Научная статья на тему 'Современные методы тренировки по легкой атлетике для легкоатлетов-стайеров'

Современные методы тренировки по легкой атлетике для легкоатлетов-стайеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8871
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
TRAINING / TECHNIQUE / ENDURANCE / RUNNING / ATHLETE-STAYER / ТРЕНИРОВКА / МЕТОД / ВЫНОСЛИВОСТЬ / БЕГ / ЛЕГКОАТЛЕТ-СТАЙЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Ольга Сергеевна, Махов Станислав Юрьевич

В статье рассмотрены основные методы тренировки легкоатлетов-стайеров, определено влияние и роль различных компонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Ольга Сергеевна, Махов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRAINING METHODS IN ATHLETICS FOR ATHLETES-STAYERS

The article describes the main methods of training athletes stayers, the influence and role of the various components on the athlete's body

Текст научной работы на тему «Современные методы тренировки по легкой атлетике для легкоатлетов-стайеров»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ

ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СТАЙЕРОВ

MODERN TRAINING METHODS IN ATHLETICS FOR ATHLETES-STAYERS

Куприна Ольга Сергеевна студентка

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,

г. Орёл, Россия

Kuprina Olga Sergeevna student

Orel State University named after I. S. Turgenev,

Orel, Russia

Научный руководитель: Махов Станислав Юрьевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,

г. Орёл, Россия

Scientific adviser: Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor of the department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I.S. Turgenev,

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены основные методы тренировки легкоатлетов-стайеров, определено влияние и роль различных компонентов на организм спортсмена.

Abstract. The article describes the main methods of training athletes stayers, the influence and role of the various components on the athlete's body.

Ключевые слова. Тренировка, метод, выносливость, бег, легкоатлет-стайер.

Keywords. Training, technique, endurance, running, athlete-Stayer.

В процессе системы многолетней подготовки в легкой атлетике применяются разнообразные методы обучения, воспитания и тренировки.

В процессе тренировки в избранном виде легкой атлетике при развитии физических качеств и повышении уровня функциональной подготовленности широко используются различные методы, основой которых является сочетание нагрузки и отдыха. Разнообразные варианты сочетания нагрузки и отдыха во многом определяют характер воздействия данного метода на организм легкоатлетов. Обязательной составной частью любого метода тренировки являются интервалы отдыха. Продолжительность и характер отдыха во многом определяют направленность нагрузки и желаемый срочный тренировочный эффект каждого занятия. При длительном и непрерывном равномерном беге

или в беге с умеренной интенсивностью направленность воздействия нагрузки на организм легкоатлета ни у кого не вызывает сомнения. Ясно, что в данном случае речь идет о развитии выносливости. Но при наличии интервалов отдыха между отдельными отрезками дистанции, проходимых с различной интенсивностью, порой очень трудно бывает оценить срочный тренировочной эффект. Поэтому необходимо учитывать все компоненты, определяющие характер воздействия того или иного метода на организм легкоатлета. В циклических видах спорта выделяют пять таких компонентов: 1) продолжительность выполнения упражнения (длина преодолеваемых отрезков); 2) интенсивность выполнения упражнений; 3) длительность интервалов отдыха между пробегаемыми отрезками (нагрузками); 4) характер отдыха (пассивный или активный); 5) количество повторений отрезков или упражнений.

На основе изменения всех пяти компонентов нагрузки в легкой атлетике можно определить следующие основные методы тренировки, применяемые в процессе многолетней подготовки для развития физических качеств, воспитания морально-волевых качеств и психологической подготовки:

1. Равномерный метод характеризуется длительным и непрерывным выполнением тренировочной нагрузки в беге без изменения заданной интенсивности от начала до окончания работы. Учитывая особенности бега по пересеченной местности, когда при преодолении подъемов интенсивность работы, как правило, увеличивается, а при спусках падает практически до нуля, термин «равномерный» весьма относителен. В указанных условиях поддержать заданную интенсивность бывает не только трудно, но порой и просто невозможно. В этом случае понятие «равномерный» несколько условно - оно характеризует только общую направленность работы. Стайер при таком задании стараются бежать с одинаковой интенсивностью. При равномерном методе легкоатлеты-стайеры могут передвигаться с различной (заранее

V \ V/ /" и и и

запланированной), но постоянной интенсивностью - слабой, средней, а порой и сильной (главное - сохранить ее в течение всего бега). Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости.

2. Переменный метод заключается в постепенном изменении интенсивности при пробегании заданной дистанции в течение какого-либо времени. Отличительной чертой этого метода является плавное изменение интенсивности - от средней и порой до околопредельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности. Планируя применение переменного метода, тренер дает стайеру задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с повышенной (заданной) интенсивностью. Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции спортсмен определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности (как правило, ускорения выполняются в подъемы). С ростом тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки в целом постепенно увеличивается, но практически не бывает предельной. При оценке нагрузки учитывается общий километраж, пройденный за занятие, количество ускорений в подъемы и километраж (сумма), пройденный в ускорениях. Переменный метод позволяет исключительно широко

варьировать величину и характер нагрузки в зависимости от возраста, задач подготовки, уровня тренированности легкоатлетов. В зависимости от интенсивности и других компонентов переменный метод может быть направлен на развитие специальной или общей выносливости. В определенной мере при соответствующих изменениях в компонентах он может способствовать и развитию быстроты, но это не главное его назначение (быстрота лучше развивается повторным методом). Переменный метод ввиду его значительной универсальности достаточно широко применяется легкоатлетами любой квалификации и возраста (новичками-юношами и взрослыми спортсменами высших разрядов).

