после игры), позволит спортивным педагогам при изучении свойств личности начинающих спортсменов сделать обоснованные выводы о том, какого рода сбивающие факторы будут с наибольшей вероятностью оказывать на них существенное негативное влияние и, как следствие, каким сторонам их психолого-педагогической подготовки нужно уделять наибольшее внимание для их максимального деятельностного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романина, Е.В. Влияние сбивающих факторов на тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов / Е.В. Романина, Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 204-208.
2. Теплова, Л.П. Анализ сбивающих факторов, влияющих на соревновательную деятельность волейболистов различной квалификации / Л.П. Теплова, О.П. Топышев // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы 2 Междунар. науч.-практ. заоч. конф. г. Смоленск, 2003 г. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры, каф. спорт. игр. - Смоленск, 2003. - С. 190-194.
3. Хорева, Ю.А. Помеховлияющие факторы в деятельности волейболиста / Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 114-117.
4. Хорева, Ю.А. Результаты эксперимента по изучению и оценке индивидуальных психолого-педагогических особенностей волейболистов при помощи «Профилированно-адаптированной анкеты» / Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). -С. 100-104.
REFERENCES
1. Romanina, E.V. and Khoreva Yu.A. (2014), "Influence of the distracting factors on the training and competitive activities of the volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 204-208.
2. Teplova, L.P. and Topyshev, O.P. (2003), "Analysis of the forcing-down factors influencing competitive activity of volleyball players of various qualification ", Sports in physical training, a recreation and sport: materials 2 International conference, Smolensk 2003, pp. 190-194.
3. Khoreva, Yu.A. (2009), "The factor-influencing aspects in activities of volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 114-117.
4. Khoreva Yu.A. (2009), "The results of the experiment covering the studing and evaluating of individual psychological and pedagogical features of the volleyball players with the help of the "Profile-adapted questionnaire", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 55, No. 9, pp. 100-104.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.12.2014.
УДК 378.147:378.018.43
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Ольга Владимировна Пучкина, воспитатель, Елена Ивановна Судоргина, воспитатель, Людмила Викторовна Шендрик, воспитатель, Анна Сергеевна Евмененко, воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Сказка", структурное подразделение № 146, г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена исследовательской работе специалистов как компоненту их учебно-профессиональной деятельности. Известно, что становление квалифицированного педагога (преподавателя, тренера, учителя, воспитателя и т.д.) - непрерывный процесс, происходящий на всех этапах профессиональной подготовки. Исследовательская деятельность обладает значительным по-
тенциалом для формирования личностно-профессиональных качеств и компетенций педагога -социально-профессиональной компетентности, толерантности, информационной компетентности, коммуникативной компетентности, готовности к исследовательской деятельности, дисциплинированности и т.д. Он не в полной мере используется из-за слабой разработанности моделей исследовательской работы как компонента учебно-профессиональной деятельности. Известно, что интеграция учебной и профессиональной деятельности специалиста должна быть обеспечена во время обучения в вузе и после его окончания. Цель исследования - разработка моделей исследовательской работы педагога как компонента его учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагог, модель, личностно-профессиональное развитие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p177-181
MODERN MODELS OF TEACHERS INVESTIGATE ACTIVITY
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar, Olga Vladimirovna Puchkina, the teacher, Elena Ivanovna Sudorgina, the teacher, Lyudmila Viktorovna Shendrick, the teacher, Anna Sergeevna Evmenenko, the teacher, Nursery school "Skazka", department number 146, Krasnodar
Annotation
The article devoted to the investigative activity of the specialist's labor as their learning and professional activity component. As well known, the premium class teacher (teacher, tutor, coach etc.) development is continuous process during all stages of vocational training. The investigation labor contained the great potential for the teachers competencies and personally-professional abilities formation, such as social and professional competence, tolerance, informational competence, communicative competence, preparedness to investigation activity, discipline etc. This potential is not effectively used due to the poor development of the investigation labor model as learning and professional activity component. As well known, the learning and professional activity integration must be presented during the study in higher educational establishment and after graduation. The purpose of investigation is teacher investigation labor models elaboration as learning and professional activity component.
Keywords: investigation activity, teacher, model, personal and professional development.
В современных условиях одним из важнейших личностно-профессиональных качеств специалистов (в том числе педагогов) является готовность к исследовательской деятельности, которая формируется благодаря учебно-исследовательской, научно-практической и научно-исследовательской работе (УИР, НПР, НИР). Согласно современным воззрениям, все виды исследовательской работы - форма интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности [1-3]. Готовность к исследовательской деятельности характеризуется соответствующими знаниями, умениями, мотивами и опытом деятельности (опыт можно диагностировать на основе анализа портфолио). Также известно, что становление социально-профессиональной компетентности педагога (и всех её составляющих) - непрерывный процесс, эффективность которого обеспечивается интеграцией его учебной и профессиональной деятельности (перманентная профессиональная переподготовка).
