Научная статья на тему 'Современные многоуровневые и динамичные системы обеспечения пожаровзрывобезопасности в гражданской авиации'

Современные многоуровневые и динамичные системы обеспечения пожаровзрывобезопасности в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ВЗРЫВООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / AVIATION SAFETY / THREAT PREVENTION / EXPLOSIVE / POISONOUS AND POISON SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А.

Рассмотрены вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых и других опасных веществ и предметов на объектах гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Multilevel and Dynamical Systems of Maintenance of Fire-Explosion Safety in Civil Aviation

The questions of threat prevention of application as means of diversions explosive, poisonous and poison substances on objects of civil aircraft are considered.

Текст научной работы на тему «Современные многоуровневые и динамичные системы обеспечения пожаровзрывобезопасности в гражданской авиации»

А. Н. БОЧКАРЕВ, канд. соц. наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности Московского государственного технического университета гражданской авиации, г. Москва, Россия

И. А. БОЧКАРЕВ, аспирант Московского государственного технического университета гражданской авиации, руководитель группы супервизоров аэропорта Шереметьево, г. Москва, Россия

УДК 658/562:621.396:681.5

СОВРЕМЕННЫЕ МНОГОУРОВНЕВЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Рассмотрены вопросы предотвращения угрозы применения в качестве средств диверсий взрывчатых и других опасных веществ и предметов на объектах гражданской авиации.

Ключевые слова: авиационная безопасность; предотвращение угроз; взрывчатые вещества; взрывоопасные предметы.

Новые угрозы в сфере гражданской авиации (ГА) требуют адекватного ответа, поэтому Правительство России уделяет в настоящее время все больше внимания транспортной безопасности. Так, на обеспечение авиационной безопасности (далее — АБ) до 2015 г. планируется выделить 160 млрд. руб.

В связи с этим в аэропортах с большим объемом авиаперевозок следует шире внедрять новые технические средства и многоуровневые системы досмотра багажа авиапассажиров, которые позволяют выявлять взрывчатые и другие опасные вещества и предметы и включают несколько уровней:

1-й уровень — томографы (технические средства обеспечения АБ) типа МУТ-ИЯ;

2-й уровень — центры мониторинга по контролю багажа с удаленных рабочих мест, и прежде всего мониторы, на которые выводятся изображения подозрительных и опасных предметов и веществ. Обслуживают их подготовленные операторы станций досмотра;

3-й уровень — системы обнаружения взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ (ВВ);

4-й уровень — системы локализации и изъятия обнаруженных опасных предметов и веществ.

В качестве примера, указывающего на необходимость широкого внедрения многоуровневых и динамичных систем досмотра багажа в повседневную практику работы аэропортов, приведем случай, происшедший 1 января 2011 г. в аэропорту Сургута, где сгорел самолет Ту-154. На месте авиационного происшествия, в зоне хвостового багажного отделения сгоревшего самолета, были обнаружены пиротехнические изделия, которые воспламенились вследствие развития пожара в самолете, что усилило горение. Пиротехнические изделия попали на борт ВС вместе с багажом авиапассажиров, так как не были выявлены при обычных, стандартных процедурах досмотра. Поэтому очень важно исключить попадание подобных опасных веществ и предметов на борт пассажирских самолетов в будущем, внед-

ряя инновационные, многоуровневые и динамичные системы досмотра и контроля, а также непрерывного и жесткого мониторинга обеспечения по-жаровзрывобезопасности на объектах ГА.

Рассмотрим более подробно все перечисленные выше технические средства досмотра багажа авиапассажиров, включенные в многоуровневую систему обеспечения безопасности багажа.

Система MVT-HR

Базовая система MVT-HR включает в себя конвейер, досмотровый тоннель, блок детекторных линеек, систему распределения электропитания, источник рентгеновского излучения (рентгеновский генератор с блоком управления), а также электронную систему.

