Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Мария Александровна

В данной статье рассматривается международное сотрудничество стран Латинской Америки с КНР, целью расширения политического влияния и торгового сотрудничества, включая и интеграционные объединения с отдельными регионами для объединения. Для Китайской Народной Республики укрепления дипломатических отношений с Латиноамериканским регионом носят особый характер, отражающий внешнеполитическую доктрину в документе, разработанном еще в 2008 году: ««Политика Китая в Латинской Америке и Карибском бассейне,[1с.32], в котором отмечены перспективы развития отношений со странами Латино-Карибского региона. Потребность поиска торговых и политических партнеров в современных условиях Латиноамериканских стран в поисках источников сырья и сбыта продукции стран привлекает внимание к КНР, с его высокими показателями экономического развития. Проблемы безопасности Латиноамериканского региона требуют не стандартных подходов в поиске взаимосвязей между странами, для создания системообразующих новых финансовых институтов, чтобы освободится от доминирующего и усиленного влияния США, в политику Латиноамериканских стран и диктовать свои условия в политической и торговой сферах.This article discusses the international cooperation of Latin American countries with China with the aim of expanding political influence and trade cooperation, including integration associations regions for unification. For the People's Republic of China, the strengthening of diplomatic relations with the Latin American region is of a special nature, reflecting the foreign policy doctrine in a document developed back in 2008: ""China's policy in Latin America and the Caribbean, [1c.32], which notes the prospects for the development of relations with the countries of the Latin Caribbean region. The need to search for trade and political partners in the modern conditions of Latin American countries in search of sources of raw materials and sales of the countries' products attracts attention to the PRC, with its high indicators of economic development. The security problems of the Latin American region require non-standard approaches in the search for interconnections between countries, in order to create systemically important new financial institutions in order to free themselves from the dominant and increased influence of the United States in the politics of Latin American countries and dictate their conditions in the political and trade spheres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КИТАЯ В

УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Иванченко Мария Александровна

преподаватель КАЯ №1 МГИМО МИД России DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.3.84.651

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается международное сотрудничество стран Латинской Америки с КНР, целью расширения политического влияния и торгового сотрудничества, включая и интеграционные объединения с отдельными регионами для объединения. Для Китайской Народной Республики укрепления дипломатических отношений с Латиноамериканским регионом носят особый характер, отражающий внешнеполитическую доктрину в документе, разработанном еще в 2008 году: ««Политика Китая в Латинской Америке и Карибском бассейне,[1с.32], в котором отмечены перспективы развития отношений со странами Латино-Карибского региона. Потребность поиска торговых и политических партнеров в современных условиях Латиноамериканских стран в поисках источников сырья и сбыта продукции стран привлекает внимание к КНР, с его высокими показателями экономического развития. Проблемы безопасности Латиноамериканского региона требуют не стандартных подходов в поиске взаимосвязей между странами, для создания системообразующих новых финансовых институтов, чтобы освободится от доминирующего и усиленного влияния США, в политику Латиноамериканских стран и диктовать свои условия в политической и торговой сферах.

ANNOTATION

This article discusses the international cooperation of Latin American countries with China with the aim of expanding political influence and trade cooperation, including integration associations regions for unification. For the People's Republic of China, the strengthening of diplomatic relations with the Latin American region is of a special nature, reflecting the foreign policy doctrine in a document developed back in 2008: ""China's policy in Latin America and the Caribbean, [1c.32], which notes the prospects for the development of relations with the countries of the Latin Caribbean region. The need to search for trade and political partners in the modern conditions of Latin American countries in search of sources of raw materials and sales of the countries' products attracts attention to the PRC, with its high indicators of economic development. The security problems of the Latin American region require non-standard approaches in the search for interconnections between countries, in order to create systemically important new financial institutions in order to free themselves from the dominant and increased influence of the United States in the politics of Latin American countries and dictate their conditions in the political and trade spheres.

