Научная статья на тему 'Современные методы управленческого учета и контроля в страховых организациях'

Современные методы управленческого учета и контроля в страховых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ СТРАХОВОЙ УСЛУГИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / АВС-МЕТОД / УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ / СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакарамова А. А.

Современные условия управления требуют изменений в подходах к технологиям управления и обусловливают возникновение более совершенных методов учета и контроля. Одним из таких методов является метод учета затрат по видам деятельности (ABC) и основанная на нем технология бюджетирования (ABB). Несмотря на очевидные преимущества, сложным остается вопрос внедрения АВС-метода в практику как страховых организаций, так и производственных предприятий в силу трудоемкости его реализации. Предложенный специалистами усовершенствованный вариант методики учета АВС, названный Time Driven ABC (TDABC), или учет затрат по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированный на измерение времени, призван упростить внедрение идеи АВС в практику. В работе предлагается методика TDABC для страховых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методы управленческого учета и контроля в страховых организациях»

УДК 657

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

А. А. ШАКАРАМОВА,

финансовый директор E-mail: shakaramova@yandex. ru ООО «ЛЕОНИВайэринг Системс (РУС)»

Современные условия управления требуют изменений в подходах к технологиям управления и обусловливают возникновение более совершенных методов учета и контроля. Одним из таких методов является метод учета затрат по видам деятельности (ABC) и основанная на нем технология бюджетирования (ABB). Несмотря на очевидные преимущества, сложным остается вопрос внедрения АВС-метода в практику как страховых организаций, так и производственных предприятий в силу трудоемкости его реализации. Предложенный специалистами усовершенствованный вариант методики учета АВС, названный Time Driven ABC (TDABC), или учет затрат по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированный на измерение времени, призван упростить внедрение идеи АВС в практику. В работе предлагается методика TDABC для страховых организаций.

Ключевые слова: страховые организации, управленческий учет, управленческий контроль, себестоимость страховой услуги, бизнес-процессы в страховой организации, АВС-метод, учет затрат по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированный на измерение времени, система контрольных показателей.

Страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся сфер финансовой инфраструктуры экономики. Важнейшие функции страхования — обеспечение непрерывности общественного воспроизводства, стимулирование научно-технического прогресса, концентрация инвестиционных ресурсов—отвечают потребностям

современной экономики и предопределяют роль страхования как мощного фактора поступательного развития экономики любого государства, в том числе Российской Федерации, выводя такой вид экономической деятельности, как страхование, в число стратегических. В современных условиях функционирования гарантией успеха страховых организаций являются отвечающие требованиям страхового менеджмента управленческий учет и эффективный управленческий контроль, которые представляют собой единую и взаимосвязанную систему.

Современные условия управления требуют изменений в подходах к технологиям управления и обусловливают возникновение более совершенных методов учета и контроля. Появление АВС-метода, по мнению одних исследователей, привело к возникновению новой философии управления: операционно ориентированного (АВМ — activity based management) и процессно ориентированного (ВРМ — business process management), различие между которыми касается объектов управления: деятельности или процесса в целом [1, с. 600; 2, с. 215]. В основу АВС-метода положено понятие деятельности, потребляющей ресурсы. Сущность АВС-метода применительно к управленческому учету в страховых организациях состоит в том, что исчисление и контроль накладных расходов производятся применительно к бизнес-процессам

страховой организации, с последующим перенесением стоимости операций на конкретный вид страхования. При этом под бизнес-процессами страховой организации автором понимается совокупность видов деятельности, результатом которых является определенный вид страхования. Концептуальная модель АВС-метода для страховых организаций была раскрыта автором ранее1. Применение АВС-метода позволяет, смещая акцент с отдельных финансовых показателей на отдельные виды деятельности, в большей степени оценивать неэффективные процессы и виды деятельности страховых организаций, калькулировать себестоимость страховой услуги, открывая новые горизонты управления. Несмотря на очевидные преимущества, сложным остается вопрос внедрения АВС-метода в практику как страховых организаций, так и производственных предприятий в силу трудоемкости его реализации. Для страховых организаций степень сложности внедрения АВС-метода повышается, в том числе как следствие отсутствия теоретических разработок данного метода применительно к специфике страхового бизнеса.

В начале XXI в. Р. С. Каплан сформулировал ряд проблем, возникающих при реализации «обычной системы учета затрат АВС», в том числе [4]:

1) высокие затраты времени и ресурсов на анкетирование и интервьюирование сотрудников предприятия;

2) субъективность данных, применяемых в системе учета АВС, и трудность обоснования их действительности;

3) высокие затраты на хранение, обработку и представление данных;

4) трудность обновления модели системы учета АВС при изменении условий деятельности;

5) ошибочность теоретических основ модели при игнорировании неиспользуемых мощностей.