Конвейер перемещает через тоннель багаж, который досматривается по мере прохождения его через поток (веер) рентгеновских лучей. В так называемых интегрированных системах управление конвейером рентгеновской системы осуществляется с системы управления багажом аэропорта.

Досмотровый тоннель представляет собой защищенную свинцом металлическую камеру, внутри которой досматриваемый объект просвечивается рентгеновскими лучами. Оба конца тоннеля закрыты многослойными освинцованными шторками, не пропускающими рассеянное рентгеновское излучение. Фотодатчики, установленные на стенках тоннеля, при попадании в него багажа подают системе сигнал для включения рентгена. При этом загораются расположенные над входом и выходом индикаторы X-ray On и индикатор пульта управления.

Рабочие станции и центры операторов

Рабочие станции 2-го уровня состоят из монитора, расширенного пульта управления и защитного отсека пульта управления. Компьютер рабочей станции вместе с блоком бесперебойного питания (ИБП) помещен в отдельный защитный шкаф. Кроме того, рабочие станции оборудованы цифровой клавиатурой, которая используется для начала и завершения сеанса работы и выборки изображений багажа. Вместе взятые эти блоки составляют отдельную контрольную станцию, которую оператор службы авиационной безопасности может использовать для анализа любого багажа, отклоненного на первом уровне досмотра.

На расширенном пульте управления имеется несколько конструктивных элементов: • кнопки Пропустить и Отклонить используются оператором для исполнения принятого решения по результатам анализа текущего изображения;

• сенсорная панель используется в качестве первичного органа управления во время работы. Перемещая палец по ее поверхности, можно управлять экранным указателем для выбора различных инструментов обработки изображения, которые представлены в виде значков. Движением пальца по нижней части панели активизируются соответствующие значки на экране, а по верхней части — такие функции, как увеличение изображения, пометка опасных объектов и регулировка контрастности;

• замковый переключатель режимов работы ONLINE/ OFFLINE (совместный/автономный), расположенный в правом углу пульта управления, используется для активации и дезактивации отдельных рабочих станций. Когда переключатель установлен в совместный режим работы, рабочая станция второго уровня готова к приему рентгеновских изображений от любой базовой системы в сети.

Кнопки пульта управления. Каждый пульт управления оператора имеет замковый выключатель ONLINE/OFFLINE. Для замка используется специальный ключ.

Компьютер. Компьютер рабочей станции представляет собой высокопроизводительную машину для приема, обработки и подготовки к выводу на экран готовых рентгеновских изображений. Когда по сети поступают новые изображения, они ставятся в очередь. Для второго уровня в очереди можно одновременно сохранять до 12 изображений, для третьего — 24. Несколько алгоритмов увеличения изображения обрабатывают каждое из них до того, как оно будет передано на дисплей. Данные алгоритмы разработаны для улучшения качества изображения и для облегчения распознавания индивидуальных объектов в рентгеновском изображении.

Блок бесперебойного питания. Каждая рабочая станция укомплектована блоком ИБП, который обеспечивает работоспособность и безотказность системы при кратковременных перебоях в сети электропитания. Не следует полагаться на блок ИБП при длительных отказах питающей сети (более 5 мин). В таких случаях рабочая станция приблизительно через 5 мин автоматически отключается.

Шкаф для компьютера. Компьютерный шкаф, оборудованный замком и ключом, защищает компьютер и блок бесперебойного питания.

Техническое обслуживание. Все рентгеновские системы досмотра багажа должны проходить ежегодный дозиметрический контроль и иметь сертификат соответствия нормам безопасности. Дозиметрический контроль должен проводиться также каждый раз, когда меняется доза излучения. В рамках общей процедуры обеспечения радиационной

безопасности рекомендуется проводить контроль рассеянного излучения всякий раз после замены, регулировки или перемещения рентгеновского генератора, барабанных фильтров, коллиматора, защитных щитов, детекторных линеек и защитных шторок.