Однако по-прежнему не в полной мере используется потенциал системы непрерывного профессионального образования для формирования готовности педагогов к исследовательской деятельности. Одна из причин - недостаточная разработанность моделей исследовательской деятельности и методов её диагностики, затрудняющая объективный психолого-педагогический мониторинг. Проблема исследования - вопрос: какими должны модели и методы диагностики исследовательской деятельности специалистов (в том числе педагогов), чтобы они были научной основой мониторинга их личностно-
профессионального? Цель исследования - разработка моделей исследовательской работы педагога как компонента его учебно-профессиональной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, именно достижения специалиста в исследовательской деятельности являются показателями поведенческого компонента его готовности к ней. Их (достижений) количественная оценка - важная научная и прикладная задача.
Нами разработан способ решения указанной задачи. Исходными данными являются показатели достижений специалиста в исследовательской деятельности. Достижения педагога в УИР, НПР или НИР - практический выход от его знаний, умений и способности к управлению ими. Под достижениями специалиста (как будущего, так и дипломированного) в исследовательской деятельности будем понимать как его участие в мероприятиях исследовательского характера, так и его результативность.
Пусть Ь - множество показателей (видов достижений) в исследовательской деятельности, тогда N = р(ь) - число возможных достижений (мощность множества). Очевидно, что ь = Ь1 и Ь2 и Ь3, где и - объединение множеств, Ь1у Ь2 и Ь3 - соответственно множество возможных достижений в УИР, НПР и НИР. Возможные достижения в исследовательской деятельности: рефераты, эссе, учебно-исследовательские проекты, научные работы 1, 2 и 3 категорий, всевозможные публикации, награды и т. д. Интегральный показатель (кумулятивный индекс, рейтинг) творческой активности индивида:
N
Р = ^ (к • М-). Здесь: К! - весовой коэффициент 1-го достижения (балл рейтинга за одно
1=1
1-е достижение), М1 - количество достижений 1-го вида. Для более "взвешенной" оценки становления креативной личности специалиста введем скоростной параметр Р (С) = Р / Т. Здесь: Т - статистически значимый интервал времени (для подготовки бакалавра - 4 года, для дипломированного педагога - не менее года и т.д.).
Очевидно, что успешность исследовательской деятельности зависит от накопленных специалистов знаний и умений, соответствующих его предметной области (и смежных областей), от операционного компонента готовности к исследовательской деятельности (знаний методов исследования и умения их применять), а также ранее накопленного им опыта исследовательской деятельности (поведенческого компонента). В рамках представленной проблемы повышение креативности и совершенствование механизмов исследовательской деятельности находится в зависимости от объёма и уровня исследовательской деятельности в прошлом. Таким образом, посредством отношения доли результативности исследовательской деятельности педагога в более поздние периоды обучения и/или профессиональной деятельности Р(С)2 к доли результативности в более ранние периоды Р(С)1 получаем значение коэффициента накопления опыта исследовательской деятельности: КНО = Р (С)2 / Р (С) .Например, подготовка бакалавра происходит в течение
4 лет. Опыт, накопленный в более ранние периоды, назовём "обучающим", в более поздние - "зачётным". Очевидно, что чем меньше опыта исследовательской деятельности получено, тем сложнее его развивать и накапливать. Математически коэффициент развития опыта творческой деятельности бакалавра быть представлен посредством отношения наиболее сложного накопления к наименее сложному:
кр = кнр1 = р(с~)всо ^ р(с~)авс (наиболее сложный вариант - один "обучающий" год кноз р(с)а р(с)
подготовки и три "зачётных", наименее сложный - три "обучающих" года и один "зачётный"). Согласно современным воззрениям, для специалиста, готовому к постоянному личностно-профессиональному росту, УИР должна перерастать в НПР, а НПР - в НИР
[1-3]. Также известно, что научно-практическая работа - наиболее эффективная форма интеграции обучения, профессиональной и исследовательской деятельности, т.к. она, в отличие от НИР, характеризуется массовостью, в отличие от УИР - преемственностью результатов на разных этапах учебной или профессиональной деятельности, т.е. системностью [1-3], которая может проявляться в следующих аспектах.