Ключевые слова: глобализация, интеграционные процессы, этнические конфликты, страны третьего мира, переходный период, аграрная экономика.

Key words: globalization, integration processes, ethnic conflicts, third world countries, transition period, agrarian economy.

Современный мир существует в условиях отсутствия системы международных отношений (МО): старая система (Ялтинско-Потсдамская) ушла в прошлое, новая пока не сформировалась. Мир переживает так называемую переходную фазу, которая определяется следующими базовыми тенденциями. В первую очередь, это интеграционные процессы: расширение ЕС, НАТО, включение в НАТО бывших стран ОВД, которые проявляют стремление отдалиться от России, пребывают в поиске новой

международнополитической идентичности.

Переходный этап актуализирует проблему возникновения этнических, локальных

конфликтов, во многом это связано с тем, что распалась биполярность, образовался

геополитический вакуум. Кроме того, возрастает влияние негосударственных субъектов международных отношений. Наконец, текущий этап определяется увеличением роли стран развивающегося мира, их стремлением расширить

свое влияние до уровня традиционных центров силы, таких как США и Евросоюз. В данной ситуации особенную актуальность приобретают абсолютно все формы многосторонней дипломатии, которые позволяют успешно преодолевать противоречия в сфере международных отношений, далее (МО). [2]

Латиноамериканский регион и входящие в него страны, как и страны Азии, считаются странами третьего мира с развивающейся экономикой по утверждению ООН, эти страны, по мнению организации, нельзя причислять к индустриальному развитому миру. Нет сомнений, что такой подход к пониманию стран третьего мира субъективный и страны имеют довольно развитую экономику. Если страны третьего мира имеют свою специфику в развитии, значит, их должны объединять общие интересы и совместная международная политика.

Третья группа стран формируется из развивающихся. В нее входят 132 государства

Азии, Африки и Латинской Америки. Еще не так давно они были зависимыми и колониальными. Из-за своего колониального прошлого они отстали в социально-экономическом развитии от развитых стран мира и имеют доходы ниже среднего уровня. Однако, несмотря на отсталость в социально-экономическом плане, здесь проживает более 80% населения планеты. Соответственно, развитие данной группы стран непосредственно связано с мировыми процессами.

В современном мире страны третьей группы характеризуются аграрной экономикой, низким уровнем развития производственных сил, отсталостью в технической отрасли и сельском хозяйстве. В наиболее развитых странах Латинской Америки экономика индустриально-аграрного типа. Однако уровень сельского хозяйства в 5-10 раз превосходит уровень индустриального

развития. При этом уровень сельского хозяйства достаточно невысокий, а в некоторых странах этой группы даже низкий.

Некоторые страны третьей группы, например:

- Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили, изготавливают продукцию в широком диапазоне: от современной развитой техники и устройств до примитивных средств, для сельского хозяйства;

- в Бразилии, Мексике, преобладает государственный, иностранный и местный капитал. Потребляемое продовольствие в основном представлено растительной пищей, в частности зерновой. [3]

При анализе распределения произведенных благ на население страны учитывают такой показатель, как ВВП на душу населения (рис. 1). [4], Сравнивают динамику ВВП на душу населения развитых и развивающихся стран. [5]

ВВП на душу населения (тыс. долл.)

1930г. 1980г. 2000г. 2013г.

7,0 17,2 21,2 33,8

США 12,2 21,9 31,0 43,8

Западная Европа 3,6 14,9 21,3 31,1

Япония 2,3 13,3 21,7 32,3

ЩПереходные Н экономики

4,3 11,6 12,1 20,1

СНГ 3,3 10,2 3,9 12,8

Е з них Россия 4,0 11,9 7,3 16,2

3,1 7,6 7,2 9,4

№ Стальная Азия 0,7 1,1 3,1 3,8

1 том числе Китай 0,4 0,7 3,4 7,1

1 том числе Индия 0,6 0,9 1,7 3,2

2,9 3,9 6,2 9,0

шв 1,9 3,3 3,7 8,7

|ва 2,9 6,6 7,3 12,0

1 1,3 1,6 1,3 1,7

шшшшвш 2,9 3,2 3,2 7,4

Рисунок 1. Сравнительная характеристика. Показатель ВВП на душу населения в странах «третьего мира».