Для решения этих проблем Р. С. Каплан и С. Р. Андерсон предложили усовершенствованный вариант методики учета АВС, который они назва-

1 Шакарамова А. А. Использование АВС-метода в страховых организациях // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 18 (168). С. 31—37.

ли Time Driven ABC (TDABC), или учет затрат по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированный на измерение времени. При реализации новой методики учета затрат устраняется необходимость проведения анкетирования и интервьюирования сотрудников предприятия для разработки механизма распределения затрат ресурсов между видами внутрихозяйственной деятельности.

Современные отечественные разработки в области внедрения TDABC относятся к производственным предприятиям [3], автору представляется возможным внедрение методики TDABC в практику страховых организаций. Применительно к страховым организациям сущность TDABC заключается в том, что распределение затрат по видам страхования основывается на использовании двух категорий оценочных показателей — величины затрат ресурсов на единицу его мощности (как правило, мощность измеряется в часах или минутах работы) и спроса на ресурс при выполнении тех или иных видов деятельности (как правило, спрос выражается в продолжительности времени, требуемого для выполнения единицы деятельности).

Для каждого центра затрат определяется общее время работы сотрудников центра, потраченное на выполнение разных видов деятельности по одному конечному объекту учета. Величина затрат, относимая на этот объект учета, рассчитывается путем умножения ставки затрат ресурсов центра на найденное по уравнению время работы. Промежуточное обобщение затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам не производится.

Рассмотрим методику TDABC применительно к центру затрат «Специалист по страхованию юридических лиц».

Для этого необходимо:

1. Из общей номенклатуры видов внутрихозяйственной деятельности страховых организаций выделить бизнес-процессы и виды деятельности центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц».

2. Обеспечить распределение расходов центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» между видами внутрихозяйственной деятельности данного центра затрат.

3. Произвести расчет ставок затрат ресурсов центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц».

4. Определить фактический объем внутрихозяйственной деятельности по видам страхования за расчетный период.

5. Произвести расчет времени выполнения работ по бизнес-процессам в центре затрат «Специалист по страхованию юридических лиц».

6. Произвести распределение затрат между видами страхования по методике TDABC.

Совокупность бизнес-процессов и видов деятельности центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» осуществляется в рамках бизнес-процессов и видов деятельности блока взаимодействия с клиентами страховой органи-

зации. Номенклатура видов внутрихозяйственной деятельности блока взаимодействия с клиентами представлена в табл. 1.

Из общей номенклатуры видов внутрихозяйственной деятельности блока взаимодействия с клиентами к числу видов деятельности центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» относятся виды деятельности по кодам: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4. Общие расходы центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» за текущий месяц составили 60 000 руб. Распределение расходов данного центра затрат между видами внутрихозяйственной деятельности представлено в табл. 2.

Расчет ставок затрат ресурсов центров затрат производится исходя из совокупных затрат за месяц по каждому центру затрат и фактической

Таблица 1

Номенклатура видов внутрихозяйственной деятельности блока взаимодействия с клиентами

Наименование бизнес-процесса, вида деятельности Код

Заключение договоров страхования 1

Привлечение (поиск) новых клиентов — телефонные переговоры, ведение переписки 1.1

Ведение переговоров с потенциальными клиентами о возможном заключении договоров страхования (личные встречи), продлении действующих договоров страхования 1.2

Взаимодействие с клиентами в процессе заключения договоров страхования (консультации по набору необходимых для заключения договора страхования документов, объяснение правил страхования) 1.3

Оформление договоров страхования 1.4

Отслеживание своевременности оплаты 2

Отслеживание сроков оплаты страховой премии, очередных страховых взносов при уплате страховой премии в рассрочку для выставления счетов на оплату, уведомления страхователей о возможном расторжении договоров страхования при несвоевременной оплате страховых премий (взносов) 2.1

Выставление счетов на оплату страховых премий (взносов) 2.2

Заключение дополнительных соглашений к договорам страхования 3

Прием заявлений о внесении изменений в договоры страхования 3.1

Оформление дополнительных соглашений к договорам страхования 3.2

Расторжение (досрочное расторжение, происходящее по инициативе одной из сторон) 4

Уведомление страхователей о досрочном расторжении договоров страхования при несвоевременной оплате страховых премий (взносов) 4.1

Подготовка распоряжений о досрочном расторжении договоров страхования при несвоевременной оплате страховых премий (взносов) 4.2

