Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ О ЧЕРНОБЫЛЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ О ЧЕРНОБЫЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ О ЧЕРНОБЫЛЕ»

Галина Бондаренко (Киев)

СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ О ЧЕРНОБЫЛЕ

Характерной особенностью жизни современного человека философы считают пребывание его в сфере мифов - художественных, социальных, политических, часть из которых возникает стихийно, часть конструируется сознательно, предлагая иллюзию вместо объяснения реальности1. Мифологизация событий в стране после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции, превратившего сверхгосударство в фантом и навеки соединившего понятия «СССР» и «Чернобыль», началась с первых дней трагедии и продолжается по сей день. Данная публикация подготовлена на основе полевых материалов автора, записанных от переселенцев из зоны аварии, в самой зоне, а также на материалах интернет-блогов (виртуальных дневников).

Благодатной почвой для мифов является отсутствие правдивой информации о событиях, происходивших ранее и происходящих ныне в зоне. Обнародование всей информации вряд ли будет возможным и в будущем, как по традиционным правилам секретности международной атомной индустрии, так и из-за финансовых интересов правящей верхушки страны. Не зная правды, народ создает свой вариант истории и по-своему интерпретирует ее. С 1986 г. постоянно функционирует несколько сюжетов, связанных с уровнем радиации и с ее воздействием на здоровье человека: 1) вся радиация уже «разлетелась по всему миру» и не представляет серьезной угрозы для здоровья; 2) радиация способствует генетическим мутациям, и количество мутантов возрастает, некоторые мутанты живут прямо в помещении четвертого энергоблока; 3) повышение уровня радиации способствует изменению национального генетического кода, повышается уровень интеллекта, рождается больше одаренных, гениальных личностей. Научной подоплекой последней версии стали гипотезы украинского археолога Николая Чмыхова, опубликованные

Окраина с. Замошье. Зона отчуждения. Фото Николая Семинога, 2007

ные в 1980 г. и имеющие достаточно сторонников и сейчас. Ученый пришел к выводам, что природно-космические потрясения, влияя на радиационный баланс, резко меняют жизнь человеческого общества: физически и умственно мутирующие люди изменяют общественную идеологию, рушат старые национально-государственные структуры и модели хозяйствования2.

Чернобыль стал началом нового экологического мировоззрения, иного, чем до катастрофы, мировосприятия и образа жизни не только для населения наиболее пострадавших районов, но и для населения Украины в целом. Образ города приобрел библейскую глубину, соединившись в сознании многих с апокалиптической звездой Полынь («Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». (Откр. 8: 10, 11). Упомянутая в Библии «третья часть вод» сразу же ассоциировалась у населения с водами Днепра - источника водоснабжения почти трети украинских городов, в которые теперь текли радиоактивные воды Припяти. Распространенность этих представлений привела к беспрецедентным для советского времени дей-

Вид на старообрядческий монастырь, с. Замошье. Зона отчуждения. Фото Николая Семинога, 2007

ствиям власти: в газетах появились интервью с представителями церкви, напоминающими тем, кто ожидал ближайшего конца света, что «о времени сем не дано знать никому». Утрата городом прежнего сакрального центра и своего предназначения «града» - защиты от Леса, от чужого пространства - превратила его в опасную территорию, «зону», живущую по своим законам. Современный Чернобыль-зона, обезлюдев, вырос территориально, теперь он включает в себя еще и город Припять, а также 65 мертвых сел. Сосуществование в нем природного и техногенно-антропогенного факторов (возле реактора, кладбищ техники бродят лоси, табуны одичавших лошадей, в центре города можно встретить стадо диких свиней, дворы зарастают лесом, в домах гнездятся птицы и летучие мыши, здесь живут самоселы, научные работники) создало новую постурбанистическую реальность, отражающуюся в соответствующих культурно-философских интерпретациях.

До 26 апреля 1986 г. в СССР больше была известна Припять -советский проект «города-сада» (начало строительства - 1970 г.) с хорошо развитой социальной инфраструктурой. Для демонстрации преимуществ советского образа жизни сюда привозили даже иностранных туристов. Историей Чернобыля тогда интересовались разве

что хасиды: с конца XVIII и до начала XX в. здесь находился главный центр хасидизма, основанный Менахемом Нахумом Тверским (Чернобыльским). По данным 1884 г., в Чернобыле проживало