Система обнаружения взрывчатых веществ

Система обнаружения взрывчатых веществ типа еХашшег (рис. 1) разработана на принципах компьютерной томографии. Система состоит из подсистемы еХашшег 3БХ и рабочей станции оператора и может быть как отдельно стоящей, так и встроенной в конвейер. Мы рассмотрим отдельно стоящую систему.

В конфигурации отдельно стоящей системы обнаружения ВВ пользователь рабочей станции оператора отвечает за включение питания оборудования, просмотр изображений багажа на предмет обнаружения ВВ и вынесение окончательного решения по багажу. Система еХашшег 3БХ в полной комплектации включает сканер, входной и выходной модули, рабочее место оператора и систему анализа изображений.

Сканер системы еХашшег 3БХ представляет собой заключенную в корпус платформу, состоящую из рамы, на которой установлен вращающийся с помощью ременного привода диск. Напряжение питания, сигналы управления и данные передаются между рамой и вращающимся диском через токо-съемное кольцо и щетки, расположенные на раме.

Входной тоннельный модуль, присоединенный к входу сканера, направляет багаж на основной конвейер системы, который, в свою очередь, перемещает багаж через тоннель при регулируемой скорости подачи и перед началом сканирования проводит его через систему обнаружения багажа. Основной конвейер направляет просканированный багаж на конвейер выходного модуля, который подобен входному модулю.

Погрузка и снятие багажа в автономной системе осуществляется вручную при помощи конвейерных модулей длиной 2,1 м, которые аналогичны модулям интегрированной системы обнаружения взрывчатых веществ длиной 1,5 м, только имеют наклонный конвейер для облегчения погрузки. Эти системы имеют местное управление конвейерами сканера и модулей.

Обычно для сканирования багаж вручную ставят на транспортер входного тоннеля. Багаж автоматически пропускается через сканер и поступает на транспортер выходного тоннеля. В сканере системы еХаштег 3БХ установлены компоненты контроля во избежание заторов багажа и остановки работы системы в случае аварийной остановки.

Рис. 1. Общий вид еХаштег 3БХ

По мере прохождения единицы багажа через сканер он просвечивается рентгеновскими лучами. Компьютер управления диска управляет процессом создания рентгеновских лучей и сбором данных. Данные рентгена обрабатываются системой анализа изображений, которая создает изображение про-сканированной единицы багажа. Программа системы анализа изображения анализирует конечные данные и идентифицирует потенциальные объекты, содержащие угрозы. Затем изображения багажа выводятся на дисплей рабочей станции оператора.

Рабочая станция оператора системы обнаружения взрывчатых веществ

Рабочая станция оператора системы обнаружения взрывчатых веществ состоит из монитора и панели управления (рис. 2). По желанию система может быть дополнительно оборудована принтером. Система анализа изображений запускает программный пакет, обеспечивая графический интерфейс пользователя на рабочей станции оператора. Вывод информации на монитор осуществляется оператором посредством кнопок управления, отображаемых на мониторе, и кнопок на панели управления. Управлять кнопками, отображаемыми на мониторе, можно с помощью круговых клавиш панели управления либо мышкой, подсоединенной к панели управления. Операторы рабочей станции использует данную информацию и инструменты для обработки изображения для принятия окончательного решения по каждой потенциальной угрозе.

Рабочая станция досмотра, поставляемая по отдельному заказу, состоит из компьютера, монитора,

Рис. 2. Рабочее место оператора системы

панели управления и программного обеспечения. Компьютер запускает программный пакет рабочей станции досмотра, обеспечивая графический интерфейс пользователя. Пользователь рабочей станции досмотра, как и пользователь рабочей станции системы, отвечает за просмотр изображений багажа на наличие взрывчатых веществ. На станциях досмотра багажа доступны те же возможности, что и на рабочих станциях операторов, но станции досмотра могут быть расположены на удаленном расстоянии и ручной досмотр багажа может осуществляться при использовании его изображения.