Во-первых, ранее полученные результаты УИР можно объединить в научно-практическую работу. Например, в процессе освоения различных учебных дисциплин студент может выполнить (например, в форме рефератов) учебно-исследовательские работы на темы "AST как разновидность математического моделирования", "Экономический эффект применения метода AST" и "Реализация метода AST на ЭВМ", что можно объединить в работу "Информационные технологии ускоренной оценки срока годности пищевых продуктов" (AST - ускоренная оценка срока годности пищевых продуктов). Во-вторых, ранее полученные результаты УИР, а также накопленные знания и умения -плацдарм для дальнейших исследований. Например, учебно-исследовательская работа на тему "Трудности при работе с детьми преддошкольного возраста" может стать базой для научно-практической работы "Методы преодоления трудностей при работе с детьми преддошкольного возраста", а она может перерасти в научную работу на тему "Научные основы проектирования педагогических технологий работы с детьми преддошкольного возраста". В-третьих, для решения старых задач можно применять впоследствии новые методы. Например, в ходе освоения информатики (на первом курсе) обучающийся сделал презентацию на тему "Краснодар - город межнационального сотрудничества". При освоении мультимедиа технологий на третьем курсе он сделал анимационный фильм на ту же тему. Научно-исследовательские работы должны также сопровождаться публикациями и иными результатами, подтверждающими квалификационный уровень работы. Как всякая сложная система, НПР или НИР может быть только результатом объединения или усовершенствования УИР. Построим модели НПР и НИР.
Пусть W - множество информационных результатов УИР (рефератов, информационных материалов для образовательной среды, работ третьей категории и т.д.), полученных конкретным индивидом на разных этапах образовательной или профессиональной деятельности, Q - множество связей между ними. Формируют ориентированный граф (направления связей имеют значения, т.к. предыдущие результаты - основа для последующих). Вершины графа - информационные результаты (полученный граф не обязательно будет связным). Очевидно, что результатами НПР можно считать связные подграфы, имеющие хотя бы три вершины и две связи. Связные подграфы можно считать результатами НИР, если число вершин либо не менее 12, но без публикаций, либо не менее 8, но с публикациями (сопровождающие публикации также являются вершинами графа). Комплексную диагностику исследовательской деятельности конкретного специалиста осуществляют на основе решающих правил.
Заключение. Исследовательская деятельность - один из важнейших факторов формирования творческой личности специалиста (в целом) и его готовности к исследовательской деятельности (в частности). Оценка результатов исследовательской деятельности - важнейшая составляющая диагностики поведенческого компонента вышеуказанного качества и составляющая мониторинга личностно-профессионального развития.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 года, в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунова, Т.В. Диагностический комплекс оценки качества профессиональной подготовки как имплицитно-апикальная структура / Т.В. Горбунова, Н.А. Бахлова // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 9. - С. 27-29.
2. Изотова, Л. Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л. Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.
3. Селеменев, В.Ф. Научно-исследовательская работа студентов: доступность, качество, востребованность / В. Ф. Селеменев, Ю. П. Афиногенов // Вестник Воронежского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 37-41.
REFERENCES
1. Gorbunova, T.V. and Bahlova, N.A. (2014), "Assessment system of vocational training quality evaluation as implicit and apical structure", Sredneeprofessionalnoe obrazovanie, No 9, pp. 27-29.
2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Factor risk models of insufficient education", Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.
3. Selemenev, V.F. and Afinogenov, Yu.P. (2008), "Students scientific activity (available, quality and necessity)", Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, No 1, pp. 37-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2014.
УДК 796:338.467
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: СВОЕОБРАЗИЕ В КОНТЕКСТЕ
СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Светлана Ивановна Росенко, доктор социологических наук, профессор, декан,
Валерий Георгиевич Велединский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Спортивно-оздоровительные услуги рассматриваются как особая часть сервисной сферы, синтезирующая сущностные черты сервиса, физической культуры и спорта. Анализируется специфика спортивно-оздоровительных услуг (аэробика, шейпинг, фитнес и некоторые другие) в контексте сервисной деятельности. Отмечен сложный характер сервисного продукта и особенности процесса обслуживания. Услуга оплачивается заранее, поэтому здесь особенно важно качество. Специфичны формы обслуживания: использование абонементов, персональный тренинг, комплексность и предпродажное обслуживание. В этой сфере по-особому действует социальная норма, которую называют «нормой взаимности». Своеобразно представление о времени оказания услуги, поскольку контакты носят циклический характер. Обозначены варианты расширения пространственно-временной доступности услуг. Анализируются свойства, функции и процесс обслуживания как средство «производства человека».
Ключевые слова: спортивно-оздоровительные услуги, качество услуг, формы обслуживания, сервисная деятельность
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p181-186
SPORT AND HEALTH-IMPROVING SERVICES: THEIR PECULIARITY IN
SERVICE ACTIVITY
Svetlana Ivanovna Rosenko, the doctor of sociological sciences, professor, dean,
Valery Georgievich Veledinsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Sports and health-improving services are considered as the specific part of the service sphere, involving intrinsic lines of service, physical culture and sport. Specifics of sports services (aerobics, shaping, fitness and some other) in the context of service activity are analyzed. Complicated character of the service product and the features of process of service provision are noted. Service is paid in advance therefore the quality is especially important here. Service forms are specific: use of subscriptions, personal training,