3. Повторный метод заключается в многократном прохождении заданных отрезков с установленной интенсивностью. Все эти параметры заранее планируются тренером. Однако интервал отдыха между повторениями жестко не регламентируется, иногда его продолжительность определяется самочувствием спортсмена. В любом случае он должен быть достаточен для восстановления с тем, чтобы легкоатлет мог повторить каждый следующий отрезок с заданной интенсивностью. Интенсивность прохождения планируется из поставленных задач. Повторный метод (на коротких отрезках) применяется в основном для развития быстроты (скорости). В этом случае интенсивность прохождения бывает предельной. Однако повторный метод можно спланировать так, чтобы он способствовал развитию специальной выносливости, - в этом случае длина отрезков увеличивается, а интенсивность снижается до сильной. Этот метод для развития указанных качеств получил широкое распространение практически на любом этапе тренировки в годичном цикле и в многолетней подготовке.

4. Интервальный метод характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха. При тренировке интервальным методом легкоатлет передвигается непрерывно по кругу, чередуя участки со сниженной и повышенной интенсивностью. Интенсивность (повышенная) контролируется по частоте сердечных сокращений. В каждом занятии она бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она может изменяться от сильной до околопредельной. Длина отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью, зависит от задач, поставленных на данное занятие, возраста и подготовленности легкоатлетов. Однако чаще всего применяются укороченные (или средней длины) отрезки. Точная регламентация продолжительности отдыха (снижение интенсивности) в различных тренировках позволяет тренеру изменять направленность нагрузки и величину воздействия. Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости. Он чаще всего используется в тренировке квалифицированных легкоатлетов и только после того, как будет достигнут определенный уровень развития общей и специальной выносливости за счет применения других методов - переменного и повторного. Строго ограниченные интервалы отдыха (не более установленного времени) создают определенную психическую напряженность. Порой каждый следующий отрезок, проходимый с повышенной интенсивностью, приходится начинать на фоне некоторого недовосстановления. Эта «жесткость» интервального метода несколько ограничивает его применение в тренировке юношей. Тренировки этим методом следует проводить под строгим контролем

интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью в конце интервалов отдыха.

5. Соревновательный метод - это проведение занятий или контрольного соревнования в условиях, максимально приближенных к обстановке важнейших соревнований сезона. Он характеризуется соревновательной интенсивностью и требует от легкоатлета полной мобилизации всех своих возможностей. На определенных этапах подготовки этот метод может играть роль основной формы занятий (подготовки), например в период вхождения в спортивную форму незадолго до основных стартов сезона или в периоды между ответственными стартами сезона, когда их разделяет значительный промежуток времени. В таких случаях соревновательный метод используется для поддержания на высоком уровне спортивной формы (подготовленности). Соревнования при достижении определенного уровня тренированности играют важную роль в развитии специальной подготовленности легкоатлетов, дальнейшего совершенствования техники и тактики, в воспитании специальных волевых качеств, а главное, в достижении наивысшей спортивной формы. Соревнования имеют большое значение для дальнейшего совершенствования тактики легкоатлета, приобретения опыта в борьбе с различными противниками и в разнообразных условиях. Однако в подготовке юных легкоатлетов соревновательный метод применяется в ограниченном количестве. Здесь очень важно уделить большую часть времени технической и физической подготовке.

6. Контрольный метод применяется для проверки подготовленности легкоатлета на различных этапах и в периодах годичного цикла. С этой целью проводятся заранее запланированные испытания по одному или целому комплексу упражнений. Контроль за ростом подготовленности и уровнем развития отдельных физических качеств проводится регулярно, в течение всего года, но чаще всего в конце месячных циклов подготовки или в конце этапов периодов. Испытания должны отражать и уровень специальной подготовленности.

При планировании подготовки легкоатлетов следует помнить, что ни один из методов не может считаться универсальным, ни один из них не обеспечит всесторонней и специальной подготовки легкоатлетов и не приведет к достижению высоких результатов. В связи с этим необходимо отметить: сужение круга применяемых методов приводит к однообразной работе, что значительно снижает эмоциональность занятий, повышает психическую напряженность и отрицательно сказывается на работоспособности легкоатлета в целом. Все методы в зависимости от индивидуальных особенностей, квалификации и тренированности легкоатлетов применяются в комплексе и с их разновидностями, что и обеспечивает высокие спортивные результаты.

Список литературы

1. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория,

практика / И. Барчуков; под общ. ред. Н. Н . Маликова - М.: Академия, 2009. - 528 с.

2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие. - 7-е изд., доп.

и перераб. /Ю. И. Евсеев. - М.: Феникс РиЫ,, 2011. - 444 с.

3. Жилкин, А. И. Легкая атлетика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

4. Холодов, Ж. К. Легкая атлетика в школе / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М., 2013. -137 с.

5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений /Л. П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. -160 с.

6. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. - Киев, 2004. - 205с.

References

1. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul'tura i sport: metodologiya, teoriya, praktika [Physical education and sport: methodology, theory, practice]. Moscow, Academy Publ, 2009. 528p.

2. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, Feniks Publ., 2011. 444 p.

3. Zhilkin A. I., Kuzmin V. S., Sidorchuk E. V. Legkaya atletika [Athletics]. Moscow, Academy Publ, 2003. 464 p.

4. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S., Klodnicki G. A. Legkaya atletika v shkole [Athletics in school]. Moscow, 2013. 137p.

5. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. Vvedenie v predmet [Theory and methods of physical culture. Introduction to subject]. St. Peterburg, LAN Publ, 2003. 160p.

6. Platonov V. N. Teoriya i metodika sportivnoy trenirovki [Theory and methodology of sports training]. Kiev, 2004. 205 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.