Прием заявлений о досрочном расторжении договоров страхования по инициативе страхователя при наличии соответствующих обстоятельств 4.3

Расчет части страховой премии, подлежащей возврату при досрочном расторжении договоров страхования 4.4

Урегулирование убытков 5

Консультация страхователей и потерпевших о порядке взаимодействия при наступлении страховых случаев 5.1

Прием заявлений при наступлении страховых случаев 5.2

Рассмотрение заявлений о наступлении страховых случаев 5.3

Формирование выплатного дела 5.4

Работа службы аварийных комиссаров 5.5

Взаимодействие по прямому урегулированию убытков 5.6

Таблица 2

Распределение расходов центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» между видами внутрихозяйственной деятельности

Ресурсы Сумма затрат, по статьям расходов, руб. Код бизнес-процесса Код вида деятельности Процент рабочего времени Сумма затрат, по видам деятельности руб.

Заработная плата 20 000 1 1.1 5 3 000

с начислениями

Материальные 10 000 1 1.2 7 4 200

затраты

Основные 500 1 1.3 15 9 000

средства

Помещение 12 000 1 1.4 20 12 000

Прочие 17 500 2 2.1 10 6 000

затраты

Х Х 2 2.2 3 1 800

Х Х 3 3.1 5 3 000

Х Х 3 3.2 10 6 000

Х Х 4 4.1 10 6 000

Х Х 4 4.2 5 3 000

Х Х 4 4.3 5 3 000

Х Х 4 4.4 5 3 000

Итого 60 000 Х Х 100 % 60 000

Таблица 3

Расчет ставок затрат ресурсов центров затрат

Центр затрат Общая величина расхода ресурсов, руб. Мощность центра затрат, ч Ставка затрат ресурсов, руб. / 1 единицу мощности

Специалист по страхованию юридических лиц 60 000 160 375,00

Специалист по страхованию физических лиц 50 000 160 312,50

Руководитель департамента страхования 105 000 180 583,33

Руководитель отдела урегулирования убытков 120 000 180 666,67

Специалист отдела урегулирования убытков 55 000 160 343,75

Специалист по приему заявлений о наступлении страховых случаев 40 000 160 250,00

Аварийный комиссар 65 000 176 369,32

ИТОГО 495 000 Х Х

мощности центра затрат за месяц. Максимальное время работы (административная мощность) специалиста по страхованию юридических лиц при 8-часовом рабочем дне и 20 рабочих днях в отчетном месяце составляет 160 ч. При величине расхода ресурсов в данном центре затрат на сумму 60 000 руб. в месяц ставка затрат ресурсов этого центра составляет 375 руб. /ч. Расчет ставок затрат ресурсов всех центров затрат представлен в табл. 3.

Специалист по страхованию юридических лиц выполняет работу по четырем бизнес-процессам. В табл. 5 представлен расчет времени, затраченного им на выполнение 1 единицы работ по каждому бизнес-процессу. При данном расчете общее время работы по бизнес-процессу делится на общую величину объема внутрихозяйственной деятельности по бизнес-процессу (на общую величину драйвера затрат (табл. 4)). Например, специалист по страхованию юридических лиц потратил 75,2 ч в отчетном месяце на работу по заключению договоров страхования. Драйвер затрат по данному бизнес-процессу — количество договоров страхования. Соответственно, на заключение 1 договора страхования специалист по страхованию юридических лиц потратил в среднем 0,38 ч (75,2 ч /200 договоров).

Далее по центру затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» составляется уравнение времени:

Т = 0,38 • ^_договоров + + 0,37 • Часы + 0,34 • Л^_догово-ров + 1,60 • Л^_договоров,

где Т — общее время на выполнение бизнес-процессов в центре затрат;

N — количество договоров;

Часы — количество часов, затраченных на выполнение бизнес-процесса.

При расчете величины затрат, относимых на конкретный вид страхования, общая величина времени умножается на ставку затрат ресурсов центра и, соответственно, уравнение времени преобразуется в уравнение затрат:

З = Т • Ставка затрат ресурсов, где З — суммарные затраты на выполнение бизнес-процессов в центре затрат.

В целом из расходов центра затрат «Специалист по страхованию юридических лиц» будет отнесено2: на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств 27 707 руб. [(0, 38 • • 100 + 0,37 • 10 +0,34 • 25 +1,60 • 15) • 375]; на добровольное страхование автотранспортных средств — 26 709 руб.; на добровольное медицинское страхование — 5 584 руб. (табл. 6).