Также часто используют показатели структуры внешней торговли, экспорта-импорта, доли налогов и безработных.

В настоящее время к развивающимся странам относится больше половины стран мира, всего около 150. Соответственно проживает в развивающихся странах большая часть населения планеты. Однако на их долю приходится менее 20% продукции промышленности мира и около 30% продукции сельского хозяйства.

Несмотря на огромные различия всех развивающихся стран, выделяют сходные черты, которые присущи для Латиноамериканского

региона и его социально-экономического развития. К таковым относятся колониальное прошлое этих стран, которое повлекло за собой распределение территориальных границ и явилось причиной аграрно-сырьевой формы хозяйства, зависимость от иностранного капитала, внешние долги, демографические и экологические проблемы, а также низкий уровень жизни населения. [6]

История отношений между Латинской Америке и КНР имеют глубокие корни. Еще в далеком 1874 году, Латинская Америка одна из первых регионов установила дипломатические отношения с Китаем, а после образования КНР в

1948 году продолжала развивать политические, торговые и экономические отношения, поддерживая политику КНР по отношению к Тайваню, поддерживая целостность государства, как неотъемлемую его часть.

С 1950 года торговые отношения между странами, находились на низком уровне, товарооборот составлял лишь 1,9 млн. долларов, но уже к 1960 году, он увеличился и стал составлять уже 39,1 млн. долларов. [7]

После долгой политической изоляции губительных экономических последствий в политике Мао Цзэдуна, в 1960 году в Китае начинается период «Пекинской весны». В Китае начинается процесс либерализации Критика «культурной революции», помогла Ден Сяопину стать фактическим правителем Китая в период с 1977 по 1992 годы. Ден Сяопин был основателем и автором экономических реформ, которые способствовали росту экономики в стране и достижения ее до высочайших уровней, он создал социализм, учитывая китайскую специфику с элементами рыночной экономики, в коммунистической плановой экономике. Реформы Ден Сяопина, выведи КНР в мировые лидеры по развитию экономики. [[8]

Еще не так давно страны Латинской Америки из-за географической отдаленности, не представляли интереса для КНР, к тому же регион находился под доминирующим влиянием США. С конца 70-х годов прошлого столетия дипломатические отношения КНР и Латинской Америки с отдельными странами были установлены, и уже к концу 90х годов во многих станах Латиноамериканского Карибского Бассейна, далее (ЛАКБ), установилось прочное экономическое китайское присутствие в регионе.

Реформирование китайской экономики поставило на новый уровень торговые отношения между Латинской Америкой и КНР. В начале 70- х годов прошлого столетия правительство Кубы, затем Народного единства Чили установили дипломатические отношения с КНР, после чего и ряд других латиноамериканских государств, проголосовали за прием. Это послужило толчком к широкому дипломатическому признанию Пекина в регионе.

Куба, первая страна в Карибском регионе, которая разорвала отношения с Тайванем, и этот политический акт оказал влияние на товарооборот двух стран, объем которых к началу уже составлял 353, 1 млн. долл.

Отношение СССР с Кубой в период конфронтации СССР с Китаем, оказали негативное влияние на торговые отношения, товарооборот уже в 1970 году сократился и достиг показателей всего 145, 8 млн. долл. к тому же начался экономический кризис в результате проведенной «культурной революции». [9]

Отношения стран карибского региона к КНР стали резко меняться после прошедшей 26 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, когда некоторые страны Сообщества Латинской Америки Мексика,

Куба, Эквадор, Перу, Чили, Тобаго, единогласно проголосовали за исключение Тайваня из ООН и принятие КНР в члены ее члены. В 1972 году, Мексика, Аргентина, Ямайка признали Таиланд, неотъемлемой частью КНР, а через два года признали и Венесуэла, Бразилия, Тобаго и Тринидад единым государством, позже присоединились и Барбадос, Суринам, Эквадор и Колумбия. [6]

Постоянство в Совете Безопасности ООН для КНР открыло возможность налаживать отношения не только в США, но и со многими странами в латиноамериканском регионе.

