Abstracts. Moscow. Russia. 1995.

6. Гермаидзе Г.Е. Проблемы и перспективы развития ступенчатого образования при регионализации экономики // Высшая экономическая школа: нововведения и практика: Тез. регион. науч. конф. Екатеринбург, 1994.

7. Вертиль В.В., Луговкин В.В., Минухин Л.А. Новые структурные модели непрерывной подготовки инженерных кадров пищевой промышленности по системе техникум - вуз // Пищевая промышленность, продовольственная безопасность - XXI век: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург:

Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999. С. 337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.