3 098 православных, значительная часть из них - старообрядцы, 154 поляка, 6 559 евреев. Своеобразие местечковой культуры, обусловленной смешением обычаев, фольклора, вниманием к конфессиональным и бытовым различиям жизни, сплавом характеров, частично сохранялось и в советское время. Свое отличие от местного населения (культурное, языковое, ментальное) переселенцы из Чернобыля и близлежащих сел и сейчас ощущают, даже рядом с домом - в Киеве, в других полесских районах Киевской обл.: «Они над нами смеются, у нас все по-своему». В связи с этим, в рассказах большинства представителей старшего и среднего поколения присутствует мотив утерянной малой родины, как утерянного рая. Многие завещают их там похоронить. Задавая себе вопрос: «Почему это случилось с нами?», многие информаторы пришли к выводу о своей мессианской роли: «Христос був невинен, за нашi ^хи тертв. Ми люди мирт, трудшся собе, молшся. Може, глядючи на наши страдашя, люде одумаются» (с. Лубянка, Бородянский р-н, Киевская облю, запись 1995 г.). Похожие мысли высказывают и участники специализированных интернет-форумов: «Варто жити, перенести цю довгу Голгофу (бо Укра'ша - Телець, якого певними силами принесено на всеспалення у жертву). Мейею е весь наш укра'шський народ. Як був вщвалений камшь вщ склепу, здригнулася земля, i з мертвих воскрес 1сус Христос, ось так воскресне i знедолений народ мш. Те, про що мовилося у казках нашого дитинства - стане реальшстю. Небесний Чорнобиль зшде на Чорнобиль земний, i буде куточок Раю на земл^ З повагою - Свгешя Микола\'вна Курова, м. Херсон, вул. Ворошилова, 2911.07.2007, 13:34»3.

Ежегодно возрастает количество желающих найти своих земляков, соседей, одноклассников через интернет. В ответ на предложение Александра Сироты, одного из руководителей сайта «Припять.ком», «фотографировать в Припяти брошенные квартиры, по просьбе их бывших хозяев, припятчане завалили форум вышеозначенного сайта своими заявками» (http://www.lost.co.ua/). Заметна тенденция к единению переселенцев. Дети, у которых забрали малую родину, пытаются вернуться в родные места хотя бы виртуально, создавая сообщества в интернете.

После взрыва на ЧАЭС начали вспоминать все мистические истории, связанные с городом. Появились версии о проклятии цадиков. По одной версии, после еврейского погрома 1920 г. город про-

клял покинувший его последний цадик Шломо Бен-Цион. По второй версии, причиной несчастья стало осквернение могилы самого На-хума Тверского. Ее вместе с другими могилами закатали в асфальт в 1970 г. при строительстве АЭС. Обе версии опубликованы и не раз обсуждались в Интернет-дневниках4. В зоне не верят слухам о мутантах, и, считая, что вся радиация из Припяти давно уже сплыла в Днепр, спокойно едят пойманную здесь рыбу. Пересказываются истории о том, что по спецзаказу на отборную рыбу для кого-то из начальства, ее ловили в прудах возле реактора. Разве что информация о падении одной из стен саркофага - укрытия над разрушенным 4-м блоком - может обеспокоить жителей зоны, да и та сразу же проверяется дозиметром. Появление археологов на раскопках старого городища сразу же рождает слухи о найденном сокровище.

Все, побывавшие в зоне и проживающие здесь, ощущают особенность местного времени, существующего сразу в нескольких измерениях. Прошлое, «застывший совок», по определению тех, кто в нем побывал («Припять - ярко, мертвый город, застывший в совке, очень интересно - http://community.livejournal.com/Interesniy_kiev/ 1612093.html), представлено портретами вождей, пионерскими горнами брошенных школ, пластмассовыми игрушками детского сада, стандартной мебелью оставленных квартир. Настоящее объединяет действующую станцию, вблизи которой от радиации щиплет глаза, городской кинотеатр, набитый этнографическими экспонатами из зоны, собранными здесь за последние 20 лет, с наступающей природой, пытающейся если не лечить, то хотя бы скрыть страшные раны, нанесенные человеком. Будущее существует в двух возможных вариантах, соединяя в себе начало и конец человечества: вновь рождающийся, обновленный мир, в котором человеку и зверю достаточно пространства, и мир после войны, в которой человек уничтожил себя, - с кладбищами радиоактивной техники, рыжим лесом, мертвыми селами. Это ощущение времени очень точно передала известная белорусская писательница Светлана Алексиевич: «Порвалась связь времён... Прошлое вдруг оказалось беспомощным, в нем не на что было опереться, в вездесущем (как мы верили) архиве человечества не нашлось ключей, чтобы открыть эту дверь. Время укусило свой хвост, начало и конец соединились. Чернобыль для тех, кто там был, не кончился в Чернобыле. Они вернулись не с войны... А как будто с другой планеты...»5

Люди зоны, за ними все еще сохраняется название «самоселы», хотя все они здешние, те, кто не захотел уехать или не смог прижиться на новом месте, уже сделали свой выбор и живут, приспосаб-

Брошенный дом в с. Черевач. Зона отчуждения. Фото Николая Семинога, 2007

ливаясь к неспешному ритму природы. Здесь относительны понятия власти, государства. Люди надеются на Бога и на себя. Все нужное есть в хозяйстве, пенсия - раз в месяц, магазин-автолавка - раз в неделю или две. Из благ цивилизации - свет и телефон. Малолюдность зоны (всего проживает около 1 200 человек) требует ежедневного внимания к соседу, чтоб не остался без помощи (иногда последней), а каждого, кто приезжает сюда, делает дорогим гостем. В бывшем большом селе Шепеличи, возле пристани с брошенными лодками живет дед Савва Ображей с женой. Деда навещают этнографы, туристы, как-то навестил сам Президент, спрашивал о жизни, оставил подарки. Обращаясь к Президенту, дед Савва говорил ему «сынок», по народной традиции включая в круг близких людей каждого, кто с миром пришел в дом. Многолюдно в зоне лишь на «гробки». Православное и еврейское кладбища в Чернобыле теперь рядом, люди приезжают, чтобы проведать дорогие могилки и пообщаться. Здесь принято поминать всех, ведь ко многим могилам уже никто не придет. Ответственность «за всех и за вся» - наверное, главное в жизни людей зоны: «Евгений Самойлов: 30.04.2007. Гробки. Есть "вещи", некие "действия", которые каждый православный христианин обя-