После визита президента США Ричарда Никсона в 1972 году в КНР более продуктивно стали рассматриваться и отдельные внешнеполитические доктрины руководства Китая по отношению к Латиноамериканским странам, которые работают эффективно и в настоящее время.

Современный мир, представляет собой постоянно меняющиеся условия, которые зависят от изменений, как в экономическом аспекте, так и в политическом, разные факторы негативно оказывают влияние на социальную и экономическую жизнь мирового сообщества. Экономические и социальные связи в мировом пространстве претерпевают трудности, изменения в экономике усложняю жизнь людей, создают сложности в отношениях между людьми, появляются проблемы, которые губительно отражаются на торговых и экономических отношениях. Современные проблемы в мировом пространстве сегодня многогранны, их решение требует срочных решений, меняется природная среда, возрос дефицит энергетических ресурсов, сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на международные связи. Во многих современных государствах наступает период стагнации экономики и для создания нормальных условий для развития необходимо совершенствовать систему управления, способную изменить динамику жизни людей, для ускорения темпов общественного развития.

Стоит отметить, что все мировые кризисы возникают по причине появления экономических и политических кризисов, которые тормозят развитие общественного процесса, в Латиноамериканских странах, например в Аргентине экономика развивается при помощи и поддержки партнерских отношений с КНР средствами торговых обменов на основе принципов о дружбе, сотрудничестве и коммерческой заинтересованности. Только за короткий период с 2022 по 2013 год рост товарооборота возрос с 1.5 до 16,8 мил. долл. [11]

В настоящее время многие страны Латиноамериканского региона имеют возможности развиваться самостоятельно без вмешательства США, на примере Аргентины. Страна имеет большие запасы природных ресурсов, это углеводородное сырье, продукты сельского хозяйства, огромные запасы пресной

воды, развиваются и крепнут экономические, политические отношения, военная сфера с перспективой стратегического партнерства и вступления в БРИКС. У Аргентины есть огромный потенциал для взаимодействия и сотрудничества с развитыми экономиками мира, она обладает высококвалифицированными кардами и современными технологиями и развитым промышленным сектором.

Промышленные и технологические потенциалы для сотрудничества Аргентины и КНР имеют широкий спектр возможностей, предложений много, это товары и услуги, использование китайского опыта в хозяйственной сфере на основе правовых отношений по договорам. Только за один 2013 год товарооборот двух стран составил 2,5 миллиардов долларов, по сравнению с показателями 2000 года он был превышен в 15 раз. [12]

Что касается Латиноамериканского региона в целом, то за период с 2011 по 2017 годы товарооборот КНР с регионом имеет высокий подъем показателей, тому способствовала заинтересованность в сотрудничестве обеих сторон для поиска открытий новых рынков сбыта. КНР предлагает Латиноамериканским странам недорогие китайские товары неограниченного количества и возможность осуществлять контроль на сырьевом рынке сбыта. КНР стал участником в Латинской Америке по разработке и добычи природных ресурсов, вкладывая инвестиции в промышленность многих стран.

Стоит отметить, что в КНР развитие экономики сегодня развивается при поддержке партнерских соотношений с Россией. Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. [13]

Современные российско-китайские

отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, что является ярким примером добрососедских отношений на основе равноправия и для Латиноамериканского региона. Страны Латинской Америки заинтересованы в сотрудничестве с КНР и тому есть особые политические мотивы, поддержка сильной развитой страны в некоторых политический вопросах, по освобождению от влияния США. В свою очередь, КНР, так же заинтересована в поддержке со стороны Латиноамериканских стран по Тайваньской проблеме, так как, тайваньский вопрос является самым дискуссионным и острым в отношениях между КНР и США.