Проверка качества изображения — это полуавтоматическая процедура, подтверждающая правильность работы функции обнаружения системы еХашшег 3БХ. Для проверки качества изображения необходимо использовать белый или черный тест-объект. Рекомендуется выполнять данный тест ежедневно в начале рабочего дня.

Проверка качества изображения выполняется на рабочей станции оператора в режиме сканирования. Если система уже находится в режиме сканирования багажа, то прежде чем начинать тест, следует подождать, пока багаж не пройдет через систему и изображение не исчезнет с экрана.

Рабочая станция оператора и станция досмотра багажа оборудованы панелями управления для анализа единиц багажа, причем для этого применяется минимальное количество команд пользователя.

Сенсорная панель управления применяется для выбора наиболее используемых функций, мышка — для доступа к функциям, отображаемым на мониторе, кнопка аварийной остановки — для остановки работы системы, замковый выключатель — для активации работы панели управления или клавиатуры. Поверхность сенсорной панели управления нечувствительна к давлению. Когда палец перекрывает определенное место на панели, панель выдает нужную команду, при этом раздается короткий звуковой сигнал. За один раз можно подать только одну команду. После каждой команды нужно убрать палец и только после этого можно подавать следующую команду.

Техническое обслуживание

Ежедневное обслуживание включает проверку и обслуживание следующих систем и факторов: проверку дренажной системы кондиционера воздуха, вытяжки кондиционера воздуха, индикаторов на панелях доступа, бесперебойного блока питания; очистку поверхности корпуса сканера; проверку состояния пола, влажности, наличия конденсата, грязи, пыли; проверку состояния конвейерной ленты, шторок (чистка); проверку скручивания, наличия общих шумов, качества изображения (рабочая

станция оператора/система анализа изображения); перезагрузку компьютеров EDAC/IAS; проверку журнала событий FCC, конвейеров тоннелей (на шум и мусор), зазоров между сканером и тоннелями.

Еженедельное обслуживание включает: проверку FCC, EDAC; проверку и чистку IAS, экранирующих полос радиопомех, блокировочных кнопок; сухую чистку токосъемного кольца, осмотр бесперебойных блоков питания системы и EDAC.

Ежемесячное обслуживание включает: проверку забора воздуха; выполнение резервного копирования; проверку датчика багажа, конвейерной ленты, натяжения ленты, следования ленты, охлаждающих вентиляторов; проверку дампа и восстановление базы данных, дефрагментацию базы данных; запуск ПО, проверку просвета диска; проверку трения или касания между компонентами диска и рамы; для всего компьютерного оборудования — проверку чрезмерного скопления пыли, грязи; очистку лавсановых панелей; проверку масляной системы охлаждения; для внутренней части сканера — чистку, влажную чистку токосъемного кольца, шторок тоннелей; чистку тоннелей и фотодатчиков; очистку и проверку всех бесперебойных блоков питания, связанных с системой eXaminer.

Ежеквартальное обслуживание включает: проверку щеток питания диска, чистку и замену их (при необходимости); регулировку и смазку подшипника диска; для фланцев высоковольтного питания — повторную смазку и установку зазора; проверку часов работы рентгеновской трубки, параметров рентгеновской трубки; прочистку системы сбора данных (DAS); проверку работы системы сбора данных (DAS).

Полугодовой контроль включает: проверку кондиционера воздуха, прочистку элементов, крепление кабелей, настройку датчика нулевого положения (home); для масляного фильтра — проверку или замену, проверку масляной системы; для блока питания — выставление напряжения в пределы допуска; проверку радиационного излучения (ионизирующего).

Ежегодное обслуживание включает: проверку и регулировку натяжения ремня привода диска; проверку и ремонт соединения сервомотора диска; настройку контроллера насоса диска, выравнивание платформы системы, замену масла масляной системы охлаждения; проверку рентгеновской трубки; проверку наработки системы и интервала между пробоями.