Автором была рассмотрена методика TDABC в деятельности страховых организаций. Применение данной методики позволяет не только упростить расчеты по определению итоговой величины расходов, относимых на конкретный вид страхования, используя преимущества АВС-метода, но и усилить контроль на уровне каждого центра затрат. Принимая во внимание тот факт, что, как правило, под центром затрат в системе TDABC понимается исполнитель, применение методики TDABC позволяет организовать контроль на уровне каждого из исполнителей, определив для каждого из них систему контрольных показателей деятельности. Для специалиста по страхованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Объем внутрихозяйственной деятельности по видам страхования

Показатель Вид страхования Итого

ОСАГО* КАСКО** ДМС***

Количество заключенных 100 80 20 200

договоров страхования

Количество рабочих часов, 10 40 6 56

затраченных на отслеживание

своевременности оплаты страховых премий (взносов)

Количество заключенных 25 30 15 70

дополнительных соглашений

к договорам страхования

Количество расторгнутых 15 10 0 25

договоров страхования

Количество выплатных дел 40 30 30 100

* ОСАГО — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

** КАСКО — добровольное страхование автотранспортных средств. *** ДМС — добровольное медицинское страхование.

Таблица 5

Расчет времени выполнения работ «Специалист по страхованию юридических лиц» по бизнес-процессам в центре затрат

Наименование бизнес-процесса Процент рабочего времени Общее время работы, Совокупная величина драйвера, Время на 1 единицу

ч договоров драйвера, ч

1. Заключение догово- 47 75,2 200,00 0,38

ров страхования

2. Отслеживание 13 20,8 56,00 0,37

своевременности

оплаты

3. Заключение 15 24 70,00 0,34

дополнительных

соглашений к договорам

страхования

4. Расторжение 25 40 25,00 1,60

(досрочное расторже-

ние, происходящее по

инициативе одной из

сторон)

2 При расчете уравнения затрат в коэффициентах формулы имеются погрешности в округлении.

юридических лиц, данная система контрольных показателей деятельности может включать следующие показатели:

— страховая премия, руб.;

— количество заключенных договоров страхования, шт.;

Таблица 6

Распределение затрат между видами страхования по методике TDABC, руб.

Центр затрат Вид страхования Итого

ОСАГО КАСКО ДМС

Специалист по страхованию 27 707 26 709 5 584 60 000

юридических лиц

Специалист по страхованию 25 127 24 873 50 000

физических лиц

Руководитель департамента 23 112 32 789 49 099 105 000

страхования

Руководитель отдела 47 688 53 957 18 355 120 000

урегулирования убытков

Специалист отдела 17 162 25 333 12 505 55 000

урегулирования убытков

Специалист по приему 19 135 15 678 5 187 40 000

заявлений о наступлении

страховых случаев

Аварийный комиссар 42 189 22 811 65 000

Итого 202 120 202 150 90 730 495 000

— средняя страховая премия, руб./шт.;

— количество возобновленных договоров страхования в процентах от количества заключенных договоров страхования;

— количество новых клиентов (по количеству договоров страхования, страхователями по которым выступают новые клиенты) в процентах от количества заключенных договоров страхования;

— количество досрочно расторгнутых договоров страхования в процентах от количества заключенных договоров страхования;

— величина дебиторской задолженности по договорам страхования в процентах от начисленной страховой премии;

— размер просроченной дебиторской задолженности в процентах от общей величины дебиторской задолженности;

— количество испорченных бланков страховых полисов в процентах от количества заключенных договоров страхования;

— соответствие бюджету центра затрат (расчет показателя основан на применении методики

TDABC), %;

— количество внесенных рационализаторских идей, шт.;

— экономия от внесения рационализаторских идей на 1 человека, руб./чел.;

— присутствие на рабочем месте (посещаемость) в процентах от общего количества рабочих дней в месяце.

Предложенная автором система контрольных показателей эффективности и результативности деятельности специалиста по страхованию юридических лиц может быть положена в основу построения системы стимулирования данного сотрудника. Оценка исполнения намеченных показателей производится путем сопоставления плановых и фактических значений показателей, подобным образом осуществляется управленческий контроль. Проводимый анализ достижения нормативных показателей для каждого сотрудника делает предложенную систему обоснованной и действенной, позволяя, выработав систему критериев, оценивать результат деятельности каждого члена команды.

Список литературы

1. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика: пер. с англ. / под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 600.

2. Друр К. Управленческий и производственный учет: пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. C. 215.

3. Шигаев А. И. Учетно-аналитическое обеспечение стоимостно-ориентированного управления / А. И. Шигаев. Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 244 с.

4. Kaplan R. S. Time-driven Activity-Based costing: a simpler and more powerful path to high profits /R. S. Kaplan, S. R. Anderson. Boston: Harvard Business School Publishing Corporation, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.