Проблема Тайваня уже более полувека является одним из серьезных факторов напряженности в азиатско - тихоокеанском регионе и в ближайшее время ее урегулирование, или хотя бы снятие напряженности остается под

вопросом. Более того, проблема Тайваня сегодня вышла за рамки регионального конфликта и приобрела уже в СМО (системе международных отношений) глобальное значение, сегодня Тайвань является камнем преткновения, той горячей точкой, из-за которой США может вступить в вооруженный конфликт с КНР. Политика США, вмешательство во внутренние дела Тайвань, в Тайваньском проливе оказывает влияние на политику правительства Тайвань. Вопрос Тайваня является самым важным и чувственным в отношениях Китая и США. [14]

США на протяжении всего предыдущего века и по настоящее время систематически вмешивалась в дела 50 стран свыше 130 раз. Так, например, США вели первую войну в Африке, вторгались в Канаду, Аргентину, где проходили народные восстания, в Перу, в Никарагуа и Анголу также во время народных волнений, в Панаму, Уругвай, Мексику, оккупировали Маркизские острова. Войска США также вторгались в Египет, нападали на Корею, Филиппины, Сальвадор. И таких примеров множество. [15]

Соединённые Штаты Америки на протяжении всей своей истории постоянно принимали участие в войнах, интервенциях и карательных операциях. Все эти конфликты являлись агрессией США против других государств и были направлены либо на захват независимых территорий, либо на установление собственного влияния в других странах. Большинство из этих нападений не были оправданы какими-либо угрозами безопасности самих Соединенных Штатов. [16]

Латинская Америка продолжает

освобождаться от влияния США, новые политические победы народных сил, которые смещают с постов представителей правых марионеток США. [17]

КНР настоящее время в Латиноамериканском регионе является официальным вторым инвестором, уступая лишь США. Предоставленные кредиты КНР Латиноамериканскому региону в 2015 году составили 120 миллиардов долларов. Такая активная экономическая политика и позиция КНР в регионе не устраивает США, так как 90% финансов КНР уходит на развитие сырьевого сектора и многие страны ЛАКБ отдают предпочтение кредитам КНР чем МВФ, который отстаивает интересы США и процедуры займов и условия намного затратнее и сложнее.

Сегодня, сотрудничество между

Латиноамериканским регионом и КНР носят устойчивый и долговременный характер. Впервые правительство КНР внесла Латиноамериканский регион как основного торгового и стратегического партнера и отметила этот акт в Белой книге, подписав внешнеполитическую новую стратегию: «Политики Китая в Латинской

Америке и Карибском бассейне». [18] Таким образом, новая стратегия китайского правительства предполагает конкретные шаги, это взаимное сотрудничество в Латиноамериканским регионом:

- во внешней политике;

- развитие торговых отношений, кредитование, поддержка в организации региональных интеграционных групп;

- поддержка в организации и создании новых проектов обновления и строительства новых инфраструктур, производственных корпораций и пр.

Присутствие КНР в Латиноамериканском регионе прочно укрепилось, а расширение торговых, политических, экономических, хозяйственных связей, благоприятно сказывается, на развитие дружеских долгосрочных отношений.

Пекин грамотно и продумано использует все имеющиеся ресурсы и свое политическое влияние во многих странах Латиноамериканского региона. Наблюдается рост в отдельных странах китайской диаспоры, особенно в Аргентине, Боливии, Перу и др. Например, в Аргентине за период с 2010 года по 2018 диаспора китайцев превысила 120 тысяч человек, и сегодня приближают развиваться социальные связи имеющий отношения к предпринимательству. Китайская диаспора представляет собой продвинутых, прогрессивных и предприимчивых людей, которые контролируют большую часть розничной торговли во многих странах и городах региона.