К системе организации досмотра багажа в терминале аэропорта предъявляются следующие общие технические условия:

• регистрация багажа с присвоением ему уникального обозначения (идентификатора);

• разделение багажа и пассажира, контроль его безопасности, в том числе в зале;

• соответствие рабочих мест операторов и начальника смены службы авиационной безопасности санитарно-гигиеническим нормам и расположение их в непосредственной близости от багажной системы.

Безопасность проверенного с использованием автоматизированной системы контроля безопасности багажа должна достигаться:

• организацией доступа в помещение комплектации багажа обслуживающего персонала и других лиц со стороны служебного здания только через пункт досмотра, оснащенный стационарным металлоискателем и рентгеновской телевизионной установкой;

• наличием в помещении комплектации багажа пассажиров автоматизированной системы контроля доступа обслуживающего персонала и других лиц со стороны перрона, интегрированной с системой телевизионного контроля. Пункты досмотра багажа должны быть оборудованы в соответствии с утвержденным и согласованным проектом и приниматься в эксплуатацию комиссией, в состав которой должны входить представители как заказчика, так и исполнителя проекта, а также учреждения, эксплуатирующего установки, и территориального органа санэпиднадзора. Комиссия составляет акт о соответствии пунктов досмотра требованиям проектной документации, действующих норм и правил с учетом требований радиационной безопасности для персонала и населения, обеспечения условий сохранности установок.

Пол в помещении, где размещается автоматическая многоуровневая система досмотра багажа, должен быть выполнен из электроизолирующего материала. Помещение должно быть сухим и отапливаемым.

В помещении, где размещена установка, устраивается принудительная приточно-вытяжная вентиляция с двукратным воздухообменом. В помещении должно быть достаточно естественного и искусственного освещения для выполнения всех необхо-

димых операций в соответствии с действующими нормами и правилами.

Размеры и радиационная защита указанного помещения должны обеспечивать на наружных поверхностях стен мощность дозы рентгеновского излучения, не превышающую допустимый уровень для населения, т. е. 0,1 мкЗв/ч.

Обязательные требования к организации и обеспечению 100 %-ного досмотра багажа авиапассажиров международных авиалиний в терминалах аэропорта:

• использование четырехуровневого автоматизированного контроля безопасности со встроенной в систему досмотровой техникой и с возможностью идентификации багажа;

• сопряжение системы с конвейерной линией и управление единой системой управления;

• оснащение системы оборудованием для направления проблемного багажа на дополнительный досмотр на установке следующего уровня или на ручной досмотр;

• обеспечение возможности выполнения следующей технологической операции с багажом;

• после регистрации багажа с присвоением ему индивидуального кода и бирки оперативная идентификация багажа (автоматически или вручную, при помощи сканера);

• контроль всех процессов путем видеонаблюдения и видеозаписи производства предполетного досмотра багажа;

• резервирование основных конвейерных линий и рентгеновских установок. Автоматизированная система досмотра багажа

должна иметь источники бесперебойного питания.

Срок окупаемости современной многоуровневой системы досмотра багажа авиапассажиров составляет 4-5 лет.

Широкое внедрение инновационных методов и новых средств досмотра, в том числе томографов и многоуровневых автоматизированных систем досмотра багажа авиапассажиров, позволит надежно защитить гражданскую авиацию от актов террора и незаконного вмешательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АшфордН., СтентонХ. П. М, МурК. А. Функционирование аэропорта/ Пер. с англ. В. И. Нозд-рина. —М. : Транспорт, 1990.

2. Бар-Нир И. М., Коль Р. Л. Устранение угрозы взрыва бомб в гражданской авиации // Журнал ИКАО. — 1989. — № 2.

Материал поступил в редакцию 5 декабря 2011 г. Электронный адрес авторов: markvort@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.