зан делать. В том числе, поминать ВСЕХ (выделено автором дневника. - Г.Б.) усопших после Пасхи. В первую неделю после Светлого Воскресенья принято посещать могилы усопших, т.н. "гробки". ЗОНА эту неделю открыта, как и ворота в рай... Я хочу предостеречь каждого, кто захочет воспользоваться этим "окном" для посещения зоны в целях мародерства (бизнеса): "Каждого из вас, и всех близких ждет родовое проклятье в семи коленах... Помните: эти места были родовым гнездом целого славянского племени!"»6

В новом мире, который только воссоздается, восстанавливается его сакральный центр. Чернобыль вновь стал центром паломничества хасидов. В 1990 г. была найдена и обустроена могила Менахема Нахума Чернобыльского, могилы других цадиков, построено два мавзолея. На могилы цадиков верующие евреи возлагают записки с просьбами, как в Стену плача. Появилась здесь и своя Стена. Такое название получил огромный памятник - бетонное яйцо, подаренное когда-то стране правительством Германии и накануне Пасхи 2003 г. привезенное в Чернобыль. Предполагается, что в памятник нужно опускать записки потомкам.

Действует в Чернобыле и Свято-Ильинский православный храм, сюда тоже приезжают паломники, в том числе из России. Главной святыней храма считается чудотворная икона Николая угодника XVII в. По рассказам местного населения, святой сам защитил храм от воров в брошенном городе. С этой иконой люди в зоне выходили навстречу пожару, который сразу же прекратился. Храм единственный действующий, и тот, кто уже не может бывать в нем по состоянию здоровья, в дни праздников общается с Богом напрямую. На вопрос этнографа Алексея Доли «А где вы паску святите?», бабушка Франя из села Ситовки ответила: «Я ставлю паску на стол во дворе, и когда будет Божья молитва миром облетать, то и на мою паску упадет».

Чернобыльцы разбросаны по всему миру. Чувствовать свою общность им помогает духовное родство - особое понимание жизни и чувство ее быстротечности, жизнь с меткой «черной боли» (Чор-нобшь - черная боль, так звучит название города на местном диалекте). А еще, у всех чернобыльцев есть общие защитники - небесные, на земных большинство из них уже не надеется.

По инициативе общественной организации «Союз Чорнобиля» и по благословению митрополита Владимира (Сабодана) была написана икона «Чернобильский Спас», в одном из православных храмов Финляндии (Казанской иконы Богородицы г. Ярвенпяя) появилась икона «Христос утешает чернобыльских детей», история которой не-

Могила цадика Менахема Нахума Тверского

известна7. Небесным патроном чернобыльцев считается святитель Феодосий Черниговский. Люди зоны верят, что Дух способен возродить материю и когда-нибудь они еще смогут увидеть свой Чернобыль цветущим. Режиссер Татьяна Мельниченко в документальном фильме «Старый сон» показывает людей, живущих в атомной пустыне с ощущением Божьей милости, позволяющей самодеятельному поэту слагать стихи: «Я знаю, будут ангелы летать над дорогим Чернобылем моим», а верующей бабушке надеяться, что «Был Чернобыль красен, а будет еще краше»8.

Современный Чернобыль кроме всех своих пространственно-временных изменений существует еще и в виртуальном варианте -в виде виртуальных сообществ реальных людей, а также в виде ком-

пьютерной игры <^.Т.АХ.К.Е^. Тень Чорнобыля», побившей все рекорды продаж. Авторы игры настаивают на ее толерантности, что, скорее всего, является еще одним мифом о Чернобыле, ведь трагедия мирового масштаба не может быть разыграна виртуально.

Примечания

1 Стексова Т.И. Мифотворчество в текстах предвыборных листовок // Критика и семиотика. 2004. Вып. 7. С . 244-245.

2 Васильченко Сергей. Человек, соединивший оба конца времени // Зеркало недели. 1996. № 29 (94). 20-26 июля.

3 http://forum.pripyat.com/archive/index.php/t-1868.html

4 http://b0gus.livejournal.com/272307.html

5 http://www.erlib.com/Светлана_Алексиевич/Чернобыльская_молитва_(хроника_ будущего)/2/

6 http://ura-inform.com/ru/society/2006/04/08/pripyat/

7 http://wattruska.livejournal.com/72661.html

8 Олександр Яровий. Покровськ горизонти // http://www.pravoslavye.org.ua/ index.php?r_type=article&action= fullinfo&id=13412

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.