Бизнесмены из КНР открывают супермаркеты, так в Аргентине их было открыто только за один месяц 18, многие предприниматели взяли под контроль сферы товаров и услуг, открывают химчистки, прачечные, рестораны, предлагают услуги широкого спектра, необходимые для комфортной жизни в быту. [19]

Подводя итог, можно констатировать, что Китай для стран

Латиноамериканского региона становится не только другом, но и надежным партнером для развития и укрепления взаимовыгодных отношений на равных условиях. Эти две страны сегодня являются примером как в условиях мирового кризиса, современных вызовов можно активно поддерживать регулярные отношения на высоком уровне, постоянно вести диалог, налаживать контакты и поддерживать партнеров во многих проблемах, у которых есть общие интересы.

Список литературы

1. Борзова А. Ю., Торкунова Ю. А., Агаев Ю. И. Китай - СЕЛАК: новые тенденции в экономическом сотрудничестве // Латинская Америка. - 2018. - №7. - С. 32

2. National Stcvrity Strategy of the United Srates of Amerika. Dtstmber 2017.Https// https://ge.usembassy.gov/2017-national-security-strategy-unitedstates-america-president//. Дата обращения: 07.07.2022.

3. ОЭСР - сельское хозяйство http://oecdru.org/agro.html (дата обращения 07.07.2022г)

4. The World Bank // national accounts data and OECD National Accounts data files: GDP per capita.

[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://data.w0rldbank.0rg/indicat0r/ny.gdp.pcap.pp.c d?end=2017&start=1990&vi ew=chart (дата обращения: 07.07.2022.)

5. The World Bank // national accounts data and OECD National Accounts data files: GDP per capita. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/ny.gdp.pcap.pp.c d?end=2017&start=1990&vi ew=chart (дата обращения: 07.07.2022)

6. Гужва Е. Г., Лесная М. И, Кондратьев А. В., Егоров А. Н. Мировая экономика: учебное пособие. СПб: СПбГАСУ, 2009. С. 35-36.

7. Газета «Женьминь жибао».#"#">www.moftec.gov.cn

8. Л.П.Делюсин. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма: научное издание / Л.П.Делюсин ; МГУ им. М.В. Ломоносова. М. «Муравей»

2003г. Электронный ресурс:

https://rusneb.ru/catalog/005289_000028_RU_C CPL_KNIGA_63.3(5 Кит)_ Дэн+ Ся_Д+298-455659/. Дата просмотра: 07.07.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Данные таможенной статистики КНР www.moftec.gov.cn. Дата обращения: 07.07.2022

10. Латинская Америка в современной мировой политике.,М Наука 2009 с.425

11. Intercambio Comercial Argentino. -http://www.indec.gov.ar. Дата обращения: 08.07.2022

12. Статья Ананьева Н.Ю. Интересы Китая в Латинской Америки.

Электронный ресурс. Режим доступа:

https://spravochnick.ru/mezhdunarodnye_otnoshe niya/latinoamerikanskiy_vektor_ vneshney_politiki_kitaya_v_2011 -2017_godah/.

13. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (Москва, 16 июля 2001 г.): Федеральный закон от 25 января 2002 г. N 9-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 21 ст. 1922 14. Васильев Н.В., Мироненков Е.Г. Тайваньский фактор в американокитайских отношениях // Проблемы Дальнего Востока. 1985. №2. СС.58-64 15. Mensby.com. // США. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mensby.com/life/interesting/3 977-united-states-intervened (дата обращения) 07.07.2022

16. Mensby.com. // США. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mensby.com/life/interesting/3 977-united-states-intervened. Дата обращения: 08.07.2022

17. Статья США, Латинская Америка https://ukraina.ru/news/20220420/103 3813 885.htm. L Дата обращения:

08.07.2022.

18. Бергер Я. Китайская модель

19. Clarín. Buenos Aires, 08.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.